"Живите за нас..." Цикл уроков в 11 классе по роману А.Фадеева "Молодая гвардия"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Бондарева Яна Владимировна

Разработка к проведению цикла уроков по роману А.Фадеева "Молодая гвардия". Содержит материал по истории создания произведения, данные о деятельности молодогвардейцев, их судьбах. Также  даётся представление об эпохе на основе стихов, воспоминаний. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki_po_romanu_fadeeva.doc48.45 КБ

Предварительный просмотр:

УРОКИ ПО РОМАНУ А.А.ФАДЕЕВА

«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»

УРОК1

ЖИВИТЕ ЗА НАС…

Цели урока: познакомить  учащихся  с деятельностью  подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», рассказать об истории создания романа А. Фадеева, способствовать развитию интереса к чтению произведения.

Звучит песня Я. Френкеля «Журавли»

 Под музыку демонстрируются слайды с изображением памятных символов

(Краснодон. Памятник молодогвардейцам, стелла «Скорбящая мать», мемориал в Ровеньках и другие).

Вступительное слово учителя.

       Днем и ночью, бросая отблески на могильные плиты, горит Вечный огонь. Рядом с ним - гранитная глыба-стела «Скорбящая мать».

Мемориал «Непокоренные» воздвигнут в память о комсомольцах Краснодона. Звёздными, свирепыми ночами 15, 16 и 31 января 1943 года фашистские палачи вывезли к руинам шахты №5 72 измученных пытками подпольщика, раздели на свирепом морозе, поставили к оледенелому краю шурфа и под автоматные очереди столкнули в пропасть 53 метровой глубины. Вслед за казненными полетели глыбы каменной породы, обломки шахтного оборудования. Но стоны доносились из шурфа ещё несколько суток.

       Сразу после освобождения города, из шурфа шахты №5 подняли изуродованные, с трудом узнаваемые тела патриотов.

Чтение подготовленным учащимся стихотворения

   Э. Глушенко 
"Бессмертие"

    Они читали книги и мечтали,
    Влюблялись, пели, спорили порой.
    Они совсем о жизни мало знали,
    И жизнь ещё казалась им игрой.
    На них ещё покрикивали дома
    Родители. И кто б сказал тогда,
    Что эти парни и девчата скромные
    Пришли в наш мир, чтоб быть в нём навсегда.
    В граните монументов - исполинов,
    В страницах книг, в названьях городов,
    Храним мы свято каждое их имя,
    Как памятник для будущих веков.

Сообщение двух учащихся (на основе самостоятельно выполненных исследований).

«Какими они были. История создания романа «Молодая гвардия». Оккупация Донбасса»

Материалы для сообщения
   
 14 Февраля 1943 года войска Советской Армии вошли в оккупированный фашистами шахтёрский город Краснодон. Город был освобождён. Сразу же вся страна узнала о  леденящих душу злодеяниях, совершённых в осаждённом городе.

     В период оккупации в 1942 году здесь действовало молодёжное подполье, в составе которого было около 100 человек. Это были горячо любившие свою Родину комсомольцы, и совсем молодые ребята, младшему из которых было 14 лет, остальным – 16-19 лет. 71 Из них никогда не исполнилось 20. Они многое успели сделать за 3 с небольшим месяца.  После зверских пыток они были сброшены частью расстрелянными, частью ещё живыми в шурф шахты на глубину 53 метров.

     Через несколько дней вся страна узнала об их великом подвиге из газет.

(1943 год, статья в газете «Красная звезда»).

       Началось следствие по делу. В Краснодон приехал великий советский писатель Александр Фадеев, чтобы о беспримерном подвиге молодых ребят узнала вся страна, а ведь тогда ещё шла война…

Впоследствии великий писатель Фадеев напишет роман,  обессмертивший подвиг замученных героев.

       А тогда, в далёком 1943 году поднятых из шурфа молодогвардейцев  предали земле, похоронив в братской могиле, на которой высекли их имена. Пятерым было присуждено высокое звание Героя Советского Союза. Это Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Иван Зимнухов, Любовь Шевцова и Олег Кошевой.  

       Матери и отцы, потерявшие своих детей, приходили сюда, их лица были полны неизбывной скорби и вместе с тем гордости за своих  детей, ставших героями.

     И только одна женщина в чёрном платке приходила к братской могиле тайно, под покровом ночи, ведь её сына назвали предателем. Она одна знала: её сын не мог  предать.  И долгие 16 лет позорное клеймо стояло на светлом имени того, кто вынес, пожалуй, самые тяжкие муки на свете   и никого не выдал.

