Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса
рабочая программа по литературе (10 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_10_klass.docx360.89 КБ

Предварительный просмотр:

F:\сканы титульники\лит10.JPG

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 класса составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Образовательной  программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.
  • Федерального государственного образовательного стандарта, учебного плана, примерной программы основного общего образования по литературе с учетом авторской  программы по литературе для общеобразовательных учреждений (базовый уровень):  Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В. И., Лебедев Ю. В. – М.: Просвещение, 2017.

Рабочая программа по литературе для 10 класса рассчитана на 102 часв, по 3 часа в неделю, 34 недели.

I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «ЛИТЕРАТУРА» В 10 КЛАССЕ

Личностные результаты обучения:

  • российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
  •  сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  •  сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  •  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности;
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
  •  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
  •  эстетическое отношение к миру;
  •  принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты обучения:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  •  умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  •  владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  •  умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учѐтом гражданских и нравственных ценностей;
  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
  •  владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX века;
  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  • основные теоретико-литературные понятия курса литературы 10 класса.

Учащиеся должны уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  • определять род и жанр произведения;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  • аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению;
  • писать эссе на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 10 КЛАССЕ

«Литература. 10 класс» (102 часа 3 часа в неделю)

Раздел 1. Введение (1 ч.): Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Раздел 2. Литература первой половины XIX века (8 ч. + 1 ч.): Русская литература первой половины XIX века. А.С. Пушкин: краткий обзор жизни и творчества. Философская лирика поэта. Человек и история в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Тема «маленького человека». М.Ю. Лермонтов: жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Философские мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Н.В. Гоголь: обзор жизни и творчества. Обобщающее значение гоголевских образов. Н.В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести». Н.В. Гоголь «Невский проспект» и «Нос». Сочинение по теме «Петербург в литературе первой половины XIX века. Контрольная работа по теме «Литература первой половины XIX века».

Раздел 3. Литература второй половины XIX века  (71 ч. + 14 ч.): Обзор русской литературы второй половины XIX века. Характеристика русской прозы, журналистики и литературной критики второй половины XIX века. А. Н. Островский – создатель русского национального театра. Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров. Город Калинов и его обитатели. Протест Катерины против «темного царства». Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза».Драма А.Н. Островского  «Гроза» в зеркале русской критики. Сочинение-рассуждение по драме А.Н. Островского «Гроза». И.А. Гончаров: жизнь и творчество. Роман «Обломов». Место романа в творчестве писателя. Обломов и посетители. Обломов – «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Глава «Сон Обломова» и её роль в романе «Обломов». Два типа любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». Обломов и Ольга Ильинская. Борьба двух начал в Обломове. Попытки героя проснуться. Обломов и Штольц в романе «Обломов». Роман «Обломов» в зеркале русской критики. Подготовка к сочинению по роману И.А. Гончарова «Обломов». И.С. Тургенев: жизнь и творчество. И.С. Тургенев – создатель русского романа. Обзор отдельных произведений. Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман. Конфликт «отцов и детей»  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».Испытание любовью в романе «Отцы и дети».Мировоззренческий кризис Базарова. Сила и слабость Евгения Базарова. Роль эпилога. Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ф.И. Тютчев: жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента.«Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». А.А. Фет: жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало лирики о  природе. Любовная лирика А.А. Фета. Импрессионизм поэзии. А.К. Толстой: жизнь и творчество. Основные черты, темы, мотивы и образы поэзии. Эссе по теме «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого» (по выбору).Н.С. Лесков: очерк жизни и творчества. Поиск «призвания» в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник».Тема праведничества в «Очарованном страннике».Н.А. Некрасов: жизнь и творчество. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова.«Кому на Руси жить хорошо?»: замысел, история создания, композиция, проблематика и жанр поэмы Н.А Некрасова. Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».Особенности языка поэму «Кому на Руси жить хорошо?». Подготовка к домашнему сочинению (темы – по выбору). М.Е. Салтыков-Щедрин: жизнь и творчество. Сказки Салтыкова-Щедрина. Замысел, история создания, жанр и композиция романа «История одного города».Образы градоначальников в романе-хронике «История одного города».Ф.М. Достоевский: жизнь и судьба. Образ Петербурга в русской литературе и в романе Достоевского «Преступление и наказание».Художественный мир
Ф.М. Достоевского. Замысел и история создания романа «Преступление и наказание».Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Психологические поединки Порфирия Петровича и Раскольникова.«Вечная Сонечка» как нравственный идеал автора. Мир «униженных и оскорбленных» в романе. Эпилог и его роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Сочинение по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (темы – по выбору).Л.Н. Толстой: жизнь и судьба. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого: правдивое изображение войны. История создания, жанровое своеобразие и проблематика романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г. Путь духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова до 1812 года. Изображение войны 1805-1807 гг. Смотр войск под Браунау. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Семья Ростовых и семья Болконских. Эссе по теме «Ночь в Отрадном».Изображение войны 1812 г. Философия войны в романе. Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Кутузов и Наполеон. Проблема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».Итог духовных исканий любимых героев Л.Н. Толстого. Контрольная работа по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир».Сочинение по теме «Духовный путь героев Л.Н. Толстого».А.П. Чехов: жизнь и творчество. «Маленькая трилогия» А.П. Чехова. А.П. Чехов: проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. Тема гибели человеческой души в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». А.П. Чехов: особенности драматургии писателя. Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, система образов и символов. Лирико-психологический подтекст пьесы. Своеобразие чеховского стиля. Эссе по теме «Ключевые образы и символы пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».Мировое значение русской литературы XIXвека.

