Урок внеклассного чтения в 6 классе "Маленькие герои большой войны"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Овчинникова Валентина Григорьевна

Кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам. Именно поэтому, очень важно на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения уделять внимание произведениям о Великой Отечественной войне.Изучение темы Великой Отечественной войны в художественных произведениях  очень важно для 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Овчинникова Валентина Григорьевна

«Маленькие герои большой войны»

(обсуждение повести В.Богомолова «Иван»)

Ему столько пришлось пережить, что нам и не снилось…

В. Богомолов

Вопросы и задания к уроку.

Повесть В. Богомолова «Иван»

1. Портрет главного героя. Что вас удивило в Иване Бондареве?

2. История жизни. (пересказ по гл.4). .

3. Почему автор назвал именно так свое произведение?

Цель урока: 1. На примере судьбы главного героя показать трагедийность войны, отразившейся в «подраненном» ею поколении, показать быстрое гражданское возмужание детей военного времени.

2. Учить сравнивать, сопоставлять произведения разных видов искусства

3. Формировать в детях гуманистическое неприятие войны.

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня наш урок называется «Детство, опаленное войной».

Мы продолжим тему, начатую стихами, - тему Великой Отечественной войны. Продолжим её, размышляя над повестью Владимира Богомолова «Иван».  

Сначала познакомимся с автором книги.

Рассказ подготовленного ученика о писателе:

Владимир Осипович Богомолов родился 3 июля 1926 года в деревне Кириллово Московской области, жил без отца, вскоре переехал в Москву. В начале Великой Отечественной войны пятнадцатилетний Богомолов ушел на фронт, был воспитанником полка, а в октябре 1941 года уже побывал в боях. Он был крепким, рослым. Летом 1943 года (в 17 лет!) получил первое офицерское звание.

На войне Богомолов был десантником и разведчиком. Военная служба стала для него не столько профессией, сколько судьбой, которую он сам выбрал в те дни, когда Родина была в опасности. С армией Богомолов прошел Украину, Белоруссию, Польшу, Германию, а затем Маньчжурию, был ранен, награжден орденами и медалями, демобилизовался в 1951 году.

В литературу Богомолов пришел в середине 50-х годов, примерно через десятилетие после окончания войны. За это время отстоялось все, что связано было с грозными ее годами, улеглась острая боль, притаилась, но не ушла совсем. Сердце не успокаивалось, требовало высказать то, во имя чего сражались и отдали свои жизни люди разных поколений. «Сердца моего боль» — так назвал Богомолов один из ранних своих рассказов (1963), герой которого, вспоминая прошлое, своих не вернувшихся войны друзей, горько думает о том, сколько жизней унесла война.

Литературная биография Богомолова началась в 1958 году, когда была опубликована первая его повесть «Иван».

  1. Беседа по содержанию повести.

1.- Каким мы видим главного героя повести – Ивана? (по гл.1)

( с.7 «Худенький мальчишка лет 11, весь посиневший от холода и дрожащий; на нём были мокрые, прилипшие к телу рубашка и штаны; маленькие босые ноги по щиколотку были в грязи» ;

с. 8. «Настороженно-сосредоточенный взгляд больших, необычно широко расставленных глаз. Лицо у него было скуластое, темновато-серое от въевшейся в кожу грязи. Мокрые, неопределенного цвета волосы висели клочьями. В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и, как мне показалось, недоверие и неприязнь».

С.10. «Он был совсем ещё ребенок, узкоплечий, с тонкими руками и ногами, на вид не более десяти –одиннадцати лет, хотя по лицу, угрюмому, не по-детски сосредоточенному, с морщинками на выпуклом лбу, ему можно было дать, пожалуй, и все тринадцать».

С.11. «Повыше, над правой лопаткой, багровым рубцом выделялся шрам, как я определил, от пулевого ранения».

С.12. «Вид у него был жалкий, измученный, однако держался он независимо, … говорил же со мной уверенно и даже властно».

