Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса
рабочая программа по литературе (11 класс)

Ольнева Наталья Юрьевна

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_literature_11_klass.docx349.93 КБ

Предварительный просмотр:

F:\сканы титульники\лит11.JPG

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 11 класса составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего общего образования».
  • Образовательной  программы основного общего образования МОУ Воздвиженской СШ.
  • Программы по литературе для  5-11 классов (авторы В. Я Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, И.С. Збарский, В. П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной.) – М., Просвещение , 2012 г.;
  • Учебника «Литература.11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 частях под ред. В.П. Журавлёва.-М.:Просвещение,2016.

Рабочая программа по литературе для 11 класса рассчитана на 99  часов, по 3 часа в неделю, 33 недели.

I. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЛИТЕРАТУРА» В 11 КЛАССЕ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен:  

 знать/понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• участия в диалоге или дискуссии;

• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 11 КЛАССЕ

Введение. Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала XX века. Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели-реалисты начала XX века. Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

 Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). По этическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).

Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).

Серебряный век русской поэзии. Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Соло губ. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце»,  «Только любовь»,  «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Влияние философии Вл. Соловьева на миро воззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сбор ник «Золото в лазури»). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм

Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учи теля и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (начальные представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для изучения). «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений). Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Новокрестьянская поэзия (Обзор). Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений). Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым  людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной  ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Литература 20-х годов XX века. Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений (по выбору учителя и учащихся). Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, «Серапионовы братья» и др.). Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам и др.). Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (В. Хлебников, поэты-обэриуты). Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» И. Бабеля, «Россия, кровью умытая» А. Веселого, «Разгром» А. Фадеева). Трагизм восприятия революционных событий прозаиками старшего поколения («Плачи» А. Ремизова как жанр лирической орнаментальной прозы; «Солнце мертвых» И. Шмелева). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Б. Пильняка, «Ветер» Б. Лавренева, «Чапаев» Д. Фурманова). Русская эмигрантская сатира, ее направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (начальные представления).

Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно»,  «Лиличка!»,   «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные произведения являются обязательными для изучения). «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой». (Возможен выбор трех-пяти других стихотворений.). Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия по эта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора. Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.

Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-х годов XX века (Обзор). Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Судьба человека и его призвание в поэзии 30-х годов. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака, О. Мандельштама и др. Новая волна поэтов: лирические стихотворения Б. Корнилова, П. Васильева, М. Исаковского, А. Прокофьева, Я. Смелякова, Б. Ручьева, М. Светлова и др.; поэмы А. Твардовского, И. Сельвинского. Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Петр Первый», Ю. Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Дм. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова. Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского, В. Луговского и др.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История со здания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм раз мышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Теория литературы. Разнообразие типов рома на в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Усомнившийся Макар». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечта теля и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «NotreDame», «Бессонница. Го мер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская вой на, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века. Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Литература периода     Великой Отечественной войны. (Обзор) Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика А. Ахматовой, Б. Пастернака, H. Тихонова, М. Исаковского, А. Суркова, А. Прокофьева, К. Симонова, О. Берггольц, Дм. Кедрина и др.; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» М. Алигер, «Февральский дневник» О. Берггольц, «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Сын» П. Антокольского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям. Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, по вести А. Толстого, М. Шолохова, К. Паустовского, А. Платонова, В. Гроссмана и др.  Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия К. Симонова, Л. Леонова. Пьеса-сказка Е. Шварца «Дракон». Значение литературы периода Великой Отечествен ной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины XX века.

Литература 50—90-х годов (Обзор) Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова,    К. Воробьева,    В. Быкова,    Б. Васильева и др. Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Особенности языка, стихосложения молодых поэтов-шестидесятников. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики: В. Соколов, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, С. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов и др.

«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повестях С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др. Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), А. Арбузова («Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розова («В добрый час!», «Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.

Литература Русского зарубежья. Возвращенные в отечественную литературу имена и произведения (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, Б. Зайцев, М. Алданов, М. Осоргин, И. Елагин). Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.

