Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019-2020
учебно-методический материал по литературе (11 класс)

Кондаурова Лариса Николаевна

Мастер-класс по теме " Итоговое сочинение", 2019. Направления, список художественной литературы, примеры сочинений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл is_2020.docx71.03 КБ

Предварительный просмотр:

Универсальная литература, которая подходит под любое из 5-ти направлений

  • "Война и мир" Л.Н. Толстой.
  • "Капитанская дочка" А.С. Пушкин
  • "Евгений Онегин" А.С. Пушкин
  • "Шинель" Н.В. Гоголь
  • "Мертвые души" Н.В. Гоголь
  • "Вишневый сад" А.П. Чехов
  • "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
  • "Мастер и Маргарита" М.А. Булгаков
  • "Горе от ума" А.С. Грибоедов
  • "Мцыри" М.Ю. Лермонтов
  • "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
  • "Судьба человека" М.А. Шолохов
  • "На дне" М. Горький
  • "Отцы и дети" И.С. Тургенев
  • "Гроза" А.Н. Островский
  • "Премудрый пескарь" М.Е. Салтыков-Щедрин
  • "Обломов" И.А. Гончаров
  • "Матренин двор" А.И. Солженицын
  • "Господин из Сан-Франциско" И.А. Бунин
  • "И дольше века длится день" Ч.Т. Айтматов
  • "Уроки французского" В.Г. Распутин
  • "Обелиск" В.В. Быков
  • "Недоросль" Д.И. Фонвизин

По направлению "Добро и зло"

  • Л.Н. Толстой, «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Идиот»;
  • И.А. Бунин, «Господин из Сан-Франциско»;
  • М.А. Булгаков, «Записки юного врача»;
  • В.П. Астафьев, «Людочка»;
  • А.И. Солженицын, «Матрёнин двор»;
  • А.П. Чехов, «Крыжовник»;
  • В.М. Шукшин, «Чудик»;
  • К.Г. Паустовский, «Телеграмма»;
  • Т. Кенэлли, «Список Шиндлера»;
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне».

По направлению «Он и она»

  • "Капитанская дочка", А.С. Пушкин
  • "Евгений Онегин", А.С. Пушкин
  • "Анна Каренина", Л.Н. Толстой
  • "Мастер и Маргарита", М.А. Булгаков
  • "Гордость и предубеждение", Дж. Остин
  • "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевский
  • "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтов
  • "Обломов" И.А. Гончаров

По направлению «Война и мир»

  • "Война и мир", Л.Н. Толстой
  • "Капитанская дочка", А.С. Пушкин
  • "Тихий дон", М. Шолохов
  • "А зори здесь тихие", Б. Васильев
  • "Судьба человека", М.А. Шолохов
  • "Живи и помни", В.Г. Распутин
  • "Молодая гвардия", А.Н. Островский

По направлению «Надежда и отчаяние»

  • Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия»
  • М.А. Шолохов «Судьба человека»
  • В.Г. Распутин «Живи и помни»
  • Ф. Абрамов рассказ «Надежда»
  • А.И. Куприн «Гранатовый браслет»
  • В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • К. Симонов «Жди меня»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • Н.В. Гоголь «Шинель»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • А.П. Чехов «Ванька», «Вишневый сад», «Чайка», «Три сестры»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • М. Горький «На дне»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»
  • И. А. Бунин рассказ «Надежда»
  • Е. И. Замятин «Мы»

По направлению «Гордость и смирение»

  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Маскарад», «Песня про купца Калашникова..», «Мцыри»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Записки охотника»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Медный всадник», «Моцарт и Сальери», «Повести Белкина».
  • А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель»
  • А.П. Чехов «Ионыч», «Вишневый сад», «Попрыгунья»
  • М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • А.И. Солженицын «Матренин двор»
  • М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»

Темы по направлению «Он и она»:

  • Согласны ли вы с утверждением: «Мы совершаем подвиги для тех, кому до нас нет никакого дела, а любят нас те, кому мы нужны и без всяких подвигов»?
  • Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
  • Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
  • Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?
  • Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
  • Почему важно уметь контролировать свои эмоции во взаимоотношениях с противоположным полом?
  • Чем можно пожертвовать ради любимого человека?
  • Согласны ли вы с утверждением: «У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
  • От каких ошибок может предостеречь нас любимый человек?
  • Когда можно ли простить измену в любви?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
  • Согласны ли вы с высказыванием Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
  • Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
  • Когда любовь не приносит радости и удовлетворения?
  • Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
  • Легко ли быть любимым?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
  • Какие нравственные нормы регулируют отношения между мужчиной и женщиной?
  • Что важно победить в самом себе, чтобы построить идеальные отношения с противоположным полом?


Цитаты и высказывания по направлению «Он и она»:

  • Мужчина не думает о себе лишь в те минуты, когда он уверен, что кто-то другой думает только о нем. Луиза Леблан
  • История настоящей любви никогда не кончается. Ричард Бах
  • Мужчина говорит то, что знает, женщина – что нравится, первый, чтобы говорить, нуждается в знаниях, вторая – во вкусе, первый должен иметь в виду полезные вещи, вторая – приятные. Жан Жак Руссо
  • Мужчины и женщины — как земля и луна: мы всегда повернуты к ним одной стороной, и они думают, что другой стороны нет, раз она не видна. Но она существует. Оливия Шрайнер
  • Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам. В. Гюго
  • Вопреки общепринятому мнению любовь не причиняет мук. Мучает инстинкт собственности, а он противоположен любви. А. Экзюпери 
  • Равенство всегда было самой прочной основой любви. Г. Лессинг
  • Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. В любви нет больше и меньше. Л.Н. Толстой
  • Когда мужчина и женщина помнят о существующих между ними различиях и относятся к ним с пониманием и уважением, тогда есть шанс, что их любовь расцветет пышным цветом. Дж. Грэй
  • Если взять наполовину хорошего мужчину и наполовину хорошую женщину и сложить их лучшими половинками, получится один хороший человек, целиком хороший. Р. Брэдбери



Темы по направлению

                    «Гордость и смирение»:

  • Чем отличается гордость от гордыни?
  • Как отличить гордость от высокомерия?
  • Какого человека называют гордым?
  • Нужно ли человеку смиряться с судьбой?
  • Стоит ли терпеть обиды?
  • Согласны ли вы с тем, что гордость без смирения - тщеславие; смирение без гордости - униженность?
  • Как был наказан Ларра - герой рассказа Максима Горького?
  • Нужна ли человеку гордость?
  • Как связаны скромность и смирение?
  • Гордость - это положительное или отрицательное чувство?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: «Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье»?
  • Как связаны сила духа и гордость?
  • Согласны ли вы с утверждением: "Смирение — вот противоядие от стыда"?
  • Помогает ли смирение понять себя?
  • Гордость или смирение обогащают личность?
  • Можно ли утверждать, что нет смысла превозносить смиренных и кротких, потому что, когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими?
  • Как вы понимаете смысл высказывания "Смиряясь, несчастный лишь довершает свое несчастье"?
  • Как вы понимаете значение высказывания "Кротость особенно похвальна тогда, когда причина гнева вполне справедлива"
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Гордость как проявление эгоизма, самовлюблённости, мешает человеку быть счастливым.»
  • Как связаны гордость и эгоизм?
  • Согласны ли Вы с мнением, что гордость – это способность идти вперед несмотря ни на что?
  • В чём разница между гордостью и смирением?
  • Согласны ли вы с утверждением: «Смирение — вот противоядие от стыда»?
  • Что такое мнимая гордость?
  • Герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Григорий Печорин сказал: ««Удовольствия мне опротивели, общество мне также надоело…любовь только раздражала мое самолюбие, а сердце осталось пусто…». Характеризуют ли его эти слова как человека гордого?



