Технологическая карта урока в 9 классе «Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Дели Галина Ивановна

Изучение творчества А.С.Пушкина вызывает у учащихся живой интерес. Роман в стихах "Евгений Онегин" позволяет учащимся не только ознакомиться с историей русской жизни, историей любви между Татьяной и Евгением, но и создать условия для формирования коммуникативной и языковых компетенций через развитие познавательной активности учащихся по теме, что будет способствовать воспитанию нравственности; показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа; проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев; выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу; обозначить своеобразие финала романа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая  карта

 урока литературы в 9б классе

Подготовила и провела

 учитель ГБОУ школы №598

Приморского района Санкт-Петербурга

Дели Галина Ивановна

Тема: Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Проверка домашнего задания.

Формулирование темы и цели урока.

Актуализация изученного.

1. Проверка домашнего задания. (Письменный опрос) 

1. Где разворачиваются действия второй главы романа?
Ответ: в деревне

2. Как звали соседа Онегина, брюнета с геттингенской душой?
Ответ: Владимир Ленский

3. Какими величайшими поэтами Германии восторгался Владимир Ленский?
Ответ: Шиллер и Гете

4. Какое выражение из второй главы вошло в нашу жизнь и стало крылатым?
Ответ: «Мы почитаем всех нулями, а единицами — себя»

5. Романы какого английского писателя особенно нравились Татьяне?
Ответ: Сэмюэла Ричардсона

7. Почему Татьяна – нравственный идеал А.С.Пушкина?

Учитель: Ребята, сдаём работы, спасибо.

А сейчас обратите внимание на гравюры, иллюстрации, книги, письма, портреты, показанные в презентации. Попробуйте сформулировать тему и  цель урока. (Учитель помогает.)

  •  создание условий для формирования коммуникативной и языковых компетенций через развитие познавательной активности учащихся по теме, что будет способствовать воспитанию нравственности.
  • Показать композиционную особенность и роль VIII главы в сюжетном развитии романа.
  • Проследить за внешними и внутренними изменениями в характерах главных героев.
  • Выяснить, почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу.
  • Обозначить своеобразие финала романа.

Учитель: Итак, мы сегодня на уроке проследим эволюцию взаимоотношений Татьяны и Онегина. А как вы понимаете «эволюция взаимоотношений»? (Ответы. Работа со словарём)

2. Беседа по вопросам. Блиц-опрос.

1.Какое впечатление Онегин произвёл на Татьяну?

2.Кому Татьяна признаётся, что влюблена?

3.Как поступает Онегин? (Зачитать.)

4.Почему для Пушкина Татьяна – любимый идеал женской красоты? (Зачитать.)

5.Между кем и по какой причине произошла дуэль? Каков её исход?

6.Куда и зачем отправили Татьяну? Как её приняла Москва?

3. Работа с иллюстрациями и с текстом.

Найдём в тексте фрагменты к этим работам. (Ребята работают в группах)

4. Практическая работа. (Заполнение таблицы)

"Черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина"

Общее     /     Различное

1.        Самобытность Татьяны    / "неподражательная странность Онегина".

2.        Ее мечтательность /   его "мечтам невольная преданность".

3.        Она скучает в обществе /    он нелюдим.

4.        Ему "труд упорный был тошен" / "ее изнеженные пальцы не знали игл".

5.        И он, и она любят читать, находят утешения в книгах.

        - Близость Татьяны к "народным основам жизни" / оторванность Онегина от народных корней.

           - Простота, доверчивость, неумение обманывать у Татьяны / жизненный опыт у Онегина.

         - Татьяна никогда не разочаровывалась / Онегин охлажден, пресыщен жизнью, разочарован.

        - Татьяна находит свое место в жизни / Онегин же не сумел этого сделать.

Учитель. Нам ясно, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определяет их дальнейшую судьбу.

ТОУУ

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, выявлять аналогии.

Формулировать тему и цель урока

Регулятивные УУД

 Высказывать предположения на основе наблюдений.

Извлекать информацию из текста.

Познавательные УУД

 Анализировать, сравнивать, выявлять аналогии

 Осуществлять познавательную рефлексию.

