Конспект по чтению "А.П. Чехов "Злоумышленник"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Тарубарова Анна Андреевна

Конспект по чтению для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 9 класса 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chteniyu_chehov.docx17.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока: «Чехов «Злоумышленник»

Класс 9А

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом А.П. Чехова «Злоумышленник»

Задачи:

  • формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям; умение выделять главную мысль произведения, давать характеристику героям;
  • корригировать внимание, логическое мышление, речь учащихся;
  • воспитывать интерес к чтению.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Проверка домашнего задания.

С каким писателем мы познакомились на прошлом уроке? (А.П.Чехов)

Составим кластер по биографии Чехова А.П.

3.Работа над новым материалом.

  Введение в тему

Какие из этих произведений А.П.Чехова вы прочитали?

Какое произведение осталось?

Читали вы его?

Сообщение темы.

Сегодня мы познакомимся с рассказом А.П.Чехова «Злоумышленник».

Давайте подумаем, из каких двух слов состоит это слово? что значит слово ЗЛОУМЫШЛЕННИК (Злой умысел, т.е. что-то сделанное нарочно, с целью навредить)

Злоумышленник – это человек, совершивший преступление, которое он заранее задумал.

Создание проблемной ситуации.

  • Как вы считаете о ком будет рассказ с таким названием? Как вы считаете, почему рассказ так называется?

Первичное чтение

Правы вы или нет, мы узнаем, прочитав рассказ.

Чтение рассказа учителем.

Словарная работа.

Объясните значение слов

  - живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;

 - выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

 - учинить – сделать, совершить;

 - недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

 - умысел – заранее обдуманное намерение;

 Беседа по первичному восприятию.

  • Определи, какой это рассказ: грустный или весёлый. Объясни свою точку зрения.
  • Как звали главного героя рассказа?
  • Как вы считаете, почему рассказ так называется?

Главный герой - Денис Григорьев действительно совершил зло. И именно он назван злоумышленником.

«Является ли Денис Григорьев злоумышленником?»

Попробуем разобраться.

Я предлагаю вам побывать в роли героев, окунуться в данную ситуацию и прочитать это произведение по ролям.

Чтение рассказа по ролям учащимися.

Анализ прочитанного.

  • За что был арестован Денис?
  • Как он объясняет свой поступок?

Давайте с вами посмотрим отрывок из фильма и ответим на вопрос:

«Понимал ли он, к чему это может привести?»

  • Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий?
  • Какой приговор мог получить человек, отвинчивающий гайки?  (Найдите в рассказе и прочитайте.)
  • Почему Денис не понимал , что его действия могут привести к гибели людей?

Давайте с вами составим портрет Дениса.

Найдите в тексте словосочетания, которые наиболее ярко характеризуют героя.  Слайд.(стёрка)

Набросаем детали портрета

Маленький чрезвычайно тощий          (Трудная,  голодная жизнь)

Изъеденное рябинами лицо                    (Тяжёлые болезни)

Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы (О дремучести)

Какие выводы можно сделать о его социальном положение?

Чтобы представить полную картину портрета главного героя,

давайте сравним речь следователя и Дениса (Внимание на экран. )

  • Распредели реплики
  • Давайте посмотрим и сделаем вывод

Чем отличается речь Дениса от речи следователя? (Следователь говорит грамотно, а Денис – простонародно).

Вывод. Денис был «тёмный», необразованный человек.

Мог ли такой человек понимать, что его действия могут привести к гибели людей?

Является  ли Денис Григорьев злоумышленником? 

  • Считает ли его злоумышленником следователь?  
  • А вы как вы считает.
  • Кто виноват, что Денис стал злоумышленником?
  • Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен?

Вывод.Дать простым людям образование и создать все условия, необходимые для работы.

Постарайтесь определить авторскую позицию:

  •  писатель гневно обличает преступника,
  • смеётся над необразованным мужиком…

  • В нашей жизни встречаются так Денисы Григорьевы?
  • Ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия ?

Тысячи таких Денисов думают только о сиюминутной выгоде и не задумываются о последствиях. Отвинтил, отпилил, разобрал, а дальше хоть потоп! Люди гибнут из-за настоящих злоумышленников и злоумышленников по глупости! 
Домашнее задание. Стр. 150-155

Рефлексия.

Какой урок я вынес для себя из ситуации, представленной Чеховым.

 «ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...