Технологическая карта урока по теме "Две судьбы" (по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Чимитова Цырендулма Дашинимаевна

   Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

   Ситуация, в которой человек сталкивается с нравственным выбором, и не всегда ясно, как поступить и что делать, стала ежечасной в наше непростое время. Именно поэтому выбор нравственных законов, по которым собираемся жить, так важен в жизни каждого человека, ведь от него зависит формирование нашего характера, нашей личности.

Восточная мудрость гласит:

Посей поступок – пожнешь привычку;

Посей привычку – пожнешь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок – пожнешь характер;

Посей характер – пожнешь судьбу.

  Еще раз вчитаемся в мудрые строки, подумаем…

Поступок – привычка – характер – судьба

Значит, в начале человеческой судьбы

лежит…поступок.

Рассмотрим эту истину на примере анализа судеб двух героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: молодых дворян Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина, опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов (заставляя учащихся вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес детей к отдельным художественным деталям, к слову), и приведем учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_att.docx61.82 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель

Чимитова Цырендулма Дашинимаевна

Предмет

литература

Класс

8

Тема

Две судьбы (по повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Цель деятельности
учителя

Опираясь на анализ отдельных глав, эпизодов, образов (заставляя учащихся вчитываться в повествование, вслушиваться в речь действующих лиц, активизируя интерес детей к отдельным художественным деталям, к слову), привести учащихся к постижению характера героя, к пониманию развивающихся в повести событий, ее сюжета

Тип урока

Обобщающий урок

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные. Знать:

•        основные признаки романа, его жанровое своеобразие :«семейственные записки»(выражение А.С. Пушкина), мемуары

•        основные этапы анализа прозаического текста;

        Метапредметные. Уметь: 

•        выразительно читать и подробно пересказывать эпизоды текста;

•        определять тему и идею произведения;

•        давать развернутые ответы на вопросы;

•        находить в прозаических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте произведения.

 Личностные: формирование положительного отношения к учению,  уважительного  отношения к собеседнику.

Методы и формы
обучения

Методы: чтение вслух, интроспективный анализ, развитие творческого самочувствия, творческого самовыражения, дискуссия

Формы: фронтальная, индивидуальная, комментированное чтение и обсуждение.

Образовательные
ресурсы

Коровина В.Я. Литература. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в 2 ч. Ч.1 /В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014.

Оборудование

  •  портрет А.С. Пушкина;
  • сборники его повестей;
  • иллюстрации к повести «Капитанская дочка» (А.Иткин, В.Горяев)

Основные понятия и термины

Повесть, поступок, характер, судьба, виды любви, испытание любовью, испытание на верность долгу и присяге, эпиграф

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

I. Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности

Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

II. Актуализация знаний

: Во все времена семья, общество и народ стремились передать следующему поколению не только интеллектуальные знания, но и те нравственные ценности, обычаи и традиции, которые составляют основу здорового общества.

   Из истории мы знаем, что общества и даже целые цивилизации, которым это не удавалось, часто исчезали без следа. Материя, из которой создана цивилизация, очень непрочна, и общество может скатиться до варварства даже за одно поколение. Именно поэтому наиболее важной задачей для любого общества должно стать духовное и нравственное воспитание молодого поколения.

   Общеизвестно, что от гармонии внутри человека зависит и гармония в его взаимоотношениях с другими людьми и окружающим миром.

   Ситуация, в которой человек сталкивается с нравственным выбором, и не всегда ясно, как поступить и что делать, стала ежечасной в наше непростое время. Именно поэтому выбор нравственных законов, по которым собираемся жить, так важен в жизни каждого человека, ведь от него зависит формирование нашего характера, нашей личности.

Восточная мудрость гласит:

Посей поступок – пожнешь привычку;

Посей привычку – пожнешь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок – пожнешь характер;

Посей характер – пожнешь судьбу.

  Эту истину, принадлежащую восточным мудрецам, попробуем утвердить, обратившись к творчеству великого А.С. Пушкина.

  Всем людям присуще созидательное начало. Созидание доставляет нам радость. Одной из первых жизненных целей мы можем назвать создание собственной личности. Это величайшая радость – создавать себя, свои идеалы. При этом мы становимся лучше, правдивее, искреннее, начинаем уважать себя. Однако мы живем не в одиночестве. Величайшую радость доставляет нам создание отношений с другими людьми: семьей, родственниками, друзьями, незнакомыми прежде людьми и т.д.

Задает вопросы:

•        Какую личность мы хотим создать?

•        Какие люди больше всего восхищают вас?

•        Каких друзей вы хотели бы иметь?

    Но, надо признаться, вокруг нас есть также есть ненадежные, нечестные,

порой коварные люди. Как их распознать: где честный, а где нечестный?