Цитаты и высказывания      по теме              «Гордость и смирение»:

  • Гордящиеся своим смирением горды тем, что они не горды. Роберт Бартон
  • Бесконечно маленькие люди имеют бесконечно великую гордость. Вольтер
  • У гордости тысяча обличий, но самое искусное и самое обманчивое из них — смирение. Франсуа де Ларошфуко
  • Берегись, как бы тебе не стать столь смиренным, чтобы смирение твое превратилось в глупость. Игнатий Лойола
  • Погибели предшествует гордость, и падению - надменность. Соломон
  • Есть три разряда людей: высокомерные, гордые и другие. Других я еще никогда не встречал. Огюст Детёф
  • Гордость — благородная страсть — не слепа по отношению к собственным недостаткам. Этим отличается надменность. Г. Лихтенберг
  • Гордыня всегда возмещает свои убытки и ничего не теряет, даже когда отказывается от тщеславия. Франсуа де Ларошфуко
  • Исполнимся смирения за весь род человеческий, чтобы иметь возможность гордиться человеком. Жан Жак Руссо



Примерные темы по направлению "Добро и зло":

  • Что такое доброта?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему человек должен быть добрым?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?
  • Нужно ли сдерживать в себе доброту?
  • Как человек может воспитывать в себе доброту?
  • Кого можно назвать добрым человеком?
  • Нужно ли быть добрым к тому, кто тебя обидел?
  • Какими качествами обладает добрый человек?
  • Согласны ли вы с мнением Г. Гейне, что «Доброта лучше красоты»?
  • Доброта – это проявление силы или слабости?
  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Почему в народе говорят: «Добро должно быть с кулаками»?
  • Что может сделать человека добрее?
  • Роль добра в жизни каждого из нас
  • Почему человечество до сих пор не может отказаться от зла и жестокости?
  • Согласны ли вы с утверждением: "Триумф зла — бездействие доброго человека"?
  • Согласны ли вы с тем, что "ничто не является злым с самого начала"?
  • Доброта как качество счастливого человека
  • Доброта как важнейшее качество человека
  • Как вы понимаете смысл фразы: "Злодейство носит много масок, и самая опасная – маска добродетели».
  • Роль доброты как человеческого качества в годы ВОВ
  • В чем проявляется зло?
  • Можно ли утверждать, что в каждом добре есть зло, а в каждом зле есть добро?
  • Может ли зло быть на благо?
  • Могут ли доброта и злоба сочетаться в одном человеке?
  • Можно ли воспитать в человеке доброту?
  • Как научиться прощать зло, сделанное тебе другими?
  • Важно ли прививать доброту с детства?
  • Может ли зло помочь человеку понять себя?
  • Согласны ли вы с утверждением, что "злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые"?
  • В чем проявляется истинная доброта?
  • Всегда ли зло совершается намеренно?
  • Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло?
  • Почему старшее поколение так редко по достоинству оценивает добрые поступки молодежи?
  • В чем разница между добром и ханжеством?
  • Может ли за добрым поступком скрываться злой умысел?
  • Кого можно считать добрым человеком?
  • Высшая мудрость - различать добро и зло
  • Можно ли отвечать добром на зло?
  • Проповедует ли зло статья героя романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Родиона Раскольникова?
  • Нужно ли отвечать добром н зло?
  • Злость как качество несчастного человека
  • Может ли злой человек стать добрым?
  • Как Достоевский раскрывает проблему добра и зла на страницах своих произведений.
  • Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?
  • Причины жестокости
  • Всегда ли люди отвечают добром на добро?
  • Какую роль в судьбе человека может сыграть зло, причинённое другим?
  • Каждый ли человек заслуживает доброго отношения к себе?
  • Стоит ли совершать добрые поступки вопреки собственными интересам?
  • Каким был бы мир без добрых людей?
  • Всегда ли добро побеждает зло?
  • Есть ли среди героев русской литературы те, кто обладал безграничной добротой?
  • Может ли злобный человек быть счастливым?
  • Что порождает злость в людях?
  • Может ли жестокостью заслужить уважение?
  • Как связаны понятия «злость/жестокость» и «трусость»?
  • Почему люди становятся жестокими/злобными?
  • Роль доброты в современном мире
  • Почему тема добра и зла будет вечно волновать человечество?
  • Может ли по-настоящему добрый человек совершить зло?
  • Есть ли место злости в добром сердце?
  • Воспитание как источник злобы в человеке


Реальные темы прошлого года "Доброта и жестокость"

  • 501. Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
  • 502. Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
  • 503. В чём заключается сила доброты?
  • 504. Как связаны между собой любовь и доброта?
  • 505. В каких поступках человека проявляется доброта?
  • 506. Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
  • 507. Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
  • 508. Что значит быть добрым?
  • 509. Почему жестокость разрушительна?
  • 510. Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
  • 513. Какие времена можно назвать жестокими?
  • 521. Какого человека можно назвать добрым?
  • 522. Естественная ли потребность человека проявлять доброту?
  • 525. Может ли доброта навредить?
  • 526. Какие жизненные события могут научить доброте?
  • 527. Добрым рождаются или становятся?
  • 528. Может ли доброта победить жестокость?
  • 529. Каковы могут быть причины жестоких поступков?
  • 530. Может ли доброта противостоять жестокости?
  • 531. «Добро должно быть с кулаками...» Так ли это?
  • 532. Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»?
  • 533. В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»?
  • 541. Как противостоять жестокости?
  • 542. Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?
  • 543. Может ли стремление творить добро стать смыслом жизни человека?
  • 545. Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»?
  • 546. Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
  • 547. Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
  • 548. Как связаны доброта и способность к состраданию?
  • 550. Страдают ли жестокие люди?
  • 551. Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?
  • 552. Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
  • 553. Оправдана ли жестокость военным временем?