Александр Трифонович Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. (Обзор.) Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...» (указанные произведения обязательны для изучения). «В тот день, когда закончилась война...», «Дробится рваный цоколь монумента...», «Памяти Гагарина». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Лирика крупнейшего русского эпического поэта XX века. Размышления о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и трагедий советского народа. Искренность исповедальной интонации поэта. Некрасовская традиция в поэзии А. Твардовского.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии (закрепление понятия). Гражданственность поэзии (развитие представлений). Элегия как жанр лирической поэзии (закрепление понятия).

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема по эта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказы «На представку», «Сентенция». (Возможен выбор двух других рассказов.) Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.

Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).

Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Основные темы и мотивы лирики Рубцова — Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева, Фета, Есенина в поэзии Рубцова.

Валентин Григорьевич Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни». (Од но произведение по выбору.) Тема «отцов и детей» в по вести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матерой». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность. Связь основных тем повести «Живи и помни» с традициями русской классики.

Иосиф Александрович Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Со нет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня...»). (Возможен выбор трех других стихотворений.) Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. «Естественность и органичность сочетания в ней культурно-исторических, философских, литературно-поэтических и автобиографических пластов, реалий, ассоциаций, сливающихся в единый, живой поток непринужденной речи, откристаллизовавшейся в виртуозно организованную стихотворную форму» (В. А. Зайцев). Традиции русской классической поэзии в творчестве И. Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма (развитие понятия).

Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». (Возможен выбор других стихотворений.) Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, об разы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).

Александр Валентинович Вампилов. Пьеса «Утиная охота». (Возможен выбор другого драматического произведения.) Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России. Р. Гамзатов.  (Обзор.)  Соотношение национального и общечеловеческого в лирике поэта. Понятие о поэтическом мире Р. Гамзатова; изобразительно-выразительные средства его поэзии; воспитывать чувство уважения к культуре других народов

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Теория литературы. Национальное и обще человеческое в художественной литературе (развитие представлений).

Литература конца XX — начала XXI века. Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза: В. Белов, А. Битов, В. Маканин, А. Ким, Е. Носов, В. Крупин, С. Каледин, В. Пелевин, Т. Тол стая, Л. Петрушевская, В. Токарева, Ю. Поляков и др. Поэзия: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Л. Васильева, Ю. Мориц, Н. Тряпкин, А. Кушнер, О. Чухонцев, Б. Чичибабин, Ю. Кузнецов, И. Шкляревский, О. Фокина, Д. Пригов, Т. Кибиров, И. Жданов, О. Седакова и др.

Из зарубежной литературы

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Томас Стернз Элиот  Стихотворения

Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Введение

2

Писатели-реалисты начала XX века

30

Иван Алексеевич Бунин

5

Александр Иванович Куприн

5

Максим Горький

5

Серебряный век русской поэзии

9

Александр Александрович Блок

5

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

1

Сергей Александрович Есенин

6

Литература 20-х годов XX века

3

Владимир Владимирович Маяковский

5

Литература 30-х годов XX века (Обзор)

1

Михаил Афанасьевич Булгаков

9

Анна Андреевна Ахматова

2

Осип Эмильевич Мандельштам

1

Марина Ивановна Цветаева

3

Михаил Александрович Шолохов

20

Александр Трифонович Твардовский

2

Борис Леонидович Пастернак

3

Александр Исаевич Солженицын

3

Варлам Тихонович Шаламов

2

Виктор Петрович  Астафьев

2

Валентин Распутин

1

Литература конца XX — начала XXI века

1

Из зарубежной литературы

3

Итого:

99

                                                          III.I. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО

                                                                 МАТЕРИАЛА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

                    Дата

по плану

по факту

Введение (2 часа)

1

Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры.

1

03.09

2

Развитие традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала ХХ века.

1

05.09

Писатели-реалисты начала XX века – 30 часов

Иван Алексеевич Бунин (5 часов)

3

И.А. Бунин. Жизнь и творчество. Лирика И.А. Бунина. Её философичность, лаконизм, изысканность.

1

06.09

4

И.А. Бунин.Рассказ «Антоновские яблоки». Мотив увядания и запустения дворянских гнезд.

