АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)»
рабочая программа по литературе (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса  "Чтение (Литературное чтение)". Цель программы - обучение чтению и развитие речи детей с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл program._po_chteniyu_s_5_po_9_kl.docx73.19 КБ

Предварительный просмотр:

«РАССМОТРЕНО»                                           «УТВЕРЖДАЮ»

На педагогическом совете                                Директор

ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»                                ГБОУ ТРОЦ «Солнышко»

Протокол № ___                                                  ____________ Л.И. Пономарева

от «___»  августа  2019 года                               «___»  августа  2019 года

АДАПТИРОВАННАЯ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ)

на 2019-2024 годы     

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧТЕНИЕ (ЛИТЕРАТУРНОЕ  ЧТЕНИЕ)»

г. Москва

г. Троицк

2019 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

            Данная рабочая программа учебного курса «Чтение (Литературное чтение)» разработана для учащихся с 5 по  9  классы.

           Нормативно-правовую базу разработки программы составляют:

    -    Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в  Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

     -       Приказ Минорбнауки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      -   Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;

    -      Устав ГБОУ ТРОЦ «Солнышко».

- Программы Воронковой В.В. программы специальных       (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией   В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки   Российской Федерации. Владос 2011г

- Приказа Министерства образования и науки Российской         Федерации от 31.03.2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

          В основу разработки учебного курса «Чтение (Литературное чтение)»

для  обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуаль-ными нарушениями) заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Основная цель обучения чтению и развитию речи детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) заключается в  создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих

-          усвоение ими социального и культурного опыта;

-     овладение  учебной деятельностью, для формирования жизненных компетенций;

-   формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие;

-        подготовка  к жизни в современном обществе и овладение доступными профессионально-трудовыми навыками.

Задачи курса:

  • формирование доступных обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) опыта по чтению и развитию речи,
  • коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств,
  • формирование положительных качеств личности.

Общая характеристика курса

В 5–6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5–6 классов используется тематический принцип подбора литературного материала.

В круг чтения, определяемый примерной тематикой, включены произведения, представляющие разные области словесно-литературного творчества: фольклор, произведения русской классической и современной литературы, а также произведения зарубежных авторов или отрывки из этих произведений. Наряду с изучением художественной литературы ученики знакомятся с научно-популярными статьями, посвященными природе, историческим деятелям и событиям.

Продолжается последовательная работа по овладению учащимися навыками синтетического чтения: от чтения целым словом к плавному чтению отдельными словосочетаниями и короткими предложениями

Начиная с 7 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма).

С 8 класса вводится чтение статей периодической печати, работа над техникой чтения должна обеспечивать полное и адекватное понимание прочитанного.

Уделяется внимание не только усвоению детьми фактического содержания произведения и установлению адекватных смысловых отношений между частями текста, причинности поступков действующих лиц, но и осознанию идейной направленности (подтекста) произведения.

В работе над текстом главное - анализ сюжета в единстве с его предметным (фактическим), смысловым и идейным содержанием. С этой целью дети учатся выделять тему и идею произведения, соотносить тему с его названием, определять последовательность и причинность событий, мотивы поступков героев.

Усвоенное содержание произведений позволяет ученикам понять и усвоить принципы нравственного поведения в обществе.

Место учебного предмета

Программа предмета курса «Чтение (Литературное чтение) рассчитана на 5 лет (с 5 по 9 класс).

В учебном плане на изучение предмета выделено всего 680 часов.

Распределение часов осуществляется следующим образом:

Класс

Название курса

Количество часов

в неделю

в год

5 класс

Чтение (Литературное чтение)

4 часа

136

6 класс

Чтение (Литературное чтение)

4 часа

136

7 класс

Чтение (Литературное чтение)

4 часа

136

8 класс

Чтение (Литературное чтение)

4 часа

136

9 класс

Чтение (Литературное чтение)

4 часа

136

Планируемые результаты

Результаты освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью

оцениваются как итоговые достижения на момент завершения образования.

ФГОС ООО для детей с УО устанавливает требования к результатам усвоения учебного предмета: личностные и предметные.

Личностные результаты 

Самоопределение:

-  осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- развитие внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного,  здоровье сберегающего поведения;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- усвоение таких базовых понятий, как «добро», «родина», «семья», «природа», «настоящий друг», «справедливость», «терпение», «народ», «национальность».

Нравственно-этические принципы:

- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты  и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;   гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Смыслообразование:

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

 -  развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование готовности к самостоятельной жизни.

- отношение к себе и к другим, как к самоценности, умение устанавливать контакт, взаимодействовать с людьми;

 - Взаимодействие с окружающими на основе общекультурных норм и правил социального поведения.

-  Понимание и умение оценивать поступки героев художественных текстов.

-  Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире, осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации.

Предметные результаты

Адаптированная программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся:

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).  Некоторые учащиеся постоянно отстают от уровня освоения программы от класса. Однако, это не является препятствием к продолжению образования по имеющемуся варианту программы. В том случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) ОО может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану.

Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам на конец обучения:

Минимальный уровень:

- читать осознанно и правильно текст по слогам или целыми словами вслух с соблюдением основных соответствующих интонаций (восклицание, вопрос);

- с помощью учителя и вопросов отвечать на вопросы по прочитанному

- осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

пересказывать содержания прочитанного текста по вопросам;

- участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

- заучивать наизусть частично 5-6 стихотворений.

Достаточный уровень:

 - читать осознанно, правильно текст целыми словами вслух с соблюдением пауз и соответствующих интонаций; (сложные по семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном голоса и темпом речи;

- читать «про себя»;

- отвечать на вопросы по прочитанному;

- выделять главных действующих лиц, выражая к ним своё отношение;

- определять главную мысль произведения; главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их поступков;

- пересказывать текст по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или иллюстрацию;

- читать  диалоги  по ролям с использованием некоторых средств устной выразительности (после предварительного разбора);

- коллективно составлять план прочитанного произведения.

- заучивать наизусть 6-8 стихотворений и 2 басни.

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЙ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Оценка знаний проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.

Оценивание результатов

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя (в VIII–IX классах легкие тексты самостоятельно); называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаст содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя; не знает наизусть части текста.

Программа предполагает следующие виды работы обучающихся:

  • составление планов;
  • краткие и подробные пересказы текста;
  • устные сочинения-характеристики героев;
  • развитие художественной фантазии у детей;  
  • придумывание финала, опираясь на развитие событий.
  • выразительное чтение;
  • чтение наизусть;
  • чтение по ролям.

Основные методы организации учебного процесса

1. Уроки «открытия» нового знания (ОНЗ)

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Уроки рефлексии(УР)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий.

3. Урок общеметодологической направленности(ОМН)

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно- методических линий курсов.