 Итоговая контрольная работа по произведениям русской литературы II половины XIX века.

Раздел 4. Зарубежная литература (4 ч.): Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Тема власти денег в повести Оноре де Бальзака «Гобсек».Психологическая новелла Ги де Мопассана «Ожерелье».Зарубежная поэзия XIXвека: Дж.Г. Байрон, Г. Гейне.

Раздел 5. Подведение итогов (1ч.): Подведение итогов. Нравственные уроки русской литературы XIX века.

Раздел 6. Резерв (5ч.): Резервные занятия.

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Наименование разделов

Количество часов на изучение темы

Из них на развитие речи

Из них на контрольные мероприятия

1

Введение

1

---

---

2

Литература первой половины XIX века

9

1

1

3

Литература второй половины XIX века

Обзор русской литературы второй половины XIXвека

А.Н. Островский

И.А. Гончаров

И.С. Тургенев

Ф.И. Тютчев

А.А. Фет

А.К. Толстой

Н.С. Лесков

Н.А. Некрасов

М.Е. Салтыков-Щедрин

Ф.М. Достоевский

Л.Н. Толстой

А.П. Чехов

85

2

8

9

10

3

2

3

3

7

3

11

16

9

14

---

1

1

2

---

---

2

---

1

---

3

3

1

2

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

---

1

1

4

Зарубежная литература

4

---

---

5

Подведение итогов

1

---

1

6

Резерв

5

---

---

Итого

102

15

3

                            III.I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

                            МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 10 КЛАССЕ

урока

Тема урока

                             Дата

по плану

по факту

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

 03.09

2

Россия первой половины XIX в. Литературные направления, формирование реализма как новой ступени познания и художественного освоения мира и человека. Демократизация русской литературы.

 04.09

3

А. С. П у ш к и н. Жизнь и творчество. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общечеловеческое содержание. Становление литературного языка.

 06.09

4

Романтическая лирика А. С. Пушкина.

«Погасло дневное светило...», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Демон». Трагизм мировосприятия и его преодоление

 10.09

5

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина .

«Поэт», «Поэту, «Осень», «Разговор книгопродавца с поэтом»

 11.09

6

Эволюция темы свободы в лирике А. С. Пушкина. «Вольность», «Свободы сеятель пустынный...», «Из Пиндемонти». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

 13.09

7

Философская лирика А. С. Пушкина. Тема смысла жизни и тайны смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), ..Вновь я посетил...».

 17.09

8

Петербургская повесть А. С. Пушкина «Медный всадник». «Великое» и «малое» в поэме. Человек и история в поэме. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник»

 18.09

9

Контрольная письменная работа по творчеству А. С. Пушкина.

 20.09

10

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики. Своеобразие художественного мира поэта. Эволюция его отношения к поэтическому дару. Романтизм и реализм в творчестве поэта

 24.09

11

Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...») ;

 25.09

12

Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений «Валерик»,

«Сон», «Завещание»

 27.09

13

Философские мотивы лирики Лермонтова . «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Выхожу один я на дорогу...»

 01.10

14

ВЧ 1

Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Анализ ст-й «Нищий», «Я не унижусь пред тобой…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

 02.10

15

Проверочная работа по лирике Лермонтова.

 04.10

16

Н. В. Г о г о л ь. Жизнь и творчество. Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Сатирическое и эпикодраматическое начало в сборнике «Миргород»

 08.10

17

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя. Образ «маленького человека» в «Петербургских повестях». Образ Петербурга. Аналитический характер русской прозы.

 09.10

18

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект». Обучение анализу эпизода

 11.10

19

ВЧ2

Н. В. Гоголь. «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести»

 15.10

20-21

Проверочная работа по творчеству

Н. В. Гоголя

 16.10

 18.10

22

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Ее основные проблемы. Расцвет русского романа Мировое значение русской классической литературы

 22.10

23

И. А. Г о н ч а р о в. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Особенности композиции романа. Его социальная и нравственная проблематика.

 23.10

24

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти. Герои романа в их отношении к Обломову

 25.10

25

«Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы ее выражения в романе

 05.11

26

Обломов и Штольц

 06.11

27

«Что такое обломовщина?» Роман «Обломов» в русской критике

 08.11

28

Проверочная работа по творчеству

И.А.Гончарова

 12.11

29

А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Традиции русской драматургии в творчестве писателя. Формирование национального театра.

 13.11

30-31

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия

 15.11

 19.11

32

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества

  20.11

33

Протест Катерины против «темного царства». Нравственная проблематика пьесы.

 22.11

34

Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза»

 26.11

35

Проверочная работа по творчеству А.Н.Островского

 27.11

36-37

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»

 29.11

 03.12

38

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество. «Записки охотника» и их место в русской литературе

 04.12

39

Расцвет русского романа. И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети». Русские дворяне Кирсановы.

 06.12

40

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

 10.12

41

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети»

 11.12

42

«Накипь нигилизма» в романе «Отцы и дети».

 13.12

43

Любовь в романе «Отцы и дети»

 17.12

44

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

 18.12

45-46

Письменный ответ на вопрос проблемного характера по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»

 20.12

 24.12

47

Зачётная работа за первое полугодие

 25.12

48

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа,..», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Природа - сфинкс...»

  27.12

49

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в его творчестве. «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять.,.»

 10.01

50

Любовная лирика Ф. Й. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас ...»)

 14.01

51

А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. «Даль», «Это утро, радость эта...», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.

 15.01

52

Любовная лирика А. А. Фета. «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Певице» и др. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета

 17.01

53

ВЧ 3

А. К. То л с т о й. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А. К. Толстого. Фольклорные, романтические и исторические черты лирики поэта. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...»

