контрольные работы по литературе 9 класс по четвертям и читательская анкета.
методическая разработка по литературе (9 класс)

Лобанцева Юлия Александровна

литература 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс, 1 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 выберите один из предложенных ответов.

А1. Как называется жанр древнерусской литературы - «писание по летам» с поучительными и поэтическими элементами?

а) житие;

б) апокриф;

в) летопись;

г) сказание.

А2. Какое литературное направление было основным в 30-е годы 18 века?

а) сентиментализм;

б) классицизм;

в) реализм;

г) романтизм.

А3. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

а) единство места;

б) единство времени;

в) единство действия;

г) единство языка.

А4. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идиллическая жизнь на лоне природы:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) романтизм;

г) реализм.

А5. Что такое ода?

а) жанр литературы, большое сюжетно-разветвлённое повествование;

б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;

в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;

г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Не пора ль нам, братия, начать

О походе Игоревом слово,

Чтоб старинной речью рассказать

Про деянья князя удалого?

А воспеть нам, братия, его –

В похвалу трудам его и ранам –

По былинам времени сего,

Не гоняясь мыслью за Бояном.

Тот Боян, исполнен дивных сил,

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

Жил он в громе дедовских побед,

Знал немало подвигов и схваток,

И на стадо лебедей чуть свет

Выпускал он соколов десяток.

И, встречая в воздухе врага,

Начинали соколы расправу,

И взлетала лебедь в облака

И трубила славу Ярославу,

Пела древний киевский престол,

Поединок славила старинный,

Где Мстислав Редедю заколол

Перед всей косожскою дружиной,

И Роману Красному хвалу

Пела лебедь, падая во мглу

                        «Слово о полку Игореве»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  житие;                          3) поучение;

2)  летопись;                      4) воинская повесть.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведения?

1)  вступление;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  играет роль вставного эпизода.

A8. Главной темой данного фрагмента является:

1)  описание битвы с половцами;

2)  причины похода Игоря;

3)  характеристика Бояна;

4)  изображение древних русских князей.

А9. Что лежит, по мысли автора, в основе его повествования?

1)  мысли Бояна;

2)  былины времени сего;

3)  фантастические события;

4) древняя сказка.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание старинных песен, созданных Бояном?

1)  выявить отсутствие у Бояна серьезного отношения к жизни;

2)  описать созданные Бояном произведения;

3)  выявить особенности данного повествования и показать его отличие от произведений Бояна;

4) показать, что автор отрицательно относится к Бояну и его творчеству.

ЧАСТЬ 2

В1. Укажите лексическое средство, с помощью которого в произведении характеризуются предметы и явления далекого прошлого («деянья», «сего», «мыслию по древу»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действии (со слов: «Тот Боян...»)

Ответ:__________________________________________________________________________

В3. Из фрагмента выпишите эпитет, который характеризует князя Игоря.

Ответ:__________________________________________________________________________

В4. В тексте отрывка найдите имена всех перечисленных русских князей и выпишите их.

Ответ:_________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Какую роль играют эпитеты, использованные в данном фрагменте «Слова о полку Игореве»?

2 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какова основная тематика произведений древнерусской литературы?

а) религиозно-поучительная;

б) военная;

в) политическая;

г) любовная.                 

А2. Назовите литературное направление России конца 18 века:

а) классицизм;

б) реализм;

в) сентиментализм;

г) романтизм.

        

А3. какой жанр классицизма не относится к «высоким»?

а) сатира;                         в) трагедия;

 б) ода;                        г) эпопея.

А4. Для какого литературного направления характерно тяготение к экзотике, интерес к истории:

а) классицизм;

б) сентиментализм;

в) реализм;

г) романтизм.

А5. Что такое элегия?

а) лирическое стихотворение, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроением грусти.

б) малый литературный жанр, который носит аллегорический характер и заключает в себе моральное или религиозное поучение;

в) прозаический жанр непостоянного объёма, который стремится к сюжету, отражающему естественное течение жизни;

г) жанр лирической поэзии: торжественное, возвышенное, прославляющее произведение.

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Властителям и судиям

Восстал всевышний Бог,

да судит Земных богов во сонме их;

Доколе, рек, доколь вам будет

Щадить неправедных и злых?

