Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика 2020".
методическая разработка по литературе (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Халилова Джамиля Халиловна

                                                     

Конкурс проводится с целью формирования у детей читательского кругозора и приобретения опыта самостоятельной читательской деятельности; формирования эстетического отношения к искусству слова; развития у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, воспитания у детей интереса к книге и чтению, выявления и поддержки талантливых детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_zhiv_klassika.docx277.05 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРС

ЮНЫХ ЧТЕЦОВ

«ЖИВАЯ КЛАССИКА»

 

 

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

 ВСЕРОССИЙСКОГО КОНКУРСА

 

 

https://mega-talant.com/uploads/files/307034/83896/88791_html/images/83896.001.png

 

 

СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА ЮНЫХ ЧТЕЦОВ  «ЖИВАЯ КЛАССИКА»

(школьный этап)

                                                       ЦЕЛИ КОНКУРСА:

1. Формирование у детей читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

2. Формирование эстетического отношения к искусству слова.

3. Развитие у детей художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений.

4. Воспитание у детей интереса к книге и чтению.

5. Выявление и поддержка талантливых детей.

ВСТУПЛЕНИЕ. 
Вед. 1 Здравствуйте,  уважаемые участники, жюри и гости.
Конкурс нам хотелось бы начать со стихотворения Роберта Рождественского
Стареют книги... Нет не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,-
Былых веков надежды и обиды
Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из Тьмы выходят к Свету, к вечной теме.

  Вед. 2  Итак, мы рады приветствовать Вас на  школьном этапе   Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика». 
     Этот конкурс, ставший в нашей стране традиционным, способствует повышению интереса школьников к чтению книг; расширению читательского кругозора детей и юношества. Конкурс «Живая классика»  - это   поиск и поддержка талантливых детей.
     Вед. 1   Предлагаю всем посмотреть видео-ролик о конкурсе  «Живая классика».

Вед. 2  Давай посмотрим!

Просмотр видеоролика

     Вед. 1   Наше время — эпоха великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим  считается книга.
 Вед. 2    В книге заключен огромный духовный мир человечества. Книга — самое могучее и самое универсальное средство общения людей, народов, поколений. Ее называют единственной машиной времени, с помощью которой можно совершать путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее… 
   

 Вед. 1      Книга  - наш  верный и неизменный спутник. Она остается главным источником знаний. Недаром А. С. Пушкин  писал: «Чтение – вот лучшее учение!»

 Вед. 2    Ученики нашей школы подготовили стихи, посвящённые книге. Давайте их послушаем!

Ученики начальных классов читают стихи

Вед. 1  О роли книг в жизни человека написано много произведений. Например, «Зелёная лампа» Александра Грина, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Одним из таких произведений является и «Баллада о книжных детях» Владимира Высоцкого. Внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Баллада о книжных детях».

    Вед. 2  Итак, давайте отправимся в удивительный мир литературы. Для начала разрешите представить жюри конкурса:

 

----------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------   
---------------------------------------------------------------------------------------------------

       Вед. 1   Сегодня перед вами выступят ученики 5-8 классов. Они будут читать отрывки из прозаических произведений российских и зарубежных писателей.

Выступления оцениваются по следующим критериям:

       Вед. 2

  • Выбор текста произведения
  • Грамотная речь
  • Артистизм исполнения
  • Глубина проникновения в образную и смысловую структуру текста.

   Вед. 1   Уважаемому жюри предстоит нелегкая работа, поэтому просьба всем соблюдать тишину. Участникам – успеха! Зрителям – полезно и интересно проведенного времени!

   Вед. 2   Нам  остается только добавить, что выступление участника конкурса не должно превышать пяти минут и пожелать  всем удачи!

    Вместе:  Начинаем!

 

  Вед. 1 Наше путешествие мы начнем с рассказа современной писательницы Татьяны Петросян, автора многих замечательных произведений для детей.

Конкурсную программу открывает Орловский Даниил, ученик 5 класса, который расскажет о трогательной детской любви, описанной в рассказе Татьяны Петросян «Записка».

 

 Рассказывает Даниил.

   Вед. 2  Мы продолжаем нашу конкурсную программу

 Владимир Карпович Железников — русский советский детский писатель. Его книги переведены на многие языки мира, они посвящены отношениям между людьми, проблемам взросления, детству, отрочеству. Они стали классикой отечественной детской литературы. 

