Урок литературы. Великая Отечественная война на страницах произведений 20 века.
учебно-методический материал по литературе
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с литературой периода ВОВ.
2.Развивать умение слушать учителя, сообщения одноклассников.
Развивать умение конспектирования основного материала урока.
3.Воспитывать чувство патриотизма через изучаемую тему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_vov.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Великая Отечественная война на страницах произведений 20 века.
Никто не забыт. Ничто не забыто.
Эпиграф к уроку:
Пускай до последнего часа расплаты,
До дня торжества – недалекого дня –
И мне не дожить, как и многим ребятам,
Что были нисколько не хуже меня.
Я долю свою по-солдатски приемлю,
Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.
А.Твардовский.
Цели урока:
1.Познакомить уч-ся с литературой периода ВОВ.
2.Развивать умение слушать учителя, сообщения одноклассников.
Развивать умение конспектирования основного материала урока.
3.Воспитывать чувство патриотизма через изучаемую тему.
ХОД УРОКА.
Орг.момент ( организация внимания уч-ся, готовность к уроку)
Постановка целей и задач на урок.
Вступительное слово учителя:
В этом году вся страна будет отмечать 70 годовщину Победы над фашизмом. Говоря на тему ВОВ, наши сердца замирают, трепетный холодок пробегает по телу, потому что война унесла с собой тысячи человеческих жизней, поломала тысячи человеческих судеб и мы гордимся теми людьми, которые отдали свою жизнь за родную землю, за мирное небо над головой, за наше будущее, восхищаемся их мужеству и героизму.
Сегодня на уроке мы познакомимся с литературой ВОВ.
Ваша задача внимательно слушать и конспектировать материал урока, чтобы выполнить правильно тест в конце урока. И вашим дом.заданием будет написание сочинения на тему: «Любимые герои книг о Великой Отечественной войне».
Объяснение нового материала.
Литература ВОВ представлена поэзией, прозой, драматургией.
Начнем с поэзии.
Поэзия военных лет прежде всего была высоко духовна. В ней все мотивы (философские, любовные, публицистические) находились в органичном единстве.
Большой подъем переживали ода и элегия.
Ода- т.е. песнь, элегия –т .е. жалоба.
К одическим стихам можно отнести: « Убей его» К.Симонова, Партизанам Смоленщины» А.Твардовского. В дни войны обострилось чувство родины, понятия Русь, Родина, Россия являлись в лирике поэтов ключевыми.
Игорь Кузнецов нам расскажет стих. « Ракет зеленые огни» Н. Старшинова.
Элегическая поэзия выражала оттенки чувств и настроений: и грусть, и скорбь, и жалость, и сострадание, н -р, стих. «Русской женщине»
М. Исаковского.
Вика Порозова расскажет стих-е- элегию « Письмо и карточка в конверте» Н. Рыленкова.
Хочется выделить из поэтов периода ВОВ Константина Симонова. Творчество К.Симонова в годы войны наполнилось новым содержанием, он один из первых затронул проблему войны и любви. Самое его известное стихотворение « Жди меня» зачитает Алена Ошкина.
В эти годы происходит расцвет жанра песни : песни- гимны, песни- марши, интимно- любовные песни ( « На солнечной поляночке» : « Солдаты идут» Фатьянова.
Известная песня «Священная война» на стихи Василия Лебедева- Кумача укрепляла боевой дух солдат. (прослушать)
Переходим к прозе ВОВ.
Проза ВОВ развивается по линии укрупнения жанров. Проза первого периода войны- очерковые жанры, второго периода - рассказ, к концу войны- повести, а в 1945 г вышел первый роман- « Молодая гвардия» А.Фадеева. Иногда из очерка получалась повесть, как, н-р, у К.Симонова очерк « Дни и ночи» послужил основой повести «Дни и ночи», посвященной Сталинградской битве. Сюжетный костяк- история пехотного батальона. В центре повести- капитан Сабуров и его батальон. Повесть рисует будни войны. Завязки и развязки нет. Это хроника, ход военных действий. Одна из важных мыслей повести- утверждение о том, насколько тяжела война.
Теперь давайте заслушаем сообщения ребят:
Алена расскажет о произведении М.Шолохова « Судьба человека»
( Кто является гл.героем, сюжетный костяк, основная мысль автора произведения)
Аня Будник « Наука ненависти» М.Шолохова.( Гл.герой, сюжет, идея).
Драматургия.
В первые же недели войны были созданы передвижные агитбригады и фронтовые театры на колесах, которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях поставили немало агит-пьес, как правило, сатирических, высмеивавших захватчиков. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей. Позже появляется широкомасштабная драматургия, ставящая крупные нравственно- философские проблемы современности, показывающая героизм советских людей на фронте.
Широко известная пьеса А.Корнейчука «Фронт» (1942) написана в тяжелое время, когда враг рвался к Волге и Кавказу. Драматург поставил в своей пьесе вопрос, волновавший всех: о причинах временных неудач нашей армии, об ошибках военачальников и т.д.
Писали о войне очень много, всех авторов не перечесть, многие из них сами принимали участие в военных действиях и воочию, а не понаслышке знают о войне, запомните их имена: М.Шолохов, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Астафьев, Ю.Бондарев, Вячеслав Кондратьев и др.
Итог урока.
Говоря о всемирно-историческом величии нашей победы, сегодня на уроке мы попробовали прикоснуться сердцами к ее живым истокам, прежде всего нравственным, мы попытались « примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.
Оценки за урок получают ребята, выступавшие на уроке: Алена-5
Вика-5, Игорь-5, Аня-5.
Д/З- написать сочинение «Любимые герои книг о ВОВ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»
Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....
Великая отечественная война на страницах пожелтевших книг..
Воспитание молодежи на примерах истории, ( в данном случае, примерами истории являются книги о Великой Отечественной войне) приобщение ее к опыту предшествующих поколений, является основны...
Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)
Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...
Конспект занятия " Великая Отечественная Война на страницах пожелтевших книг".
Конспект открытого занятия, на тему ВОВ. В форме устного журнала....
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Урок-беседа "Великая Отечественная война в произведениях художников"
Цель : показать учащимся известные и малоизвестные картины художников о войне и через них ра...
Тема Великой Отечественной войны на страницах произведений русских писателей.
Человек на войне.Существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить своё достоинство и моральные принципы./На примере произведений В.П.Астафьева "Пастух...