Технологическая карта урока в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс)

Абрамова Ольга Владимировна

Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов.  Жанровое своеобразие и герои сказа “Медной горы Хозяйка». 3 часа, 1-й урок

  • Знакомство с личностью и творчеством П.П. Бажова
  • Определение особенностей сказового повествования,  отличий сказа от сказки. 
  • Формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 5 классе

Тема

Уральский сказитель – Павел Петрович Бажов.  Жанровое своеобразие и герои сказа “Медной горы Хозяйка». 3 часа, 1-й урок

Цель

  • Знакомство с личностью и творчеством П.П. Бажова
  • Определение особенностей сказового повествования,  отличий сказа от сказки.  
  • Формирование основ читательской культуры как части общей культуры человека.

Планируемый

Результат

Предметные умения

                                                                                          Формировать УУД

Знать содержание  сказа

П.П. Бажова, уметь

определять тему

произведения, выделять

проблемы,

знать отличительные

признаки сказа.

Личностные

Регулятивные  

Коммуникативные  

Познавательные

Интерес к изучению

языка; способность

к самооценке на

основе наблюдения

за собственной

речью.

Уметь определять и формулировать цель

на уроке;  строить устные и письменные

высказывания в связи с изученным

произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному

произведению, понимать чужую точку зрения

и аргументировано отстаивать свою.

строить

продуктивное

речевое

высказывание, точно

и ясно выражать

мысли и оценивать

свою и чужую речь

Извлекать фактуальную информацию

из текстов, уметь ориентироваться в

своей системе знаний: находить

ответы на вопросы, используя

учебник, свой жизненный опыт и

информацию, полученную на уроках

Основные понятия

Тема, диалектные слова, просторечия, сказ

Межпредметные

Связи 

История, география, русский язык и культура речи.

Ресурсы:

Книги со сказами П. П. Бажова, наглядный материал, учебник, презентация

Тип урока

Форма урока

  • Урок открытия нового знания.
  • Проблемно-диалогическая

Организация

Пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, групповая

Этапы урока

Деятельность учителя  

Деятельность учащихся  

Результаты

I.

Орг.момент  

Цель.

Включение в

деят-ть (1 мин)

Приветствие. Включение в деятельность – задание – «Дыхание»

Выполняют по заданию глубокие вдохи-выдохи с целью активизации дальнейшей деятельности на уроке.

Включение в учебный процесс

 II. Актуализация знаний (5 мин)

Цель.

Повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания»

Фронтальная проверка усвоения ранее изученного материала.

Защита проектов по творчеству С. А. Есенина, чтение синквейнов

Коммуникативные

УУД:

  • строить речевое монологическое

высказывание в соответствии с

поставленными задачами.

Познавательные

УУД:  .делать выводы, обобщения;

III.

Мотивационный этап

Читает стихотворение (способствует созданию эмоционального настроя)

- Урал!

Завет веков и вместе-

Предвестье будущих времен.

И в наши души, словно песня,

Могучим басом входит он –

Урал!

Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец.

 

Воспринимают на слух поэтическое произведение

Коммуникативные: умение слушать

IV

Постановка учебной задачи (1 минут)

Цель.

Определение конкретных направлений деятельности учащихся

Организация творческих групп на основе выполнения ими опережающего (домашнего) задания

Организация работы учащихся с источниками дополнительной литературы дома с выходом на декламацию перед классом.

Распределение ролей в группе на основе полученных заданий по источнику.

 

Познавательные: проявлять интерес к проблеме познания; Регулятивные: самопланирование целеполагания;

 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование толерантности;

V.  «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.

 формирование представлений о ярких страницах из жизни писателя.

(10 минут)

Что вы знаете об Урале?

1.Но главное богатство Урала – люди: старатели, рудокопы, литейщики. Все они великие труженики, талантливые умельцы, сумевшие постичь «душу» камня, вдохнуть жизнь в «мертвую» горную породу.

Но тяжела была их доля. Жестокие приказчики-кровопийцы бесчеловечно обходились с подневольным народом. Поэтому мечтали крестьяне о лучшей доле, о вольном житье за каменном поясом Урала, да только мечта эта осталась несбыточной. Попали крестьяне под еще больший гнет владельцев рудников, «одарил» Урал крестьянина ярмом тяжелого заводского труда на рудниках. Именно в такой семье родился и жил писатель Павел Петрович Бажов.

Предлагаю посвятить сегодняшний урок разговору об этом писателе и его произведении «Медной горы Хозяйка».

2. Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к имени писателя.

 Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего на горном заводе под Екатеринбургом. 

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им свои произведения.

Что вы знаете о родителях П.П. Бажова?

С детства нравились ему, легенды, сказки и песни родного Урала.

А кто ему их рассказывал?

Смолоду полюбились Бажову уральские сказы за красоту слова, за справедливость. Позднее он собрал эти сказы, обработал и выпустил книжку

Как она называлась? “Малахитовая шкатулка”.

 Он и другие книжки написал, но эта стала самой знаменитой.

Почему сказы получили такое название? Вот как об этом говорит сам писатель:

“Шкатулка она на то и служит, чтобы заполнять её постепенно, из года в год, чтоб хранить в ней сокровища”.

  В течение 15 лет он записывал рассказы о народной жизни. Сборник увидел свет в 60-й год рождения писателя 28 января 1939 года.  Какие сказы входили в это сборник?

1 группа:

  • Рассказ об истории освоения Урала,
  • Его богатствах,
  • Талантливых мастерах.