1

10.09

5

Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе

1

12.09

6

Поэтичность женских образов в цикле рассказов о любви «Темные аллеи».

1

13.09

7

Своеобразие любви в рассказе «Чистый понедельник»

1

17.09

Александр Иванович Куприн (5ч)

8

А.И. Куприн. Жизнь и творчество.

1

19.09

9

Рассказ «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры.

1

20.09

10

Гранатовый браслет». Нравственно-философский смысл истории о «невозможной» любви

1

24.09

11

Поэтическое изображение природы в повести «Олеся». Богатство духовного мира героини.

1

26.09

12

Р/р   Сочинение по творчеству А.И.Куприна и И.А.Бунина

1

27.09

Максим Горький ( 5 часов)

13

М. Горький. Очерк жизни и творчества. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль».  «Макар Чудра».  «Челкаш»

1

01.10

14

На дне» как социально - философская драма. Смысл названия пьесы. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

1

03.10

15

Атмосфера духовного разобщения людей. Хозяева жизни «на дне».

1

04.10

16

Три правды в пьесе «На дне» и их трагическое столкновение.

08.10

17

Р/Р  Сочинение по пьесе М.Горького «На дне»

1

10.10

Серебряный век русской поэзии (9 часов)

18

Серебряный век русской поэзии.

1

11.10

19

Символизм как литературное направление

1

15.10

20

Поэзия В. Брюсова

1

17.10

21

Поэзия как волшебство в творчестве К.Бальмонта

1

18.10

22

Акмеизм как литературное направление

1

22.10

23

Н. С. Гумилев. Своеобразие лирических сюжетов.

1

24.10

24

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы

1

25.10

25

И. Северянин. Национальная взволнованность и ироничность поэзии, оригинальность словотворчества.

1

05.11

26

Контрольная работа по литературным направлениям Серебряного века.

1

07.11

Александр Александрович Блок (5 часов)

27

А. А, Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о прекрасной Даме».

1

08.11

28

Тема Родины в творчестве Блока

1

12.11

29

Поэма «Двенадцать». Герои поэмы, сюжет, композиция.

1

14.11

30

Поэма «Двенадцать».Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала.

15.11

31

Р/Р  Сочинение по творчеству А. Блока

1

19.11

Новокрестьянская поэзия (Обзор)- 1 час

32

ВЧ Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии (творчество Н.А. Клюева, С.А. Клычкова, П.В. Орешина)

1

21.11

Сергей Александрович Есенин ( 6 часов)

33

С.А. Есенин. Жизнь и творчество. Ранняя лирика..

1

22.11

34

Тема России в лирике С. Есенина.

1

26.11

35

Любовная лирика Есенина

1

28.11

36

Поэма « Анна Снегина» – поэма о судьбе человека, о судьбе страны.

1

29.11

37

«Русь уходящая» и «Русь советская» в поэме «Анна Снегина»

1

03.12

38

Р/Р Сочинение по творчеству С.А. Есенина

1

05.12

 

Литература 20-х годов XX века (3ч)

39

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», ЛЕФ, «Перевал», конструктивисты, ОБЭРИУ, «Серапионовы братья» и др.).

1

06.12

40

Трагическое осмысление темы России и революции в творчестве поэтов старшего поколения. (В. Хлебников, поэты-обэриуты).

1

10.12

41

Русская эмигрантская сатира. А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции»; Тэффи. «Ностальгия»

1

12.12

Владимир Владимирович Маяковский (5 часов)

42

В.В. Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта.

1

13.12

43

Поэт и революция.  Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.

1

17.12

44

Своеобразие любовной лирики В. Маяковского.

1

19.12

45

Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского. Драматургия В. Маяковского.

1

20.12

46

В.В.Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

1

24.12

Литература 30-х годов XX века (Обзор)- 1 час

47

Литература З0-х годов. Обзор. Сложность творческих поисков и писательских судеб 30-х годов.

1

26.12

Михаил Афанасьевич Булгаков- 9 часов

48

М.А. Булгаков. Жизнь и творчество. История создания, проблематика романа «Мастер и Маргарита».

