Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
план-конспект урока по литературе (10 класс)

На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_masterskaya_v_10_klasse_po_pese_ostrovskogo_groza.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Желтинская средняя общеобразовательная школа»

Урок  литературы в 10 классе.

Мастерская построения знаний и творческого письма по драме  А.Н.Островского «Гроза».

Учитель русского языка и

литературы: Шаульская Е.Л.

Цель:

 - формировать речевую компетенцию  обучающихся;    

-  показать новаторство А.Н.Островского в изображении конфликта;

-  работать с лексическим значением слова.

Тип урока:  урок-мастерская (время – 2 урока).

    Мастерская проводится на втором уроке по творчеству писателя, если на первом уже проговорен сюжет, поставлены  вопросы об особенностях конфликта, смысле названия.

   Участников мастерской можно сразу посадить по группам  , парам или по одному представителю(если класс малочисленный)( 4 группы по 5-7 человек вокруг столов).

   При выступлениях групп нужно обязательно предусмотреть повторы, потому что все скажут об одном и том же по-разному – значит, появятся оттенки значений, лучше запомнят , и все успеют записать.

   Занятие помогает осмыслить название драмы, понять и почувствовать причины и особености конфликта, объясняет необходимость «беседы» с критиком.

   Домашнее задание перед проведением мастерской:      

  1. Подумайте о значениях слова «гроза», о смысле названия драмы А.Н.Островского.
  2. Отметьте закладками те страницы, где появляются разные значения слова «гроза» или разные понимания этого явления.
  3. Перечитайте несколько указанных фрагментов пьесы. Подумайте: хотелось бы вам быть жителем или гостем города Калинова? Объясните устно свой ответ.

Ход мастерской.

  1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу? Когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии… Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент (3-4 минуты).
  2. В группах прочитайте друг другу, что вы записали.

Все записывают возможные впечатления (6-8 минут).

В это время на доске пишется эпиграф: «Где ты, гроза – символ свободы? Промчись поверх невольных  вод» А.С.Пушкин.

2.1. Обсудите в группах, и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки слова «гроза» вам знакомы.    Учтите и найденные примеры (по домашнему заданию) из текста пьесы (5 минут).

2.2. Приготовьтесь выступить от группы: опишите возможные впечатления от грозы, возможные значения слова «гроза» (2 минуты).

2.3. Выступления групп (8-10 минут). Предупреждение: повторять уже названные значения обязательно -  так , как записано в группе.

Записи в тетрадях могут быть, например, такими:

-  Гроза – атмосферное явление, бурное ненастье с громом и молнией (словарь);

- бурные события, потрясене, беда;

- кто-то наводящий ужас, внушающий сильный страх;

- «смерть моя» (Катерина);

- «наказание посылается, чтобы мы чуствовали» (Дикой);

- Божий гнев;

- душевное смятение, буря чувств;

- символ свободы

- очищающая стихия, символ обновления, очищения и т.д.

3.  «Темное царство» в «Грозе» А.Н.Островского.

3.1.). Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли был Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством», и почему? Где признаки «темного царства» (или почему вы не соглашаетесь с критиком)? Перечислить свои аргументы – «микроцитаты».

     Предлагаются следующие фрагменты:

1 группа. Кудряш и Шапкин (действие 1, явл. 1). Кулигин и Борис (действие 1, явл. 3; действие 3, сцена 1, явл. 3).    Кулигин и Дикой  (действие 4, явл.2).

2 группа. Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явл. 3 – в середине: Борис о нем). Дикой и Борис (действие 1, явл. 2). Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явл. 2).

3 группа. Кабаниха и Катерина (действие 1, явл. 5 – в конце; действие 2, явл. 7). Кабаниха и Тихон (действие 1, явл. 1).

4группа. Феклуша и Глаша (действие 2, явл. 1). Феклуша и Кабаниха (действие 3, явл. 1). Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явл. 1).

   При чтении фрагментов в группе можно использовать чтение в парах или тройках: каждый перечитывает только часть предложенных амтериалов, а другие лишь заглядывают, чтобы вспомнить. При обсуждении же записываются выводы по всем материалам (5-7 минут). (Получается по 3-5 цитат у каждого).

