Программа факультативного курса «Литература родного края»
рабочая программа по литературе (8, 9 класс)

Давыдова Татьяна Алексеевна

Программа факультативного курса «Литература родного края»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma-_davydovoy.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«Православная гимназия преподобного Сергия Радонежского»

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ЛИТЕРАТУРА  РОДНОГО  КРАЯ»

8-9 класс

 Автор: Давыдова Т.А.

учитель русского языка и литературы

 

                                          г. Югорск, 2019г.

Пояснительная записка.

Краеведение воспитывает любовь к родному краю и дает те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры в местах, где мы живем. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет, каждый обязан принимать посильное участие в сохранении истории, экологии, духовных ценностей родного края. Человек воспитывается в окружающей его среде незаметно для себя. Он начинает учиться нравственной ответственности перед людьми прошлого и будущего. В этом ему помогает литературное произведение, в котором он пытается увидеть мир, в котором мы живем, и, познавая его, понять себя тоже.

         Литература родного  края- разнородное явление; в одном пространстве оказываются разные культурные миры. Тем не менее, необходимо вести речь о духовно- историческом единстве, обусловленном социальной эпохой освоения, конфликтностью встречи Большой земли (России) и Малой (Сибири, севера).

          В курсе литературы  родного края представлены произведения мансийских, хантыйских, ненецких, татарских, русских писателей. Словесная культура каждого региона соотнесена с общенациональной как и ее часть, но в чем- то отличная от других. Изучение региональной литературы призвано сформировать чувство сопричастности миру большой культуры, помочь ощутить его как близкую реальность.

          В нашем городе этот курс совершенно новый. Отдельные произведения тюменских писателей включаются иногда учителями школ в уроки внеклассного чтения о родном крае. Программа построена  по принципам построения государственной программы по литературе для 5-11 классов (соотнесенность конкретно- исторического и общечеловеческого в художественных произведениях).Логика взаимосвязей тем заключена в хронологическо- тематическом принципе: от истории- к современности, от устного народного творчества - к современной литературе а также в принципах концентричности ( например, в темах любви к родной земле, к родному языку) и линейности ( например, в 9 классах дается новая тема о декабристах в Тюменском крае).

         Возможно, в округе существуют программы преподавания литературы  родного  края, но нам они не известны. Предлагаемая программа создана на основании хрестоматии «Литература Тюменского края» (Г.И. Данилина, Н. Рогачева, Е. Эртнер, г. Тюмень, 1996 г.) с включением произведений местных писателей и поэтов (г. Югорск, г. Советский).Тематическое планирование построено на основании  собственных подходов и опыта.

Источники методологических основ программы:

1.*Программа «Литература. 5-11 кл.» М. Просвещение, 2014 г.

2.*Программа «Литература. Факультативные курсы» М. Просвещение, 2011г.

3.*Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Под редакцией профессора В.Г. Маранцмана. С-Петербург,2014г.

4.*Книга «Урок литературы». Пособие для учителя. Составители: Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М., Просвещение, 1983г.

5.*Учебник- хрестоматия «Литература Тюменского края». Г.И. Данилина, Н.Рогачева, Е. Эртнер. Тюмень., 1996г.

        При работе по данной программе должны быть достигнуты новые результаты:

*в овладении учащимися основами знаний о традициях земли, на которой живем, о культурном прошлом, истории;

*в формировании ценностных ориентаций, в осмыслении гуманистических нравственных понятий;

*в сформированности личностных оценок, отношения к писателям, героям, художественному слову;

*в обогащении устной и письменной речи учащихся (выразительное чтение, пересказ, анализ текста);

*в овладении жанровыми разновидностями очерка: зарисовки, путешествия, портрета.

Художественные особенности литературы  родного (сибирского) края.

     Чаще всего используются жанровые разновидности очерка: исследование, зарисовка, путешествие, портрет. Именно очерк открывает новую тему- тему освоения. Характер героя обычно определяется национальностью, происхождением, воспитанием героя. Конфликт- столкновение своего и чужого на самых разных социальных и духовных уровнях действительности.

       В сибирской  литературе свой, отличный от других, тип повествования. Для него характерна сказовость, насыщенность разговорной лексикой, диалектизмами, фольклорными элементами. В основу   программы положен методический принцип соотнесения произведений школьного курса русской литературы и краеведческих текстов (в близости жанра, тем и проблем, стиля). Прослеживается связь биографии писателя с жизнью    родного  края, отражение в их творчестве быта, культуры региона в целом. Присутствует динамика литературного процесса  региона на протяжении полувека.

