Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по ОУД.02 Литература
методическая разработка по литературе

Кирилова Юлия Владимировна

Методическое пособие предназначено для студентов с целью организации самостоятельной работы по ОУД.02 Литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sr_literatura.docx91.54 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИЧТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Шатурский филиал

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине

ОУД.02 Литература

специальность

34.02.01 Сестринское дело

(базовая подготовка)

Шатура - 2019

МИНИЧТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №3»

Шатурский филиал

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических  математических и естественнонаучных дисциплин

протокол № _________

от «____» ____________________ 20_____г Председатель ЦМК ____________ Е.В. Митрохина

УТВЕРЖДАЮ

Зав. отделом по УВР

________________________ Л.В. Карпухина

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

для самостоятельной работы студентов

по дисциплине

ОУД.02 Литература

специальность

34.02.01 Сестринское дело

(базовая подготовка)

Шатура - 2019

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………..4

1. Тематический план самостоятельной работы        ……………………………….7

2. Методические рекомендации по чтению художественного текста по программе…………………………………………………………………………9

3. Методические указания по выполнению анализа произведения………….12

4. Методические рекомендации по заучиванию наизусть стихотворных произведений…………………………………………………………………….18

5. Методические указания по подготовке докладов (сообщений)....………...20

6. Методические рекомендации по составлению конспектов………………..24

7. Методические указания по подготовке рефератов…………………………25

8. Методические указания по подготовке презентаций………………………32

9. Методические указания по написанию сочинения…………………………38

Список рекомендуемых источников………………………………………...…46

Приложение……………………………………………………………………...49

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие предназначено для студентов с целью организации самостоятельной работы по ОУД.02 Литература.

В результате освоения учебной дисциплины ОУД.02 Литература осуществляется комплексная проверка следующих результатов обучения:

личностных:

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
  • а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • эстетическое отношение к миру;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения
  • к русской литературе, культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);

метапредметных:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

  • сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
  • сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
  • владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
  • знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
  • сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
  • способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
  • владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
  • сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

В соответствии с учебным планом на самостоятельную работу студентов по ОУД.02 Литература. отводится 59 часов. В рамках самостоятельной работы предусмотрены следующие виды работ:

– работа с первоисточниками (чтение художественных произведений, конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

- составление конспектов;

- подготовка сообщений, докладов;

- выучивание стихотворений наизусть;

- подготовка презентаций;

- анализ текста;

- написание сочинений;

- подготовка проектов.

  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Тема

Количество часов

I семестр

Реферат на одну из тем по русской литературе XIX века.

3

Общая характеристика и своеобразие русской литературы на рубеже XVIII-XIX вв.

1

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (1799-1836).

1

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

1

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе (1809-1852).

1

Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского (1823-1886).

1

Прошлое и будущее России в Романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов».

1

Особенности поэтики И.С. Тургенева (1818-1883).

1

Ф. И. Тютчев (180-1873), его видение России и её будущего.

1

Поэзия А.А.Фета (1820-1892) как выражение идеала и красоты.

1

Художественный мир А.К. Толстого.

1

Своеобразие лирики Н.А. Некрасова (1821-1877).

1

Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова (1831-1895).

1

Роль М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) в истории русской литературы.

1

Отображение действительности в романе Ф.М. Достоевского (1821-1881) «Преступление и наказание».

1

Мировое значение творчества Л.Н. Толстого (1828-1910).

1

Роль А. П. Чехова (1860-1904) в мировой драматургии театра.

1

Обзор зарубежной литературы.

1

II семестр

Реферат на одну из тем по русской литературе XX века.

3

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

1

Творчество И.А. Бунина.

1

Творчество А.И. Куприна.

1

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX – начала XX в.

1

Творчество М. Горького.

1

Творчество А.А. Блока.

1

Литературный процесс 20-х годов.

2

Творчество В.В. Маяковского.

1

Творчество С.А. Есенина.

1

Единство и многообразие русской литературы в 30-40 гг.

1

Творчество М.И. Цветаевой.

1

Творчество О.Э. Мальденштама.

1

Творчество А.П. Платонова.

1

Творчество И.Э. Бабеля.

1

Творчество М.А. Булгакова.

1

Творчество М.А. Шолохова.

1

Литература русского Зарубежья.

1

Реферат на одну из тем по русской литературе XX века.

3

Поэзия и проза периода ВОВ.

2

Творчество А.А.Ахматовой.

1

Творчество Б.Л. Пастернака.

1

Творчество А.Т. Твардовского.

1

Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

1

Поэзия 60-х годов.

1

Творчество А.И. Солженицына.

1

Творчество В.Т. Шаламова.

1

Творчество В.М. Шукшина.

1

Творчество Н.М. Рубцова.

1

Творчество Расула Гамзатова.

1

Творчество А.В. Вампилова.

1

Русская литература последних лет (обзор).

1

Зарубежная литература (обзор)

1

ИТОГО

59

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЧТЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Дисциплина ОУД.02 Литература предполагает изучение художественных произведений. В связи с этим самостоятельная работа предполагает  чтение художественного текста.

Цель: овладеть навыками чтения художественных произведений, уметь отвечать на вопросы к художественному произведению.

Работу над художественном текстом необходимо строить, исходя из специфики жанра.

Модель изучения произведения повествовательного характера может быть следующей:

1) выяснение конкретного содержания;

2) выделение рассказчика (кто ведет рассказ, присутствует ли он сам в рассказе);

3) выделение действующего лица, его поступка, причины поступка;

4) выяснение чувств, состояния действующего лица, нахождение слов, называющих это состояние;

5) определение характерных черт героя на основании его поведения, переживаний, поступка;

6) словесное описание (по воображению) действующего лица;

7) выяснение авторского отношения к поступку, герою;

8) определение личного отношения к поступку, герою, высказывание оценочных суждений;

9) выяснение основной мысли произведения.

Если произведение описательного характера, то анализ текста строится иначе, по следующему плану:

1) нахождение с помощью выборочного чтения описаний картин природы (животного, предмета);

2) наблюдение над словами и выражениями, с помощью которых описывается картина природы, животное, предмет;

3) воссоздание этих картин путём словесного рисования;

4) нахождение слов с общим оценочным значением (замечательная картина);

5) определение авторского и личностного отношения к описанию.

Форма сдачи отчетности: устный пересказ на уроке эпизодов или работа по вопросам, предполагающим знание текста произведения.