Ваш долг есть: сохранять законы,

На лица сильных не взирать,

Без помощи, без обороны

Сирот и вдов не оставлять.

Ваш долг: спасать от бед невинных,

Несчастливым подать покров;

От сильных защищать бессильных,

Исторгнуть бедных из оков.

Не внемлют! видят - и не знают!

Покрыты мздою очеса:

Злодействы землю потрясают,

Неправда зыблет небеса.

Цари! Я мнил, вы боги властны,

Никто над вами не судья,

Но вы, как я подобно, страстны,

И так же смертны, как и я.

И вы подобно так падете,            

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

Воскресни, Боже! Боже правых!

И их молению внемли:

Приди, суди, карай лукавых

И будь един царем земли!

                                        Г.Р. Державин «Властителям и судиям»

А6. К какому жанру классической поэзии относится   стихотворение Г. Р. Державина «Властителям и судиям»?

1)  элегия;                          3) послание;

2) ода;                               4) эпитафия.

А7. Ведущей в стихотворении является тема:

1) любви и дружбы;

2)  законности и беззакония;                  

3)  природы и родины;

4)  свободы и одиночества.

                 

A8. Как называется художественно-выразительное средство, использованное поэтом в строках:         «И вы подобно так падете,

 Как с древ увядший лист падет!»?

1)  метафора;                      3) сравнение;

2)  метонимия;                   4) эпитет.              

А9. Какое чувство вызывают у лирического героя   современные властители?                                  

1)  грусти;                          3) умиления;      

2)  радости;                        4) негодования.

А10. Лирический герой стихотворения:

1) уходит от реальной жизни в мир иллюзий;

2)  заботится о крепостных крестьянах;

3)  напоминает властителям об их долге;      

4)  мечтает о революционном перевороте.

ЧАСТЬ 2

В1. В строке: «Покрыты мздою очеса...» использован синтаксический прием, основанный на нарушении традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот прием.

Ответ:__________________________________________________________________________

В2.  Найдите словосочетание в первой строфе, объясняющее, кто вправе судить царей.

Ответ:__________________________________________________________________________

В3.  Укажите название лексического средства, использованного в следующих словах и словосочетаниях: «мздою очеса», «злодействы», «зыблет».

Ответ:__________________________________________________________________________

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

Ответ:__________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. К чему призывает царей Г.Р. Державин в своем стихотворении «Властителям и судиям»?

Ключи к тестам

9 класс, 1 четверть

Вари-ант

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

1

В

Б

Г

Б

Г

4

1

3

2

3

Устаревшее слово

Поступок

Удалого

Игорь,

Ярослав,

Мстислав,

Редедя,

Роман Красный

2

А

В

А

Г

А

2

2

3

4

3

Инверсия

Всевышний Бог

Устаревшее слово

Ямб



Предварительный просмотр:

9 класс, 2 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Что характерно для реализма?

а) культ не разума, а чувств; главный герой - простой человек, обладающий богатым внутренним миром;

б) конфликты строятся на столкновении разума, чувства и долга; главный герой имеет одну преобладающую черту характера и является исключительно положительным или отрицательным;

в) язык произведений отличается величавостью, пышностью и яркостью; необычность сюжета, обстановки и героев;

г) стремление к многостороннему, широкому, правдивому изображению реальной жизни; главный герой - типичный человек, действующий в обычных обстоятельствах.

А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?

        Духовной жаждою томим,

        В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился;»

 

а) «Я вас любил…»;

б) «Пророк»;

в) «Анчар»;

г) «К морю».

А3. Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

а) анапест;  

б) хорей;

в) дактиль;  

г) ямб .

А4. Какой герой не является действующим лицом романа М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени»?

а)  Вадим;

б)  Вернер;

в)  Грушницкий;

г)  Вера.

А5. Что такое фабула?

а) краткое высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого;

б) употребление слова в переносном значении;

в) цепь событий произведения, о которых повествуется в сюжете в их логической последовательности;

г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.

        Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

 «Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог;

Его пример другим наука:             

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство        

Полуживого забавлять,   

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:               

Когда же черт возьмет тебя!»

                        А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;                        3) быль;      

2)  повесть;                                4) роман.  

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?                                                                                         

1)  играет роль лирического отступления;

2)  открывает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:.