     Не случайно эпиграфом к роману являются слова из песни, которую пели комсомольцы на гражданской войне:
Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе!
Штыками и картечью проложим путь себе...
Чтоб труд владыкой мира стал
И всех в одну семью спаял,
В бой, молодая гвардия рабочих и крестьян!

     Они были детьми тех, кто после 1917 года строил новый мир по законам справедливости. Это было первое поколение советской молодёжи. Молодая страна расправляла плечи. Шли годы первых пятилеток и грандиозных строек : Днепрогэс, Кузнецкий и Магнитогорский металлургические комбинаты, угольные шахты Донбасса, Кузбасса, Харьковский тракторный завод, Уральский завод тяжёлого машиностроения. Всего за две предвоенные пятилетки было введено в строй 4500 крупных государственных предприятий. СССР стала мощной индустриальной державой. Была ликвидирована безграмотность. Молодое поколение впервые получило в своё распоряжение библиотеки, дворцы культуры, музеи.  Героем времени стал человек труда. Все знали имена Стаханова, Ангелиной. Вот почему молодёжи того поколения были свойственны жизнерадостное мироощущение, они уверенно смотрели в будущее и горячо любили свою Родину.
     Юное поколение воспитывала советская трудовая семья: семьи шахтеров у Сережи Тюленева, Ульяны Громовой, Любы Шевцовой и Вани Зимнухова, семья партийного работника у Олега Кошевого; семья лесника у Виктора Петрова, семья учительницы у Вали Борц.

Нам нет преград ни в море, ни на суше, 
Нам не страшны ни льды, ни облака. 
Пламя души своей, знамя страны своей 
Мы пронесем через миры и века. 
                   (Музыка И.Дунаевского, стихи А.Д'Актиля)

      В  короткой жизни героев  «Молодой гвардии» была всего лишь одна школьная комсомольская организация. Она смогла их закалить, выработать у каждого причастность к делам школы, города, всей страны, воспитать ответственность за порученное дело, готовность отдать жизнь за народное счастье. Всё это нашло отражение в бессмертном подвиге  героев "Молодой гвардии".
    Каждый комсомолец имел  поручение, которое добросовестно выполнял и обязательно отчитывался за него перед своими товарищами. 
Ленинский комсомол был душой и организатором всех школьных дел.

Комитет комсомола руководил пионерской работой, подбирал пионервожатых из числа комсомольцев - старшеклассников.           Комсомольская жизнь бурлила и выливалась во множество всевозможных начинаний. 

 В актовом зале выступали по очереди все классы: они готовили для этого программу своих концертов. Шло живое творческое соревнование, в ходе которого выявлялись таланты. И все хорошо знали, что прекрасно пела русские песни Клава Ковалёва. Первенство в танцах принадлежало Тосе Мащенко, сатирическое обозрение школьной жизни делали Вася Пирожок и Володя Загоруйко,  частушки с душой исполнял под гитару Ваня Туркенич, читал стихи лучше всех Толя Лопухов.     Здесь же, в актовом зале проводились политические информации. Лучшими политинформаторами были Вася Левашов, Володя Осьмухин, Валя Борц, Аня Сопова. 
    Комсомольцы занимались сбором книг для школьной библиотеки, изготовлением наглядных пособий, организацией выставок работ учащихся.
  Активно участвовали в сдаче норм на значки  ГТО, «Ворошиловский стрелок». Под руководством комитета комсомола выходили общешкольные газеты. Ваня Зимнухов был редактором стенной газеты «Смена», а Олег Кошевой - сатирической газеты «Крокодил». Выпуск газет всегда был большим событием - их ждали. Стиль статей - это борьба за высокую честь и достоинство школьного коллектива, комсомола и каждого ученика, непримеримость к недисциплинированности и лени.
   
    Не раз писали старшеклассники на уроках русского языка и литературы сочинения на тему «С кого я беру пример в жизни».

*   *   *
Шагай вперед, комсомольское племя, 
Шути и пой, чтоб улыбки цвели, 
Мы покоряем пространство и время, 
Мы - молодые хозяева земли! 

Молодёжь росла целеустремлённой, уверенно смотрящей в будущее. И конечно, у каждого была своя мечта. Серёжа Тюленев хотел стать лётчиком, Люба Шевцова – артисткой, Тоня Елисеенко – учителем.

Но мирную счастливую жизнь и мечты прервала война.

