Конспект урока "Очерк жизни и творчества А.П. Чехова. Расскза "Тоска". Тема одиночества человека в мире"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Федореева Ирина Анатольевна

Конспект урока литературы в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literature.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

9 класс

Тема: А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Тип урока: урок чтения и изучения произведения

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Цель урока: осмыслить произведение А.П. Чехова «Тоска»

Результаты: 

Предметные

  1. Уметь подбирать материал и готовить сообщение;
  2. Выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  3. Анализировать прозаическое произведение;
  4. Уметь характеризовать образы;
  5. Формулировать выводы по микротемам и по всему тексту в целом.

Метапредметные

1. Развивать информационную компетенцию: навыки работы с различными источниками информации.

2. Развивать предметную компетенцию: навыки устной и письменной монологической речи,

3. Развивать коммуникативную компетенцию: навыки группового взаимодействия.

4. Развивать творческие способности учащихся.

Личностные

  1. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
  2. Осознание необходимости проявлять сочувствие и сострадание.

Оборудование урока:

  1. Проектор,
  2. Портрет А.П. Чехова
  3. Иллюстрации к рассказу «Тоска»
  4. Компьютерная презентация с аудио и видеофайлами
  5. Карточки для работы в группе

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие.

Добрый день, ребята! Давайте поприветствуем наших гостей, повернувшись к ним и кивнув головой! Садитесь! Думаю, что после того, как вы прошли через горнило устного собеседования, гости вам не страшны и наш урок пройдет хорошо!

  1. Слово о писателе. История написания рассказа «Тоска». Сообщение учащихся.

Цель: развитие монологической речи учащихся, умения выделять главную информацию, работать с источниками. 

Учитель:

Ребята, посмотрите внимательно на доску и попробуйте определить, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество Антона Павловича Чехова. Скажите, а с какими его произведениями вы же знакомы?

(«Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Тонкий и толстый»)

Все верно, мы изучали юмористические рассказы, а сегодня мы откроем для себя Чехова с иной стороны.

Какое произведение вы читали дома? Как бы вы сформулировали тему этого произведения? А тему нашего урока?

Откроем тетради, запишем тему нашего урока.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) – великий русский писатель, талантливый драматург, академик, врач по профессии. Самое главное в его творчестве – это то, что многие произведения стали классикой мировой литературы, а его пьесы ставятся в театрах по всему миру. Антон Павлович Чехов мастер коротких рассказов, в которых он поднялся  до высоты эпического повествования и стал творцом нового вида литературы - маленького рассказа, вбирающего в себя повесть, роман.  В своих произведениях он раскрывает глобальные темы, поднимает актуальные до сих пор проблемы. И в каждом из своих рассказов в центр внимания он ставит людей - человека большого и маленького, запутавшегося и пытающегося найти выход, одинокого и окруженного обществом, человека, который просто живет в этом мире, пытаясь совладать с особенностями тяжелого и жестокого уклада жизни.

В этом и состоит талант автора - в умении скрыть в небольшом коротком жанре глубокий смысл.

Так кто же он Антон Павлович Чехов?

  1. Рассказ учеников Очерк жизни и творчества А.П. Чехова

Маша: Антон Павлович Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге в семье купца. С ранних лет вместе с братьями Антон помогал отцу в его лавке. Детство Чехова прошло в церковных праздниках, каждый день будущий писатель пел в церковном хоре. для чего ему приходилось вставать в 5 утра.

Обучение проходило в греческой школе-гимназии, куда маленький Чехов поступил в подготовительный класс в 1868 году. В юности Чехов и думать не смел о том, чтобы посвятить жизнь литературной деятельности. Бедность и забота о родных заставили его избрать иное поприще – медицину, которая на то время приносила существенный доход и позволяла выбиться «в люди». Поэтому Антон Павлович начал обучение в университете Москвы на медицинском факультете, который окончил в 1884 году.