   Вед. 1  Рассказ «Три ветки мимозы» о взаимоотношениях между родителями и детьми, между одноклассниками. Этот рассказ учит нас быть внимательными друг к другу и не идти на поводу у мнения большинства, которое порой бывает ошибочным. Отрывок из рассказа «Три ветки мимозы» читает ученик 5 класса Суфиомаров Магомед.

Читает Магомед

   Вед. 2   В нашей стране очень много сирот, по какой-то причине их родители оставили или бросили. Это, ребята, очень большое зло, но мир не без добрых людей. Находятся люди, семьи, которые забирают детей из детских домов, интернатов.


 
  Вед. 1  Многие поэты и писатели в своих произведениях затрагивают тему детей-сирот.

Известный поэт Сергей Есенин написал стихотворение «Сиротка», в котором он повествует о девочке, которая осталась одна и ей очень трудно жить.

В русских народных сказках и зарубежных сказках, очень часто встречаются произведения о сиротах.

   Вед. 2   -А какие вы знаете сказки, где дети оставались одни, без родителей? (сестра Аленушка и братец Иванушка, золушка, Белоснежка и др.)

У Александра Сергеевича Пушкина тоже есть такие произведения.

-Кто-нибудь вспомнит?

Например, «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Вед. 1  Сегодня мы познакомимся с творчеством Бориса Ганаго. Это известный детский белорусский православный писатель, автор и составитель многочисленных детских книг для самого разного возраста.

В рассказе «Письмо Богу» автор повествует о том, какой милосердный поступок совершил писарь. Итак, отрывок из рассказа «Письмо Богу» Бориса Гонаго читает ученица 8 класса Волкова Ольга.

Вед. 2 Этим произведением завершается наша конкурсная программа.

Вед. 1 Вот мы и прослушали выступления ребят! Все показали отличные умения выразительного чтения!   Попросим  жюри подвести итоги.

 Пока жюри совещается, предлагаем ответить на  БЛИЦ ВОПРОСЫ.

  1. Птичка, которую спасла Дюймовочка? (Ласточка)
  2. Кто написал стихотворение «Дядя Стёпа»? (С.В. Михалков)
  3. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейной)
  4. Друг крокодила Гены? (Чебурашка)
  5. Кто говорит на всех языках? (Эхо)
  6. Кто автор сказки «Курочка Ряба»? (Народ)
  7. Кто из героев детской сказки считал себя лучшим в мире специалистом по привидениям? (Карлсон)
  8.  Русская народная сказка про  общежитие? (Теремок)
  9.  Какая кличка у телёнка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино» (Гаврюша).
  10. Что ты попросил бы у Буратино? (Золотой ключик)
  11. Кто автор строк «Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана»? (М.Ю. Лермонтов)

 Вед. 2 В восточной философии душа представляется цветком лотоса. А цветы, как известно, требуют тщательного ухода. Что же нужно для того, чтобы расцвел цветок вашей души? Иметь сердце, открытое для людей. Мудрые книги, обращение к красоте, духовности, - та живительная влага, так необходимая для цветка нашей души. Мы надеемся, что сегодня вы получили эту живительную влагу для своей души. Пусть книга будет всегда вашим другом, советчиком.     

 Вед. 1 Действительно, самое главное – иметь знания, всему учиться. Тогда человек станет счастливым.

      Счастье…Все мечтают о нем, желают его друзьям и близким, думают о нем. А какого человека можно назвать счастливым?

       Константин Георгиевич Паустовский утверждал, что счастливый человек – тот, кто любит и умеет читать. Ведь книги – это умные, добрые и верные друзья.

                                            ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

 Наша конкурсная программа подошла к завершению.

Пришло время подвести итоги.  Заключительное слово предоставляется уважаемому жюри. (Награждение победителей, призеров, участников)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Разрешите поблагодарить всех присутствующих! Желаем всем интересных встреч с книгой!

Чистых радостей светлый исток, 

Закрепленье счастливого мига, 

Лучший друг, если ты одинок, — 
Это — книга. Да здравствует КНИГА!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Приложение №1

                                                                                     

Приложение №1

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАСТНИКОВ 

муниципального ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОГО

КОНКУРСА «ЖИВАЯ КЛАССИКА»

 

п/п

ФИО участника

К

Л

А

С

С

Выбор текста произведения для использования в рамках конкурса

0-10    баллов

Грамотность речи

 

0-10

баллов

Артистизм исполнения

 

0-10

баллов

Глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста

0-10   баллов

Итого

 

 

 

0-40 баллов

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный балл– 40.

