В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (мой современник в русской литературе)
методическая разработка по литературе (5 класс)

Глотова Светлана Александровна

Технология критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_po_astafev_vasyutkino_oz.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Технология критического мышления

Тема урока : В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (мой современник в русской литературе)

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:  Иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить основную мысль текста, оценивать поступки героя  ,находить «деталь» в работе над эпизодами, объяснять выразительные языковые средства в рассказе.

Метапредметные УУД:

Личностные: участвуют в творческом, созидательном процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно как член команды.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.

Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач, познают коллективный(командный)тип мышления

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывют и обосновывают свою точку зрения.

Тип урока: урок закрепления 

Ход урока

  1. Организационный этап.

Ребята, вы познакомились с интересным писателем Виктором Петровичем  Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В следующих классах это знакомство продолжится. Таких людей, как В.П. Астафьев, называют совестью нации. Это был чуткий, честный, непримиримый ко лжи и  злу человек. И его положительные герои наделены такими же качествами.

  1. Постановка цели и задач урока.

Итак, ребята, прочитав и проанализировав произведение Астафьева на предыдущих уроках, какую  цель мы будем преследовать с вами  на уроке закрепления ?(подвести итоги ,обозначив основную мысль текста, важные качества героя- моего современника)

  1.  Первичное закрепление материала.

1.Используем приём  «корзина идей»

На доске учитель записывает , что дети предлагают внести в эту корзину, т.е. что они будут делать на уроке , какие виды работы выполнять( составлять план текста по сюжету, искать выразительные средства, составлять синквейн, кластер, придумывать вопросы для команд и т д ,узнать значение незнакомых слов)

2. Проверим ваши знания предыдущих уроков

1.«Землю люблю свою и не перестаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

-О какой земле идёт речь?( Красноярский край,  берег Енисея)

2.«Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

-О какой деревеньке говорит автор?( село Овсянка, где он родился )

 

3. Известно, что рассказ был написан по детским впечатлениям, поэтому повесть автобиографична.

- Как называлось сочинение, которое написал Витя Астафьев в школе ?(Жив!)

4.Используем приём «Перепутанные логические цепочки»

Ученики получают задание :восстановить логическую сюжетную цепочку (раздать 5-и группам , потом взаимопроверка планов –команды меняются своими ответами , на экране правильный ответ - сверка)

План рассказа «Васюткино озеро.

1.Рыбаки ждут улов.

2. Васютка пошел в лес за орешками.

3. Охота на глухаря.

4.Заблудился!

5.Ночь в темной тайге.

6.Найденное Васюткой странное озеро.

7. Вот он – Енисей.

8. Спасение мальчика

9.. Озеро теперь на карте

IV.Творческое применение и добывание знаний

-Работа в командах (по 5 человек. Каждой команде по 3 вопроса, потом взаимопроверка .Группы меняются своими ответами. Сверка идёт по образцу на экране )

Задания на доске(экран)

Викторина «Кто самый внимательный читатель?

1.Почему рассказ назван « Васюткино озеро?»

2.как заблудился Васютка?

3.Почему стала плохо ловиться рыба?

4.На какой реке происходили события?

5.Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

6.Чем снабжал Васютка рыбаков?

7.-Какую птицу первой увидел мальчик?

8.Стрелял ли в нее Васютка?Почему?

9.Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

10.Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

11.Когда Васютка понял, что заблудился?

12.О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

13.По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

14.Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

15.Как Васютка понял, что река рядом?

16.В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

1.Словарная работа (карточка для 1-й команды)

Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?

Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты - рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

2.Работа с текстом рассказа (карточка для 2-й команды) Каждый участник команды пересказывает последовательно, по очереди  эпизод по вопросам, используя лексику рассказа и анализ)

Эпизод: Васютка в тайге

- как заблудился?

-какие чувства испытал? Как вёл себя?

-что помогло ему двигаться дальше?

-какие наблюдения  и сравнения вызвали страх в его душе?

 -какие приметы знал мальчик, которые пригодились ему в поисках дороги?

3. Работа с выразительными языковыми средствами(тропы)     для 3-й команды

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

4.  Составить синквейн или кластер, акроним  по образу главного героя (для 4-й команды)

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

5.Узнать и прочитать эпизод по иллюстрациям ( для 5-й команды)

Иллюстрации демонстрируются на экране , а также выдаются группе в печатном виде.

  1. Рефлексия (Обобщение.) –

Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Нужны ли эти качества вашему современнику?

Подведение итогов урока.

 Комментирование деятельности учащихся (таблица)

  1. Выдаются карточки –таблички каждой команде .в которых дети записывают свои наблюдения по проделанной работе на уроке

Сегодня я узнал…..

Было трудно……

Я понял, что…

Самооценка(+ отметка)

Домашнее задание.    Написать сочинение-размышление: Мой современник в русской литературе( по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В.П.Астафьев Васюткино озеро-урок литературы 5 класс

Разработка урока литературы 5 класс по Т.Ф.Курдюмовой: В.П.Астафьев "Васюткино озеро"...

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "В.Астафьев "Васюткино озеро"

Конспект урока литературы в 5 классе по  теме "В.Астафьев"Васюткино  озеро" по программа Коровиной...

Конспект урока по литературе в рамках ФГОС 5 класс В. П. Астафьев "Васюткино озеро"

данный конспект урока поможет Вам детально разобрать момент, когда Васютка находит озеро"...

В. Астафьев. "Васюткино озеро". Литература 5 класс. Тест.

Тест по рассказу В. Астафьева. "Васюткино озеро". Итоговые тесты....

Конспект урока литературы в 5 классе Тема: «В.П.Астафьев. Васюткино озеро»

Цель: познакомить учащихся с творчеством В.П. Астафьева, пробудить интерес к личности писателя, к его произведению; формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художест...

Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....