После этого занимается врачебной практикой. За все годы учебы Чехову приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал краткие юморески.

Катя П.: Дебют в печати Чехова состоялся еще на первом курсе института, когда юный писатель отправил в журнал «Стрекоза» свои рассказ и юмореску. Неожиданно рассказы начинающего писателя начали приносить существенный доход. Но Чехов продолжал заниматься медициной, называя её верной женой, и литературу – любовницей.

Антон Павлович Чехов очень любил подписывать свои рассказы интересными псевдонимами, которых насчитывалось около 50. Самым популярным среди них был Антоша Чехонте.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого.

Затем в биографии Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин (апрель-декабрь 1890г.).

Там писатель изучал жизнь ссыльных. Произведения Чехова «В ссылке», «Остров Сахалин», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке.

Маша: Чехов никогда не считал себя детским писателем. Однако для детей у него тоже нашлось несколько произведений: «Каштанка» и «Белолобый» – «две сказки из собачьей жизни», – как выразился сам писатель в письме к издателю.

После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям (1892-1899). В то время было написано много произведений, среди которых: пьесы Чехова «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня». Постановка «Чайки» на сцене МХАТа в 1898 году стала заслуженным триумфом Чехова-драматурга.

Катя: Затем из-за туберкулеза биография Антона Чехов пополняется еще одним переездом – в Ялту, где у него в гостях бывают Лев Толстой, Александр  Куприн, Иван Бунин, Исаак Левитан.

Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах.

Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где умирает 2  июля 1904 года.

Большое спасибо биографам!

Сегодня мы будем говорить о рассказе «Тоска», об истории выхода в свет которого, расскажет нам Валерия.

  1. История выхода в свет рассказа «Тоска»  А.Чехова

Рассказ был впервые опубликован в Петербургской газете в январе 1886 года в отделе «Летучие заметки» с подписью А. Чехова. С небольшими изменениями рассказ напечатан в сборнике «Пестрые рассказы». В 1895 году он вошёл в антологию «Проблески». В слегка пересмотренном варианте Чехов включил рассказ в третий том своих сочинений, опубликованных в 1899—1901 годах.

При жизни Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербскохорватский, словацкий, финский, французский и чешский языки.

Рассказ был положительно оценен в Петербургских Ведомостях в 1886 году критиком И. Н. Ладожским.  Леонид Оболенский в «Русском богатстве» похвалил Чехова за его необыкновенную способность видеть скрытую драму за обманчиво простыми вещами. Рассказ «Тоска» этому идеальный пример.

Константин Арсеньев в своем эссе «Писатели нашего времени», вышедшем в «Вестнике Европы» в 1887 году,  включил рассказ «Тоска» в список лучших современных рассказов. А Лев Толстой включил рассказ в личный список лучших чеховских рассказов.

Рассказ «Тоска» экранизирован не только в СССР, но и в Сербии, и в Германии.

  1. Анализ произведения.

Цель: осмысленное прочтение текста, понимание его художественных особенностей, идейного замысла автора.

        - Ребята, вы прочитали дома рассказ А.П. Чехова «Тоска». Скажите, какое впечатление он произвел на вас?

- Свое произведение А.П. Чехов называет «Тоска», а что такое «тоска»?

У этого слова есть два значения:

1. Душевная тревога, уныние.

2. Скука, а также (разг.) что-нибудь очень скучное, неинтересное.

- В каком значении использует Чехов это слово? Подберите синонимы к нему.

(горесть, скорбь, огорчение, грусть, печаль, уныние)

        Говоря о манере письма А.П. Чехова, многие отмечают его мастерство в изображении художественной детали. Давайте вспомним, что такое художественная деталь?

Деталь художественная – подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ. (Словарь литературоведческих терминов)

        Обратимся к тексту. Давайте прослушаем начало рассказа. (От начала рассказа до слов «тому нельзя не думать...»

        Кто главный герой рассказа? (извозчик Иона Потапов)

Извозчик – это кучер наёмного экипажа, повозки.