Войска Великой Германии победно шествовали по Европе. Через 61 день полностью капитулировали Дания и Норвегия. За 24 дня войска Вермахта покорили Нидерланды, Бельгию, Люксембург и Северную Францию. 14 Июня 1940 года пал Париж. За 26 дней капитулировала Польша, за 11 дней – Югославия и Греция.

     22 Июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Летом 1942 года война пришла на Донбасс. Советские войска после кровопролитных сражений терпели неудачи. Советская Армия отступала к Волге. Цель Германии была ясна: захватить индустриальный Донбасс. Нужен был уголь. Была нужна рабочая сила. Немецкие войска вошли практически без боя.

Комментированное чтение глав романа

Текст романа, стр. 21(шахтёры сами взрывают шахты)

«За слушание радиоприёмника – расстрел.»

«За появление на улице после 18-00 – расстрел.»

Фашисты казнят 32 шахтёров – заживо закапывают их в землю.

Устанавливают новый порядок.

За отказ от регистрации в полиции и на бирже труда были проведены массовые аресты коммунистов, комсомольцев, орденоносцев, старых партизан и беспартийных активистов. Однако саботаж продолжался.

Были арестованы 32 узника (горняки, партийные и советские активисты). Их, по-зверски избитых и покалеченных, посадили в крытую грузовую автомашину и привезли в городской парк культуры и отдыха!? Затем вывели и связали по два человека, после чего загнали в предварительно подготовленную глубокую яму. Когда полицаям '"надоело" пристреливать обреченных на смерть людей, они стали забрасывать их землей

Текст романа, часть 1, глава 1

                        Часть 1, глава 4 (молодёжь росла вместе со своим городом)

                        часть 1, глава 31 – (оккупанты и решение молодёжи бороться)

 

  Рассказ учителя. Бессмертный комиссар

Начало художественного фильма (экранизация 2015 года) до слов: «Что может сделать один русский мальчик против Германии?»     

Третьякевич Виктор Иосифович

(9 сентября 1924 - 15 января 1943)

Бессмертный комиссар «Молодой гвардии»
Награждён Орденом Отечественной войны 1-й степени.
Похоронен в братской могиле молодогвардейцев на центральной площади в городе Краснодон.

...И капли крови твоей горячей, 
как искры, вспыхнут во мраке жизни 
и много смелых сердец зажгут... 
М. Горький
(Надпись на первом памятнике
молодогвардейцам на Братской могиле
в  г. Краснодоне) 

   ... Судьба отмерила парню немногим более восемнадцати... Ей же, злой и завистливой, было угодно, чтобы Виктор Третьякевич оказался самой трагической фигурой среди всех участников Краснодонского партийно-комсомольского подполья.
   В черной пропасти 53- метрового шурфа шахты N5 еще некоторое время билось мужественное сердце истерзанного, но не сломленного комсомольца, а в сером мрачном бараке краснодонской полиции продолжали плестись грязные нити зловещей клеветы…
   После того, как начальник полиции Соликовский и гауптвахмистр Зонс узнали, что Третьякевич - руководитель "Молодой гвардии", они решили любой ценой заставить парня заговорить. Враги надеялись, что тогда с остальными будет проще и легче... 
   Но Виктор, несмотря на нечеловеческие пытки, молчал. Тогда начальник полиции и фашист применили наиподлейший прием, распустив среди арестованных слух, что всех их якобы выдал Виктор Третьякевич. Этот прием успеха не имел и никто из ребят на путь предательства не стал..."

КОВАЛЕНКО Николай Иванович 
ВО ИМЯ ИСТИНЫ И ЧЕСТИ
 
   /комиссарами не рождаются/

Из воспоминаний матери Виктора.

 

 Виктор родился в Воронежской области, в семье служащего. По национальности белорус. В 1932 году семья приехала жить в Краснодон.

    Мальчик учился отлично.  Был серьезный, вдумчивый. Отличался  справедливым характером и пользовался большим уважением своих товарищей.  Виктор с ранних лет увлекался музыкой, сам играл на многих инструментах: скрипке, мандолине и гитаре. В совершенстве знал немецкий язык.

       Из воспоминаний учительницы Анны Киреевой
 "Случилось это на большой перемене. Возле школы проходила железная дорога, и ученики подкладывали под поезд гвоздики и бегали смотреть, как паровоз расплющивал их. И вот однажды, когда звонок позвал ребят в класс,  вдруг я увидела, как из толпы вылетел Виктор и молнией метнулся к железной дороге. Я очень удивилась, Виктора эти шалости не привлекали. Взглянула  на линию и обмерла. Какой-то первачок полез подкладывать под поезд очередной гвоздик, но очень испугался поезда и съежился. Ему бы бежать, а он оцепенел... Но тут Виктор вскочил на полотно, схватил мальчишку, прижал его к себе и кубарем скатился из-под колес. Паровоз, угрожающе сигналя, проехал немного и остановился. Мы побежали к Вите и увидели, как он вытирает слезы испугавшемуся до полусмерти малышу".

