Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами.
презентация к уроку по литературе (8 класс)

Жиманова Екатерина Сергеевна

В данной презентации содержится материал, ориентированный на первичное знакомство обучающихся с пьесой Н.А.Островского "Снегурочка": история создания, жанровые особенности произведения, фольклорная основа, краткая информация об авторе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое января. Классная работа. Александр Николаевич Островский (1823-1886) Русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра

Слайд 2

М.Врубель «Снегурочка» Для самого Островского «Снегурочка» стала сокровенным произведением, в котором нашли воплощение его меты и его представления о важнейших нравственных и эстетических категориях. Ирина Алексеевна Овчинина А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И.А. Овчинина. ... – Шуя, 2012

Слайд 3

Биографические сведения

Слайд 5

Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Музей-заповедник «Щелыково» http://museumschelykovo.ru

Слайд 6

Нравственный - то, что имеет отношение к морали, к понятию о добре, правде, справедливости и т. д. Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003. Эстетический (от ·греч. aisthetikos — способный чувствовать) – прилагательное, по значению связанное с явлениями прекрасного (в искусстве, в природе). Дмитрий Ушаков: Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция.2017

Слайд 7

Щелыково – усадьба великого русского драматурга Александра Николаевича Островского – место, которое он сравнивал « с лучшими местами Швейцарии и Италии», место, ставшее его любовью на всю жизнь. Здесь он много и плодотворно работал, принимал гостей, здесь нашел свой последний приют.

Слайд 8

История создания пьесы Снегурочка («Весенняя сказка») — пьеса-сказка в четырёх действиях с прологом . Окончена драматургом 31 марта 1873 года. Напечатана в журнале «Вестник Европы», № 9 (1873 год), а спустя менее чем полтора месяца, пьеса уже была поставлена на сцене Большого театра. Музыку к сказке написал 33-летний Петр Ильич Чайковский. Произведение вызвало немало недоумений и прямого непонимания у тех, кто относился к А.Н. Островскому как бытописателю и обличителю общественных пороков. В то же время пьеса продолжает поиски автором положительных начал в русской жизни, в духовной культуре, в народном характере. Весеннюю сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников были резко отрицательными.

Слайд 9

Фотография советских времен Популярность к пьесе пришла спустя 9 лет после появления оперы Римского-Корсакова. Постоянной спутницей Деда Мороза Снегурочка стала при встрече 1937 года в московском Доме Союзов.

Слайд 10

Сюжет пьесы В 1867 году историк и собиратель фольклора Александр Николаевич Афанасьев выпустил книгу «Поэтические воззрения славян на природу», в которой рассказал народную сказку о Снегурочке. Согласно этому источнику, Снегурочку слепили из снега престарелые крестьяне Иван да Марья, у которых не было детей. В конце сказки девушка тает. Происходит это в ночь на Ивана Купалу, т. е. с 6 на 7 июля. Подружки зовут Снегурочку с собой на гуляния, где прыгают через костер. Снегурочка, прыгнув, исчезает (испаряется).

Слайд 11

Теория литературы Драма - один из трёх родов литературы, принадлежит одновременно театру и литературе, являясь первоосновой спектакля. Пьеса - драматическое произведение, предназначенное для театрального представления. Сказка - один из жанров фольклора. Сказка литературная — эпический жанр, ориентированный на вымысел, тесно связанный с народной сказкой, но, в отличие от неё, принадлежащее конкретному автору Конфликт - с толкновение противоположных взглядов действующих лиц. Антитеза- прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.

Слайд 12

Образ Снегурочки в фольклоре У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Однако у нее есть дедушка. Среди людей его знают как Деда Мороза. Образ Снегурочки возник из древнего славянского обряда похорон Костромы. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер.

Слайд 13

« Снегурочка в искусстве» В.Г.Перов «Тающая Снегурочка»

Слайд 14

Николай Андреевич Римский-Корсак ов (1844-1908) – русский композитор, педагог, общественный деятель. "Снегурочка" Опера сочинялась летом 1880 года в глухой русской деревне. Композитор говорил впоследствии, что ни одно произведение не давалось ему с такой легкостью и быстротой, как «Снегурочка». В 1881 году опера была завершена. Премьера, состоявшаяся на сцене Мариинского театра, прошла с большим успехом: «Музыка к моей «Снегурочке» удивительная, я ничего не мог никогда себе представить более к ней подходящего и так живо выражающего всю поэзию русского языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки» (Н.А.Островский).

