Литературная гостиная, посвящённая творчеству И.А. Крылова.
методическая разработка по литературе (10 класс)

Кириллова Анна Викторовна

Методическая разработка, посвященная 250-летию со дня рождения писателя. использован биографический материал. Занятие включает в себя различные конкурсы и викторины на знание басен И.А. Крылова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературная гостиная, посвящённая творчеству И.А. Крылова.

Цели и задачи урока: 

  1. Расширить знания учащихся о биографии и творчестве И.А. Крылова.
  2. Развивать связную устную речь учащихся, пополнять их словарный запас.
  3. Развивать творческие, индивидуальные способности учащихся через инсценировку басен.
  4. Способствовать развитию интереса к литературному чтению.

Оборудование. 

  1. Мультимедийная установка.
  2. Выставка книг И. А. Крылова.
  3. Декорации к инсценировкам.

Ход мероприятия.

 Учитель: Вот уже много лет дети читают басни Ивана Андреевича Крылова. Читают и любят их. И вы, ребята, знакомы с ними с самого детства. Еще до школы вы слышали грустную, но поучительную историю про Стрекозу и Муравья; смеялись над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы; жалели бедного маленького Ягненка, возмущались злым, жадным Волком. Сегодня наше внеклассное занятие посвящено жизни и творчеству великого баснописца. 13 февраля исполнилось 250 лет со дня его рождения.

Ведущий 1. Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Ведущий 2. Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.

Ведущий 1.

Уж сколько раз твердили миру,

Что в баснях есть мораль, но только все не впрок.

Невеждам, неучам, лентяям и невежам

Хотим сегодня мы преподнести урок.

Ведущий 2.

Мы вместе вспомним басни дедушки Крылова,

Их мудрая мораль жива века.

Быть может, кто-то в них узнает друга,

Иль словно в зеркале, увидит он себя.

Ведущий 1. Родился Ванечка Крылов в лютые февральские морозы, 2 февраля 1769 года (13 февраля по новому стилю) в Москве. Отец его, Андрей Прохорович, был беден и неудачлив в карьере: долгое время прозябал в чине армейского капитана, а офицерский чин получил только после долгой и изнурительной тринадцатилетней солдатской службы. Мать, Марья Алексеевна, был очень набожной, тихой и скромной женщиной. После того, как в 1775 отец Крылова вышел в отставку, вся семья поселилась в Твери, где жила бабушка Крылова по отцовской линии.

Ведущий 2. Бедная семья, перебиваясь с копейки на копейку, не могла обеспечить Ивану достойное образование, но от отца ему достался целый сундук книг, а сам мальчик был очень способным и упорным. Занимаясь самообразованием, Крылов смог стать одним из самых просвещённых и грамотных людей своего времени.

Вскоре умирает его отец, оставляя семейство без всяких средств к существованию. На этом беззаботное детство Ванюши Крылова закончилось: ему пришлось идти работать на должность писца в Тверской суд, несмотря на то, что ему тогда исполнилось всего 10 лет! Его скудного заработка не хватало, а поэтому мать приняла решение уехать в Петербург, чтобы там выхлопотать себе пенсию по потере мужа.

Ведущий 1. В северной столице мать так ничего и не добилась, но Крылов удачно устроился канцеляристом в Казённую палату, а затем начал активно заниматься литературным творчеством. Его первые пьесы имели большой успех в петербургском обществе и сделали его имя знаменитым в литературных и театральных кругах.

Ведущий 2. Здесь же он начал свою журналистскую деятельность, открывая один за другим сатирические журналы, которые поднимали для обсуждения самые злободневные вопросы того времени. Чуткая цензура то и дело прикрывала их, но терпеливый и упорный Крылов с завидной настойчивостью тут же открывал новый журнал. В конце концов здоровье, нервная система баснописца не выдержали, и он отправился путешествовать по городам и весям необъятной России.