Открытие нового знания

Учитель. История Онегина и Татьяны: любовь Татьяны к Онегину сменяется страстной влюбленностью Онегина в Татьяну, письмо Татьяны сменяется письмом Онегина, "проповедь" Онегина - "уроком", который дает герою Татьяна.

Герои словно меняются местами. Онегин взволнован, Татьяна холодна и неприступна. Следует добавить, что герой Пушкина - меняющийся герой. Онегин меняется от главы к главе.

Скажите, что было с Онегиным после дуэли с Ленским? (Отвечает подготовленный ученик, очень кратко о путешествии Онегина)

Учитель. Посмотрите, каким предстает перед нами Онегин в заключительной главе романа. Что произошло с ним? В чем причина этих перемен? Как складывается теперь его жизнь?

(Отвечает подготовленный ученик. Класс записывает основные положения.)

Итак, Онегин в 8 гл.  вновь в петербургском большом свете. Пушкин ставит своего героя в те же самые жизненные ситуации и отношения, в какие он был поставлен в I главе. Но если в I главе свет благосклонно принял Онегина, то теперь свет считает Онегина чужим; если в I главе Онегин слегка презирает свет, то в VIII главе он его ненавидит. Обратимся к тексту. (Слайды презентации)

Ученики зачитывают и делают вывод: как и в I главе Онегин показан в отношении к женщине, к любви. Но тогда любовь была для него "наукой страсти нежной", которой он в совершенстве овладел. Теперь - он сам любит горячо, искренне, страстно. В его жизнь вторгается любовь, затмившая собою все… "он хранит письмо, где сердце говорит, где все наружу, все на воле". Он, как все влюбленные, теряется в ее присутствии. Жизнь Онегина становится иной! Ему открывается духовный мир Татьяны, он вновь обращается к книгам, по-иному воспринимает поэзию. Перед героем проходит вся его жизнь, которая становится предметом для беспощадного анализа: он вспоминает пережитое, заново переоценивает совершенное, казнит себя за ошибки. Но любовь Татьяны он вернуть не в силах.

Учитель. А что же по-вашему изменилось в Татьяне?

(Ответы: Появление Татьяны в VIII главе вызывает удивление и читателя, и героя. Это уже не "сельская барышня", а "Клеопатра Невы". Вместо девочки "несмелой, влюбленной, бедной и простой" перед Онегиным "равнодушная княгиня". Онегин поражен тем, "как изменилась Татьяна", не увидев, что в душе героиня осталась прежней: простота, естественность, отсутствие вульгарности, внутренняя сила, интенсивная душевная жизнь - все это живо в героине.

"Если Онегин изменился внутренне, то Татьяна - скорее внешне", - утверждает Н. Долинина. Татьяна уже давно разгадала Онегина. («Кто б ни был он, уж верно был не Грандисон»). Но теперь она любит его такого, какой он есть на самом деле. И если раньше она страдала, присвоив себе "чужой восторг, чужую грусть", то теперь, любя живого, настоящего, а не выдуманного Онегина, она страдает не вычитанными из книг страданиями, а своими собственными).

Учитель. Итак, мы видим, что два человека любят друг друга, страдают, причем каждый по-своему, чтобы лучше понять движения их сердец, обратимся к их письмам.

Письмо Татьяны проникнуто "умом и волею живой и сердцем, сердцем пламенным и нежным".

Познавательные УУД

 Владеть навыками чтения и аудирования (выборочного).

Создавать модели объектов.

Производить анализ информации с помощью ИКТ.

Практика.

Учитель. Два письма главных героев. В чем же они сходны между собой?

Эти письма построены по одинаковому композиционному плану, в отдельных частях совпадают по синтаксическим конструкциям. (Проекция текста на экран).

Инсценировка .  (Ученица читает наизусть письмо Татьяны, ответ Онегина. Ученик находит в тексте слова  и зачитывает. Ученик наизусть читает письмо Онегина Татьяне и её ответ. Ученица зачитывает.)

