Урок литературы. Великая Отечественная война на страницах произведений 20 века.
учебно-методический материал по литературе

Можеванова Марина Александровна

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с литературой периода ВОВ.

2.Развивать умение слушать учителя, сообщения одноклассников.

 Развивать умение конспектирования основного материала урока.

 3.Воспитывать чувство патриотизма через изучаемую тему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_vov.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Великая Отечественная война на страницах произведений 20 века.

Никто не забыт. Ничто не забыто.

Эпиграф к уроку:

Пускай до последнего часа расплаты,

До дня торжества – недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,

Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья,

То лучше, чем смерть за родимую землю,

И выбрать нельзя.

А.Твардовский.

Цели урока:

1.Познакомить уч-ся с литературой периода ВОВ.

2.Развивать умение слушать учителя, сообщения одноклассников.

 Развивать умение конспектирования основного материала урока.

 3.Воспитывать чувство патриотизма через изучаемую тему.

ХОД УРОКА.

Орг.момент ( организация внимания уч-ся, готовность к уроку)

Постановка целей и задач на урок.

Вступительное слово учителя:

В этом году вся страна будет отмечать 70 годовщину Победы над фашизмом. Говоря на тему ВОВ, наши сердца замирают, трепетный холодок пробегает по телу, потому что война унесла с собой тысячи человеческих жизней, поломала тысячи человеческих судеб и мы гордимся теми людьми, которые отдали свою жизнь за родную землю, за мирное небо над головой, за наше будущее, восхищаемся их мужеству и героизму.

Сегодня на уроке мы познакомимся с литературой ВОВ.

Ваша задача внимательно слушать и конспектировать материал урока, чтобы выполнить правильно тест в конце урока. И вашим дом.заданием будет написание сочинения на тему: «Любимые  герои  книг о Великой Отечественной войне».

Объяснение нового материала.

Литература ВОВ представлена поэзией, прозой, драматургией.

Начнем с поэзии.

Поэзия военных лет прежде всего была высоко духовна. В ней все мотивы (философские, любовные, публицистические) находились в органичном единстве.

Большой подъем переживали ода и элегия.

 Ода- т.е. песнь, элегия –т .е. жалоба.

К одическим стихам можно отнести: « Убей его» К.Симонова, Партизанам Смоленщины» А.Твардовского. В дни войны обострилось чувство родины, понятия Русь, Родина, Россия  являлись в лирике поэтов ключевыми.

 Игорь Кузнецов нам расскажет стих. « Ракет зеленые огни» Н. Старшинова.

Элегическая поэзия выражала оттенки чувств и настроений: и грусть, и скорбь, и жалость, и сострадание, н -р, стих. «Русской женщине»

 М. Исаковского.

  Вика Порозова расскажет стих-е- элегию « Письмо и карточка в конверте» Н. Рыленкова.

Хочется выделить из поэтов периода  ВОВ  Константина Симонова. Творчество К.Симонова в годы войны наполнилось новым содержанием, он один из первых затронул проблему войны и любви. Самое его известное стихотворение « Жди меня» зачитает Алена Ошкина.

В эти годы происходит расцвет жанра песни : песни- гимны, песни- марши, интимно- любовные песни ( « На солнечной поляночке» : « Солдаты идут» Фатьянова.

 Известная песня «Священная война» на стихи Василия Лебедева- Кумача укрепляла боевой дух солдат. (прослушать)

Переходим к прозе ВОВ.

Проза ВОВ развивается по линии укрупнения жанров. Проза первого периода войны- очерковые жанры, второго периода - рассказ, к концу войны- повести, а в 1945 г вышел первый роман- « Молодая гвардия» А.Фадеева. Иногда из очерка получалась повесть, как, н-р, у К.Симонова очерк « Дни и ночи» послужил основой повести «Дни и ночи», посвященной Сталинградской битве. Сюжетный костяк- история пехотного батальона. В центре повести- капитан Сабуров и его батальон. Повесть рисует будни войны. Завязки и развязки нет. Это хроника, ход военных действий. Одна из важных мыслей повести- утверждение о том, насколько тяжела война.

 Теперь давайте заслушаем сообщения ребят:

 Алена расскажет о произведении М.Шолохова « Судьба человека»

( Кто является гл.героем, сюжетный костяк, основная мысль автора произведения)

Аня Будник « Наука ненависти» М.Шолохова.( Гл.герой, сюжет, идея).

Драматургия.

В первые же недели войны  были созданы передвижные агитбригады и фронтовые театры на колесах, которые в воинских частях, на кораблях, в госпиталях поставили немало агит-пьес, как правило, сатирических, высмеивавших захватчиков. Эти небольшие спектакли имели огромный успех у зрителей. Позже появляется широкомасштабная драматургия, ставящая крупные нравственно- философские проблемы современности, показывающая героизм советских людей на фронте.

Широко известная пьеса А.Корнейчука «Фронт» (1942) написана в тяжелое время, когда враг рвался к Волге и Кавказу. Драматург поставил в своей пьесе вопрос, волновавший всех: о причинах временных неудач нашей армии, об ошибках военачальников и т.д.

Писали о войне очень много, всех авторов не перечесть, многие из них сами принимали участие в военных действиях и воочию, а не понаслышке знают о войне, запомните их имена: М.Шолохов, К.Воробьев, Б.Васильев, В.Астафьев, Ю.Бондарев, Вячеслав Кондратьев и др.

Итог урока.

Говоря о всемирно-историческом величии нашей победы, сегодня на уроке мы попробовали прикоснуться сердцами к ее живым истокам, прежде всего нравственным, мы попытались  « примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оценки за урок получают ребята, выступавшие на уроке: Алена-5

Вика-5, Игорь-5, Аня-5.

Д/З- написать сочинение «Любимые герои книг о ВОВ».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся к 65 летию Победы в Великой Отечественной войне «Героические страницы города Набережные Челны»

Цели: показать мужество и патриотизм героев старшего поколения; продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы....

Великая отечественная война на страницах пожелтевших книг..

Воспитание молодежи на примерах истории, ( в данном случае, примерами истории являются  книги о Великой Отечественной войне) приобщение ее к опыту предшествующих поколений, является основны...

Презентация к внеклассному уроку "Великая Отечественная война в поэзии XX века"(к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Почти 70 лет отделяет нас от времён Великой Отечественной войны. Но переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнутьк смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревог...

Конспект занятия " Великая Отечественная Война на страницах пожелтевших книг".

Конспект открытого занятия, на тему ВОВ. В форме устного  журнала....

Урок-беседа "Великая Отечественная война в произведениях художников"

Цель :       показать  учащимся  известные  и  малоизвестные  картины  художников  о  войне  и  через  них  ра...

Тема Великой Отечественной войны на страницах произведений русских писателей.

Человек на войне.Существует ли на войне, в бесчеловечных условиях, возможность оставаться человеком, сохранить своё достоинство и моральные принципы./На примере произведений В.П.Астафьева "Пастух...