Поэтический вечер, посвящённый творчеству М. Цветаевой
методическая разработка по литературе (8, 9, 10, 11 класс)

Шевченко Марина Николаевна

Поэтический вечер, посвящённый творчеству М. Цветаевой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий поэтического вечера М.Цветаевой.

-Уважаемые гости, дорогие педагоги, уважаемые учащиеся, мы рады вас приветствовать у нас в гостях. Сегодня вы являетесь посетителями литературной гостиной, в которой мы вместе соприкоснёмся с удивительным миром поэзии замечательных поэтесс: Марины Цветаевой и Анны Ахматовой.

Вед. Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и пусты.

Глаза таких божественных посланцев

Всегда открыты и верны мечте,

И в хаосе проблем их души вечно светят тем

Мирам, что заблудились в темноте…

Вед. Почему человек пишет стихи? Потому что не может не писать. Поэзия не профессия, но особое восприятие мира. Рождение стиха — всегда удивительная тайна — даже для самого поэта.

Поэзия требует таланта и от тех, кому она предназначена, нечуткое к ней ухо не пропустит поэтические токи к сердцу человека. У читателя же с повышенной восприимчивостью даже иной несовершенный стих вызывает ответное трепетание души, если стих этот рожден из чистого и сильного источника духовных переживаний.

Есть женщина, душа которой — Море,

И в глубине её красивых глаз,

Ты чувствуешь себя большим героем,

Готовым на сраженье в первый раз.

Есть женщина, душа которой — Небо,

И в высоте её прекрасных слов,

Ты чувствуешь себя частичкой света,

Что в сердце превращается в Любовь.

Есть женщина, душа которой — Сказка,

И в волшебстве её прелестных чар,

Ты чувствуешь себя в объятьях ласки,

Что в страсти так похожи на пожар.

Я понимаю истину простую

Люблю я, значит существую,

Я есть, я существую, значит я живу!

Марина Цветаева! Эффектно и даже вычурно. Даже похоже на псевдоним. Но за цветочным именем — израненная душа мытаря, скитающегося в бесконечности страстей.

О себе и о своей жизни она говорила » Мы цепи таинственной звенья.»

“ Возьмите…стихи — это и есть моя жизнь…”

В этих словах вся Марина Цветаева, её увлечённость поэзией, неповторимость и уникальность.

День был субботний

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева — одна из неугасимых звезд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику ее поэзии. Пылающая и горькая, на излете осени, в преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже переходной и горькой, пылающей творчеством и постоянно грозившей зимой забвения.

08.10.1892 года в Москве в семье известного филолога и искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и талантливой пианистки Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.

2 чтец:        Красною кистью                День был субботний:

                Рябина зажглась.                Иоанн Богослов.

                Падали листья.                Мне и до ныне

                  Я родилась.                        Хочется грызть

                 Спорили сотни                Жаркой рябины

                   Колоколов                        Горькую кисть.

Цветаева

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного Сына Александра родилась всего только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным и вполне отчетливым догодовалым словом оказалось “Гамма”, мать только подтвердила: “Я так и знала”, - и тут же принялась учить меня музыке, без конца напевая мне эту самую гамму: “До, муся, до, а это ре, до-ре…” могу сказать, что родилась не в жизнь, а в музыку».

С детства она была погружена в атмосферу А. Пушкина, в юности открыв для себя Гете и немецких романтиков, очень любила и прекрасно знала Державина, Некрасова, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе некий «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и назвала его «любовь». «Пущин меня заразил любовью. Словом — любовь». На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный и творческий костер любви к дорогим «теням минувшего», к «святому ремеслу поэта», к природе, к живущим людям, к друзьям и подругам.

Кто создан из камня,

Кто создан из глины, —

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти —

Тем гроб и надгробные плиты …

В купели морской крещена — и в полете

Своем — непрестанно разбита!

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня — видишь кудри беспутные эти? —

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена

Я с каждой волной — воскресаю!