Учитель: Спасибо, а теперь постарайтесь дать ответ вопрос: почему Татьяна ответила отказом на любовь Онегина. (Проекция на экране точек зрения. Возможные ответы: возможно, Татьяна не отвечает на любовь Онегина потому, что в силу своего нравственного чувства не может отказаться от супружеского долга, сделать несчастным другого человека.(Обсуждение возможных ответов)

 Учитель: Да, верно, Татьяна до конца не доверяет Онегину, не верит в искренность и силу его чувства, думает, что он добивается любви княгини, а не "бедной Тани".А может быть героиня боится мнения света, она заражена его моралью, надломлена вынужденным замужеством и не имеет ни решимости, ни сил восстать против судьбы.

Учитель: Составьте синквейн.( В группах)

Онегин

Опытный, модный, путешествует, любит, дает совет, искренне полюбил Татьяну, модный dandy.

Татьяна

Милая, нежная, читает, любит, переживает, верна своему мужу, идеальна.

(Ученики зачитывают, обсуждают, записывают в тетради из черновиков окончательные варианты)

Регулятивные УУД

 Высказывать предположения на основе наблюдений.

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (изучающего, рефлексивного).

 Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

 Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять модель, составлять схему).

 

Рефлексия.

Итог урока.

Рефлексия

Пушкин долго работал над сюжетом романа. Современница поэта А.Т. Новосильцева вспоминала, как она предложила Пушкину свой вариант развития романа после дуэли с Ленским: «Я ранила бы Онегина, Татьяна за ним ходила, и он бы оценил ее и полюбил ее.» - «Ну нет, он Татьяны не стоил», - ответил Пушкин.

Ф.М.Достоевский писал: «Я вот как думаю: если б Татьяна даже стала свободною, если бы умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы не пошла за Онегиным. Надо же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит кто он такой: вечный скиталец вдруг увидел женщину, которую прежде пренебрег, в новой блестящей недосягаемой обстановке, - ведь в этой обстановке –то, пожалуй, и вся суть дела! Ведь этой девочке, которую он чуть не презирал, теперь поклоняется свет – свет, этот страшный авторитет для Онегина».  

УчительИтак, какая точка зрения вам ближе?  (Обмен мнениями).

Белинский о Татьяне: "Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна - идеал русской женщины".

Учитель. Роман заканчивается расставанием героев. Что будет с ними дальше? Судьба Татьяны в целом ясна, но что ждет Онегина? Решение оборвать сюжетное развитие романа "Евгений Онегин", было для Пушкина сознательным и принципиальным, -подчеркивал Ю. Лотман.

Знакомство со словами В.Г. Белинского.

"Где же роман? Какая его мысль? И что за роман без конца? - мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки... Что сталось с Онегиным потом? ... Не знаем, да и на что нам знать, когда мы знаем, что силы этой богатой натуры остались без приложения, жизнь без смысла, и роман без конца? Довольно и этого знать, чтоб не захотелось больше ничего знать..."

 Учитель: Спасибо,  мы сегодня вместе проследили эволюцию взаимоотношений героев. Роман никого не оставил равнодушным. Проходят века, а проблемы, поднятые великим классиком, актуальны и сегодня. Поразмышляйте об этом.

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

 Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Отметки за урок.

Домашнее задание.

Отметки за письменную работу, за работу в группах и активную деятельность в течение урока.

Д/З: подготовиться к  сочинению по роману.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Технологическая карта урока по литературе "Сложность взаимоотношений детей и взрослых по рассказу И.Бунина «Цифры»

Цель:  P { margin-bottom: 0.21cm; } Создать условия для совершенствования навыка анализа эпического произведения малой формы. Проверить и оценить уровень знаний по предложенной теме. Формиров...

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Конспект урока литературы в 9 классе...

Урок литературы 9 класс "Эволюция взаимоотношений Татьяны Лариной и Евгения Онегина"

Проанализировать сюжетную линию романа:  любовь Татьяны и                   Евгения Онегина, как раскрываются герои, их характеры в любви. ;Просл...

Тема :"Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина." (Урок литературы в 9 классе).

Тема :"Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина." (Урок литературы в 9 классе)....