Лирика А.С.Пушкина
презентация урока для интерактивной доски по литературе (9 класс)

Лазарева Ирина Викторовна

Основные темы лирики А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a.pushkin-lirika.ppt401.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.С.Пушкин Лирика

Слайд 2

Лирика А.С.Пушкина «явление чрезвычайное» (Н.В.Гоголь)

Слайд 3

Лирика А.С.Пушкина «органически сочетает в себе высокую человечность, лелеющую душу гуманность » (В.Г.Белинский)

Слайд 4

Лирика А.С.Пушкина гармонический союз «волшебных звуков, чувств и дум»

Слайд 5

«Что же было предметом его поэзии? Все стало ее предметом , и ничто в особенности. Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов…

Слайд 6

Чем он не поразился и перед чем он не остановился? От заоблачного Кавказа и картинного черкеса до бедной северной деревушки с балалайкой и трепаком у кабака…

Слайд 7

… везде, всюду: на модном бале, в избе, в степи, в дорожной кибитке – ВСЁ становится ЕГО ПРЕДМЕТОМ» (Н.В.Гоголь)

Слайд 8

Лирика А.С.Пушкина необычайно безгранична разнообразна открыта всем впечатлениям жизни, бытия

Слайд 9

Лицейский период 1811-1817 А.Пушкин пробует себя в разных стилях (подражает древним античным авторам, Байрону, Державину, Жуковскому) Но! Рано чувствует свое поэтическое призвание, ищет свой путь! В лицейской лирике нашли отражение все будущие темы его творчества

Слайд 10

Лирика А.С.Пушкина условно тематически может быть разделена: дружескую лирику любовную лирику свободолюбивую ( философскую ) лирику пейзажную лирику лирику, посвященную теме: « Назначение поэта и поэзии »

Слайд 11

Лирика дружбы «19 октября» (1825г.) «19 октября» (1827г.) «Чем чаще празднует Лицей…» (1831г.) «Была пора: наш праздник молодой…» (1836г.) «Няне» (1826г.)

Слайд 12

Любовная лирика «К***» («Я помню чудное мгновенье…) (1825г.) «На холмах Грузии…» (1829г.) «Я вас любил…» (1829г.) «Мадонна» (1830г.)

Слайд 13

Свободолюбивая лирика «Вольность» (1817г.) «К Чаадаеву» (1818г.) «Деревня» (1819г.) «Песнь о вещем Олеге» (1822г.) «Узник» (1822г.) «Свободы сеятель пустынный…» (1823г.) «Во глубине сибирских руд…» (1827г.)

Слайд 14

Пейзажная лирика «Погасло дневное светило…» (1820г.) «К морю» (Михайловское,1824г.) «Зимняя дорога» (1826г.) «Зимнее утро» (1829г.) «Туча» (1835г.)

Слайд 15

Философская лирика «Подражание Корану» («И путник усталый на бога роптал…») (Михайловское,1824г.) «Анчар» (1828г.) «Бесы» (1830г.) «Элегия» («Безумных лет…») (1830г.) «Вновь я посетил…» (1835г.)

Слайд 16

Назначение поэта и поэзии «Пророк» (1826г.) «Поэт» (1827г.) «Поэту» (1830г.) «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836г.)

Слайд 17

Лирика дружбы «19 октября» (1825г.) «19 октября» (1827г.) «Чем чаще празднует Лицей…» (1831г.) «Была пора: наш праздник молодой…» (1836г.) «Няне» (1826г.) а также многочисленные послания лицейским друзьям: А.Дельвигу, И.Пущину, А.Горчакову, В.Кюхельбеккеру…

Слайд 18

«…Святому братству верен я…» Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью наших муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

Слайд 19

«С младенчества дух песен в нас горел…» Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты… Опомнимся – но поздно! И уныло Глядим назад, следов не видя там…

Слайд 20

«Друзья! Вам сердце оставляю!» Друзья – в юности веселые, озорные товарищи по играм, потом – самые близкие по духу, единомышленники , за которых и ради которых поэт готов пожертвовать своим благополучием. Для Пушкина нет ничего страшнее жизни ВНЕ друзей, но еще страшнее жизнь БЕЗ друзей.

Слайд 21

«Да здравствует Лицей!» Дружба – « святое братство », прекрасный союз – то, что держит человека в жизни, помогает ему справиться с невзгодами, преодолеть трудности, не пасть духом .

Слайд 22

Любовная лирика «К***» («Я помню чудное мгновенье…) (1825г.) «На холмах Грузии…» (1829г.) «Я вас любил…» (1829г.) «Мадонна» (1830г.)