Критерии оценки пересказа:

1. Указан ли автор и название произведения?

2. Сохранена ли сюжетная линия?

3. Полным и точным ли было описание?

4. Сохранены ли стилевые особенности произведения?

5. Передано ли настроение автора?

Оценка:

«отлично» - выполнены все требования критериев

«хорошо» - не выполнено одно из требований

«удовлетворительно» - выполнены два из основных требований

«неудовлетворительно» - выполнено менее двух требований

Критерии оценки ответа на вопрос:

5 «отлично» - ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

4 «хорошо» -  ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

3 «удовлетворительно» -  оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

2 «неудовлетворительно» - ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Художественные тексты для самостоятельного чтения

1. И.А. Гончаров «Обломов».

2. А.Н. Островский «Гроза».

3. И.С. Тургенев «Отцы и дети».

4. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».

5. М.Е. Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы».

6. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».

7. Н.С. Лесков «Очарованный странник».

8. Л.Н. Толстой «Война и мир».

9. А.П. Чехов «Вишневый сад», «Ионыч».

10. М. Горький «На дне».

11. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско».

12. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита».

13. М.А. Шолохов «Тихий Дон».

14. А.А. Солженицын «Матренин двор».

15. В.П. Астафьев «Царь-рыба».

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Дисциплина ОУД.02 Литература предполагает обучение обучающихся анализу произведения (на уроке), а также выполнение анализа произведения. Список произведений и различных видов анализа приведен ниже.

Методические рекомендации анализа стихотворного произведения

План анализа стихотворного произведения

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.  

4. Поэтическая лексика.

Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - синонимов, антонимов, архаизмов, неологизмов;

- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;

- определить своеобразие и активность использования тропов.

5. Поэтический синтаксис (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи)

- риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа;

- повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений;

- антитезы – противопоставления.

6. Поэтическая фонетика

- Аллитерация – повторение согласных звуков;

- Ассонанс – повторение гласных звуков;

- Анафора - единоначалия;

7. Композиция лирического произведения

- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;

- выяснить стройность композиционного построения, его подчиненность выражению определенной мысли;

- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)

- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;

- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный «рисунок»).

8. Образ лирического героя, авторское "Я".

- сам автор,

- рассказ от лица персонажа,

- автор играет какую-то роль.

9. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

10. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

Методические рекомендации анализа драматического произведения

Схема анализа драматического произведения

1. Общая характеристика: история создания, жизненная основа, замысел, литературная критика.

2. Сюжет, композиция:

- основной конфликт, этапы его развития;

- характер развязки /комический, трагический, драматический/

3. Анализ отдельных действий, сцен, явлений.

4. Сбор материала о персонажах:

-внешность героя,

- поведение,

- речевая характеристика

- содержание речи /о чем?/

- манера /как?/

- стиль, словарь

- самохарактеристика, взаимные характеристики героев, авторские ремарки;

- роль декораций, интерьера в развитии образа.

5. ВЫВОДЫ: Тема, идея, смысл заглавия, система образов. Жанр произведения, художественное своеобразие.

Методические рекомендации анализа эпизода

План  анализа эпизода

Эпизод – часть художественного произведения, имеющая относительно самостоятельное значение; замкнутые в пространстве и во времени художественные картины.

1. Найти границы эпизода и дать название

2. Место расположения данного эпизода: в начале произведения, в конце, в середине

3.Значимость данного эпизода, он помогает понять:

- характер героя

- поведение, поступки героя

- авторскую позицию

- это второстепенный эпизод в развитии действия

4. Тип эпизода (повествование, описание, рассуждение)

5. События, описанные в эпизоде

6. Характеристика действующих лиц эпизода: внешность, одежда, манеры, речь, взаимодействие героев.

7. Художественные выразительные средства

7. Особенности использования в эпизоде композиционных элементов и их роль в произведении: пейзаж, интерьер, внутренние монологи, дневники.

8. Роль данного эпизода в произведении:

- эпизод является кульминационным, решающим, ключевым

- ведущая роль в раскрытии замысла писателя принадлежит этому эпизоду

- эпизод является вспомогательным (имеет  дополнительное значение для развития сюжета)

Обратите внимание! Работая над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы, которые составят основную часть вашей работы.

Методические рекомендации  анализа эпического произведения (рассказа, повести)

Схема:

1. История создания произведения:

• факты из биографии автора, связанные с созданием данного произведения.

• связь произведения с исторической эпохой его создания;

• место произведения в творчестве автора.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения:

• персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные);

• особенности имён и фамилий персонажей;

• поступки персонажей и их мотивация;

• предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;

• связь персонажа с общественным окружением;

• отношение к герою произведения других персонажей;

• самохарактеристика персонажей;

• авторское отношение к персонажам и способы его выражения.

8. Композиция произведения:

• деление текста произведения на части, смысл такого деления;

• наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;

• наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;

• наличие эпиграфов и их смысл;

• наличие лирических отступлений и их смысл.

9. Как выражена (и выражена ли) авторская позиция? Присутствует ли авторское видение решения поставленных в произведении проблем?

10. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

11. Особенности языка произведения.

Методические рекомендации  характеристики героя литературного произведения.

1. Определение места героя среди других персонажей.

2. Степень участия и его роль в конфликте (эпизоде).

3. Наличие прототипов и автобиографических черт.

4. Анализ имени.  

5. Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

6. Речевая характеристика.

7. Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни, как средство самовыражения героя.

8. Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.

9. Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.

10. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.

11. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

12. Сопоставление с другими персонажами или литературным героем другого автора.

13. Оценка литературного персонажа его современниками.

14. Герой как порождение своей эпохи и выразитель определенного мировоззрения. Определение типического и индивидуального в литературном герое.

15. Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни.

Список заданий для литературного анализа

  1. Анализ стихотворения А.С. Пушкина (по выбору).
  2. Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова (по выбору).
  3. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева (по выбору).
  4. Анализ романа  И.А. Гончарова «Обломов».
  5. Анализ пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».
  6. Анализ романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
  7. Анализ эпизода «Смерть Базарова» романа Тургенева «Отцы и дети».
  8. Анализ главы (по выбору) поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  9. Анализ нравственной проблемы в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир».
  10. Анализ рассказа Чехова А.П. (по выбору).