     Брат Виктора, Михаил Третьякевич, рассказывал:
 "Виктор на последние мирные каникулы поехал в Суходольский пионерлагерь вожатым. Приехал оттуда, ничего нам не рассказал, а оказалось, что он спас тонувшего малыша.
 Да, не многие могут похвастаться, что к восемнадцати годам они спасли две человеческие жизни».

     Из воспоминаний одноклассницы, Августы Сафоновой: «О Викторе можно говорить много хорошего. Вот пробую вспомнить хоть одну отрицательную черту его характера и не могу. Был он очень хорошим человеком. Талантливым и добрым. Из него вышел бы хороший инженер. Виктор мечтал поступить в Московское высшее техническое училище имени Баумана".

Из воспоминаний Антонины Титовой.

 Виктор был врождённый лидер. Он был из среды "шанхайских" ребят, поэтому он сумел сплотить вокруг себя не только своих сверстников, но и ребят гораздо старших.

  В 1939 году Третьякевича приняли в комсомол, а через год он был избран секретарем школьной комсомольской организации.  

Итоги урока. Беседа

  • Что отличало и объединяло лучших представителей молодого поколения предвоенной поры?
  • Почему А. Фадеева глубоко взволновала история подпольной организации, когда он приехал в Краснодон?

Домашнее задание

Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение текста клятвы комсомольцев (часть 2, глава 36)

Коллективное задание. Прочесть указанные главы произведения:

часть 1 — гл 1, 8, 10, 13, 26, 31

часть 2 — гл 36,

Уроки 2, 3

 «Нам не забыть героев имена…»

Цели урока: прочесть отрывки из романа, проанализировать их, дать представление о подвиге героев-подпольщиков, о мастерстве писателя, создавшего на страницах романа образы героев войны.

Чтение подготовленным учащимся текста клятвы молодогвардейцев

Текст романа, часть 2, глава 36 – клятва комсомольцев (примерный вариант)

Сообщения подготовленных учащихся о героях — молодогвардейцах. Показ презентации.

Анна Дмитриевна Сопова

10 мая 1924 – 31 января 1943

Руководитель группы девушек города Краснодона.

Награждена Орденом Отечественной войны 1-й степени

и медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени 

Анна  Сопова родилась  в семье рабочего. В 1935 году семья Соповых переехала в город Краснодон.

 В 1939 году вступила в ряды Ленинского комсомола. Сразу же активно включилась в жизнь комсомольской организации школы. Ей поручают быть отрядной вожатой. Общительная, веселая, остроумная, она быстро нашла общий язык со своими пионерами. Аня мечтала стать летчицей. Много рассказывала ребятам о своей любимой героине Валентине Гризодубовой. И игры придумывала для пионеров "в летчиков". Когда началась война, как и многие школьники, принимала участие в строительстве оборонительных сооружений. Накануне оккупации Краснодона закончила 10 классов.


    Анна Дмитриевна Сопова посмертно награждена орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени.

Зимнухов Иван Александрович

(1 августа 1923- 14 января 1943)

Герой Советского Союза

Награждён  орденом Ленина и медалью "Золотая Звезда",

медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й степени.

     Иван Зимнухов родился  в крестьянской семье.  С ранних лет он много читал. С 13 лет начал писать стихи, воспевал в них красоту родной природы. В школе Ваня  был старостой литературного кружка. Товарищи в шутку называли его "профессором" за начитанность, зрелые суждения и глубокие знания литературы.

 Он мечтал стать юристом. С первых дней войны Земнухов пытался уйти на фронт, но не прошел по состоянию здоровья.
    В декабре 1942 года с разрешения оккупационных властей начал работать клуб имени А. М. Горького.  Работа в клубе давала возможность почти легально собираться группами, обсуждать планы действий и боевых операций. Клуб имени А. М. Горького по сути стал штаб-квартирой молодогвардейцев.