Слайд 23

«…наука страсти нежной…» А.С.Пушкин сумел отразить в своем творчестве все оттенки любовного чувства: от нежной, застенчивой, целомудренной влюбленности до мятежной, бешеной, разрушительной страсти

Слайд 24

«Мне дорого любви моей мученье – Пускай умру, но пусть умру любя!» В Лицее любовь представлялась поэту как одухотворяющее его страдание: «Любовь одна – мучение сердец: Она дарит один лишь миг отрадный, А горестям не виден и конец…»

Слайд 25

«Я помню чудное мгновенье…» (1825г.) Посвящено А.Керн Гимн красоте и любви, которая обогащает и преображает человека Не убивают любовь ни «томленья грусти безнадежной», ни «тревоги шумной суеты» Любовь воскрешает человека – и мгновения любви оказываются сильнее, чем годы забвения БЕЗ ЛЮБВИ НЕТ ЖИЗНИ, НЕТ БОЖЕСТВА И НЕТ ВДОХНОВЕНЬЯ

Слайд 26

«На холмах Грузии…»(1829г.) Написано во время поездки на Кавказ Воспоминание о любви Образ любимой , живущий в мыслях и чувствах поэта, творит ЧУДО : «ночная мгла» перестает ощущаться, грусть становится легкой , печаль – светлой . «Сердце вновь горит и любит - оттого, Что не любить оно не может »

Слайд 27

«Я вас любил…» (1829г.) Поэт самодостаточен в своей любви Даже неразделенная любовь для него – огромное счастье Не найдя взаимности, поэт не хочет причинять боль той, которую ЛЮБИТ Ни упреков, ни мольбы – только ПОЖЕЛАНИЕ СЧАСТЬЯ: «…дай вам Бог любимой быть другим »

Слайд 28

«Мадонна» (1830г.) Посвящено Н.Н.Гончаровой Она для Пушкина «чистейшей прелести чистейший образец» Сходство избранницы поэта с Мадонной не случайно: она воплотила в жизнь его идеал – мечту о прекрасной подруге, о душевном приюте, о ДОМЕ

Слайд 29

Любовная лирика Путь от любви-страдания до ЛЮБВИ-САМОПОЖЕРТВОВА-НИЯ

Слайд 30

Свободолюбивая лирика «Вольность» (1817г.) «К Чаадаеву» (1818г.) «Деревня» (1819г.) «Песнь о вещем Олеге» (1822г.) «Узник» (1822г.) «Свободы сеятель пустынный…» (1823г.) «Во глубине сибирских руд…» (1827г.)

Слайд 31

«Свободой Рим возрос, а рабством погублен!» («Лицинию» 1815г.) Уже в Лицее глубокая убежденность в том, что только там благоденствуют народы, где нет рабства. «О стыд, о времена!..» «…я рабство ненавижу… «…все продажное: законы, правота, и консул, и трибун, и честь, и красота…» «…кипит в груди свобода…» «Придет ужасный день, день мщенья, наказанья…»

Слайд 32

«Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок» («Вольность» 1817г.) С сокрушительной силой поэт обличает самодержавие и деспотизм в России «Тираны мира! Трепещите! А вы мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!.. Везде бичи, везде железы, Законов гибельный позор, Неволи немощные слезы; Везде неправедная Власть…»

Слайд 33

Поэт напрямую обращается с призывом к власть имущим: «И днесь учитесь, о цари: Ни наказанья, на награды, Ни кров темниц, ни алтари Не верные для вас ограды. Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой»

Слайд 34

10-ые - 20-ые гг. XIX в. ненависть к самодержавию, объединявшая всех передовых людей политический подъем и пробуждение общественной мысли надежды на кардинальные перемены, на свержение самодержавия, на улучшение жизни.

Слайд 35

«Он в Риме был бы Брут, в Афинах – Периклес» П.Я.Чаадаев (1794-1856) – выдающийся государственный деятель пренебрег возможностью попасть в адъютанты к самому царю член тайного общества разочарован отсутствием настоящего дела, невозможностью в России применить в полной мере свой талант и ум

Слайд 36

П.Я.Чаадаев: «Меня забавляло презирать тех, которые всех презирают» «Он (Чаадаев) обзывал Аракчеева злодеем , представителей высших властей – взяточниками, дворян – подлыми холопами, духовенство – невеждами, всех остальных – коснеющими и пресмыкающимися в рабстве» Восстание декабристов – «страшное событие, отбросившее Россию на 50 лет назад»

Слайд 37

«К Чаадаеву» (1818г.) Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Росссия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена!

Слайд 38

Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный И Рабство, падшее по манию царя, И над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? «Деревня» (1819г.) – гневный приговор, вынесенный поэтом крепостному праву: «Везде Невежества убийственный Позор… … Барство дикое, без чувства, без Закона, Присвоило себе… И труд, и собственность, и время земледельца… Здесь Рабство тощее влачится по браздам Неумолимого владельца.» «О если б голос мой умел сердца тревожить!»

