Урок - мастерская по литературе в 8 классе по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка" "Береги честь смолоду"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

На данном уроке рассматриваются основные нравственные проблемы произведения: проблема чести и достоинства как центральная проблема произведения. Заканчивается урок-мастерская написанием миниэссе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_masterskaya_kapitanskaya_dochka_pushkina.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Желтинская средняя общеобразовательная школа»

Шаульская Евгения Леонидовна (учитель русского языка и литературы)

УРОК-МАСТЕРСКАЯ в 8 классе по произведению А.С. Пушкина « Капитанская дочка»

Тема урока « Береги честь смолоду»

Цель урока:

- формирование понятие «чести»  на основе  поступков героев повести;

- формировать культурологическую компетенцию;

- коммуникативную компетенцию;

- информационную компетенцию.

Оборудование:  «Дуэль», стихи, тексты для работы (эпизоды произведения)

                                        Ход урока

  1. Слово учителя (индуктор)

Погиб поэт, невольник чести,

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой.

          Что ж, веселитесь, он мучений

          Последних вынести не мог,

          Угас как светоч дивный гений,

          Увял торжественный венок.

         

    Русский язык  включает в себя множество слов.  Сколько их сегодня, пожалуй, не знает никто. Но есть в слова, которые являются важнейшими словами,  это слова – концепты,  в них сосредоточена духовная жизнь народа, в таких словах заключен целый мир, закодированный в звуках и буквах. Слово – концепт  - это сгусток культуры в сознании человека. Сама культура – это совокупность концептов. Это слова совесть, милосердие, благоговение, любовь, душа, красота, великодушие, честь, звезда. Их около 50 таких слов. Как это  мало и как это много, если  постичь и смысл  этих 50 слов во всем многообразии и проявлении.

     Сегодня мы будем работать со словом «Честь».

Были времена, когда понятие чести было важнейшим понятием жизни. В 18-19 веке дворяне  понятие чести  ставили выше даже присяги царю и отечеству. Когда на допросе декабристов  братьев Раевских  царь упрекнул,  что не донесли ему о восстании, сказав при этом: «Где же ваша присяга?». На это  Раевский  ответил:  «Государь! Честь дороже присяги: нарушив  первую, человек не может существовать, тогда, как без второй он может обойтись». Это в то время  появилось выражение: «Слава отечеству, верность царю, честь – никому». Не случайно офицер русской армии,  уходя и прощаясь, говорил «Честь имею». Свою честь защищали на дуэли.

 «Дуэль».

 Слово учителя

 Мы сегодня не случайно будем работать с этим «концептом» Это главная, основная тема повести, она пронизывает всю ткань романа, понятием чести или бесчестья руководствуются в своей жизни герои повести. Эта тема очень важна была для А.С. Пушкина. Она волновала его. Понятие чести  были для него важнее всего. Именно это заставило его прямо ответить на вопрос царя: Пушкин, если бы вы были  во время восстания в Москве, где бы вы были».  Он ответил,  не задумываясь : «Я был бы со своими друзьями на Сенатской площади». Да и погиб он на дуэли, защищая свою честь поэта и честь своей семьи.

Работа со словом. Задания. Работа со словарями.( в классе или дома)

1. Что же такое честь? Какие ассоциации возникли у вас при произнесении этого слова?

 (офицер, солдат, школа,  слово, защита, мундир)

2.Откуда взялось это слово в нашей речи?  Что  мы можем узнать о его  происхождении в этимологическом словаре?

 «Честь» – общеславянское по происхождению слово,  образовано с помощью   суффикса «ть» от «чъсти» . Однокоренные слова: почитать, чтить, читать.

 3.  Какова же родословная этого слова, каковы его слова-родственники?

Однокоренные слова - честный, чествовать, честолюбие, честность.

  4.Что же  означает это слово, в чем его сущность? Понять это, раскрыть

   тайну слова нам поможет «Толковый словарь»

Честь – совокупность моральных принципов (достоинство, нравственность, совесть), которыми человек руководствуется в своем поведении.

 Честь – это хорошая репутация, уважение и почет.