Ведущий 1.  Почти 10 лет своей жизни (1791-1801) посвятил Крылов путешествиям по провинциям, деревенькам и маленьким городкам. Он побывал на Украине, в Тамбове, Нижнем Новгороде, Саратове и везде находил для своих басен новые сюжеты. Он ни на минуту не переставал писать, но его произведения подвергались самой жёсткой цензуре и лишь редкие произведения попадали в печать.

Ведущий 2.  На истинное призвание свое - баснописца - Крылов напал только в 1808 г., написавши, в подражание Лафонтену, басни "Дуб и Трость" и "Разборчивая невеста». Первое издание его басен, (их было 23), появилось в 1809 г. Затем издания следовали быстро одно за другим, с прибавлением новых басен; последнее, вышедшее при его жизни в 1843 г., содержит их уже 197.

Ведущий 1. Всего И.А.Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны самому широкому читателю. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие свои сюжеты. По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»
По определению Н.В. Гоголя, басни Крылова –
«книга мудрости самого народа». 

Ведущий 2. Иван Андреевич не только писал смешные и поучительные басни, но и в жизни был человеком очень остроумным, обладал большим чувством юмора.

Ведущий 1. С 1812 года стал библиотекарем Публичной библиотеки, которой отдал 30 лет своей жизни: собирал книги, составлял библиографические указатели и стал составителем славяно-русского словаря. Умер Крылов в возрасте 75 лет 9 ноября 1844 года. Похоронен Иван Андреевич в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Ведущий 2. Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.

Учитель. В нашей речи используем много разных интересных слов, иногда заимствованных из других языков. Например, слово мозаика означает узор из соединенных друг с другом кусочков твердого материала (стекла, дерева, камешков). Когда произносят слово попурри, то подразумевают какое – либо музыкальное произведение, составленное из отрывков общеизвестных мелодий и песен. А в литературе есть такое слово, которое, наверно, многие из нас даже не слышали – это слово центон. Откуда пошло это название, центон? Так называлось одеяло из разноцветных лоскутов у древних римлян. В литературном мире центон – это стихотворение, удачно сложенное из строк и отрывков, заимствованных из разных произведений. Чаще всего это юмористическое сочинение.

Предлагается раскрыть центон (из каких басен он составлен). РАЗМИНКА

 1.Однажды Лебедь, Рак да Щука,
Проказница Мартышка,
Осел, Козел да Косолапый Мишка
Вести с поклажей воз взялись.
И вместе трое все в него впряглись.

Достали нот, баса, альта, две скрипки –
И сели на лужок под липки, -
Пленять своим искусством свет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет.
Запели молодцы кто в лес, кто по дрова,
У кого, что силы стало,
В ушах у гостя затрещало –
И закружилась голова.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось соловью на шум их прилететь.
«Изрядно,- говорит,- сказать несложно,
Тебя без скуки слушать невозможно».

(«Лебедь, Рак и Щука», «Квартет», «Соловей»)

 2.Зубастой щуке в ум пришло
За кошачье приняться ремесло.
Да призадумалась. А сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала.
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки
Рассказывать, так прямо сказки!
Отколь такой берется голосок
И чист, и нежен, и высок»
По счастью, близко тут Журавль случился.
Он костью чуть не подавился.
(«Щука и Кот», «Ворона и Лисица», «Волк и Журавль»)

 Знакомство с командами.

  1. Задание. Придумать название команды, девиз. (5 минут)

Ведущий: К сегодняшнему мероприятию каждая команда получила домашнее задание.  Мы предоставляем им слово.

  1. Инсценировка
  2. Чтение басен
  3. Викторина.
  • Узнать из какой басни данный отрывок.

а) «…Молчи! Устал я слушать ,

Досуг мне разбирать вины твои щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». («Волк и ягнёнок»)

б) «…Друзья! К чему весь этот шум?

Я вам старинный сват и кум?

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры.» («Волк на псарне»)

в) «… Ну что же!