Темы по направлению «Надежда и отчаяние»:

  • Тот, кто потерял любимого человека, не должен впадать в отчаяние.
  • Согласны ли вы с высказыванием Иммануила Канта: «От пустых надежд человек сохнет»?
  • Можно ли назвать отчаянием минуты, когда человеку кажется, будто, рушится весь мир.
  • Прав ли был древнегреческий философ Платон, когда утверждал: «Надежды — сны бодрствующих»?
  • Как вы понимаете смысл фразы: «Там, где есть надежда, непременно есть и отчаяние»?
  • Что помогает человеку справиться с отчаянием?
  • Почему нельзя впадать в отчаяние?
  • В чем проявляется отчаяние?
  • Может ли отчаяться человек, не понимающий причин зла?
  • Если бы вы знали, что отчаяние и надежда — это путь к одной и той же цели, что бы вы выбрали?
  • Кто живет надеждой, рискует умереть голодной смертью.
  • У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть надежда — есть все.
  • Согласны ли вы с высказыванием Бернарда Шоу: «Тот, кто никогда не надеялся, не может отчаяться»?
  • Почему, по вашему мнению, важно не терять надежду?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Дюма: «Вся мудрость жизни заключена в двух словах: ждать и надеяться»?
  • Бывают ли надежды напрасными?
  • Почему надежда по природе своей может быть расточительной.
  • Каковы последствия отчаяния?
  • К чему может привести отчаяние?
  • Роль надежды в жизни человека
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Роль надежды в годы ВОВ
  • Роль надежды в жизни человека
  • Каковы причины отчаяния?
  • Почему некоторые теряют надежду?
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Что такое пустые надежды?
  • На кого можно надеяться?
  • Как вселить надежду в человека?
  • Почему решения нужно принимать с холодной головой?
  • Гнев как следствие отчаяния
  • Потеря смысла жизни как следствие отчаяния
  • Потерять надежду – значит сдаться?
  • Почему надеяться нужно только на себя?
  • Согласны ли вы с высказыванием Альбера Камю: «Подлинное отчаяние всегда ведет либо к тяжелым переживаниям, либо к бездеятельности»?
  • Можно ли вселить надежду в человека?
  • Что помогает человеку пережить сложные моменты?



Цитаты и высказывания по направлению «Надежда и отчаяние»:

  • Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум использовать все способы борьбы с ними. Торнтон Уайлдер
  • Только из глубины отчаяния может родиться надежда. Вальтер Беньямин
  • Надеяться всегда лучше, чем отчаиваться. И. Гёте
  • Даже когда мы отчаиваемся, мы все еще надеемся. Р. Гурмон
  • Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. В. Гюго
  • Часто из самого отчаяния рождается надежда. Курций
  • Вечно надеяться, никогда не отчаиваться — таково свойство человека большой души. Луций Флор
  • Надежда — продукт воображения. Отчаяние — тоже. Отчаянию слишком живо рисуются возможные беды; надежда — это энергия, и она побуждает ум испробовать все способы борьбы с ними. Т. Уайлдер
  • Никогда, ни в каких случаях не надо отчаиваться. Надеяться и действовать — наша обязанность в несчастии. Бездеятельное отчаяние — забвение и нарушение долга. Б. Пастернак
  • То, что мы называем отчаянием, часто — всего лишь острая досада из-за обманутых надежд. Джордж Элиот
  • Как бы плохо ни приходилось, никогда не отчаивайся, держись, пока силы есть. А. Суворов
  • Надежда — посох любви: отправляйся, вооружившись им против внушений отчаяния. Уильям Шекспир
  • Если бы страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право презирать волю к власти – он вступил бы в полосу самого безнадежного отчаяния. Ф. Ницше
  • После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума. Анна Ахматова
  • Надежда была бы величайшей из сил человеческой души, если бы не существовало отчаяния. В. Гюго

Темы по направлению «Война и мир»:

  • Роль "Эпилога" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Тема семьи и личного счастья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Искусство портрета в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Поведение человека на войне: взгляд Л.Н. Толстого на природу подвига.
  • Взгляды Л.Н. Толстого на исторический процесс и его представление о полководце. (По роману "Война и мир").
  • Кто из героев романа Л.Н. Толстого "Война и мир" вам особенно близок и почему?
  • Что есть зло? Что есть добро? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Тема истинного и ложного патриотизма в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Кутузов и проблема "простоты, добра и правды" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
  • Каковы приемы изображения внутренней жизни человека в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • Что такое вечные ценности в понимании героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").
  • В чем нравственный смысл взлетов и падений любимых героев Л.Н. Толстого? (По роману "Война и мир").
  • Какова роль картин природы в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • В чем конфликт "отцов" и "детей" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • Как в романе "Война и мир" Л.Н. Толстой решает вопрос о роли личности в истории?
  • Каковы приемы изображения жестокого лица войны в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • В чем близок облик Кутузова народу? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Почему далеки от народа императоры Наполеон и Александр I? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Каков авторский идеал женщины в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"?
  • Что общего в изображении войны 1812 года в произведениях М. Ю. Лермонтова и Л.Н. Толстого?
  • Как проявился историзм мышления Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"?
  • Почему "дубина народной войны" одерживает победу? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").
  • Согласны ли вы с высказыванием княжны Марьи Болконской: "... надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет...».
  • Почему говорят, что на войне не бывает победивших?
  • Л.Н. Толстой: «Я старался писать историю народа», - согласны ли вы с высказыванием автора романа-эпопеи?
  • Чем творчество Л.Н. Толстого может быть интересно современному читателю? (По роману «Война и мир»)
  • Какие проблемы в романе Льва Толстого «Война и мир» наиболее интересны для Вас?
  • Согласны ли вы с утверждением: сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть?
  • Особенности психологического анализа в романе "Война и мир".
  • Духовные искания любимых героев Толстого.
  • Согласны ли вы с утверждением: «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть»?
  • Реализм Толстого в изображении войны в романе "Война и мир".
  • Как вы понимаете значение слов : "Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну"
  • "Война и мир" как роман-эпопея.
  • Согласны ли вы с утверждением: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»
  • Путь нравственных исканий Андрея Болконского Пьера Безухова.
  • Как вы понимаете значение слов: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну»?
  • Москва и Петербург в изображении Толстого в романе «Война и мир».
  • Согласны ли вы с мнением: «Война и мир» – величайший бестселлер, регулярно читаемый, переиздаваемый, экранизируемый и вызывающий споры и различные толкования даже спустя полтора столетия после первой публикации»

Цитаты и высказывания по направлению

«Война и мир»:

  • Люди думают, что если они назовут преступление убийства «войною», то убийство перестанет быть убийством, преступлением. Лев Толстой
  • Никакие злодеи и преступники не натворили в мире столько зла, не пролили столько человеческой крови, как люди, хотевшие быть спасителями человечества. С. Франк
  • Война – не приключение. Война – болезнь. Как тиф. Антуан де Сент Экзюпери
  • «Я начал понимать, на что способны люди. Всякий, прошедший войну и не понявший, что люди творят зло подобно тому, как пчела производит мёд, — или слеп, или не в своём уме». Уильям Голдинг
  • Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку – вот высшая доблесть. Сенека
  • Войны будут, пока хоть один человек сможет зарабатывать на них. Бертольт Брехт
  • На войне все просто, но самое простое в высшей степени трудно. Карл Клаузевиц
  • Война — всего лишь трусливое бегство от проблем мирного времени. Томас Манн
  • Подобно тому, как самым большим физическим злом является смерть, так самым большим моральным злом является, конечно, война. Вольтер
  • Я не знаю ни одного народа, который обогатился бы вследствие победы. Вольтер
  • Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы жить братьями. Вольтер
  • Если бы наши солдаты понимали, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны. Фридрих Великий
  • Гораздо легче выиграть войну, чем мир. Жорж Клемансо
  • Самый быстрый способ окончить войну — проиграть ее.
    Джордж Оруэлл
  • Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне.
    Цицерон
  • Чтобы цивилизация уцелела, мы должны культивировать науку человеческих взаимоотношений, способность всех народов, самых разных, жить вместе в мире на одной земле. Ф. Рузвельт
  • Первой жертвой войны становится правда. Дж. Хайрам
  • Развязывание мировой войны – не лучший способ поправить экономику. Мы ведь не пытаемся убрать мусор из дома путем сжигания дома. Борис Кригер
  • Нам говорят, что война — это убийство. Нет: это самоубийство. Рамсей Макдоналд
  • Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление. Виктор Гюго 
  • Любая война популярна в течение первых тридцати дней. Артур Шлезингер
  • Достигнутый мир лучше и надежнее ожидаемой победы. Цицерон
  • Война — это травматическая эпидемия. Николай Пирогов
  • Верней побеждает тот, кто побеждает без кровопролития. Педро Кальдерон
  • В войне не бывает выигравших — только проигравшие. Артур Невилл Чемберлен
  • Самое ужасное, не считая проигранного сражения, это выигранное сражение. Герцог Веллингтон



Пример итогового сочинения к направлению ОН И ОНА
Тема сочинения: Может ли любовь изменить человека? 

    О силе и чудесах любви написаны тысячи книг. Это одна из вечных тем в литературе, которой хотя бы раз уделил внимание каждый писатель и поэт. Это неудивительно, ведь любовь меняет человека, раскрывает те черты, о которых он сам даже не подозревал. Хулиган становится внимательным и заботливым, скромник решается на сумасшедшие поступки, нарцисс падает к ногам своей дамы, а холодная леди – в объятия возлюбленного. Да, любовь – это тема, о которой можно писать вечно, ведь она преображает и исцеляет людей! 
  Необыкновенное преображение под воздействием любовных чар мы можем увидеть в романе И.А. Гончарова «Обломов». Илья Обломов искренне полюбил Ольгу Ильинскую, и это чувство сподвигло героя изменить свою жизнь. Если раньше он предпочитал полностью отдаваться своей лени, лежать на диване и порой несколько дней подряд «не покидать»  домашнего халата, то отношения с Ольгой заставили его «встряхнуться». Он стал другим: «На лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Перед нами был совершенно другой Обломов: он активен, строит планы, общается с людьми! К сожалению, «обломовщина» и страх героя оказались сильнее любви. Да, такое случается. Порой даже сила любви не способна спасти от душевной гибели. А возможно, для Ильи Обломова просто было уже поздно что-то менять. «Я думала, что оживлю тебя, а ты уж давно умер», - говорит ему Ольга.  
   
Не менее впечатляющие изменения происходят в мышлении и характере нигилиста Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Базаров отрицал все, что не имеет доказательств, а любовь и вовсе называл «романтической белибердой». Все изменила его встреча с Анной Сергеевной Одинцовой, которая вызвала в Базарове ранее неизвестные ему чувства. Евгений влюбился и узнал, что такое страсть, восхищение, влечение к даме своего сердца. Его дерзость меняется на робость, насмешки на смущение в присутствии Анны Сергеевны. Попытки бороться с собственными чувствами оборачиваются неудачей, Евгений Базаров признается Одинцовой в любви. Не получив взаимности, герой мучается и переживает, чего еще совсем недавно не мог себе даже представить. 
     
Может ли любовь изменить человека? Безусловно, может. Мы сами того не замечая, начинаем иначе смотреть на вещи, начинаем совершать поступки, которые раньше были несвойственны нам. Однако любовь никогда не привносит что-то извне, а лишь раскрывает те черты характера, которые были спрятаны глубоко внутри и только ждали нужного момента. Момента, когда появится тот, ради кого мы будем готовы меняться. (365 слов) 

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

Тема сочинения: Как вы понимаете слова А. Дюма: «Надежда — лучший врач из всех, какие известны».
 

    Надежда обладает невероятной силой. Она помогает человеку идти вперед, когда, казалось бы, в этом уже нет смысла. Она заставляет нас бороться, не падать духом и все-таки добиваться своих целей. Александр Дюма писал: «Надежда – лучший врач из всех, какие известны». Этой фразой писатель подчеркивал живительную силу надежды, которая лечит душевные раны. 
   
Только надежда на ответные чувства помогала жить герою повести Куприна «Гранатовый Браслет» Желткову. До последнего вздоха он верил, что Вера Шеина разделит его чувства и будет с ним. Он писал ей письма и прислал щедрый подарок, пытаясь покорить сердце прекрасной дамы. Вероятно, в своих мечтах он представлял их прекрасную совместную жизнь, множество счастливых минут, проведенных вместе. Надежда на то, что его мечты сбудутся, давали ему силы ждать. Все заканчивается, когда Вера отказывается от гранатового браслета, который Желтков прислал героине своих мечтаний. Браслет возвращает муж Веры Шеиной. В этот момент все надежды Желткова, которые были смыслом его жизни, были разрушены. Вера его не любит и не полюбит никогда! Умерла надежда, а вместе с ней и желание нашего героя жить.  
   
Только надеждой жила Катерина, героиня драмы Островского «Гроза». Молодая девушка давно перестала чувствовать радость жизни. Рядом нелюбимый муж и жестокая свекровь. Свобода, к которой привыкла Катерина с детства, исчезла, как только она вышла замуж и пришла в дом супруга. Что осталось у нее? Только надежда на то, что она еще встретит настоящую любовь и будет счастлива! Лишь сладкие грезы об искренних чувствах заставляли ее улыбаться. Надежды Катерины сбылись – она познакомилась с Борисом, которого полюбила. С ним она забывала свои невзгоды и на время снова становилась свободной. Однако совесть героини оказалась сильнее любви к Борису. Ее надежды тускнеют, она впадает в отчаяние от своего положения. Но даже печальный финал Катерины дает начало для новой надежды – надежды на то, что в городе Калинов что-то изменится и в темноте появится настоящий  «луч света». 

Надежда – лучший врач. Она успокаивает боль и дает силы. Она заставляет нас жить, несмотря ни на что. Пусть иногда ее действие заканчивается, и мы можем вновь опустить руки. Но именно надежда дает нам время и возможность сделать что-то важное и нужное, что способно изменить наше будущее. (342 слова)  

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ

Тема сочинения: Согласны ли вы с тем, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека? 