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ЗАУЧИВАНИЮ НАИЗУСТЬ СТИХОТВОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Цель: развивать речь как средство общения, совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать память.

  1. Для того чтобы быстро выучить стихотвореие, его следует 2–3 раза прочитать вслух.
  2. В процессе чтения лучше действовать методом ассоциаций, мысленно представляя картину, о которой говорится в стихотворении.
  3. Стихотворение нужно прочитать ещё один раз, но уже в более медленном темпе, стараясь запоминать форму и времена слов.
  4. Для того чтобы подключить ещё один вид памяти, нужно переписать стихотворение на бумагу. При этом стоит проговаривать стихотворение вслух.
  5. Для того чтобы упростить процесс запоминания, можно разбить каждую строфу стихотворения на несколько ещё более мелких частей.
  6. Непосредственно заучивать стихотворение нужно только с того листа бумаги, на который он был переписан. Несколько раз прочитайте первую строчку, а потом повторите её вслух, уже не глядя на лист. Затем следует прочитать первую и вторую строчку вместе, после чего повторить их вслух все вместе. Далее следует так поступить с первой, второй и третьей строчками, каждый раз добавляя ещё по одной. Однако учить таким образом целое стихотворение вовсе необязательно. Новый цикл может быть начат с 4–8 строк.
  7. Иногда бывает так, что некоторые места в стихотворении никак не поддаются заучиванию. В основном, это происходит на стыке так называемых циклов. Поэтому можно написать шпаргалку со словом, с которого начинается цикл, трудный для запоминания.

Данный способ заучивания стихов весьма эффективен и позволяет любому человеку даже безо всякой тренировки выучить несколько страниц текста за 1 час.

Критерии оценки выразительного чтения стихотворения:

  1. Указана ли фамилия автора и название стихотворения.
  2. Знание текста. Безошибочность чтения. Отсутствие запинок.
  3. Выразительность чтения (правильно ли выделены ключевые слова, расставлено логическое ударение, паузы, правильно ли выбрана интонация, темп чтения, сила голоса).
  4. Проникновение в содержание произведения. Четкая передача мыслей автора (что хотел автор выразить в произведении?)
  5. Выявление своего отношения к читаемому.
  6. Активное общение со слушателями. Сопереживание. Словесное действие. Паузы: психологические, начальные, финальные.
  7. Передача специфики жанра и стиля произведения (баллада, басня, лирическое стихотворение, патриотическая лирика, песня и т.д.)
  8. Эффективное использование мимики и жестов.
  9. Четкое произношение.
  10. Простота и естественность чтения.

Оценка:

5 «отлично» - выполнены все требования критериев

4 «хорошо» - не выполнено одно из требований

3 «удовлетворительно» - выполнены два из основных требований

2 «неудовлетворительно» - выполнено менее двух требований

Рекомендуемые авторы:

  1. Пушкин А.С.
  2. Лермонтов М.Ю.
  3. Тютчев Ф.И.
  4. Фет А.А.
  5. Некрасов Н.А.
  6. Блок А.А.
  7. Есенин С.А.
  8. Маяковский В.В.
  9. Ахматова А.А.
  10. Цветаева М.А.

  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ДОКЛАДОВ (СООБЩЕНИЙ)

Доклад – это развернутое устное сообщение, посвященное заданной теме, сделанное публично, в присутствии слушателей. Основным содержанием доклада может быть описание состояния дел в какой-либо научной или практической сфере; авторский взгляд на ситуацию или проблему, анализ и возможные пути решения проблемы.

Темами доклада обычно являются вопросы, не освещенные в полной мере или вообще не рассматриваемые на лекциях, предполагающие самостоятельное изучение студентами. Обычно студенты выступают с докладами на семинарских занятиях или конференциях.

Доклад изначально планируется как устное выступление и должен соответствовать определенным критериям. Для устного сообщения недостаточно правильно построить и оформить письменный текст, недостаточно удовлетворительно раскрывать тему содержания. Устное сообщение должно хорошо восприниматься на слух, а значит должно быть интересно поданным для аудитории.

Структура доклада

Структура доклада традиционно состоит из трех разделов: введения, основной части и заключения.

Во введении необходимо указать тему и цель доклада, определить проблему и ввести основные понятия и термины доклада, а также обозначить тематические разделы доклада и наметить методы решения представленной в докладе проблемы и моделирует ожидаемые результаты.

Основная часть доклада представляет последовательное раскрытие тематических разделов работы в целях решения выше обозначенной проблемы.

В заключении студент приводит основные результаты и собственные суждения по поводу возможных путей решения рассмотренной проблемы, которые оформляет в виде рекомендаций.

Текст доклада должен составлять 3-5 печатных листа. Данный объем текста обеспечит выступление студента в течение 7-10 минут в соответствии с регламентом. Следовательно, необходимо тщательно отбирать материал для доклада, не перегружая его лишней информацией. Очень важно уложиться в отведенное для доклада время: если вас прервут на середине доклада, то вы не сможете сообщить самого главного – результатов вашей самостоятельной работы, что отрицательно отразиться на качестве выступления и существенно снизит оценку.

Требования к оформлению

Материалы подготавливаются в редакторе MS Word.

Формат страницы: размер – А4.  Размеры полей: правое – 15 мм, левое –30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.; абзацный отступ 1,25 см. Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 14 пт; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине. Количество страниц – от 2 до 7. Количество иллюстраций, таблиц – до 3-х. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) указывается по центру под рисунком. Название таблиц указывается по центру над таблицей.

Титульный лист оформляется по образцу.

Сообщение (доклад) может сопровождаться показом презентации Power Point.

Сообщение должно быть переплетено в обложку или помещен в папку–скоросшиватель (картонную или пластиковую).

Сообщение должно быть предоставлено в установленный преподавателем срок. В случае несвоевременного представления работы, сообщение не проверяется преподавателем и не зачитывается как выполненное.

Критерии оценки

Качество сообщения определяется преподавателем оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

5 «отлично» выставляется, если студент в полной мере раскрыл тему сообщения, выполнил работу самостоятельно и донес до слушателей основные задачи, которые ставил перед собой автор. Автор работы показал глубокое понимание рассматриваемых вопросов. Материал работы изложен логически и последовательно, в работе имеется иллюстративно-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные источники.

