Литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Коншалиева Алия Жумагалиевна

Цели: 
Образовательные: знать сюжет повести, историческую основу повести; углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Развивающие: развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести. 
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_po_povesti_a.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

Цели
Образовательные: знать сюжет повести, историческую основу повести; углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.
Развивающие: развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести. 
Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство патриотизма, национального самосознания.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, PowerPoint презентация к уроку, произведение А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Ход игры:

I.  Организационный момент.

Класс делится на две команды: 1) Белогорская крепость; 2) Царское село.

II.  Слово учителя.

Сегодняшняя игра посвящена одному из самых известных произведений А.С. Пушкина — роману «Капитанская дочка». С одной стороны, он понятен, с другой - загадочен, до сих пор рождает споры. Для Пушкина это было одно из последних произведений: оно датировано 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась торжественная 25-летняя годовщина Царскосельского лицея - последняя, которую застал поэт. (1 слайд)

III.  Объявление целей урока. (2 слайд)

IV. Представление жюри. Представление команд.

Учитель. Русской истории Пушкин всегда придавал особое значение. Ещё в юности зачитывался "Историей государства Российского" Н.Карамзина. "Этой историей можно гордиться" - это Пушкин определил для себя точно. Страницы истории оживают в его произведениях "Песнь о вещем Олеге", "Борис Годунов", "Руслан и Людмила". В начале 30-х годов Пушкин изучает материалы и документы, связанные с историей крестьянского восстания под предводительством Е.Пугачёва. Итогом работы стали "История Пугачёва" и роман "Капитанская дочка".

V. Основная часть игры.

 1.Конкурс “Толковый словарь” (Задания для болельщиков).

Известный историк В.О. Ключевский отмечал, что в “Капитанской дочке” больше истории, нежели в “Истории Пугачевского бунта”. Созданию исторического колорита во многом способствует использование архаической лексики. Посмотрим, как вы ее усвоили.

“Стоимость” правильного ответа в рамках данного конкурса — 0,5 балла.

  • Выберите правильный вариант толкования лексического значения слов.
  • Целовальник — это а) парикмахер; б) продавец вина в трактире; в) настойчивый кавалер.(Правильный ответ - б)
  • Инвалид — это а) человек, страдающий физическим недугом; б) военнослужащий, состарившийся на военной службе; в) военнослужащий, имеющий увечья. (Правильный ответ б)
  • Грош (в XVIII веке) — это монета достоинством в а) две копейки; б) одну копейку; в) десять копеек.(Правильный ответ - а)
  • Существенность — это а) суть, сущность; б) действительность, явь, окружающий мир; в) вещество, материал. (Правильный ответ - б)
  • Назовите слова, которым соответствуют толкования лексического значения слов:
  • Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не состоявший на службе. (Недоросль.)
  • Солдат-новобранец. (Рекрут.)
  • Любительница рассказывать новости. (Вестовщица.)
  • Арестант, узник в колодках. (Колодник.)
  • Человек, пользующийся особым доверием. (Наперсник.)
  • Крытая повозка. (Кибитка.)
  • Короткая мужская одежда без рукавов, вроде жилета. (Камзол.)
  • Дорожный сундучок для посуды и продуктов. (Погребец.)
  • Сборник законов о воинских обязанностях. (Артикул.)
  • Возвышение на Красной площади в Москве, где, по преданиям, казнили государственных преступников. (Лобное место.)

2. Конкурс “Разминка”.

  • Вопросы команде № 1.
  • Назовите поэму, в которой героями являются Петр I и Карл XII (“Полтава”)
  • Из какого произведения эти строки:

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен…

(“Песнь о вещем Олеге”)

  • Кому из героев принадлежит этот портрет? Назовите произведение.

Его глаза сияют,
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен…

(Петр I, “Полтава”)

  • Вопросы команде № 2.
  • Назовите поэму, во вступлении к которой А. С. Пушкин перечисляет достижения Петра I (“Медный всадник”)
  • Из какого произведения эти строки:

Еще одно, последнее сказанье,
И летопись окончена моя…

(“Борис Годунов”)

  • Кому из героев принадлежит этот портрет? Назовите произведение.

Ни на челе высоком 
Ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум
Все тот же вид смиренный, величавый…

(Пимен, “Борис Годунов”)

3.Конкурс Блиц-опрос. (3-4 слайд)

1-я команда

1.  Чем наградил Петруша Гринёв вожатого? (Заячьим тулупом.) 
2.  За что Швабрин был сослан в Белогорскую крепость? (За убийство на дуэли.) 
3.  Где состоялась первая встреча Маши Мироновой с императрицей? 
(В Царском Селе.) 
4.  Где произошла первая встреча Петра Гринёва и гусара Зурина? 
(В трактире в Симбирске.) 
5.  Какая песня была любимой у Пугачёва?