Аналитическое чтение отрывков из романа

Текст романа, часть 1, глава 8

                        часть 1, глава 10

Сообщения подготовленных учащихся о героях — молодогвардейцах. Показ презентации (продолжение)
     Когда Зимнухов узнал об аресте Мошкова и Третьякевича, пошел в полицию выручать своих товарищей. Оттуда он больше не вернулся. 15 Января 1943 года после страшных пыток он был сброшен в шурф шахты № 5. 
    Похоронен в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
 Ивану Александровичу Зимнухову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

 «Нет больше той любви, как если кто положит свою жизнь за друзей своих» (Евангелие от Иоанна)

Тюленев Сергей Гаврилович

(12 августа 1925- 31 января 1943)

Первый краснодонский подпольщик, один из самых 
смелых молодогвардейцев, руководитель группы.
Герой Советского Союза, награждён орденом Ленина и 
медалью "Золотая Звезда",  медалью "Партизану 
Отечественной войны" 1-й степени

 Сергей  Тюленев родился в семье шахтёра. Он был младшим, десятым ребёнком в семье.

    После окончания семи классов мечтал поступить в летную школу, но не прошел по возрасту.

Аналитическое чтение отрывков из романа

Текст романа, часть 1, глава 13(полностью)

Сообщения подготовленных учащихся о героях — молодогвардейцах. Показ презентации (продолжение)

     С первых дней оккупации Сергей Тюленев с группой ребят боролся с фашистами, распространял листовки. Он вошел в штаб созданной организации, которая по его предложению была названа "Молодой гвардией".
     Отважная пятерка Сергея разгоняет   скот, совершает нападение на вражеский обоз. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 года молодогвардеец Сергей Тюленин с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4 имени К. Е. Ворошилова. Ночью 5 декабря Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко подожгли биржу труда. Вместе с другими подпольщиками был арестован. Вспоминает представитель полиции:
"Тюленин держал себя на допросе с достоинством, и мы удивлялись, как могла у еще молодого человека выработаться такая крепкая воля. По-видимому, презрение к смерти породило в нем твердость характера. Во время пыток он не проронил ни слова о пощаде и не выдал никого из молодогвардейцев".
     Сергею Гаврииловичу Тюленеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Шевцова Любовь Григорьевна

(8 сентября 1924    - 9 февраля 1943)

Герой Советского Союза,

 разведчица, награждена Орденом Ленина и 
медалью "Золотая Звезда",
медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й 
степени.

     Любовь  Шевцова  с детства отличалась живым и веселым характером, всегда была первой на спортивных соревнованиях, в художественной самодеятельности и кружке юннатов. В школьном саду и во дворе Шевцовых росли цветы, посаженные Любашей.

По рекомендации Краснодонского райкома комсомола стала курсантом  школы подготовки партизан и подпольщиков, получила  специальность радистки. Инструкторы, которые руководили ее подготовкой, отмечали, что она обладала боевыми качествами подпольщика.

Аналитическое чтение отрывков из романа

Текст романа, часть 1, глава 26

Сообщения подготовленных учащихся о героях — молодогвардейцах. Показ презентации (продолжение)

     Становится активным участником организации "Молодая гвардия", а затем и членом ее штаба.
    Л. Шевцова распространяла листовки, вела разведку, добывала медикаменты, участвовала в поджоге биржи труда. Смелая операция молодогвардейцев спасла от угона в Германию около двух тысяч юношей и девушек Краснодонского района.
    По заданию штаба Люба  осуществляя связь с партизанами.
    8 января 1943 года Любу Шевцову арестовала краснодонская полиция.

    31 Января Любу Шевцову окружную жандармерию. После пыток и издевательств ее расстреляли в Гремучем лесу 9 февраля. На казнь Люба шла с гордо поднятой головой. Перед гибелью она передала на волю слова, которые звучат завещанием оставшимся в живых: "Передайте всем, что я люблю жизнь. Впереди у советской молодежи еще не одна весна и не одна золотая осень. Будет еще чистое, мирное голубое небо и светлая лунная ночь, будет еще очень хорошо на нашей дорогой и близкой, всеми нами любимой Советской Родине".

Похоронена Любовь Шевцова в братской могиле жертв фашизма в центре города Ровеньки в сквере имени "Молодой гвардии".
     Любови Григорьевне Шевцовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


   
Громова Ульяна Матвеевна

(4 января 1924- 15(16) января 1943)

 Герой  Советского Союза, награждена Орденом Ленина и 
медалью "Золотая Звезда",  медалью "Партизану Отечественной войны" 1-й 
степени

В семье было пятеро детей, Уля - самая младшая.

    Училась отлично, переходила из класса в класс с Похвальными грамотами.

"Громова по праву считается лучшей ученицей класса и школы, - рассказывал бывший директор  школы. - Она учится с душой, интересом». Ульяна Вела дневник, куда вносила понравившиеся ей выражения из только что прочитанных книг.
    Ульяна была десятиклассницей, когда началась Великая Отечественная война. К этому времени у нее уже сложились твердые понятия о долге, чести, нравственности.