    Много красивых фраз и лирических строк написано про надежду. Человек всегда видел в ней что-то незыблемое, что-то живительное. «Надежда умирает последней», - все помнят эту крылатую фразу. Но верно ли, что надежда – это единственное, что нельзя отнять у человека? Боюсь, я не могу согласиться с этим. Как бы сильна ни была надежда, даже ее можно потерять. Для этого не обязательно быть слабым или глупым. Достаточно попасть в круговорот несчастий, которые отнимут ее у тебя… 
   
Герой повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсон Вырин в начале произведения предстает перед нами бодрым мужчиной, который живет пусть и не самой счастливой, но размеренной жизнью. Тяготы и унижения, которые навлекает на героя работа смотрителем, меркнут благодаря дочери Дуне. Она его единственная радость! Но внезапно Дуня покидает дом, уезжает с незнакомым гусаром. После ее побега жизнь Самсона Вырина теряет краски, он мучается и страдает без своей дочери. Но какое-то время жизнь в нем поддерживает надежда на то, что Дуня опомнится и вернется к отцу. Увы, но надежда разбивается после неудачной попытки забрать дочь домой. Осознав, что Дуня потеряна для него навсегда, Самсон Вырин начинает пить и вскоре умирает, убитый горем и лишенный всяких надежд. 
   
Крушение надежд мы видим в повести Куприна «Гранатовый браслет». Главный герой Желтков влюблен в княгиню Веру Николаевну Шеину. Несмотря на то, что Вера замужем, Желтков искренне надеется на ответное чувство. Он пишет ей письма, присылает подарок и ждет, что дама сердца разделит его любовь. Казалось бы, ничего не может отнять у Желткова его надежду на взаимность. Однако это удается сделать мужу Веры, который приезжает к герою и возвращает ему гранатовый браслет. Эта ситуация неожиданно открывает Желткову глаза, и он понимает: Вера не любит его и не полюбит никогда! От надежд не осталось и следа. Безумно опечаленный, разочарованный Желтков прощается не только со своей любовью, но и со своей жизнью. 
   
Надежда. Порой она последнее, что остается у человека. Однако даже надежду могут отнять. Да, это правда. Но нужно помнить, что в жизни всегда есть место новым надеждам, новым планам и мечтам. Важно уметь увидеть что-то хорошее даже в самом плохом дне. Важно помнить, что на смену утраченной надежды непременно придет новая! 

347 слов 

Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ
Тема сочинения. Согласны ли вы с высказыванием: "Те, кому есть на что надеяться и нечего терять, - самые опасные люди на свете".


    Жизненный путь человека нередко включает в себя препятствия. Счастливчикам достаются легко преодолимые трудности, которые только бодрят и закаляют характер. Те, кому везет меньше, могут столкнуться с серьезными сложностями, борьба с которыми требует титанических усилий. Вторые могут оказаться в ситуации, когда все, что у них осталось – это надежда. В этот момент может произойти самое страшное, ведь, как верно сказал публицист и политик Эдмунд Берк, «те, кому есть на что надеяться и нечего терять, - самые опасные люди на свете». Трудно не согласиться с ним. 
   
Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников – прекрасный пример отчаяния, которое приводит к страшным последствиям. Нищий студент надеется выбраться со дна жизни. Терять герою нечего, ведь он загнан в тяжелую жизненную ситуацию. Без денег, без перспектив, без возможностей реализовать свой потенциал. Раскольников в безысходности, но лелеет надежду, что он будет жить нормальной жизнью. Но как? Решение героя заставляет нас ужаснуться – Родион убивает старуху- процентщицу, чтобы забрать ее деньги. Впрочем, для него это больше, чем способ немного разбогатеть. Раскольников проверяет себя: «кто он, тварь дрожащая или право имеющий»? Проверку Раскольников не прошел, но изменить свершившееся уже нельзя. Тлеющая надежда и отчаяние заставили героя совершить страшный грех. 
   
В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» мы узнаем печальную историю Натальи Мелеховой. Нелюбимая, несчастная жена Григория Мелехова терпит измены своего супруга, не видит от него ни тепла, ни ласки. Долгое время Наталья пыталась хранить семейный очаг, но чувствовала себя униженной из-за отношения своего мужа. В ее душе еще теплилась надежда, что семейная жизнь наладится – о чувствах Натальи мы узнаем перед ее смертью. Однако она понимала, что в этом ей вряд ли поможет еще один ребенок. Решившись на отчаянный шаг, Наталья не только убивает свое дитя, но и себя подвергает опасности. Это и  становится причиной смерти героини. 

    Надежда и отчаяние – две движущих силы, которые способны толкнуть человека на безумные поступки. Не всегда это безумство безобидно для окружающих и самого себя. Согреваемый надеждой и лишенный ценностей, которые нужно беречь, человек может стать опасным и совершить то, о чем будет позже очень жалеть. 

349 слов

Пример итогового сочинения по направлению "Надежда и отчаяние" на тему: "Бывают ли надежды напрасными?"

   Часто мы надеемся на лучший исход какой-либо ситуации. Но не всегда получается так, что наши надежды оказываются оправданы. К сожалению, порой обстоятельства складываются не в нашу пользу. Бывают ли надежды напрасными? Я считаю, что бывают, такое случается в любви: часто люди надеются на счастье, на совместное будущее, но обстоятельства оказываются сильнее…

 В доказательство своей позиции приведу два произведения И. С. Тургенева, в которых надежды героев не оправдались. В сюжетах произведений Ивана Сергеевича Тургенева довольно часто присутствует любовь. Однако это чувство зачастую приводит героев к трагедии. Истинный смысл несчастий заложен в неотвратимости судьбы. Для Ивана Сергеевича Тургенева счастья невозможно достичь, земная любовь обречена. Счастливая любовь практически отсутствует в его творчестве. Его произведения часто рассказывают о "несбыточности чувства". 
У Ивана Сергеевича Тургенева есть произведение, где он показал несчастья героев, из напрасные надежды, их разочарования в ценностях. Роман "Отцы и дети" - это "любимое детище" писателя, вечный спор как отражение объективной "правды жизни". 

В этом романе Павел Петрович был влюблён в прекрасную княгиню Р., после расставания с которой не смог выкинуть из головы мысли о ней. Он страдал, мучился, ревновал, следовал за ней повсюду. Но княгиня решила поставить крест на их отношениях. Его надежды на счастливое будущее оказались не оправданы. Не сумев справиться со своим чувством, герой погубил не только свою блестящую карьеру офицера, но и всю будущую жизнь. 
Напрасными были и надежды господина Н.Н., героя повести "Ася": Н.Н. навсегда лишился своей возлюбленной, которую увез её брат Гагин. Итак, в рассмотренных произведениях надежды героев рухнули, что сделало их несчастными на всю жизнь.

Проанализировав два произведения Ивана Сергеевича Тургенева, я могу сделать вывод: в жизни каждого человека может произойти что-то, что помешает осуществиться его задумкам. К сожалению, это часто бывает неизбежным и не всегда зависит от самого человека. 
Разочарования и тщетные надежды могут коснуться любого человека. Что же делать в такой ситуации? Конечно, не стоит отчаиваться. Часто жизнь подбрасывает нам испытания, чтобы мы смогли стать сильнее. Нужно уметь радоваться мелочам и ценить моменты, ведь "у счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее — и то не день, а мгновенье".