С.18. «Вымывшись, он оказался светловолосым и белокожим… Уши у него были маленькие, розовые, нежные… правое было прижато, левое же топырилось. Примечательным в его скуластом лице были глаза, большие, зеленоватые, удивительно широко расставленные…»)

2.- На что особенно обращает наше внимание автор?

( - глаза: большие, необычайно широко расставленные;

- лицо: угрюмое, не по-детски сосредоточенное, напряженное;

- шрам от пулевого ранения;

- поведение: держался независимо, даже властно)

3. - Что вас удивило в Иване Бондареве?

(Противоречие во внешности и поведении)

Вывод: Действительно, автор, рисуя портрет своего героя, указывает на противоречие: с одной стороны, перед нами совсем ещё ребенок, худенький, с нежно-розовыми оттопыренными ушами, с другой - взрослый человек, солдат, много переживший, получивший боевое ранение.

4. - Кто же он, Иван Бондарев? Что нам известно о его прошлом? (С.41)

(Иван Бондарев (Буслов) – мальчишка 12 лет. Из Гомеля, что в Белоруссии. Отец-пограничник погиб в первый день войны. Сестренка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Что стало с матерью, где она – неизвестно. Он был в лагере смерти в Тростянце, воевал в партизанском отряде, был отправлен в интернат, откуда сбежал. Сейчас он служит в полковой разведке).

5. - Почему Иван не остался в интернате? Как он сам объясняет свой поступок? Что о нём говорят его друзья-разведчики?

(с. 45-46 «Тягостно там, живёшь крупу переводишь. И знай зубри… А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».

с.29. Катасонов: «Ему ненависть душу жжет».

с.41.Холин: «Ему столько довелось пережить, что нам и не снилось. Он и в партизанах был, и в Тростянце – в лагере смерти… У него на уме одно – мстить до последнего. Я никогда не думал, что ребенок может так ненавидеть!»)

6. - Иван говорит, что приносит пользу. Мне кажется, то, что он делает, называется иначе – подвиг. Подтвердите мою мысль.

С. 42. Холин: « То, что он делает, и взрослым редко удается. Он один дает больше, чем ваша разведрота. Они лазят в боевых порядках немцев не далее войскового тыла. А проникнуть и легализироваться в оперативном тылу противника и находиться там 5-10 дней разведгруппа не может. И отдельному разведчику это редко удается. А подросток, бездомный побирушка – быть может, лучшая маска для разведки в оперативном тылу».

С.7. Мальчик осенью переплыл Днепр (а это большая, широкая река) при температуре пять градусов, что не под силу даже хорошему взрослому пловцу, чтобы передать добытые в фашистском тылу сведения. Перед читателем предстает ненастная, темная, холодная октябрьская ночь 1943 года.

Ночь, когда 12-летний мальчишка в одиночку переплывал Днепр.

— Гальцев утверждается во мнении, что Ивана на этот берег доставила лодка, он даже в мыслях не допускает, что мальчик переплыл 500-метровый днепровский плес при температуре воды +5 градусов, если переправа исключительно трудна при +15 градусах даже и для хорошего пловца. И лишь по приезде Холина Гальцев узнает, что Иван действительно переплыл сам.

Вот как скупо, заново все переживая, рассказывает об этом капитану сам Иван:

С.22-23. «— В Диковке немцев — к берегу не подойдешь, — сказал мальчик, виновато улыбаясь. — Я плыл от Сосновки. Знаешь, на середке выбился да еще судорога прихватила — думал, конец...

— Так ты что — вплавь?! — изумленно вскричал Холин.

— На полене. Ты не ругайся — так пришлось. Лодки наверху и все охраняются. А ваш тузик в такой темноте, думаешь, просто сыскать? Враз застукают! Знаешь, выбился, а полено крутится, выскальзывает, и еще ногу прихватило, ну, думаю, край! Течение!.. Понесло, понесло, не знаю, как выплыл.

Сосновка был хутор выше по течению, на том, на вражеском берегу, - мальчика снесло без малого на три км. Было просто чудом, что ненастной ночью, в холодной октябрьской воде, такой слабый и маленький, он все же выплыл...»