      Чтение текста становится опытом самопонимания,  исследования живущего здесь, в этом мире, все разнообразие, нищету и богатство которого включает в себя краеведческий текст. Если в девятнадцатом веке о тюменской земле писали главным образом путешественники, исследователи,  ссыльные поселенцы, то в середине 50-х годов 20-го века тюменскую словесность создают коренные  сибиряки.  Прежде чем стать профессиональными литераторами, многие из них получили глубокий жизненный опыт, позволивший увидеть судьбу края изнутри. Л. Лапцуй был оленеводом, рыбаком, охотником; Н. Денисов- трактористом, матросом; Г. Сазонов –геологом; А. Рахвалов- грузчиком; А. Васильев- военный врач; А. Неркаги, уже став писательницей, вернулась в стойбище оленеводом. Им понятны и близки проблемы родного края, поднимаемые ими в произведениях разных жанров.

       Тема любви к родному краю прослеживается в произведении Ю. Шесталова «Сибирь- земля моя», в повестях  В. Крапивина  «Мокрые цветы», «Далеко- далеко от моря», в стихах Н. Денисова, А. Васильева, Сергея Хомутинина, Н. Парфенчика, Л. Лапцуя, А. Тарханова, Ю. Баскова.

     О традициях народов ханты и манси пишет Ю. Шесталов в «Языческой поэме», Ю. Афанасьев в рассказе «Две ели», Р. Ругин в рассказе «След левши», в стихотворении «Язык ханты», М. Шульгин в стихотворении «Язык», А Конькова в повести «Аннэ из рода чаек».

      Нравственно –экологические проблемы раскрываются в поэме Л. Тарагупты «Пословский причал», в сказке- притче  Ф. Селиванова «Хы», в стихах Ю. Шесталова «Идол», Н. Денисова, А. Кукарского.

      Сложные взаимоотношения детей и взрослых

рассматривают: В. Крапивин, повесть «Вечерние игры»,

Г. Сазонов, рассказ «Вечный бой», Р.Ругин, рассказ «След левши».

      Любовь и уважение к человеку звучит в «Притче о родной и неродной крови» Габделя Махмута, в рассказе «Две ели» Ю. Афанасьева, в сказке –притче Ф. Селиванова «Хы или Чурка с глазами», в рассказе Н. Денисова «За чаем!», в очерке Б. Галязимова «Сузге».

      Тема совести объединяет повесть Анны Неркаги «Белый ягель», рассказ Г. Сазонова  «Вечный бой», повести В. Крапивина «Вечерние игры», «Мокрые цветы».

      О победе добра над злом повествует Ф. Селиванов в сказке- притче «Хы», Г. Сазонов в рассказе «Вечный бой», Р. Ругин  в рассказе «След левши».

      Размышления о смысле жизни звучат в драматической поэме Л. Тарагупты «Пословский причал», в рассказе «Вечный бой» Г. Сазонова, в стихах Н. Денисова , М. Титова, Л. Кукарского, в повести А. Коньковой «Аннэ из рода чаек».

     Историческое прошлое  нашего  края раскрывается в книгах Виталия Клепикова, Ларисы Беспаловой, Анатолия Васильева, Юрия Надточего о жизни декабристов в Сибири.

1.Цель программы: - сформировать духовно богатую личность;

*подготовить каждого школьника к восприятию и обоснованной оценке литературных произведений родного края;

*пробудить и углубить чувства любви к своей родине, Югорской земле, чувства своего кровного родства с ее прошлым и настоящим.

2.Основные задачи:

*Познавательные:

*вооружить учащихся основами знаний о культурном прошлом, истории, традициях земли, на которой мы живем;

*информировать о событиях культурной жизни настоящего;

*раскрывать литературный материал в связи с историей, экологией, эстетикой.

-Предметно- деятельностные:

*формировать знания и глубину понимания художественных особенностей изучаемых произведений писателей  родного края; авторской позиции в них, представление о художественном мире писателя;

*формировать историко и теоретико- литературные понятия как инструмент анализа произведения.

-Ценностно- ориентационные:

*выявить степень сформированности личностных оценок, отношения к писателям, героям, художественному слову, воспитанность художественного вкуса;

*формировать читательское отношение к героям, событиям, поступкам с точки зрения общечеловеческих ценностей;

*помогать в осмыслении гуманистических нравственных понятий, в признании ценностей жизни человека, свободы, достоинства, индивидуальности, в осуждении насилия, жестокости.

-Лингво- коммуникативная:

*обогатить устную и письменную речь школьников через выразительное чтение, заучивание наизусть, устное и письменное сочинение, рассказ о своем крае, городе, семье, роде.

Тематическое планирование уроков «Литературы

 родного края» в 8 классе.

Тема

Кол-во часов

В т.ч.практическ

1

Введение. Д. С. Лихачев «Память культуры». Тесная связь исторического прошлого, настоящего, будущего. Воспитание культурой.

