Методическая разработка урока литературы в 9 классе
методическая разработка по литературе (9 класс)

Абрамова Ольга Владимировна

Литературная 

игра по комедии 

А.С.  Грибоедова

 

«Горе от ума»

«Ба! Знакомые все лица!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnaya_igra_po_komedii_asgriboedova_gore_ot_uma.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая   разработка   урока литературы в 9 классе

   

Литературная  

игра по комедии  

А.С.  Грибоедова

«Горе от ума»

«Ба! Знакомые все лица!»

                      Подготовила учитель ВВК: Абрамова О.В.

Цели:

образовательные:

  • углубить и расширить знания учащихся о комедии;
  • углубить понимание идейно-художественного богатства произведения;
  • усвоить знания по теории литературы и грамотно пользоваться литературоведческой терминологией;

           развивающие:

  • формирование круга читательского интереса у учащихся;
  •  развитие эстетических и нравственных ориентиров;
  •  развитие навыков бесконфликтного общения;

воспитательные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание активной жизненной позиции;
  • воспитание бережного отношения к культурному наследию народа

Оборудование:     1. Презентация;

                          2. Коллажи с афишами к комедии «Горе от ума»

                          3.  Музыкальное сопровождение: вальс А.С.  Грибоедова,

                          4. Раздаточный материал к конкурсу                                                       «Слова, слова, слова…» 20 штук (на каждого ученика),

                               5. Лист самоконтроля на каждого ученика.

                               6. Критерии оценивания конкурсов

                                    Ход урока.

I.   1. Слово учителя.

        Мы прочитали комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума». Хочу надеяться, что она не оставила вас равнодушными и вы испытали немало приятных минут, общаясь с прекрасным мастером слова. Предлагаю проверить, насколько вы были внимательны и наблюдательны во время чтения.

        2. Приглашаю вас принять участие в литературной игре. Играют 2 команды. Условия просты: я предлагаю задания, построенные на знании и понимании текста комедии, вы, демонстрируя знания, получаете баллы и заносите их в листы самоконтроля.        

II. Объявляется 1 конкурс «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив». Так отзывался о своем герое драматург. Но эта характеристика может быть отнесена и к ее создателю А.С. Грибоедову.

        Условия: командам предлагаются вопросы по биографии Грибоедова. Количество баллов зависит от трудности вопроса.

        1. В каком городе родился Грибоедов? (1 балл)

                        (В Москве)

        2. На каких факультетах Московского университета учился Грибоедов? (2 балла- если названы все факультеты)

(на философском (словесное отделение), на юридическом, на физико-математическом)

3. Сколько иностранных языков знал Грибоедов? (4 балла – если названы все языки;)

(9 языков: англ., нем., фр., итал., персид., турец., араб., латин., греч.)    

        4. Назовите друзей и знакомых Грибоедова. (1 балл за каждый правильный ответ)

(С.П. Трубецкой, В.Ф. Раевский, П.Я. Чаадаев, П.И. Пестель, П.А. Вяземский, А.А. Бестужев, В.К. Кюхельбекер, А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский)

        5. Год отставки с военной службы Грибоедова? (1 балл)

                                (1816 г.)

        6. Где служил Грибоедов с 1817 года? (1 балл)

                (в коллегии иностранных дел)

        7. В какой стране Грибоедов находился с дипломатической миссией в последний год жизни? (3 балла – за полный ответ)

        (в Персии (до 1935 г.), современный Иран (после 1935 г.), в ранге Посла России, добивался для России выплаты контрибуций по Туркманчайскому договору)

        8. При каких обстоятельствах погиб Грибоедов? (2 балла – за полный ответ)

(погиб в 1829 г. в результате нападения толпы фанатиков на русское посольство в Тегеране, 37 человек (конвойные казаки, чиновники и сам Грибоедов) мужественно защищались, но все погибли)

9. Где похоронен Грибоедов? (4 балла- 2 балла за название места и 2 балла –за фразу на памятнике)

(в Грузии, в городе Тифлисе (до 1936 г.) (соврем. Тбилиси) в монастыре св. Давида. Нина Александровна Чавчавадзе, жена поэта, автор слов, начертанных на памятнике: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?») (6 : 4 балла- за правильно названные разделяемые взгляды; 2- за ответ, почему не верил в победу)