1)  портрет дяди Онегина;

2)  мысли Онегина;

3)  знакомство Онегина с автором;             

4)  воспитание Онегина.               

А9. Какое чувство, по мысли Онегина, овладеет им, когда он будет сидеть у постели больного дяди?

1)  скука;                             3) любовь;

2)  злость;                            4) забота.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей Онегина?

1)  выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2)  показать внутренний мир героя, его образ мыслей;

3)  охарактеризовать отношение Онегина к дяде;

4)  показать жадность Онегина.

ЧАСТЬ 2

В1.  Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать образ и выразить свое отношение к нему («честных», «низкое»).

Ответ:________________________________________________________________________________

В2.  Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его мыслей.

Ответ:__________________________________________________________________________________

В3.  В строках: «Он уважать себя заставил / И лучше выдумать не мог...» использовано нарушение традиционного порядка слов в предложении. Назовите этот синтаксический прием.

Ответ:_________________________________________________________________________________

В4.  Во фрагменте найдите словосочетание, с помощью которого Онегин характеризует заботу о больном дяде.

Ответ:__________________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Почему роман А. С. Пушкина начинается с описания мыслей Онегина? Свою мысль поясните.

2 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Что такое лирика?

а) малая форма эпической прозы, сопоставляемая с повестью как более развёрнутой формой повествования;

б) жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, возвышенное, прославляющее произведение;

в) род литературы, предметом изображения которого является содержание духовной жизни;

г) устное народное творчество, которое отражает жизнь народа, его воззрения и идеалы.

А2. Из какого стихотворения А.С.Пушкина эти строки?

        Шли годы. Бурь порыв мятежный

        Рассеял прежние мечты,

        И я забыл твой голос нежный,

        Твои небесные черты.

а) «Я вас любил…»;

б) «Элегия»;

в) «Сожженное письмо»;

г) «К***» .

А3. Сколько строк в «онегинской  строфе»?

а) четыре;

б) шесть;

в)  семь;  

г) четырнадцать.  

А4. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герои нашего времени» является последней в хронологическом отношении?

а)  «Бэла»;

б)  «Максим Максимыч»;

в)  «Фаталист»;  

г)  «Княжна Мери».

А5 Что такое фабула?

а) заключительная часть произведения, коротко сообщающая о судьбе героев после описанных в нём событий;

б) употребление слова в переносном значении;

в) способ развёртывания, последовательность и мотивировка передачи описываемых событий;

г) малый литературный жанр, заключающий в себе моральное или религиозное поучение.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Грушницкий - юнкер. Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект - их наслаждение: они нравятся романтическим провинциалкам до безумия. Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами - иногда тем и другим. В их душе часто много добрых свойств, но ни на грош поэзии. Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро выходил из круга обыкновенных понятий; спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по-видимому имеющую какую-то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи.

Он довольно остер; эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель - сделаться героем романа. Он так часто старался  уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого-то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель. Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях. Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что-то не русская храбрость!..

Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.

                                                М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;                        3) быль;

2)  повесть;                       4) роман.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  является экспозицией;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:

1)  характеристика Печорина;

2)  описание человеческой доброты;

3)  описание Грушницкого;

4)  судьба офицера.

А9. Какова цель жизни Грушницкого?

1)  вскружить голову молоденькой девушке;

2)  сделаться героем романа;

3)  любовь к родине;

4)  забота о матери.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится описание внешности Грушницкого?

1)  очернить героя в глазах читателей;

2)  показать отношение Печорина к внешности Грушницкого;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героя;

4)  заинтриговать читателя.

ЧАСТЬ 2

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить свое отношение к нему («пышные», «прекрасное», «исключительные»).

Ответ:__________________________________________________________________________

В2.  Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Он хорошо сложен...»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В3.  Из абзаца, начинающегося со слов: «Он довольно...», выпишите объяснение, почему эпиграммы Грушницкого никогда не бывают метки и остры.

________________________________________________________________________________

В4.  В абзаце, начинающемся со слов: «Он довольно...», найдите эпитет, характеризующий храбрость Грушницкого.

Ответ:_________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. На какие особенности характера Грушницкого обращает внимание Печорин?