 

Член  жюри:________________________________________________

        

        Приложение №2

Тексты для конкурса чтецов «Живая классика»

В. Железников

ТРИ ВЕТКИ МИМОЗЫ

Утром в хрустальной вазе на столе он увидел огромный букет мимозы. Цветы были такие такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

— Это папа подарил мне, — сказала мама. — Ведь сегодня Восьмое марта.

Действительно, сегодня Восьмое марта, и он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта. Обещаю всегда тебя слушаться» и торжественно вручил её маме, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно — как взрослые быстро читают!

А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:

— Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.

Лена Попова была его соседкой по парте.

— Зачем? — хмуро спросил он.

— А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.

Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.

По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:

— Это тебе.

— Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!

Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.

И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.

— Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.

— Это мне Витя подарил, — сказала Лена.

— Вот как! — сказала учительница. — Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут.

А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, они вдруг закричали:

— Тили-тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!

Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.

Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.

Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:

— Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! — Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. — Ненавижу эти цветы, ненавижу!

Он стал топтать их ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.

— Это мне подарил папа, — сказала мама.

А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...

Борис Ганаго
«Письмо Богу»

Это произошло в конце XIX столетия. Петербург. Канун Рождества. С залива дует холодный пронизывающий ветер. Сыплет мелкий колючий снег. Цокают копыта лошадей по булыжной мостовой, хлопают двери магазинов - делаются последние покупки перед праздником. Все торопятся побыстрее добраться до дома.
Только маленький мальчик медленно бредет по заснеженной улице. Он то и дело достает из карманов ветхого пальто озябшие покрасневшиеруки и пытается согреть их своим дыханием. Затем снова засовывает их поглубже в карманы и идет дальше. Вот останавливается у витрины булочной и разглядывает выставленные за стеклом крендели и баранки. Дверь магазина распахнулась, выпуская очередного покупателя, и из нее потянуло ароматом свежеиспеченного хлеба. Мальчик судорожно сглотнул слюну, потоптался на месте и побрел дальше.
Незаметно опускаются сумерки. Прохожих становится все меньше и меньше. Мальчик приостанавливается у здания, в окнах которого горит свет, и, поднявшись на цыпочки, пытается заглянуть внутрь. Немного помедлив, он открывает дверь.
Старый писарь сегодня задержался на службе. Ему некуда торопиться. Уже давно он живет один и в праздники особенно остро чувствует свое одиночество. Писарь сидел и с горечью думал о том, что ему не с кем встречать Рождество, некому делать подарки. В это время дверь отворилась. Старик поднял глаза и увидел мальчика.
- Дяденька, дяденька, мне надо написать письмо! - быстро проговорил мальчик.
- А деньги у тебя есть? - строго спросил писарь.
Мальчик, теребя в руках шапку, сделал шаг назад. И тут одинокий писарь вспомнил, что сегодня канун Рождества и что ему так хотелось сделать кому-нибудь подарок. Он достал чистый лист бумаги, обмакнул перо в чернила и вывел: «Петербург. 6 января. Господину...»
- Как фамилия господина?
- Это не господин, - пробормотал мальчик, еще не до конца веря своей удаче.
- Ах, это дама? - улыбнувшись, спросил писарь.
- Нет-нет! - быстро проговорил мальчик.
- Так кому же ты хочешь написать письмо? - удивился старик.
- Иисусу.
- Как ты смеешь насмехаться над пожилым человеком? - возмутился писарь и хотел указать мальчику на дверь. Но тут увидел в глазах ребенка слезы и вспомнил, что сегодня канун Рождества. Ему стало стыдно за свой гнев, и уже потеплевшим голосом он спросил:
- А что ты хочешь написать Иисусу?
- Моя мама всегда учила меня просить помощи у Бога, когда трудно. Она сказала, что Бога зовут Иисус Христос, - мальчик подошел ближе к писарю и продолжал. - А вчера она уснула, и я никак  не могу ее разбудить. Дома нет даже хлеба, мне так хочется есть, - он ладонью вытер набежавшие на глаза слезы.
- А как ты ее будил? - спросил старик, поднявшись из-за своего стола.
- Я ее целовал.
- А она дышит?
- Что ты, дяденька, разве во сне дышат?
- Иисус Христос уже получил твое письмо, - сказал старик, обнимая мальчика за плечи. -Он велел мне заботиться о тебе, а твою маму забрал к себе.
Старый писарь подумал: «Мать моя, уходя в мир иной, ты велела мне быть добрым человеком и благочестивым христианином. Я забыл твой наказ, но теперь тебе не будет стыдно за меня».