Пример итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА и ОТЧАЯНИЕ

Тема сочинения

Как вы понимаете высказывание: "Отчаяние не есть отрицание надежды. Отчаяние — это отрицание жизни"

   Жизнь человека – явление многоплановое. В ней есть всё: радость и печаль, счастье и горе, надежда и отчаяние. Жизнь не сказка и не красочный карнавал, все мы сталкиваемся с проблемами, иногда – с трагедиями. Но каждый живёт надеждой на то, что чёрная полоса сменится белой, а трудности и проблемы останутся позади. Без мечты и надежды невозможно жить. Каждый о чём-то мечтает: о любви, богатстве, детях, машине или просто о новой игрушке. А кто-то надеется на то, что к нему вернётся любимый человек или мама не будет болеть, или война закончится...
К сожалению, судьбы некоторых людей складываются настолько трагично, что порой, как им кажется, не на что уже больше надеяться. И тогда приходит отчаяние – один из самых страшных грехов. Оно губит не только надежду, оно губит саму жизнь.
   
Вот, например, героиня пьесы А.Н.Островского «Гроза». Катерина Кабанова могла бы стать прекрасной женой. Она мечтала о счастливой и спокойной семейной жизни. Но, выйдя замуж не по любви, девушка встречает человека, перевернувшего её жизнь. Борис Григорьевич выгодно отличается от всего её окружения, и утончённая натура молодой женщины принимает это как сигнал к проявлению настоящего чувства. Она искренне верит в то, что именно этот мужчина -  её настоящий избранник, и ради любви к нему готова на всё. Но суровая действительность такова, что молодой человек боится ответственности, материальных проблем и предпочитает жизни с любимой женщиной свободу и спокойствие. А ведь Катерине так мало было надо – быть с любимым в печали и радости, в богатстве и бедности. Но её мечты не сбылись, и приходится возвращаться в мрачный мир дома Кабановых. К своему ужасу героиня понимает, что даже для надежды в её жизни уже не остаётся места. А раз так, то и жить больше незачем. Отчаяние приводит женщину к самоубийству.
   
Невероятно трагична незамысловатая история маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – бедный человек, чиновник низшего разряда. Нищенское существование героя приучило его быть скромным в своих желаниях. Мечта всей его жизни – это добротная и тёплая шинель, ведь в суровом петербургском климате иметь тёплую одежду жизненно необходимо. И вот, наконец-то, цель достигнута! Чиновник ощущает себя не просто счастливым, а по-настоящему весомым человеком в глазах окружающих. Но жестокая судьба лишает Акакия Акакиевича даже этого скромного подарка. В первый же вечер дорогую шинель украли, и несчастный Башмачкин, не найдя ни у кого помощи и поддержки,  умирает. Складывается такое впечатление, что с потерей долгожданной вещи уходит и желание жить. 
   
Отчаяние сильнее самой жизни – это, действительно, так. Если поддашься этому чувству, то становишься слаб и беззащитен. И какой же силой должен обладать человек, чтобы научиться жить, несмотря на горе, потерю самого смысла  жизни! Как важно уметь находить смысл и радость жизни в ней самой!

Пример итогового сочинения по направлению "ДОБРО И ЗЛО" 
 Сочинение на тему: СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С УТВЕРЖДЕНИЕМ, ЧТО «ЗЛЫХ ЛЮДЕЙ НЕТ НА СВЕТЕ, ЕСТЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ НЕСЧАСТЛИВЫЕ?»
   Добро — это мощнейшая сила, которая способна спасти этот мир от злобы, жестокости, равнодушия и хладнокровия. Без проявления доброты, отзывчивости и сострадания жизнь человека становится невыносимой, ведь именно эти качества помогают людям не зачерстветь душой и сохранить человечность. Но что же вынуждает людей творить зло и причинять окружающим боль? Мне кажется, что именно внутренняя боль, пережитые несчастья и утраты способны уничтожить внутри человека свет и могут заставить его причинять ответное зло окружающим людям.
   
На страницах мировой художественной литературы писатели нередко доказывали, что именно несчастный человек способен творить настоящее зло. Обратимся к известному роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Важнейшую роль в этом произведении играет Аркадий Свидригайлов – двойник Родиона Раскольникова. В начале романа мы узнаем о внутренней злобе этого человека, который холоднокровно творит жестокость. Он планировал отравить свою жену Марфу и, возможно, даже был причастен к её гибели. Кроме того, он был виновен в смерти нескольких своих крестьян, которых он мучил и избивал. Однако ближе к концу романа мы узнаем, что этот герой был глубоко несчастлив внутри. Рядом с ним не было по-настоящему близких людей, и он даже пытался искупить причинённое людям зло, а потому жертвовал деньги Соне и сиротам. В конце произведения герой даже кончает жизнь самоубийством, и это ещё раз показывает, насколько он был несчастлив в глубине своей души. Ф. М. Достоевский подводит нас к выводу, что злоба — это понятие относительное, и чаще всего она возникает внутри того, кто очень несчастлив.
   
Обратимся к роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором писатель ярко показывает, что зло не может существовать само по себе. Настоящим воплощением добра в этом произведении является Иешуа Га-Ноцри, которого считают прообразом Христа. Этот герой проповедует добро всему миру и призывает людей быть милосердными по отношению друг к другу. «Злых людей нет на свете, есть только люди несчастливые», — так считает Га-Ноцри, целью которого является сделать мир светлее и счастливее. М. А. Булгаков на примере своего героя доказывает, что злоба и несчастье неразрывно связаны, ведь именно внутренняя горечь, обида и боль вынуждают человека быть жестоким и агрессивным.
   Таким образом, каждый из нас должен стремиться быть счастливым, наполнять себя радостью и светом, ведь тогда не захочется причинять остальным людям боль и зло. Лишь тот, кто несчастлив в глубине своей души, опасен для окружающих и распространяет зло вокруг себя.
(370 слов)

Пример итогового сочинения по направлению "ДОБРО И ЗЛО" 2019-2020.
 
Сочинение по теме: Согласны ли вы с утверждением О. Уайльда: когда Добро бессильно, оно - Зло? 

     Великий английский писатель Оскар Уайльд был убежден: «когда Добро бессильно, оно – Зло». Из слов автора высказывания можно сделать вывод, что в его понимании мир разделен на «черное» и «белое» и между двумя этими категориями нет промежуточной прослойки. Я не совсем конца согласен с мнением писателя, но я способен критически мыслить, поэтому признаю его точку зрения. Чтобы полноценно раскрыть смысл цитаты, важно понимать значение каждого слова в ней. С добром и злом сложностей не возникает, бессилие же считаю необходимым раскрыть отдельно. 
   
Бессилие – это не просто отсутствие действия, направленного на искоренение зла, это – абсолютная невозможность предпринять что-либо для установления справедливости. То есть человек уже априори не может преодолеть свое бессилие, чтобы выступить против чего-то плохого. Разделяя мир пополам, Оскар Уайльд относит к категории зла такую неспособность добра отстаивать свои ценности. 
 