Ключи к тестам

 9 класс, 2 четверть

Вари-ант

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

1

Г

Б

Г

А

В

4

2

2

1

2

Эпитет

Внутренний монолог

Инверсия

Низкое коварство

2

В

Г

Г

Б

В

4

1

3

2

3

Эпитет

Портрет

… он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

Не русская



Предварительный просмотр:

9 класс, 3 четверть

1 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какого помещика в произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь описывал так?

        На  взгляд он был человек видный; черты лица его не были лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару…

а) Ноздрева;        

б) Манилова;

в)  Собакевича;

г)  Плюшкина.

А2. Как зовут главного героя в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»?

а) Степан Астахов;        

б) Анатолий Соколов;

в) Андрей Соколов;

г) Григорий Мелихов.

А3. К чему стремился главный герой Л.Н. Толстого «Юность»?

а) получить знания;

б) стать богатым;

в) быть смелым;

г) быть порядочным человеком.

А4. Какое литературное направление определяло раннюю лирику А.А. Блока?

          а) футуризм;        

б) символизм;

в) акмеизм;

г) реализм;

А5.  Что такое юмор?

а) троп, основанный на намеренном преуменьшении;        

б) вид комического, когда забавное таится под маской серьезного и скрывает в себе чувство превосходства или скептицизма;

в) изображение героев в смешном виде, смех весёлый и доброжелательный;

г) способ проявления комического, заключающиеся в уничтожающем осмеянии явлений и характеров, которые кажутся автору порочными.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки: отставные подполковники, штабс-капитаны, помещики, имеющие около сотни душ крестьян, - словом, все те, которых называют господами средней руки. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод. Въезд его не произвел в городе совершенно никакого шума и не был сопровожден ничем особенным; только два русские мужика, стоявшие у дверей кабака против гостиницы, сделали кое-какие замечания, относившиеся, впрочем, более к экипажу, чем к сидевшему в нем. «Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?»  — «Доедет», - отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» - «В Казань не доедет», - отвечал другой. Этим разговор и кончился. Да еще, когда бричка подъехала к гостинице, встретился молодой человек в белых канифасовых панталонах, весьма узких и коротких, во фраке с покушеньями на моду, из-под которого видна была манишка, застегнутая тульскою булавкою с бронзовым пистолетом. Молодой человек оборотился назад, посмотрел экипаж, придержал рукою картуз, чуть не слетевший от ветра, и пошел своей дорогой.

                                        Н.В. Гоголь «Мертвые души»

А6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1)  рассказ;                        3) поэма;

2)  повесть;                        4) роман.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?    

                                                   

1)  является экспозицией;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:    

1)  жестокость времени по отношению к человеку;

2) распорядок дня Чичикова;

3) въезд в губернский город господина средней руки;

4) нравы губернского города.

А9. Какие черты внешности Чичикова являются определяющими?

1)  орлиный взгляд;

2)  ничем не выделяется;

3)  необычная красота;

4)  красные руки.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится диалог двух русских мужиков по поводу колеса брички?

1)  удивить читателя;

2)  охарактеризовать богатство Чичикова, его материальный достаток;

3)  показать, что человека поглотили вещи;

4)  описать подробно бричку.

ЧАСТЬ 2

В1. Укажите термин, которым в литературоведении называют скрытую насмешку, когда выражение употребляется в противоположном значении тому, что есть на самом деле («во фраке с покушеньями на моду»).

Ответ:__________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «В бричке сидел...»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В3. Из фрагмента выпишите сочетание слов, которое характеризует принадлежность Чичикова к особому роду людей.                                                      

Ответ:_________________________________________________________________________

В4.  Во фрагменте найдите слово, которое объясняет, какое впечатление на жителей губернского города произвела бричка Чичикова.

Ответ:__________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. С какой целью Чичиков приехал в губернский город?

2 вариант

ЧАСТЬ 1

        При выполнении заданий А1 – А10 вберите один из предложенных ответов.

А1. Какого помещика в произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголь описывал так?

        Лицо его не представляло ни чего особенного… один только подбородок выступал очень далеко вперед… маленькие глазки бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши.  

а) Ноздрева;        

б) Манилова;

в)  Собакевича;

г)  Плюшкина.

А2. Какое произведение М.А. Шолохова переведено на 80 языков мира?