4 «хорошо» выставляется при условии, что студент раскрыл основное содержание выбранной темы, преимущественно самостоятельно выполнил работу. Представленный в сообщении материал должен свидетельствовать о достаточно глубоком понимании студентом рассматриваемых вопросов. Материал работы изложен логически и последовательно, в работе имеется иллюстративно-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные источники. В работе допустимы недостатки, не носящие принципиального характера. Сообщение оформлено аккуратно и в соответствии с предъявляемыми требованиями. При изложении материала студент сделал содержательный доклад, дал ответы на все вопросы по содержанию своей работы.

 3 «удовлетворительно» выставляется, если студент частично раскрыл тему сообщения, в основном самостоятельно выполнил работу. Не все рассматриваемые вопросы изложены достаточно глубоко, допустимы нарушения логической последовательности, иллюстрировано-аналитический материал применяется ограниченно.  Сообщение оформлено с некоторыми нарушениями предъявляемых требований. При изложении материалов сообщения студент ответил не на все поставленные вопросы.

2 «неудовлетворительно» выставляется, если студент не раскрыл тему своего сообщения. Работа выполнена студентом не самостоятельно и носит явно описательный характер. Автор изложил материал неграмотно, без логической последовательности, и не применил иллюстрировано-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.). Нет ссылок на литературные и нормативные источники, работа оформлена с грубыми нарушениями предъявляемых требований.

Примерная тематика сообщений

1.Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (1799-1836).

2.Поэтический мир М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

3.Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе (1809-1852).

4.Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского (1823-1886).

5.Прошлое и будущее России в Романе И.А. Гончарова (1812-1891) «Обломов».

6.Особенности поэтики И.С. Тургенева (1818-1883).

7.Ф. И. Тютчев (180-1873), его видение России и её будущего.

8.Поэзия А.А.Фета (1820-1892) как выражение идеала и красоты.

9.Своеобразие лирики Н.А. Некрасова (1821-1877).

10.Роль М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889) в истории русской литературы.

11.Отображение действительности в романе Ф.М. Достоевского (1821-1881) «Преступление и наказание».

12.Мировое значение творчества Л.Н. Толстого (1828-1910).

13.Роль А. П. Чехова (1860-1904) в мировой драматургии театра.

14.Творчество И.А. Бунина.

15.Творчество А.И. Куприна.

16.Творчество М. Горького.

17.Творчество А.А. Блока.

18.Творчество В.В. Маяковского.

19.Творчество С.А. Есенина.

20.Творчество М.И. Цветаевой.

21.Творчество О.Э. Мальденштама.

22.Творчество А.П. Платонова.

23.Творчество М.А. Булгакова.

24.Творчество М.А. Шолохова.

25.Литература русского Зарубежья.

26.Творчество А.А.Ахматовой.

27.Творчество А.Т. Твардовского.

28.Творчество А.И. Солженицына.

29.Творчество В.М. Шукшина.

30.Творчество Н.М. Рубцова.

31.Творчество Расула Гамзатова.

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОНСПЕКТОВ

1. Определите цель составления конспекта.

2. Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.

3. Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.

4. Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.

5. Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).

6. Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.

7. Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.

8. Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

9. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи

не забудьте вынести справочные данные на поля.

10. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕФЕРАТОВ

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Тема реферата разрабатывается преподавателем. По согласованию с преподавателем, возможна корректировка темы или утверждение инициативной темы студента.

Реферат выполняет следующие функции:

  • информативная;
  • поисковая;
  • справочная;
  • сигнальная;
  • индикативная;
  • коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует. Язык реферата должен отличатся ясностью, точностью, краткостью и простотой. Содержание следует излагать объективно от имени автора.

При оценке реферата учитывается не только качество реферирования прочитанной литературы, но и аргументированное изложение собственных мыслей студента по рассматриваемому вопросу. С целью обеспечения доступности и наглядности материалов реферата, его защита может  сопровождаться презентацией Power Point.

Результат работы студента оценивается преподавателем по бальной системе. Также допускается оценивать работы, удовлетворяющие или не удовлетворяющие предъявляемым требованиям, «зачтено» или «не зачтено» соответственно.

Структура реферата

Реферат должен содержать следующие структурные элементы:

  • титульный лист, заполненный по единой форме;
  • оглавление с указанием всех разделов реферата и номерами страниц;
  • введение объемом не более 1,5-2 печатные страницы;
  • основная часть, которая содержит одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (пунктов, разделов);
  • заключение, которое содержит главные выводы основной части, и в котором отмечается выполнение задач и достижение цели, сформулированных во введении;
  • библиографическое описание использованных источников оформленных по ГОСТ 7.82–2001, ГОСТ 7.1-2003 [2, 3]. В тексте реферата обязательны ссылки на первоисточники;
  • приложения, включающие график и таблицы (если таковые имеются).

Оформление содержания реферата

Общий объем реферата должен быть в пределах 12-20 печатных страниц.

Печатный вариант работы выполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм). Текст работы излагается на одной стороне листа.  Размеры полей: правое – 15 мм, левое –30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.; абзацный отступ 1,25 см. Формат текста: шрифт – Times New Roman; кегль (размер) – 14 пт; межстрочный интервал – полуторный; выравнивание – по ширине. Название рисунков (схем, графиков, диаграмм и т.п.) указывается по центру под рисунком. Название таблиц указывается по центру над таблицей. Для оформления таблиц и подписей к рисункам допускается Times New Roman, размер 12 пт.

Номера страниц должны быть проставлены внизу по центру.

Название каждой главы начинается с новой страницы. Заголовки и подзаголовки должны быть выделены и отличаться от основного текста (жирностью). Подзаголовки следует отделять от основного текста сверху двумя строками, снизу – одной. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых ГОСТ 7.88–2003[4], общепринятые или необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы. Каждый рисунок, график или таблица в реферате должны быть пронумерованы и иметь заголовок или подпись. При наличии в реферате сносок на использованные научные или нормативные источники, сноски должны быть оформлены в соответствии с установленной формой по ГОСТ 7.32-2001[1].

Реферат должен быть переплетен в обложку или помещен в папку–скоросшиватель (картонную или пластиковую).

Реферат должен быть предоставлен в установленный преподавателем срок. В случае несвоевременного представления работы, реферат не проверяется преподавателем и не зачитывается как выполненный.

Порядок работы при написании реферата

В процессе работы над рефератом можно выделить 4этапа:

  • вводный – выбор темы, работа над планом и введением;
  • основной – работа над содержанием и заключением реферата;
  • заключительный – оформление реферата;
  • защита реферата (на практическом занятии, экзамене, студенческой конференции и т.д.)