Не только у Гальцева и Холина после этих слов, наверное, и у вас слезы сжали горло?

7.- Какими качествами обладает мальчишка?

(мужество, отвага, выносливость, героизм)

СЛОВАРЬ

Мужество- храбрость, присутствие духа в опасности (проявить мужество, стойкость)

Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке (героизм защитников Родины)

Отвага – смелость, бесстрашие, храбрость (проявить отвагу)

Храбрость – мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость (беззаветная храбрость

8. - Какой ещё эпизод говорит о мужестве мальчика?

(Холодной осенней ночью мальчишка снова отправляется на задание: ему надо пройти через передовую, на 50 км углубиться во вражескую территорию, причем 20 км надо пройти до рассвета. «И на каждом шагу он может напороться».)

9. – Какое чувство испытывают взрослые, отправляя мальчонку на опасное задание?

(Холин очень волнуется, мыслями он все время с мальчиком) (с.60)

Прочитаем окончание гл.7. (с.65) Проанализируйте поведение и состояние разведчиков

(Отправляя ребенка, взрослые сдержанны. Ласковые слова здесь малоуместны: нельзя же жалеть мальчишку, а потом снаряжать туда, где не им, а ему придется рисковать жизнью…Взрослые боевые офицеры как бы даже стесняются Ивана, им неловко, беспокойно. В них неустранимо живет горькое сознание вины : мы, сильные, вооруженные, здесь, среди своих , а он, полураздетый, полуголодный, беззащитный, скитается там, во вражеском тылу, за вершок от смерти).

10. - Зимой 1943/44 года разведчик Иван Бондарев (Буслов) погиб.

Гл. 9, с. 71 - чтение финала повести.

11.- Ребята, какое чувство возникло у вас, когда вы узнали о гибели Ивана?

(Жалость, потому что он совсем ещё ребенок; восхищение мужеством мальчика; его стойкостью, ненависть к предателю-полицаю)

12. - Почему автор назвал именно так свое произведение?

(Иван, а не Ваня, потому что у него недетская судьба. Горя и страданий он перенёс столько, что не каждому взрослому под силу такая ноша.

Иван – самое распространенное русское имя).

- 13. Чего хотел автор от нас, читателей, написав эту повесть?

(Автор хотел, чтобы мы учились мужеству и стойкости, помнили о подвиге завоевавших победу и гордились ими;

поняли, сколько страданий, боли и горечи приносит война, как она губит и старого и малого)

Автора, который сам мальчишкой прошел войну, невозможно упрекнуть в неправде. Мы верим, что жил такой мальчик-герой Иван Буслов. И не только потому, что так пронзительно-правдиво создан этот образ, но ещё и потому, что знаем сотни примеров героизма детей.

II. Рассказы учвщихся о детях-героях 

После оккупации города Любани фашистами в его районе стал действовать партизанский отряд. В нем сражались три школьника из окрестных деревень — Маркс Кротов, Альберт Купша и Коля Рыжов.

Юные партизаны получили задание показывать советским самолетам дислокацию вражеских войск. С их помощью были уничтожены сотни гитлеровцев, десятки автомашин с боеприпасами, склады с оружием.

В конце 1942 года ребята пробрались ночью к немецкому аэродрому и ракетой указали цель нашим бомбардировщикам. Вражеские самолеты, ангары, бензохранилище были сожжены.

По доносу провокатора фашисты схватили юных партизан и казнили их.

Ученицу школы № 74 Ленинграда Нину Куковерову война застала на даче около поселка Тосно Ленинградской области. Когда фашисты заняли дерезню, Нина установила связь с подпольным райкомом комсомола и стала собирать разведывательные сведения для партизанского отряда, разносить по деревням листовки и сводки Совинформбюро о положении на фронтах.

Однажды проникнув в расположение крупного карательного отряда, она точно установила, где размещены вражеские орудия, пулеметы, танки. Получив от нее сведения, партизаны разгромили карателей.