1

2

Юван Шесталов  «Сибирь- земля моя». Стихотворение в прозе из «Языческой поэмы».

Поэтическое изображение родной природы в прозе.

Теория литературы: стихотворение в прозе.

1

3

Юван Шесталов «Идол». Отрывок из «Языческой поэмы».

Традиции мансийского народа.

Нравственно- экологические  проблемы, поднятые писателем в поэме.

Теория литературы: язычество, идолопоклонство.

1

4

Анна Неркаги «Белый ягель».

Дороги совести великого народа. Тема памяти, человеческого  долга.

2

1

5

Габдель Махмут «Притча о родной и неродной крови».

Сила любви, преданности любимому человеку

Теория литературы: понятие притчи.

2

6

Юрий Афанасьев «Две ели». Рассказ.

Образ Едука и Оксаны.

Переплетение хантыйских и русских корней.

Теория литературы: художественный образ

2

1

7

Роман Ругин  «След левши». Рассказ.

Мальчик Тавет- прирожденный охотник.

Первые радости и огорчения.

2

8

Леонтий Тарагупта «Пословский причал».

Отрывок из драматической поэмы.

Философские размышления о сотворении жизни. Тесная взаимосвязь природных сил. Понятие драматической поэмы.

1

9

Константин Тихомиров.

Очерк «Улицы детства».

Детство и юность Владислава Крапивина в Тюмени.

Теория литературы: очерк, его разновидности

1

10

Владислав Крапивин. Отрывок из рассказа «Далеко- далеко от моря».

Тема детства в рассказе. Отражение трудностей послевоенного времени. Понятие автобиографического произведения.

2

1

11

В. Крапивин. Отрывок из повести «Вечерние игры».

Взаимоотношение детей и взрослых.

Мушкетерские легенды.

Теория литературы: легенда.  Роль фантазии в мире художественной литературы.

2

12

В. Крапивин. Отрывок из повести «Мокрые цветы».

Любовь к родному городу, его историческому прошлому. Проявление чувств героя, анализ собственных поступков.

2

1

13

Стихотворения о родине- Тюменском крае

Анатолий Кукарский, Николай Денисов, Анатолий Васильев.

Развитие Тюменского края.

Теория литературы: художественные приемы в стихотворении.

2

14

Стихи о Югорске

Сергей Хомутинин, Владимир Парфенчик, Михаил Титов.

Человек и природа.

Любовь к родному краю.

2

15

Николай Денисов. Рассказ «За чаем».

Материнская любовь.

Особенности диалектной речи.

Понятие диалекта, его роль в рассказе.

2

16

Геннадий Сазонов Рассказ «Вечный бой».

Непримиримость к злу, зависти, приспособленчеству. Размышление о смысле жизни.

3

1

17

Федор Селиванов. Сказка- притча «Хы, или Чурка с глазами».

Реальное и фантастическое в сказке – притче

Поэтический мир природы, окружающий героев.

3

1

18

«Сияй, Югорская звезда!»

Стихи Югорских поэтов о родном крае.

Природа. Нравственно- экологические проблемы. Герой и его эпоха.

Понятие экологии.

2

19

Уроки развития речи.

Творческие работы о родном крае.

Экскурсии.

2

1

Всего

34ч

6

Тематическое планирование уроков

«Литературы  родного края» в 9 классе.

Тема

Кол-во

часов

В т.ч.практичес

1

Введение. Особенности развития литературы Тюменского края.

Познание окружающего мира через литературное произведение.

1

2

Развитие речи.

Мой город. Осенняя зарисовка с иллюстрацией.

Теория литературы: понятие разновидности очерка- зарисовки.

1

1

3

Константин Михайлов. Стихотворение «Белый камень».

Тема Руси. Романтическое видение Потаенной Руси.

Теория литературы: понятие романтизма.

1

4

Борис Галязимов. Очерк «Сузге».

Историческая основа легенды о любимой жене хана Кучума.

Образ Сузге, воспетый Тобольскими поэтами, художниками, композиторами.

Теория литературы: развитие понятия об очерке.

3

1

5

Юрий Басков. Стихотворение «Соседи». Взятие Тюмени татарами. Границы, стертые временем.

1

6

Андрей Тарханов. Стихотворение «Купола Тобольска». Купола- хранители истории.

Тема любви к родине, Тобольску.

1

7

Развитие речи. Любимые стихи о Югорске. Образ города в стихах местных поэтов.

1

8

Виталий Клепиков. Главы из книги «Улица Революции, 75». Память о декабристах в г. Ялуторовске. М.И. Муравьев- Апостол.

3

1

9

Лариса Беспалова. Главы из книги «И дум высокое стремленье».

Александр Одоевский в Ишиме.

Образ декабриста.

3

1

10

Анатолий Васильев. Отрывки из повести «С надеждою быть России полезным».