Вернемся к восточной мудрости, еще раз вчитаемся в мудрые строки, подумаем…

Поступок – привычка – характер – судьба

Значит, в начале человеческой судьбы

лежит…поступок.

Рассмотрим эту истину на примере анализа судеб двух героев романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: молодых дворян Петра Андреевича Гринева и Алексея Ивановича Швабрина

Тема урока «Две судьбы»

Ответы:

  • Мы ценим надежных, честных, верных своему слову людей.
  • Нас привлекают люди, живущие в соответствии со своими идеалами, у которых слово не расходится с делом, они всегда следуют велениям своей совести».

Записывают тему урока и эпиграф к уроку «Береги честь смолоду, а платье – снову» (русская пословица)

К – понимают чувства других людей и сопереживают им, осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

III. Изучение нового материала 

Воспитание истинных взаимоотношений между людьми, со всеми людьми в обществе начинается в семье, во взаимоотношениях с теми, кто наиболее нам близок. Именно в семье человек испытывает все виды любви: любовь родителей к детям, детей к родителям, любовь братьев и сестер друг к другу, супружескую любовь между родителями.

Какова современная семья? Сохранила ли она те семейные ценности, передаваемые нашими предками из поколения в поколение? Сохранилась ли у современных людей забота о честном имени своего рода, своей семьи, своей фамилии? 

Что влечет за собой попрание семейных традиций общеизвестно, это

        отсутствие любви родителей к детям ведет к появлению детей – беспризорников;

        с каждым годом растет число брошенных своими детьми стариков – родителей, одиноко угасающих в доме престарелых или на помойке в больших городах:

        растет число так называемых неполных семей – печальный итог развода родителей и т.д.

Через какие виды любви прошли в родительском доме Гринев и Швабрин? 

Обобщение: семейные узы Гриневых нерасторжимы: семья держится на любви, дружбе доверии; истинная любовь друг к другу - истинная любовь к Отечеству; верность друг к другу – верность к Отечеству.

        Заслуга семьи Гриневых в том, что их сын Петр вырос добрым, честным, справедливым.

        Швабрин – человек без корней, значит без нравственных устоев.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства;

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, используют речь для регуляции способов действия.

Ответы детей на вопросы

Петр Андреевич Гринев

•        родительская любовь (без условий, только во благо) «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду со дворовыми мальчишками» Атмосфера добра, простоты, искренности

Напутствие отца: …служи верно, кому присягнешь…и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду…

Семейные традиции: назван Петром в честь деда

•        любовь к родителям, к отчему дому («батюшка», «матушка»)

Верность наказу отца

•        любовь к дворовым людям (дядьке Савельичу, хорошее отношение к французу Бопре, к дворовым мальчишкам)

Алексей Иванович Швабрин

Ничего не известно

IV. Практическая деятельность Комментированное чтение и обсуждение повести  А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

:  Петр Андреевич Гринев, восприняв от семьи очень важные

ценности, отправляется в дорогу, на место службы, «обливаясь слезами» от

предстоящей разлуки с родными.

    Где же тот самый поступок, по которому мы должны распознать

сначала характер, а затем и судьбу Гринева?

Составление таблицы «Черты характера героев»

  • Первый шаг в самостоятельной жизни (эпизод с Зуриным) показал Гринева довольно легкомысленным молодым человеком (слушание армейских анекдотов, от которых он «чуть не валялся», игра на бильярде на деньги, выпивка пунша, от которого «он становился отважнее» и проигрыш Зурину ста рублей.

П – осуществляют обобщение, классификацию, извлечение
необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевые высказывания, обнаруживают в тексте доводы в защиту своей точки зрения.

Р – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, формулируют собственное мнение и позицию..

К – применяют изученные правила общения; осваивают навыки сотрудничества
в учебной деятельности.

Л – осознают свои
возможности в учении; способны адекватно рассуждать
о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями,
трудолюбием.

Как вы думаете, почему он так повел себя?

  • Он впервые оказался в ситуации, когда за него не думали, ему не приказывали, он волен был делать то, что ему заблагорассудится. И он пустился во все тяжкие. Захотелось испытать все «прелести» свободной от

родительской опеки жизни.

  •  Он же сержант гвардии. Ему было стыдно признаться, в том, что он ни разу не пил, не играл в биллиард.
  • Гринёв даже прикрикнул на Савельича, обозвал его хрычом. А наутро ему было очень стыдно перед ним.        

То, что Гринёв первым попросил прощения у своего слуги Савельича, говорит о каких чертах его характера?        

Как повел себя Гринёв в эпизоде с проигрышем?

О каких качествах характера Гринёва говорит этот поступок?

Несомненно важную роль в судьбе героя играет эпизод с заячьим тулупом, в котором проявилась человечность и способность молодого Гринёва к чувству благодарности случайному прохожему, помогшему им выбраться к людям во время бурана в степи.