 21.01

54

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Гражданский пафос поэзии. «В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Надрывается сердце от муки...» и др.

 22.01

55

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. «Рыцарь на час», «Умру я скоро...», «Блажен незлобивый поэт...» и др.

 24.01

56

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу. «Элегия», «Вчерашний день, часу в шестом...»л «Музе», «О Муза! Я у двери гроба...», «Поэт и Гражданин» и др.

 28.01

57

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация. «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Тройка», «Внимая ужасам войны...» и др.

 29.01

58

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания и композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».".

 31.01

59

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

 04.02

60

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема борьбы с социальной несправедливостью и угнетением человека.

 05.02

61

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

 07.02

62

Письменная проверочная работа по творчеству ' Н. А. Некрасова

 11.02

63

М. Е. С а л т ы к о в - Щ е д р и н. Личность и творчество. Проблематика и поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина

12.02

64

ВЧ

4

Обзор романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников

 14.02

65

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания. Нравственная чистота писательского взгляда на мир и человека

 18.02

66

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н.Толстого.

 19.02

67

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе. Художественные особенности романа.

 21.02

68

Духовные искания Андрея Болконского. Проблема судьбы, смысла жизни и тайны смерти.

 25.02

69

Духовные искания Пьера Безухова. Идея нравственного самосовершенствования.

 26.02

70

Женские образы в романе «Война и мир». Роль женщины в семье и обществе. Наташа Ростова на пути к счастью.

 28.02

71

Семья Ростовых и семья Болконских. Нравственные устои и быт дворянства.

 03.03

72-73

Тема народа в романе «Война и мир».

Обращение к народу в поисках нравственного идеала.

 04.03

 06.03

74

Кутузов и Наполеон.

Историзм в познании закономерностей общественного развития

 10.03

75

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир». Истинный и ложный героизм в изображении Л.Н.Толстого.

 11.03

76

Урок развития речи. Анализ эпизода эпического произведения «Петя Ростов в отряде Денисова»

 13.03

77

Письменная работа. Самостоятельный анализ эпизода романа-эпопеи «Война и мир»

 17.03

78

Ф. М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

 18.03

79

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф. М. Достоевского

 20.03

80-81

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

 31.03

 01.04

82

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта. Выявление опасности своеволия и прагматизма.

 03.04

83

«Двойники» Раскольникова

 07.04

84

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

 08.04

85

Роль эпилога в романе «Преступление и наказание».Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор.

 10.04

86

Подготовка к домашнему сочинению по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

 14.04

87-88

Н. С. Л е с к о в. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Поэтика названия повести «Очарованый странник».Особенности жанра. Фольклорное начало в повествовании.Тема «праведничества».

 15.04

 17.04

89

ВЧ 5

Рассказ «Тупейный художник». Необычность судеб и обстоятельств. Нравственный смысл рассказа.

  21.04

90

ВЧ

6

Катерина Кабанова и Катерина Измайлова. (По пьесе Островского «Гроза» и рассказу Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»)

  22.04

91

А. П. Ч е х о в. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре»

  24.04

92

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах»

  28.04

93

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч». Проблема человека и среды. Осмысление взаимодействия характера и обстоятельств.

  29.04

94

Формирование национального театра. Особенности драматургии А. П. Чехова

 06.05

95

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда

 08.05

96-97

Будущее в пьесе«Вишневый сад». Символ сада. Своеобразие чеховского стиля

 12.05

98

Зачетная работа за второе полугодие. Письменный ответ на вопрос проблемного характера

 13.05

99

Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-нравственных и социальных проблем. К. Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира».

 15.05

100

ВЧ/

8

«Вечные» проблемы бытия в зарубежной литературе. Жизнь и творчество Ги де Мопассана. «Ожерелье».

 19.05

101

ВЧ ВЧ/

9,

10

Жизнь и творчество Ибсена. Драма «Кукольный дом». Жизнь и творчество А. Рембо. Стихотворение «Пьяный корабль»

 20.05

102

Нравственные уроки русской литературы XIX века.

 22.05

103

Итоговый урок.

 26.05

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Входной тест по литературе 10 класс

 

1. Определите литературное направление:

Литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам. Характеризуется четким делением героев на положительных и отрицательных, стремлением к выражению большого общественного содержания, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.

а) классицизм;       б) сентиментализм;          в) романтизм

2. Соотнесите литературное направление и жанры  литературных произведений:

а) классицизм       б) сентиментализм в) романтизм

1)   баллада, 2) исторический роман 3) новелла 4) ода, 5) басня, 6) комедия, 7) трагедия 8) элегия, 9) роман в письмах    10) повесть

3. Соотнесите литературные направления и писателей:

а) романтизм б) классицизм в) сентиментализм

1) Ломоносов       2) Жуковский       3) Пушкин (ранний период)     4) Лермонтов (ранний период) 5) Фонвизин 6) Державин 7) Карамзин

4. Соотнесите произведения и жанры:

а) «Горе от ума» б) «Е.Онегин» в) «Мертвые души» г) Герой нашего времени»

1) роман в стихах 2) социально-психологический роман 3) комедия» 4) поэма

5.Какое природное явление, описанное в «Слове о полку Игореве», произошло во время похода князя Игоря?

а) лунное затмение б) солнечное затмение в) наводнение г) засуха.

  6. Какое стихотворение А.С. Пушкина заканчивается словами:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

 Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!?

а)«Арион» б) «Во глубине сибирских руд» в)«К Чаадаеву»

7. О каком герое комедии А. Грибоедова сказано: «И золотой мешок, и метит в генералы»?