Вильгельм Кюхельбекер. Горькая участь поэта в Сибири.

Воспоминание о П.П. Ершове, о княгине Муравьевой.

3

1

11

Юрий Надточий. Отрывки из документальной повести «Пробуждение».

Тобольский декабрист- Гаврила Степанович Батеньков.

Судьба каторжника.

2

1

12

Развитие речи. Сочинение- размышление об истории Сибири, Тюменского края. Друзья Пушкина в Сибири.

2

2

13

Леонид Лапцуй. Стихотворение «Язык ненцев».

Гордость поэта за свой родной язык.

1

14

Роман Ругин. Стихотворение «Язык ханты». Богатство и точность хантыйского языка.

Теория литературы: языковые художественно- изобразительные средства.

1

15

Микуль Шульгин. Стихотворение «Язык». Любовь к родному языку.

Теория литературы: роль сравнений в поэтической речи.

1

16

Развитие речи. Выразительное чтение стихов Д. Голубкова, Н. Гумилева, Г. Маркова, М. Скуратова, Я.Смелякова о русском языке.

Воспитание гордости, любви к слову, русской речи.

2

1

17

Александр Мищенко. Отрывки из повести А.М. Коньковой «Аннэ из рода чаек».

История, память народа манси в жизни Аннэ.

3

1

18

Развитие речи. Очерк «Сибирь- Земля моя…» Сочинение о своем крае, городе, улице, о людях, создающих красоту вокруг нас (по собственным наблюдениям и материалам местной печати).

2

2

19

Диагностика «Что нового я узнал о своем крае из уроков литературы?»

1

1

всего

34

13

Содержание   курса.                  8 класс.

1.Шесталов Юван Николаевич  (родился в 1937 году в д. Комрадка  Ханты – Мансийского  округа).

      «Языческая поэма».

      Традиции мансийского народа.

       Поэтическое изображение родного края.

       Нравственно-экологические проблемы.

2. Неркаги Анна Павловна  родилась в 1952 году в горах Полярного Урала. Ненка.

      Повесть  «Белый ягель».

      Проблемы исторической памяти, человеческого долга. О дорогах совести великого северного народа.

3. Махмуд Габдель (Махмуд Абдулин)  родился в 1951 году в с.Вагай Тюменской области. На тюменском севере с 1982 г., живёт в Надыме..

       «Притча о родной и неродной крови».

       Тема любви. Сила материнской любви и преданности.

4. Афанасьев Юрий Николаевич родился в 1940 году в с. Питляр. Тюменской области. Пишет для детей по мотивам хантыйского фольклора.

        Рассказ –быль   «Две  ели».

        Переплетение хантыйских и русских корней. Особенности познания мира хантыйским парнем – оленеводом.

5.Ругин Роман Прокопьевич  (родился в 1939 году в п. Китляр, Ямало-Ненецкого округа, был преподавателем истории и хантыйского языка).

        Рассказ  «След левши».

        Дети и взрослые. Человек и природа. Трудолюбие детей хантов.

6. Леонтий Тарагупта  родился в 1945 году, в Шурышкарском районе. Живёт в г. Салехарде.

         Драматическая поэма  «Пословский причал».

        Философские размышления о сотворении жизни. Тесная взаимосвязь природных сил.

7.Крапивин Вячеслав Петрович  (родился в 1958 году. в г.Тюмени. Член Союза писателей России».

       Рассказ  «Далеко – далеко от моря»,  повесть  «Вечерние игры»,  повесть  «Мокрые цветы».

       Взаимоотношения детей и взрослых.  Отражение трудностей послевоенного времени. Любовь к родному городу, его историческому прошлому.

8.Денисов Николай Васильевич  (родился в 1943 году, в с.Окунёво, Тюменской области. Член Союза писателей России. Живёт в Тюмени).

       Рассказ   «За чаем».

       Материнская любовь. Особенности диалектной речи.

9.Сазонов Геннадий Кузьмич (родился в 1934 году (умер в 1988г) в с.Красный Куш, Саратовской обл. Работал геологом в Приполярном и Полярном Урале).

        Рассказ «Вечный бой».

        Нравственные проблемы, конфликты, особенности их разрешения.

        Непримиримость к злу, зависти, приспособленчеству.

10.Селиванов Фёдор Андреевич  (родился в 1928 году, живёт и работает в Тюмени).

        Сказка – притча  «Хы!» или Чурка с глазами».

        Поэтический мир природы. Реальное и фантастическое в сказке-притче.

11.Поэты Тюменского края.

        Анатолий Кукарский  (1934-1978).

        Николай Денисов  (родился в 1943г.)  живёт в Тюмени.

        Анатолий Васильев  (родился в 1936г)  живёт в Тюмени.

        Тема Родины.  Развитие Тюменского края.