А. «Вниз по матушке, по Волге…»               (-) 
Б. «Не шуми, мати зелёная дубровушка...»  (+) 
В. «Хаз-Булат удалой, бедна сакля твоя…»  (-)

2-я команда

1. Кто окликнул Гринёва во время поединка со Швабриным? (Савельич.) 
2. Как, узнав о проделках француза Бопре, обошёлся с ним Андрей Петрович Гринёв?(Прогнал со двора.) 
3. Сколько глав в произведении? (14.) 
4. От кого узнали родители Гринёва о его дуэли со Швабриным? (От самого Швабрина.) 
5. В какой полк был зачислен Петруша Гринёв ещё до своего рождения?

А. Астаховский         (-) 
Б. Александровский  (-) 
В. Семёновский        (+)

Конкурс №4. Иллюстрированное лото. Для самых внимательных читателей. (Слайд 5-6)

 1-я команда

На доске портреты исторических деятелей (Петра I, Екатерины II, графа Миниха). Вопрос: "Какие исторические персонажи не упоминаются в повести?" (Пётр I)

2-я команда

Участникам предлагаются портреты поэтов Я.Княжнина, М.Хераскова, А.Сумарокова. Вопрос: "Какое отношение они имеют к тексту повести?" (Главе 11 "Мятежная слобода" предшествует эпиграф Сумарокова, главе 10 "Осада города" и главе 9 "Разлука" эпиграфы Хераскова, главе 1 и 4 "Поединок" эпиграф Княжнина)

 Конкурс 5 “Государев кум со своею хозяюшкою”.

“Государев кум со своею хозяюшкою” — так в одном из эпизодов романа именуют главного героя и его невесту. Петр Гринев и Маша Миронова будут в центре нашего внимания в продолжение этого конкурса.

Вы получаете анкеты, которые необходимо заполнить за пять—семь минут. В работе участвует весь коллектив команды. Выполнение задания оценивается следующим образом: 30—40% — 1 балл; 50—70% - 2 балла; 80—100% - 3 балла. Вопросы, на которые игроки одной команды не смогли правильно ответить, в устной форме переадресовываются команде соперников.

  • Задание команде № 1.

Петр Гринев. Анкета героя.

  • Фамилия, имя, отчество отца героя. (Андрей Петрович Гринев.)
  • Фамилия, имя, отчество матери героя. (Авдотья Васильевна Ю.)
  • Количество детей в семье Гриневых. (Девять.)
  • Возраст героя к тому времени, когда он “выучился русской грамоте”. (“На двенадцатом году”.)
  • Предмет, бережно хранимый матерью Гринева с момента крещения сына. (Сорочка.)
  • Учебное пособие, из которого юный Петр изготовил бумажного змея во время “урока”. (Географическая карта.)
  • Название полка, куда герой был зачислен на службу еще до своего появления на свет. (Семеновский.)
  • Город, где Петр проигрался в бильярд по дороге к месту службы. (Симбирск.)
  • Алкогольный напиток, впервые попробованный Гриневым по настоянию Зурина. (Пунш.)
  • Воинское звание, присвоенное Гриневу в Белогорской крепости. (Поручик.)
  • Оружие, которым герой был ранен на дуэли. (Шпага.)
  • Русский поэт XVIII века, который “очень похвалял” стихотворные “опыты” Гринева. (А.П.Сумароков.)
  • Город, куда Гринев был отправлен после ареста, дабы предстать перед Следственной комиссией. (Казань.)
  • Наказание, каким государыня императрица заменила герою смертную казнь. (Вечное поселение в Сибири.)
  • Реликвия, которую “показывают” потомки Гринева всем гостям своего семейства. (Письмо Екатерины II к отцу Гринева, содержащее “оправдание его сына”.)
  • Задание команде № 2.

Маша Миронова. Анкета героини.

  • Фамилия, имя, отчество отца героини. (Иван Кузьмич Миронов.)
  • Имя, отчество матери. (Василиса Егоровна.)
  • Цвет волос героини. (Светло-русый.)
  • Приданое героини. (“Частый гребень, да веник, да алтын денег”.)
  • Фамилия офицера, сватавшегося к Маше “месяца за два до приезда” Гринева в крепость.(Швабрин.)
  • Кавалер, посвящавший Маше любовные стихи. (Гринев.)
  • Подарок, сделав который, по словам Швабрина, можно было с легкостью добиться благосклонности героини. (“Пара серег”.)
  • Город, куда родители собирались отправить дочь накануне взятия Белогорской крепости.(Оренбург.)
  • Жители крепости, приютившие дочь капитана Миронова после гибели родителей. (Отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна.)
  • Лицо, передавшее Гриневу письмо от Маши с просьбой о помощи. (Урядник Максимыч.)
  • Лицо, выразившее желание быть “посаженым отцом” на свадьбе Петра Гринева и Маши Мироновой.(Пугачев.)
  • Населенный пункт, царская резиденция, где героиня встретилась с императрицей. (Царское Село.)
  • Лица, сопровождавшие Марью Ивановну во время поездки в Петербург. (Палаша и Савельич.)
  • Особа, взявшая на себя обязательство “устроить состояние” бедной сироты. (Екатерина II.)
  • Губерния, где “благоденствует потомство” Петра Гринева и Маши Мироновой. (Симбирская.)