а) о Гориче б) о Скалозубе в) о Молчалине г) о Чацком

8) Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" произносит фразу "Служить бы рад, прислуживаться тошно"?

 а) Скалозуб б) Репетилов в) Чацкий г) Молчалин

9. О каких литературных персонажах идет речь в следующем отрывке:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

а) Чацкий и Молчалин;     б) Чичиков и Ноздрёв,   в) Онегин и Ленский,    г) Печорин и Грушницкий

10.Какое произведение А.С. Пушкин написал в южной ссылке?

а) «Капитанская дочка» б) Арап Петра Великого» в) «Кавказский пленник»

11. Какому литературному персонажу принадлежат следующие слова:

«Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных;…»

а) Грушницкому;   б) Печорину;     в) Максиму Максимычу;   г) Вуличу.

12. Кто в произведении Н.В.Гоголя «Мёртвые души» скупает души умерших крестьян, чтобы заложить их в банке в качестве живых и получить значительное состояние?

а) Ноздрёв      б) Собакевич         г) Манилов             д) Чичиков


Вариант 2

1. Определите литературное направление:

1)Возникло в конце XVIII века — первой половине XIX века. Характеризуется утверждением  самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

а) классицизм;       б) сентиментализм;          в) романтизм

2. Соотнесите литературное направление и жанры  литературных произведений:

а) классицизм б) романтизм в) сентиментализм

1) элегия, 2) роман в письмах  , 3) повесть 4) исторический  роман, 5) новелла 6) баллада,       7) ода, 8) басня, 9) комедия, 10) трагедия

3. Соотнесите литературные направления и писателей        

а).  романтизм б) классицизм в) сентиментализм

1) Ломоносов 2) Карамзин    3) Пушкин (ранний период)  4) Фонвизин   5) Лермонтов (ранний период) 6) Державин 7) Жуковский      

4. Соотнесите авторов и их произведения

а) А. Грибоедов б) А Пушкин в) М Лермонтов г) Н.Гоголь

1) «Мертвые души» 2) «Горе от ума» 3) «Герой нашего времени» 4) «Е.Онегин»

5. В какой части «Слова о полку Игореве» выразилась основная идея произведения?

а) Плач Ярославны б) «Золотое слово» Святослава в) Речь Всеволода

6) Из какого стихотворения А.С. Пушкина следующие слова?

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман;

а) «К Чаадаеву» б) «Вольность» в) «Деревня»

7. Кто из героев комедии А. Грибоедова говорит:

«Подписано, так с плеч долой»

а) Чацкий б) Скалозуб в) Фамусов г) Молчалин

8. Какому персонажу комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума" принадлежат слова: 
 Чтобы чины добыть, есть многие каналы, 
Об них как истинный философ я сужу?

а) Фамусову б) Молчалину в) Скалозубу г) Горичу

9. К какой теме относятся стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Эхо», «Поэту»?

а) К теме поэта и поэзии б) Вольнолюбивая лирика в) Любовная лирика

10. Кто из русских писателей подсказал Н.В. Гоголю сюжет поэмы «Мертвые души»?

а) М.Ю. Лермонтов б) А.С. Пушкин в) Н.А. Некрасов

11. Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу Н.В. Гоголя?

а) «Шинель» б) «Нос» в) «Мертвые души» г) «Хамелеон»

12. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Смерть поэта" - отклик на гибель:

а) Николая 1 б) А. Пушкина в) К. Рылеева г) декабристов



Тема: «Контрольная работа по тексту пьесы А. Островского «Гроза».  Тестирование.»

Цели: 1. Проверить внимательность прочтения пьесы А. Островского «Гроза»

            2. Развивать логическое мышление.

            3. Воспитывать интерес к культуре прошлого.

Задание: кто произносит ( о себе, о других героях) приведенные ниже реплики в пьесе А. Островского «Гроза». Выбрать нужный ответ, указав соответствующую букву.

1.(Герой о себе. ) «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу».

   А). Тихон, сын Кабановой                                               В). Кудряш, конторщик Дикого

   Б). Борис, племянник Дикого                                         Г). Кулигин, часовщик-самоучка

   2. О ком сказано: « Уж такого-то ругателя…поискать еще! Ни за что человека оборвет».

   А). Шапкин, мещанин                                                      В). Тихон, сын Кабановой

   Б). Дикой, купец                                                                Г). Кулигин, мещанин

3. (Герой о себе). «Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну , значит, я его и не боюсь, а пущай он меня боится».

   А). Дикой , купец                                                               В). Кулигин, мещанин

   Б). Кудряш, конторщик Дикого                                      Г). Борис, племянник Дикого

4. (Герой о себе). «Раз тебе сказал, два тебе сказал: « Не смей мне навстречу попадаться»; тебе всё неймется! Мало тебе места-то ?...Тьфу ты, проклятый!»

   А). Шапкин, мещанин                                                        В). Дикой, купец

   Б). Тихон, сын Кабановой                                                 Г). Кулигин, мещанин

5. (Герой о себе). «Я было хотел все это стихами изобразить…По-старинному, сударь. Поначитался-таки  Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы…А ведь тоже из нашего, из простого звания».

   А). Кудряш, конторщик Дикого                                        В). Тихон, сын Кабановой

   Б). Кулигин, мещанин                                                         Г). Шапкин, мещанин

6. (Герой о себе). «Мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого? В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся!»

   А). Тихон, сын Кабановой                                              В).  Кудряш, конторщик Дикого

   Б). Дикой, купец                                                               Г). Борис, племянник Дикого

7. Кто произносит  слова: « Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?»