Да здравствует пена — веселая пена

Высокая пена морская!

Ведущий 1. Цветаева начала писать рано. Уже в ранних стихах проявляется поэтическая индивидуальность Цветаевой, формируются важнейшие темы ее творчества: Россия, любовь, поэзия.

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей — и что — Орда!

Два на миру у меня врага ,

Два близнеца — неразрывно — слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

— так определила своё поэтическое назначение Марина Цветаева.

Ведущий 2. Первую книгу “Вечерний альбом” выпустила Цветаева в 1910 году, когда ей только что исполнилось 18 лет. Книга, тираж которой был всего 500 экземпляров, не осталась незамеченной: ее хвалили поэт Валерий Брюсов, с интересом писал о ней Н. Гумилев, а первым прочитал и с доброй улыбкой, и дружеским участием отнесся к ней Максимилиан Волошин. Марина Цветаева познакомилась и подружилась с 37-летним Максимилианом Волошиным. Их дружба длилась более 20 лет.

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я - поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!),

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

Ведущий 3. Девочка из Трехпрудного переулка, переполненная впечатлениями жизни, пишет стихи, чтобы рассказать о себе, чтобы понять себя. В стихотворениях беззаботное лето в Тарусе, голубая Ока и облака, неторопливо плывущие к Богу; безотчетная отроческая грусть, молодая печаль, создающая паузы в бурном течении жизни, во время которых взрослеет душа; первая любовь; успех в поэтических салонах.

Ведущий 1. В мае 1911 года по приглашению Волошина Марина приезжает в Крым. В Коктебеле на дачах, принадлежащих матери Волошина, собиралась большая артистическая компания. Бродя по окрестностям Коктебеля в поисках красивых камешков, которым славится Крымское побережье, Марина встречает высокого юношу. Его огромные голубые глаза ее пленяют.

Есть такие голоса,

Что смолкаешь, им не вторя,

Что предвидишь чудеса

Есть огромные глаза

Он помогает ей собирать камни. Она загадывает, что если незнакомец найдет сердолик, то она выйдет за него замуж. Так и случилось. Юноша нашел почти сразу же, на ощупь генуэзскую сердоликовую бусину — розовый крупный камень — и подарил Марине. В январе 1912 года в Москве, в церкви, они обвенчались. Так Марина Цветаева стала женой Сергея Эфрона. Кончилось детство. Кончилась пора ученичества. Из девочки, пишущей стихи, Марина Цветаева стала поэтом. Знающим себе цену. Идущим своим путем.

Я с вызовом ношу его кольцо!

- Да, в Вечности — жена, не на бумаге. -

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно-великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкостью ветвей.

Его глаза — прекрасно-бесполезны! -

Под крыльями раскинутых бровей -

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна,

- Всем вам, кто жил и умирал без страху! -

Такие — в роковые времена -

Слагают стансы — и идут на плаху.

Звучит музыка. Шопен. ‘Вальс’ (№ 7 до-диез минор). Звучит фоном.

Время — великий «браковщик» — знает свою работу. Вчера еще гремевшие поэты со звонкими именами и роскошными репутациями поодиночке и группами уходили в небытие. В то же самое время насильственно отдаленные от читателя, замалчиваемые, опальные, проклятые властью и ее слугами поэты выходили на первый план и по праву овладевали вниманием читателей. «И главное — я ведь знаю, как меня будут любить  через сто лет», — писала Цветаева. Утечет много воды, и не только воды, но и крови, потому что жизнь Марины Цветаевой, ее творчество пришлись на 10-30-е годы нашего катастрофического века.

И чем дальше уходим мы от года ее смерти, тем лучше помним ее судьбу. Так попробуем же прикоснуться к истории «цветаевских правд», к истории ее жизни и любви.

Ведущий 2. Замужество и рождение дочери послужили творческим импульсом в развитии Марины Цветаевой и как личности, и как поэта. В стихах появляются новые темы, новые ритмы. Центром внимания и любви становится маленькая Аля — дочь Ариадна, названная в честь героини греческой легенды о минотавре.