3. Урок развивающего контроля(РК)

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Используемые технологии

  1. Коррекционно-развивающие (КР)
  2. Разноуровневого и дифференцированного подхода (РДП)
  3. Здоровьесберегающие (ЗС)
  4. Игровые (И)
  5. Личностно-ориентированные (ЛО)
  6. Информационно-коммуникативные (ИК)
  7. Репродуктивные (Р)

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

5 КЛАСС

(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество – коллективное творчество народа

Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Сказки. Представления о добре и зле.

Люблю природу русскую

Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.

Животные в доме

Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.

Они прославили Россию

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Спешите делать добро

Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.

Весело всем

Рассказы, стихи, сказки, помогающие увидеть смешное в событиях, поступках людей и поведении животных.

Вечный свет подвига

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.

Писатели мира детям

Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах.

Навыки чтения

Правильное, сознательное и выразительное чтение целыми словами с переходом на словосочетания. Использование специальных текстов, состоящих из простых по слоговой структуре слов, несложных по содержанию, для более быстрого, целостного восприятия слова и понимания значения прочитанного.
      Чтение про себя простых по содержанию и структуре текстов после предварительного анализа.
      Выразительное чтение произведений с опорой на авторские ремарки. Коллективная отработка логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи. Интонация в конце предложения на основе различительных знаков препинания, интонация перечисления при однородных членах предложения.

Работа с текстом

Разбор текста по вопросам, формулирование учащимися вопросов к отдельным событиям текста и поступкам героев.
      Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста.
      Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.
      Выделение частей текста в соответствии с данным планом.
      Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после их коллективного выделения.
      Полный и частичный пересказ произведения по данному или коллективно составленному плану. Включение в пересказ необходимых средств связи предложений и частей текста на основе прочитанного произведения. Чтение по ролям и драматизация диалогов.
      Оценка характера героя, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).
      Формирование внимания к авторскому слову: выделение и объяснение непонятных слов (с помощью учителя), нахождение слов и предложений, характеризующих события, героев. Выбор и объяснение образных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал). Определение отношения автора к своим героям и событиям (с помощью учителя).
      Практическое знакомство с жанрами устного народного творчества: сказки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
      Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг, коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Предварительная подготовка детей в течение месяца к уроку внеклассного чтения.

Основные требования к  учащимся
      - правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
      - находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
      - отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с  помощью учителя);
      - заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
      - принимать участие в уроках внеклассного чтения.

6 КЛАСС

(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество

Загадки, пословицы, поговорки, небылицы (особый мир игры – игра мыслей, столкновение мира обычного и потешного). Народные и литературные сказки. Мир добра и зла.

Люблю природу русскую

Рассказы, стихи и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, об открытиях человека, умеющего всматриваться в окружающий мир. Светские и православные праздники в связи с разными временами года.

О далеком прошлом России

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о далеком прошлом, о нашем времени из истории России (см. программу по истории для 6 класса).

Животные в нашем доме

Рассказы, стихи, сказки о жизни животных. Отношение человека к животному миру как показатель его нравственных черт.

Будь человеком, человек!

Рассказы и стихи, раскрывающие восприятие мира в детстве, осмысление мира и своего места в нем.

Они прославили Россию

Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие сведения о жизни великих людей прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).

Смешное и веселое

Юмористические произведения разных жанров.

Вечный свет подвига

Художественные произведения о подвигах защитников Отечества в прошлом и настоящем.

Писатели мира – детям

Художественные произведения зарубежных авторов различных жанров.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, выразительное и беглое чтение словосочетанием, в трудных случаях – целым словом в соответствии с нормами литературного произношения. Использование простых по содержанию и структуре слов, отрывков из текста учебника для совершенствования навыка беглого чтения.
      Чтение про себя при выполнении различных заданий. Выразительное чтение произведений с отработкой логических ударений, синтаксических пауз, тона голоса и темпа речи, перечислительной интонации при однородных членах.

Работа с текстом

Анализ текста по вопросам. Постановка проблемных вопросов, соотнесение содержания прочитанного с опытом учащихся.
      Развитие у учащихся умения ставить вопросы к тексту.
      Выделение темы и идеи произведения. Соотнесение того или другого с заглавием текста.
      Деление текста на части. Составление простого плана под руководством учителя.
      Осознание последовательности и причинности событий. Определение мотивов поступков действующих лиц, их оценка.
      Полный или частичный пересказ произведения. Правильное использование средств связи предложений и частей текста. Передача событий от лица разных героев.
      Формирование внимания к авторскому слову: самостоятельное выделение незнакомых слов в тексте, выяснение их значения. Нахождение слов, употребляемых в прямом и переносном значении, их объяснение. Обсуждение вопросов о причинах выбора автором того или иного слова. Передача с помощью авторских слов характера героев, отношения автора к ним.
      Уточнение жанровых особенностей произведения (сказка, стихотворение, рассказ, басня).
      Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение доступных по содержанию книг, написанных для детей и юношества. Коллективное ведение дневников внеклассного чтения. Самостоятельная запись фамилии автора и названия книги.

Основные требования к учащимся

- читать вслух правильно, целым словом, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания;
      - читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
      - отвечать на вопросы учителя;
      - пересказывать несложные по содержанию фрагменты текста;
      - оценивать поступки героев (с помощью учителя);
      - заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
      - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.

7 КЛАСС

(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество как отражение жизни человеческого общества

Русские народные песни. Сказки. Представления народа о единстве красоты – внешней и внутренней. Общие законы построения сказки: присказка, зачин, троекратное повторение событий, концовка. Нравственные ценности, заложенные в пословицах и поговорках. Былина как отражение исторического прошлого народа. Язык произведений устного народного творчества.

Русская литература XIX века

(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов.)
      Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Русская литература XX века

(Примерный перечень на основе доступных сведений и текстов, их общественной значимости для времени.)
      Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, А. А. Платонова, К. Г. Паустовского, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, Н. А. Рыленкова, Р. М. Рождественского, Ю. И. Коваля, Р. П. Погодина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, А. Г. Алексина.

Навыки чтения

Сознательное, правильное, беглое и выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения.
      Предварительное чтение про себя несложного текста по содержанию и структуре, в остальных случаях – после анализа.
      Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению проанализированного в классе произведения или отрывка из него.
      Чтение по ролям и драматизация.

