Учимся читать вдумчиво
консультация по литературе (5 класс)

Учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Значит, обеспечивая активность и осознание того, что? и для чего? обучающийся делает, мы  во многом решим задачу формирования учебной деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КЛАССИФИКАЦИЯ ВОПРОСОВ К ТЕКСТУ (ПО НАПРАВЛЕННОСТИ).

тип вопроса

уровень текста

повествовательный

зквивалент

образец вопроса

1. Вопросы на выявление полноты восприятия (с целью выборочного пересказа).

2. Вопросы на выяснение понимания фактического содержания.

3. Вопросы на выяснение представ-лений детей о данном факте.

фактуальный

расскажите

объясните

покажите

поясните

определите

раскройте

О чём разговаривали Дениска и папа? Как произошла встреча Дениски с Мишкой?

Когда всё случилось? Сколько лет было мальчику? Как звали его игрушку? Кто помог Дениске?

Что такое "боксёрская груша"? Как вы понимаете выражение "капитан дальнего плавания"? Чем занимаются астрономы?

1. Вопросы на выяснение причинно-следственных и др. связей.

2.  Вопросы на обоснование, аргументацию, доказательство.

3 . Оценочные вопросы.

4. Вопросы, формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям текста.

подтекстовый

объясните

докажите

подтвердите

обоснуйте

охарактеризуйте

представьте

нарисуйте

опишите

найдите

сравните

Почему папа засмеялся? Для чего Дениска усаживал Мишку поудобнее на диван? Чем можно объяснить отказ мальчика от маминой помощи в конце рассказа?

Чем вы можете подтвердить, что Дениска больше никогда не будет боксёром? Как можно доказать, что у папы были основания не принимать просьбу сына всерьёз.

Каким мы видим мальчика в начале рассказа? Что можно сказать о его маме? Как меняется Дениска?

Почему Драгунский пишет: "ему приспичило  стать боксёром", а не "он решил стать боксёром"? Как вы понимаете выражение "скрепился немного"?

1. Обобщающие вопросы.

2. Вопросы на установление ассоциа   тивных связей с жизненным опытом учащихся.

3. Вопросы на уточнение авторской позиции.

концептуальный

Почему же Дениска раздумал быть боксёром? В учебнике слово мишка пишется то с большой, то с маленькой буквы. А как, по-твоему, оно написано у автора?

Кого бы ты назвал лучшим другом своего детства?

Кого, по мнению Драгунского, можно считать лучшим другом детства?



Предварительный просмотр:

           Приёмы мотивации

 на уроках литературного чтения

 Учебной деятельностью становится лишь такое учение, при котором школьник активен и овладевает не только знаниями, но и способами их приобретения. Значит, обеспечивая активность и осознание того, что? и для чего? обучающийся делает, мы  во многом решим задачу формирования учебной деятельности.

  Учебно-познавательный мотив – важнейший элемент структуры учебной деятельности. Продумывание учителем мотивационного этапа урока способ-ствует развитию у школьников устойчивого познавательного мотива.  Формирование мотивации и её подкрепление осуществляется на протяжении всего урока, но имеет особенности на разных его этапах:

 - начало урока – этап вызова исходной мотивации (для чего читать?) – может происходить через побуждение к новой деятельности, вызов интереса, удивления;

- основная часть урока – этап усиления и подкрепления мотивации – происходит через изменение видов деятельности, формы сотрудничества, разный уровень заданий;

- завершение урока – эмоциональное подкрепление, подъём – обеспечивается достигнутым положительным опытом, дифференцированной оценкой; опреде-лением, анализом встретившихся трудностей и путей их преодоления.

  Этапы мотивации, целеполагания и рефлексии проходят в учебном процессе несколько ступеней:

  1 ступень: формулирует, определяет учитель, а школьники их принимают, повторяют, понимают, уточняют;

  2 ступень: формулировка осуществляется с помощью, поддержкой учителя;

 3 ступень: обучающиеся формулируют их самостоятельно.

Мотивация (для чего читать?) на уроках литературного чтения призвана:

  • вызвать удивление, интерес, прояснить вопрос;
  • проверить, соответствует ли произведение заявленной теме;
  • если автор знаком – убедиться, что произведение соответствует основной теме его творчества, или оно на другую тему;
  • доказать (или опровергнуть) мысль о том, к какому жанру относится произведение;
  • связать с иллюстрациями;
  • прочитать лучше, по-другому, по-своему;  и др.

                                I Этап (начало урока)

                         Задайте вопрос к заголовку

  1 класс     В.Ю.Драгунский. «Заколдованная бука» (Может ли буква быть заколдованной? А какая буква может быть заколдованной? Кто мог заколдо-вать букву?)

   Н.Н.Носов. «Живая шляпа». (Как может шляпа быть живой?)

   Л. Пантелеев. «Как поросёнок говорить научился?» (Может ли поросёнок говорить? Кто научил поросёнка говорить?

  2 класс    Л.Н.Толстой. «Страшный рассказ» (Какие страшные истории может рассказать автор?)