  5.Составьте словосочетания с эти словом: (офицерская, рабочая, профессиональная, высокая, огромная, заслуженная, неожиданная, девичья честь)

  6.С какими же словами это слово сблизилось, связало свою судьбу?

 -  с существительными: чувство чести, понимание чести, вопрос чести, понятие чести.

 -  глаголами: оказать честь, удостоиться чести, принять с честью, беречь, хранить, блюсти, уронить, запятнать, потерять, задеть, оскорбить,  дорожить, ручаться.

 Слово учителя:

  Слово это было столь важным для русского человека на протяжении веков, что оно прочно вошло в пословицы, ведь пословица – это обобщенное  суждение, выверенное наблюдениями и опытом жизни  народа на протяжении веков.

  Какие пословицы с этим словом вы обнаружил?

Каков есть, такова и честь.

За совесть, за честь хоть голову снесть.

Честь окрыляет, бесчестье гнетет.

Где честь, там и правда.
Всякому своя честь дорога.

Честь лучше богатства.

Кто с честью дружит, тот Родине верно служит.

Честь дороже жизни.

Не кусок пирога, а честь дорога.

Чем труднее дело, тем выше честь.

 Пришла честь – сумей ее снести.

  В художественном произведении автор  создает героев в соответствии со своими представлениями, нравственными принципами народа.

Беседа по содержанию произведения «Капитанская дочка»

С какими героями связана эта тема? Какие эпизоды мы можем взять для анализа по этой теме?

1.При ком служил батюшка Петра Гринева?  Почему он ушел в отставку и жил в деревне?

(Служил при  графе Минихе, который остался верен царю Петру  3  во время переворота  Елизаветы. А отец остался верен Миниху и вышел  в отставку)    

 2.Как это характеризует отца Петруши? (это человек чести, верный присяге, ради этого пожертвовал собственной карьерой)

3. Какой наказ  дал отец сыну перед отъездом того в Белогорскую крепость?

 «Прощай сын. Служи верно, кому присягнешь: слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся: и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду»

 Как вы понимаете это выражение?

4. Почему  Гринев заставляет Савельича отдать карточный долг Зурину?

  А как Зурин поступил с Гриневым: честно или бесчестно, и почему вы так думаете?  ( поступил   Зурин с Петрушей бесчестно, ведь он видел, что перед ним совсем еще мальчик,  а он напил его и вовлек в азартную игру. Затем он пообещал ему, что  с выплатой долга можно не спешить, а сам наутро прислал за деньгами. Петруша велит отдать долг, ведь это дело чести, за свои поступки он   должен нести ответственность)

5.  Что послужило причиной,  а что поводом к ссоре между Гриневым и Швабриным?

 

    (Швабрин  грубо цинично отозвался о Маше, оскорбил ее честь

Гринев влюблен. Это первое чистое и светлое чувство. Он пишет стихи о любви, читает их Швабрину как другу, ожидает поддержки и одобрения, может быть совета, а вместо этого грубое, хамское,  циничное высказывание, пошлые намеки. Сам бы он мог стерпеть, но задета честь любимой девушки.   «Самолюбивый стихотворец и скромный любовник!  Послушай дружеского совета: коли хочешь успеть, то советую действовать не песенками»

 Почему  он принял вызов на дуэль? ( Если бы он не принял вызов на дуэль, это бы посчитали за трусость, ему не подали бы  руки, так было принято в свете).

6. Какая пословица здесь подойдет? (Честь дороже жизни)

Каково отношение к дуэли в крепости?

 (С точки зрения простых людей - это «самоубийство»,  «Дурь»(В.Е.)  драться на дуэли -  значит заколоть своего ближнего», «тыкать  железными вертелами, да притопывать» (Савельич) «резаться» (М.И)

Самоконструкция и социализация ( работа в группе)

 Выступления от группы 

Сопоставьте поведение  Гринева и Швабрина  во время взятия крепости и  после  ее падения.

( Гринев готов умереть вместе со всеми «Я уже приготовился к смерти.

Швабрин сразу перешел на сторону врага, оделся по - казацки, льстит, старается угодить Пугачеву, а ведь он давал присягу).

Какие черты характера  капитана Миронова раскрывает автор во время  бунта.