Ты будешь невинной, тонкой,

И косы свои, пожалуй,

Ты будешь носить, как шлем,

Ты будешь царицей бала —

И всех молодых поэм

И многих пронзит, царица,

Насмешливый твой, клинок,

И все, что мне — только снится,

Ты будешь иметь у ног.

Все будет тебе покорно,

И все при тебе — тихи,

Ты будешь, как я —

И лучше писать стихи …

Но будешь ли ты — кто знает —

Смертельно виски сжимать,

Как их вот сейчас сжимает

Твоя молодая мать.

Ведущий 1. Стихи, посвященные Але, обжигают любовью и нежностью.

Ведущий 3. С юношеских лет волнуют Марину Ивановну вопросы о жизни и смерти, о предназначении человека, его самоосуществлении. Все проявления души должны найти выход. В стихотворении “Уж сколько их упало в эту бездну”, переложенном на музыку композитором Мягковым, Цветаева отстаивает право на полноправную, наполненную жизнь, вечное движение.

Звучит песня “Уж сколько их …”(видео)

Она много писала, вдохновленная Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его боготворила.

Писала я на аспидной доске,

И на листочках вееров поблеклых,

И на речном, и на морском песке,

Коньками по льду и кольцом на стеклах, —

И на стволах, которым сотни зим.

И, наконец, — чтоб было всем известно!

Что ты любим, любим! любим! любим! —

Расписывалась — радугой небесной.

1-Й ЧТЕЦ: Где-то в начале совместной жизни она сказала: Только при нем я могу жить так, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто ее понял и, поняв, полюбил. Сергея не устрашила ее сложность, противоречивость, особость, непохожесть на всех других.

А вообще, в жизни ее было много увлечений, но, как однажды сказала Марина Ивановна: «. всю жизнь напролет пролюбила не тех. ‘. Ее доверчивость и неспособность вовремя понять человека — вот причины частых и горьких разочарований.

2-Й ЧТЕЦ: Это стихотворение, пожалуй, одно из самых известных и проникновенных у Марины Цветаевой, так называемая песнь к любимому. Помните? Звучит отрывок стихотворения ‘Вчера еще в глаза глядел’.

Фейндлих (запись)

Звучит романс М. Таривердиева ‘Мне нравится’ на стихи М. Цветаевой.

Ведущий 2. 1917 год.. Февральская, затем Октябрьская революция перекроили семейный быт россиян. Сергей Эфрон в рядах белой армии уезжает на Дон, чтобы воевать против революционного правительства. Марина Цветаева с двумя детьми (в 1917 году родилась дочь Ирина) осталась в Москве. В 1917 году Цветаева рожает вторую дочь – Ирину. Сильно заболела старшая дочка Ариадна, и Цветаева отдает детей в приют в подмосковном поселке Кунцово. Ариадна выздоровела, но заболела и в трехлетнем возрасте умерла Ирина.

Позднее, уже после воссоединения с мужем в Праге, поэтесса родила третьего ребенка – сына Георгия, которого в семье называли «Мур». Мальчик был болезненным и хрупким, тем не менее, во время Второй мировой войны пошел на фронт, где и погиб летом 1944 года. Похоронен Георгий Эфрон в братской могиле в Витебской области.

Центр русской эмиграции начала 20- х. Чехия, куда Цветаева приехала тридцатилетней. В Чехии она прожила ровно 3 года и 3 месяца, здесь были написаны лучшие ее стихи, здесь появился на свет сын Георгий, Очень светлый и счастливый период; издается сборник “Разлука”, “Психея”, “Ремесло”, “Царь-девица”, “К Блоку”. Блок у нее “рыцарь без укоризны, почти божество”. Хотя с ним была не знакома.

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно — единственное движение губ

Имя твое — пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Имя твоё — ах, нельзя! —

Имя твоё — поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твоё — поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим — сон глубок.