Аналитическое чтение отрывков из романа

Текст романа, часть 1, глава 1

                        часть 1, глава 31

Сообщения подготовленных учащихся о героях — молодогвардейцах. Показ презентации (продолжение)

 Ульяна Громова организовали в поселке Первомайке патриотическую группу молодежи, которая вошла в состав "Молодой гвардии".

      Ульяна Громова была решительной, отважной подпольщицей, отличалась твердостью убеждений, умением вселить уверенность в других. Эти качества с особой силой проявились в самый трагический период ее жизни, когда в январе 1943 года она попала в фашистские застенки.

    С достоинством держала себя Ульяна Громова на допросах, отказавшись давать какие-либо показания о деятельности подпольщиков. 
       Когда, после очередных избиений, следователь  спросил Ульяну, почему она держит себя так вызывающе, девушка ответила: "Не для того я вступила в организацию. Жалею только об одном, что мало мы успели сделать!"

    После жестоких пыток 16 января 1943 года ее казнили палачи и бросили в шурф шахты № 5. 
   Похоронена в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона.
    Ульяна Матвеевна Громова посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. 

 Из записной книжки Ульяны Громовой 
"Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, мог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества."

П. Корчагин.
    Н. Островский. "Как закалялась сталь"

Виценовский Юрий Семёнович

(23 февраля 1924 – 31 января 1943)


Награждён в сентябре 1943 года медалью "Партизану 
Отечественной войны" 1-й степени.

По заданию организации Виценовский устроился работать слесарем на шахту № 1 "Сорокино". Именно было поручено совершить диверсию. Юрий ночью пробрался на шахту и подпилил канат подъема. Оторвавшаяся клеть полностью разрушила шахтный ствол. Эту шахту оккупанты так и не смогли пустить. 

 Избежав ареста в первых числах января 1943 года, Юрий вместе с Мишей Григорьевым и Аней Соповой готовился организовать освобождение арестованных подпольщиков. 
27 января его схватила полиция. Перед казнью Юре удалось передать родным записку, вложив ее в термос, в котором мать приносила ему пищу.
"Родные мои! Судьбу нашу решает фронт. Этот гул может сделать свое дело. Надежд на освобождение нет... Юра".

Александра Дубровина

(17 ноября 1919 – 16 января 1943)

Подпольщица, учительница большинства членов

первомайской группы, сама пошла в тюрьму,

чтобы разделить участь своих учеников. 

Награждена Орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью 
"Партизану Отечественной войны" 1-й степени.

Ковалёв Анатолий Васильевич

(3 мая 1924г - дата смерти неизвестна)

Руководил одной из групп г. Краснодона.
Бежал из-под расстрела 31 января 1943 г. 
Уходя от преследования полиции, он покинул город и пропал без вести.

ПОБЕГ ИЗ-ПОД РАССТРЕЛА
(Рассказ молодогвардейца Анатолия Ковалева)

Здесь приводятся выдержки из рассказа Анатолия своим родителям.

 

«...Меня арестовали в 1943 году в ночь на 29 января. Когда меня привели в кабинет Соликовского, он крикнул: «Ты думаешь, убежишь? Мы тебя везде найдем». Внесли плети. Палачи начали валить меня. Я стал, заложив руки назад и немного расставив ноги: в таком положении меня никто не мог повалить. Тогда Соликовский ударил меня наганом в висок, и я упал. Три раза меня подвешивали: два раза за шею и раз за ноги. Наденут на голову мешок, подтянут - и ничего не помнишь, очнешься на полу - отливают водой, и снова начинаются пытки. Один палач бил по шее, другой тянул за волосы, они топтали живот, били плетьми.

Молодогвардейцев с первой подводы подвели к шурфу. Полицейские скомандовали: «Ну, становись, партизанская сволочь, и нагните головы вниз!» 
Нюся Сопова ответила: «Что вы хотите этим доказать?» Эта стойкая девушка, когда ее вешали за косы, ни разу не крикнула, и одну косу ей оторвали. Полицейские обратили все свое внимание на шурф. Я шепнул Мише: «Миша, мои руки свободны, я могу и твои освободить!» Но Миша едва ответил: «Нет, Толя, я не могу бежать». Поцеловал я Мишу и рванулся бежать, сбив с ног Захарова. Меня будто вихрем подхватило. Не бежал, а, казалось, летел. На ходу сбросил пальто, галоши куда-то отлетели, остался в бурках. Когда я отбежал несколько шагов, послышались выстрелы. Я падал, поднимался и снова бежал. Все время боялся, чтобы в ногу не попали. Вдруг что-то ужалило в левую руку выше локтя. Я схватился за руку: меня ранили. Куртка стала тереть рану - я ее сбросил. Зажав рукав рубахи, бежал по садам и огородам поселка. Выбежал на гору и остановился - выстрелы прекратились. Разорвал рубаху, перевязал рану и, передохнув, побежал дальше.