Работа с текстом

Развитие умения устанавливать смысловые связи между частями текста, выделять главную мысль каждой части и произведения в целом, оценивать поступки героев, определять их мотивы. Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с позиции его нравственной ценности.
      Составление характеристики героя (с помощью учителя).
      Обсуждение вопросов о возможном дальнейшем развитии событий и составление воображаемых диалогов главных действующих лиц.
      Формирование умения самостоятельно составлять план к частям текста.
      Различение частей текста описательного и повествовательного характера.
      Подробный и краткий пересказ. Пересказ от третьего лица.
      Формирование внимания к авторскому слову. Продолжение работы с незнакомыми словами, развитие умения правильно объяснять их. Выделение образных средств языка, их использование в пересказе.
      Обсуждение вопроса о причинах выбора автором того или иного слова; передача с помощью авторских слов характера героя, событий, отношения к ним автора.
      Умение различать сказку, рассказ, стихотворение, басню.
      Внеклассное чтение (1 раз в месяц). Самостоятельное чтение произведений для юношества. Чтение отдельных статей из газет и журналов. Обсуждение прочитанных книг. Составление отзывов. Ведение коллективных дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

Основные требования к учащимся

читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;
      - читать про себя проанализированные ранее тексты;
      - отвечать на вопросы учителя;
      - пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;
      - высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;
      - выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
      - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);
      - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

8 КЛАСС

(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения

Устное народное творчество

Кто мы? Откуда мы? Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
      Былины, исторические песни, предания, сказки.
      Нравственный смысл сказки:
добро должно побеждать зло; хочешь счастья – учись уму-разуму; не нарушай данного слова и т. д.
      Народная точка зрения на добро и зло.
      Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.

Русская литература XIX века

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7  класса.)
      Биография и творчество А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, И. А. Крылова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, К. Пруткова, И. С. Никитина, А. П. Чехова, А. И. Куприна и др.

Русская литература XX века

(Примерный перечень как дополнение и расширение тематики для 7  класса.)
      Биография и творчество М. Горького, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, Н. А. Островского, И. А. Бунина, А. Н. Толстого, А. А. Платонова, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, К. М. Симонова, К. Г. Паустовского, Н. М. Рубцова, Ф. А. Абрамова, В. М. Шукшина, Р. П. Погодина, Ю. М. Нагибина, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина, К. Булычева, Ф. А. Искандера.

Навыки чтения

Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
      Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
      Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
      Чтение по ролям и драматизация.

Работа над текстом

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделять части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
      Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
      Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
      Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
      Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
      Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
      Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
      Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
      Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
      Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
      Определение жанровых особенностей произведения.
      Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного. Ведение дневников внеклассного чтения (с помощью учителя).

Основные требования к учащимся

- читать вслух правильно, выразительно, целыми словами;
 - читать про себя проанализированные тексты, читать короткие, доступные тексты самостоятельно;

 - пересказывать отдельные части произведения, доступные по изображаемым событиям;
 - выделять тему произведения, участвовать в обсуждении идеи;
 - выражать свое отношение к поступкам героев и событиям (с помощью учителя);
   - находить в тексте незнакомые слова, учиться объяснять их, опираясь на текст (с помощью учителя);
- учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

 - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.

9 КЛАСС

(136 ч в год, 4 ч в неделю)

Примерная тематика чтения

Русская литература XIX века

(Примерный перечень с учетом расширения данных биографии и систематизированных разножанровых произведений одного автора.)
      А. С. Пушкин (поэзия, проза), Н. А. Некрасов (отрывки из поэтических произведений), А. А. Фет, А. Н. Майков (лирическая поэзия, природа родины), И. С. Тургенев (поэзия, отрывки из прозы), В. М. Гаршин (детская тематика, отрывки), А. П. Чехов (короткие рассказы), Л. Н. Толстой (рассказы, отрывки), И. А. Бунин (поэзия, рассказы), А. И. Куприн и др.

Русская литература XX века

(Примерный перечень с учетом требований современной жизни общества.)
     А. Н. Толстой, А. А. Платонов, М. А. Шолохов, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, В. М. Шукшин, В. П. Астафьев, В. П. Быков, Ф. А. Искандер, В. Г. Распутин и др. (В этой части уместно отбирать литературу, корректируя ее содержание с программой по истории для 9 класса.)

Навыки чтения

Продолжение работы над техникой чтения.
      Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли произведения (с помощью учителя).
      Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к нему и к описываемым событиям.
      Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера действующего лица.
      Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим типам текстов и пересказ их по плану.
      Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
      Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью языка произведения.
      Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением авторской лексики.
      Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность произведения или его фрагмента к определенному жанру.
      Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы, статей из газет и журналов с последующим обсуждением.

Основные требования к учащимся

- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
- участвовать в анализе произведения; 

- выбирать из данных заглавия к выделенным частям; 

- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
- высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
- учить стихотворения наизусть;

 - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ (ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ) В 5 КЛАССЕ (УО)

№ урока п/п

Тема урока

Дата

1

Устное народное творчество (4 часа)

Что такое устное народное творчество? Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.

2

Пословицы и поговорки.

3

Загадки.

4

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

5

Сказки (19 часов). Русская сказка «Никита Кожемяка»

6

Тофаларская сказка «Как наказали медведя»

7

Башкирская сказка «Золотые руки»

8

Русская сказка «Морозко»

9

Русская сказка «Морозко»- продолжение

10

Русская сказка «Два Мороза»

11

Внеклассное чтение. Русские волшебные сказки

12

Татарская сказка «Три дочери»

13

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

14

Добро и зло в сказке.

15

Волшебство в сказках

16

«Серая Шейка».

17

Литературная сказка по Д. Мамину-Сибиряку.

18

Чтение и анализ частей.

19

Подбор заголовка.

20

Описание и характеристика персонажей

21

Проверка знаний. Обобщение по разделу «Сказки»

22

Картины родной природы (15 часов)

23

По Г. Скребицкому «Июнь»

24

По Г. Скребицкому «Июнь»-продолжение

25

И. Суриков «Ярко солнце светит…»

26

А. Платонов «Июльская гроза»

27

А. Прокофьев «Березка». Ю Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»

28

Обобщение по теме «Лето»

29

По Г. Скребицкому «Сентябрь»

30

По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»

31

К. Бальмонт «Осень». И. Бунин «Первый снег»

32

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать»

33

По В. Астафьеву «Осенние грусти»

34

Обобщение по теме «Осень»

35

Внеклассное чтение. Русские поэты о природе

36

О друзьях-товарищах (12 часов)Ю Яковлев «Колючка». Чтение и анализ.

37

Характеристика героев

38

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

39

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»-продолжение

40

Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома». Чтение и анализ.

41

Характеристика героев. Чтение по ролям

42

В. Медведев «Фосфорический мальчик»

43

В. Медведев «Фосфорический мальчик»-продолжение

44

Л. Воронкова «Дорогой подарок».

45

Чтение и анализ.

Ответы на вопросы

46

Я. Аким «Твой друг»

47

Обобщение по разделу «О друзьях-товарищах»

48

 Басни И.А. Крылова (4 часа) Басня «Ворона и Лисица»

49

Басня «Щука и Кот»

50

Басня «Квартет»

51

Внеклассное чтение. Басни И.А. Крылова

52

Спешите делать добро (13 часов)Н. Хмелик «Будущий олимпиец»

53

О. Бондарчук «Слепой домик»

54

В Осеева «Бабка». Чтение и анализ произведение.

