Н.А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Ответы на вопросы.
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Шульгина Наталья Борисовна

Н.А. Некрасов. Поэма "Кому на Руси жить хорошо". Ответы на вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.a._nekrasov.docx20.45 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

В чем заключается народность поэмы?

Главным героем некрасовской поэмы является народ. Поэт великолепно сочетает обрисовку конкретных  индивидуальных  крестьянских персонажей с воссозданием коллективного образа народа. Самые разнообразные представители крестьянского мира предстают перед нами: это люди разных занятий,  профессий,  возрастов,  пола,  характеров,  это названные по имени и безымянные персонажи. Тут и семеро странствующих мужиков,  и  мастеровые,  и  солдаты,  и  ямщики, и лапотники и многие другие. Это воистину народное море, шумное,   бурливое,  необозримое.

Особое очарование поэмы  –  в насыщенности ее фольклором самых различных жанров. Это народные сказки, притчи, легенды, загадки, песни,  созданные  по народному  образцу, приметы и поверья,  народные плачи. Исключительно много в поэме народных поговорок и пословиц. Сам сюжет поэмы строится на фольклорном материале, в частности, на народной сказке. Фольклорный  характер  имеет  и  использование  числа  семь в структуре поэмы.

Исключительным богатством отмечен язык некрасовского произведения. Он отличается меткостью и сжатостью, индивидуализацией речи отдельных персонажей, простотой и сочностью, а главное – подлинной народностью и разговорностью. Большое место в поэме  занимают  просторечие,   просторечные  фразеологизмы, вульгаризмы, бранные слова.

Народные заступники в поэме

Крупным планом Некрасов изображает Якима Нагого, наделяя его выразительнейшей портретной характеристикой, которая свидетельствует об исключительно тягостной его трудовой жизни. О нищете свидетельствует и его красноречивое прозвище. Он тоже, как и другие крестьяне, «до полусмерти пьет», но отличается непокорным нравом, чертами правдолюбца. Яким вступает в тяжбу с богатым купцом в Питере, вследствие чего попадает в тюрьму. Он верит  в  народную  удаль,  защищает  крестьянские  интересы, становясь своеобразным трибуном, понимает противоречия мужичьей души,  ее  силу  и слабость,  высоко  ценит  прекрасное  (эпизод с «картиночками»).   У  него  пробуждается  сознание  человеческого достоинства,  но вспышки  гнева этого крестьянина не выливаются в грозный  для  угнетателей поступок.

Ермил Гирин  вступает в схватку с купцом Алтынниковым, активно отстаивает интересы народа, в тесном единстве с которым он находится. Ермил не только является хранителем народных обычаев и нравов, проявляет честность и бескорыстие, правдолюбие, готовность и способность раскаяться в грехе, но и дерзко участвует в бунте крестьян деревни Столбняки, за что  подвергается  аресту и попадает в тюрьму.

Савелий Корчагин обрисован особенно ярко и обстоятельно. Поэт наделяет этого героя поэмы былинными героическими чертами, назвав его «богатырем святорусским». Об этой фольклорной значительности Савелия свидетельствуют его внешность, удаль и мощь, его единоборство с медведем, его жизнь в Корежине, стойкость под розгами Шалашникова, расправа с притеснителем Фогелем, презрение героя к рабской покорности. Об этом говорят  и его мужество в условиях двадцатилетней каторги и поселения, и сочувственное отношение к Матрене Тимофеевне, и его взгляд  на положение  народа, и презрение к долготерпению односельчан, и речевая характеристика героя. Образ Савелия становится символом могучих возможностей современного Некрасову крестьянства. Недаром этот народный некрасовский образ оказался близким исторической фигуре Ивана Сусанина, на что обратила внимание Матрена Тимофеевна.