Я знаю множество точек зрения на проблему: что хорошо, а что плохо? Мнение Оскара Уайльда показалось мне наиболее категоричным. Чтобы дополнить свою мысль, я приведу цитату В. И. Ленина: «Равнодушие есть молчаливая поддержка…» На мой взгляд, в этой цитате революционера заключается такой смысл: если ты не противодействуешь злу, значит – ты ему потворствуешь, помогаешь ему укореняться, сам являешься злом. Но равнодушие и бессилие – это совершенно разные состояния. Равнодушие подразумевает осознанный выбор, бессилие – нет. Это сравнение с другой идеей еще раз доказывает бескомпромиссность решения О. Уайльда. Получается, по его мнению, человек может хотеть защитить другого человека от несправедливости, но, если он не имеет возможности это сделать, – это все равно будет относиться ко злу. 
   
Для иллюстрации идеи автора приведу примеры. Мармеладов из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» неплохой человек. В нем жива совесть, но нет сил следовать ее наставлениям. Соня вынуждена «жить по желтому билету», чтобы ее семья не голодала, отец же тратит все деньги на алкоголь. Он любит дочь и полностью осознает свою вину, но справиться со своей пагубной привычкой не может. Анализируя эту ситуацию с позиции О. Уайльда, мы с уверенностью можем сказать, что Мармеладов – зло. 
    Другой пример подобного рода – в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад». Раневская любит и свою семью, и сад, но эта любовь не придает ей сил перебороть свою инфантильность, грамотно оценить свое бедственное положение. В итоге она с братом  теряют сад. Если смотреть на произошедшее с точки зрения О. Уайльда, то Раневская, несмотря на всю свою доброжелательность, – зло. 
   Я не столь критичен и не разделяю мир только на две части – хорошее и плохое. Я верю, что есть промежуточное состояние, и не отношу ко злу человека, который по тем или иным причинам не может ему противостоять. Однако я верю, что всегда нужно стремиться к помощи ближнему, а равнодушие, сознательный отказ от совершения добрых дел – зло. 

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Тема сочинения: Может ли добро существовать без зла?

   
     Добро и зло – две противоборствующие испокон веков стороны, которые невозможно понять, увидеть, почувствовать отдельно друг от друга. Их контраст – это то, что помогает нам различать добрые и злые намерения. Мы привыкли верить, что добро побеждает зло, но нередко жизнь показывает нам, что добро и зло не просто не могут существовать друг без друга, но часто удивительным образом соединяются в одном человеке и даже в одном поступке.

   В драме Максима Горького «На дне» мы знакомимся со странником Лукой, который для каждого несчастного жителя ночлежки готов найти слова утешения. Он беспредельно заботливый, он жалеет всех, он пытается хоть как-то скрасить их тяжелую жизнь «на дне». Он живет по принципу: «Человека приласкать – никогда не вредно». Но добро ли Лука несет этим людям? Ведь его слова – это ложь, а его обещания – это миф. Например, Актеру Лука рассказывает о «бесплатной лечебнице», которой вовсе не существует, и Актер погибает. Казалось бы, Лука совершает добрый, милосердный поступок, рассказывая жителям ночлежки «сладкие сказки», однако в реальной жизни это становится настоящим злом. Хотел ли Лука навредить этим людям? Безусловно, нет. Но принес больше горе, сам того не понимая.
   
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - история, которая посвящена борьбе добра и зла. Взглянем на Маргариту, добром или злом обусловлены ее поступки? Она заключила сделку с дьяволом, устроила чудовищный разгром в квартире критика Латунского, она обманула своего мужа. Больше похоже на зло, не так ли? Однако стоит вспомнить ее мотивы, и наша уверенность поколеблется – ведь Маргарита все делала из-за любви к Мастеру, истинной, настоящей, чистой любви. Она хотела добра своему возлюбленному и была готова на все ради этого. Добро и зло крепко сплелись в жизни Маргариты. 
   
Может ли добро существовать без зла? Увы, но нет. Это две стороны единого целого, которые невозможно разлучить. Делает картину еще менее ясной то, что добро и зло субъективны. Для одного человека ваш поступок будет добрым, другой же увидит в нем зло для себя. Страшно признавать, но такое столкновение добра и зла происходит ежедневно, в жизни каждого из нас, но чаще всего мы этого даже не осознаем…Но нас рассудит время… 

Пример итогового сочинения к направлению ДОБРО и ЗЛО

Тема сочинения: Что помогает человеку верить в добро?
 

     В детстве нас учат тому, что добро непременно побеждает зло. Взрослая жизнь нам показывает, что это не всегда правда. Но мы продолжаем верить в добро, несмотря на разочарования и падения. Что помогает нам сохранять эту веру? Конечно, добрые поступки окружающих нас людей, которые совершаются ежедневно! Может, мы не задумываемся об этом в течение дня, но подсознательно чувствуем себя в безопасности, потому что рядом есть добрые люди. Помочь пожилому человеку перейти дорогу, поддержать товарища  перед важным выступлением, проверить домашнюю работу одноклассника – даже в таких мелочах кроется добро. Оно всегда вокруг нас! 
   
Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» - очень трогательное и впечатлившее меня до глубины души произведение. Герой этой истории оказался в трудном положении: без денег, без работы и с умирающей дочерью на руках. Не в силах помочь своим родным и наблюдать их страдания, Мерцалов уже был готов наложить на себя руки. Этот рассказ мог бы закончиться трагически, если бы в жизни несчастной семьи не появился профессор Пирогов. Счастливая случайность или судьба привели чудесного доктора к Мерцалову? Неизвестно, но Пирогов спас умирающую семью! Он помог вылечить Машутку, дал Мерцалову денег на первое время, пока наш герой ищет работу. Помощь незнакомого человека заставила Мерцалова вновь поверить в добро и разожгла в нем надежду на то, что жизнь его семьи непременно наладится!  
 
Рассказчик в произведении М.А. Шолохова «Судьба человека», вне всякого сомнения, не может не верить в добро. Впрочем, думаю, как и читатели этого рассказа. История Андрея Соколова, потерявшего во время войны свою семью и дом, пережившего страшный плен, поражает. Несмотря на обрушевшееся на него горе, герой не очерствел душой, не утратил способность совершать добрые поступки, не пустил в свое сердце жестокость и безразличие. Андрей Соколов берет под крыло мальчика-сироту, который тоже потерял свою семью в военные годы. Усыновив несчастного ребенка, Андрей спасает и мальчика, и себя. Герой, от лица которого ведется повествование, впечатлен добротой и силой русского солдата. Именно такие истории заставляют нас верить в добро. 

Пока рядом с нами совершаются хорошие поступки, мы будем верить в добро. Глядя на то, как абсолютно чужой человек протягивает руку помощи, мы не можем сомневаться в существовании добра и в ее силе.
343 слова

Пример итогового сочинения 2019-2020 по направлению "Добро и зло" на тему:"Высшая мудрость - различать добро и зло".