55

Подбор заголовка.

56

Ответы на вопросы по тексту

57

Основные качества характера бабушки

58

Внеклассное чтение. Рассказы В.Осеевой

59

А. Платонов «Сухой хлеб». Чтение.  

60

Анализ произведения

61

В. Распутин «Люся». Чтение и работа над содержанием

62

В. Брюсов «Труд»

63

Р. Рождественский «Огромное небо»

64

Обобщение по разделу «Спешите делать добро»

65

Картины родной природы (7 часов)Ф. Тютчев «Зима». К. Бальмонт «К зиме»

66

Г. Скребицкий «Декабрь»

67

Г. Скребицкий «Всяк по-своему»

68

С. Есенин «Поет Зима-аукает…», «Береза»

69

А.Пушкин «Зимняя дорога»

70

Внеклассное чтение. Зима в музыке и стихах

71

Р.р. Сочинение-описание по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

72

О животных (15 часов)

73

Н. Гарин-Михайловский «Тема и Жучка». Чтение и работа над содержанием

74

А. Толстой «Желтухин». Чтение и анализ произведения.

75

Подбор заголовка.

76

Описание и характеристика персонажей

77

К. Г. Паустовский «Кот Ворюга»

78

Внеклассное чтение. Рассказы К.Г. Паустовского

79

Б. Житков «Про обезьянку». Чтение и работа над содержанием.

80

Подбор заголовка.

81

Описание и характеристика персонажей

82

Э. Асадов «Дачники». Чтение и работа над содержанием.

83

Ответы на вопросы по произведению

84

Ф. Абрамов «Из рассказов Олены Даниловны»

85

С. Михалков «Будь человеком»

86

Обобщение по разделу «О животных»

87

Из прошлого нашего народа (12 часов). По О. Тихомирову «На поле Куликовом» (цикл рассказов).

88

Чтение и беседа по содержанию. Ответы на вопросы

89

Рассказы о войне 1812 года. По С. Алексееву «Бородино»

90

Н. А. Некрасов «Мороз Красный нос»

91

А. Куприн «Белый пудель».

92

Чтение и ответы на вопросы.

93

Подбор заголовка.

94

Характеристика героев

95

Внеклассное чтение. Рассказы А. Куприна

96

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»

97

Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»

98

Обобщение по разделу «Из прошлого нашего народа»

99

Картины родной природы (17 часов) Г. Скребицкий «Март»

100

А. Толстой «Вот ух снег последний в поле тает…»

101

Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»

102

Г. Скребицкий «Весна-Красна»

103

Г. Скребицкий «Грачи прилетели»

104

Г. Скребицкий «Заветный кораблик»

105

Г. Скребицкий «В весеннем лесу»

106

А. Толстой «Детство Никиты» (отрывок из повести)

107

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»

108

А. Блок «Ворона»

109

Е. Серова «Подснежник»

110

И. Соколов-Микитов «Весна»

111

И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…». С. Есенин «Черемуха»

112

Я. Аким «Весна, весною, о весне»

113

Картины природы в живописи. Беседа о художниках-пейзажистах

114

Внеклассное чтение. Русские поэты о весне

115

Обобщение по разделу «Картины родной природы»

116

Из произведений зарубежных писателей (20 часов)

117

В. Гюго «Гаврош» (отрывки). Чтение и беседа по содержанию.

Пересказ и ответы на вопросы. Характеристика главного героя

118

М. Твен

119

«Приключения Тома Сойера».

120

Чтение и работа по содержанию.

121

Подбор заголовка.

122

Чтение по ролям.

123

Характеристика героев.

124

Видеоурок. Просмотр кинофильма «Приключения Тома Сойера». Беседа

125

С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».

126

Чтение и анализ произведения.

127

Подбор заголовка.

128

Чтение по ролям.

129

Пересказ

130

Г.Х. Андерсен «Русалочка».

131

Чтение и беседа по содержанию.

132

Ответы на вопросы.

133

Характеристика героев

134

Внеклассное чтение. Произведения Г.Х.Андерсена

135

Обобщение по разделу «Из произведений зарубежных писателей»

136

Видеоурок. Сказки Г.Х. Андерсена в мультипликации

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ (ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ) В 6 КЛАССЕ (УО)

№ урока п/п

Тема урока

Дата

1

Введение. Общее знакомство с природой (4 часа).

По В. Пескову «Отечество».

2

М.Ножкин «Россия».

3

М.Пришвин «Моя Родина».

4

М.Пришвин «Моя Родина».

5

Золотая осень (21 час)

6

 В.Бианки  «Сентябрь».

7

И.Бунин «Лес, точно терем расписной...»

8

И.Бунин «Лес, точно терем расписной...»

9

Ю.Качаев «Грабитель».

10

Ю.Качаев «Грабитель».

11

Б.Житков «Белый домик».

12

Б.Житков «Белый домик».

13

А.Белорусец «Звонкие ключи».

14

А.Белорусец «Звонкие ключи».

15

К.Паустовский «Заячьи лапы».

16

К.Паустовский «Заячьи лапы».

17

К.Паустовский «Заячьи лапы».

18

Внеклассное чтение.   М. Пришвин «Кладовая солнца», «Лесной хозяин».

19

И.Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».

20

Е.Носов «Хитрюга».

21

Е.Носов «Хитрюга».

22

Обобщающий урок «Беречь и охранять мир природы».

23

В.Бианки «Октябрь».

24

Устное сочинение «Осень в родном крае».

25

Внеклассное чтение.

В.Бианки « Дробинка», « Птичья песенка», «Голубые лягушки».

26

Велика радость – работа. (11 часов)

27

С.Михалков «Будь человеком»

28

Б.Заходер «Петя мечтает».  

29

По Д.Биссету «Слон и муравей». (Сказка.)

30

По Д.Биссету «Кузнечик Денди» (Сказка.)

31

По Д.Биссету «Кузнечик Денди» (Сказка.)

32

Внеклассное чтение. Сказки Д. Биссета.

(В книге «Забытый день рождения»).

33

Урок техники чтения

34

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».

35

Дж.Родари «Пуговкин домик».

36

Дж.Родари «Пуговкин домик».

37

Внеклассное чтение.

Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы».

38

Дж.Родари «Путешествие голубой стрелы».

39

Страницы истории. (12 часов)Илья Муромец и Соловей-разбойник.   (Отрывок из былины).

40

Ф.Глина «Москва». (В сокращении.)

41

В.Бианки «Ноябрь».

42

По С.Алексееву «Без Нарвы не  видать моря».

43

По С.Алексееву «На берегу Невы».

44

Рассказы о русском подвиге.

 По С. Алексееву.