Чтение наизусть стихотворения в исполнении учащегося

Молодогвардейцы


Поскольку знаю - 
         никогда не будет 
         для  вас весенних ливней.
Ни понедельника, 
         ни суетной субботы
         для вас уже не будет.
Не будет смеха, 
        книжек, шахт и Краснодона
         - здесь точкою слеза.

Но это не конец,
         поскольку, жизнь отдав 
         во имя жизни,
Достигли вы такого положенья,
         когда и смертью смерть
         переживают.

Не стану глянец наводить 
         на ваши обычные, 
         простые лица;
и делать великанами 
         не буду я вас, обычных.

Я разожгу костер, 
         чтоб сжечь в нем ореол,
         который старательно 
вам некто приготовил,-
         вас не таких, какими были
         вы, я просто отвергаю...

Поскольку, жизнь отдав 
         во имя жизни,
         достигли вы такого
положенья, когда и смертью
         смерть переживают.

Степан ГОСТИНЯК
Чехословацкая Социалистическая 
республика

Из сборника "Молодая гвардия" в поэзии", 1974 г.

Итоги урока

  • Чем текст прозвучавшего стихотворения созвучен содержанию урока?

Домашнее задание

Написать небольшое эссе об одном из героев романа.

Урок 4

Цели урока: подвести итоги изучения романа, направить учащихся на дальнейшее самостоятельное осмысление величия подвига молодогвардейцев.

Чтение учащимися эссе о героях книги

Слово учителя

     Они могли бы отсидеться, переждать. Однако, пересиливая страх от встреч с патрулями, в дождь и снег, в таинственной кромешной тьме они шли расклеивать листовки, взбирались на заводские трубы, на крыши, чтобы вывесить флаги, нападали на вооружённых врагов, собирались на явочных квартирах. В непосредственном вражеском окружении они самоотверженно прятали свой неистовый восторг, безудержную радость от успешных операций.

     Молодогвардейцы издали сначала написанными от руки, а после напечатанными на самодельном станке множество листовок, убили немца и сожгли 3 вражеские автомашины, отбили у охраны и разогнали по степи гурт скота, 500 голов,  сожгли биржу труда, где хранились списки более 2000 человек для угона в Германию, тем самым спасли их от каторжных работ; освободили 75 пленных красноармейцев, в честь годовщины Октябрьской революции вывесили на самых высоких зданиях города 8 красных флагов. Они собирали оружие и готовили в городе вооружённое восстание…

     Они совершили это за три с небольшим месяца…

Благодаря подпольной борьбе враг не вывез ни одной тонны угля.

Лирическое отступление

  Для нового поколения они давно уже бронзовые. И мраморные,  - убежденно сказал сосед, сидящий рядом со мной в самолёте. - Не верите, поинтересуйтесь у сынули. Что скажешь?
«Сынуля»,  на полголовы переросший статного моложавого отца, отвернулся, прижал к подбородку острые колени и безучастно уставился в окошко самолета.
-  Видите? - папа подавил смешок. - Его даже тема не интересует. Но почему их надо осуждать за то, что им безразличны события почти полувековой давности? Почему?
-  Это события нашей жизни... - начал, было, я.
-  Нашей прошлой жизни,  вежливо уточнил собеседник. - События истории. Как война 1812 года. Как Куликовская битва. Далекое прошлое, удаляющееся прошлое. Об этом и речь.
Нет, речь все же не об этом, откинувшись в кресле и закрыв глаза, думал я. Не о том, как давно это было. Речь о том, помнят ли, будут ли помнить боль и героизм той войны  дети, подростки, юношество?  Об этом, об этом речь.

Выразительное чтение учащимся  отрывка из стихотворения

Не пугайтесь!

Однажды

        мы вас потревожим во сне.

Над полями

           свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли,

           как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю

           забыли.

Какой она стала,

                 земля?

Как там птицы?

               Поют на земле

без нас?

Как черешни?

             Цветут на земле

без нас?

Как светлеет

             река?

И летят облака

над нами?