3.2.). Задание классу: запишите, что такое «темное царство» в городе Калинове (определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «темное царство», потому что…») (3 минуты).

3.3.). Предложения прочитываюся в группах и составляется одно общее определение или рассуждение (5 минут).

3.4.). Группы представляют свое определение, подкрепляя его кратким цитированием. Участники других групп  (самое оригинальное, отсутствующее у них) дописывают (5-7 минут).

4.1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини. А Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее» (словосочетание записывается на доске и в тетрадях). Обсудите в группе и запишите все возможные вопросы к этой мысли Добролюбова (4-5 минут). Влпрос часто требует раъяснения.

       Можно сформулироватьзадание и так: о чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказываение?

4.2. Чтение созданных в группах вопросов (запись вопросов ведется в тетрадях (можно и на доске) (6 минут).

4.3. Выберите один из всез записанных вопросов и ответьте на него в группе (3 минуты).

4.4. Выступление со своим ответом от группы (5 минут).

5.1. На  специальных отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору (10 минут):

А) «Июль я провел(а) в городе Калинове…» (Продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1859-й.)

Б) Почему они такие? (Размышление о жителях города Калинова.)

В) Гроза бы здесь не помешала…(Размышления о нравах жителей города Калинова.)

5.2. Чтение написанных текстов по желанию – вслух (читают  автор или педагог). Остальные можно развесить на стене, чтобы можно было подойти и прочитать. (Так можно начать и следующий урок.)

6. Рефлексия.

(Устно или письменно.) Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте моменты, когда было трудно, было радостно, когда (чему?) удивлялись, когда хотелось спорить. Допишите еще 1-2 предложения – свои размышления о прошедшей мастерской. Можно предложить нарисовать отзыв.

Десятиклассники впервые работали на таком уроке, поэтому большинство отзывов связано с реакцией на этот тип занятия.

7. Домашнее задание после проведения мастерской.

«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», - говорит Катерина Варваре о грозе. Она боится и речей старой барыни, боится явиться грешницей перед Богом…)

На отдельном листе напишите развернутый  ответ на вопрос: «Чего не боится Катерина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастерские построения знаний и творческого письма. Сочинение-рассуждение «Нужно ли заниматься спортом?»

Автор разработки:Долгова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Основная общеобразовательная школа №10 г. Вольска Саратовской области» Педагогическая мастерская – одна из актуа...

Модернистская поэзия серебряного века. Мастерская построения знаний и творческого письма.

Модернистская поэзия серебряного века.Мастерская построения знаний и творческого письма.Поэтический турнир. (2 часа)Эпиграф:...

Смысл названия и основные проблемы рассказа И.А. Бунина "Кукушка" (мастерская построения знаний и творческого письма).

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по рассказу И.А. Бунина "Кукушка" с применением технологии мастерских....

Конспект метапредметного урока английского языка и литературы «Быть или не быть?» (от «Гамлета» к сонетам) Мастерская построения новых знаний.

Смысловые вехи проектирования.Уровень интеграцииТематические / межпредметные связи.Метапредметное понятиеПонятие-символЛичностный уровень.Основная идея урока:интеграция разных видов искусств и их стил...

Урок литературы в 11 классе «Графомания и лирика (по поэзии постмодернизма)» Мастерская построения знаний и творческого письма.

Знакомство с поэзией постмодернизма входит в школьную программу по литературе. Однако на её изучение отводится максимум два часа учебного времени, а с каждым годом объём материала увеличивается. Встаё...

Внеклассное мероприятие Мастерская построения новых знаний, ценностных ориентаций по литературе Бурятии «Я из песенного края, я сын этих гор и вод» (по творчеству Н.Г. Дамдинова).

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе Бурятия предназначена для учителей, которые используют на уроках современные педагогические технологии....

Мастерская построения знаний и творческого письма по произведению И. Шмелёва «Как я стал писателем» (8 класс)

Современная педагогическая технология "Мастерская построения знаний и творческого письма" формирует навыки работы с текстом, анализа художественного произведения; извлечения и преобразования необходим...