а)Медаль.

б)Гришенька.

45

Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой.

а)Серебряный лебедь.

б)Боевое крещение.

в)День рождения Наполеона.

г)В дни спокойные.

46

Внеклассное чтение.

Л.А.Кассиль « Улица   младшего           сына».

47

Внеклассное чтение.

Л.А.Кассиль « Улица   младшего           сына».

48

Внеклассное чтение.

Л.А.Кассиль « Улица   младшего           сына».

49

Внеклассное чтение.

Л.А.Кассиль « Улица   младшего           сына».

50

Что такое хорошо, что такое плохо (5 часов)По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».

51

Е. Пермяк «Тайна цены».

52

Е. Пермяк «Тайна цены».

53

Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!». ( В сокращении).

54

Перевод с польского Д.Гальпериной «Здравствуйте!». ( В сокращении).

55

Здравствуй, гостья Зима (35 часов)В. Бианки « Декабрь».

56

Е. Благинина

«Новогодние загадки».

57

А.Никитин« Встреча зимы».

(В сокращении).

58

А. Дорохов «Тёплый снег».

59

А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

60

Д. Хармс «Пушкин»

61

В. Бианки «Январь».

62

Х.-К.Андерсен «Ель». (Сказка).

63

Внеклассное чтение.

А.Толстой « Золотой ключик или приключения Буратино».

64

Внеклассное чтение.

А.Толстой « Золотой ключик или приключения Буратино».

65

Внеклассное чтение.

А.Толстой « Золотой ключик или приключения Буратино».

66

Урок техники чтения

67

А.П. Чехов «Ванька».

68

И.Никитин «Весело сияет месяц над селом...»

69

И. Суриков «Белый снег пушистый...»

70

М. Зощенко «Лёля и Минька».

71

Ю. Рытхэу « Пурга».

72

Ю. Дмитриев

 «Таинственный ночной гость».

73

Ю. Дмитриев

 «Таинственный ночной гость».

74

Внеклассное чтение.

В. Бианки. «Сумасшедшая птица», «Морской чертёнок».

75

Внеклассное чтение.

В. Бианки. «Сумасшедшая птица», «Морской чертёнок».

76

В.Бианки «Февраль».

77

С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки)

78

С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки)

79

С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки)

80

С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки)

81

С. Маршак «Двенадцать месяцев». (Отрывки)

82

По Х-К. Андерсену «Снежная королева».

83

По Х-К. Андерсену «Снежная королева».

84

По Х-К. Андерсену «Снежная королева».

85

По Х-К. Андерсену «Снежная королева».

86

По Х-К. Андерсену «Снежная королева».

87

По Х-К. Андерсену «Снежная королева».

88

Обобщающий урок по теме «Зима».

89

Весна – красна (17 часов). С. Смирнов « Первые приметы».

90

В.Бианки  « Март».

91

По В. Пескову « Весна идет».

92

М. Пришвин. «Жаркий час».

93

Г. Скребицкий «Весенняя песня». (Сказка)

94

Г. Скребицкий «Весенняя песня». (Сказка)

95

Г. Скребицкий «Весенняя песня». (Сказка)

96

Внеклассное чтение.

Г. Скребицкий «Длинноносые рыболовы», «Замечательный сторож».

97

В. Жуковский

«Жаворонок».

98

А. Толстой « Детство Никиты». (Отрывок)

99

А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»

100

А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой...»

101

В.Бианки  « Апрель».

102

К. Паустовский « Стальное колечко».

103

К. Паустовский « Стальное колечко».

104

К. Паустовский « Стальное колечко».

105

Урок техники чтения.

106

Рассказы о животных (16 часов)

107

По В.Астафьеву «Злодейка».

108

По В.Астафьеву «Злодейка».

109

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

110

По Е. Барониной «Рассказы про зверей».

111

В. Драгунский «Кот в сапогах».

112

В. Драгунский «Кот в сапогах».

113

Д. Хармс «Заяц и ёж»

114

Внеклассное чтение.

С. Маршак. «Быль- небылица», «Мистер - Твистер» .

115

И. Крылов « Зеркало и Обезьяна».(Басня).

116

По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».

117

По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».

118

По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».

119

По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».

120

По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».

121

По Р. Киплингу « Рикки-Тикки-Тави».

122

Видеоурок. Мультфильм «Рикки-Тикки-Тави»

123

Рассказы, сказки,  стихи для детей. (15 часов)

124

В. Набоков. «Дождь пролетел и сгорел на лету...»

125

В.Бианки « Май».

126

М. Дудин «Наши песни спеты на  войне...»

127

В. Медведев. « Звездолет «Брунька».

128

По К. Паустовскому

«Корзина с еловыми шишками».

129

Внеклассное чтение.

К.Г.Паустовский «Золотой ясень»,  

130

Внеклассное чтение.

К.Г.Паустовский  

«Кот-ворюга», «Прощание с летом».

131

По А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц».

132

По А. де Сент-Экзюпери « Маленький принц».

133

В. Астафьев «Зорькина песня».

134

Рассказ по наблюдениям на тему «Раннее утро».

135

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»

136

Обобщающий урок. Задание на лето.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ (ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ) В 7 КЛАССЕ (УО)

№ урока п/п

Тема урока

Дата

1

Устное народное творчество (15 ч.)

Сказки. Былины. Загадки и пословицы.

Отличительные особенности жанров.

2

Русская народная сказка «Сивка - бурка».

3

Русская народная сказка «Сивка - бурка».

4

Русская народная сказка «Журавль и Цапля».

5

Русская народная сказка «Умный мужик».

6

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

7

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

8

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

9

Устное народное творчество и народные промыслы.

10

Народные песни «Ах,кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой».

11

Пословицы. Загадки.

12

Обобщение по разделу «Устное народное творчество».

13

Внеклассное чтение. Чтение сказки по выбору учащихся.

14

Из произведений русской литературы XIX века (53 часа)

15

А.С. Пушкин. Биография и творчество.

16

«Сказка о царе Салтане…» (в сокращении).

17

«Сказка о царе Салтане…» (продолжение).

18

«Сказка о царе Салтане…» (продолжение).

19

Характеристика героев.

20

Описание чудес.

21

Отличие от народной сказки.

22

Стихотворение «Зимний вечер».

23

«У лукоморья…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»).

24

Поэма А. Пушкина и опера М. Глинки «Руслан и Людмила».

25

Внеклассное чтение. В. Астафьев «Гуси в полынье»

26

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

27

Из истории Бородинского сражения.

28

Стихотворение «Бородино»

29

Стихотворение «Бородино»

30

И.А. Крылов. Русский баснописец. Слово о писателе.

31

Басня «Кукушка и петух».

32

Басня «Волк и Журавль».

33

Басня «Слон и Моська»

34

Обобщение по творчеству И.А. Крылова.