Без нас.

 Роберт Рождественский. «Реквием»

Чтение учащимся «Обращение  последнего молодогвардейца В.И. Левашова к молодёжи»

(отрывок)


Комсомольцы - добровольцы
Мы сильны нашей верною дружбой
Сквозь огонь мы пройдем, если нужно…


Ведь именно они, комсомольцы, строили Магнитку и Комсомольск-на-Амуре, создавали первые трактора Харьковского и Сталинградского заводов, прокладывали под землей тоннели лучшего в мире метро и вытаскивали страну из тьмы неграмотности.
И это не просто список достижений - это наша молодость, этим жили комсомольцы, этим были счастливы!
Сколько горения, любви, страсти вложено в каждую стройку, в каждый полет, в каждый музыкальный номер на международных конкурсах.
Сейчас нам пытаются ставить в вину наш энтузиазм и жертвы, принесенные во имя процветания Родины. Но иначе мы не могли. Мы любили свою Родину так, как об этом писал будущий молодогвардеец Толя Попов в 1942 году в своем сочинении. Толя тогда учился в 10-ом классе: "Я люблю свою Родину, свободолюбивую, многонациональную, за героическое прошлое, за великое настоящее, а главным образом, за ее будущее… и, когда нужно будет принести себя в жертву Родине я, не задумываясь, отдам свою жизнь".
И его одноклассница и будущий товарищ по подполью Ангелина Самошина тоже утверждала: "Я люблю свою Родину и готова защищать ее до последней капли крови".
И именно так поступили и Толя, и Лина, и тысячи юношей и девушек во время Великой Отечественной войны.

22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года...

Всего две даты, между которыми 1418 дней. Но как много вместили в себя эти дни! В них тридцать дней защиты Брестской крепости и 900 дней блокады Ленинграда, в них последний день Зои Космодемьянской и последние минуты Александра Матросова, в них 90 дней комсомольской подпольной организации "Молодая гвардия".
Именно эти даты вместили в себя смерть и бессмертие, отступления и победы, слезы горя и радости, стоны замученных людей и готовность тысяч отдать жизнь за свободу Родины!

Выросло новое поколение молодежи! Хочется верить, что для него подвиг краснодонцев будет служить образом любви и преданности своей Отчизне.
Верю, что молодежь третьего тысячелетия будет честной, порядочной, справедливой, готовой подставить плечо товарищу.
Желаю молодому поколению стать истинными патриотами и не забывать, что тысячи их сверстников не пожалели свои молодые жизни для того, чтобы оно было именно таким, чтобы любило Родину, как и они, и отдавало все силы для ее процветания.


22 июня 2001 года. Левашов В.И.

Чтение наизусть в исполнении 2-х учащихся  отрывков из «Реквиема» Р.Рождественского

Помните!

Через века,

            через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придёт

                  никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле

        сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти

       павших

              будьте

                     достойны!

Вечно

достойны!

…..

Люди!

Покуда сердца

              стучатся, -

помните!

Какою

ценой

завоёвано счастье, -

пожалуйста,

            помните!

Песню свою

           отправляя в полёт, -

помните!

О тех,

кто уже никогда

                не споёт, -

помните!

Детям своим

            расскажите о них,

чтоб

запомнили!

…..

Детям

      детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

               бессмертной

                           Земли

помните!

К мерцающим звёздам

                    ведя корабли, -

о погибших

помните!

Встречайте

           трепетную весну,

люди Земли.

Убейте

       войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

…..

Мечту пронесите

                через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придёт

                  никогда, -

заклинаю, -

помните!

Просмотр отрывков из рок-оперы «Воскресение. Чёрный январь»

  • Какова основная идея создателей этого музыкального произведения?

Подведение итогов. Обсуждение.

  • Почему сегодня необходимо помнить о подвиге героев «Молодой гвардии»?
  • В чём актуальность романа А. Фадеева?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение цикла уроков литературы в 10 классе по роману И.А.Гончарова "Обломов".

Разработка содержит презентацию-сопровождение к урокам по роману И.А.Гончарова "Обломов"....

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.Оборудование: эпиграф  из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, о...

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

Цикл уроков по роману Маркуса Зусака "Книжный вор" (точечный обзор)

Что читают подростки? На какие вопросы ищут ответы в книгах? Как выбрать текст так, чтобы он и увлекал и обогащал душу в процессе чтения? Эти и многие другие вопросы стихийно, точечно освещает да...

Презентация к циклу уроков по роману "Герой нашего времени"

Презентация к циклу уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" (уроки 1-2)...