   А). Дикой, купец                                                               В). Борис, племянник Дикого

   Б). Варвара, сестра Тихона                                             Г). Кабаниха, богатая купчиха

8. (Герой о себе). «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!»

   А). Тихон, сын Кабановой                                               В). Борис , племянник Дикого

   Б). Варвара, дочь Кабановой                                          Г). Феклуша, странница

9. ( Герой /героиня/ о себе). « …отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь».

   А). Борис, племянник Дикого                                          В). Варвара, дочь Кабановой

   Б). Катерина, жена Тихона                                              Г). Кулигин, мещанин

10. (Героиня о себе и таких, как она). « А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

   А). Катерина, жена Тихона                                                В). Кабаниха, богатая купчиха

   Б). Феклуша, странница                                                     Г). Варвара, дочь Кабанихи

11. (Героиня о себе). «Обманывать-то я не умею, скрывать-то ничего не могу».

   А). Варвара, дочь Кабанихи                                              В). Глаша, девка в доме Кабанихи

   Б). Катерина, жена Тихона                                                Г). Феклуша, странница

12. (Герой о себе). « Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина; всю жизнь вот этак жить, как ты видишь, так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?»

   А). Дикой, купец                                                                В). Тихон, сын Кабанихи

   Б). Кудряш, конторщик Дикого                                        Г). Борис, племянник Дикого

13. Кто произносит слова: « Что будет, когда старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего».

   А).Феклуша, странница                                                     В). Катерина, жена Тихона

   Б). Кабаниха, богатая купчиха                                          Г). Кулигин, мещанин

14. Кто произносит слова: « А вот что  сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста да и буду шить белье, а потом раздам бедным. Они за меня богу помолят».

   А). Катерина, жена Тихона                                                 В). Феклуша, странница

   Б). Варвара, дочь Кабанихи                                               Г). Барыня, старуха 70-ти лет

15. (Героиня о себе). «Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя  греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»

   А). Варвара, дочь Кабанихи                                              В). Катерина, жена Тихона

   Б). Кабаниха, богатая купчиха                                          Г). Глаша, девка в доме Кабанихи  

16. (Герой о себе). «Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

   А). Борис, племянник Дикого                                            В). Тихон, сын Кабанихи

   Б). Кулигин, мещанин                                                        Г). Кудряш, конторщик Дикого

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

1 вариант.

1. Л. Н. Толстой в возрасте 16 лет поступает в Казанский университет…

А) на исторический факультет;

Б) на философский факультет;

В) на филологический факультет;

Г) на юридический факультет.

2. Когда началась Крымская война, Толстой перевёлся с Кавказа в действующую армию. Среди фактов биографии этого периода найдите ошибку:

А) командовал батареей;

Б) награждён орденом Анны с надписью «за храбрость»;

В) вместе с группой офицеров организовал журнал «Солдатский вестник»;

Г) разработал проект о переформировании артиллерийских батальонов.

3. Какое из произведений Л. Н. Толстого первоначально называлось «Тысяча восемьсот пятый год»?

4. И. С. Тургенев писал: «…нельзя не сознаться, что с появлением… Толстой стал на первое место между всеми нашими современными писателями». О каком произведении идёт речь?

А) «Севастопольские рассказы»;

Б) «Война и мир»;

В) «Анна Каренина»;

Г) «После бала».

5. Соедините названия произведений и их жанр:

«После бала»

«Детство»

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«Власть тьмы»

«Исповедь»

Повесть

Роман

Религиозный трактат

Драма

Роман-эпопея

Рассказ

6. Объясните смысл названия произведения «Война и мир». Можно ли говорить о многозначности заглавия?

7. Соедините имя героини и её внешнее описание:

  1. «…тоненькая миниатюрная брюнетка с мягким, оттенённым длинными ресницами взглядом, густою чёрною косою, два раза обвивавшую её голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнажённых худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее».
  2. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…»
  3. «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…»  

А. Наташа;

Б. Соня;

В. Элен;

Г. Жюли.

8. Кто из героев стал для Пьера Безухова «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?

9. В произведении «Война и мир» есть чёткое авторское деление на «любимых» и «нелюбимых» героев. Какой художественный приём Толстого, выявленный ещё критиком Н. Г. Чернышевским, помогает выявить авторскую позицию по отношению к персонажу? Назовите по 2-3 «любимых» и «нелюбимых» героя.

10. Согласны ли вы с утверждением академика Д. С. Лихачёва: «В Льве Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы»? Для доказательства своей точки зрения обратитесь к тематике и проблематике одного из произведений писателя.

Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

2 вариант.

1. В 1847 году юный Лев Толстой, не закончив университетский курс, уезжает:

А) в Ясную Поляну;

Б) на Кавказ;

В) в Севастополь;

Г) за границу.

2. Первое напечатанное произведение Л. Н. Толстого называется…

А) «Утро помещика»;

Б) «Детство»;

В) «Казаки»;

Г) «Севастопольские рассказы».

3. С каким журналом Л. Н. Толстой сотрудничал в 50-е годы XIX века?

4. В Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьянских детей. Найдите неверное утверждение:

А) Вторично отправляется за границу с целью изучения новых педагогических систем;

Б) Это была единственная школа для крестьянских детей в России;

В) Перу Толстого принадлежат 11 статей о школе и педагогике;

Г) Создал «Азбуку» для детей.

5. Соедините названия произведений и их жанр:

«Севастополь в мае»

«Отрочество»

«Война и мир»

«Анна Каренина»

«Живой труп»

«В чём моя вера?»

