Урок мужества "У каждого поколения своя война"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Винокурова Елена Александровна

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Мачулинская ОШ

Урок мужества

«У каждого поколения своя война»

                                                                                                     Составитель учитель русского языка и литературы

                                     Винокурова Е.А.

Цель:

Способствовать формированию патриотизма, как качества личности будущего гражданина через памятные события военной истории России.

Задачи:

  1. Способствовать знакомству с событиями истории войны в Афганистане.
  2. Познакомить учащихся школы с воинами – интернационалистами, живущими на поселке; представить результаты поисково-исследовательской работы.
  3. Способствовать формированию уважения к участникам военных боевых действий.
  4. Способствовать формированию патриотизма через прослушивание стихов, песен и просмотр фрагментов кинофильмов, связанных с темой Афганской войны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, гитара.

Ход мероприятия

Ученик 1: “Разговор с “Афганцем” (автор -Виктор Третьяков, Москва.)

С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне. 
Ведь для меня Афганистан – позор державы. 
А для тебя Афган – судьба. И кто тут правый – 
Не разобрать. И ты обидчивей вдвойне, 
Что долг отдал, а я так грубо о войне. 
С тобой мне трудно, Сашка, спорить, говорить 
Ведь ты домой вернулся с красною нашивкой. 
А я давно считаю ту войну ошибкой. 
Не дай нам бог такую снова повторить. 
Но вот глаза твои... Как с ними говорить? 
И ты расскажешь мне про горы и Шинданд. 
Про то, как гибли рядовые и сержанты. 
И как сейчас ты слышишь в спину: "Окуппанты!" 
И с болью крикнешь – Ну какой я оккупант? 
Да я ж, не спорю, не терзай себя, сержант. 
Я знаю, Саня, что ранение не вдруг. 
Ты свято верил, что Афгану помогаешь. 
И что тем самым нашу родину спасаешь 
От посягательства из вне враждебных рук – 
Так объяснял тебе товарищ политрук. 
И не стереть следы осколков на руках, 
Как не стереть тебе из памяти былого. 
Прости. Я больше не скажу худого слова. 
И мы украдкой прячем слезы впопыхах. 
Но говорим, увы, на разных языках. 
Пусть будут прокляты застойные года. 
Проклятьем станет им число тринадцать тысяч. 
И на какой стене их имена нам высечь, 
Чтоб эта боль не повторилась никогда. 
Пусть будут прокляты застойные года. 
С тобой мне трудно, Сашка, спорить о войне. 
Ведь для меня Афганистан – позор державы. 
А для тебя Афган – судьба. И кто тут правый – 
Не разобрать. И ты обидчивей вдвойне, 
Что долг отдал, а я так грубо о войне.

Учитель: Многие слышали такие фразы “Он афганец”, “Он воевал в Афганистане”, “Он воин – интернационалист”. Что означают эти слова? Когда была война в Афганистане? Как связанным с Афганистаном оказался Советский Союз? Почему и за что погибали в афганской войне русские солдаты и офицеры?

Кому нужна была эта война?

(на экране Презентация)

Для Советского Союза Афганистан был соседом первого порядка. Граница проходила через Туркменскую ССР, Таджикскую ССР, Узбекскую ССР. Столица город Кабул. После второй мировой войны Афганистан, имевший статус нейтрального государства, фактически находился в сфере советского влияния. Сотрудничество было тесным. В стране постоянно находилось большое количество специалистов, а многие афганцы обучались в советских вузах.

В марте 1978 года в Афганистане вспыхнул мятеж. К власти пришла группа офицеров во главе с Тараки, лидером Народно-демократической партии Афганистана, которые стремились в стране построить социализм. Трудно было . Тараки обратился с просьбой к Советскому Союзу о военной помощи. И вопрос рассматривался на Политбюро. Брежнев так мотивировал отказ: “ участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и прежде всего им”.

Ученик 2: 14 сентября 1989 года член правительства Афганистана Амин совершил покушение на Нур Мухаммеда Тараки. Тараки освободили от занимаемой должности, он был посажен в тюрьму и задушен. Во главе государства встал проамерикански настроенный Хафизула Амин.

После захвата власти Амином, а также решением НАТО разместить в Европе американские ракетные системы и намерениями использовать Афганистан как военный плацдарм против СССР, в начале декабря 1979 года на совещании у Брежнева с участием Андропова, Устинова, Суслова, Громыко было решено ввести наши войска с одной лишь целью – свергнуть Амина и передать власть республиканцам во главе с Бабраком Кармалем.

25 декабря в зимний солнечный день начался ввод войск.

Первые погибшие появились уже через два часа. БМП не удержалась на дороге и перевернулась. Погибло 8 человек. В окрестностях Кабула разбился самолет. Погибло 44 десантника. Так начиналось то, что хочется забыть, но нужно помнить!

(На экране фрагмент фильма “Девятая рота” режиссера Федора Бондарчука; под песню ансамбля “Голубые береты”– “Нам снится Афганистан”)–  (Продолжение Презентации  )

Ученик 3: 27 декабря советские десантники штурмом взяли дворец Амина, в ходе этой операции Амин был убит, во главе государства встал Бабрак Кармаль.

Ситуация в Афганистане была осложнена тем обстоятельством, что само афганское общество оказалось расколотым на две части, одна из которых воспринимала вмешательство СССР, как союзную помощь , а другая, как интервенцию.

Противников кабульского правительства называли моджахедами или душманами. Они получили поддержку от Пакистана, Саудовской Аравии и США.

Учитель: В абсолютном своем большинстве “ограниченный контингент” в Афганистане составляла, молодежь, попавшая на войну чуть ли не со школьной скамьи.