   Б. Заходер. «Птичья школа» (Где находится такая школа?)

   3 класс      Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приёмыш» ( Кто называется таким именем?)

  К.Г.Паустовский. «Какие бывают дожди» (Могут ли быть разные дожди?)

  М.М.Пришвин. «Жаркий час» (На рисунке дана зима, а в заголовке говорится о жаре. Как такое может быть?)

  4 класс    А.П.Платонов. «Неизвестный цветок» (Какой цветок имеет это название?)

  С.Я.Маршак. «В горах моё сердце» (Как понимать это выражение?)

  В.П.Катаев. «Сын полка» (Что значит это выражение?)

       Выскажите предположение о содержании (жанре, теме) произведения

Е.И.Чарушин. «Что за зверь?»

Е.А.Пермяк. «Про нос и язык»

В.А.Жуковский. «Спящая царевна»

В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница»

С.А.Есенин. «Бабушкины сказки»

М.М.Пришвин. «Выскочка»

                                        Работа с иллюстрацией

Г.Циферов. «Маленький тигр» (Какой иллюстрации не хватает?)

В.Г.Сутеев. «Под грибом» (Всё ли в рисунке правильно?)

Г.Остер. «Спускаться легче» (В каком произведении встречались эти герои?)

Д.Свифт. «Гулливер в стране лилипутов». (Что вас удивило в рисунках?)

    Доказать или опровергнуть высказывание о жанре произведения

Г.Остер. «Середина сосиски»  -  Это рассказ?

Г.Снегирёв. «Медвежата»  - Это сказка?

С.Я.Маршак. «Двенадцать месяцев». – Это повесть?

П.П. Ершов. «Конёк-горбунок» - Это научная статья?

                  Оттолкнуться от знания автора, тем его творчества

              (О ком, о чём может быть произведение данного автора?)

Е.И.Чарушин. «Страшный рассказ»

Г.Остер. «Хорошо спрятанная котлета»

В.Ю.Драгунский. «Тайное всегда становится явным»

А.П.Чехов. «Каштанка»

С.В.Михалков. «Хижина дяди Тома»

Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди»

Н.Н.Носов. «Федина задача»

                                    II Этап (основная часть урока)

  - вчитаться в текст;

  - выяснить авторскую точку зрения;

  - подготовить выразительное чтение;

  - подобрать характеристики героя;

  - разрешить проблемный вопрос

  - сочинить ключевой вопрос

 Г.Циферов. «Маленький Тигр» (Дать характеристику каждого персонажа. А всё ли мы отметили, не упустили чего? Как проверить себя, где найти доказательства? Кто изменился?)

 В.Ю.Драгунский. «Тайное становится явным» (Пойдут ли мама с сыном в Кремль?)

 В.М.Гаршин. «Лягушка-путешественница». (Каким персонажем – положительным или отрицательным – является лягушка?)

  Е.А.Пермяк. «Смородинка». (Чем похожи смородина и девочка?)

                                 III Этап (окончание урока)

Н.Н.Носов. «Живая шляпа» - Перескажите эту историю от имени котёнка.

Русская народная сказка. «Гуси-лебеди» - Придумать других персонажей вместо речки, печки и яблоньки.

Рассказать басню в жанре сказки или от имени какого-либо басенного героя.

     Развивать мотивацию чтения – значит осмысливать свою работу и контролировать её ход и пользу во благо растущей личности ребёнка.



Предварительный просмотр:

Структура урока литературного чтения

 в технологии продуктивного чтения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

1

Какие учебные принадлежности необходимы? Что приготовили к уроку?

Проверка готовности к уроку, этап самоконтроля.

2

Концентрация внимания детей. Способом, приёмом концентра-ции могут быть:

- зрительные диктанты;

- минутки жужжащего чтения;

- чтение в разном темпе: «шустрики», «сороки», «черепашки»

3

Общая установка на урок.

Работа по памятке «Чему хочу научиться на уроках литератур-ного чтения»

Знаю, что буду делать.

Понимаю, что хочу делать.

Думаю, что могу сделать (или не могу).

I Этап. Работа с текстом до чтения

1

Проверка домашнего задания

Определяет необходимость и способ проверки. Продумывает способы активизации учащихся, обратную связь; соответствие теме и типу урока. (Что про-верять? Как? Почему? Как оце-нить работу?

Свободное владение материалом, умение работать самостоятельно, по цепочке, в паре, в группе.

 Владеть навыками взаимооценивания.

2

Актуализация знаний (определение темы, проблемы урока)

Подбирает точные задания, учитывая их объём, связь с темой урока, характер. (использовать рабочую тетрадь)

Фиксируют затруднение, удивление, формулируют тему урока.

3

Антиципация текста (заранее составленное представление, предвосхищение)

Организует подготовку к чтению прогнозирование содержания, тематическую и эмоциональную направленность текста. Учитывает жанровую, авторскую особенности произведения.