а) «Донские рассказы»;        

б) «Тихий Дон»;

в) «Судьба человека»;

г) «Поднятая целина».

А3. Какое, с точки зрения главного героя повести Л.Н. Толстого «Юность», «главное и самое важное подразделение» людей?

а) на богатых и бедных;        

б) на добрых и злых;

в) на умных и глупых;

г) на порядочных и непорядочных.

А4. Какие художественные средства выразительности использованы в строке

С.А. Есенина: «Отговорила роща золотая…»? 

а) гипербола и метафора;        

б) сравнение и градация;

в) олицетворение, эпитет, инверсия;  

г) олицетворение, инверсия.  

А5. Что такое сатира?

а) троп, основанный на намеренном преувеличении;        

б) вид комического: беспощадное, уничтожающее высмеивание общественного явления или лица;  

в) вид комического, соединяет насмешку и сострадание;

г) изображение героев в смешном виде, смех весёлый и доброжелательный.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А5 – А10, В1 – В4. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском:

- Здорово, браток!

- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.

Мужчина наклонился к мальчику, сказал:

- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька.

Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.

Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:

- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?

С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.

- Какой же я старик, дядя?  Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные  -  снежки катал потому что.

Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:

- Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужичинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.

A6. Определите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

1) рассказ;                          3) быль;

2)  повесть;                        4) роман.

А7. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?

1)  открывает повествование;

2)  завершает повествование;

3)  является кульминацией сюжета;

4)  является завязкой сюжетного действия.

A8. Главной темой данного фрагмента является:

1) образ жизни шофера;

2)  встреча рассказчика с немолодым мужчиной и мальчиком;

3)  красота природы;

4)  жизни и смерти.

А9. Какую форму имеет повествование в произведении М. А. Шолохова «Судьба человека»?

1)  повествование от 1-го лица;

2)  повествование от 3-го лица;

3)  рассказ в рассказе;

4)  форму монолога.

А10. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?

1)  выявить отсутствие в герое серьезного отношения к жизни;

2)  показать детскую непосредственность;

3)  охарактеризовать психологическое состояние героя;

4)  объяснить трудность характера ребенка.

ЧАСТЬ 2

B1. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В2. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне...»).

Ответ:_________________________________________________________________________

В3.  Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины...», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.

Ответ:_________________________________________________________________________

В4.  В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной...», найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнесся к незнакомому шоферу.

Ответ:__________________________________________________________________________

ЧАСТЬ 3

Дайте связный ответ на вопрос в объеме 5 – 10 предложений

С1. Охарактеризуйте характер взаимоотношений между Андреем Соколовым и мальчиком. Как герои относятся друг к другу?

        

Ключи к тестам

9 класс, 3 четверть

Вари-ант

 

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

В1

В2

В3

В4

1

Б

В

Г

Б

В

3

1

3

2

3

Ирония

Портрет

Господин средней руки

Не произвел никакого шума

2

Г

Б

Г

В

Б

1

1

2

3

2

Сравнение

Портрет

Устало

С трогательной детской доверчивостью



Предварительный просмотр:

Выявить уровень читательских интересов и выяснить особенности развития учащихся в 9 классе поможет читательская анкета «Юный читатель XIX века» (см. Приложение). Особенно актуальна данная анкета будет тогда, когда учитель берет класс, в котором не работал с 5-8 учебные года. Данная диагностика призвана подсказать учителю те методы и приемы, которые будут особенно удачны при работе в данном классе.

Цели создания КИМ:

- проверить знания учащихся в области литературоведения, культурологии,

- проконтролировать степень знания авторства и понимания содержания литературных произведений;

 - проверить сформированность навыка анализа литературного произведения, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных письменных высказываний.

Учебники, материалы, документы, использованные при разработке КИМ:

  1. Литература. 9 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. Л64 В 2ч. / авт.-сост.В.Я. Коровина [и др.]. – 15-е  изд., доп. – М. : Просвещение, 2015.

  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе:  9 класс. 4-е издание перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.

  1. Тесты по литературе: 9 класс: к учебнику-хрестоматии  В.Я. Коровиной и др.  «Литература: 9 класс» / Н.А. Миронова – М.: издательство «Экзамен», 2007.  