1

27.12

49

Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Историческая тема в романе. Иешуа Га- Ноцри и Понтий Пилат.

1

09.01

50

Многоплановость, разноуровневость повествования. Сочетание реальности и фантастики. Роль свиты Воланда в романе.

1

10.01

51

«Мастер и Маргарита» — апология идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

1

14.01

52

Проблема творчества и судьбы художника. Образ Мастера

1

16.01

53

Москва 30-х годов ХХ века в романе. Сатира и глубокий психологизм романа

1

17.01

54

Р/Р Сочинение по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

21.01

55

А.П. Платонов. Жизнь и творчество (обзор). Повесть А. Платонова «Котлован».

1

23.01

56

Характерные черты времени в повести Платонова. Метафоричность художественного мышления.

1

24.01

Анна Андреевна Ахматова (2 часа)

57

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Художественное своеобразие любовной лирики А. Ахматовой

1

28.01

58

Судьба России и судьба поэта в лирике А. А. Ахматовой. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой

1

30.01

.

Осип Эмильевич Мандельштам (1 час)

59

О.Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.

1

31.01

Марина Ивановна Цветаева (3 часа)

60

М.И. Цветаева. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в лирике М. Цветаевой.

1

04.02

61

Тема Родины в лирике М. Цветаевой. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира.

1

06.02

62

Контрольная работа по творчеству А. Ахматовой, М. Цветаевой.

1

07.02

Михаил Александрович Шолохов (20 часов)

63

М.А. Шолохов. Жизнь и судьба. «Донские рассказы».

1

11.02

64

«Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Герои эпопеи. Система образов романа.

1

13.02

65

Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества.

1

14.02

66

Картины Гражданской войны в романе «Тихий Дон». Проблемы и герои романа.

1

18.02

67-68

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова в романе «Тихий Дон».

2

20.02

21.02

69

Женские судьбы в романе «Тихий Дон».

1

25.02

70

Мастерство М.А. Шолохова в романе «Тихий Дон». Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.

1

27.02

71

Р/Р  Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1

28.02

72-73

Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза, драматургия.

2

03.03

05.03

74

Темы и образы русской литературы 50-90-х гг.

1

06.03

75

К. Воробьёв. «Убиты  под Москвой». Человек на войне, правда о нем.

1

10.03

76

Повесть В. Кондратьева «Сашка»

1

12.03

77

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели».  Николай Михайлович Рубцов. Стихотворения.

1

13.03

78

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю-Кима, И. А. Бродского.. Б. Ш. Окуджавы

1

17.03

79

«Деревенская» проза. Василий Макарович Шукшин. Рассказы. Образ «чудиков» в рассказах Шукшина

1

19.03

80

«Городская» проза в современной литературе. Ю. Трифонов. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести «Обмен»

1

20.03

81

Р/р Сочинение «Осмысление Великой победы 1945 года в 40-50-е годы 20-го века»

1

31.03

Александр Трифонович Твардовский (2 часа)

82

А.Т. Твардовский. Жизнь и творчество. Лирика поэта. Осмысление темы войны.

1

02.04

83

Поэма «По праву памяти». Настоящее и прошлое Родины. Уроки истории.

1

03.04

Борис Леонидович Пастернак (3 часа)

84

Б.Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака.

1

07.04

85-86

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Его проблематика и художественное своеобразие

2

09.04

10.04

Александр Исаевич Солженицын (3 часа)

87

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество.

14.04

88-89

А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор». Тип праведника. Композиционные особенности рассказа.

2

16.04

17.04

Варлам Тихонович Шаламов (2 часа)

90-91

ВН.ЧТ. В.Т. Шаламов. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов».

2

21.04

23.04

Виктор Петрович  Астафьев (2ч)

92

В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в сборнике рассказов «Царь-рыба»

1

24.04

 Валентин Распутин (3 ч.)

93

В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Образы-символы и их назначение в повести.

1

28.04

94

Р.р. Сочинение по творчеству В.П. Астафьева, В.Г. Распутина.

