Образовательное событие " Чудики" в рассказах В.М. Шукшина"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Тютина Татьяна Геннадьевна

 Образовательное событие по созданию буктрейлеров по рассказам В.М. Шукшина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Чудики» в рассказах В. М. Шукшина (Слайд 1 с фото)

Здравствуйте, ребята! Сегодня наше событие посвящено творчеству  писателя, с именем которого вы, вероятно, хоть раз в своей жизни встречались.

Разметалось село в предгорьях, (Слайд 2)

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде копал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России,

Что Сростки –

Это родина Шукшина.

-Ребята, Вам знакома эта фамилия?

-Что Вы знаете о Шукшине?

-Какие фильмы с его участием смотрели?

( « Калина красная», «Они сражались за Родину», « Печки-лавочки», « Живёт такой парень», « Любовь яровая». « Мужской разговор», «Тихий Дон», « У озера», « Комиссар»). (Слайд 3 с картинками фильмов)

-  Какие рассказы В.М. Шукшина вы читали?

( « Чудик», « Алёша Бесконвойный», «Срезал», «Волки») ( Слайд 4 с картинками книг )

( Слайд 5 биография с потретом) В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором.
Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры).
Шукшин – это писатель, актер, режиссер
. Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем  поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень».  
Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится,  словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог.
Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина.

 ( Слайл 6 книги с названием) У вас, ребята, было опережающее задание. Вы должны были прочитать 4 рассказа. ( « Алёша Бесконвойный», «Срезал», «Чудик», «Волки»).

  Сегодня Вам предстоит интересная работа, так как перед нами произведения, предназначенные для внеклассного чтения. И все герои, с которыми вы познакомились – это герои современной литературы. Это литература второй половины XX века.

  Наследуя и развивая традиции русской классической литературы, Шукшин неотступно обращается к теме народа и пишет для народа.

  Произведения Шукшина относятся одному из направлений в русской современной литературе, которое называется «деревенская проза».

 ( Слайд 7 ) Свои рассказы Шукшин делил на несколько типов:

       - рассказ-судьба,

       - рассказ-характер,

       - рассказ-исповедь,

       - рассказ- анекдот.

( Слайд 8)  Темы творчества:

  • противопоставление города и деревни (в деревне нравственнее, чище)
  • "светлые" души
  • любовь
  • "чудики" и отношение к ним писателя
  • смысл жизни

  Своеобразие рассказов Шукшина заключается в том, что в центре большинства рассказов - оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи.

  Писатель распознаёт в обыкновенной жизни важное и сокровенное.

 ( Слайд 9)  В. М. Шукшин говорил: « Хочется ведь что? Человека показать. Огромного, русского, настоящую силу, цельность, честность. Вот - такой вот он, человек настоящий! У него и судьба такая тяжёлая, потому что он честен, открыт и говорит то, что есть».

  Рассказы, которые вы прочитали разные, но цель исследования у всех была одна: рассмотреть особенность характеров героев произведений. В итоге у нас должно сложиться целостное представление о шукшинских характерах, о проблемах, которые в них решаются.

  Я уже сказала, что событие у нас будет необычное, потому что мы с Вами сегодня попытаемя разобрать произведения Шукшина так, чтобы другим захотелось прочитать эти рассказы.

   Мы будем  это делать при помощи ИТ. Вы должны создать видеоролики, целью которых будет привлечение внимания к рассказам В.М. Шукшина при помощи визуальных средств. В ваших роликам мы должны увидеть истинных героев-чудиков Шукшина, для которых на первом месте совесть, доброта, искренность, честность, порядочность, т.е. составляющие понятия Нравственность.

  Такие ролики называюся буктрейлерами.

Буктрейлер – короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача – рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать.

Ролик должен интриговать. Для этого важно подбирать не только яркие и эффектные картинки, но и меткие цитаты. Не стоит пересказывать смысл произведения.

  А после просмотра ваших роликов мы проведём опрос в нашей группе в вк, и выясним,  чей ролик оказался самым интересным. После просмотра  какого ролика хочется прочитать рассказ?

Итоги образовательного события

В.М. Шукшин прожил недолгую жизнь. Но его книги, фильмы, сама незаурядная личность художника остались в памяти людей. Большинство рассказов Шукшина неожиданны по сюжету, изображают оригинальные характеры, острые жизненные положения. Для этого писателя важно было, прежде всего, показать красоту душ сельских жителей, гармонию общественных отношений, сформированных миром, условиями жизни на земле.