  1. Контрольно-измерительные материалы. Литература 9 класс / Сост. Е.С. Ершова. – М.: ВАКО, 2010.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы, 10-11 классы. Под редакцией В.Я. Коровиной. – 9-е изд. М.: Просвещение, 2007.

Проверяемые разделы федерального образовательного стандарта:

- древнерусская литература;

- русская литература XVIII века;

- русская литература XIX века;

- русская литература XX века.

Число заданий в каждом варианте КИМ:

Проверочная работа состоит из 3 частей и имеет следующую структуру:

- часть 1: 10 заданий с выбором ответа (А), требующих выбора одного из предложенных ответов;

- часть 2: 4 задания с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов.

- часть 3: 1 задание с развернутым ответом (С), требующее написание ответа в объеме 5 – 10 предложений.

Время выполнения КИМ: 40 минут

Критерии оценки:

За каждый правильный ответ на задания А1 – А10, В1 – В4 дается 1 балл, за задание С максимально обучающийся получает 3 балла в соответствии с нижеприведенными критериями: развернутый ответ в размере 5 – 10 предложений.

Точность и полнота ответа

Баллы

а) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания: аргументировано отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) обучающийся обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и/или подменяет рассуждения пересказом текста, и \или допускает одну фактическую ошибку

2

в) обучающийся упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и \или допускает 2 – 3 фактические ошибки

1

г) обучающийся неверно отвечает на вопрос, и \или дает ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3

Полученные баллы суммируются. Таким образом, максимальный балл за выполнение всей работы – 17.

Перевод в пятибалльную систему оценивания осуществляется следующим образом:

Отметка «5» - 17 – 15 баллов;

Отметка «4» - 14 – 12 баллов;

Отметка «3» - 11 – 9 баллов.



Предварительный просмотр:

Читательская анкета «Юный читатель XXI века»  


1) Если у вас есть домашняя библиотека, то расскажите немного о ней (сколько примерно в ней книг, давно ли она существует, пополняется ли она в настоящее время и какими книгами — научными, техническими, художественной литературой (свой вариант ответа).                                         2) С какой областью знания в основном связаны ваши читательские интересы?
3) Согласны ли вы с утверждением, что интернет сделает ненужными библиотеки? А в какой древней библиотеке вы бы хотели побывать?
4) Как вы любите проводить своё свободное время (общаться с друзьями; «общаться» с компьютером; смотреть телевизор; читать книги; заниматься
спортом и т. п.)?
5) Какое произведение произвело на вас бóльшее впечатление?
6) Какое произведение вы посоветуете прочитать одноклассникам?
7) Ваш любимый писатель (поэт) — …
8) Вашей любимой книгой сегодня является…
9) Прокомментируйте высказывание великого русского педагога  В.А.Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения,— невоспитанный человек, нравственный невежда». Согласитесь или опровергните это мнение, аргументируя свой ответ.

10) Русский философ В. Розанов считал: «Книгу нужно уметь находить; её надо отыскивать; и, найдя,— беречь, хранить…». Удалось ли вам уже найти такие книги? Расскажите о них.
11) Подумайте над словами русского философа Л. Шестова: «Читатель существует для писателя». Можно ли перефразировать эту цитату и сказать, что и писатель существует для читателя? Аргументируйте своё мнение.

12) Ф.Бэкон считал, что «книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».  Корабль из какого века вы бы встретили радостнее и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по литературе за 3 четверть. 8 класс.(программа Коровиной)

В работу вошли вопросы и задания по произведениям, изученным в 3 четверти....

Контрольная работа по литературе за III четверть (7 класс)

Контрольная работа по литературе за III четверть (7 класс) состоит из 4 заданий, которые включают в себя вопросы о писателях, по теории литературы, отрывки из произведений....

Контрольная работа по литературе за 1 четверть в 7 классе ( программа Г.С. Меркина).

Контрольная работа по литературе за 1 четверть в 7 классе ( программа Г.С. Меркина)....

контрольная работа по литературе (1-я четверть) 7 класс

вопросы и задания для проверки знаний учащихся по литературе (7 класс 1 четветрь)...

Контрольная работа по литературе за третью четверть. 6 класс

Материал можно использовать при проведении контрольной работы по литературе в 6 классе. Автор-составитель программы - Г.С.Меркин....