        10. Разделял ли Грибоедов взгляды декабристов? (да, многие идеалы декабристов разделял:

1) желал отмены крепостного права,

2) стоят за личную и политическую независимость,

3) критиковал государственную бюрократию,

4) высмеивал подражание Европе, т.е. говорил, что России нельзя терять национальное своеобразие. Но в победу декабристов не верил! т.к. 1) самодержавие – сильно, 2) общество не готово к переменам. Так и вышло.) ( 6 : 4 балла- за правильно названные разделяемые взгляды; 2- за ответ, почему не верил в победу)

3.  Слово учителя.

Все участники первого конкурса вносят свои баллы в карточки самоконтроля.

Всего 33 балла

III. Конкурс 2 «Теория литературы».

1. Назовите признаки классицизма в комедии.

( а) правило трех единств:

единство времени – действие комедии разворачивается за 24 часа, т.е. в доме Фамусова мы находимся 1 день;

единство места – дом Фамусова;

единство действия – в комедии главный конфликт – столкновение Чацкого с фамусовским обществом. (3 балла- если названы все признаки; 1 балла – за каждый признак)

б) говорящие фамилии:

Фамусов – от лат. «фама» - молва, общественное мнение;

                   от лат. «фамосус» - знаменитый;

Репетилов – от франц. «repeter» - повторять;

Загорецкий – от загореться, раздувающий пожар;

Молчалин – фамилия выражает бессловесность)

Чацкий-от слова «чад» – развеивающий иллюзии, сомневающийся, критикующий.

Тугоуховский — он туг на ухо, ходит со слуховой трубкой.

Скалозуб — зубоскал, остряк.

 (1балла- за каждый из примеров)

2. Дайте определение драматическому конфликту.

(драматический конфликт – это столкновение, жизненные противоречия, воплощенные в сюжете драматического произведения)(1 балл)

Всего 11 баллов

4.  Слово учителя.

        Результаты 2-го конкурса внесем в карточки самоконтроля.

IV. Слово учителя. Конкурс 3 «Проект афиши»

Любое драматическое произведение создано для театра. А у каждого спектакля есть афиша, поэтому третий конкурс называется «Афиша». Художники, авторы афиш защищают свои проекты.

V.        Конкурс 4 «Портрет» Узнайте героя по его портретной характеристике.

1. Скромна, а ничего кроме

    Проказ и ветру на уме.      (Лиза)       1 балл

2. И золотой мешок, и метит в генералы.   (Скалозуб)       1 балл

3. Дремлю на балах я,

    До них смертельный неохотник,

    А не противлюсь, твой работник,

    Дежурю заполночь, подчас

    Тебе в угодность, как ни грустно,

    Пускаюсь по команде в пляс.          (Платон Михайлович Горич)    

                                                                 2 балла

4. Легко ли в 65 лет

    Тащиться мне к тебе племянница?

    Мучение!

    От скуки я взяла с собой

    Арапку – девку да собачку;

    Вели их накормить ужо, дружочек мой,

    От ужина сошли подачку.                        (Хлестова)      2 балла

5. Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать!

    Какие – то уроды с того света,

    И не с кем говорить, и не с кем танцевать.  (графиня Хрюмина,                                                                               внучка)  3 балла

6. Он малый с головой,

    И славно пишет, переводит.      (Чацкий)        3 балла

7. Чтоб исповедь начать

    Пожалуйста, молчи, я слово дал молчать;

    У нас есть общество, и тайные собранья

    По четвергам. Секретнейший союз.        (Репетилов)     4 балла

8. Человек он светский,

    Отъявленный мошенник, плут…

    При нем остерегись: переносить горазд,

    И в карты не садись: продаст.    (Антон Антонович Загорецкий)

                                                                        4 балла

Всего 20 баллов

VI.Конкурс 5 «Театральный».

 Слово учителя.

Словесные портреты отгаданы, и вот наши герои оживают, мы слышим их монологи, а значит, начинается новый конкурс «Театральный».