Работа над рефератом начинается с выбора темы исследования. Заинтересованность автора в проблеме определяет качество проводимого исследования и соответственно успешность его защиты. Выбирая круг вопросов своей работы, не стоит спешить воспользоваться списком тем, предложенным преподавателем. Надо попытаться сформулировать проблему своего исследования самостоятельно. При определении темы реферата нужно учитывать и его информационную обеспеченность. С этой целью, во-первых, можно обратиться к библиотечным каталогам, а во-вторых, проконсультироваться с преподавателем и библиотекарем.

Выбрав тему реферата и изучив литературу, необходимо сформулировать цель работы и составить план реферата. Возможно, формулировка цели в ходе работы будет меняться, но изначально следует ее обозначить, чтобы ориентироваться на нее в ходе исследования. Определяясь с целью дальнейшей работы, параллельно надо думать над составлением плана: необходимо четко соотносить цель и план работы.

План – это точный и краткий перечень положений в том порядке, как они будут расположены в реферате, этапы раскрытия темы. Существует два основных типа плана: простой и сложный (развернутый). В простом плане содержание реферата делится на параграфы, а в сложном на главы и параграфы. При работе над планом реферата необходимо помнить, что формулировка пунктов плана не должна повторять формулировку темы.

При работе над введением необходимо опираться на навыки, приобретенные при написании изложений и сочинений. В объеме реферата введение, как правило, составляет 1-2 машинописные страницы. Введение обычно содержит вступление, обоснование актуальности выбранной темы, формулировку цели и задач реферата, краткий обзор литературы и источников по проблеме, историю вопроса и вывод. Содержание реферата должно соответствовать теме, полно ее раскрывать. Все рассуждения нужно аргументировать. Реферат показывает объективное отношение автора к излагаемому материалу. Следует стремиться к тому, чтобы изложение было ясным, простым и точным.

Заключение –самостоятельная часть реферата. Оно не должно быть переложением содержания работы. Заключение должно содержать основные выводы в сжатой форме, а также оценку полноты и глубины решения тех вопросов, которые вставали в процессе изучения темы.

Объем заключения не должен превышать 2 печатных страниц.

Типичными ошибками, допускаемыми студентами при подготовке реферата, являются:

  • недостаточное обоснование актуальности, практической и теоретической значимости полученных результатов, поверхностный анализ используемого материала;
  • неглубокие критические оценки и рекомендации по решению исследуемой проблемы;
  • поверхностные выводы и предложения;
  • нарушение требований к оформлению реферата;
  • использование информации без ссылок на источник.

Критерии оценки

Качество реферата определяется преподавателем оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

 5 «отлично» выставляется, если студент в полной мере раскрыл тему реферата, выполнил работу самостоятельно и провел анализ практических проблем, поставленных в работе. Во введении указана тема и цель реферата, определена проблема, а также обозначены тематические разделы реферата и намечены задачи и\или методы решения представленной в докладе проблемы и моделирует ожидаемые результаты.

Основная часть реферата представляет последовательное раскрытие тематических разделов работы в целях решения выше обозначенной проблемы.

В заключении студент приводит основные результаты и собственные суждения по поводу возможных путей решения рассмотренной проблемы, которые оформляет в виде рекомендаций.

При защите своего реферата автор работы продемонстрировал глубокое понимание рассматриваемых вопросов. Материал работы изложен логически и последовательно, в работе имеется иллюстративно-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные источники.

Работа оформлена строго в соответствии с предъявляемыми требованиями.

4 «хорошо» выставляется при условии, что студент раскрыл основное содержание выбранной темы, преимущественно самостоятельно выполнил работу. Представленный в   реферате материал должен свидетельствовать о достаточно глубоком понимании студентом рассматриваемых вопросов. Материал работы изложен логически и последовательно, в работе имеется иллюстративно-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.), ссылки на литературные и нормативные источники. В работе допустимы недостатки, не носящие принципиального характера. Реферат оформлен аккуратно и в соответствии с предъявляемыми требованиями. При изложении материала студент сделал содержательный доклад, дал ответы на все вопросы по содержанию своей работы.

3 «удовлетворительно» выставляется, если студент частично раскрыл тему реферата, в основном самостоятельно выполнил работу. Не все рассматриваемые вопросы изложены достаточно глубоко, допустимы нарушения логической последовательности, иллюстрировано-аналитический материал применяется ограниченно. Студент плохо владеет знанием и пониманием материалов своего реферата, недостаточно ориентируется в нем. Затруднено самостоятельное изложение материалов. Доклад оформлен с некоторыми нарушениями предъявляемых требований. При изложении материалов доклада студент ответил не на все поставленные вопросы.

2 «неудовлетворительно» выставляется, если студент не раскрыл тему своего реферата. Работа выполнена студентом не самостоятельно и носит явно описательный характер. Автор изложил материал неграмотно, без логической последовательности, и не применил иллюстрировано-аналитический материал (таблицы, схемы, диаграммы и т. д.). Нет ссылок на литературные и нормативные источники. Студент плохо владеет знанием и пониманием материалов своего реферата, плохо ориентируется в нем. Затруднено самостоятельное изложение темы. Работа оформлена с грубыми нарушениями предъявляемых требований.

Примерная тематика рефератов

1.Общая характеристика и своеобразие русской литературы на рубеже XVIII-XIX вв.

2.Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе.

3.Литературный процесс 20-х годов.

4.Литература русского Зарубежья.

5.Поэзия и проза периода ВОВ.

6.Русская литература последних лет (обзор).

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Учебная презентация представляет собой результат самостоятельной работы студентов, с помощью которой они наглядно демонстрируют материалы публичного выступления перед аудиторией.

Компьютерная презентация– это файл с необходимыми материалами, который состоит из последовательности слайдов. Каждый слайд содержит законченную по смыслу информацию, так как она не переносится на следующий слайд автоматически в отличие от текстового документа. Студенту – автору презентации, необходимо уметь распределять материал в пределах страницы и грамотно размещать отдельные объекты. В этом ему поможет целый набор готовых объектов (пиктограмм, геометрических фигур, текстовых окон и т.д.).

Бесспорным достоинством презентации является возможность при необходимости быстро вернуться к любому из ранее просмотренных слайдов или буквально на ходу изменить последовательность изложения материала. Презентация помогает самому выступающему не забыть главное и точнее расставить акценты.