35

Внеклассное чтение. Л. Кассиль «Ночная ромашка».

36

Н.А. Некрасов – великий русский поэт.

37

Стихотворение «Несжатая полоса».

38

Стихотворение «Генерал Топтыгин».

39

Характеристика героев.

40

Описание природы.

41

Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество.

42

Повесть «Кавказский пленник».

43

Повесть «Кавказский пленник».

44

Характеристика героев.

45

Характеристика героев.

46

Описание жизни пленников.

47

Описание жизни пленников.

48

Дружба Жилина и Дины.

49

Р.р.Сочинение «Мой любимый герой».

50

Итоговый урок по творчеству Л.Н. Толстого.

51

А.А Чехов. Слово о писателе.

52

Рассказ «Хамелеон». Юмор и сатира. Смех, насмешка.

53

Характеристика героев. «Говорящие» фамилии.

54

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Каштанка»

55

В.Г. Короленко. Жизнь и творчество.

56

Повесть «Дети подземелья» (в сокращении).

57

Характеристика героев.

58

Характеристика героев.

59

Характеристика героев.

60

Характеристика героев.

61

Смысл названия.

62

«Дурное общество».

63

«Дурное общество».

64

Р.р. Сочинение «Минуты радости и тревоги».

65

Р.р. Сочинение «Минуты радости и тревоги».

66

Обобщение по разделу «Из произведений литературы XIX века».

67

Из произведений русской литературыXX века (62 часа)

68

М.Горький. Слово о писателе.

69

Повесть «Детство» (отрывки).

70

Повесть «Детство» (отрывки).

71

Составление характеристики главного героя.

72

«В людях» (отрывки из повести).

73

«В людях» (отрывки из повести).

74

Сравнение героя в детстве и юности.

75

Составление полной характеристики героя.

76

Внеклассное чтение. Д. Дефо «Робинзон Крузо».

77

М.В. Исаковский. Стихотворения «Детство».

78

«Ветер», «Весна»

79

Р.р. Сочинение «Весна в моем городе».

80

К.Г. Паустовский. Жизнь и творчество.

81

Рассказ «Последний черт».

82

Комичные ситуации.

83

Характеристика героев.

84

Природа и ее обитатели в рассказах К.Паустовского.

85

Внеклассное чтение. К. Паустовский «Жильцы старого дома».

86

Р.р. Природа в произведениях русских писателей.

87

М.М. Зощенко. Слово о писателе.

88

Рассказ «Великие путешественники».

89

Рассказ «Великие путешественники».

90

Р.р. Составление рассказа «Смешной случай в моей жизни»

91

Р.р. Составление рассказа «Смешной случай в моей жизни»

92

К.М. Симонов – военный корреспондент. Портрет писателя.

93

Стихотворение «Сын артиллериста» (отрывки).

94

Стихотворение «Сын артиллериста» (отрывки).

95

Р.р. Рассказ от лица главного героя.

96

В.П. Катаев. Слово о писателе.

97

 Рассказ «Флаг». Главная мысль.

98

«Сын артиллериста» и «Флаг». Сравнение.

99

Внеклассное чтение. А. Гайдар «Судьба барабанщика»

100

Н.И. Рыленков. Слово о поэте.

Стихотворения «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки…», «Все в тающей дымке»

101

Р.р. Поэты о русской природе. Природа в музыке.

102

Ю.И. Коваль. Жизнь и творчество.

103

Рассказ «Капитан Клюквин».

Черты характера писателя в рассказе.

104

Р.р. Составление характеристики по плану.

105

Рассказ «Картофельная собака».

106

Рассказ «Картофельная собака».

107

Составление рассказа от имени собаки.

108

Ю.Я. Яковлев.

109

Рассказ «Багульник».

110

Рассказ «Багульник».

111

Словесный портрет.

112

Внеклассное чтение. В. Бинки «Бешеный бельчонок».

113

Р.П. Погодин. Слово о писателе.

114

Р.П. Погодин. Слово о писателе.

115

Рассказ «Время говорит - пора».

116

Авторское понимание «веселого человека».

117

А.Г. Алексин. Слово о писателе.

118

«Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

119

«Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

120

«Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»)

121

К.Я. Ваншенкин. Стихотворение «Мальчишка».

122

К.Я. Ваншенкин. Стихотворение «Снежки».

123

Рассказы писателей в кинематографе. Просмотр и обсуждение фильма «Пограничный пес Алый».

124

Рассказы писателей в кинематографе. Просмотр и обсуждение фильма «Пограничный пес Алый».

125

Рассказы писателей в кинематографе. Просмотр и обсуждение фильма «Пограничный пес Алый».

126

Рассказы писателей в кинематографе. Просмотр и обсуждение фильма «Пограничный пес Алый».

127

Внеклассное чтение. А.А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители».

128

Обобщение по разделу.

129

Р.р. Составление рассказа о понравившемся произведении.

130

Р.р. Составление рассказа о понравившемся произведении.

131

Повторение (6 часов)

132

Читательский дневник.

Составление и заполнение.

133

Читательский дневник.

Составление и заполнение.

134

Урок-викторина «Что мы узнали за год?»

135

Экскурсия в библиотеку.

136

Что читать летом?

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЧТЕНИЮ (ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ) В 8 КЛАССЕ (УО)

№ урока п/п

Тема урока

Дата

1

 Устное народное творчество. Сказки (8 часов)

2

Сказки. Волшебное кольцо (русская народная сказка).

3

Волшебное кольцо (русская народная сказка).

4

Пословицы и поговорки.

5

Баллады. Перчатка (повесть). В.А.Жуковский.

6

Нашла коса на камень. И.З.Суриков.

7

Былины

8

Садко

9

Произведения русских писателей 19 века (39 часов)

Александр Сергеевич Пушкин. Биография

10

Публичное испытание. М.Я. Басина

11

Записки о Пушкине (Отрывок). И.И.Пущин.

12

Зимнее утро. Памятник

13

И.И.Пущину. Няне. Сожжён-ное письмо (отрывок). «Я вас любил…»

14

Сказка о попе и работнике его Балде.

15

Сказка о попе и работнике его Балде.

16

Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография.

17

Смерть поэта (отрывок).

18

Родина (отрывок). Парус.

19

Сосна.

20

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки).

21

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки).

22

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (отрывки).

23

Иван Андреевич Крылов. Биография.

24

Волк на псарне.

25

Осёл и соловей. Муха и пчела.

26

Николай Алексеевич Некрасов. Биография.

27

Размышления у парадного подъезда (отрывок).

28

В полном разгаре страда деревенская… (отрывок).

29

Мороз, красный нос  (отрывок).

30

Русские женщины (отрывок).

31

Русские женщины (отрывок).

32

Иван Саввич Никитин. Биография.