        - Какие детали использует автор для раскрытия состояния героя? В чём смысл использования этих деталей?

Художественную деталь – пейзаж, «снег»: он покрыл все.  Извозчик Иона Потапов весь «бел»; его лошаденка тоже «бела». Белый снег, белый Иона, белая лошаденка – все слилось. Иона с лошаденкой затерялись в этом мире. Снег покрыл все и все стало глухим, непроницаемым. При чтении текста мы не раз увидим эту деталь, передающую «глухоту», «равнодушие».

        - Какой мотив звучит в этих строках? (мотив одиночества, затерянности в мире)

        -  Как автор передаёт душевное состояние героя?

(Глаголы «сгибается», «не шевельнется» говорят о тяжелом душевном состоянии героя: человек согнулся от горя, не шевелится.)

- Почему герой испытывает не огорчение, ни грусть, ни печаль, а именно тоску?

(У героя несколько дней назад умер сын. Иона не может осознать такого страшного противоречия, что его сын, молодой и крепкий извозчик, которому еще ездить и ездить, жить и жить, умер, а он, старый и больной, остался один доживать на этом свете.)

А что вы можете рассказать о том, как жил Иона до приезда в город?

(«оторвали от плуга, от привычных серых картин»)  

Иона – крестьянин, пахал со своей лошаденкой землю, растил хлеб.

О чем говорит глагол «бросили»?

(Решение было принято не по своей воле, заставила нужда, обстоятельства. Отмена крепостного права, нечестная и несправедливая по отношению к крестьянину, оставленному без земли-кормилицы, заставила простых русских мужиков оставить привычное им дело и заняться нелюбимой работой.)

Каким предстал Ионе и его лошаденке город?

(«омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей...»).

О чем говорит нам развернутая метафора?

(Это чуждый, неприветливый мир, в котором нет места добрым человеческим чувствам)

Ребята, мы с вами проанализировали всего лишь начало рассказа, один абзац, а увидели целую жизнь, искалеченную, не только Ионы и его лошаденки, но и всего русского народа, обманутого отменой крепостного права. Вот так в краткости изображения героев и событий, в лаконизме и проявляется мастерство А.П. Чехова.

Продолжим анализировать произведение.

Иона Потапов тоскует, ему плохо и одиноко. Как можно помочь человеку, оказавшемуся в такой тяжелой душевной ситуации?

(Человеку нужно дать выговориться, выслушать его)

И Иона пытается рассказать о своем горе людям.

А вот получилось у него это сделать или нет, вы ответите после того, как поработаете в группах. На партах у вас карточки с заданием. На выполнение у вас не более 5 минут.

Самостоятельная работа в группах.

Кому пытался рассказать о своём горе Иона, и как к этому отнеслись люди?

1 группа «Иона и военный»

  1. Расскажите о встрече с военным.
  2. Как военный повел себя, узнав о горе Ионы, какое душевное качество он проявил?

2 группа «Иона и трое молодых людей»

1.        Расскажите о встрече Ионы с тремя молодыми людьми.

2.        Как они повели себя, узнав о горе Ионы, какое душевное качество проявили по отношению к Ионе.

3 группа «Иона и дворник»

  1. Расскажите о встрече Ионы с дворником.
  2. Как дворник повел себя по отношению к Ионе? Какое душевное качество он проявил?

4 группа «Иона и молодой извозчик»

  1. Расскажите о встрече Ионы с молодым извозчиком.
  2. Как молодой извозчик повел себя, узнав о горе Ионы? Какое душевное качество проявил молодой извозчик по отношению к Ионе?

- Ребята, как отнеслись люди к горю Ионы?

(С равнодушием.)

- А что такое равнодушие? Это положительное или отрицательное качество?

Равнодушие – это безучастность, хладнокровное отношение к нужде и бедам, возникшим у кого-то в жизни. (Слайд)

- А чего ждал от людей Иона, говоря о сыне?