Компьютерная презентация обладает целым рядом достоинств:

  • Информативность– элементы анимации, аудио – и видеофрагменты способны не только существенно украсить презентацию, но и повысить ее информативность;
  • Копируемость – с электронной презентации моментально можно создать копии, которые ничем не будут отличаться от оригинала;
  • Транспортабельность – электронный носитель с презентацией компактен и удобен при транспортировке. При необходимости можно переслать файл презентации по электронной почте или опубликовать в Интернете или сделать сообщение дистанционно.

Одной из основных программ для создания презентаций в мировой практике является программа PowerPoint компании Microsoft.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Оформление слайдов

Стиль

Соблюдайте единый стиль оформления

Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.

Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Для фона предпочтительны холодные тона

Использование цвета

На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).

Таблица сочетаемости цветов в приложении.

Анимационные эффекты

Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде.

Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.

Представление информации

Содержание информации

 

Используйте короткие слова и предложения.

Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.

Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Расположение информации на странице

Предпочтительно горизонтальное расположение информации.

Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

Для заголовков – не менее 24.

Для информации не менее 18.

Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.

Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.

Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Следует использовать:

  • рамки; границы, заливку;
  • штриховку, стрелки;
  • рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:

с текстом;

с таблицами;

с диаграммами.

Структура презентации

Удерживать активное внимание слушателей можно не более 15 минут, а, следовательно, при среднем расчете времени просмотра – 1 минута на слайд, количество слайдов не должно превышать 15-ти.

Первый слайд презентации должен содержать тему работы, фамилию, имя и отчество исполнителя, номер учебной группы, а также фамилию, имя, отчество преподавателя.

На втором слайде целесообразно представить цель и краткое содержание презентации.

Последующие слайды необходимо разбить на разделы согласно пунктам плана работы.

На заключительный слайд выносится самое основное, главное из содержания презентации.

Рекомендации по оформлению презентаций в MicroSoft Power Point

Для визуального восприятия текст на слайдах презентации должен быть не менее 18 пт, а для заголовков – не менее 24 пт.

Макет презентации должен быть оформлен в строгой цветовой гамме. Фон не должен быть слишком ярким или пестрым. Текст должен хорошо читаться. Одни и те же элементы на разных слайдах должен быть одного цвета.

Пространство слайда (экрана) должно быть максимально использовано, за счет, например, увеличения масштаба рисунка. Кроме того, по возможности необходимо занимать верхние ¾ площади слайда (экрана), поскольку нижняя часть экрана плохо просматривается с последних рядов.

Каждый слайд должен содержать заголовок. В конце заголовков точка не ставится. В заголовках должен быть отражен вывод из представленной на слайде информации. Оформление заголовков заглавными буквами можно использовать только в случае их краткости.

На слайде следует помещать не более 5-6 строк и не более 5-7 слов в предложении. Текст на слайдах должен хорошо читаться.

При добавлении рисунков, схем, диаграмм, снимков экрана (скриншотов) необходимо проверить текст этих элементов на наличие ошибок. Необходимо проверять правильность написания названий улиц, фамилий авторов методик и т.д.

Нельзя перегружать слайды анимационными эффектами – это отвлекает слушателей от смыслового содержания слайда. Для смены слайдов используйте один и тот же анимационный эффект.

Наименование программ, в которых были сделаны расчеты, графика и т.д. должны быть указаны в именительном падеже.

Порядок и принципы выполнения компьютерной презентации

Перед созданием презентации необходимо четко определиться с целью, создаваемой презентации, построить вступление и сформулировать заключение, придерживаться основных этапов и рекомендуемых принципов ее создания.

Основные этапы работы над компьютерной презентацией:

  1. Спланируйте общий вид презентации по выбранной теме, опираясь на собственные разработки и рекомендации преподавателя.
  2. Распределите материал по слайдам.
  3. Отредактируйте и оформите слайды.
  4. Задайте единообразный анимационный эффект для демонстрации презентации.
  5. Распечатайте презентацию.
  6. Прогоните готовый вариант перед демонстрацией с целью выявления ошибок.
  7. Доработайте презентацию, если возникла необходимость.

Основные принципы выполнения и представления компьютерной презентации:

  • помните, что компьютерная презентация не предназначена для автономного использования, она должна лишь помогать докладчику во время его выступления, правильно расставлять акценты;
  • не усложняйте презентацию и не перегружайте ее текстом, статистическими данными и графическими изображениями. Наиболее эффективная презентация Power Point – простая презентация;
  • не читайте текст на слайдах. Устная речь докладчика должна дополнять, описывать, но не пересказывать, представленную на слайдах информацию;
  • дайте время аудитории ознакомиться с информацией каждого нового слайда, а уже после этого давать свои комментарии показанному на экране. В противном случае внимание слушателей будет рассеиваться;
  • делайте перерывы. Не следует торопиться с демонстрацией последующего слайда. Позвольте слушателям подумать и усвоить информацию;
  • предложите раздаточный материал в конце выступления, если это необходимо. Не делайте этого в начале или в середине доклада, т.к. все внимание должно быть приковано к вам и к экрану;
  • обязательно отредактируйте презентацию перед выступлением после предварительного просмотра (репетиции).

Критерии оценки

Отличная работа 160 – 140 баллов

Хорошая работа 139 – 130 баллов

Удовлетворительная работа 129 – 100

Презентация нуждается в доработке 99 – 80

Слабая работа 79 - …

Критерии

Максим. Кол-во баллов

Ко-во

баллов

Структура презентации

Правильное оформление титульного листа

10

Наличие понятной навигации

10

Отмечены информационные ресурсы,

10

Логическая последовательность информации на слайдах

10

Оформление презентации

Единый стиль оформления

10

Использование на слайдах разного рода объектов

10

Текст легко читается, фон сочетается текстом и графическими файлами

5

Использование анимационных объектов

5

Правильность изложения текста

10

Использование объектов, сделанных в других программах

10

Содержание презентации

Сформулированы цель, гипотезы

10

Понятны задачи и ход исследования

10

Методы исследования ясны

10

Достоверность полученных результатов

10

Сделаны выводы

10

Результаты и выводы соответствуют поставленной цели

10

Эффект презентации

Общее впечатление от просмотра презентации

100

Сумма баллов

160

Примерная тематика презентаций

1.Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (1799-1836).

2. Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова (1814-1841).

3. Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя (1809-1852).