Слайд 15

«Снегурочка» в кино 1968 год – «Снегурочка», режиссер Павел Петрович Кадочников. Сам же сыграл роль Берендея Евгения Филонова в роли Снегурочки

Слайд 16

Черты литературной сказки Наличие прямой и непрямой оценки автора. Разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей). Речь героя как средство создания характеристики персонажа. Характеристики даны через отношения к героям других персонажей. Подробное описание предметов.

Слайд 17

Черты народной сказки В сказке отражается оценка персонажа с точки зрения общенародной нравственности и морали. Отсутствие разнообразия в способах создания образа и характеристики персонажа (речь героя, характеристика через отношение к герою других персонажей). Нет ярко выраженных различий в речи положительных и отрицательных персонажей. Отношение других персонажей к герою не вполне ясно. Для народной книжной сказки не характерно подробное описание предметов.

Слайд 18

Композиция волшебной сказки Экспозиция (Причины, которые породили завязку: запрещение и нарушение запрета на какие-то действия). Завязка (Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу). Развитие сюжета (Поиск потерянного или недостающего. Встреча с дарителем). Кульминация (Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки). Развязка (Преодоление потери или недостачи. Свадьба и воцарение героя).

Слайд 19

В.Васнецов «Снегурочка» Идея пьесы –сказки «Снегурочка» - мечта о мире, братстве, гармонии, о добром и справедливом царе, отраженная в изображенном Островским сказочном царстве.

Слайд 20

Своеобразие сюжета пьесы «Снегурочка» В отличие от других авторов Островский создал оригинальное произведение, а не использовал известный ранее сюжет. Из отдельных, разных старинных преданий он создал цельное и оригинальное произведение. Отличительная особенность «Снегурочки» состоит в том, что пьеса соединяет в себе общественное реалистическое начало, реалистический народный идеал и фантастическую форму.

Слайд 21

Три плана пьесы Мир сказки, Реальный мир берендеев, Философско-эстетический план (любовь, ревность).

Слайд 22

И.А.Гончаров - (1812-1891)Русский писатель и литературный критик У Островского в «Снегурочке» «сказочный мир воспроизведен так искусно, что виден и слышен какой-то реальный мир». И. А. Гончаров

Слайд 23

Вывод Брусила и берендеи ребята. Эскиз костюмов к опере, 1885 В.Васнецова В «Снегурочке» А.Н . Островского соприкасаются противоположные начала: фантастическое и реалистическое; два мира: мир природы и мир человека; два взгляда на любовь: Мороза и Весны; две стихии: холода и тепла.

Слайд 24

Заполните пропуски Сегодняшний урок помог мне понять, что пьеса «Снегурочка» - ____________ произведение. Своеобразие и новаторство «Весенней сказки» в том, что она соединяет в себе два разных начала: __________________________. В этой сказке, написанной с опорой на образы и мотивы устного народного творчества, Островский воплотил свою мечту о _________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказке" для учащихся 7 класса

Методическая разработка "Задачи по физике со сказочными сюжетами "Физика в сказках" для учащихся 7 класса". Задачи составлены с использованием сюжетов из "Сказки народов мира". Данный материал можно и...

Задачи со сказочным сюжетом.

Презентация к факультативному занятию по теме "Задачи со сказочным сюжетом"...

Интегрированный урок "Сказочные сюжеты в музыке и литературе"

Воспитывать творческое воображение через музыкальные образы,приобщать к общечеловеческим ценностям художественной и музыкальной культуры....

Сказочные сюжеты как форма демонстрации адекватной реакции и нравственного воспитания детей на уроках ритмики.

Необходимо отметить, что наибольший отклик у детей вызывают сказочные сюжеты, которые объединяют все музыкально-игровое действие в единую смысловую историю. Так, под определенный характер музыки дети ...

Использование «рифмованного текста с наличием сказочного сюжета» на уроках познавательного цикла как элемента арттерапевтической технологии для развития УУД.

Как удивительно хороша жизнь!Как мозаика состоит она из разноцветныхкусочков впечатлений, порою мимолётных,но, тем не менее, глубоко западающих в душу.Умели бы видеть глаза и сердце…К.Дитмар...

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Сказочные сюжеты в музыке"

Конспект урока музыки для детей с ОВЗ "Сказочные сюжеты в музыке" 4 класс (легкая степень умственной отсталости)...

Методические рекомендации «Развитие диалогической речи путем использования сказочных сюжетов»

С помощью сказки ребенка легче всего приобщить к восприятию другой культуры, другого народа, другой страны. Создать ситуацию общения на неродном языке легче, если облечь совместную игровую деятел...