Гриша Добросклонов – разночинец по происхождению (сын «батрачки безответной» и сельского дьячка). Пережив голодное детство и суровую юность, пройдя  выучку в семинарии,  он «порывается»  в Москву, в университет. Пока он живет в родных местах, среди близких ему вахлаков, которые его кормят, а он заботится об их нуждах, обо всей «вахлатчине».

Трудится он вместе с мужиками (косит, жнет и сеет), наблюдает,  как  мучаются  бурлаки  и  артельщики,  слушает  песни крестьян, живет  «…для счастия/ Убогого  и темного/ Родного уголка», чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело». Будучи юным просветителем, он несет правду народу. Являясь поэтом, он сочиняет стихи и песни, которые весело распевает на берегах великой реки. Некрасов подчеркивает, что для Гриши дороги «Доля народа,/ Счастье его,/ Свет и свобода/ Прежде всего». Юноша стремится туда, «где трудно дышится, где горе слышится». Это его выбор.

Фамилия Добросклонов намекает на определенную родственность его Н.А. Добролюбову (оба духовного происхождения, оба поэты, и тот и другой больны чахоткой, связывают свою жизнь с борьбой за свободу, являются «народными заступниками»). Юноше уготована трагическая судьба: чахотка и Сибирь, но одновременно «путь славный, имя громкое», о чем он твердо знает.

Образ Матрены Тимофеевны

Образ этой крестьянки стал вершиной в разработке темы женской доли в творчестве Некрасова. Матрене Корчагиной посвящена вторая часть поэмы. Некрасов наделяет свою героиню  запоминающейся  портретной  характеристикой, воспроизводит историю ее жизни до замужества и в семье мужа. Поэт показывает, что присущие ей достоинства (красота, ум, здоровье, богатая поэтическая душа, трудолюбие) позволяют считать, что самой природой она предназначена для счастья. К тому же она выросла в непьющей семье, мужа выбрала по сердцу, знала любовь; ей оказывала покровительство сама губернаторша. В пространном монологе она с восторгом рассказывает о счастливых минутах своей жизни,  о радостном  материнстве.

Однако жизнеописание Матрены Тимофеевны убеждает в том, что и она оказалась несчастной. Ей выпала тяжкая доля, большая жизненная драма. Она сообщает мужикам о труде с малых лет, о своем униженном положении, трудной жизни в чужой семье, побоях, о смерти первого сына Демушки, несчастье с Федотушкой, страшном голоде в неурожайные годы, рекрутчине, горькой доле многодетной матери-солдатки. Все это полно глубокого драматизма и даже трагизма. Трудно забыть, как страдающую мать обвиняют в убийстве своего ребенка. Но все  вынесла  Матрена  Тимофеевна, все выдержала, накопив, однако, обиды и  гнев на своих обидчиков. Стойкость, твердость характера, чувство собственного достоинства, душевное благородство помогли ей выстоять и  перенести  все страдания.

Поэт с любовью и нежностью рисует свою героиню, сравнивает ее с ласточкой. Неслучайно в главе «Крестьянка» так много использовано народных песен. Тем не менее, весьма затруднительно назвать Матрену Тимофеевну счастливой женщиной, что дополнительно  подтверждает  горестная  «бабья притча» («Ключи от счастья женского/ Заброшены, потеряны...») и убеждение крестьянки  в том, что  «не дело – между бабами/ Счастливую искать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку в 10 классе Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

подробая информация о создании поэмы "Кому на Руси жить хорошо" с анализом отдельных глав и образов...

Презентация Н. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку по теме "Идейный смысл главы "Пир на весь мир"....

Своя игра. Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. 10 класс

Предлагаемая игра позволит организовать работу по проверке знания и понимания прочитанного текста, поможет провести обобщающий урок по поэме "Кому на Руси жить хорошо". Игра также будет спос...

Николай Алексеевич Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Беспалая Л.М

Николай Алексеевич                  НекрасовН. А. Некрасов начал работу над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» в первой половине 60-х ...