4. Жизненный и творческий путь А.Н. Островского (1823-1886).

5. Жизненный и творческий путь И.А. Гончарова (1812-1891).

6. Жизненный и творческий путь И.С. Тургенева (1818-1883).

7. Жизненный и творческий путь Ф. И. Тютчев (180-1873).

8. Жизненный и творческий путь А.А.Фета (1820-1892).

9. Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова (1821-1877).

10. Жизненный и творческий путь М.Е. Салтыкова-Щедрина (1826-1889).

11. Жизненный и творческий путь Ф.М. Достоевского (1821-1881).

12. Жизненный и творческий путь Л.Н. Толстого (1828-1910).

13. Жизненный и творческий путь А. П. Чехова (1860-1904).

14. Жизненный и творческий путь И.А. Бунина.

15. Жизненный и творческий путь А.И. Куприна.

16. Жизненный и творческий путь М. Горького.

17. Жизненный и творческий путь А.А. Блока.

18. Жизненный и творческий путь В.В. Маяковского.

19. Жизненный и творческий путь С.А. Есенина.

20.Жизненный и творческий путь М.И. Цветаевой.

21. Жизненный и творческий путь О.Э. Мальденштама.

22. Жизненный и творческий путь А.П. Платонова.

23. Жизненный и творческий путь М.А. Булгакова.

24. Жизненный и творческий путь М.А. Шолохова.

25. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой.

26. Жизненный и творческий путь А.Т. Твардовского.

27. Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына.

28. Жизненный и творческий путь В.М. Шукшина.

29. Жизненный и творческий путь Н.М. Рубцова.

30. Жизненный и творческий путь Расула Гамзатова

9. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ

Композиция сочинения

Композиция состоит из трех обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.

Функция вступления - ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Наиболее распространенные недостатки при написании вступления и заключения:
- изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
- выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
- очень длинное, затянутое вступление.

При написании вступления и заключения нужно руководствоваться соображениями здравого смысла и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?» Следует помнить, что подобные вопросы задает себе и преподаватель, читая сочинение.

Вступление не должно содержать все известные нам сведения об авторе и его произведении и начинаться «от сотворения мира». Вступление может вводить в тему и анализ произведения. Например, сочинение «Образ Катерины в пьесе «Гроза» А. Островского» начинается динамично: Катерина входит в пьесу с темой любви, сначала говорит о своей любви к свекрови, потом – к Варваре. Она любит всех, и сама нуждается в любви и ласке, но в "темном царстве" никто не может дать ей желаемое».
Данное вступление можно расценить как удачное. Тема «Образ Катерины...» весьма объемна, требует анализа многих элементов пьесы: характера героини, ее мироощущения, отношений с окружающим миром, судьбы, трагического конца. Автор сочинения не тратит время на общие разговоры и с первой фразы переходит к анализу произведения: к первому появлению героини в тексте. Одновременно в первом предложении сочинения автор называет главные художественные темы, которые связаны с образом Катерины: тему христианской любви, тему одиночества, и задает основания для объяснения ее конфликта с людьми.

Если в названии темы использованы литературоведческие термины, то есть смысл во вступлении сформулировать ваше понимание данных терминов. Это поможет вам отбирать материал для основной части, строго следуя собственной теоретической посылке. Такие темы, как «Символические образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», «Образ Петра I в творчестве А. Пушкина», «Тема судьбы в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени», можно разворачивать, исходя из собственной интерпретации понятия судьба и его составляющих, термина образ героя и его составляющих, терминов символ и символический образ. Так, например, термин образ героя предполагает анализ таких его составляющих, как характер, мировоззренческие характеристики, участие в сюжетной истории, отношения с другими героями, мнение других персонажей и автора, самое общее соотношение образа героя с концепцией произведения.
Можно сформулировать во вступлении главный тезис, который вы намереваетесь развить, доказать в дальнейшем изложении. Сочинение на тему «Человек и государство» в «петербургской повести» А. Пушкина «Медный всадник» начинается подобным образом: «Судьба маленького человека в таком государстве, как неколебимая Россия, трагична. Государственная власть находится в постоянном конфликте со своими подданными и не снисходит к судьбе отдельного гражданина».

Во вступлении может содержаться ответ на заданный в теме вопрос; может быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента; может быть дан факт из биографии автора литературного произведения или охарактеризована черта исторического периода, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста.

Подведем итог: нет однотипного, идеального, образцового вступления, которое подходило бы к любой теме. Вступление, как и все сочинение, пишется индивидуально.

Заканчивается сочинение заключением.

Основное требование к заключению: оно не должно носить чисто формальный характер. Читающий сочинение преподаватель не должен сомневаться в его необходимости. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.

В заключении иногда уместно дать обзор всех положений, которые вы осмыслили в основной части, особенно если тема требовала разнообразного материала или длинной цепочки доказательств. Как строится заключение в сочинении на тему «Тема судьбы в творчестве М. Лермонтова»: «В своем сочинении я постарался показать многозначность понятия «судьба» в творчестве М. Лермонтова. Судьба России, отношение писателя к Богу и древнему религиозному понятию «судьба», изменение этого отношения со временем – все эти стороны я старался охватить в своей работе».

Некоторые темы предполагают возможную перекличку исторических эпох: какие-то десятилетия XIX века могут ассоциироваться с современностью. Тогда закономерным будет выглядеть в заключении обращение через проблематику литературного произведения к современной действительности. Например, сочинение «Отцы и дети в романе И. Тургенева «Отцы и дети»» может заканчиваться таким суждением: «Идеальные отношения между поколениями в представлении И. Тургенева таковы: «дети» продвигают жизнь вперед, развивают новые идеи, осуществляют прогресс, давая обществу «новое слово». Отцы, обращаясь мыслью к своей молодости, снисходительны к детям, оставляют высокомерное желание учить и, сохраняя любознательность, свойственную молодости, интересуются новыми идеями. Мне кажется, что сейчас в России существует та же проблема - конфликт поколений. «Дети» отрицают жизненные идеалы «отцов», выросших при социализме и строивших коммунизм, «отцы» не понимают «детей», выросших при демократии. Нам всем надо быть терпимыми и идти на компромисс».
В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без аффектации, чрезмерных восторженных оценок, иметь четко выраженный определенный смысл, должно быть подготовлено материалом основной части. В противном случае от высказывания своего мнения следует воздержаться.

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой.