О чем это говорит?

  • Гринев умеет стыдиться своих поступков, умеет признавать свои ошибки.        

  • Гринев старается всеми силами, (вплоть до ссоры с Савельичем),

держать слово дворянина: отдать биллиардный долг Зурину.

  • О его честности и ответственности за свои действия. Гринёв помнит наказ отца: «дал слово – держи».

То, что юнец Гринёв был верен своему слову, повысило его в глазах Ивана Ивановича Зурина: в главе «Арест» именно майор Зурин спасает Гринёва и Машу Миронову от расправы гусаров, советует отправить Марью Ивановну в деревню к родителям, а самому Гринёву остаться в его отряде.

    И там же читаем, что Гринёв «чувствовал, что долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

  • Гринев умеет ценить человеческий поступок: он снимает с себя тулуп и дарит его своему спасителю, и просить денег у Савельича он не стал, зная, что тот будет против : «Он одет слишком легко. Дай ему заячий тулуп».
  • Получается так, что каждый поступок, совершенный Гринёвым, имеет в последующем своего рода «отдачу»: в самые неприятные минуты его жизни рука судьбы как бы отводит от него неминуемую смерть.

Рассмотрим, как ведет себя Гринёв на новом месте службы.

Тяжело ли ему было осваиваться?

Что известно о нем?

Значит, Швабриным уже совершен поступок – убийство. Что вы можете сказать об этом его поступке?

Что же вызвало у Гринева неприязнь к Швабрину?

В любви Гринева к Маше Мироновой раскрывается то ценное, что было изначально заложено в его натуре: искренность и прямота, способность к глубокому и нежному чувству, мужество, верность в любви. Достойна ли избранница Гринева его любви? Докажите.

Пройдя испытание любовью, Петр Гринев пройдет испытание на верность долгу и присяге («дал слово – держи»)

     В судьбе Петра Гринева и Маши Мироновой, Алексея Швабрина роковую роль играет Пугачев - кровожадный злодей, изверг (по официальным правительственным документам), защитник бедных, сирот, угнетенных и обездоленных (по народным песням). И именно с Пугачевым будет связано «сильное и благое потрясение» в душе Гринева. Какие новые испытания приготовила ему судьба, после которых у Гринева было «благое» (значит хорошее) потрясение?

По- вашему, каковы истоки предательства Швабрина? Почему ему, в отличие от Гринева, не было трудно стать казаком и дать присягу новоявленному царю?

 Молодой Гринев выдержал испытание в сложнейших условиях, исполнив наказ отца: «Береги честь смолоду». И в старости он рассматривает все произошедшее с ним как благо для себя. Так, нам, кажется, нужно понимать слова «сильное и благое потрясение». Герой не погибает, его спасает человечество. Пугачев поступает так, как ему велят не политические соображения, а простое человеческое чувство. От позорной казни, ожидающей Гринева, как изменника царя и Отечества и друга Пугачева, его спасает милость государыни, оказанная дочери капитана Миронова Маше.

Нам симпатичен молодой дворянин Петр Андреевич Гринев - не вписывающийся в рамки дворянской этики своего времени.

  • Приехав в Белогорскую крепость, как отмечает Гринёв, он «незаметным образом привязался к доброму семейству»: «В доме коменданта я был принят как родной». Семью Гринёвых и семью Мироновых объединяет главное: в центр их семейного уклада помещаются вечные ценности, то, на чем мир держится – любовь, верность, доброта, честность и совесть.

«Доброе семейство», состоявшее из Ивана Кузьмича – коменданта крепости,

его жены Василисы Егоровны, которая «управляла не только мужем, но и «крепостию так точно, как и своим домком» и дочери Маши – «девки на выданье» скрасило жизнь Петру Гринёву, его «размышления, большею частию печальные».