                          Рассказ « Волки»

– Кто является главными героями рассказа «Волки»? Как они относятся друг к другу? 

– С первых же строк рассказа мы слышим спор этих героев. О чем они спорят? 

– Кто же прав в этом споре?


– Куда Наум зовет Ивана и что при этом сообщает? 


– О какой черте Наума говорит этот факт? 

– Что произошло по дороге в лес? 

– Как ведет себя Наум в этой ситуации? 

– Как ведет себя Иван? 

– А можно было отбиться? 

– Почему Иван хотел «поучить» тестя? 

– Каким человеком оказался Иван? 

– Что же является главным для Наума? 

 - Какое добро, какую правду пытается отстоять Иван Дегтярев? 

– Почему  рассказ, в котором главными героями являются люди, Шукшин назвал «Волки»? Кого имел в виду автор? 

                             Рассказ «Чудик»

 В заголовок вынесено прозвище главного героя.
– Почему его так называли? 

– Что произошло с ним в магазине перед поездкой к брату на Урал? 

– Почему он вернулся за деньгами? 

– Другая его черта раскрывается в эпизоде покупки подарков. Какая это черта? 

– Что видит Чудик из самолета и о чем думает?  Как это его характеризует 

– Какая черта Чудика раскрывает в отношениях с соседом в самолете?

– Как Чудик разрисовал коляску, чтобы угодить своей снохе? О чем это говорит? 

– Почему сноха невзлюбила Чудика? 

– Понимает ли она душу Чудика? 

– За что он ратует, что отстаивает в жизни? 

– Подводя итог   прошу отметить основные черты героев Шукшина – Чудика и Ивана Дегтярева.

Рассказ «Алеша Бесконвойный»

— Какие чувства вызывает у вас герой рассказа в начале и в конце

повествования? Изменилось ли ваше отношение к нему?

— Разделяет ли автор отношение окружающих к Алеше или нет? Как это

проявляется в стилистике повествования?

— Как вы понимаете смысл названия рассказа? Бесконвойный — это

порицание или похвала

— Как меняется душевное состояние Алеши при подготовке бани?

— Почему Шукшин фокусирует наше внимание именно на подготовке к бане и

практически не описывает сам процесс помывки?

— Случайно ли или нет автор сюжетообразующей основой сюжета сделал

баню? ( Баня-это не просто физиологическая потребность, это ритуал духовного очищения и обновления, имеющий древние национальные истоки.)

— Чем становится баня для героя? Почему он так яростно отстаивает право на

субботу?

— Какое из размышлений или воспоминаний особенно дорого Алеше и почему?

_Какие художественные средства использует автор в рассказе для раскрытия внутреннего мира героя? (внутренний монолог, метонимия, метафоры)

Своя баня и общественная (гротескный образ общественной жизни)

— На какие вопросы пытается найти ответ герой рассказа? Удается ли ему это?

— Случаен ли отбор частушек, которые вспоминает Алеша?

— Почему последним воспоминанием Алеши становится «стишок» его дочери?

— С каким чувством вы читали финал рассказа? Согласуются ли между собой

последняя реплика героя и последняя авторская фраза?

— Кого из героев русской литературы напомнил вам Алеша Бесконвойный?

-Какие нравственные уроки получили вы , познакомившись с рассказами Шукшина?
                                 

                         

                          Рассказ «Срезал»                                                  

- Каково общее впечатление о рассказе? Что насмешило, может, позабавило, удивило, навеяло грустное настроение? Какие еще чувства вызывает изображенная Шукшиным ситуация? 
- Что представляет из себя Глеб Капустин? Почему он жаждет «срезать»? От чьего имени он выступает? 
- Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию. Для чего она ему нужна? Почему он гордится ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания? 
- Интересно проследить развитие словесного поединка. Как ведет себя Глеб Капустин? Какова логика поставленных им вопросов? Каков его комментарий к ответам кандидатов наук? Почему он любит «взвиваться»? 
-  Почему кандидаты наук оказались побежденными в глазах мужиков? Почему Глеб «срезает» их вроде бы и без особого усилия? 