1

30.04

Литература конца XX — начала XXI века (1ч)

95

Контрольная работа «Литература 20 века»

1

07.05

Из зарубежной литературы – 8 часов

96

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца». Духовно-нравственные проблемы пьесы.

1

08.05

97

Э.М. Ремарк. «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования.

1

12.05

98

Э. Хемингуэй. Слово о писателе. Духовно-нравственные проблемы повести «Старик и море».

1

14.05

99

Общий обзор произведений последнего десятилетия. Проза и поэзия. Проблемы и уроки литературы 20 века.

1

15.05

19.05

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Входная   контрольная работа по литературе. 11 класс.

1. Героем какого произведения 19 века была Катерина?

А) «Война и мир»     Б) «Маскарад»     В) «Гроза»         Г) «Обломов»

2. Какой предмет стал объектом ссоры между Арбениным и его женой? ( «Маскарад» М.Лермонтов)

А) кольцо   Б) часы     В) браслет      Г) брошь

3. Какое произведение не принадлежит И. Гончарову:

А) «Обыкновенная история»              Б) «Медный всадник»     В) «Обломов»         Г) «Обрыв»

4. Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова?

А) Андрей Штольц        Б) Владимир Ленский   В) Захар      Г) Господин Волков

5. Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является:

А) трость             Б) рояль        В) книга                 Г) халат

6.Чем Базаров занимался в Марьине? (роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева)

 А) писал философские статьи                      В) бездельничал

 Б) заводил любовные романы                      Г) проводил естественнонаучные опыты

7.  К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха

А) герой-резонер        Б) «самодур»    Б). «лишний человек»              В) «маленький человек»

8. Какое произведение  принадлежит Н.В. Гоголю:

А) «Обыкновенная история»              Б) «Нос»     В)  «Бесприданница»      Г) «Обрыв»

9.Назовите произведения, в которых мотив странствий играет важную роль в организации сюжета:

А) «Гроза», «Очарованный странник»

Б) «Очарованный странник», «Кому на Руси жить хорошо»

В) «Кому на Руси жить хорошо»,  «Человек в футляре»

Г) «Гроза», «Человек в футляре»

10.Как был наказан Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир») за шутку с квартальным?

А) выслан из Петербурга        Б)не был наказан, так как дал взятку         В)разжалован в рядовые                

11.Какому герою «Война и мир» принадлежит высказывание «Война – игра, а люди – пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать»

А) князю Андрею        Б) Наполеону     В)императору Александру 1               Г) М.И.Кутузову

12.Агафья Пшеницына – это героиня:

А) романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»                                   В) В)романа И.А.Гончарова «Обломов»

Б) романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»    Г)романа Л.Н.Толстого «Война и мир»

13. Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?

А) А.Н.Островский        Б) М.Е.Салтыков-Щедрин          В)Ф.М.Достоевский          Г)Л.Н.Толстой

14.Кто из героев романа Ф.М.Достоевского задавался вопросом «Тварь ли я дрожащая или право имею»?

А) Соня Мармеладова    Б) Р.Раскольников    В) Петр Лужин            Г) Лебезятников

15.В каком из перечисленных произведений действие протекает на фоне панорамы Волги?

А) «Вишневый сад»           Б) «Мертвые души»      В) «Гроза»                Г) «Крыжовник»

16.Укажите, кому из русских писателей принадлежат слова о том, что «красота спасет мир».

А)  Ф.М.Достоевскому                Б)И.А.Бунину        В)Л.Н.Толстому                Г)А.П.Чехову

17.  Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?

А) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей                В) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров

Б) А.Н.Островский, «Гроза», Катерина Кабанова                    Г)Н.С.Лесков, «Очарованный странник».

18.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?

А) А.Н.Островский «Гроза»                        В) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Б) И.А.Гончаров «Обломов»                        Г) И.С.Тургенев «Отцы и дети»

19. Кто в романе противопоставлен Обломову? (И.Гончаров «Обломов»)

А) Базаров     Б) Штольц      В) Кирсанов        Г) Пшеницына

20. Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное   в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» неотделимы от образа:

А) Пьера Безухова         Б) Андрея Болконского    В) Платона Каратаева           Г) Кутузова

21.Герой романа «Преступление и наказание» совершает своё убийство ради:                                                 

А) Оправдания своей теории        Б) Близких ему людей       В) Семьи Мармеладовых           Г) денег

22.«Природа – не храм, и человек в ней работник». Кому принадлежат эти слова?

