«Они сражались за Родину» /по стихотворению М. Ю. Лермонтова "Бородино”/
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Воспитание патриотизма-одна из главных задач  современной.На данном уроке мы будем говорить об одном из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oni_srazhalis_za_rodinu.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 5 классе

Тема урока: «Они сражались за Родину»

                       /по  стихотворению М. Ю. Лермонтова     "Бородино”/

Класс: 5 В.

Дата: 01. 12. 2019 г.  

Цель урока:

        Ознакомить учащихся с одним из популярных произведений русской поэзии "Бородино”, ставшим образцом для многих писателей, обращавшихся в своих произведениях к изображению войны; воспитывать у учащихся чувства патриотизма.

Задачи:

     Знакомство с текстом стихотворения;

     Развитие устных речевых навыков, умение анализировать стихотворный текст;

    Совершенствовать навыки осознанного и выразительного чтения художественных произведений;

    Вызвать интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова, воспитывать чувство гордости за славное историческое прошлое России.

 Оборудование:

    Портрет поэта, репродукции картин русских художников, объединенных общей темой "Бородинское сражение”, "Героический подвиг русского народа в войне 1812г.”, ресурсы интернета, слайды со словарной работой, кроссвордом, тестом, мультимедийный компьютер.

 

                                                   Ход урока:

 

1.     Организационный момент.

  Тема, задачи урока.

  Эпиграф к уроку: "У Бородино французская армия расшиблась о русскую!” А. П. Ермолов.

2.     Проверка домашнего задания

3.     Вступительное слово учителя.

Сегодня  на нашем уроке мы будем говорить об одном из самых ярких патриотических произведений русской литературы, которое является гимном русскому народу, отстоявшему Родину от врага. Давно ушли в прошлое события, о которых в нём рассказано. Но вечно живёт воплощённая в нём идея.

Найдите страницу, посвящённую М. Ю. Лермонтову. Перед вами портрет поэта( в учебнике и на доске). Вы видите лицо совсем молодого человека. А он старым и не был: в 27 неполных лет ушёл из жизни – погиб на дуэли. "Нераспустившимся цветком русской поэзии” назвал его критик. В этих словах досада и боль (в руках учителя томик стихов поэта). "Парус”, "Тучи”, "На севере диком” и др. Стихи знакомые ребятам. Творчество поэта – одна из ярчайших страниц русской поэзии. В его мастерстве мы убедимся и на сегодняшнем уроке, читая и анализируя стихотворение "Бородино”. Лермонтов родился через два года после Бородинского сражения. С детства слышал рассказы участников битвы. Мальчика волновали их рассказы о подвигах русских воинов, их любовь к родной земле. Эти чувства он пронёс через всю свою жизнь и вложил в стихотворение "Бородино”.

Какие же средства из арсенала искусства слова взял Лермонтов, чтобы рассказать о великом сражении по-своему?

 О чём это стихотворение? Обратите внимание на картины известных художников.

Прежде чем послушать стихотворение, обратите внимание на доску. Я прочитаю слова их значение, а вы постарайтесь запомнить: (словарная работа).

4.     Выразительное чтение стихотворения. Анализ стихотворения с элементами беседы.

- Ребята, обратите внимание на жанр стихотворения? (работа с учебником, даётся определение этого понятия)

- Ребята, баллада "Бородино” это не рассказ о Бородинском сражении, который вы услышали от А.Б., а восхищение поэта подвигом защитников родины, утверждение величия народа, прославление истинных героев.

- Скажите, ребята, в чем особенность композиции стихотворения?

(стихотворение написано в форме диалога и монолога, ребята должны были повторить особенности этих форм).

-         Назовите характерные признаки монолога? (Длительность, завершённость речи говорящего).

-         Найдите в стихотворении место, где монолог переходит в монолог.

-         Что представляет первая строфа? Из каких предложений по цели высказывания она состоит?