-  Какова авторская оценка поведения и характера Глеба Капустина? Она высказана прямо в начале и в конце рассказа. Почему в таком случае писатель подробно воспроизводит словесный поединок? Как вы считаете, в чем цель этого авторского «исследования» ?

- Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он «срезает»? Что интересного видят люди в этих поединках? Почему никто не останавливает Глеба и даже не выражает сомнений в уместности таких сцен?
-  Какие общепринятые суждения, общественные оценки, идеологические установки нашли отражение в рассказе? Как они интерпретированы писателем? 


               

Что должно войти в содержание буктрейлера

Автор.

Год издания.

Жанр рассказа.

Эпиграф (слова автора).

Главные герои.

Краткое содержание или небольшой эпизод сопровождаемый иллюстрацией.

Поблемы, которые решает автор.

Ответы на вопросы по произведению.

Иллюстрации к печатным изданиям.

Музыка.

И всё то, на что способна ваша фантазия !!!

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Чудики» в рассказах В. М. Шукшина

Слайд 2

Разметалось село в предгорьях , Где Катунь расплескалась светло, Знало вдоволь и лиха, и горя Стародавнее это село. Здесь мальчишка торил дорожку, Пряный ветер вдыхал с лугов, В огороде копал картошку, На Катуни тягал чебаков… Край сибирский, пейзаж неброский. Бьет о берег Катуни волна. Знает каждый в России, Что Сростки – Это родина ….

Слайд 5

Родился 29 июля 1929 года. В 14 лет Василий Макарович уезжает в Бийск и поступает в автомобильный техникум. Потом служба в Военно-Морском флоте. После армии работа в вечерней школе учителем, а затем директором. Но случилось так, что деревенский парень все бросил и уехал в Москву поступать в литературный институт, куда его не приняли. Тогда он поступает на режиссерский факультет ВГИКа (института культуры). Шукшин – это писатель, актер, режиссер . Первую роль он сыграл в фильме «Два Федора». Первое его произведение – сборник рассказов «Сельские жители». По собственному сценарию Василием Макаровичем поставлены фильмы «Калина красная», «Печки-лавочки», «Живет такой парень». Шукшин пишет день и ночь. И снимается в кино. Торопится, словно чувствует, что отпущено мало… Сердце остановилось внезапно, на съемках фильма «Они сражались за Родину». Василий Макарович умер в 45 лет, сделав часть того, что хотел и мог. Осиротели Сростки. Но осталась память. Она собирает сюда тысячи людей 25 июля, в день рождения В. М. Шукшина.

Слайд 6

« Алёша Бесконвойный» «Срезал» «Чудик» «Волки»

Слайд 7

Традиции и новаторство В.М. Шукшина Традиции Развитие жанра короткого рассказа. Сюжет построен на воспроизведении кульминационных, «самых жгучих», долгожданных моментов, когда герою в полной мере предоставляется возможность в полной мере проявить свою «особенность». Новаторство В.М. Шукшина связано с обращением к особому типу – « чудикам», вызывающим нетерпение окружающих своим стремлением жить в соответствии с собственными представлениями о добре, красоте, справедливости.

Слайд 8

Свои рассказы Шукшин делил на несколько типов: рассказ - судьба, рассказ - характер, рассказ - исповедь, рассказ - анекдот .

Слайд 9

Темы творчества: противопоставление города и деревни (в деревне нравственнее, чище) "светлые" души любовь "чудики" и отношение к ним писателя смысл жизни

Слайд 10

В. М. Шукшин говорил: « Хочется ведь что? Человека показать. Огромного, русского, настоящую силу, цельность, честность. Вот - такой вот он, человек настоящий! У него и судьба такая тяжёлая, потому что он честен, открыт и говорит то, что есть».

Слайд 11

Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в художественной форме о какой - либо книге (современной или классической).

Слайд 12

По содержанию буктрейлеры классифицируются как: повествовательные (презентующие основу сюжета произведения) атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции) концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс

Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит...

Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

Исследовательская работа "Традиции русской литературы в рассказах В.М.Шукшина"

В данной исследовательской работе рассматривается тема наследия и  развития  традиций русских  классиков   в творчестве  В.М.Шукшина, анализируется своеобразие проблемати...

Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита

Вещный мир в рассказе В.М. Шукшина «Чудик» как основа деревенского колорита...