         Главное, чего следует избегать при написании основной части, – это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжетной истории вместо истолкования темы, подкрепленного отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.

Второй распространенный недостаток основной части – это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать ее из виду.

Критерии оценки

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

-      правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения,доказательность основных положении, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

-      соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

-      точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Отметка "5" ставится за сочинение:

-        глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

-        стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

-        написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

-        допускается одна - две неточности в содержании.

Оценка "4" ставится за сочинение:

-   достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

-   логическое и последовательное в изложении содержания;

-   написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;

-   допускаются две - три неточности: в содержании, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором:

-   в главном и основном раскрывается тема, в делом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на. тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

-   материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей,

-   обнаруживается владение основами письменной речи;
в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое:

-   не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на

-   характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

-   отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Примерная тематика сочинений

  1. Художественное и идейное своеобразие пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад».
  2. Образы Раневской и Лопахина в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
  3. Тема прошлого, настоящего и будущего в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
  4. Тема времени в пьесе  А. П. Чехова «Вишневый сад».
  5. Своеобразие раскрытия темы любви в повести Куприна «Гранатовый браслет».
  6. Художественное своеобразие повести Куприна «Гранатовый браслет».
  7. Роль деталей и символов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».
  8. Реализация темы маленького человека в повести А. Куприна «Гранатовый браслет».
  9. Тема веры и безверия в пьесе М. Горького «На дне».
  10. Проблематика ложного и истинного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне».
  11. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».
  12. Проблема нравственного выбора в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  13. Традиции русской сатиры в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  14. Нравственно – философское и художественное богатство романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  15. Христианские мотивы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
  16. Почему трусость – один из главных человеческих пороков?  (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).
  17. Судьба Мастера в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
  18. Тема греха в пьесе «Гроза» А.Н.Островского
  19. Образы Тихона и Бориса в пьесе «Гроза» А.Н.Островского
  20. Образы Катерины и Варвары в пьесе «Гроза» А.Н.Островского
  21. «Темное царство» и его представители в пьесе «Гроза» А.Н.Островского
  22. «Луч света в темном царстве»: образ Катерины в пьесе «Гроза» А.Н.Островского
  23. Наташа Ростова – любимая героиня Л.Н.Толстого» (По роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
  24. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды" (По роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
  25. Мысль семейная в романе «Война и мир» Л.Н.Толстого

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

        Основные источники:

  1. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
  2. Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014.
  3. Зинин С. А., Сахаров В. И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
  4. Зинин С. А., Чалмаев В. А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2014.
  5. Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
  6. Курдюмова Т. Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
  7. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
  8. Михайлов О. Н., Шайтанов И. О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. — М., 2014.
  9. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2015.
  10. Обернихина Г. А., Антонова А. Г., Вольнова И. Л. и др. Литература. практикум: учеб.пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.

Дополнительные источники:

  1. Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
  2. Белокурова С. П., Дорофеева М. Г., Ежова И. В. и др. Русский язык и литература. Литература в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. — М., 2014.
  3. Обернихина Г. А., Мацыяка Е. В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие /под ред. Г. А. Обернихиной. — М., 2014.
  4. Современная русская литература конца ХХ — начала ХХI века. — М., 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
  2. www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
  3. http://www.rvb.ru Русская виртуальная библиотека.  
  4. http://slova.org.ru Слова: поэзия Серебряного века.
  5. http://litera.ru/stixiya/ Стихия: классическая русская / советская поэзия. 
  6. http://www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
  7. http://www.bulgakov.ru  Булгаковская энциклопедия.
  8. http://www.nikolaygogol.org.ru  Гоголь Николай Васильевич
  9. http://www.goncharov.spb.ru  Гончаров Иван Александрович
  10. http://www.griboedow.net.ru Грибоедов Александр Сергеевич
  11. http://www.dobrolyubov.net.ru Добролюбов Николай Александрович
  12. http://www.dostoevskiy.net.ru Достоевский Федор Михайлович
  13. http://www.zhukovskiy.net.ru Жуковский Василий Андреевич
  14. http://www.tolstoy.ru Лев Толстой и «Ясная Поляна»
  15. http://www.kuprin.org.ru Куприн Александр Иванович
  16. http://www.lermontow.org.ru Лермонтов Михаил Юрьевич
  17. http://www.ostrovskiy.org.ru Островский Александр Николаевич
  18. http://www.nekrasow.org.ru Некрасов Николай Алексеевич
  19. http://www.aleksandrpushkin.net.ru Пушкин Александр Сергеевич
  20. http://www.saltykov.net.ru Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
  21. http://www.levtolstoy.org.ru Толстой Лев Николаевич
  22. http://www.turgenev.org.ru Тургенев Иван Сергеевич
  23. http://www.tutchev.net.ru Тютчев Федор Иванович
  24. http://www.antonchehov.org.ru Чехов Антон Павлович

Приложение 1

МИНИЧТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3

имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

Шатурский филиал

СООБЩЕНИЕ

по дисциплине

 

ОУД. 02 Литература

тема

  «Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина»

Шатура -2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов при работе с учебной, дополнительной и справочной литературой и при составлении схем, тезисов, конспектов

Даанные методические рекомендации помогают сформировать умения работать с дополнительной и справочной литературой, электронными словарями и энциклопедиями, воспитывать культуру чтения; ознакомить с ви...

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов.

Самостоятельные упражнения для воспитания силы, быстроты, скоростно-силовых качеств....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов по дисциплине "Английский язык" на тему: "Американские традиции и обычаи" для специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 2010 год.

Методические рекомендации включают в себя тексты для домашнего чтения, а также упражнения для закрепления знаний и развития речевых умений....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Квартира", 2014 год.

Методические рекомендации включают список слов и выражений по теме, тексты для чтения и аудирования, упражнения для развития речевых умений, грамматический материал и задания на закрепление....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Времена года и погода", 2014 год.

Методические рекомендации включают в себя список слов и выражений , тексты по теме, грамматический материал и задания для развития лексико-грамматических умений....

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов 1 курса СПО и НПО по дисциплине "Английский язык" на тему: "Кино", 2015 год.

Методические рекомендации включают тексты для чтения, диалоги на тему "Кино", упражнения для развития лексико-грамматических умений....

Методические рекомендации к самостоятельной работе студентов

19.02.03 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий (базовая подготовка) 1 курс...