Конспект урока по литературе. 6 класс "И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика".
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Ляпнева Оксана Алексеевна
Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева. И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин. Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе.

6 класс.

Учитель Ляпнева Оксана Алексеевна

Тема:

«И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора и рассказчика.

Цели:

  • Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева.
  • Помочь учащимся осознать многообразные связи русских писателей с природой.
  • Увидеть мастерство писателя 
  • Развивать навыки аналитического чтения.
  • Развивать навыки выразительного чтения и пересказа, нахождения художественно-изобразительных средств
  • Повторить понятие «рассказ», закрепить понимание идейно-художественных особенностей рассказа.
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного, чувство любви к русскому языку, к живой природе.

Методы и формы обучения: фронтальная (беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации с портретами мальчиков, карточки для создания кластера, таблицы, презентация, учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл. (ч. 1) Авт.-сост. В.Я. Коровина. Диск с записью звуков ночи.

  • Интернет-ресурсы: к уроку литературы иллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» - режим доступа: http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html

Оборудование:

Литература:

  1. В.Я Коровина. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012.
  2. И.В. Золотарёва, Н.В. Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2012.
  3. И.С. Тургенев. Записки охотника. - М., Детская литература,1996.
  4. Г.В. Иванов, Л.С. Калюжная. 100 великих писателей. – М.: Вече, 2000.

Ход урока.

Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Вступительная беседа.

Сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С. Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мир этого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева «Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч», «Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простой русский человек – крепостной крестьянин.

Сегодня мы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника» «Бежин луг».

  • Основные понятия и термины: 

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Первое упоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850 года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни». «Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и феврале появился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определил композицию и сюжет очерка.

Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”.

Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Работа с текстом.

Понравилось ли вам это произведение? Чем?

О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежин луг» - поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины.

Роль пейзажа.

Чтобы понять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах). Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать и понять.

Перед вами отрывок из рассказа . Попробуйте вставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Был прекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора): она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое (эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками (метафора); блеск их подобен блеску кованого серебра (метафора)… Но вот опять хлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво (эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Проверка.

Молодцы! А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

В отрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых автор постарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец, огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, не раскаленное.

В этом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

Дочитаем отрывок до конца.

Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).

- настроение (радость, покой, блаженство)

- эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

- метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

- световые эффекты (блеск, сверкание)

- предложения сложные, плавные, красивые

- приём отрицания для усиления впечатления

- приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали, потрогали.

Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писатель в создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утренней зари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок, эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картину летнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургенева носителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображении высокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтение отрывка)

Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором – всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг, зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни. Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

В литературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её – показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутренний богатый мир, красоту.

Описание пейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (в тетрадь).

 Изучение нового материала

- У вас на столах лежит текст. Что это за текст? (описание, портрет)

- А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды)

- Что можно узнать по портрету?

- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Самостоятельная  работа. (3-4 минуты)

- Ваша задача – определить, о ком идёт речь. Посмотрите на мальчиков (портреты на доске), определите своего героя. Подготовьте рассказ о нем по плану.

Выступления учеников – 2-3 минуты.

Мы видели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроиться на те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).

Представьте летнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня.

- Пройдите к доске и вывесьте портрет своего героя, зачитайте портреты мальчиков, расскажите о них, прикрепите таблички с названиями черт характера.  

Составление кластеров: «Черты характера» (Работа у доски с табличками. Работа над образами героев.

Что мы о них знаем?

Федя: самый старший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатой семье.

Павлуша: всклокоченные чёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Илюша: горбоносый, сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худое лицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русой кудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

Сев у костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие истории называются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участником которого был автор (Запись на доске и в тетради).

Кто из ребят рассказывал былички? 

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

Давайте вспомним, какие же былички рассказывали ребята?

(работа по колонкам:1 – Илюша

2 – Костя

3 – Павлуша).

Илюша: Рассказ о домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче, рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказ о русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказ о небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосе Васи из речки.

Молодцы! Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы, небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей – всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказы мальчиков?

Увлекательно, таинственно.

А кто больше всех рассказал быличек?

Илюша

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши о лешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

Ребята, посмотрите внимательно на портрет Илюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети не носили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.

Теперь я попрошу выразительно прочитать рассказ Кости о русалке.

А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

В старину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды). «Зелёные» - так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделю называли русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Они воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить.

Так и в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Но после этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

Ребята, у нас нет портрета Кости, давайте представим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке, повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последний рассказчик – Павлуша.

Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе с позиции здравого смысла.

Прочитаем его рассказ о Тришке.

Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышали истории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей – страх.

Дети пытаются понять мир, объяснит народные поверья.

Вывод.

С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись в тетрадь).

Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым, тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

«Бежин луг» - один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев. (запись в тетрадь).

Рефлексия

• Итак, какую задачу мы с вами ставили?

• Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?

* Как вы оцениваете результат работы класса?   Свою работу?

Д/з. Выбрать любую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ, написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

На этом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания!

ПРИЛОЖЕНИЯ.

http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/30/10864004.jpg 

Федя

http://s.neznaka.ru/images/original/12/355914/55107b11e8b70e34318bf738.jpg

Илюша

http://3.bp.blogspot.com/-Z3Gnh32excQ/UHshFESTRDI/AAAAAAAAEzk/pBTQFlpPk80/s1600/3.jpg

Павлуша

http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/30/10864004.jpg

Федя

http://fb.ru/misc/i/gallery/32798/796428.jpg

Костя

http://3.bp.blogspot.com/-vQXTMeHlgXg/UHshcWkwpsI/AAAAAAAAEz8/oCG5yhrML1g/s1600/6.jpg

Ваня


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 6 классе по теме: М.М. Пришвин. Философская притча «Кладовая солнца». Мудрый автор, мудрый рассказчик, мудрый Антипыч. (УМК Коровина)

Конспект урока изучения нового материала. Цель: 1) Познакомить со страницами жизни и творчества м.М. Пришвина, начать знакомство с главами притчи «Кладовая солнца»...

конспект урока по литературе в 6 классе по теме:Тургенев "Бежин луг"

конспект урока по литературе в 6 классе Тургенев"Бежин луг"...

Разработка урока литературы по теме: И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков"

Показано богатство духовного мира крестьянских мальчиков. Тургенев создал портрет и сравнительную характеристику героев....

Конспект урока в 6 «Б» классе по ФГОС "Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."

Урок  в 6 «Б» классе по ФГОС " Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»: образы крестьянских мальчиков, их портреты, рассказы, духовный мир."...

Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»

Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...