На взгляд-то он хорош,

Да зелен - ягодки нет зрелой….» («Лисица и виноград»)

г) «У сильного всегда бессильный виноват…» («Волк и ягнёнок»)

д) «…Вот то-то мне и духу придаёт

Что я совсем без драки

Могу попасть в большие забияки…». («Слон и Моська»)

е) «…За что же, не боясь греха

Кукушка хвалит Петуха?...» («Кукушка и Петух»)

  • Отгадать ребусы.

(Голубь, муравей, стрекоза, слон, кот)

  • Расшифровать названия басен.

«Т А Р Е В К Т»

«Р А К Т А М Ы Ш И Ч О К И»

«Н О В А Р О И С И Л А Ц И»

«Н О С Л И О К М С Ь А»

  • Назвать персонаж, которому принадлежат слова?

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»)

«Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и Очки»)

«Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум...» (Волку из басни «Волк на псарне»)

«Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой...» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

«Погодите! Как музыке идти? Ведь ВЫ не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)

  • Вспомните пропущенное слово в названии басни

1.«Лисица и... (виноград)». 2.«Стрекоза и... (Муравей)». 3.«Осел и... (Соловей)». 4.«Кот и... (Повар)». 5. «Волки и... (Овцы)». 6. «Мартышка и… (зеркало)». 7.Мартышка и….(очки). 8.Кукушка и…(петух)».

  • Определите из какой басни мораль. 

1. «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок».

(«Ворона и Лисица».)

2. «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»,) 

3. «К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит;

А ежели невежда познатней,

Так он ее еще и гонит.»( Мартышка и очки) 

4. «А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.» ( Квартет) 

5. «Избави бог и нас от этаких судей.» (Осёл и соловей) 

  • «Крылатые фразы.» Величайший знаток русского слова, И. А. Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль лучше, чем длинными рассуждениями. Закончить крылатую фразу.

:1.«Видит око, (да зуб неймёт)» 

2.«Попрыгунья (стрекоза)» 

3«А ларчик( просто открывался)»

4.«А Васька слушает,( да ест)» 

5.«Да только воз (и ныне там)»

6. "Чем кумушек считать трудиться, (Не лучше ль на себя, кума, оборотиться)?"

  • Закончить цитату из басни Крылова. Как она называется?

1. Сыр выпал - /с ним была плутовка такова/ «Ворона и Лисица». 

2. У сильного - / всегда бессильный виноват/ «Волк и Ягненок». 

3. Когда в товарищах согласья нет - /на лад их дело не пойдет «Лебедь, Рак и Щука». 

4. Ты в се пела? Это дело - /Так поди же попляши/ «Стрекоза и Муравей». 

5. Ай, Моська! Знать она сильна - /Что лает на слона/ «Слон и Моська». 

6. А вы, друзья, как ни садитесь - /Все в музыканты не годитесь/ «Квартет» 

 («Квартет»)

На этом наше внеклассное занятие подошло к концу. Просим жюри подвести итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная, посвящённая творчеству Александра Валентиновича Вампилова «Вспоминайте меня весело, Словом, так, каким я был…»

Литературная гостиная«Вспоминайте меня весело,Словом, так, каким я был…», позволяет познакомить  и заинтересовать обучающихся  жизнью и  творчеством А.В. Вампилова...

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока

Литературная гостиная, посвящённая творчеству А.А. Блока«Сотри случайные черты -И ты увидишь: мир прекрасен.»...

Литературная гостиная,посвящённая творчеству М.И.Цветаевой

Работа,посвящена творчеству Марины Ивановны Цветаевой....

Литературный вечер, посвящённый творчеству И.А. Крылова

Данный сценарий посвящён творчеству великого баснописца И.А. Крылова...

Сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству Николая Рубцова «Путник на краю поля…»

Цели:Обучающие: расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве русского поэта XX века Н.М.Рубцова; обратить внимание на разнообразие тематики стихотворений Н.М. Рубцова; раскрыть незаурядну...