Чехия для Цветаевой — Болдино. Именно там рождена вершина ее творения — «Поэма Горы» и «Поэма Конца».

Ведущий 3. А затем — долгие годы молчания, в эмиграции она, увы, не прижилась — возникает общество “Дружбы с СССР”; и муж её — активный деятель этого союза; на западе их воспринимают, чуть ли не как предателей и отступников.

Ведущий 2. В 1939 году вернулась в Россию с сыном, вслед за мужем и дочерью. Они там с 1937 года.

Нет друзей рядом, нет жилья, работы, нет семьи (нет в живых мужа, неизвестна судьба Ариадны, отчуждение с сыном). Под гнетом личных несчастий, в одиночестве, в состоянии душевной депрессии, в начале Великой Отечественной войны, 31 августа 1941 г. Марина Цветаева покончила с собой.

Ведущий 3. Незадолго до смерти Цветаева пишет: “Мне все эти дни хочется написать свое завещание: мне вообще хотелось бы не-быть …”

Ведущий 1. Лучшие не доживают, это давно известно. Что же господь так нетерпелив? Или здешнее наше обиталище- не самое подходящее место для гениальных умов и светлых душ? И, намаявшись в убогости земного пространства, они излечиваются от жизни- ускользнув?

Перед самым возвращением на родину, после 17 лет эмиграции Цветаевой снится ужасный сон. Сон об умирании. Она поняла это и так и сказала в своих записях :

Цветаева

«Дорога на тот свет. Несусь неудержимо, с чувством страшной тоски и окончательного прощания. Точное чувство, что лечу вокруг земного шара, и страстно — и безнадежно! — за него держусь, зная, что очередной круг будет — Вселенная : та полная пустота, которой так боялась в жизни : на качелях, в лифте, на море…, внутри себя. Было одно утешение, : что не остановить, не изменить : роковое…»

Звучит песня в исполнении Аллы Пугачевой на стихи Марины Цветаевой «Реквием»

Исполнилось пророчество Цветаевой, что ее стихам “настает свой черед”. Сейчас они вошли в культурную жизнь мира, в наш духовный обиход, заняв высокое место в истории поэзии.

Ведущий 2. Подошла к концу наша встреча. Разумеется, она не могла вместить в себя всё творчество М..И. Цветаевой. Мы вместе сегодня будто пролистали несколько страниц сборника стихотворений поэтессы, но лишь приоткрыли дверь в богатейший мир наследства Марины Цветаевой. Надеемся, что у вас возникло желание обратиться к поэзии Цветаевой и перелистать сборники её стихотворений. До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтический вечер,посвященный творчеству В.Шекспира

Мероприятие готовилось для празднования очередной годовщины со дня рождения великого драматурга....

Музыкально- поэтический вечер,посвящённый Сергею Есенину"Памятью деревни я ль не дорожу"

Сценарий музыкально- поэтического вечера собран и составлен на основе реальных произведений поэта и является продолжением его творчества в музыке. .Музыкальность песенного слога великого поэта сродни ...

Музыкально-поэтический вечер посвящённый открытию XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.

Музыкально-поэтический вечер посвящённый открытию XXII Зимних Олимпийских игр....

Интегрированный поэтический вечер, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона «У нас одна душа, одни и те же муки...»

Данный интегрированный поэтический вечер ( литература,  английский  язык ) разработан для учащихся первого курса ГБОУ СПО МО "Шатурское медицинское училище",  как открытое внеклассное м...

Интегрированный поэтический урок, посвящённый творчеству М.Ю. Лермонтова и Дж. Г. Байрона

.O {font-size:149%;} •-расширить представление учащихся о творчестве двух великих поэтов; •-показать влияние поэзии Байрона на творчество Лермонтова; •-воспитывать интерес ...

Поэтический вечер по творчеству Э.Асадова «Видеть сердцем»

Поэтический вечер по творчеству поэта Эдуарда АсадоваВ ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством автора, а также читают его стихи....