"Записка". Татьяна Петросян

Записка имела самый безобидный вид.

В ней по всем джентльменским законам должна была обнаружиться чернильная рожа и дружеское пояснение: "Сидоров - козёл".

Так что Сидоров, не заподозрив худого, мгновенно развернул послание... и остолбенел.

Внутри крупным красивым почерком было написано: "Сидоров, я тебя люблю!".

В округлости почерка Сидорову почудилось издевательство. Кто же ему такое написал?

Прищурившись, он оглядел класс. Автор записки должен был непременно обнаружить себя. Но главные враги Сидорова на сей раз почему-то не ухмылялись злорадно.

(Как они обычно ухмылялись. Но на сей раз - нет.)

Зато Сидоров сразу заметил, что на него не мигая глядит Воробьёва. Не просто так глядит, а со значением!

Сомнений не было: записку писала она. Но тогда выходит, что Воробьёва его любит?!

И тут мысль Сидорова зашла в тупик и забилась беспомощно, как муха в стакане. ЧТО ЗНАЧИТ ЛЮБИТ??? Какие последствия это повлечёт и как теперь Сидорову быть?..

"Будем рассуждать логически,- рассуждал Сидоров логически.- Что, к примеру, люблю я? Груши! Люблю - значит, всегда хочу съесть..."

В этот момент Воробьёва снова обернулась к нему и кровожадно облизнулась. Сидоров окоченел. Ему бросились в глаза её давно не стриженные... ну да, настоящие когти! Почему-то вспомнилось, как в буфете Воробьёва жадно догрызала костлявую куриную ногу...

"Нужно взять себя в руки, - взял себя в руки Сидоров. (Руки оказались грязными. Но Сидоров игнорировал мелочи.) - Я люблю не только груши, но и родителей. Однако не может быть и речи о том, чтобы их съесть. Мама печет сладкие пирожки. Папа часто носит меня на шее. А я их за это люблю..."

Тут Воробьёва снова обернулась, и Сидоров с тоской подумал, что придётся ему теперь день-деньской печь для неё сладкие пирожки и носить её в школу на шее, чтобы оправдать такую внезапную и безумную любовь. Он пригляделся и обнаружил, что Воробьёва - не худенькая и носить её будет, пожалуй, нелегко.

"Ещё не всё потеряно,- не сдавался Сидоров.-Я также люблю нашу собаку Бобика. Особенно когда дрессирую его или вывожу гулять..." Тут Сидорову стало душно при одной мысли о том, что Воробьёва может заставить его прыгать за каждым пирожком, а потом выведет на прогулку, крепко держа за поводок и не давая уклоняться ни вправо, ни влево...

"...Люблю кошку Мурку, особенно когда дуешь ей прямо в ухо...- в отчаянии соображал Сидоров,- нет, это не то... мух люблю ловить и сажать в стакан... но это уж слишком... люблю игрушки, которые можно сломать и посмотреть, что внутри..."

От последней мысли Сидорову стало нехорошо. Спасение было только в одном. Он торопливо вырвал листок из тетрадки, сжал решительно губы и твердым почерком вывел грозные слова: "Воробьёва, я тебя тоже люблю". Пусть ей станет страшно.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика - 2016»

Сценарий школьного этапа конкурса   чтецов «Живая классика» предназначен учащихся 5-10 классов....

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика-2017"

Цели и задачи конкурса юных чтецов "Живая классика": пропаганда чтения среди детей; расширение читательского кругозора; повышение уровня грамотности; поиск и поддержка талантливых детей; фор...

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"

Цель данного конкурса - выявление и поддержка талантливых учащихся....

Cценарий школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика"-2020

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мало-Каменская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области...

Приказ о проведении школьного этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика" 2019-2020

Школьный этапа Всероссийского конкурса чтецов "Живая классика" 2019-2020...

Сценарий школьного этапа Всероссийского конкурса "Живая классика " 2023 г.

разработка сценария школьного этапа всероссийского конкурса "Живая классика" и презентацияhttps://cloud.mail.ru/public/CWYE/xTztU5QJc...

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика".

Сценарий проведения школьного этапа Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". Можно использовать для проведения конкурса чтецов....