        Инсценировка отрывка комедии (II действие, 2 явление.)

Фамусов -Корчагин Николай

Чацкий- Фирсов Виталий

        Инсценировка отрывка комедии (II действие, 5 явление).

Чацкий- Милана Ибрагимова

Фамусов- Чикова Мария

Скалозуб- Бурова Анастасия

 

VII. Конкурс для зрителей.        Как известно, знаменитая реплика Гамлета «Слова, слова, слова…» употребляется сегодня в значении «обещания, не подкрепленные делами» или «пустая болтовня». Но в названии конкурса эта реплика употреблена в своем прямом значении и носит информационный характер.

        С первых же страниц комедии «Горе от ума» мы попадаем в удивительный мир слов. Но ведь комедия написана в 1824 году, т.е. 185 лет назад. За это время изменилась не только наша жизнь, но и речь. Растолкуйте значение некоторых архаизмов и историзмов.

        Учащимся предлагается выбирать карточки, на которых написаны слова.

        1. Тупей – старинная мужская прическа, с собранным на затылке пучком волос.

        2. Куртаг – приемный день во дворце.

        3. Камергер – придворное звание.

        4. …ему дан с бантом, мне на шею – орден Владимира с голубым бантом носили на груди, орден Анны на розовой ленте надевали на  шею.

        5. Вдругорядь – в другой раз, вторично.

        6. Амур – в римской мифологии бог любви.

        7. Минерва – в римской мифологии богиня – покровительница ремесел и искусств, учителей и врачей.

        8. …езжал – то вечно цугом – богатый выезд, в котором лошади запряжены гуськом.

        Отвечающие прибавляют свои баллы команде.

Всего 8 баллов

VIII.Каждый участник игры проставляет свое количество баллов в карточку самоконтроля.

IX. Слово учителя.

Внимание! Внимание! Открывается уникальное бюро находок. Бал в доме Фамусова закончился, но герои комедии забыли свои предметы и личные вещи. Попробуем отгадать персонажей, которые оставили свои вещи.

                                Конкурс 6 «Бюро находок» .

1. Папка с бумагами (Молчалин).

2. Театральный билет (Загорецкий).

3. Флейта (Платон Михайлович Горич).

4.  Орден Анны (Скалозуб).

5. Шпиц (маленькая собачка)  (Хлестова).

6. Стакан с водой, уксус (Лиза).

7. Парчовый халат (Фамусов).

8. Колода карт (Загорецкий).

(за каждое соответствие -1 балл)

Всего 8 баллов

X. Конкурс 7 капитанов.

Прочитав комедию, Пушкин сказал: «Слушая комедию, я не критиковал, а наслаждался. О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы».

        Вспомним крылатые выражения из комедии.

1 ученик.

1. Минуй нас пуще всех печалей

    И барский гнев и барская любовь.

2. Счастливые часов не наблюдают.

3. Шел в комнату, попал в другую.

4. Кто беден, тот тебе не пара.

5. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

6. Подумаешь, как счастье своенравно.

7. Судьба нас будто берегла;

    Ни беспокойства, ни сомненья…

    А горе ждет из – за угла.

8. Мне все равно, что за него, что в воду.

9. Где ж лучше? Где нас нет.

10. И дым отечества нам сладок и приятен.

11. Господствует еще смешенье языков:

      Французского с нижегородским.

12. Не человек – змея!

13. Хотел объехать целый свет,

      И не объехал сотой доли.

14. Вот нехотя с ума свела!

2 ученик.

1. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

2. Что говорит! и говорит как пишет!

3. Чтобы чины добыть, есть многие каналы.

4. А женщины к военным людям так и льнут,

    А потому что патриотки.

5. Дома новы, но предрассудки стары.

6. Злые языки страшнее пистолета.

7. Я странен, а не странен кто ж?

8. Герой не моего романа.

9. Чины людьми даются, а люди могут обмануться.

10. Шумим, братец, шумим.

11. В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов.

12. Все врут календари.

13. Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!

(за каждое крылатое выражение 1 балл)

        Капитаны проставляют в листы самоконтроля баллы.

XI Конкурс 8 «Блиц». 