   Добро и зло - два вечно противоборствующих "мира". Стоит задуматься, легко ли различать добро и зло? Легко ли понять, когда добро настоящее, а не фальшивое? Вот об этом Сократ сказал: «Высшая мудрость — различать добро и зло». Разберемся в понятиях "добро" и "зло". На мой взгляд, добро проявляется в хороших поступках, а зло, напротив, в жестоких деяниях, которые могут причинить человеку боль, помочь разобраться в этом человеку помогает его совесть, соседствующая с мудростью.
     Это такая яркая, актуальная проблема, что каждый писатель затрагивал её, пытался раскрыть по-своему, показать свое отношение к этой проблеме. Одним из таких писателей является И.А. Гончаров. В романе "Обломов" он показывает, что значит совершать добро. Андрей Штольц — добрый человек. Жизнь его была нелегкой. Отец был достаточно строгим: он отправил Андрея в столицу, сказав, что всего в этой жизни юноша должен добиться сам. Однако герой не растерялся и начал устраивать свою жизнь. В отличие от главного героя, Ильи Обломова, который пролёживал бока на любимом диване, Штольц — энергичный, деятельный и мудрый человек. Андрей пытался вызволить друга из неподвижности, "поднимал" с дивана, помогал разбираться в делах его имения, водил Обломова по светским мероприятиям. Но все попытки «оживить» Илью были тщетны. Штольц продолжил делать добро и после смерти Обломова: взял на себя воспитание его сына. Этим примером Гончаров подводит нас к мысли, что добрый человек будет стараться помочь тому, кто нуждается в его помощи, даже если будет понимать, что результата скорее всего не будет. Поведение Штольца  - это и есть добро, которое достойно уважения. Штольцу хватило мудрости различить добро и зло, а Обломову, к сожалению, нет, его "злом" оказалась лень. 
    Проявлением зла, на мой взгляд, также является месть... Мне вспоминается герой романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка" Алексей Швабрин. Когда Емельян Пугачев захватил Белогорскую крепость, то Алексей сразу же перешёл на сторону мятежников. Тогда Швабрин не догадывался, что он является всего лишь игрушкой в руках предводителя восстания. Во время казни своих соратников Швабрин что-то шептал Пугачеву, после чего был вынесен приговор — казнить Петра Гринева без всяких обсуждений. Причина такого поступка крылась в том, что Швабрин хотел избавиться от соперника. Он мстил Петру за то, что Мария относилась к нему безразлично и холодно. Не менее ярким является эпизод, в котором Алексей спровоцировал Петра на дуэль. Гринев был молод и недостаточно опытен, а Швабрин был старше и опытнее. Также и  вызвать на дуэль Петра, понимая свое превосходство, было бесчестно. Однако Швабрин не остановился: он рассказал об этой дуэли отцу Гринева, чтобы тот перевел сына в другой полк, тем самым разлучив Марию и Петра. Как мы видим в финале произведения, Швабрин ничего не добился своей местью: влюбленные Маша и Петр не отказались друг от друга. Швабрин пытался потешить свое самолюбие через месть, унижение, оскорбление и причинение боли другим, но в итоге лишился всего и был арестован. Невозможно оправдать поведение данного героя, поскольку эгоизм и желание отомстить уничтожили в нем человечность. Этот пример показывает, что месть - вот истинное зло. Даже жизненный опыт не помог Швабрину понять, что он поступает плохо, а молодой Гринев оказался мудрым и совестливым человеком, вовремя сумевшим осознать, что честь, верность, отвага -  это есть добро.
   Нужно быть мудрым человеком, чтобы отличить добро от зла. Не всем людям хватает этой мудрости, даже если они прожили долгую жизнь. Задача каждого человека ежечасно бороться со злом и становиться лучше. Это не так просто, но важно понимать: только путь добра может привести человека к счастью.

Пример итогового сочинения по направлению "ДОБРО И ЗЛО" 2019-2020.
 
Сочинение по теме: Как вы понимаете слова Л.Н. Толстого: «Искусство — одно из средств различения доброго от злого»
     
Великий русский писатель Л. Н. Толстой был убежден: «Искусство — одно из средств различения доброго от злого». Чтобы верно истолковать смысл цитаты, важно разобраться в том, что такое «искусство».
На мой взгляд, этому слову можно подобрать такое определение: творческое созидание, причем, предметы высокого или настоящего искусства должны нести в себе призыв к добру, мотивировать людей совершать хорошие поступки, быть мыслящими, уметь смотреть на себя со стороны. Искусство не должно делать из зла предмет для подражания. Так, оно сможет формировать у людей четкое представление о том, какое поведение допустимо, а какое – нет.
Впрочем, часто и в признанных мировых шедеврах темная сторона показана ярко и торжествующе, но это не значит, что авторы таких произведений оправдывают своих героев и считают их модель поведения допустимой. Это лишь свидетельствует о сложности предмета искусства. Часто авторы сами дают комментарии, в которых дополнительно разъясняют свое отношение к неоднозначным героям.
Например, М.Ю. Лермонтов в предисловии к роману «Герой нашего времени» пишет о Печорине: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения». Изначально критика неоднозначно восприняла произведение автора: «Иные ужасно обиделись, и не шутя, что им ставят в пример такого безнравственного человека». Читатели не сразу поняли отношение Лермонтова к его герою, но, после добавления предисловия к книге, картина прояснилась. Я считаю, что этот пример доказывает идею Л. Н. Толстого о том, что искусство помогает нам отличать доброе от злого. Однако не всегда авторские выводы находятся на поверхности, часто нам самим приходится анализировать произведение и находить ответы на свои вопросы, для этого требуется большая эрудиция.
   
Намного более ясно расставлены акценты в драме Островского «Гроза». Катерина, по мнению Добролюбова, – «луч света в темном царстве». Она несчастный, но добрый и искренний человек. А Кабаниха и Дикой – жестокие, темные люди. Следя за ними на страницах пьесы, мы можем со стороны оценить их поведение, обнаружить зло, которое они причиняют друг другу. Благодаря этому, люди могут избрать для себя правильную модель поведения, избежать пороков этих героев.
       
Я понимаю высказывание Л. Н. Толстого так: искусство призвано делать нас лучше, помогать нам расставлять свои приоритеты. Знакомясь с социальным опытом автора, мы формируем свое представление о добре и зле. Многие авторы видят в проповеди доброго - цель своего творчества…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по подготовке к итоговому сочинению. Направление "Искусство и ремесло"

Методические рекомендации по работе над направлением...

Мастер класс по подготовке к итоговому сочинению

Актуальность этой темы, я думаю, все словесники понимают, написали сочинение нынешние 11-классники, но это ждет и последующие выпуски. История повторяется. Сочинение вернулось к нам....

Тематические направления итогового сочинения 2019-2020 учебного года

Тематические направления тем итогового сочинения 2019-2020 учебного года....

Список примерных тем итогового сочинения 2019-2020

Список примерных тем итогового сочинения 2019-2020...

Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020. Рекомендации.

Как писать итоговое сочинение 2019 - 2020.  Общие рекомендации для написания итогового сочинения....

Итоговое сочинение 2019-2020 год

Направления  итогового сочинения 2019-2020  Война и мирНадежда и отчаяниеДобро и злоГордость и смирениеОн и она...

Итоговое сочинение 2019-2020 учебный год

пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года. Памятки по написанию. План сочинения. Алгоритм написания. Методические рекомендации...