А) А. Болконский («Война и мир»)                В) Е.Базаров («Отцы и дети»)

Б) Р. Роскольников «Преступление и наказание»)

23. Родовое имение Л.Н.Толстого - это …

А) Шахматово                               В) Константиново

Б) Ясная поляна                             Г) Михайловское

24. Как называется высшая точка в развитии сюжета литературного произведения?

А) гипербола        Б)экспозиция      Б)гротеск                Г)кульминация

25.Выберите правильную последовательность смены одного литературного направления другим.

А) сентиментализм, романтизм, классицизм, реализм, модернизм

Б) модернизм, романтизм, реализм, сентиментализм, классицизм

В) классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм

Итоговая контрольная работа по литературе (11 класс).

Серебряный век

1.Центральной фигурой какого течения русской поэзии рубежа 19-20 веков был А.Блок?

А) футуризм;

Б) акмеизм;

В) символизм;

Г) имажинизм.

2. Какая общая тема объединяет стихотворения Блока «Русь», «Коршун», «На поле Куликовом»?

А) любовь;

Б) поэт и поэзия;

В) революция;

Г) Родина.

3. Назовите произведение Блока, в котором, говоря о своей любви к Родине, поэт восклицает:

О, Русь моя! Жена моя!

До боли нам ясен долгий путь!

А) «Двенадцать»;

Б) «Коршун»;

В) «На поле Куликовом»;

Г) «Россия».

4. Произведение Блока, написанное в январе 1918 года и вобравшее в себя «музыку революции», называется:

А) «Коршун»;

Б) «Фабрика»;

В) «Двенадцать»;

Г) «Русь».

5. Поэма «Двенадцать» начинается строчками «Чёрный вечер/Белый снег». Какой приём использует автор?

А) параллелизм;

Б) сравнение;

В) антитеза;

Г) гипербола.

6. Кому посвящён поэтический цикл Блока «Стихи о Прекрасной Даме»?

А) Волоховой;

Б) Менделеевой;

В) Дельмас.

7. Стихотворение С.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» входит в цикл:

А) «Арабские мотивы»;

Б) «Персидские мотивы»;

В) «Грузинские сказки»;

Г) «Персидские песни».

8. Какая тема является сюжетообразующей в поэме С.Есенина «Анна Снегина»?

А) тема революции;

Б) тема юношеской любви;

В) тема преобразований в деревне;

Г) тема крестьянского быта в послереволюционное время.

Куприн, Бунин, Горький.

9. Соотнесите имена авторов и названия произведений:

А) Чехов;

Б) Куприн;

В) Горький;

Г) Бунин.

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско»

А) А,А; Б,Б; В,В; Г,Г.

Б) А,Б; Б,А; В,Г; Г,В.

В) А,Г; Б,Б; В,В; Г,А.

Г) А,А; Б,В; В,Б; Г,Г.

10. В каких произведениях из списка выше звучит тема испытания героя любовью?

А) А,Б;

Б) А,В;

В) А,Г;

Г) Б,Г.

11. Исключите из списка названий одно «лишнее»:

А) «Ионыч»;

Б) «Старуха Изергиль»;

В) «Олеся»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».

12. Мотивируйте выбор «лишнего» названия в предыдущем задании:

А) это произведение написано одним автором, а остальные – другим;

Б) это произведение – роман, а остальные повести и рассказы;

В) герой этого произведения не имеет имени;

Г) герой этого произведения стар; а герои остальных молоды.

13. Кто из героев А.Куприна в своём монологе несколько раз повторяет евангельское «Да святится имя твоё»?

А) Соломон – Суламифи;

Б) Желтков – Вере Шеиной;

В) Желтков – Богу;

Г) Ромашов – Шурочке.

14. Какой художественной деталью завершается  повесть Куприна  «Олеся»?