Слайд 39

«В порабощенные бразды бросал живительное семя – но потерял я только время, благие мысли и труды…» «Свободы сеятель пустынный…» (1823г.) – поэт на перепутье: осмысление пройденного пути (в жизни и творчестве) страшное осознание того, что народу свобода не нужна: «Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь…»

Слайд 40

Свобода – высшая ценность «вольность святая» возможность выбора своего пути независимость в творчестве Но!!! свободу нельзя дать «сверху», нельзя «разрешить»! «Свобода есть прежде всего внутреннее духовное искусство»

Слайд 41

«Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье…» «Во глубине сибирских руд…» (1827г.) – послание, адресованное друзьям поэта, вышедшим 14 декабря 1825г. На Сенатскую площадь в Санкт-Петербурге Несмотря на разочарования, связанные с пониманием того, как далеки дворяне от народа, который «безмолвствует», поэт поддерживает своих товарищей, вселяя в них веру, даря им надежду на то, что

Слайд 42

Придет желанная пора: … Оковы тяжкие падут, Темницы рухнут – и свобода Вас примет радостно у входа, И братья меч вам отдадут. Меч – символ дворянской чести (по В.И.Далю, честь - благородство души, чистая совесть). А.С.Пушкин был высокого мнения о роли дворянства в истории России.

Слайд 43

А.С.Пушкин – П.Я.Чаадаеву, 19 октября 1836г. – в день окончания переписывания «Капитанской дочки» «Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь – грустная вещь. Это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всякому долгу, справедливости и истине, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству – поистине могут привести в отчаяние»

Слайд 44

«Иные, лучшие мне дороги права, Иная, лучшая потребна мне свобода» Зависеть от царя, зависеть от народа – Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать; для власти, для ливреи Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи; По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. - Вот счастье! Вот права…

Слайд 45

«Служенье муз не терпит суеты, Прекрасное должно быть величаво…» Поэтическое вдохновение очень рано стало посещать Пушкина Пушкину легче жить, говорить, дышать стихами, чем обычным языком Удивительно естественное, непосредственное, органичное слияние поэта со своей музой

Слайд 46

«К другу стихотворцу»(1814г.) – первое печатное произведение поэта Не всякому дано быть настоящим поэтом: «Не тот поэт, кто рифмы плесть умеет… Хорошие стихи не так легко писать…» Судьба поэтов нелегка, путь его тернист: «…их жизнь ряд горестей, гремяща слава - сон…»

Слайд 47

«Пророк» (1826г.) Творчество – дар Божий Поэт – избранник, провидец, пророк, учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу Миссия поэта-пророка прекрасна и в то же время страшна: «Глаголом жечь сердца людей».

Слайд 48

«Поэт» (1827г.) Если «святая лира» поэта молчит, если его «душа вкушает хладный сон», если свой божественный дар он тратит впустую, то «…меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он» . Настоящий поэт, обреченный на непонимание, порой одиночество среди соплеменников, «людской чуждается молвы, к ногам народного кумира не клонит гордой головы…»

Слайд 49

«Поэту» (1830г.) (сонет) Настоящий поэт должен быть свободным в творчестве и не зависимым ни от чьего мнения: « …не дорожи любовию народной… останься тверд, спокоен и угрюм… живи один… не требуя наград за подвиг благородный…» Настоящий поэт («взыскательный художник») – должен стать самому себе строгим судьей: «всех строже оценить умеешь ты свой труд…»

Слайд 50

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836г.) Поэтическое завещание А.С.Пушкина. Осознание собственной значимости как поэта: «…весь я не умру…славен буду я…слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Поэт утверждает величие поэзии, ставит ее выше славы царей и полководцев: «…памятник…нерукотворный…воз-несся…выше…Александрийского столпа…»

Слайд 51

Главная ценность поэзии и главная цель творчества – нести людям добро: «…чувства добрые я лирой пробуждал, … в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Родная природа и мир народной фантазии в лирике А. С. Пушкина».

Показать любовь поэта к родной природе, глубокую человечность и задушевность его отношений с близкими; дать представление о стихотворной строфе, дополнить знания об эпите­те и авторском отношении ...

Любовная лирика А.С.Пушкина

Цели урока:познакомить с любовной лирикой А. С. Пушкина; вызвать интерес к личности и творчеству поэта; изу­чить факты, свидетельства, точки зрения, интерпретации личности поэта; выразительное чте...

Идеал в любовной лирике А. С. Пушкина. Адресаты лирики поэта.

Урок литературы в 9 классе.     изучение любовной лирики А. С. Пушкина в эволюции; раскрытие её духовного потенциала, развитие ассоциативного мышления и творческого воображени...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина

Творчество Жуковского, Грибоедова, Пушкина в одной контрольной работе...

МЕТОД ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИРИКИ А.С.ПУШКИНА. ТАЙНА ПУШКИНА («ЗИМНЕ-ДОРОЖНЫЙ» ЦИКЛ ЛИРИКИ 1825-1835 годов.)

Тайна Пушкина проявляется, в частности, в том, что в нём необыкновенно  много очевидного и простого.  Поэтому в проекте речь идёт о стихах с детства знакомых, хрестоматийных, «простых». ...