( Бескорыстие, честность, верность присяге, государыне – императрице. Он жил скромно, честно и смерть свою встретил достойно).

 Как ответил Гринев на  предложение Пугачева служить ему?

  ( Честь Гринев понимает, как человеческое достоинство, сплав совести и внутреннего убеждения человека в своей правоте.   Такое же  «человеческое измерение  чести и  долга мы видим у его отца, который, узнав об измене сына, говорит о пращуре, умершем за то, «что почитал святынею своей совести»)

 Что предпринимает  Гринев, получив известие от Маши, что она в руках Швабрина?

  (Перед ним стоит нелегкий выбор: с одной стороны - верность долгу, с другой -  верность любви. Он делает этот нелегкий выбор после того, когда ему отказал в помощи генерал. Они не захотели спасти дочь героя, пожертвовавшего своей жизнью ради Отечества)

 Почему Гринев во время допроса не назвал имени Маши, ведь это помогло бы ему избежать суда?

(Стремлением  не запятнать честь Маши был продиктован отказ  Гринева назвать ее  во время следствия («сама мысль впутать ее имя  между гнусными  изветами злодеев» показалась ему ужасной»  Из всех испытаний он вышел с честью, сохранив в себе достоинство человека.)

  Честь стала в романе  Пушкина мерой  человечности и порядочности всех героев.  Отношение чести  и долгу и развело Гринева и Швабрина.

   Есть ли свои представления о чести у Пугачева?

 Что означают  слова: «и эта рука повинна в пролитой христианской крови. Но я губил  супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в темном лесу, не дома, сидя за печью; кистенем и обухом, а не бабьим наговорам»? Он готов сражаться с противником, но невинных,  сирот он не способен убивать . и он понимает, что  нет ему прощения  за то, что нарушил  законы христианские)

 Как ответил Гринев предложение Пугачева служить ему?  

« Как тебя звать не знаю, да и знать не хочу.  Но бог видит, что жизнью  моей рад бы заплатить тебе  за то, что ты для меня сделал.  Только не требуй того, что противно  чести моей и христианской совести.  Доверши, как начал.  Отпусти меня с бедною сиротою, куда нам Бог путь укажет»

 Почему Пугачев  помог Гриневу  освободить Машу и отпустил их с миром?

 Какие бесчестные поступки совершил Швабрин?

 ( он оклеветал Машу, сообщил отцу Гринева о дуэли,  оклеветал его перед государем, обвинив его в связи с Пугачевым, он удерживал Машу против ее воли, заставляя выйти за него замуж).  

 Выводы

Честность  есть прямая линия, она ближе к истине, нежели кривые

  ( к Батюшков)

Рефлексия: Понравился ли вам урок и чем? Что вы вынесли для себя? Важно ли для нас сегодня это слово? Почему оно необходимо.

 Д\З написать сочинение по теме «Честь дороже богатства)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 8 классе. . «Долгая дорога к счастью…» Картографическое виртуальное путешествие по маршруту героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Авторы:Зимина Е.Н., Самаркина В.П. 2017г.

Разработку урока подготовили   учителя русского языка и литературы   ГБОУ СОШ пос. Береговой   Зимина Елена Николаевна,   Самаркина Вера Павловна -  призёр...

Бинарный урок по литературе, 8 класс. Пугачёв в истории и на страницах литературных произведений: А.С. Пушкина " Капитанская дочка", С.А. Есенина "Пугачёв"

Данный бинарный урок, проводимый учителями литературы и истории, знакомит учеников со сложным и противоречивым историческим лицом - Емельяном Ивановичем Пугачёвым, ставшим литературным героем произвед...

Открытый урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду…»

Цели урока:Образовательная: проверить знание текста повести «Капитанская дочка», освоение учащимися художественного «пространства» произведения;Развивающая: развивать твор...

Литературная игра по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка" "Береги честь смолоду!".

Литературная игра - заключительный урок по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка"....

Методическая разработка урока по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «Береги честь смолоду»

Предмет – литератураКласс – 8 классТема – «Капитанская дочка» - духовное завещание А.С. Пушкина.Цель и задачи урока:образовательная: способствовать вчитыванию учащихся в ...