-         Оправдывает ли себя такой выбор предложений?-(это вопросительное и два восклицательных предложений, в которых заключён вопрос молодого воина о боевых схватках под Бородином и сожаление, что отдали Москву)

-         Что собою представляет остальная часть стихотворения? (Рассказ бывалого воина, участника сражения- волнующий, гордый, правдивый).

-         Попробуйте представить себе внешний облик, манеру речи рассказчика?

-         Перечитаем 7-ю строфу, попробуем понять поведение французов и русских накануне сражения. 

Об этом говорилось в рассказе А. Б., а теперь сравним с литературным произведением.

-         Зачитаем речь полковника и ответную клятву солдат – это идейный и эмоциональный центр произведения.

-         Черты, какого героя угадываются в образе полковника?-

-         Как отнгосятся к нему солдаты? А автор?

-         Какая сцена является кульминационной?

-         Перечитаем выразительно сцену битвы. Найдём ответ на вопрос, как поэту удалось передать краски и звуки боя, его напряженность?

-         Выпишите в тетрадь эпитеты, сравнения, гиперболы, примеры звукописи.

-         Чем же отличаются средства художественного изображения от сухого, фактографического изложения, принятого в исторической науке.

 

5.     Словарная работа.

1.     Бивак- стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

2.     Добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

3.     Картечь - артириллийский снаряд.

4.     Драгун – солдат или офицер кавалерии.

5.     Улан – солдат или офицер лёгкой конницы, особенностью обмундирования этого рода войск была "уланка” – головной убор с квадратным верхом.

6.     Кивер – высокий головной убор у военных.

7.     Лафет – станок, на который укрепляется пушка.

8.     Редут – полевое укрепление, обнесенное валом.

 

А теперь нам помогут знания, полученные на уроках русского языка. С точки зрения лексики что это за слова?(это слова иноязычного происхождения, слова-термины, в основном военной терминологии).

6.     Рефлексия

-         Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

-         Зачем поэт повторил одни и те же строки в начале и в конце стихотворения?

-         Понравилось ли стихотворение? Какие строки стихотворения произвели на вас впечатление? Прочитайте их наизусть.

7.     Заключительное слово.

     Из этого стихотворения, как из зерна, выросло величественное произведение Л. Н. Толстого "Война и мир”. Идейное воздействие стихотворения на сознание людей сказалось в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Рассказывают, например, что в боях на подступах к Москве зимою в 1941года один из бойцов, подхватив знамя из рук смертельно раненного товарища, воскликнул:

                                   Ребята! Не Москва ль за нами?

                                      Умремте ж под Москвой!

С этими словами он бросился в бой, увлекая за собой остальных.Таким образом, "Бородино” Лермонтова – это урок завещание потомкам.

 

8.     Итоги. Оценки. Домашнее задание.

      Выучите отрывки из стихотворения

 Разгадать кроссворд, выполнить тест по произведению.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Они сражались за родину"

Сочинение по истории о Великой Отечественной войне. В сочинении содержатся воспоминания участника ВОв....

Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"

Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....

Они сражались за Родину

ЛИТЕРАТУРНО- МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Помните!Через века, через года –Помните!О тех, кто уже не придёт никогда –Помните!Памяти павших будьте достойны!Вечно достойны!...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Сражаюсь, верую, люблю! (поэтический час по творчеству Э Асадова)

Внеклассное мероприятие для учащихся среднего звена по творчеству известного поэта Эдуарда Асадова. Мероприятие может быть проведено как классный час или школьный вечер....

Сражаюсь, верую, люблю.

Внеклассное мероприятие по творчеству Э. Асадова....

Статья в газету "Сражался он, чтоб жили мы…"

Вступила в свои права 68 послевоенная весна. Но время не властно  над памятью людей. Благодарные потомки помнят о тех, кто навеки вписал свои имена в летопись Великой Отечественной войны. Королёв...