Конкурс №6. Пушкин и русский фольклор. (7 слайд) 

Учитель. Как вам известно, Пушкин был большим почитателем русского народного творчества. Во многие свои произведения он искусно вкрапляет фольклорные сюжеты, его герои подчас напоминают нам известных сказочных персонажей. Так и в повести «Капитанская дочка» мы встречаемся с народными песнями, сказками, пословицами. Следующий конкурс связан именно с этой темой. 
Каждой команде предлагается по две пословицы (поговорки), которые звучат из уст разных героев повести. 
Задание: растолковать смысл каждой из них и по возможности вспомнить, кем и при каких обстоятельствах она сказана.

1-я команда

1.  Пускай потянет лямку да понюхает пороху. (Андрей Петрович Гринёв, когда отправляет Петрушу служить) 
2.  Дай вам Бог совет да любовь. (Пугачёв, благословляя Гринёва и Машу)

2-я команда

1.  Послужи мне верой и правдой. (Пугачёв говорит Гринёву) 
2.  Долг платежом красен. (Пугачёв, желая отблагодарить Гринёва)

Конкурс №7. Образ Пугачёва. (8 слайд)

 Учитель. Образ Пугачёва — один из центральных в произведении. Следующий этап испытаний связан с ним.

1-я команда

Растолковать смысл сна Петра Гринёва. (Сон Гринёва был пророческим. Кровь связана с событиями в Белогорской крепости, а посажённым отцом стал Пугачёв)

2-я команда

Растолковать смысл калмыцкой сказки, которую Пугачёв рассказал Гринёву. (Калмыкская сказка раскрывает суть характера Пугачёва)

Конкурс №8. Чья реплика? (9-10 слайд)

  1. "Что ж вы, детушки, стоите? Умирать так умирать: дело служивое". (Иван Кузьмич Миронов.)
  2. "Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке". (Василиса Егоровна.)
  3. "Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь". (Пугачёв.)
  4. "Долг требовал, чтобы я явился туда, где служба моя могла быть ещё полезна Отечеству". (Пётр Гринёв.)
  5. "Для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика". (Савельич.)
  6. "За лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся".(Андрей Петрович Гринёв.)
  7. "Я никогда не буду ему женою! Я решилась умереть и умру, если меня не избавят".(Маша Миронова.)
  8. "Я рада, что могла сдержать вам своё слово и исполнить вашу просьбу". (Екатерина II.)

9. Конкурс капитанов.

Конкурс проходит в форме символического интервью, в ходе которого капитаны смогут почувствовать себя на месте героев романа “Капитанская дочка”. Надев “маску” того или иного персонажа, капитаны должны будут ответить на три вопроса, связанных с “жизнью” этого персонажа на страницах книги.

За каждый правильный ответ присуждается один балл.

  • Вопросы капитану команды № 1.

Петр Гринев.

  • Вы, безусловно, не забыли тот день, когда во время бурана заблудились в степи и прохожий помог вам найти дорогу к постоялому двору. По глубоким сугробам кибитка двигалась медленно, и вы задремали. “Мне приснился сон, которого не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое...” — признались вы позднее. Не расскажите ли нам, что это был за сон? (Учащийся пересказывает соответствующий эпизод из главы II и комментирует “пророческое” содержание сна.)
  • Какое напутствие получили вы от отца, отправляясь на службу? (“Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.)
  • Вы, конечно, помните разговор с Пугачевым в кибитке по дороге из Бердской слободы в Белогорскую крепость. Пугачев рассказал вам аллегорическую сказку об орле и вороне. “Какова калмыцкая сказка?” — спросил он вас. Как вы прокомментировали смысл сказки? (“Затейлива. Но жить убийством и грабежом, значит, по мне клевать мертвечину”.)
  • Вопросы капитану команды № 2.

Емельян Пугачев.