33

Русь  (отрывок).

34

Утро на берегу озера

35

Иван Сергеевич Тургенев. Биография.

36

Муму (в сокращении). I часть

37

Муму (в сокращении). Ii часть.

38

Муму (в сокращении). Iii часть.

39

Муму (в сокращении). Iv часть.

40

Муму (в сокращении). V часть.

41

Муму (в сокращении). Vi часть.

42

Муму (в сокращении). Vii часть.

43

Муму (в сокращении). Viii часть.

44

Лев Николаевич Толстой. Биография.

45

После бала (в сокращении). I часть

46

После бала (в сокращении). Ii часть

47

Внеклассное чтение. А.П. чехов. Тонкий и толстый

48

Произведения русских писателей 1 половины  20 века (37 часов)

А. П. Чехов. Биография

49

Лошадиная фамилия.

50

Владимир Галактионович Короленко. Биография.

51

Слепой музыкант (отрывки). I часть.

52

Слепой музыкант (отрывки). Ii часть.

53

Слепой музыкант (отрывки). Iii часть.

54

Слепой музыкант (отрывки). Iv часть.

55

Слепой музыкант (отрывки). V часть.

56

Слепой музыкант (отрывки). Vi часть.

57

Слепой музыкант (отрывки). Vii часть.

58

Слепой музыкант (отрывки). Viii часть.

59

Слепой музыкант (отрывки). Ix часть.

60

Слепой музыкант (отрывки). X часть.

61

Слепой музыкант (отрывки). Xi часть.

62

Максим горький. Биография.

63

Макар Чудра (отрывок).

64

Макар Чудра (отрывок).

65

Сергей Александрович Есенин. Биография.

66

«Спит ковыль…».

67

«Отговорила роща золотая…»

68

«Пороша.»

69

Андрей Платонович Платонов. Биография.

70

Разноцветная бабочка (сказка).

71

Разноцветная бабочка (сказка).

72

Алексей Николаевич Толстой. Биография

73

Русский характер.

74

Русский характер.

75

Русский характер.

76

Русский характер.

77

Русский характер.

78

Русский характер.

79

Русский характер.

80

Русский характер.

81

Николай Алексеевич Заболоцкий. Биография.

82

Творчество поэта

83

Некрасивая девочка.

84

Некрасивая девочка.

85

Произведения русских писателей 2-ой половины  20 века (52 часа)

86

Константин Георгиевич Паустовский. Биография.

87

Телеграмма (в сокращении). 1 часть.

88

Телеграмма (в сокращении). 1 часть.

89

Телеграмма (в сокращении). 2 часть.

90

Телеграмма (в сокращении). 2 часть.

91

Рувим Исаевич Фраерман. Биография.

92

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). I часть.

93

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). I часть.

94

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). I часть.

95

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). I часть.

96

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 2 часть.

97

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 3  часть.

98

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 3 часть.

99

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 4 часть.

100

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 4 часть.

101

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 4 часть.

102

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 5 часть.

103

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 5 часть.

104

Дикая собака динго, или повесть о первой любви (отрывки). 5 часть.

105

Внеклассное чтение. В. Катаев "Повесть о настоящем человеке"

106

В. Катаев "Повесть о настоящем человеке"

107

Лев Абрамович Кассиль. Биография.

108

О творчестве писателя

109

Пекины бутсы. 1 часть.

110

Пекины бутсы. 1 часть.

111

Пекины бутсы. 2 часть.

112

Пекины бутсы. 2 часть.

113

Пекины бутсы. 3 часть.

114

Пекины бутсы. 3 часть.

115

Александр Трифонович Твардовский. Биография.

116

Василий Тёркин (отрывки из поэмы). Гармонь.

117

Василий Тёркин (От-рывки Из Поэмы). «Кто Стрелял?»

118

Василий Тёркин (Отрывки из поэмы). В наступлении.

119

Василий Макарович Шукшин. Биография..

120

Гринька Малюгин (в сокращении). 1 часть

121

Гринька Малюгин (в сокращении). 2 часть.

122

Гринька Малюгин (в сокращении). 2 часть.

123

Гринька Малюгин (В Сокращении). 3 часть.

124

Гринька Малюгин (в сокращении). 3 часть.

125

Виктор Петрович Астафьев. Биогра-фия.

126

Далёкая и близ-кая сказка (глава из повести «последний поклон»)

127

Радий Петрович Погодин. Биография. Альфред. I часть.

128

Альфред. I часть.

129

Альфред. 2 часть.

130

Альфред. 3 часть.

131

Альфред. 4часть.

132

Альфред. 5 часть.

133

Альфред. 6 часть.

134

Алексей Александрович Сурков. Биография.

135

Родина.

136

Итоговый урок

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО  ЧТЕНИЮ (ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ) В 9 КЛАССЕ (УО)

№ урока п/п

Тема урока

Дата

1

Устное народное творчество (5 часов)

 Вводное занятие.

2

Русские народные песни. Колыбельная. За морем синичка не пышно жила

3

Былины. На заставе богатырской (в сокращении).

4

Сказки. Сказка про Василису премудрую. Русская народная сказка (В сокращении).

5

Сказки. Лиса и тетерев. Русская народная сказка

6

Из произведений русской литературы 19 века (39 часов)

7

Василий  Андреевич Жуковский. Биография.

8

Жуковский. Три пояса (В сокращении)

9

Иван Андреевич Крылов. Биография

10

Кот и повар (В сокращении)

11

Александр Сергеевич Пушкин. Биография

12

Руслан и Людмила. Поэма (В сокращении). Песнь первая

13

Руслан и Людмила. Поэма (В сокращении). Песнь вторая

14

Руслан и Людмила. Поэма (В сокращении). Песнь третья

15

Барышня-крестьянка (В сокращении)

16

Барышня-крестьянка (В сокращении)

17

Вспоминаем прочитанное. Урок-викторина

18

Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография

19

Тучи

20

Баллада

21

Морская царевна (В сокращении)

22

Морская царевна (В сокращении)

23

Вспоминаем прочитанное. Урок-викторина

24

Николай Васильевич Гоголь. Биография

25

Майская ночь, или Утопленница (Отрывки в сокращении). I Ганна

26

Майская ночь, или Утопленница (Отрывки в сокращении). V Утопленница.

27

Майская ночь, или Утопленница (Отрывки в сокращении). VI Пробуждение

28

Вечера на хуторе близ Диканьки. Заколдованное место (вн. чтен.)

29

Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь перед Рож-деством (вн. чт.)

30

Николай Алексеевич Некрасов. Биография

31

Рыцарь на час  (Отрывки)

32

Саша (Отрывок)

33

Вспоминаем прочитанное. Урок-викторина

34

Афанасий Афанасьевич Фет. Биография

35

На заре ты её не буди

36

Помню я: старушка няня…

37

Это утро, радость эта…

38

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы» (В сокращении).