2 группа:

  • Биографическая зарисовка о семье П. П. Бажова,
  • Сказители;
  • Василий Алексеевич Хмелинин, по прозвищу дедушка Слышко

3 группа:

  • История создания сборника «Малахитовая шкатулка»;
  • Сказы, вошедшие в сборник;
  • Отражения творчества Бажова в других видах искусства.

Внимательно  слушают, при необходимости делают краткие записи в тетрадях.

Отвечают на вопросы  

Познавательные: видеть проблему,  делать выводы и умозаключения, воспринимать рассказ с учетом поставленной учебной задачи, находить в рассказе информацию, необходимую для ее решения;

Регулятивные: развитие саморегуляции;

Личностные: умение вести  монолог на основе равноправных отношений, взаимного уважения;

Коммуникативные: умение слушать товарища;

 рассказчику полно и точно выражать свои мысли  в соответствии задачами и условиями коммуникации, адекватно использовать речевые средства для интересной передачи информации.

VI.

Этап проблемно-диалогического  общения

Цель: зафиксировать новые

знания; сформулировать тему урока. (6 мин)

Демонстрация фрагмента из мультипликационного фильма «Хозяйка Медной горы».

Давайте попробуем, используя начало фраз, сформулировать цель нашего диалога:

- будем размышлять о... (прочитанном: о героях, поступках);

- поучимся высказывать… (свои мысли, своё мнение);

- постараемся выразить… (свои чувства, настроение, отношение к прочитанному);

Давайте попробуем вместе наметить план наших основных действий, порядок работы: поработаем с текстом сказа, попробуем высказать свое мнение, определить художественное своеобразие произведения.

Просмотр фрагмента мультфильма.

Формулируют  познавательные цели

Распределяют порядок совместных действий

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели;

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

 Регулятивные:

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»);

VII.

Осознание и осмысление учебной информации

Цель: зафиксировать новые

Знания(5 мин)

Организация работы по закреплению полученных знаний.

Демонстрация презентации. Организация записи понятийного аппарата в тетрадь

Сказка – жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях.

Отличительные черты сказки:

            Имеет зачин

Волшебные герои – добрые и злые

Нет рассказчика

Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

Не имеют реальной основы.

Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора,

Отличительные черты сказа

  • это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
  • не имеет зачина;
  • имеет реальную основу.
  • Герои – люди обыкновенные
  • Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

Задания:

  1. Ответить на вопросы:
  • Какой жанр русского фольклора напомнил вам фрагмент из мультфильма? (сказку)
  • Что такое сказка?
  • Какие отличительные черты сказки вы знаете?
  • Мы несколько раз употребляли сегодня термин «Сказ»
  • Что же это такое?
  • Чем, по-вашему, отличается сказка от сказа?

Познавательные:

Повторение знаний о жанрах фольклора;

Формирование понятия «сказа»;

Коммуникативные:

Формирование

навыков речевой

деятельности

 

Регулятивные УУД:

1. высказывать

предположения на

основе наблюдений;

2. самостоятельно

делать выводы;

VIII. Работа с

текстом

 Цель -

развитие

читательских умений. (12 минут)

Организация комментированного чтения и работы в группах

Аналитическое чтение и работа в группах.

Распределение ролей в группе на основе полученных заданий по источнику.

Групповая работа:

  1. Раскрыть смысл слов и выражений из сказа.
  2. Количество испытаний Степана, которым он  подвергался со стороны Хозяйки.
  3. Определение реального и фантастического в тексте.

Познавательные

УУД:  

1. вычитывать разные

виды текстовой

информации,

используя разные

механизмы и приѐмы

чтения;

2. разграничивать

основную и

дополнительную

информацию;

3. преобразовывать и

сохранять

информацию .

Регулятивные УУД:

 самостоятельно

делать выводы;

Коммуникативные:

Формирование

Навыков правильного чтения; умения слушать.

IX Рефлексия.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

(5минут)

На столе вы видите некоторые предметы

 (шкатулку и бусы из натурального зеленого материала). Почему именно эти предметы на столе учителя, как они связаны с темой сегодняшнего урока?

 Что нового вы узнали на уроке?

 Каждый из вас в начале урока получил оценочный лист. Оцените по нему свою деятельность на уроке.

Ответы на вопросы. Заполнение оценочных листов.

Регулятивные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с

учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и

пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

 Коммуникативные: составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные

доказательства.

X.

Домашнее

задание.

  1. Дочитать сказ «Хозяйка Медной горы»
  2. Закончить групповые задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 5 класс ФГОС. Урок по теме" Прибор - открывающий невидимое"

Технологическая  карта -это трудность для начинающих  учителей  ,работающих во ФГОС ООО...

Методическая разработка. Технологическая карта урока, 8 класс. Тема урока "Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы".

Проект урока Предмет : биология;Класс : 8;Тема: Пищеварение. Строение и функции пищеварительной системы....

Технологическая карта урока. 1 класс .Тема урока: Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Технологическая карта урока физической культуры,  1 класс,  Тема урока: "Метание малого мяча в вертикальную цель и на дальность".  Данный материал будет интересен учителям физической ку...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Конспект урока по ФГОС второго поколения. Технология. Технологическая карта урока 5 класс. Приготовление блюд из варёных овощей. Тепловая обработка овощей..

Ознакомление учащихся с видами тепловой обработки овощей; формирование важных правил тепловой обработки; требования к качеству и оформлению готовых блюд....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА 4 класс Тема урока: «There is no better place than home»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6Предмет: английский языкБазовый УМК: “Enjoy English”  М.З. Биболетовой. 4 классТема урока: «There is no better place than home»  (Нет лу...