Люди, не имевшие почти жизненного опыта неожиданно, оказались в чужой стране, в непривычной враждебной среде, в экстремальных обстоятельствах.

Ученик 9: Стихотворение Алексегеза “Смерть солдата”, Москва 2002

Вчера был бой и он был страшен, 
Но мы смогли сдержать врага 
Осталась лишь треть роты нашей 
И лучший друг погиб тогда...

В горах совсем нам не знакомых, 
Где к солнцу тянется трава 
Остался он, в дали от дома, 
И встретил смерть простой солдат

И скоро в дом с резным окошком, 
Где мать-старушка сына ждет, 
Придет соседка прямо с почты 
И похоронку принесет....

Заплачет мать прочтя повестку, 
К своей груди кота прижмет 
И молча в дом войдет невеста 
Увидит мать и все поймет...

Один лишь дом, в одной деревне 
А сколько их по всей стране? 
Где мать одна – ей в доме тесно 
А сын остался на войне.....

Учитель: Почтим память погибших солдат и офицеров минутой молчания….

Ученик 9: “Где ты, ноль двадцатый?” (автор Сергей Кошман”)

Замер ключ внезапно
На последней точке.
Смерть вонзилась в сердце
Пулеметной строчкой.
В онемевших пальцах
Ложе автомата
И зовут в эфире:
Где, ты “ноль двадцатый”?
А в глазах угасших
Неба синь и звезды.
Мать вдали заплачет,
Прислонясь к березе.
Пулей грудь пробита,
Песня не допета.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Смерть не даст ответа.
Где ты, “ноль двадцатый”?
Тишина в эфире,
Словно все убито
В этом странном мире.
Словно все оглохло
В пламени и дыме: 
Там отцы остались
Вечно молодыми...
В бронзе обелисков 
Встали над планетой.
Русские мальчишки 
Юностью бессмертной.

На экране фрагмент фильма “Девятая рота” режиссера Федора Бондарчука; под песню Алексея Хворостяна “Я служу России”

Ученик 1: Трудной была война... Душманы успешно использовали ракетные установки, вели партизанскую войну, сотрудничали с местным населением.

Ученик 3:

Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой
Человеку было 20 лет.
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех убийц, что рвутся на восток
Кто его посмеет обвинить,
Если будет он в бою жесток?

Учитель: Особенностью афганской войны была массовая и искренняя религиозность местного населения. Восточные традиции и религиозный фанатизм проявлялись во всем поведении моджахедов: убить и надругаться над его трупом считалось особой доблестью. Для них шурави, так они называли русских солдат, были врагами святой веры, и война с ними считалась священной, получившей благословение Аллаха.

У солдат возникал вопрос: зачем мы здесь? И постоянно приходило понимание того, что этот мир, живущий по особенным законам, нужно оставить его в покое, дать возможность решить все проблемы самостоятельно, не влезая “в чужой монастырь со своим уставом”. Да и афганцы заявляли вполне откровенно: “Уходи, шурави. Мы сами разберемся. Это наше дело”.

Соваться в Афганистан было делом заведомо проигрышным и безнадежным. Вот только расплачиваться за недальновидность советского руководства пришлось солдатам, офицерам, их детям, матерям.

На войне есть такие законы, что “приказы не обсуждаются, их надо выполнять”.

15 февраля 1989 г., стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...”

Ученик 2: После вывода войск их Афганистана республика в Афганистане продержалась 3 года. Она могла бы продержаться и дольше, если бы Ельцин не поддался уговорам американцев и не занял сторону моджахедов. Были прекращены поставки оружия, топлива. Вскоре пал Кабул, казнен Наджибыла.

Командующий 40-й армией генерал Борис Громов сказал журналистам в интервью, что помощь советских войск афганскому народу была нужна. Через 15 лет в интервью заявил, что советские войска предупреждали появление супертерроризма. Что свершилось, то свершилось.

Отмечая 20-летие вывода советских войск из Афганистана, мы склоняем головы перед павшими и гордимся теми, кто вернулся.

Ведущая: Мы знакомим вас сегодня с воинами – афганцами, матери которых оказались счастливыми, они дождались своих сыновей. Эти воины афганцы живут рядом с нами. Кто они?

Встреча с приглашенными воинами – афганцами. Воинов-афганцев представляют на встрече учащиеся школы – их дети, племянники.

Выступление воинов-афганцев.

Поздравление воинов-афганцев, вручение памятных подарков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «У каждого человека свои звезды…» по произведению Экзюпери "Маленький принц"

Цели урока: Образовательные цели: раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; расширить знания о личности писателя. Развивающие цели: ...

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

«У КАЖДОГО ПОКОЛЕНИЯ СВОЯ ПРАВДА?»

Представленный сценарий ток-шоу  приглашает к откровенному разговору о нашей истории, об  отношении к ней, о проблемах ее изучения и преподавания. Мероприятие  планировалось провести...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война"

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война" посвящён празднику защитника отечества 23 февраля. Данный материал является незамеимым в воспитании патриотизма обучающихся.Материал иллюстри...

Проектная работа по теме" Каждому поколению кажется, что оно умнее, красивее, выше предыдущего.Так ли это?"

Выяснить, произошла ли акселерация (увеличения роста) или идет децелерация (уменьшение роста); изучение старинных русских мер длины, их развитие и роль в жизни людей при измерении роста, формиро...

Конспект урока "У каждого свой музыкальный инструмент" 1 класс

Конспект урока "У каждого свой музыкальный  инструмент" 1 класс...

Эссе. "У каждого поколения свои герои"

Мнение педагога на современную точку зрения о героях....