Повесть

Роман

Религиозный трактат

Драма

Роман-эпопея

Рассказ

6. Прочитайте фрагмент произведения «Война и мир»: «Малаша робко и радостно смотрела с печи на лица, мундиры и кресты генералов, одного за другим входивших в избу и рассаживавшихся в красном углу, на широких лавках под образами». 

Назовите историческое событие, свидетельницей которого стала Малаша. С какой целью Толстой показывает его глазами крестьянской девочки?

7. Соедините имя героя и его внешнее описание:

  1. « Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твёрдым, наглым и умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица».
  2. «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами лица».
  3. « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке».

А. Николай Ростов;

Б. Пьер Безухов;

В. Фёдор Долохов;

Г. Андрей Болконский.

8. Кого Лев Николаевич Толстой считал  главным героем «Войны и мира»?

9. Какое изобразительно-выразительное средство является основным в произведении «Война и мир»? Приведите примеры использования данного тропа в названии, композиции, системе образов и т. п.

10. Согласны ли вы с утверждением литературного критика Н. Г. Чернышевского: «Глубокое знание тайных движений человеческой жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающего теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, всегда останутся существенными чертами его таланта»? Для доказательства своей точки зрения обратитесь к одному из произведений писателя.

ТЕСТИРОВАНИЕ по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

1.О какой семье в романе можно сказать «семья-сердце»:

А)Болконских

Б)Курагиных

В)Ростовых

2.Из какой семьи происходил Андрей Болконский:

А)княжеской

Б)графской

В)помещичьей

3.Как звали сестру Андрея Болконского:

А)Марья

Б)Наталья

В)Анна

4.С кем на своём первом балу танцевала Наташа Ростова:

А)Пьер Безухов

Б)Андрей Болконский

В)Анатоль Курагин

5.В связи с чем Пьер Безухов вернулся из-за границы:

А)окончание учёбы

Б)тоска по родине

В)болезнь отца

6.О ком из своих детей Василий Курагин говорил «дурак покойный»:

А)Анатоль

Б)Элен

В)Ипполит

7.Из-за чего  Элен Курагина вышла замуж за Пьера Безухова:

А)из-за любви

Б)из-за чувства долга

В)из-за денег

8.Кто был настоящим другом Пьера Безухова:

А)Долохов

Б)Андрей Болконский

В)Анатоль Курагин

9.Какова одна из причин ухода Андрея Болконского на войну 1805 года:

А)чувство долга

Б)романтика

В)поиск славы

10.Во время какого сражения был ранен Андрей Болконский, подхвативший знамя:

А)Шенграбенское

Б)Аустерлицкое

В)Бородинское

11.Какое дерево «помогло» Андрею Болконскому возродиться к жизни:

А)дуб

Б)тополь

В)липа

12.Кто «толкнул» Наташу Ростову в объятия Анатолия Курагина:

А)Пьер Безухов

Б)Анна Павловна Шерер

В)Элен Курагина

13.Чем увлёкся Пьер Безухов, пытаясь найти своё место в жизни:

А)экономикой

Б)религией

В)масонством

14.Чем в свободное время занималась сестра Андрея Болконского:

А)вышивкой

Б)светскими сплетнями

В)учёбой

15.Кто из полководцев был солдатам «отец родной»:

А)Кутузов

Б)Багратион

В)Наполеон

16.Отечественная война 1812 года была:

А)захватнической

Б)оборонительной

В)гражданской

17.Кто из братьев Наташи Ростовой погиб в войне  1812 года:

А)Николай

Б)Петя

В)Борис

18.В каком сражении Андрей Болконский получил смертельное ранение:

А)Шенграбенское

Б)Аустерлицкое

В)Бородинское

19.На руках у кого умер Андрей Болконский:

А)Наташи Ростовой

Б)отца

В)военных врачей

20.как звали сына Андрея Болконского:

А)Николай

Б)Борис

В)Пётр

21.Что важнее всего оказалось в жизни для Наташи Ростовой:

А)карьера

Б)семья

В)светское общество

22.Произведение «Война и мир» - это:

А)любовный роман

Б)военный роман

В)роман-эпопея

Контрольная работа по теме «Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина».

1.М. Е. Салтыков-Щедрин учился:

А. В Царскосельском (Александровском) Лицее;

Б. В Главном инженерном училище;

В. В Московском благородном пансионе при университете;

Г. В Московском коммерческом училище.

2. От участи Ф. М. Достоевского Салтыкова-Щедрина спасла ссылка. М. Е. Салтыков-Щедрин был членом:

А. Кружка Петрашевского;

Б. общества Нечаева «Народная расправа»;

В. Группы «Народная воля»;

Г. «кружка шестнадцати».

3. Под псевдонимом Н. Щедрин М. Е. Салтыков публикует:

А. «Губернские очерки»;

Б. «История одного города»;

В. «Господа Головлёвы»;

Г. «Сказки для детей изрядного возраста».

4. Прочитайте названия сказок, выпишите только те, автором которых является М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Премудрый пискарь»;

«Сказка о рыбаке и рыбке»;

«Слон на воеводстве»;

«Медведь на воеводстве»;

«Три медведя»;

«Ворона и лисица»;

«Орёл-меценат»;

«Волк на псарне»;

«Дикий помещик».

5. Прочитайте отрывок из сказки «Здравомысленный заяц». Определите, какие художественные приёмы использует автор, приведите примеры употребления изобразительно-выразительных средств в данном отрывке.

Хоть и обыкновенный это заяц был, а преумный. И так здраво рассуждал, что и ослу впору. Притаится под кустом, чтобы не видать его было, и сам с собой разговаривает.