Определяют смысловую, тематическую, эмоциональную направленность текста, выделяют героев, используя заглавие, имя автора, иллюстрации, ключевое слово, или опираясь на читательский опыт.

4

Целеполагание

Продумывает наводящие вопросы, готовит памятки.

Формулируют цели урока; дополняют, ре-дактируют высказывания одноклассников

II Этап.  Работа с текстом во время чтения

1

Первичное восприятие текста

Выбор вида первичного чтения с учётом специфики текста, возмо-жностей учащихся, целей и задач урока, общей художественной задачи текста.

Обсуждение с классом вида чтения. Чтение учителя.

Самостоятельно читают про себя; вслух по цепочке; комбинированно (с учителем); дома

2

Проверка первичного восприятия

Выбирает способ проверки (бесе-да, тест, фиксация первичных представлений в письменном ви-де, письменные ответы на вопро-сы, др.) с учётом особенностей текста, возрастных и индивиду-альных возможностей. Соотносит качество первичного восприятия с содержанием последующей работы с текстом.

Выражают свои чувства, мысли, проверяют свои предположения о содержании и героях произведения.

Рефлексия: Почему прогноз оказался неточным? Какой информации оказалось недостаточно?

3

Перечитывание текста

Мотивирует на  перечитывание. Учит медленному, вдумчивому чтению, умению воспринимать подтекст, ставить аналитические вопросы к автору («диалог» с текстом); задаёт вопросы разной смысловой направленности; кра-тко, но ёмко комментирует текст; учит делить на части, составлять план, пересказывать; организует работу в тетради; проводит необ-ходимую словарную работу по ходу комментирования текста

Отвечают на вопросы с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. Продумывают проблемные или фактичес-кие вопросы по тексту.

Аргументируют свою точку зрения; прояв-ляют внимание к суждениям товарищей.

Стремятся найти и разгадать авторские подсказки в тексте.

Работают в тетради

4

Беседа по содержанию текста в целом

Обобщает прочитанное; выявля-ет совпадение первоначальных предположений с окончательны-ми выводами по тексту; опреде-ляет необходимость перечитыва-ния фрагментов текста, отработ-ки его выразительного чтения; ставит обобщающие вопросы к тексту.

Отвечают развёрнуто, используя элементы пересказа, выразительное чтение, определяют тему текста

III Этап.  Работа с текстом после чтения

1

Концептуальная (смысловая) беседа по тексту

Продумывает концептуальный вопрос к тексту (желательно про-блемного характера); подводит обучающихся к коллективному решению, соотносящемуся с ав-торской позицией, к формулиро-ванию основной идеи текста

Участвуют в дискуссии, выдвигают гипотезы, аргументируют высказывания, выделяют идею текста

2

Знакомство с писателем

Рассказывает о писателе; организует беседу о его личности

Дают характеристику личности писателя на основе прочитанного. (Какой он? Что его привлекает в людях? В чём особенности его взглядов?)

Учатся различать понятия «писатель» (соз-датель), «автор» (герой произведения), «рассказчик» (повествователь); работают с дополнительными источниками информа-ции (аппарат учебника, учебные тетради, словари, справочники)

3

Работа с заглавием, иллюстрацией

Организует обсуждение смысла заглавия, учит работать с иллюстрациями

Определяют характер заглавия (отражает тему или идею); соотносят текст с иллюст-рациями; сопоставляют свой взгляд со взглядом художника.

4

Творческие задания

Выбирает творческие задания, организационные формы выполнения

Выполняют работы самостоятельно, в тетрадях, в парах, в группах

Подведение итогов урока

Аргументировано оценивает ка-чество чтения, деятельность обу-чающихся в целом и по отдель-ности; организует подведение итогов урока школьниками

Оценивают собственную и коллективную деятельность («Сегодня я научился…»); демонстрируют главныё итог: выразительное чтение, ответ на проблемный вопрос и др.

Домашнее задание

Предлагает творческое, поиско-вое, исследовательское задание.

Пересказ, выразительное чтение, заучивание наизусть и др.

Предлагают свои задания.

Выбирают задание по желанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся читать с Гарри Потером

Цель данной работы - предложить один из эффективных путей по развитию и активизации  коммуникативных умений уч-ся. В Приложении к данной работе я предлагаю  материал для работы по одно...

Учимся читать и понимать А. Платонова. Анализ рассказа "Юшка".

Анализ рассказа " Юшка".   Размышления над страницами рассказа А. Платонова....

Учимся читать на английском языке

О приёмах обучению чтению на английском языке...

Презентация "Учимся читать по- немецки!"

Для разнообразия и облегчения работы над техникой чтения  можно использовать рифмовки, которые помогают детям быстро и легко усвоить основные правила чтения. В результате скучная работа по механи...

Урок 36-37_Учимся читать

Урок 36-37_Учимся читать к УМК Биболетова...

Урок 38-39_Учимся читать

Урок 38-39_Учимся читать...

Урок 40-41_Учимся читать

Урок 40-41_Учимся читать...