  • Такому милому, доброму, обаятельному Петру Гриневу противопоставлен еще один герой романа – «молодой офицер, невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым» по словам Гринева.
  • Почти ничего, кроме того, что его зовут Алексей Иванович Швабрин, что он, как сказала Маша Миронова «человек умный и хорошей фамилии», и, по словам Василисы Егоровны «вот уж пятый год переведен к нам за смертоубийство».
  • По-моему, это человек, обделенный любовью родителей, близких. Ни о ком не рассказывает, ни о ком не грустит. Видя, как хорошо живут Мироновы, он пересмешничает, его одолевают злоба и мщение при виде прекрасно развивающихся отношений между Гриневым и Машей Мироновой. Это ущербный человек, человек без семьи, без родительского дома. Ему не привиты такие нравственные понятия как сыновний долг, воинская честь, верность, патриотизм.
  • Им уже нарушена одна из заповедей христианства: «не убий». Этот совершенный им поступок - тяжкий грех. Швабрин не осознает совершенного им злодеяния, он также религиозно не воспитан, и опять рвется на дуэль с Гриневым.
  •  Действительно, первое впечатление о Швабрине было у меня неоднозначным, как и у Гринева, но «час от часу беседа становилась для меня менее приятною».
  • Кривотолки о тех людях, с которыми ему приходилось служить, обсуждение их личной жизни, способность Швабрина на подлый поступок и его наглая, бессовестная ложь.
  • Ссора с Швабриным из-за его колких замечаний о Марье Ивановне, а затем и дуэль с ним (глава «Поединок») говорит о благородстве Гринева, вступившегося за честь девушки, и низости Швабрина, ударившего своего противника (Гринева) в спину.
  • Неудача, постигшая Швабрина в его ухаживании за Машей Мироновой, озлобила его и подвигла на клевету о ничего не подозревавшей девушке, чего порядочный Гринев не мог стерпеть.
  • Это является еще одним доказательством того, что Швабрин не способен к любви между мужчиной и женщиной.
  • Сначала Гринев признается: «С первого взгляда она не очень мне понравилась». Постепенно он привязывается к ней, и затем «она без всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности».
  • Получается, что на признании в любви к ней Гринева он ответила искренним чувством. Возможно, Гринев предполагал, что будут «охи-вздохи» со стороны Маши, но с радостью признал, что ошибся.
  • Вся история любви Марьи Ивановны к Гриневу – доказательство глубины ее натуры, способности к большому глубокому чувству
  • . Верность отеческому наказу («служи верно, кому присягнешь») Гринев подтверждает в эпизоде суда Пугачева после взятия крепости: «Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей» (т.е. готовясь к смерти). Он отказывается поцеловать руку Пугачева: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Гринев предстает  перед нами в такой ситуации, когда от одного его слова или действия зависит вся его жизнь.
  •  На фоне труса и предателя Швабрина поступок Гринева я назову героическим. Только от него зависело, жить ему или не жить. Гринев предпочел смерть подлой жизни. Для него не было выбора, ему важно было умереть честным («береги честь смолоду»).
  • И опять судьба сталкивает его с Швабриным. Очередной раз Швабрин доказывает, что можно быть «из хорошей фамилии», то есть знатного рода, но не знать, что такое честь дворянина, честь офицера и просто честь мужчины. А каким жалким показан Швабрин в главе «Сирота», когда он падает на колени перед Пугачевым, моля о пощаде…
  • «В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака»,- отмечает Гринев.
  • Гениальность Пушкина проявилась и в этом случае: человек без твердых нравственных принципов и убеждений подобен перекати – поле, совершение злых поступков ведет к ослаблению духовного «я», соответственно характер человека становится все хуже и хуже.
  • Низкие своекорыстные интересы побудили Швабрина перейти в стан бунтовщиков, поступиться своими принципами, нарушить присягу офицера, данную им в верности царю и Отечеству. Предавший один раз – предаст и во второй. И во время допроса на суде Швабрин оклеветал Гринева: был главным доносителем - обвинителем Гринева.

V. Итоги урока Рефлексия деятель-
ности

Заслушивает составленные обучающимися таблицы

Вернемся к теме урока «Две судьбы», к эпиграфу и к восточной мудрости

Составляют таблицы, формулируют, что усвоено на уроке.

П – ориентируются

в своей системе знаний, установить соответствие результатов поставленной цели.

Р – оценивают собственную деятельность на уроке, формулируют то, что усвоено.

Л – проявляют интерес к предмету 

VI. Домашнее задание

Подготовить сообщение на тему о значении семьи в жизни

Задают уточняющие вопросы

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературы на основе дифференцированного обучения. 8 класс. "Капитанская дочка" А.С.Пушкин

Данная технологиченская карта разработа с учетом разного уровня познавательной активности учащихся одного класса и позволяет учителю вовлечь в работу весь класс....

Технологическая карта урока в технологии развивающего обучения по теме: "Становление личности Петра Гринева под влиянием благих потрясений (по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка") 8 класс

Современные образовательные технологии позволяют решить задачу повышения качества образования и имеют свои характерные признаки. Педагогическая технология концептуальна, так как она опирается на педаг...

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"

В методической разработке представлена технологическая карта урока литературы в 7 классе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Технологическая карта урока «А.С. Пушкин «Повести Белкина» («Станционный смотритель» и др.). Особенности конфликта и композиции повести. Система персонажей. Образ «маленького человека» в повести. Мотив «блудного сына» в повести «Станционный смотритель»

Технологическая карта урока составлена на основании рабочей  программы комплексного учебного курса «Литература» авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. 7 класс: учебник дл...

Технологическая карта урока литературы в 8 классе "А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ Петра Гринёва. Способы создания характера героя, его место в системе персонажей" .

Обучение с использованием  технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию учителя планироват предметных, метапредметных и личностных умений в соот...