Урок литературы в 5 классе "Искусство - это подлинная красота" (по сказке Г.-Х. Андерсена "Соловей" )
методическая разработка по литературе (5 класс)

Васильева Нина Феликсовна

Тема урока: "Искусство - это подлинная красота". Подлинное искусство – это настоящая, живая жизнь, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками, но которую можно почувствовать сердцем, душой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_lit-re_v_5_kl._po_skazke_g.-h._andersena_solovey.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 5 классе

Тема:

«Искусство – это подлинная красота»

(по сказке Г.-Х. Андерсена «Соловей»)

Технология объяснительно-иллюстративной деятельности

с элементами ТРКМ

Учитель: Васильева Н.Ф.

Санкт-Петербург

2017


Тема урока «Искусство – это подлинная красота»

Цели урока:

  1. Выявить идейное содержание сказки «Соловей» Г.-Х. Андерсена.
  2. Развивать умения и навыки анализа литературного произведения (элементы подготовки к ЕГЭ).
  3. Воспитывать чувство прекрасного, видение истинной красоты в природе, любовь к искусству.

Оформление доски

Портрет Г.-Х. Андерсена, виды Копенгагена, фото памятника Г.-Х. Андерсену

Тема урока:

«Искусство – это подлинная красота»

Задачи урока :

1.

2.

3.

Иллюстрации к сказкам Г.-Х. Андерсена

На оборотной

стороне – домашнее задание

Оборудование к уроку:

  • Портрет Г.-Х. Андерсена – фото
  • Виды Копенгагена, памятник Андерсену – фото
  • Рисунки детей к сказкам Андерсена
  • Изображение соловья – фото, видео
  • Выставка книг «Сказки Андерсена»
  • Звукозапись пения соловья
  • Таблицы, кластеры, синквэйны – демонстрируются через ПК
  • Раздаточный материал для учеников

Ход урока.

Слово учителя:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в страну Данию, к великому сказочнику, известному во всем мире – Гансу-Христиану Андерсену. Вспомним некоторые страницы его сказок, услышим его голос, веселый и грустный, добрый и ироничный.

А еще мы с вами поговорим об искусстве, о красоте. Итак, тема урока «Искусство – это подлинная красота» (запись в тетрадь). Цель нашего урока – ответить на вопросы (задачи урока на доске):

  1. Что входит в понятие «красота» и «красивость»?
  2. Всегда ли люди оценивают настоящую красоту?
  3. Как отвечает на вопрос «Что есть красота?» Г.-Х. Андерсен в сказке «Соловей»?

Итак, мы начинаем.

И поможет нам вести этот разговор человек, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч, а – Ганс-Христиан Андерсен (портрет).

Родился Андерсен в Дании, в старинном городке Оденсе, в семье сапожника (виды Копенгагена). Его детство проходило среди самых обыкновенных, простых людей, в самом обыкновенном бедном жилище, но не было такой обыкновенной вещи, которая не превращалась бы для него в чудо: игрушки устраивают бал, воротничок собирается жениться, старый уличный фонарь важно лежит в кресле возле теплой печки. Вы, конечно, узнаете сказки лучшего сказочника мира – Г.-Х. Андерсена.

I фаза урока: «Вызов»

Слово учителя:

-Из какой сказки этот разговор? О ком идет речь?

«- У нее только две ножки. Какое убожество!

- У нее нет даже усиков!

- Какая у нее тонкая талия! Фи, она похожа на человека!

 - Как она некрасива! – твердили в один голос все дамы.»

- Конечно, вы узнали «Дюймовочку». А вы согласны с мнением всех дам, что Дюймовочка так некрасива, что она такое убожество?

А что, по-вашему, красиво в этой девочке?

(поступки, она радуется чужому счастью, не завидует)

Составление кластера и викторина

-Ребята, как вы думаете, что такое красота? Какие ассоциации у вас возникают в связи с этим понятием?

Составляем кластер № 1 – запись в тетради «Что есть красота?». Попросим помочь нам в этом героев сказок Андерсена, которых вы должны угадать.

Угадай героя и сказку

1)  Из яйца вылупился птенец… Но какой же он был безобразный!    На птичьем дворе его сразу невзлюбили. Обижали решительно все: клевали, толкали, дразнили.

     « Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, а даже лучше других. Вырастет – похорошеет», - заступалась утка-мама.