12.Югорские поэты.

         Владимир Парфенчик, Сергей Хомутинский, Михаил Титов.

         Любовь к родному краю, городу, природе.

                                Содержание курса.                              9 класс.

1.Михайлов Константин Аголуевич.

       Поэт. Живёт в Тюмени.

        Стихотворение  «Белый камень».

        Романтическое видение  Потаённой Руси.

        Образность поэтической речи.

2.Галязимов Борис Иванович  родился в 1939 году в с.Берёзово, Тюменской области. Живёт и работает в г. Тюмени.

        Очерк  «Сузге».

        Историческая основа легенды о любимой жене хана Кучума.

        Образ  Сузге.

3.Клепиков Виталий Николаевич  (родился  в 1934 г. живёт в Екатеринбурге).

         Книга  «Улица Революции,  75».

         Память о декабристах в г. Ялуторовске.

         Просветительская деятельность М.И.Муравьёва – Апостола,                     И.Д.Якушкина.

4.Беспалова Лариса Георгиевна  (родилась в 1922 году,  живёт в г.Тюмени).

         Книга  «И дум высокое стремление…».

         Поэт Александр Одоевский в Ишиме.

         Высокое понимание поэзии декабристам.

5.Васильев Анатолий Иванович  (родился в 1936 году в г. Ишиме, живёт в г.Тюмени).

         Повесть  «С надеждою быть России полезным…».

         Вильгельм Кюхельбекер. Горькая участь поэта – декабриста в Сибири.

         Воспоминание о П.П.Ершове.

6..Надточий Юрий Сергеевич родился в 1944 году в г Ногинске, член Союза писателей России. Живёт в г. Тобольске, работает в музее – заповеднике.

         Документальная повесть  «Пробуждение».

         Тобольский декабрист – Гаврила Степанович Батеньков. Судьба каторжника.

7.Поэзия Севера.

Леонид Васильевич Лапцуй  (родился в 1929 г в п. Новый Порт, Ямало-Ненецкого округа. Умер в 1982г)

Член Союза писателей СССР, писал на ненецком языке.

           Стихотворение  «Язык ханты».

Шульгин Микуль (Иван Иванович) родился в 1940 году в Шурышкарском районе, Ямало-Ненецкого округа. Член Союза писателей России. Живёт и работает в Ханты -Мансийске.

Стихотворение  «Язык».

            Любовь поэтов к родному языку, гордость  за него. Богатство

            сложность языка ненцев, манси, хантов.

8. Мищенко Александр Петрович  (родился в 1938 году, Член Союза писателей России.  Живёт в г. Тюмени).

            Повесть о А.М.Коньковой  «Аннэ из рода чаек.».

            История, память народа манси в жизни Аннэ.

                                          Понятийный аппарат.

Диалект,  -а, м.  Местное  или социальное наречие, говор.

Диалектизм, - а,  м.  Слово или оборот речи из какого-н. диалекта, употребление в литературном языке.  (См. рассказ  Денисова  «За чаем»).

Легенда,   -ы,  ж.  Поэтическое предание о каком- нибудь историческом событии. (Средневековые легенды).

Очерк,  а,  м.  Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных фактов.

Очеркист,  -а,  м.  Писатель, журналист, пишущий очерк.

Поэма,  - ы,  ж. Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему,  (Героическая поэма. Драматическая поэма).

Притча,  - и,ж.  В старинной литературе;  иносказательный рассказ с нравоучением.  (Евангелиевская притча).

Стихотворение в прозе-  небольшое прозаическое произведение лирического характера, в котором большое значение приобретает эмоциональная окраска речи.

Рецензия,  - и,  ж.  Критический отзыв о каком – нибудь  сочинении, спектакле. Рецензия на книгу.

Традиция,  -и,  ж.  То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (направления, идеи, взгляды, вкусы, обычаи).

Эссе – очерк или статья, насыщенные теоретическими, философскими размышлениями.

Язычество   - а,  ср.  Религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

Идол  -а,  м.  Статуя, которой язычники поклоняются как божеству, истукан, кумир.

Идолопоклонник  -  а,  м.  Тот,  кто поклоняется идолам.

Нарты -   ы,  ж.  Длинные и узкие сани, употребляются на Севере для езды на собаках и оленях.

Малица,  -  Одежда из оленьих шкур.

Кисы,  -  мн.-ов.   Обувь из оленьих шкур.

Хорей,  -  я,  м.  Шест, которым управляют ездовыми оленями, собаками.

Урушица,  -  ы,  ж.  Суп из копчёной рыбы,  употребляемой народами Севера.

Виткась,  -  я,  м.  Мифическое водяное чудовище, происхождение которого манси связывают с мамонтом.

Медвежья пляска  -  праздник охотников после убийства медведя, с песнями, танцами.