  • Всякому,- говорит,- зверю своё житьё предоставлено. Волку – волчье, льву – львиное, зайцу – заячье. Доволен ты или недоволен своим житьём, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего. Нашего брата, зайца, например, все едят – кажется, имели бы мы основание на сие претендовать? Однако, ежели рассудить здраво, то едва ли подобная претензия могла бы назваться правильною… Статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…

На этом заяц обыкновенно засыпал, потому что статистика имела свойство приводить его в беспамятство. Но выспится и опять примется здраво рассуждать…

Без конца заяц умную свою канитель разводил: и так прикинет, и этак смекнёт – и всё у него хорошо выходит.

6. У многих сказочных героев Салтыкова-Щедрина есть «афоризмы житейской мудрости». Вспомните, каким героям из каких произведений принадлежат фразы:

А. Уши выше лба не растут.

Б.  Мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина.

В. Слава тебе, Господи, жив!

Г. Горе моё такое: смерть диспуты люблю!

Д. Мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где-нибудь спрятался и от работы отлынивает!

7. Прочитайте отрывки из сказок Салтыкова-Щедрина, определите объект сатиры каждой из них:

А. Служил Трезорка сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова и недрёманным оком хозяйское добро сторожил. Никогда от конуры не отлучался;…с утра до вечера так на цепи и скачет, так и заливается!..

И премудрый был, никогда на своих не лаял, а всё на чужих. Пройдёт, бывало, хозяйский кучер овёс воровать, - Трезорка хвостом машет, думает: много ли кучеру нужно! А случится прохожему по своему делу мимо двора идти – Трезорка ещё где заслышит: ах, батюшки, воры! («Верный Трезор»);

Б. И теперь я думаю об орлах так: орлы суть орлы, только и всего. Оны хищны, плотоядны, но имеют в своё оправдание, что сама природа устроила их исключительно антивегетарианцами.  И так они в то же время сильны, дальнозорки, быстры и  беспощадны, то весьма естественно, что при появлении их всё пернатое царство спешит притаиться. («Орёл-меценат»).

8. В чём своеобразие жанра «Истории одного города»?

Контрольная работа по творчеству Н. С. Лескова.

1. Перепишите фрагмент биографии Н. С. Лескова, исправляя фактические ошибки.

Н. С. Лесков родился в Орловской губернии. Отец будущего писателя был священником. Образование Николай Семёнович получил в университете г.Орла. Уже в юности вступил на литературное поприще, сразу прославился своими романами.

Основными темами творчества Лескова были праведничество, тяжёлая доля женщины-крестьянки, русский национальный характер.

2. Какие произведения написаны Н. С. Лесковым?

А. «Гамлет Щигровского уезда»;

Б. «Леди Макбет Мценского уезда»;

В. «На ножах»;

Г. «В лесах»;

Д. «Человек на часах»;

3. К какому жанру относится произведение «Очарованный странник»?

А. Очерк;

Б. Рассказ;

В. Сказка;

Г. Сказ.

4. С каким былинным героем сравнивает автор Ивана Северьяновича Флягина?

В чём смысл этого сопоставления?

5. Литературоведы называют композицию «Очарованного странника» «ниткой бус», эпизоды которой «нанизаны» друг на друга. Объясните смысл высказывания литературоведов, проанализировав композицию произведения.

6. Основная идея «Очарованного странника» состоит в следующем:

А. Русский человек со всем справится;

Б. Русский человек всегда стремится к опасностям;

В. Только в экстремальных ситуациях раскрывается русский человек.

7. С какой героиней драмы Шекспира ассоциировалась у Лескова русская купчиха? В чём можно выявить эту связь?

8. «Лесков несколькими штрихами рисует жизнь Катерины, и эта жизнь обнаруживает большое сходство с Катериной Островского… Но  судьба героинь Островского и Лескова складывается по-разному…» (В. И. Коровин.)

А. В чём схожа жизнь героинь до замужества?

Б. Что общего в существовании двух героинь в замужестве?

В. Как вы думаете, в чём причина того, что судьба этих героинь «складывается по-разному…»?

9. Прочитайте фрагмент из произведения Лескова. Назовите произведение, определите смысловую роль данного фрагмента. Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Золотая ночь! Тишина, свет, аромат и благотворная, оживляющая теплота…

Трава так и играет с лунным блеском, дробящемся о цветы и листья деревьев. Всю её позолотили эти прихотливые, светлые пятнышки и так на ней и мелькают, так и трепещутся, словно живые огненные бабочки, или как будто вся трава под деревьями взялась лунной сеткой и ходит из стороны в сторону.

10. Напишите миниатюру-рассуждение на тему: «Можно ли назвать Н. С. Лескова писателем «второго плана»?

Тесты по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

1.Кто это?

«Это был человек лет тридцати пяти, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».

А-Заметов,

Б-Разумихин,

В-Лужин,

Г- такого персонажа в романе нет.

2.Кто из героев «…куражился до последней черты, не предполагая даже возможности, что две нищие и беззащитные женщины могут выйти из-под его власти»?

А-Свидригайлов,

Б-Лужин,

В-Зосимов,

Г-такого персонажа в романе нет.

3.Вставьте недостающие слова во фразу:

«Я не тебе поклонился, я… поклонился», - как-то дико произнес он и отошел к окну»

А-«всем страдающим женщинам»,

Б-«всему страдающему человечеству»,

В—«всем униженным и оскорбленным».

4.Кто это?

