Урок-семинар на тему «Как стоит жить по справедливости или по человечности» по роману Достоевского «Преступление и наказание»
методическая разработка по литературе

«Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, то тебя бы уже давно не было.. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Басова Кристина Александровна, преподаватель (учитель)

русского языка и литературы, истории

СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

Урок-семинар на тему «Как стоит жить: по справедливости или по человечности» по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Исаак Сирин писал: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, то тебя бы уже давно не было.. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

Форма организации учебного занятия: использование групповой формы организации учебной деятельности.

Цели урока

Образовательная: организация и проведение урока в условиях использования методики «Эстафета»: каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным; обучение методикам публичного выступления; совершенствование работы в творческих группах.

Воспитательная: формировать у учащихся нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: развитие собственного творческого потенциала и потенциала учащихся, необходимого для дальнейшего самообучения, саморазвития и самореализации.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Постановка целей и задач урока.

Учитель. Сегодня мы завершаем изучение романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”. На уроке мы попытаемся дать найти ответы на многие философские вопросы произведения, а также попытаемся ответить на главный вопрос: «Как стоит жить: по справедливости или по человечности». Поэтому эпиграфом к сегодняшнему уроку является высказывание Исаака Сирина: «Никогда не называй Бога справедливым. Если бы Он был справедлив, то тебя бы уже давно не было. Полагайся только на Его несправедливость, в которой – милосердие, любовь и прощение».

Заключительный урок мы проведем в виде семинара-диспута.  Для работы на уроке каждая группа получила индивидуальное задание: на карточке даны ответы на вопросы микротемы. После прочтения ответа каждая группа должна высказаться по своему вопросу или следуя предложенному ответу, или предложить свое видение этого вопроса с аргументацией. Все участники группы должны высказаться по вопросу, передавая «эстафету» монолога своему «одногруппнику».

II. Актуализация учебного материала семинара.

1 карточка.

Справедлива ли казнь Иисуса Христа

Ответ:

Христос, которого приговорили к смерти, не отказывался от этого: “Если вы считаете, что так нужно со мной поступить, – ну что ж, поступайте!” Но когда его били по ланитам, когда наносили ему раны – он вопрошал их: “В чём я нарушил закон? Скажите мне, если я нарушил закон. Я всегда говорил всё в храмах открыто. Я никогда не говорил тайно. Если я нарушил закон в чём-то – скажите, в чём я нарушил. Но если нет, то как же вы, охранители закона, сами нарушаете закон?”

В чём выражается справедливость людей, которая не соизмеряется с высшей справедливостью и законом любви? В их эгоизме. Они хотят поступать “вот так”. Они хотят своё поведение реализовать “вот таким образом”. И их не волнует, какая у других справедливость.

2 карточка

У каждого своя справедливость

Ответ:

Каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо; каждый жалуется на всевозможные несправедливости, причиненные ему самому, и начинает толковать справедливость так, что из этого выходит явная несправедливость в его пользу. При этом он убежден, что толкование его правильно и что он «совершенно справедливо» относится к другим, но никак не хочет заметить, что все возмущаются его «справедливостью» и чувствуют себя притесненными и обойденными. Чем скуднее, теснее и насильственнее жизнь людей, тем острее они переживают все это и тем труднее им договориться и согласиться друг с другом. В результате оказывается, «справедливостей» столько, сколько недовольных людей и единой, настоящей Справедливости найти невозможно.

3 карточка

 Могут ли все люди на Земле быть «одинаковыми»

Ответ:

На самом деле люди неравны, от природы и неодинаковы ни телом, ни душою, ни духом. Они родятся существами различного пола; они имеют от природы неодинаковый возраст, неравную силу и различное здоровье; им даются различные способности и склонности, различные влечения, дары и желания; они настолько отличаются друг от друга телесно и душевно, что на свете вообще невозможно найти двух одинаковых людей. От разных родителей рожденные, разной крови и наследственности, в разных странах выросшие, по-разному воспитанные, к различным климатам привыкшие, неодинаково образованные, с разными привычками и талантами — люди творят неодинаково и создают неодинаковое и неравноценное. Они и духовно не одинаковы: все они — различного ума, различной доброты, несходных вкусов; каждый со своими воззрениями и со своим особым правосознанием. Словом, они различны во всех отношениях. И справедливость требует, чтобы с ними обходились согласно их личным особенностям, не уравнивая неравных и не давая людям необоснованных преимуществ. Нельзя возлагать на них одинаковые обязанности: старики, больные, женщины и дети не подлежат воинской повинности. Нельзя давать им одинаковые права: дети, сумасшедшие и преступники не участвуют в политических голосованиях. Нельзя взыскивать со всех одинаково: есть малолетние и невменяемые, с них взыскивается меньше; есть призванные к власти, с них надо взыскивать строже и т. д. И вот, кто отложит предрассудки и беспристрастно посмотрит на жизнь, тот скоро убедится, что люди неравны от природы, неравны по своей силе и способности, неравны и по своему социальному положению; и что справедливость не может требовать одинакового обхождения с неодинаковыми людьми; напротив, она требует неравенства для неравных, но такого неравенства, которое соответствовало бы действительному неравенству людей.

Здесь-то и обнаруживается главная трудность вопроса. Людей — бесконечное множество; все они различны. Как сделать, чтобы каждый получил в жизни согласно своей особливости? Как угнаться за всеми этими бесчисленными своеобразиями? Как «воздать каждому свое» (по формуле римской юриспруденции)? Они не одинаковы; значит, и обходиться с ними надо не одинаково — согласно их своеобразию… Иначе возникнет несправедливость…

4 карточка

Можно ли добиться справедливости путем революции, бунта?

Ответ:

Безумно искать справедливость, исходя из ненависти, ибо ненависть завистлива, она ведет не к справедливости, а к всеобщему уравнению. Безумно искать справедливости в революции; ибо революция дышит ненавистью и местью, она слепа, она разрушительна; она враг справедливого неравенства; она не чтит «высших способностей» (Достоевский). А справедливость сама по себе есть одна из высших способностей человека, и призвание ее состоит в том, чтобы узнавать и беречь высшие способности…

5 карточка

Любовь как критерий справедливости

Ответ:

Люди будут осуществлять справедливость в жизни тогда, когда все или, по крайней мере, очень многие станут ее живыми художниками и усвоят искусство предметного неравенства. И тогда справедливый строй будет сводиться не к механике справедливых учреждений, а к органическому интуитивному нахождению предметных суждений и предметных обхождений для непрерывного жизненного потока человеческих своеобразий. Справедливость не птица, которую надо поймать и запереть в клетку. Справедливость не отвлеченное правило для всех случаев и для всех людей, ибо такое правило уравнивает, а не «опредмечивает» (от слова «предмет») жизнь. Справедливость не следует представлять себе по схемам «раз навсегда», «для всех людей», «повсюду». Ибо она именно не «раз навсегда», а живой поток индивидуальных отступлений. Она не «для всех людей», а для каждого в особенности. Она не «повсюду», а живет исключениями.

Справедливость нельзя найти ни в виде общих правил, ни в виде государственных учреждений. Она не «система», а жизнь. Ее нужно представлять себе в виде потока живой и предметной любви к людям. Только такая любовь может разрешить задачу: она будет творить жизненную справедливость, создавать в жизни и в отношениях людей все новое и новое предметное неравенство.

Вот почему в жизни важнее всего не «найденная раз навсегда» справедливость: это иллюзия, химера, вредная и неумная утопия. В жизни важнее всего живое сердце, искренно желающее творческой справедливости; и еще — всеобщая уверенность, что люди действительно искренно хотят творческой справедливости и честно ищут ее. И если это есть, тогда люди будут легко мириться с неизбежными несправедливостями жизни — условными, временными или случайными, и будут охотно покрывать их жертвенным настроением. Ибо каждый будет знать, что впереди его ждет истинная, т. е. художественно-любовная справедливость.

6 карточка

Торжество справедливости на примере жизни Лазаря и богача

Ответ:

Образ Лазаря в произведении не только для того, чтобы показать, что душа человеческая может воскреснуть из мрака страстей, но и как пример торжества справедливости, но справедливости не «человеческой», а Высшей.  

И об этом есть в Евангелии от Луки очень яркая притча «О богаче и Лазаре». Там бедняк Лазарь мучается больной, весь в струпьях, у ворот богача, и просит милостыню.  А богач у себя там в хоромах наслаждается. А после они умирают – и все наоборот: Лазарь попадает в лоно Авраамово, а богач мучается в аду. Так что сам Господь оправдывает социальную справедливость и требует ее установления. И поэтому, как мне кажется, все эти кривые усмешки насчет справедливости и социальной справедливости – они должны быть отброшены.