(Сочувствия и сострадания) (Слайд)

Сочувствие – отзывчивое отношение к чужому чувству, к переживаниям, несчастью; - способность разделить или понять чувства другого человека.

Сострадание – это умение понимать человека, способность ощущать чужую боль, так же ярко как свою собственную.

Иона Потапов находится среди людей, но ему некому поведать свою боль, люди равнодушны к его горю, они не умеют ни сочувствовать, ни сострадать. От этого тоска Ионы становится только сильнее.

Давайте докажем это, проследив за тем, какие средства художественной изобразительности использует Чехов, чтобы передать нарастающую тоску героя?

   Выполним это задание в группах.

Самостоятельная работа в группах:

1 группа

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска.

Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа:

Найдите метафоры. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор это языковое средство?

Метафоры: тоска распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

        

3 группа

Найдите олицетворения и сравнения.

Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Олицетворения:

Олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

4 группа:

Найдите  повторы. Какова их роль?

Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй;  сын помер - ….

Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.

Выводы (о роли этих художественных средств):

Использованные в тексте языковые средства не случайны, они помогают раскрыть тему произведения, выразить авторскую идею. В небольшом по объему произведении с помощью различных художественных приемов Чехов раскрывает большую беду в жизни человека, его одиночество.

Что же получается, что в огромном городе «неугомонного треска и бегущих людей» некому выслушать Иону? Некому проявить человеческое сострадание и сочувствие? Каждый сам по себе?

- Тогда как быть Ионе? С кем ему поделиться своими чувствами?

Прослушивание аудиозаписи (слайд)

Просмотр отрывка из спектакля (слайд)

- Так к кому идет Иона? Понимает кобылочка его?

(Да. Она «слушает и дышит на руки своего хозяина...»)

- Ребята, а обратили ли вы внимание как на протяжении текста А. Чехов называет лошадь?

(От уничижительного «лошаденка» через нейтральную «лошадь» до «брат кобылочка».)

- Почему автор меняет эмоциональную окраску слова?

(Лошадь – единственное живое существо в этом «бездушном» городе, которое выслушивает Иону, не отталкивает его, которое не равнодушно к его переживаниям. В лошади Иона Потапов видит родственную душу)

- Так почему А. Чехов называет свой рассказ «Тоска»?

Чехов стремится передать в заглавии тяжелое душевное состояние своего героя. В рассказе показана тяжесть одиночества, затерянность человека в шумном городе среди равнодушных людей, которые глухи к тихой и глубокой тоске Ионы.

- Обратимся к эпиграфу рассказа: «Кому повем печаль мою?..»

«Кому повем печаль мою?..» – эта строка взята из Библии (Ветхий завет).

- Как понимаете слово «повем»? (поведаем)

- Как понимаете смысл эпиграфа?

Эпиграф отражает главную мысль произведения, говорит о том, что человек в мире одинок, о равнодушии людском, о том, что некому в этом мире поведать свою боль, не от кого получить сочувствие.

Название «Тоска» отражает не только внутреннее состояние героя, но и своеобразную болезнь целого равнодушного города, общества.

-Ребята, скажите, над какими важными вопросами заставляет нас задуматься рассказ А.П.Чехов?

В нашем современном обществе, к сожалению, немало равнодушных людей, не желающих откликнуться на чужое горе. Многие ли из нас стремятся помочь близким, тем, кто понес утрату? Как часто нам проще спрятаться в своем маленьком мирке, чем пытаться помочь кому-то.

- Можем ли мы что-то изменить в сегодняшнем обществе?

Да, только начать надо с себя!

Вывод. Равнодушие - это нравственная болезнь современного общества. Нужно задуматься и сделать всё, чтобы люди стали милосерднее, человечнее, и в первую очередь нужно начинать с себя. Надо помнить, что равнодушие к боли другого человека – безнравственное качество. Сочувствовать человеку -  значит любить его. Сохранять в себе человеческое достоинство – значит уважать окружающих, уметь прийти им на помощь.