        Все предложенные вопросы требуют короткого, лаконичного ответа. Если чувствуете затруднение, переходите к другому. Ваша задача – дать максимальное количество ответов за короткое время.

1. Имя и отчество Чацкого. (Александр Андреевич)

2. Какие книги уничтожил бы Загорецкий в первую очередь? (басни)

3. Сколько лет Хлестовой? (65)

4. Кого Молчалин называет «кралей»? (Софью)

5. Два таланта Молчалина. (умеренность и аккуратность)

6. У кого должен был Фамусов крестить? (у докторши)

7. О каком мужском костюме идет речь:

    «хвост сзади, спереди – какой – то чудный выем»? (фрак)

8. Кто предлагал Чацкому тетрадь с новыми песенками? (Молчалин)

  за каждый правильные ответ- 1 балл)

Всего 8 баллов

XII. Итоги игры подводят капитаны обеих команд

(кто из команды набрал наибольшее количество баллов, какие задания оказались трудными, кто проявил малую активность,

общая оценка работы команды и др.)

XIII. Личное подведение итогов.

 

XIV. Рефлексия.

        Попробуйте оценить работу своей команды на уроке.

1. Дружно, эмоционально – 9 – 10 баллов.

2. Не все активно участвовали в игре – 7 – 8 баллов.  

3. Работа была вялая, неинтересная, было много ошибок – 4 – 6 баллов.

XV. Итог урока подводит учитель.

Приложение 1

Личная карточка ученика

Фамилия, имя ученика.

п/п

Название конкурса

Количество баллов

Полученные баллы

1

«Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

33 балла

1

2

4

1-9

1

1

3

2

4

6

2

Теория литературы

1 (за каждый правильно названный 1 балл)

2 (за каждый пример 1 балл)

3

11баллов

3

7

1

3

Афиша

15 баллов

4

Портретная галерея

1

2

3

4

5

6

7

8

20 баллов

1

1

2

2

3

3

4

4

5

Театральный

20 баллов

6

Конкурс для зрителей

8 баллов

7

«Бюро находок»

8 баллов

8

Конкурс капитанов

9

Конкурс «Блиц»

8 баллов

  

Критерии оценивания фотоколлажа

п/п

Соответствие предложенной тематике

Новизна, оригинальность работы 

Художественный уровень работы 

Сюжет

Глубина раскрытия темы проекта

1

2

1.  Соответствие предложенной тематике.

0 – отсутствует

1 – практически не проявляется

2 – присутствует частично, не всегда рационально

3 – присутствует в полной мере, использовано рационально

2. Новизна, оригинальность работы – оценивается глубина идеи работы, образность, индивидуальность творческого мышления, оригинальность используемых средств.

0 – отсутствует

1 – практически не проявляется

2 – присутствует частично, не всегда рационально

3 – присутствует в полной мере, использовано рационально

3. Художественный уровень работы – оценивается эмоциональность, гармоничное цветовое сочетание, качество композиционного решения, соблюдение пропорции и масштаба и т. п.;

0 – отсутствует

1 – практически не проявляется

2 – присутствует частично, не всегда рационально

3 – присутствует в полной мере, использовано рационально

4. Сюжет – оценивается наличие и оригинальность сюжета, его смысловая законченность.

0 – отсутствует

1 – практически не проявляется

2 – присутствует частично, не всегда рационально

3 – присутствует в полной мере, использовано рационально

5. Глубина раскрытия темы проекта

0- тема не раскрыта

1-тема раскрыта фрагментарно

2- тема раскрыта, автор продемонстрировал глубокие знания в рамках школьной программы

3- тема раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.

 

Критерии оценивания театрального конкурса

п/п

Исполнительское мастерство

(умение участников использовать средства выразительности (интонация, мимика, жест и др.), техника исполнения движения)

0-5 баллов

Артистизм

(раскрытие и яркость образов персонажей литературного произведения)

0-5 баллов

Композиционное построение номера (сценичность  костюм, реквизит, культура исполнения)

0-5 баллов

Выразительность и чёткость речи.

(соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка произведения)

0-5 баллов

1

2

Дополнительный конкурс

 Конкурс «Слова, слова, слова…»

Разбирая образы комедии «Горе от ума», мы говорили о речевой характеристике героев. Речь героя дает много информации (говорит о происхождении, образовании, должности и многом другом). Попробуйте отгадать персонажей по их словам и словосочетаниям. Работаем по вариантам. Все участники игры получают раздаточный материал. Каждая команда получает 5 карточек 1 варианта и 5 карточек 2 варианта.

В а р и а н т I.

1. «Раболепство», «предрассудки», «к свободной жизни»,

«чай», «коли», «охотники поподличать». _____Чацкий_______

2. «Треснулся», «опрометью», «обморочить»,

«дал маху», «фельдфебель», «ушиблена». ______Сккалозуб______

3. «По – прежнему – с», «простите, ради Бога»,

«личико», «жемчужинки», «два – с», «с бумагами – с». ____Молчин______

4. «Минула», «покудова», «кличут», «доложусь»,

«започивала», «ветреники сами». ____Лиза_______

5. «Тащиться», «битый час», «за уши дирала»,

«пора перебеситься», «подачка», «полоумный». _____Хлестова_______

В а р и а н т II

1. «Ослы», «суматоха», «чума», «сгибался»,

«гордецы», «поди – тка», «порадеть», «карбонарии». _Фамусов__________

2. «Вздохнет», «ребячество», «не человек», «дорожу»,

«любезничать», «коварен», «стыжусь». __Софья_________

3. «Офицер», «траншея», «фальшивая», «усесться»,

«дистанции», «обещался». ___Скалозуб________

4. «Чудесные ребята», «шумим», «проигрывал»,

«по четвергам», «братец». Репетилов

5. «Кутерьма», «сумасшедший», «с цепи», «оригинал»,

«билет», «кидался». Загорецкий

X. Взаимопроверка конкурса «Слова, слова, слова…» с раздаточным материалом (учащиеся 1 и 2 команд меняются листами.) Ключи ответов дает учитель..

Вариант 1. Вариант 2.

1 – Чацкий. 1 – Фамусов.

2 – Скалозуб. 2 – Софья.

3 – Молчалин. 3 – Скалозуб.

4 – Лиза. 4 – Репетилов.

5 – Хлестова. 5 – Загорецкий.

Каждый участник игры проставляет свое количество баллов в карточку самоконтроля.

Приложение 2.

1афиша

На нашей афише имя автора, название произведения.

А.С. Грибоедов «Горе от ума».

        1 ученик .Считаем, что главный конфликт комедии в столкновении «века минувшего» и «века нынешнего». В соответствии с конфликтом строится и система персонажей. На одном полюсе -  Чацкий, на другом – фамусовская Москва. Если Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий – представитель «века нынешнего», и он с негодованием говорит о крепостниках и крепостном праве. Идеал Чацкого не Максим Петрович, вельможа и льстец государыни, а независимая свободная личность. Если Фамусов рассматривает службу как источник личных выгод, то Чацкий разрывает связи с министрами, т.к. хочет служить родине, а не начальству. «Служить бы рад прислуживаться тошно».

   

2 ученик. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, рабски подражая французскому, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры. Если Фамусов расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, то Чацкий ценность человека видит в его личных достоинствах души. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение аристократического общества, страшнее всего – «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Чацкий отстаивает право человека иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Но Чацкий недооценил фамусовское общество. Могущество Москвы –  в  сплоченности. Москва живет родственными и дружескими связями, торжествует круговая порука.  Чацкий –  одинок.  И если в начале комедии он гордо возвышается над обществом, то по мере развития сюжета, он все больше чувствует свою зависимость от фамусовского общества, которое оплетает его глупыми сплетнями о сумасшествии.

2 афиша.

1 ученик.  На афише мы изобразили  Молчалина  и  Чацкого.  Это 2 типа молодого поколения начала XIX  века. Сила Чацкого – в  пылкости и свежести впечатлений, в независимости мысли, он отстаивает свои убеждения, невзирая на лица и обстоятельства. Московскому дворянину противостоит Молчалин, мещанин из Твери. Да, он мелкий чиновник, слуга, секретарь для разбора бумаг.  Но именно он выбран Софьей. Она влюблена в него, а не в Чацкого.  Фамусовское общество приветствует Молчалиных.