Гитлеровцы схватили юную ленинградку и после мучительных пыток казнили ее.

Среди четырех пионеров, удостоенных за героизм при защите Родины высокого звания Героя Советского Союза, есть и ленинградка — Зина Портнова.

Летом 1941 года она с младшей сестрой гостила у бабушки в деревне, недалеко от Витебска. Когда туда пришли фашисты, Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». По заданию партизан ребята расклеивали в деревнях листовки, выясняли, сколько там немецких солдат, где расположены пулеметы, учились метко стрелять. Зина поступила работать в офицерскую столовую, собирала там ценные сведения и через сестру передавала их партизанам. Мстя за расстрелянных и замученных товарищей, она отравила большую группу фашистских карателей. После этого Зину переправили в партизанский отряд.

Однажды фашисты схватили юную разведчицу. Во время допроса в гестапо она сумела застрелить следователя и дежурного офицера. Убежать ей не удалось. Зину пытали, но она ничего не сказала врагам.

И стихотворение Марка Вайцмана написано об Иване и других ребятах, отдавших свои маленькие горячие отважные сердца борьбе с немецко-фашистскими захватчиками.

(читает ученик)

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным,

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

С холщовой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос...

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка — Связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной...

(М. В а й ц м а н)

Выводы.

Повесть «Иван»- книга о мужестве, стойкости и героической смерти мальчишки, так быстро повзрослевшего, потому что его детство опалено войной, Мы должны помнить о том, сколько страданий, боли и горечи приносит война, помнить подвиге завоевавших победу и гордиться ими.

Художественный фильм «Иваново детство»- повествование о том, каким должно быть детство и каким оно было на самом деле. В фильме использован приём кольцевой композиции, он не заканчивается, как книга, на трагической ноте, в этом его жизнеутверждающая сила.

Заключительное слово учителя.

Я уверена, что такие как Иван Буслов, Зина Портнова, Марат Казей, Саша Ковалев, станут идеалами для вас, потому что у них нужно учиться мужеству, стойкости духа, любви к Родине.

Прочитайте о героях-ровесниках в книгах: (перечень книг)

Домашнее задание.

1) поделитесь впечатлениями о книге и фильме со своими близкими, расскажите дома о том, что вы узнали сегодня на уроке;

2) узнайте, что рассказывали вашим родителям их бабушки и дедушки (ваши прабабушки и прадедушки) о своем военном детстве, запишите их рассказ;

3) сходите в библиотеку, возьмите и прочитайте книгу о войне


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо"

Данный урок посвящён детям войны. При подготовке к уроку дети прочитали книги В.Богомолова "Иван", А.Лиханова "Последние холода", стихи о войне. Класс был разделён на группы, каждая имела своё задание...

Презентация к уроку внеклассного чтения в 6 классе"У войны не детское лицо"

В презентации представлены материалы к уроку внеклассного чтения в 6 классе "У войны не детское лицо" Дан иллюстративный материал, аннотации к использованнымна уроке произведениям, список книг для чте...

Урок внеклассного чтения в 9 классе. Спрятанная война в Афганистане в произведении Светланы Алексиевич "Цинковые мальчики"

Урок внеклассног чтения по произведению С Алексиевич "Цинковые мальчики." В данной разработке помещен материал урока и презентация к уроку. Урок посвящен афганской войне....

Урок внеклассного чтения в 7 классе "Эхо войны" в произведении В Конецкого "Кто смотрит на облака"

Презентация к разделу "О тех, кто не участвует" учебно-методического комплекса "Вокруг тебя - Мир", разработанный в рамках образовательной программы "Распространение знаний о международном гуманитарно...

8,9 класс Презентация урока внекласснного чтения на тему" Литература о войне"

В презентации представлены книги, входящие в школьную программу, и современные книги о войне....

Внеклассное мероприятие "Маленькие герои большой войны"

         9 мая наша страна будет отмечать знаменательное событие Великой Победы. Сегодня я расскажу вам  о  детях, которые помогали взрослым приближать э...