учебные материалы для работы по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Котлярова Ирина Сергеевна

работа над сочинением: "Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев"; тест по рассказу Толстого Л.Н. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Сочинение. Жилин и Костылин : сравнительная характеристика героев. (по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

Слайд 3

Жилин

Слайд 4

Костылин

Слайд 5

ЦИТАТЫ # в_тему «А Костылин , заместо того чтобы подождать, только увидал татар — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит». « Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал»

Слайд 7

План 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен) 2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп? 2.3. Как ведут себя герои в плену? 2.4. Как ведут себя герои во время побега? 2.5. Как сложилась судьба героев? 3. Заключение. 3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Слайд 8

Варианты вступления: Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение ? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Слайд 9

Основная часть: Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе… «Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин », - так начинается рассказ. Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат…

Слайд 10

Варианты заключения: Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность. Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени. Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Слайд 11

Варианты заключения: Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « ... не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин : « А Костылин , заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости ». Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

Слайд 12

Варианты заключения: Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость. Мне кажется, все зависит от характера человека. Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера. Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Слайд 13

План 1. Вступление 2. Основная часть 2.1. Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен) 2.2. Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп? 2.3. Как ведут себя герои в плену? 2.4. Как ведут себя герои во время побега? 2.5. Как сложилась судьба героев? 3. Заключение. 3.1. Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Слайд 15

Тест по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Слайд 16

1. Действие рассказа происходит: а ) летом б ) весной в ) осенью;

Слайд 17

2 . Жилин поехал домой: а ) жениться б ) лечиться, в ) проведать старую мать;

Слайд 18

3. Жилин поехал: а ) один б ) с обозом в ) вдвоем с Костылиным ;

Слайд 19

4 . Офицеры оказались одни, потому что: а ) они поехали вдвоем б ) других всех убили в ) обоз шел медленно, они не хотели ждать;

Слайд 20

5 . Костылин попал в плен: а ) вместе с Жилиным б ) отдельно от него в ) он не попал в плен;

Слайд 21

6 . Какой выкуп требовали изначально за Жилина? а ) 3000 монет б ) 50 монет в)100 руб.

Слайд 22

7 .Какой срок для выкупа дал хозяин Жилину и Костылину ? а ) 2 недели, б ) 1неделю, в ) месяц

Слайд 23

8. Пленных держали: а ) в сарае б ) в доме в ) в мечети.

Слайд 24

9 . Жилин лепил кукол: а ) из хлеба б ) из глины в ) из пластилина;

Слайд 25

10 . Офицеры были в плену: а) неделю б ) меньше месяца в ) больше месяца;

Слайд 26

11 . Жилин вновь решается на побег, потому что а ) Костылину стало лучше б ) с него сняли колодки в ) узнал, что его хотят убить;

Слайд 27

12 . Костылин не мог бежать из плена, потому что: а ) испугался б ) разболелся в ) надеялся и ждал, что его выкупят;

Слайд 28

13 . Жилину помогли бежать: а ) Дина б) «красный» татарин в ) Костылин ;

Слайд 29

14 . Жилин: а ) сразу убежал б ) бежал дважды в ) остался у татар до выкупа.

Слайд 30

15 . Жилин вернулся в крепость: а ) на коне, б ) в колодках пешком, в ) его привели татары.

Слайд 31

16 . Через какое время после побега Жилина выкупили Костылина ? а) через месяц б ) через полгода в ) через год

Слайд 32

Ответы: 1 . А 2.В 3.Б 4.В 5.А 6.А 7.В 8.А 9.Б 10.В 11.В 12.В 13.А 14.Б 15.Б 16.А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная игра:«Умники и умницы»по рассказу Л.Н. Толстого"Кавказский пленник».

Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является отсутствие интереса у детей к чтению. Компьютерные игры занимают всё свободное время современного школьника. Тем более остро стоит проблема научит...

«Нравственно-патриотические уроки рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», с использованием компьютерной презентации»

Урок-игра по рассказу Л.Толстого "Кавказский пленник"с компьютерной презентацией.Продолжаем формировать умения проводить сравнительную характеристику героев; совершенствовать умения понимать главную м...

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Тема: Жилин и Костылин.

Разработка урока литературы для 5 класса по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»Тема: Жилин и Костылин. Предметные цели: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленни...

«Нравственные уроки рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» (урок чтения 5 класс)

Конспект урока по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Тема урока: "Нравственные уроки  рассказа"...

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 5 класс

Литературная игра по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» в  5 классе основана на знании сюжета произведения, на деталях. Участники трёх команд готовят домашние задания-презентации, сценки...

Тестовые задания на материале рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник»

Считаю, что использование художественного текста в качестве дидактического материала на уроках русского языка дают определённые положительные результаты. Ребята получают возможность не только почувств...

Контрольная работа по рассказу Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Контрольная работа представляет собой тестовую часть и задания с развернутым ответом  В работе два варианта....