«Он дойдет до степеней известных,

Ведь ныне любят бессловестных»,  -  говорит о нем Чацкий.

2 ученик.  Умение подслужиться, здесь – подать,  там – принести -   сделает ему карьеру. Он льстец, лицемер. И цель его жизни – всеми средствами попасть в круг высшего дворянства.  В общении с сильными мира сего речь Молчалина вкрадчивая, почтительная. Однако его молчаливость пропадает, когда он разговаривает со служанкой  Лизой, в которую влюблен.  Тут он красноречив, развязан и груб. Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами.

V. Слово учителя.

В письме к Катенину в январе 1825 года Грибоедов писал: «В моей комедии все характеры портретны, в них есть черты, свойственные многим лицам, а иные всему роду человеческому…»

        Приглашаю вас в портретную галерею. 4-й конкурс « Узнать по словесному портрету действующих лиц комедии».

Фамусов -Корчагин Николай

Чацкий- Фирсов Виталий

Фамусов, Слуга, Чацкий.

Фамусов

А! Александр Андреич, просим,

Садитесь-ка.

Чацкий

Вы заняты?

Фамусов (Слуге)

Поди.

(Слуга уходит.)

Да, разные дела на память в книгу вносим,

Забудется того гляди.

Чацкий

Вы что-то не весёлы стали;

Скажите, отчего? Приезд не в пору мой?

Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали?

У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов

Ах! батюшка, нашел загадку,

Не весел я!.. В мои лета

Не можно же пускаться мне вприсядку!

Чацкий

Никто не приглашает вас;

Я только что спросил два слова

Об Софье Павловне, быть может, нездорова?

Фамусов

Тьфу, господи прости! Пять тысяч раз

Твердит одно и то же!

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

То Софья Павловна больна.

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Чацкий

А вам на что?

Фамусов

Меня не худо бы спроситься,

Ведь я ей несколько сродни;

По крайней мере искони

Отцом недаром называли.

Чацкий

Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?

Фамусов

Сказал бы я: во-первых, не блажи,

Именьем, брат, не управляй оплошно,

А, главное, поди-тка послужи.

Чацкий

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Фамусов

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойник дядя,

Максим Петрович: он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне,

При государыне служил Екатерине.

А в те поры все важны! в сорок пуд…

Раскланяйся – тупеем не кивнут.

Вельможа в случае – тем паче:

Не как другой, и пил и ел иначе.

А дядя! что твой князь? что граф?

Сурьезный взгляд, надменный нрав.

Когда же надо подслужиться,

И он сгибался вперегиб:

На ку́ртаге ему случилось обступиться;

Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;

Старик заохал, голос хрипкой;

Был высочайшею пожалован улыбкой;

Изволили смеяться; как же он?

Привстал, оправился, хотел отдать поклон,

Упал вдруго́рядь – уж нарочно,

А хохот пуще, он и в третий так же точно.

А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

Упал он больно, встал здорово.

Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?

Кто слышит при дворе приветливое слово?

Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?

Максим Петрович! Шутка!

В чины выводит кто и пенсии дает?

Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, – ну-ка!

Чацкий

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить, да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!

Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли,

А тем, кто выше, лесть как кружево плели.

Прямой был век покорности и страха,

Всё под личиною усердия к царю.

Я не об дядюшке об вашем говорю;

Его не возмутим мы праха:

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком?

А сверстничек, а старичок

Иной, глядя на тот скачок

И разрушаясь в ветхой коже,

Чай, приговаривал: – Ах! если бы мне тоже!

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде;

Недаром жалуют их скупо государи.

Фамусов

Ах! боже мой! он карбонари!

Чацкий

Нет, нынче свет уж не таков.

Фамусов

Опасный человек!

Чацкий

Вольнее всякий дышит

И не торопится вписаться в полк шутов.

Фамусов

Что говорит! и говорит, как пишет!

Чацкий

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Фамусов

Он вольность хочет проповедать!

Чацкий

Кто путешествует, в деревне кто живет…

Фамусов

Да он властей не признает!