Берестяные маски -  на Медвежьем празднике лица, участвующие в сценических представлениях, выступают в берестяных масках с длинным носом.

Основные  требования к качеству образованности

 при изучении литературы  родного края.

   

1.Предметная составляющая  качества образования:

знать:

        *о культуре прошлого, истории, традициях земли, на которой мы живём;

        *роды и жанры литературы родного края;

        *содержание изучаемых произведений, принципы характеристики героев;

уметь:

        *определять эпические, лирические, драматические произведения и их жанры;

        *находить признаки литературных направлений (реализма, романтизма, символизма,) объяснять их особенности;

применять:

         *составлять план, по плану характеризовать героя (группу героев), писать сочинение;

анализировать:

          *анализировать произведение в единстве содержания и формы, сравнивать, сопоставлять факты и явления;

          *выявлять авторское отношение к героям и событиям;

синтезировать:

        *создавать отзыв, рецензию на прочитанную книгу о родном крае;

        *подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на тему родного края;

оценивать:

        * позицию автора в изучаемом произведении;

         * значимость тем, раскрываемых писателями нашего края.        

II.Деятельностно-коммуникативная составляющая:

        *раскрывать литературный материал в связи с историей, экологией,

эстетикой;

        *формировать историко и теоретико –литературные понятия как инструмент анализа произведения;

        *знать законы монологической и диалогической речи, владеть монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;

        *пользоваться словарями различных видов, справочным материалом учебников;

        *составлять текст-пересказ, интерпретировать текст;

        *определять и объяснять тип авторской речи, композицию текста;

        *оценивать различные взгляды и подходы героев к проблеме, поднятой в изучаемом произведении автором;

III.Ценностно-ориентационная:

      * сформировать личностные оценки, отношение к писателям, героям, художественному слову, воспитанность художественного вкуса;

        *формировать читательское отношение к героям, событиям,  поступкам с точки зрения общечеловеческих ценностей;

        *уметь осмысливать гуманистические нравственные понятия, признавать ценность жизни человека, свободы, достоинства, индивидуальности; осуждать насилие, жестокость;

        *проявлять устойчивое желание знакомиться с произведениями местных писателей о родном крае;

        *проявлять самостоятельность в учебной работе.

Система  оценки

(традиционная, пятибалльное оценивание.)

«5» – ставится, если ответы учащихся свидетельствуют о хорошем знании фактического материала, мотивированы и доказательны, логичны и последовательны, литературно грамотные.

       При этом важно, что обобщения и выводы опираются на факты, подтверждаются примерами не только учебника, но и дополнительной литературы, собственными наблюдениями из окружающей жизни;  показывается  умение ученика анализировать, синтезировать, оценивать факты, обобщения и явления;  имеются  не более  1-2 несущественных неточностей.

«4»  -  ставится за ответы, в которых учащийся обнаружил знания как основного материала, так и существенных деталей, показал умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, как и при оценке  «5», но при этом допустил серьёзные упущения в содержании и способах изложения материала.

«3»  -   ставится за ответы, в которых ученик обнаружил достаточные знания основного материала на уровне знания, понимания и применения, без глубины содержания.

«2»-ставится за ответы, не удовлетворяющие указанным выше требованиям.

                                     Возможные формы  контроля :

*устный опрос;

*выразительное чтение текста,  (прозы, драмы, стихотворения);

*чтение наизусть;

*сочинение  (описание, повествование, размышление);

*очерк  (зарисовка, путешествие, интервью);

*зачёт по теме,  например:  «Декабристы в Тюменском крае» ( по книгам тюменских писателей);

*контрольная работа;

*викторина по изученным произведениям, например: «Узнай героя»,  «Назови автора»,  «Национальный предмет»;

*выставка творческих работ  (сочинение-зарисовка,  кроссворды,  доклады);

*доклад, реферат на литературоведческую тему;

*конкурс сочинений;

*отзыв, рецензия на изученное произведение;

*экскурсия в краеведческий музей; в осенний,  зимний лес;

*анализ текста, стихотворения.

                       ИЗМЕРИТЕЛИ  ОБУЧЕННОСТИ

К программе факультативного курса  «Литература родного края» 8 – 9 класс.

1.Итоговая контрольная работа в 9 классе с анализом

по категориям учебных целей.

1.Знание.

       1.Назовите писателей и поэтов Тюменского края, их произведения.

II. Понимание.

        1.Распределите изученные произведения по темам:

           а) о природе;

           б) о любви к родному краю;

           в) об истории края;

           г) о войне и другие.

II1. Применение.

         1.Составьте сложный план к рассказу А.Мищенко «Аннэ из рода чаек»,

          отразите в нём судьбу Аннэ и судьбу народа манси.