А) письмо к возлюбленному;

Б) букет полевых цветов;

В) косынка Олеси;

Г) нитка красных бус.

15. Почему расстаются герои повести «Олеся»?

А) Иван Тимофеевич уехал в Петербург по делам службы;

Б) Олеся полюбила другого человека;

В) Олесю вынуждают покинуть родные места;

Г) урядник обвинил Олесю в воровстве.

16. Какая проблема затрагивается в повести «Олеся»?

А) природы и цивилизации;

Б) становление личности и выбора жизненного пути;

В) реформирование общества.

17. Какую музыку использует А.Куприн в повести «Гранатовый браслет» для утверждения основной идеи произведения?

А) Чайковский «Времена года»;

Б) Свиридов «Метель»;

В) Бетховен «Соната №2»;

Г) Моцарт «Реквием».

18. Кому из героев А.Куприна принадлежат следующие слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире»?

А) князь Шеин;

Б) чиновник Желтков;

В) генерал Аносов;

Г) княгиня Шеина.

19. Из какого источника был взят Куприным сюжет рассказа «Суламифь»?
А) древняя легенда;

Б) Библия (Ветхий Завет);

В) авторский вымысел;

Г) исландские саги.

20. Какова основная идея рассказа Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

А) описание путешествия богатого  американского туриста через Атлантику в Европу;

Б) разоблачение революции в России;

В) философское осмысление человеческого существования в целом;

Г) восприятие американцами Советской России.

21. Укажите название рассказа Бунина, герой которого после встречи со своей первой любовью задал себе такие вопросы: «Но, Боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил её? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?»?

А) «Антоновские яблоки»;

Б) «Лёгкое дыхание»;

В) «Тёмные аллеи»;

Г) «Господин из Сан-Франциско».

22. Какое из перечисленных произведений Горького относится к раннему романтическому творчеству ?

А) «Мать»;

Б) «Супруги Орловы»;

В) «На дне»;

Г) «Макар Чудра».

23. Ведущей темой рассказа Горького «Старуха Изергиль» является:

А) тема свободы, самопожертвования;

Б) тема милосердия;

В) тема босячества;

Г) тема одинокой старости.

24. Какую песню исполняют герои пьесы «На дне»?

А) «Дубинушка»;

Б) «Среди долины ровныя»;

В) «Варшавянка»;

Г) «Солнце всходит и заходит».

25.Кого из обитателей костылёвской ночлежки преследует кличка «вор», «воров сын»?

А) Актёра;

Б) Барона;

В) Пепла;

Г) Бубнова.

26. Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза: «Человек – это звучит гордо!»?

А) Сатину;

Б) Луке;

В) Актёру;

Г) Клещу.

27. Завязкой конфликта в пьесе «На дне» является:

А) смерть Анны;

Б) появление Луки;

В) монолог Сатина;

Г) самоубийство Актёра.

28. Какая проблема не затрагивается в рассказе «Челкаш»?

А) человеческого достоинства;

Б) нравственного выбора;

В) границ свободы личности;

Г) патриотизма.

Гражданская война

29. Высказывание «В Гражданской войне происходит отбор человеческого материала» соответствует концепции Гражданской войны:

А) Шолохова;

Б) Фадеева;

В) Булгакова;

Г) Бабеля.

30. Не имеет отношения к “Конармии” Бабеля:

  1. Кирилл Лютов;

Б) Начдив Савицкий;

В) Мишка Коршунов;

Г) Афонька Бида.

31. В годы сталинских репрессий был расстрелян:

А) Шолохов;

Б) Бабель;

В)Булгаков;
Г)Фадеев.

32. И.Бабель в книге новелл « Конармия» описал:

А) Дивизию Щорса;

Б) Первую Конную дивизию Будённого;

В) Дивизию Чапаева;

Г) Армию Деникина.

33. Какое произведение считают литературным дебютом Шолохова?

А) «Родинка»;

Б) «Нахалёнок»;

В) «Судьба Человека»;

Г) «Донские рассказы».