                                                                        («Гадкий утенок»)

2)  Пришлось мне с той поры побывать и в обществе жаб, и майских жуков, и полевой мыши, и слепого крота, и ласточки… Одни из них были мало симпатичными. Другие – добрыми, отзывчивыми, приветливыми. Особенно – благодарная ласточка, которой я помогла в страшную холодную зиму…

                                                                       («Дюймовочка»)

3) А помните ту грустную и прекрасную историю о Любви, Верности и Смерти во имя возлюбленного? Послушайте: «Как хорошо: он попадет теперь к нам на дно! И я смогу… Но ведь он…он умрет…Ведь люди не могут жить под водой …Нет, нет, он не должен умереть! Как я люблю его! На все бы я пошла – только бы навеки рядом с ним и обрести бессмертную, как у людей, душу!»

                                                                            («Русалочка»)

4)  Ах, как долго я спала! И какие чудные сны видела! Скорлупа грецкого ореха служила мне колыбелью, голубые фиалки – матрацем, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так прелестно, так мило!

                                                                             («Дюймовочка»)

5)  На следующий день, когда служанка выгребала золу, она нашла в топке оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала – почернела, как уголь.

                                                  («Стойкий оловянный солдатик»)

Ребята угадывают героев сказок Андерсена по их описаниям, называют душевные качества, которыми они были красивы, и составляют кластер:

красота – доброта, отзывчивость, приветливость, благодарность, радость (слова высвечиваются на экране).

Словарная работа

Учитель:

-Ребята, дома вы смотрели в словаре, что обозначает слово «красота».

Заранее подготовившийся ученик читает: «Красота. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение, совершенство, гармония»

Учитель:

- Но у нас в русском языке есть еще одно слово – «красивость». Как вы думаете, «красота» и «красивость» - это одно и то же?

А как это понятие толкует словарь?

Ученик продолжает читать: «Красивость. Чисто внешняя красота, украшения, с притязаниями на красоту». (Записи демонстрируются на экране)

Учитель:

- Попросим помочь нам разобраться в этих непростых понятиях Г.Х. Андерсена.

По-разному приходит Андерсен к вам, ребята. То он тихонько прокрадывается в комнату и навевает вам чудесные сны. То сказка приплывает вместе с Дюймовочкой на листе кувшинки, то принесется в карете вместе со Снежной Королевой. А сегодня к нам на урок сказка прилетит на крыльях маленькой птицы – соловья.

«Дело было давно, конечно, но потому-то и стоит послушать эту историю, пока она совсем не забудется!» - писал Андерсен.

И мы попытаемся понять, почему для автора так важно, чтобы эта история не забылась. Давайте перенесемся в мир сказки, которая так и называется – «Соловей». Откройте тексты.

Работа с текстом сказки

II фаза урока: «Осмысление» (анализ текста)

Слово учителя:

« В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все подданные – китайцы…» Где происходит действие сказки? (в Древнем Китае, в чудесном дворце императора).

Что было самым чудесным в его владениях? (Соловей)

Знал ли император, что в его владениях живет соловей? (нет)

Как же так получилось, что весь мир знал о соловье, о нем даже писали в книгах, а император не знал? Не кажется ли вам, что соловей и обитатели дворца живут в каких-то разных мирах? Опишите эти миры по плану: где живут, что видят, что слышат соловей и император.

Заполняется таблица № 1с помощью текста сказки.

Таблица № 1

Соловей

Император и его придворные

Где живут?

Густой лес

Чудесный дворец

Что видят?

Голубые озера, берег синего моря

Хрупкий дворец (гипербола)

Что слышат?

Шум моря, плеск волн, шелест листьев

Звон колокольчиков, привязанных к цветам

Вывод

Естественная, настоящая красота живой природы

Внешняя искусственная красота дворца

Красота

Красивость

 Делаем выводы:

  • красота императорского дворца – это внешняя, искусственная красота.
  • мир соловья – это естественная, настоящая красота живой природы.

Подводим итог:

 Кто живет в мире красоты, а кто в мире красивости? Ребята высказывают свое мнение.

Какими же словами теперь мы можем дополнить кластер?

Записываем: настоящее, естественное, живое, натуральное, природа (душа).

Такую красоту можно назвать искусством.

Беседа по сказке «Соловей».

-И вот соловей приглашен во дворец, чтобы очаровать его величество своим пением.

Как воспринял пение соловья император?

Почему соловей отказался от награды?

Кто еще плакал от пения соловья?

Ребята находят ответы на вопросы в тексте сказки

-Почему пение соловья вызывает слезы?

Настоящее красивое пение – это искусство. Оно воздействует на человека и вызывает различные чувства: и у нас появляются слезы – это могут быть слезы тоски, печали, горя, а могут быть слезы радости, счастья. «Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца», - говорит соловей.

А может, кому-то из вас приходилось испытывать такое чувство, что появлялись слезы на глазах?

Ребята, кто-нибудь из вас слышал пение соловья? Как оно называется? (Трели) Хотите послушать?

Тогда тишина – и слушаем соловьиные трели.

Запись с пением соловья, на экране фото соловья.