«Это было какое-то страшное лицо, похожее на маску: белое, румяное, с румяными, алыми губами, с светло-белокурою бородой и довольно еще густыми белокурыми волосами. Глаза были как-то слишком голубые, а взгляд их как-то слишком тяжел и неподвижен. Что-то было ужасно неприятное в этом красивом и чрезвычайно моложавом, судя по летам, лице».

А-Свидригайлов,

Б-Заметов,

В-Зосимов,

Г-такого персонажа в романе нет.

5.Кто это?

«…Худосочный и золотушный человек, малого роста, где-то служивший и до странности белокурый, с бакенбардами в виде котлет, которыми он очень гордился… Сердце у него было довольно мягкое, речь весьма самоуверенная, а иной раз чрезвычайно даже заносчивая…»

А-Лебезятников,

Б-Свидригайлов,

В-Лужин,

Г-такого персонажа в романе нет.

6.Кто из героинь романа имел такую особенность характера:

  «В свойстве характера было поскорее нарядить первого встречного и поперечного в самые лучшие и яркие краски, захвалить его так, что иному становилось даже совестно, придумать в его хвалу разные обстоятельства, которые и совсем не существовали, совершенно искренно и чистосердечно поверить самой в их действительность и потом вдруг, разом, разочароваться, оборвать, оплевать и выгнать в толчки человека, которому она, только еще несколько часов назад, буквально поклонялась».

А-Авдотья Романовна,

Б-Пульхерия Александровна,

В-Марфа Петровна,

Г-такого персонажа в романе нет.

7.В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?

А-в Лужине,

Б-в Лебезятникове,

В-в Свидригайлове,

Г-ни в ком.

8.Какое средство, по мнению Свидригайлова, действует на всех женщин?

А-подарки,

Б-лесть,

В-внимание,

Г-нет таких средств.

9.В чьих глазах Раскольников предстал человеком гордым, властным и нетерпеливым: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднйшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

А-Порфирия Петровича,

Б-Дмитрия Прокофьича,

В-Петра Петровича,

Г- ни в чьих.

10.Кто это?

  «Глаза его горели лихорадочным огнем. Он почти начинал бредить; беспокойная улыбка  бродила на его губах. Сквозь возбужденное состояние даже уже проглядывало страшное бессилие».

А- Разумихин,

Б-Лебезятников,

в-Лужин,

г-такого персонажа в романе нет.

11.Кто из героев романа принимает любовь за «странное и ужасное ощущение»? Речь идет о двух героях сразу – мужчине и женщине: «Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он смотрел… и чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение».

А-Разумихин и Авдотья Романовна,

Б-Свидригайлов и Марфа Петровна,

В-Раскольников и Софья Семеновна,

Г-таких героев в романе нет.

12.Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?.. а не старушонку убил!»

А-«…я Лизавету убил»,

Б-«…я мать свою убил»,

В-«…я себя убил»,

Г-таких слов в романе нет.

Итоговое тестирование по литературе за курс 10 класса

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7, С1.

Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены. Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей. Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти декорум неизбежных приличий, лишь отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, не грациозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало. Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи. Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью. По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтобы отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания ни них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкой утро не стояла неубранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой и не валялись хлебные крошки. Если бы не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжанием испуганная муха

В1. Определите разновидность жанра романа, к которому относится произведение Обломова.

В2. Назовите статью Н.А.Добролюбова, посвященную роману И.А.Гончарова «Обломов»

В3. С помощью какого художественного приема в первом абзаце автор подчеркивает неизменность, неподвижность жизни героя («Когда он был дома – а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной».)

В4. Укажите термин, которым обозначают описание внутреннего убранства помещения.

В5. Укажите изобразительно-выразительное средство, использованное Гончаровым при описании кабинета Обломова («чистый вкус», «тяжелые, не грациозные стулья» и др.)

В6. Как в литературоведении называется особо значимый, выделенный элемент художественного образа, подробность, помогающая раскрыть характер героя(«паутина, напитанная пылью», «нумер газеты…прошлогодний,»)?

Для выполнения заданий С1 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а потом дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений.

С1. Что такое «обломовщина»?

Часть 2.

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В7-В11, С2.

SILENTIUM!

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои –

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими – и молчи.

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, чем ты живешь?

Мысль изреченная есть ложь.

Взрывая, возмутишь ключи, -

Питайся ими – и молчи.

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум;

Их оглушит наружный шум,

Дневные разгонят лучи –

Внимай их пенью – и молчи.

(Ф.И.Тютчев)

В7. К какой разновидности лирики, посвященной вопросам осмысления сущности мира и человека, относится стихотворение Тютчева?

В8. Как переводится название стихотворения?

В9. Какая композиционная особенность стихотворения помогает понять завершающую мысль каждой строфы и отсылает к названию?

В10. В первой строфе Тютчев создает поэтический образ, используя прием уподобления («как звезды в ночи»). Назовите вид тропа.

В11. Во второй строфе поэт заостряет проблему, используя вопрос, не требующий ответа («Другому как понять тебя?»). Как называется такой тип вопроса?

Для выполнения заданий С2 используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5-10 предложений

С2. Кто из русских поэтов 19 века обращался к теме «невыразимого»?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов №2. Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос(в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С3. Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета "Литература 6 класс"

Рабочая программа выстроена в логике программ общеобразовательных учреждений "Литература для 5-11 классов" под редакцией В.Я.Коровиной и учебного пособия "Учебник для общеобразовательных учреждений" в...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 9 класс

                                   Пояснительная записка. Назначение рабочей программы: настоящая прогр...

Рабочая программа учебного предмета «Литература», 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для основного общего образования (начального общего образования) разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:Ф...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 7 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к УМК Коровиной В.Я....