Презентации по литературе
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Тулепова Ольга Григорьевна

Презентации по литературе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Литературные роды и жанры

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

. Жилин и Костылин : разные судьбы. Сравнительная характеристика

Слайд 2

Работа по вопросам: Почему рассказ называется «Кавказский пленник», если в нём два главных действующих лица? Что общего у наших героев? 1) Служили на Кавказе. 2) Жилин и Костылин - дворяне. 3) Оба офицера русской армии, оба отправляются в отпуск попадают в плен.

Слайд 3

Знакомство Жилина с Костылиным 1)Как познакомились Жилин и Костылин ? 2)Найдите в тексте описание внешности героев. 3)Почему они решили ехать вместе впереди обоза?

Слайд 4

Монолог как форма речевой характеристики помогает глубже понять характер героя, выявить авторское понимание. Найдите в тексте монолог.

Слайд 5

Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар? Жилин пытается уйти от погони надеется на помощь товарища «Не дамся же жи вой! » до последнего сражается с татарами Костылин не думает помогать Жилину даже не пытается отпугнуть татар трусливо сбегает

Слайд 6

Сцена выкупа . Как ведут себя Жилин и Костылин ? Жилин торгуется с татарами пишет неправильный адрес Костылин с оглашается сразу писать письмо не торгуется, просит выслать 5000рублей

Слайд 7

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин

Слайд 8

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Жизнь в ауле Подготовка побега

Слайд 9

Первый побег. Костылин Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше. Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) Жилин Знает дорогу, ведет за собой товарища. Помогает Костылину « Бросать товарища не годится »

Слайд 10

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина. Костылин отказывается от побега не может превозмочь свою боль Прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти» Жилин постоянно думает о вольном житье уговаривает Дину помочь ему шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Слайд 11

«Говорящие » фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

Слайд 12

Почему так по-разному сложились судьбы героев? Разница в характерах в сцене нападения татар «Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа Активная жизнь Жилина и пассивная Костылина в плену Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега Побег Жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу

Слайд 13

Домашнее задание: Найдите цитаты в тексте: 1 . Спасительница Дина. 2. Жизнь горцев.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму» Портрет работы И. Е. Репина. 1871 г. Образ Герасима

Слайд 2

Часто рассказ Тургенева «Муму» остается в памяти читателей жуткой историей об утопленной собаке, вызывая недоуменный вопрос: «Почему же Герасим не ушел вместе с нею в деревню?»

Слайд 3

Структура сочинения Вступление Основная часть А) Пример 1 Пример 2 Б) Пример 1 Пример 2 В) Пример 1 Пример 2 3. Заключение Вступление А)Место героя в системе образов Б) Социальное положение В)Характер. Средства создания характера (портрет, поступки, интерьер, взаимоотношения с персонажами, оценка автора) Г) основные занятия 3. Заключение (Значение образа)

Слайд 4

1. Вступление Какова историческая основа данного произведения? Чем характеризуется это время в России? Ещё в детстве, познав ужас крепостничества , молодой Тургенев дал ганнибалову клятву. Реальная история, но И.С.Тургенев изменил финал

Слайд 5

2. Основная часть Характеристика Герасима «Из всей челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»

Слайд 6

2. Основная часть А) Место героя в системе образов «Главным действующим лицом рассказа является дворник Герасим» Б) Социальное положение

Слайд 7

2. Основная часть В) Портрет Необычайная сила Новые обязанности Герасима Какие сравнения использует автор при описании Герасима?

Слайд 8

Сравнения «Он вырос, как дерево растет на плодородной почве». Хватит ли у него сил пустить корни в новой почве? «Скучал и недоумевал, как молодой здоровый бык, которого только что взяли с нивы, поставили на вагон железной дороги и мчат, а куда – Бог весть». «Пойманный зверь». – А что должен чувствовать пойманный зверь? (Страх, ужас от неизвестности, близость смерти).

Слайд 9

Сравнения – Итак, каким мы видим Герасима? (Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно). – В чем же источник его страданий? (В том, что он крепостной, что его судьбой распоряжаются другие). – Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. «Степенный гусак». – Почему сравнивается именно с гусаком? Нет ли пояснений в тексте? Гусь, как известно, птица важная и рассудительная. Герасим чувствовал к ним уважение.

Слайд 10

Вывод Сильный, ловкий, умелый, находчивый, трудолюбивый, богатырь, выполняющий свой долг – крепостную повинность, нрав строгий и серьезный, страдающий, недоумевающий, уважающий себя и других, человек с чувством собственного достоинства.

Слайд 11

2. Основная часть Г) Интерьер Д) Взаимоотношения с другими персонажами

Слайд 12

2. Основная часть Е) Поступки Случай в околотке Защитил Татьяну Отверг Татьяну Почему Герасим не стал бороться за Татьяну?

Слайд 13

2. Основная часть Чувствуется нравственное превосходство Герасима над окружающими его людьми. Это человек сильный и нежный, великодушный и способный сохранить чувство человеческого достоинства, а потому не идущий на конфликт, потому что он понимал, что зависит от барыни, что он ничего не решает.

Слайд 14

2. Основная часть Встреча с Муму. Изменился Герасим? Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».

Слайд 15

2. Основная часть Кто виновник , что счастье так быстро разрушилось? Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму? Силы неравны, все против него, он не сможет уберечь Муму от людей барыни. Выхода нет. Единственное, что он может сделать, – спасти собаку от жестокости и бесчувственных лакеев, облегчить ее страдания, потому что понимает, что это приказ барыни.

Слайд 16

2. Основная часть Уход в родную деревню. Как этот поступок характеризует Герасима? Герасим своим уходом в деревню протестует против действий барыни. Он больше не может мириться с тем положением, в котором оказался. Описание картин природы в заключительной сцене говорит о том, что человек, являющийся частью такого прекрасного мира, не может быть чьей-то собственностью, слепым орудием зла в чужих руках.

Слайд 17

3. Заключение. (Значение образа) Почему Тургенев изменил конец истории с глухонемым? Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений

Слайд 18

3. Заключение. (Значение образа) Всем ходом повествования Тургенев доказывает, что в судьбе Герасима виновата не столько барыня, сколько существующий строй, основанный на зависимости одного человека от другого, т.е. крепостное право. В образе Герасима показаны лучшие черты народа-труженика: благородство, душевная чистота, глубина чувств, любовь к родному краю, чувство собственного достоинства, а главное, способность противостоять несправедливости

Слайд 19

Домашнее задание Написать сочинение по теме «Образ Герасима в рассказе И.С. Тургенева «Муму»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация по литературе "Золотой век русской литературы. К.Д.Батюшков"

Урок литературы. 9 класс. Презентация.Знакомство с жизнью и творчеством русского поэта 19 века К.Д.Батюшкова....

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....

Презентация по литературе "Образы крестьянских детей в литературе и искусстве"

Презентация предназначена для уроков литературы  в 6 классе. Она посвящена рассказу  И. с. Тургенева "Бежин луг"...

Презентация по литературе " Русская литература 20 века".

Может использоваться в 11 классе в качестве обзорной лекции....

Презентация по литературе "Деятели литературы и искусства на защите Отечества"

Презентация по литературе "Деятели литературы и искусства на защите Отечества"...

Презентация по литературе на тему "Политика партии в области литературы в 20-е годы"

Презентация по литературе на тему "Политика партии в области литературы в 20-е годы"...