Понравилось? Это красиво? Это искусство? Живое? А в чем его сила?

(Только настоящее искусство способно затронуть душу, способно победить те злые силы, которые бывают в человеке. Только настоящее искусство делает человека лучше, чище, красивее).

Работа в парах

Однажды императору доставили большой пакет с надписью «Соловей», подарок японского императора. Так в сказке появляется еще один соловей. Что же это была за птица? Красивая? А как она пела? Перед вами на парте два листа, где написано «настоящий соловей», «искусственный соловей» и карточки с характеристикой птиц. Вы работаете в парах, распределяя карточки на соответствующие листы, как вы считаете нужным, и делаете вывод.

Карточки для сравнения

Жил в ветвях деревьев, нависших

над водой

Его пением заслушивался рыбак,

забывая о своих заботах

Маленькая серенькая птичка

Пение его так и хватало за сердце, а

на глазах выступали слезы

Пел по-своему, неповторимо

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

На шейке у него была ленточка с надписью

Пел, как заведенная шарманка

Весь так и блестел драгоценностями

Можно разобрать его и показать его внутреннее устройство

Внешне не красив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.

Искусственный соловей красив только внешне, внутри у него механизм, он – творение человеческих рук, подражание природе, истинному искусству.

Ребята работают в парах и делают вывод:

  • настоящий соловей внешне некрасив, а красив внутренне. Живой соловей – это творение природы, а живой голос – это настоящее искусство.
  • искусственный соловей – красив только внешне, внутри у него механизм. Он – творение человеческих рук, подражание природе, подражание истинному искусству.

III фаза урока:  «Рефлексия»

Слово учителя:

-Давайте еще раз поразмышляем, почему Андерсен просил нас не забывать эту сказку? Какова главная ее мысль?

 Сказка очень интересна и поучительна. Лишенный блеска соловей оказывается сильнее и свободнее самого императора. Основная идея сказки заключается в бессмертии подлинного искусства и невозможности его замены никаким механизмом.

Составление синквейна

Итак, подлинное искусство – это настоящая, живая жизнь, которую не увидеть из стен дворца и которую не заменят никакие цветы с хрустальными колокольчиками, но которую можно почувствовать сердцем, душой.

Вы согласны с этим?

Тогда я попрошу вас подтвердить свое мнение в синквейне (пишем в тетрадях)

Пример ученической работы:

Красота

Истинная, внутренняя, душевная, природная

Спасает, радует, живет, очищает, возвышает

Счастье дарит всем, способна победить злые силы

Жизнь

Домашнее задание:

  1.  Всем: найти и записать эпиграф к уроку (высказывания о красоте и искусстве).

Групповые задания:

  1. Для тех, кто уверен в своих силах: написать эссе на тему «Дивная сила искусства».
  2. Для тех, кто хочет попробовать свои силы: поделиться своими впечатлениями о сказке «Соловей», задать вопросы, появившиеся после прочтения сказки, сделать иллюстрации.

Заключительное слово учителя.

Вот и закончилась наша сказка. А может быть, это была и не сказка…Возможно, лучший сказочник мира просто отправился в дальнее путешествие на сказочном ковре-самолете...облетает землю. Смеется над голыми королями и принцессами на горошине, учит в непривлекательном утенке видеть прекрасного лебедя; растапливать лед в сердцах людей?

Сегодня он прилетал к нам…

Посмотрите в окно!

Видите, как поднимается в небо сказочный ковер?

…Теперь вы знаете, кто стал королем, не имея короны; кто покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.

Я желаю вам, чтобы вы захотели навсегда сохранить в своей домашней библиотеке сказки Андерсена и имели возможность в любое время их перечитать, даже когда будете взрослыми.

Выставка книг Г.Х. Андерсена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе "В гостях у сказки"

Цель урока: обобщить полученные обучающимися знания о народных и литературных сказках, закрепить теоретические сведения о строении сказок, использовании в них постоянных эпитетов; развитие творческих ...

Урок литературы в 5 классе А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

А. С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».  Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке....

Методическая разработка к уроку литературы «В чем заключается истинная красота?» (по сказке В.В. Вересаева «Состязание»).

Добрая и поучительная сказка В. Вересаева "Состязание" посвящена одной из вечных тем мирового искусства - красоте. Создается впечатление, что писатель заставляет задуматься читателей над вопросом о ис...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Урок литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Листок»".

Технологическая карта урока литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии с миром в стихотворении М.Ю.Лермонтова "Листок""...

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы")

Презентация к уроку литературы в 6 классе "Тема красоты и гармонии человека с миром" (по восточному сказанию М.Ю.Лермонтова "Три пальмы") содержит интересный наглядный материал, по...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...