Чацкий

Кто служит делу, а не лицам…

Фамусов

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Чацкий

Я наконец вам отдых дам…

Фамусов

Терпенья, мочи нет, досадно.

Чацкий

Ваш век бранил я беспощадно,

Предоставляю вам во власть:

Откиньте часть,

Хоть нашим временам в придачу;

Уж так и быть, я не поплачу.

Фамусов

И знать вас не хочу, разврата не терплю.

Чацкий

Я досказал.

Фамусов

Добро, заткнул я уши.

Чацкий

На что ж? я их не оскорблю.

Фамусов (скороговоркой)

Вот рыскают по свету, бьют баклуши,

Воротятся, от них порядка жди.

Чацкий

Я перестал…

Фамусов

Пожалуй, пощади.

Чацкий

Длить споры не мое желанье.

Фамусов

Хоть душу отпусти на покаянье!

        Инсценировка отрывка комедии (II действие, 5 явление).

Чацкий, Фамусов, Скалозуб.

Фамусов

Сергей Сергеич, к нам сюда-с.

Прошу покорно, здесь теплее;

Прозябли вы, согреем вас;

Отдушничек отве́рнем поскорее.

Скалозуб (густым басом)

Зачем же лазить, например,

Самим!.. Мне совестно, как честный офицер.

Фамусов

Неужто для друзей не делать мне ни шагу,

Сергей Сергеич, дорогой!

Кладите шляпу, сденьте шпагу;

Вот вам софа, раскиньтесь на покой.

Скалозуб

Куда прикажете, лишь только бы усесться.

(Садятся все трое, Чацкий поодаль.)

Фамусов

Ах! батюшка, сказать, чтоб не забыть:

Позвольте нам своими счесться,

Хоть дальними, – наследства не делить;

Не знали вы, а я подавно, —

Спасибо научил двоюродный ваш брат, —

Как вам доводится Настасья Николавна?

Скалозуб

Не знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили,

Фамусов

Сергей Сергеич, это вы ли!

Нет! я перед родней, где встретится, ползком;

Сыщу ее на дне морском.

При мне служа́щие чужие очень редки;

Всё больше сестрины, свояченицы детки;

Один Молчалин мне не свой,

И то затем, что деловой.

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!..

Однако братец ваш мне друг и говорил,

Что вами выгод тьму по службе получил.

Скалозуб

В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом.

Фамусов

Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок?

Скалозуб

За третье августа; засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею.

Фамусов

Любезный человек, и посмотреть – так хват,

Прекрасный человек двоюродный ваш брат.

Скалозуб

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Фамусов

Вот молодость!.. – читать!.. а после хвать!..

Вы повели себя исправно,

Давно полковники, а служите недавно.

Скалозуб

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Фамусов

Да, чем кого господь поищет, вознесет!

Скалозуб

Бывает, моего счастливее везет.

У нас в пятнадцатой дивизии, не дале,

Об нашем хоть сказать бригадном генерале.

Фамусов

Помилуйте, а вам чего недостает?

Скалозуб

Не жалуюсь, не обходили,

Однако за полком два года поводили.

Фамусов

В погонь ли за полком?

Зато, конечно, в чем другом

За вами далеко тянуться.

Скалозуб

Нет-с, ста́рее меня по корпусу найдутся,

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Фамусов

И славно судите, дай бог здоровье вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше

Речь завести об генеральше?

Скалозуб

Жениться? Я ничуть не прочь.

Фамусов

Что ж? у кого сестра, племянница есть, дочь;

В Москве ведь нет невестам перевода;

Чего? плодятся год от года;

А, батюшка, признайтесь, что едва

Где сыщется столица, как Москва.

Скалозуб

Дистанции огромного размера.

Фамусов

Вкус, батюшка, отменная манера;

На всё свои законы есть:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь;

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых, —

Тот и жених.

Другой хоть прытче будь, надутый всяким

чванством,

Пускай себе разумником слыви,

А в се́мью не включат. На нас не подиви.

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед.

Возьмите вы от головы до пяток,

На всех московских есть особый отпечаток.