Коллективизация

34. Найдите соответствия имён и фамилий героев романа Шолохова «Поднятая целина»:
1) Макар;

2)Семён;

3)Андрей;

4)Александр.

А) Давыдов;

Б) Размётнов;

В) Нагульнов;

Б) Половцев.

35. В романе «Поднятая целина» Шолохов обращается к теме:

А) Быта донских казаков;
Б) Коллективизации;

В) Роли казачества в революции 1917 года;

Г) Возрождения отрочества

36. Кому из гремяченцев С. Давыдов даёт следующую характеристику:«Был партизан-честь ему за это, кулаком сделался-раздавить»?

А) Бородину;

Б) Островнову;

В) Рваному;

Г) Нагульнову.

37. Какое сословие изображал Шолохов в своих произведениях?

А) Купечество;

Б) Крестьянство;

В) Казачество;

Г) Дворянство.

38. Тема, которой посвящена повесть Платонова «Котлован», это-

А) Строительство социализма в городе и деревне;

Б) Революция и Гражданская война;

В) Воспитание нового человека.

39. Особенности авторского отношения к изображаемому в повести «Котлован» состоит в следующем:

А) Автор не высказывает своего отношения к изображаемому;
Б) Автор открыто выражает своё неприятие социалистических преобразований;
В) Писатель в художественной форме изображает абсурдность происходящего.

40. Назовите фамилию героя повести Платонова «Котлован», который «выдумал» идею «Общепролетарского дома».

А) Пашкин;

Б) Прушевский;

В) Чиклин;

Г) Жачев.

41.Смерть девочки Насти в финале повести «Котлован»

А) Означает окончательную победу «нового» над «старым», так как девочка была дочерью «буржуйки», а «буржуи все теперь умирают»;

Б) Воспринимается как отрицательный итог поисков главным героем абстрактной «истины всемирного происхождения» и утрата самой цели этого поиска;

В) Символизирует огромную цену, которую платил народ за воплощение в жизнь своих идеалов, что подтверждает значимость этих идеалов.

42. Вощева - главного героя повести «Котлован»- нельзя отнести к типу:

А) «странник»;

Б) «правдоискатель»;

В) «лишний человек».

43.Для романа Булгакова «Мастер и Маргарита» не подходит жанровое определение:

А)роман-миф;

Б)роман-антиутопия;

В)философский роман.

44.МАССОЛИТ – это

А)название писательского объединения, в которое Булгаков не входил по идейным и творческим соображениям и сделал объектом своей сатиры в романе;

Б)вымышленное название, не имеющее отношения к реальной действительности;

В)название, сконструированное Булгаковым по типу РАПП – реально существовавшей в те годы писательской организации.

45.Мастер отказывается называться писателем, потому что

А)по образованию он историк;

Б)он не считает себя художником;

В)он не хочет  иметь ничего общего с теми, кто себя так называет.

46.Человеческий порок, который назван в романе самым страшным, - это

А)скупость;

Б)трусость;

В)жестокость.

47.Суть учения Иешуа кратко изложена в следующей фразе:

А) «Все люди добрые».

Б) «Рукописи не горят».

В) «Каждому будет дано по его вере».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Литература» 6 класс

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-х классов создана на основе  Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён Приказом МО РФ от 05.03.2004 года, №1089),  При...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 5 класс

Данная программа по литературе составлена на основе федерального  государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы по литературе для 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литература» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмет «Литература» 5 класс основного общего образования     на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с ФГОС 2 поколения...

Рабочая программа учебного предмета "Литература 6 класс"

Рабочая программа выстроена в логике программ общеобразовательных учреждений "Литература для 5-11 классов" под редакцией В.Я.Коровиной и учебного пособия "Учебник для общеобразовательных учреждений" в...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 9 класс

                                   Пояснительная записка. Назначение рабочей программы: настоящая прогр...

Рабочая программа учебного предмета «Литература», 6 класс

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для основного общего образования (начального общего образования) разработана на основе нормативных документов и информационно-методических материалов:Ф...

Рабочая программа учебного предмета "Литература" 7 класс

Рабочая программа учебного предмета "Литература" к УМК Коровиной В.Я....