IV. Анализ.

         1.Определите тему, идею, основные (определяющие) эпизоды драмы

            З.Тоболкина  «Баня по – чёрному», объясните смысл названия.

V.Синтез. Мини-сочинение.

         1.Край, в котором я живу. Что нового я узнал о крае в этом году?

VI. Оценка.

          Какое (какие) из изученных произведений вы считаете для себя самыми

          значимыми?  Почему?

2.Зачётная работа

«Декабристы в Тюменском крае».

 

1.Назовите писателей нашего края, рассказывающих о судьбе декабристов,

   сосланных в Сибирь.

   (Виталий Клепиков  «Улица Революции, 75», Лариса Беспалова  «И дум высокое стремленье», Анатолий Васильев  «С надеждою быть России полезным».)

2.Кто из декабристов, лучших людей России, жил в нашем крае?

  Чем  они занимались?

   (Муравьёв,  Якушкин,  Одоевский,  Кюхельбекер,  Пущин)

3.В каких городах нашего края жили декабристы? Какую роль они внесли

   в образование и просвещение нашего края?

   (г.Сургут,  Берёзово,  Тобольск,  Ишим, Ялуторовск)  

4.Назовите поэтов, писателей России, чьи имена связаны с нашим краем.

   (А.Радищев,  А.Одоевский,  В.Кюхельбекер,  В.Ершов).

3.Викторина

«Мой край в произведениях поэтов и

писателей родного края».

                                                                                     

1.Назовите автора и его произведение по следующим строчкам:

    1. «Земля моя! Твои олени щиплют сочный ягель, чёрные соболи резвятся    

        на ветвях, мудрецами древними глядят на мир  кедры, реки полноводные

        играют серебряными струями, юркие рыбы в них пляшут, а в синем не-

        бе белый-белый лебедь трубит»

                                 (Юван Шесталов. Очерк. «Сибирь – земля моя»)

II.О чём это произведение, и кто его автор?

     1. «Санки с хлебом оттягивали руки, но теперь он нёс жизнь  своим брать-  

         ям и сёстрам – кусок хлеба даст силы многим. Первую остановку Вану

         сделал там, где встретил странного старичка. Положил у одинокого кам-  

         ня кусок хлеба и тихо, одними губами произнёс:   «Вернул».

       (О дорогах совести великого народа. Анна Неркаги «Белый ягель»)

                                 

                               

     2. «Тавет смотрел на лисицу. Она казалась тусклой, невзрачной. Перед его

         глазами вновь пронеслись долгие весенние дни, когда он хотел сам, сво-

         ми руками, поймать хитрого зверя, испытать первую, незабываемую

         охотничью радость. Не дотронувшись до лисицы, Тавет отвернулся от

         неё, уткнулся лицом в подушку и горько заплакал.»

         (Рассказ Романа Ругина  «След левши». О первых охотничьих радостях и огорчениях мальчика- ханта.).

                                 

III.О каких традициях манси повествуется в этом рассказе?  его  автор?

1.« Едук чувствовал, что ещё мгновение – и он вопьётся зубами в мясис-

   тую шею старосты. Но, рождённого в тундре, его удерживала заповедь:

   всё, что в чужом чуме, принадлежит хозяину. Нарты, тынзян, олень или

   женщина. Ничего без спроса не должно браться».

                             (Ю.Афанасьев  «Две  ели»).

4.Анкета

изучения рейтинга  предмета «Литература родного края»

среди других предметов.  

Задание: составь расписание.

 

     Ребята, вам предлагается  составить расписание на неделю, включив в него предметы по своему желанию:  какие-то предметы можно   не включать, на какие-то можно   отвести больше часов в неделю.

Результаты.

       В анкетировании приняли участие 87 учащихся из 4-х классов: 9а,б,е,ж.

Из 87 учащихся  предмет «Литература родного края» включили в расписание 80, что составило 92%. Несколько ребят этот урок поставили 2 и даже 3 раза в неделю.  Результаты анкетирования показывают, что ребятам этот предмет интересен, и они желали бы его изучать.

                                                                                         22.05.2016год

                                                                                         Учитель:  Давыдова Т.А.

Литература для учителя

1.Закон Российской Федерации «Об образовании». Ст.2. Принципы государственой  политики в области образования.

2.Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

3.Учебные стандарты школ России. М., Просвещение, 2014г.

4.Программа «Литература. 5-11 кл.» М., Просвещение, 2014 г.

5.Программа «Литература. Факультативные курсы» М., Просвещение, 2011г.

6.Программа по литературе для 5-9 классов средней школы. Под редакцией профессора В.Г. Маранцмана. С-Петербург, 2011г.

7. Урок литературы. Пособие для учителя. Составители: Т.С. Зепалова, Н.Я. Мещерякова. М., Просвещение, 2009г.