7 карточка

Почему в произведении вспоминаются «казни Египетские»? Торжество справедливости или Божьей любви?

Ответ:

«Казни Египетские», которые Бог навел на Египет, причинили страдания многим людям, а, в итоге, и смерть египетским первенцам. Как это может свидетельствовать о любви Божией?

Во-первых, Бог вступается за угнетенных. Египет — это сверхдержава того времени, воплощение богатства и блистательного могущества. Евреи в Египте — рабы, люди загнанные на самое социальное дно, их удел — изнурительный рабский труд, фараон даже отдает повеление убивать всех новорожденных еврейских мальчиков, и никто не может ему возразить.  Но, в отличие от языческих богов, которые всегда на стороне богатых и могущественных, Бог Израилев вступается за наиболее бессильных и униженных людей, которые есть в Египте. Эта важная тема проходит через всю Библию — Бог на стороне слабых, угнетенных, тех, кого притесняют, с кем обращаются несправедливо. Это совершенно революционное представление для древнего мира. Да и для современного тоже.

Во-вторых — Бог есть Судия. Людям сильным и могущественным иногда кажется, что они могут безнаказанно мучить, попирать и эксплуатировать своих ближних. Но это не так — в конце концов, Бог совершит Свой Суд.

В-третьих, даже совершая суд над виновными, Бог проявляет долготерпение и милость. Казни египетские идут по нарастающей — так, чтобы побудить фараона и египтян к покаянию.  Сначала вода превращается в кровь — напоминая о крови избитых рабов и еврейских младенцев, умерщвленных по приказу фараона, затем Бог, когда Его не слышат, постепенно увеличивает мощность сигнала — пока дело не доходит до смерти египетских первенцев.

Таким образом, книга Исход рассказывает нам именно о любви Божией — которая, приходит на помощь угнетенным, и, сталкиваясь с упорным, ожесточенным злом и противлением, совершает праведный суд. Для этого суд и есть. Земной и Высший. Человек, нарушивший закон, утратит свои преимущества. И будет «оштрафован».

Почему так происходит - неизвестно. Но отказ от мести и от горькой обиды, обращение к Высшему суду, - иногда единственный выход. Это применялось у многих народов. Если нет другого способа, стоит применить этот. И все может встать на свои места. По справедливости.

III. Заключительный этап.

Выводы.

На этом уроке мы «разрушили» теорию Раскольникова о «вселенской справедливости». Человечество не сможет стать счастливее убив всех богачей и отобрав у них богатство. Тем более человек не имеет никакого права лишать жизни другого человека, даже если он не приносит никакой «пользы» для человечества.

Спасибо за внимание. Спасибо всем группам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе "Тема маленького человека в романе Достоевского "Преступление и наказание"."

Выявление многогранности творчества Ф.М.Достоевского, его взгляда на тему  "маленького человека". Отражение данной темы в русском искусстве....

Зачет по роману Достоевского "Преступление и наказание"

Вопросы на знание текста по роману Достоевского "Преступление и наказание" для обобщающего урока или зачета по роману....

Система персонажей в романе Достоевского Преступление и наказание

Достоевский.Преступление и наказание.Система персонажей...

Урок по роману Достоевского "Преступление и наказание" "Мотивы преступления Раскольникова"

"Мотивы преступления Раскольникова" - 5 урок в системе уроков по роману Достоевского "Преступление и нааказание". Цель урока - показать общественно-историческую ситуацию в России в 60-егг. 19 века, со...

Интегрированный урок литературы и МХК на тему: «Петербург Достоевского» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

Краткая аннотация урока по технологии развития критического мышления на интегрированном уроке.    За основу взята работа П.Е. Решетникова « Нетрадиционная технологическая система подгот...

Темы творческих работ по роману Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Темы творческих работ по роману Достоевского «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»...

УРОК-СУД "Тема покаяния в романе Достоевского "Преступление и наказание"

Урок обобщения и систематизации знаний (урок – суд с элементами ролевой игры, основанный на имитации деятельности органов судебной системы). Урок-суд проходит в виде судебного заседан...