Извольте посмотреть на нашу молодежь,

На юношей – сынков и вну́чат,

Журим мы их, а, если разберешь, —

В пятнадцать лет учителей научат!

А наши старички?? – Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово – приговор, —

Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;

И об правительстве иной раз так толкуют,

Что если б кто подслушал их… беда!

Не то чтоб новизны вводили, – никогда,

Спаси нас боже! Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят и… разойдутся.

Прямые канцлеры в отставке – по уму!

Я вам скажу, знать, время не приспело,

Но что без них не обойдется дело. —

А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей;

Судьи́ всему, везде, над ними нет судей;

За картами когда восстанут общим бунтом,

Дай бог терпение, – ведь сам я был женат.

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

А дочек кто видал, – всяк голову повесь…

Его величество король был прусский здесь,

Дивился не путем московским он девицам,

Их благонравью, а не лицам;

И точно, можно ли воспитаннее быть!

Умеют же себя принарядить

Тафтицей, бархатцем и дымкой,

Словечка в простоте не скажут, всё с ужимкой;

Французские романсы вам поют

И верхние выводят нотки,

К военным людям так и льнут,

А потому, что патриотки.

Решительно скажу: едва

Другая сыщется столица как Москва.

Скалозуб

По моему сужденью,

Пожар способствовал ей много к украшенью.

Фамусов

Не поминайте нам, уж мало ли крехтят!

С тех пор дороги, тротуары,

Дома и всё на новый лад.

Чацкий

Дома новы́, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят

Ни годы их, ни моды, ни пожары.

Фамусов (Чацкому)

Эй, завяжи на память узелок;

Просил я помолчать, не велика услуга.

(Скалозубу)

Позвольте, батюшка. Вот-с – Чацкого, мне друга,

Андрея Ильича покойного сынок:

Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захоти – так был бы деловой.

Жаль, очень жаль, он малый с головой

И славно пишет, переводит.

Нельзя не пожалеть, что с эдаким умом…

Чацкий

Нельзя ли пожалеть об ком-нибудь другом?

И похвалы мне ваши досаждают.

Фамусов

Не я один, все так же осуждают.

Чацкий

А судьи кто? – За древностию лет

К свободной жизни их вражда непримирима,

Сужденья черпают из забыты́х газет

Времен Очаковских и покоренья Крыма;

Всегда готовые к журьбе,

Поют всё песнь одну и ту же,

Не замечая об себе:

Что старее, то хуже.

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?

Не тот ли вы, к кому меня еще с пелён,

Для замыслов каких-то непонятных,

Дитёй возили на поклон?

Тот Нестор негодяев знатных,

Толпою окруженный слуг;

Усердствуя, они в часы вина и драки

И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг

На них он выменил борзые три собаки!!!

Или вон тот еще, который для затей

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Вот те, которые дожи́ли до седин!

Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!

Вот наши строгие ценители и судьи!

Теперь пускай из нас один,

Из молодых людей, найдется – враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний;

Или в душе его сам бог возбудит жар

К искусствам творческим, высоким

и прекрасным, —

Они тотчас: разбой! пожар!

И прослывет у них мечтателем! опасным!! —

Мундир! один мундир! он в прежнем их быту

Когда-то укрывал, расшитый и красивый,

Их слабодушие, рассудка нищету;

И нам за ними в путь счастливый!

И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!

Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!

Теперь уж в это мне ребячество не впасть;

Но кто б тогда за всеми не повлекся?

Когда из гвардии, иные от двора

Сюда на время приезжали, —

Кричали женщины: ура!

И в воздух чепчики бросали!

Фамусов (про себя)

Уж втянет он меня в беду.

(Громко.)

Сергей Сергеич, я пойду

И буду ждать вас в кабинете.

(Уходит.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы. 5 класс.

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме "Образ ПАРУСА как СИМВОЛ мечты в художественной литературе"...

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...

Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"

Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе Тема урока: «Анализ стихотворения А.А.Блока «На железной дороге» в контексте русской литературы конца 19го-начала20го века, подготовка

Целью урока является углубление и расширение знаний учащихся о творчестве А.А. Блока, продолжение формирования навыка работы с текстом, умения анализировать и извлекать необходмую информацию....