8.Литература Тюменского края. Учебник- хрестоматия «Литература Тюменского края» Г.И. Данилина, Н.Рогачева, Е. Эртнер. Тюмень, 1996г.

Литература для учащихся.

1.Альманах писателей Югры «Эринтур». Ханты-Мансийск, Эринтур, 1996г.

2.Афанасьев Ю. В морозный день. Повести и рассказы. Детская литература, 1986г.

3.Афанасьев Ю. Повести. Свердловск., Средне-Уральское книжное издательство, 1980г.

4.Афанасьев Ю. Сказки дедушки Ай-по. Свердловск., Средне-Уральское книжное издательство, 1974г.

5.Афанасьев Ю. Рассказы. Тюмень, Тюменская писательская организация, 1975.

6.Вдовенко Е. Летучий сон осенней паутины. Стихи, поэмы. Ханты-Мансийск, 1997г.

7.Волковец В. Встретимся в августе. Стихи. Югорск, Издательство РИО, 1994г.

8.Денисов Н.   Штормовая погода. Стихи и поэмы. Москва, Молодая гвардия, 1989г.          

 9.Крапивин  В. Собрание сочинений в девяти томах.  Екатеринбург, 1992г.                              

10.Крапивин В.  Избранное. В двух томах. Москва,  Детская литература, 1989г.

11.Крапивин В. Колыбельная для брата. Повесть. Свердловск, Средне- Уральское книжное  издательство, 1980 г.

12.Неркаги Анна. Анико из рода Юго. Роман. Тюмень, Тюменская писательская организация, 1975г.

13.Анна Неркаги   Белый ягель. Повесть.  Тюмень. Издательство Софт Дизайн, 1995 г.

14.Нгечволода В. На земле моей. Стихи. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1983г.

15 Ругин Р.  Огнедышащий край. Стихи. Тюмень, Тюменская писательская организация, 1973г.

16.Ругин Р. Повести, рассказы. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1986г.

                               

17.Сазонов Г.,  Конькова А.  Роман- сказание.  И лун медлительных поток. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1990г.

                                                                                       

18. Сазонов Г.  Мой дед Захар Нерчинск. Свердловск, Средне- Уральское книжное издательство, 1973г.

19. Сборник Голубые горы». Рассказы писателей Севера. Ленинград , Художественная литература. 1985г.

                                   

20.Сборник стихов.  Анатолий Кукарский,  Николай Денисов,    Анатолий Васильев. Тюмень, Тюменская писательская организация, 1975 г.

21.Сборник  стихов. «Сияй, Югорская Звезда».  Москва, Звонница- МГ.

Благотворительный фонд творческой молодежи России, 1999 г.

22.Стихи поэтов Севера. Москва, Издательство Детская литература, 1971г.

 

23.Шесталов Юван.  Тайна Сорни-най. Повести. Москва, Современник, 1976г.

24.Шесталов Ю. Красная легенда на белом снегу. Повесть. Ленинград, Детская литература, 1979г.

25.Шесталов Ю. Крик журавля. Свердловск, Уральское книжное издательство, 1990г.

26.Шесталов Ю. Когда качало меня солнце.  Сборник сочинений в трёх томах. Санкт-Петербург – Ханты-Мансийск, 1977г.

 

 

                         

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс "Зоогеография родного края"

Настоящая программа представляет собой дополнительный курс, построенный на основе принципов развивающего и воспитывающего обучения,  систематичности,  рассматривающего природные сообщества в...

Факультативный курс «Литература Приморского края ХХ – начала ХХI веков».

Законом РФ «Об образовании» (ст.9, п.1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализац...

Литература. 6 класс. Основная школа. Модульный факультативный курс «Литература родного края».

Цель: познакомить учащихся с особенностями развития литературы Южного Урала: фольклором, публицистикой, художественной литературой. Также включены уроки развития речи и обучения выразительному чтению....

программа факультативного курса "История Пермского края"

данная программа факультативного курса предполагает проведение занятий один раз в неделю, начиная с 5 класса. Исходя из возрастных особеностей учащихся, мною было принято решение начать изучени родног...

Элективный курс "Литература родного края в контексте современного литературного процесса России" для 9 классов

Литература родного края  в контексте современного литературного процесса России ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРСдля 9-х классовМатериал подготовила Колонтаевская С.А., учитель МБОУ СОШ № 18, с...

Дидактический материал к изучению курса "Литература родного края» 9 класс

Предлагаемая  разработка  « Дидактический материал к изучению курса« Литература родного края»   окажет действенную помощь учителю-словеснику в изучении  данного курса....

факультативный курс "Литература родного края"

Рабочая  программа по литературе родного края представляет собой  документ, включающий 5 разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса;  учебно-тематический план; требо...