  • Один из казаков рассказывал о вас буквально следующее: “...по всему видно, что персона знатная: за обедом скушать изволил двух жареных поросят, а парится так жарко, что Тарас Курочкин не вытерпел... в бане, слышно, показывал свои царские знаки на грудях...” У вас в самом деле есть “царские знаки” на груди? Какие? (“...на одной двуглавый орел, величиною с пятак, а на другой - персона его”.)
  • Во время бурана в степи вы помогли молодому барину и его слуге добраться до постоялого двора. “Сметливость его и тонкость чутья меня изумили”, — отмечал впоследствии Гринев в своих записках. В чем же состояла эта “тонкость чутья”? (“В самом деле, - сказал, - почему думаешь ты, что жило недалече?” - “А потому, что ветер оттоле потянул... и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко”.)
  • В разговоре с Гриневым вы весьма самонадеянно спросили молодого человека: “Как ты думаешь, прусский король мог ли бы со мною потягаться?” — и получили весьма корректный ответ: “Сам как ты думаешь? управился ли бы ты с Фридериком?” Что вы ответили собеседнику? (“С Федором Федоровичем? А как же нет? С вашими генералами ведь я же управляюсь, а они его бивали”.)

Конкурс №10. Итоговые вопросы. (11-12 слайд)

Учитель. Пушкин устами уже повзрослевшего героя Петра Гринёва говорит: "Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Самое страшное, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой; при этом забываются понятия жалости, сочувствия, милосердия. Жестокость порождает жестокость, и оправдать её невозможно никакими высокими идеями. Гринёв убеждён, что "лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений".

1-я команда

Почему в сцене суда над Гринёвым он неожиданно замолкает, обрекая тем самым себя на суровое наказание? (Не желая, чтобы затронули имя Маши, он не говорит на суде всё)

2-я команда

Раскройте смысл названия произведения. (Тихая, робкая Маша Миронова стала победительницей в тяжёлых жизненных ситуациях. Сила любви, чувство ответственности за любимого человека, простота, нравственная чистота, сила воли – всё это делает Машу Миронову нравственным идеалом Пушкина. Автор пишет о ней с любовью и чистотой.)

Конкурс №11. Литературные ассоциации (13 слайд)

Какие литературные ассоциации и параллели возникают, если мы посмотрим на изображения героев из других произведений? Ответ обосновать.

1-я команда

Дон Кихот и Санчо Панса. (Гринёв – отважный рыцарь Дон Кихот (Сервантес) и Савельич – Санчо Панса, поверенный, слуга )

2-я команда

Иван-царевич на сером волке. (Художник Васнецов.) (Пугачёв – серый волк увозит Гринёва – Ивана-царевича и Машу Миронову – Василису Премудрую)

Конкурс №12. Какой из эпизодов повести изображён на рисунке. Назовите героев. (14 слайд)

1 команда

А.С. Пушкин изобразил дуэль Гринёва и Швабрина. Рядом подбежавший Савельич.

2 команда

Присяга Пугачёву. На картине Пугачёв и Савельич. Савельич просит за Пугачёва.

Конкурс № 13 Чей это портрет?

1 команда

Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское. Волоса были обстрижены в кружок; на нём был оборванный армяк и татарские шаровары.

( Емельян Пугачёв; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

2команда

Она сидела на полу, в крестьянском оборванном платье, бледная, худая, с растрёпанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба.

( Марья Ивановна; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

Конкурс № 14 Чье жилище?

1 команда

«…чистенькая комната, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и рамке; около него красовались лубочные картинки…»

(Изба коменданта; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

2 команда

«Я вошёл в избу… Она освещена была двумя сальными свечами, а стены оклеены были золотою бумагою; впрочем, лавки, стол, рукомойник на верёвочке, полотенце на гвозде, ухват в углу и широкий шесток, уставленный горшками, - всё было как в обыкновенной избе».

( Это «дворец» Пугачёва в  Мятежной слободе; А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».)

VI. Подведение итогов урока

Пушкин помогает в повести разгадать жизненные загадки. Какие? Загадки характера героев, предательство и честь, истинное и ложное великодушие.

Загадки романа - загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра по повести А.С.Пушкина " Капитанская дочка"

Данный материал представляет собой командную игру , которую можно использовать после полного прочтения текста как итоговый урок проверки знаний учащихся....

Литературные звёзды (литературная игра по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка")

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"...

Литературная игра по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Автор разработки: Исмагулова Алима Абдугалиевна, учитель русского языка и литературы ВК...

Литературная игра по повести А.С.Пушкина « Капитанская дочка»

Урок в виде литературной игры закрепляет и обобщает знания по прочитанной повести Пушкина А.С. "Капитанская дочка"...

Презентация к открытому уроку по литературе для 6 класса на тему «Литературная игра по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Тип урока  – обобщение знанийФорма урока – литературная игра                    по повести ...

Литературная игра по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

урок разработан для обучающихся 8 класса...