39

Внеклассное чтение. Л.Н.Толстой. «Севастопольские рассказы» (В сокращении).

40

Антон Павлович Чехов. Биография

41

Злоумышленник  (В сокращении).

42

Пересолил

43

Внеклассное чт. Дом с мезонином (В сокращении)

44

Вспоминаем прочитанное. Урок-викторина

45

Из произведений русской литературы 20 века (79 часов)

Максим Горький. Биография

46

Песня о Соколе (В сокращении). I

47

Песня о Соколе (В сокращении). II

48

Внеклассное чтение. «Мои университеты» (В сокращении).

49

Внеклассное чтение. «Мои университеты» (В сокращении).

50

Внеклассное чтение. З.Воскресенская «Сердце матери» (В сокращении).

51

Владимир Владимирович Маяковский. Биография.

52

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. (В сокращении).

53

Марина Ивановна Цветаева. Биография

54

Красною кистью

55

Вчера ещё в глаза глядел

56

Внеклассное чтение. Стихи

57

Внекл. чтение. А.А.Ахматова. Стихотворение

58

Константин Георгиевич Паустовский. Биография

59

Стекольный мастер

60

Внекл. чтение. «Великий ска-зочник», «Исаак Левитан».

61

Внекл. чтение. «Во глубине Рос-сии», «Разливы рек».

62

Вспоминаем прочитанное. Урок-викторина.

63

Сергей Александрович Есенин. Биография.

64

Нивы сжаты, рощи голы

65

Собаке Качалова

66

Внеклассное чтение. Стихотворения

67

Внеклассное чтение. Стихотворения

68

Внеклассное чтение. М.М.Зощенко. Рассказы

69

Внеклассное чтение. М.М.Зощенко. Рассказы

70

Внеклассное чтение. М.М.Зощенко. Рассказы

71

Михаил Александрович Шолохов. Биография

72

Судьба человека (Отрывки в сокращении).

73

Судьба человека (Отрывки в сокращении).

74

Судьба человека (Отрывки в сокращении).

75

Судьба человека (Отрывки в сокращении).

76

Судьба человека (Отрывки в сокращении).

77

Внеклассное чтение. Бондарев Ю.В. «Последние залпы» (Отрывки в сокращении).

78

Внекл. чтение. Бондарев Ю.В. «Горячий снег» (Отрывки в сокращении).

79

Внекл. чтение. Бондарев Ю.В. «Горячий снег» (Отрывки в сокращении).

80

Евгений Иванович Носов. Биография.

81

Трудный хлеб.

82

Трудный хлеб.

83

Трудный хлеб.

84

Внеклассное чтение. Ф.А.Искандер. «Сандро из Чегема» (В сокращении).

85

Внеклассное чтение. Ф.А.Искандер. «Сандро из Чегема» (В сокращении).

86

Внекл. чтение. Ф.А.Искандер. «Сандро из Чегема» (В сокращении).

87

Внекл. чтение. Ф.А.Искандер. «Сандро из Чегема» (В сокращении).

88

Николай Михайлович Рубцов. Биография.

89

Тихая моя родина (В сокращении).

90

Тихая моя родина (В сокращении).

91

Русский огонёк (В сокращении).

92

Русский огонёк (В сокращении).

93

Зимняя песня.

94

Зимняя песня.

95

Внеклассное чтение. В.Быков. «Обелиск» (В сокращении).

96

Внеклассное чтение. В.Быков. «Обелиск» (В сокращении).

97

Внеклассное чтение. В.Быков. «Обелиск» (В сокращении).

98

Внекл.чтение. В.Быков. «Альпийская баллада» (В сокращении).

99

Внекл. чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» (В сокращении).

100

Внекл. чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» (В сокращении).

101

Внекл. чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» (В сокращении).

102

Внекл.чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» (В сокращении).

103

Внекл. чтение. Б.Васильев. «А зори здесь тихие» (В сокращении).

104

Юрий Иосифович Коваль. Биография

105

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава первая.

106

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава первая.

107

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава первая.

108

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава вторая.

109

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава вторая.

110

Приключения Васи Куролесова (Отрывок).  Глава вторая.

111

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава третья.

112

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава третья.

113

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава четвёртая.

114

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава пятая.

115

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава пятая.

116

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава шестая.

117

Приключения Васи Куролесова (Отрывок). Глава седьмая.

118

Внекл.чтение. Шукшин В.М. «Кляуза»

119

Внекл.чтение. Шукшин В.М. «Мечты»

120

Внекл.чтение. Шукшин В.М. «Чужие».

121

Внекл.чтение. Шукшин В.М. «Жил человек».

122

Внекл.чтение. Шукшин В.М.  «Привет Сивому».

123

Внекл.чтение. А.А.Сурков. Стихотворения…

124

Из призведений зарубежной литературы (13 часов)

125

Роберт Луис Стивенсон. Биография. 

Вересковый мёд (В сокращении).

126

Вересковый мёд (В сокращении).

127

Вересковый мёд (В сокращении).

128

Эрнест Сетон-Томпсон. Биография.

129

Снап. История бультерьера   (Отрывок в сокращении) I.

130

Снап. История бультерьера   (Отрывок в сокращении) II.

131

Снап. История бультерьера   (Отрывок в сокращении) III

132

Джеральд Даррелл. Биография

133

Живописный жираф (Отрывок в сокращении).

134

Внеклассное чтение. Жюль Верн. Биография

135

«Таинственный остров» (В сокращении).

136

Итоги года

Учебно-методическая литература

5 класс

Чтение

З. Ф. Малышева

«Просвещение»

6 класс

Чтение

И. М. Бгажнокова,

Е. С. Погостина

«Просвещение»

7 класс

Чтение

А. К. Аксенова

«Просвещение»

8 класс

Чтение

З. Ф. Малышева

«Просвещение»

9 класс

Чтение

А.К. Аксенова, М. И.Шишкова

«Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (интеллектуальными нарушениями) на 2016 - 2026 годы

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана на основе федерального государственного...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ) на 2019-2024 годы УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Данная рабочая программа и календарно-тематическое планирование учебного курса "Русский язык". Цель - обучение детей с лёгкой умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями навыкам г...

Рабочая программа Для обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжёлыми и множественными нарушениями развития). Математические представления 5 класс.

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный  государственный образовательный стандарт ...

Приложение к Адаптированной основной общеобразовательной программе с лёгкой умственной отсталостью для обучающихся 5 -9 классов

Адаптированная основная  программа (далее ― АОП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма...

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям)

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям : разделы, касающиеся коррекционной работы по курсу "Сенс...

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы

Рабочая программа основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) "Чтение(литературное чтение)" 5-9 классы...