Антон Павлович Чехов сказал: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Мне хочется, чтобы вы запомнили его слова! И я желаю, чтобы на вашем жизненном пути не встречались равнодушные люди, и чтобы вы не были такими!

Домашнее задание

Напишите эссе на тему «Что значит быть неравнодушным человеком?»


1 группа «Иона и военный»

  1. Расскажите о встрече с военным.
  2. Как военный повел себя, узнав о горе Ионы, какое душевное качество он проявил?

2 группа «Иона и трое молодых людей»

1.        Расскажите о встрече Ионы с тремя молодыми людьми.

2.        Как они повели себя, узнав о горе Ионы, какое душевное качество проявили по отношению к Ионе.

3 группа «Иона и дворник»

  1. Расскажите о встрече Ионы с дворником.
  2. Как дворник повел себя по отношению к Ионе? Какое душевное качество он проявил?

4 группа «Иона и молодой извозчик»

  1. Расскажите о встрече Ионы с молодым извозчиком.
  2. Как молодой извозчик повел себя, узнав о горе Ионы? Какое душевное качество проявил молодой извозчик по отношению к Ионе?


1 группа

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

Эпитеты: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитеты вызывают у читателя____________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2 группа:

Найдите метафоры. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор это языковое средство?

Метафоры: ___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Метафоры несут в себе _________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

3 группа

Найдите олицетворения и сравнения.

Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Олицетворения: _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворения, сравнения несут в себе ___________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

.

4 группа:

Найдите  повторы. Какова их роль?

Повторы: ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные приёмы _______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


Самостоятельная работа в группах:

1 группа

Найдите эпитеты. Какие чувства вызывают они у читателя? Какова их роль в тексте?

Эпитеты: тоска громадная, не знающая границ тоска.

Эпитеты вызывают у читателя не очень светлые, не очень радостные ассоциации. Без сомнения, они передают чувство автора к изображаемым событиям, образам.

2 группа:

Найдите метафоры. Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор это языковое средство?

Метафоры: тоска распирает грудь, весь свет залила бы, поместилась в скорлупу.

Метафоры сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

        

3 группа

Найдите олицетворения и сравнения.

Отрицательную или положительную эмоциональную нагрузку они несут? Как вы думаете, с какой целью использовал автор эти языковые средства?

Олицетворения:

Олицетворения, сравнения несут в себе отрицательную эмоциональную нагрузку, помогают почувствовать состояние Ионы.

4 группа:

Найдите  повторы. Какова их роль?

Повтор: сын помер - от чего?…поезжай; сын помер - все помрем, погоняй;  сын помер - ….

Данные приёмы усиливают выразительность высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире"Программа В.Я.КоровинойТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмо...

Трагедия одиночества человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»).

Трагедия одиночества  человека в мире других людей (по рассказу Антона Павловича Чехова « Тоска»). Тип урока – урок усвоения навыков и умений.Форма урока – урок-мастерская – позвол...

А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1.     Продолжить знакомство учащихся с творчеством  А.П.Чехова.2.     Продолжить формировать  умение анализировать художественный текст. Развивать тв...

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире" (9 класс)

Методическая разработка урока по теме "А.П. Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире"  (9 класс)...

«Тема одиночества человека в мире». Конспект урока по творчеству А.П.Чехова

Не   знаю, как для англичан и чехов, Но он отнюдь для русских не смешон,Сверкающий, как искристый крюшон,Печальным юмором серьёзный Чехов...

конспект урока по литературе. Тема:"Обзор жизни и творчества А.П.Чехова. Образы "футлярных людей" в рассказах А.П.Чехова"

Урок по литературе проводитсясо студентами первого курса в рамках изучения раздела рабочей программы "Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века". Цели:1....

А.П.Чехов. Рассказ «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

Цель урока: обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа «Тоска»....