Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме : М.Ю. Лермонтов "Баллада" в ГКОУ КК школе-интернат ст-цы Шкуринской
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Пелипенко Елена Николаевна

Чтение и развитие речи               9 класс                     Дата ______________

 

Тема: М.Ю. Лермонтов «Баллада»

 

Цель урока: Создать условия для активной деятельности учащихся по знакомству   с творчеством М.Ю. Лермонтова

 

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Баллада», совершенствовать навык выразительного чтения.

Коррекционная: Способствовать коррекции слухового восприятия, звукопроизношения, процессов мышления; создавать ситуацию успеха;

Воспитательная: Развивать коммуникативные навыки, навык самооценки, поддерживать позитивную мотивацию к урокам чтения.

Оборудование: Презентация к уроку, учебники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl_ballada.docx25.41 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение и развитие речи               9 класс                     Дата ______________

Тема: М.Ю. Лермонтов «Баллада»

Цель урока: Создать условия для активной деятельности учащихся по знакомству   с творчеством М.Ю. Лермонтова

Задачи урока: 

Образовательная: Познакомить учащихся с произведением М.Ю. Лермонтова «Баллада», совершенствовать навык выразительного чтения.

Коррекционная: Способствовать коррекции слухового восприятия, звукопроизношения, процессов мышления; создавать ситуацию успеха;

Воспитательная: Развивать коммуникативные навыки, навык самооценки, поддерживать позитивную мотивацию к урокам чтения.

Оборудование: Презентация к уроку, учебники.

Ход урока:

1. Орг. момент

А) Приветствие учителя, настрой на урок

- Здравствуйте! Проверьте, ребята всё ли у вас готово к уроку.

Б) Игра «Дружное эхо»

- Внимание! Я буду говорить команды, а вы делаете все наоборот.

- Сесть, встать, сесть.

- Ногу вперед, другую ногу назад.

- Руки опустили, подняли.

- Я говорю: бежать – стоять, сухой – мокрый, добро – зло, быстро – медленно, много – мало.

2.Речевая разминка

- Предлагаю начать нашу работу с речевой разминки, внимание на доску (слайд 1)

- Прочитайте скороговорок, подготовьтесь к проговариванию.

3.Проверка домашнего задания  

Стихотворение «Тучи» наизусть (слайд 2)

4. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы продолжим с вами изучение творчества Михаила Юрьевича Лермонтова,  познакомимся с его стихотворением «Баллада» (слайд 3).

5. Изучение нового материала

А)Рассказ учителя об истории создания стихотворения  

- Несколько слов о создании стихотворения. (слайд 4, 5)

- БАЛЛАДА – небольшое стихотворение, в котором рассказывается о фантастических или исторических событиях.

- Стихотворение было написано в 1829 году. В своем произведение Лермонтов использовал сюжеты двух баллад Ф. Шиллера: «Водолаз» и «Перчатка».

- Из первой заимствован образ юноши, дважды бросавшегося в море, из второй — образ «красавицы-девы», которая посылает юношу на верную смерть.

- Лермонтов самостоятельно разрабатывает содержащуюся в балладах Шиллера сюжетную ситуацию, наполняя ее новым психологическим содержанием: герой разочарован в своей избраннице, но ее просьба вызывает в нем не возмущение, а покорную безнадежность  

Б) Работа с текстом стихотворения

1) Чтение текста учителем.

2) С помощью «кода» расшифруйте запись, и узнаете, что означает слово ПЕРЛ.

А

Е

Ж

И

М

Н

У

Ч

1

2

3

4

5

6

7

8

3 2 5 8 7 3 4 6 1(слайд 6, 7, 8)

- Вам встретилось слово – ПУЧИНА. Что оно означает? (слайд 9)

- Что такое коралл? (слайд 10)

6.ФИЗМИНУТКА (слайд 11)

3) К данному определению подберите слово, которое оно объясняет. Запишите это слово.

 ______________- водоворот, глубокое место.

Слова для справок: болото, пучина, глубина, трясина. (слайд 12)

4) Чтение текста учащимися.

5) Продолжите предложения. (слайд 13)

Когда юноша нырял за подарками для девушки, его настроение было …

Это передают слова: …

Когда юноша отдавал подарки девушке, его настроение было …

Это передают слова: …

В его взоре не было радости, а в глазах счастья, потому что …

6) Подпишите, кому принадлежат слова из стихотворения. (слайд 14)

«…Достань, если любишь, коралл дорогой…»_____________________________

«…По слову спустился на черное дно…»_____________________________

7) Вставьте в отрывок из баллады пропущенные глаголы. (слайд 15)

Из бездны перловые брызги _______________,

И волны _______________, и _______________ назад,

И снова _______________ и о берег _______________,

Но милого друга они не _______________.

7 . Закрепление материала

А) Стрелками показать, какие слова характеризуют юношу, а какие девушку. (слайд 16)

юноша

девушка

неискренность

печаль

капризность

мужественность

Б) Выберите правильный ответ. Отметьте его (слайд 17)

Любит ли юноша девушку?

  1. Нет, не любит;
  2. Да, сильно любит;
  3. Она ему нравится.

Любит ли девушка юношу?

  1. Нет, не любит;
  2. Да, сильно любит;
  3. Он ей нравится.

В) Обсудите тему (слайд 18)

Можно ли добиться любви выполнением любого желания возлюбленной.

8. Итог урока

 (слайд 19)

1. Я четко и быстро проговаривал(а) скороговорку.

2. Я выразительно читал(а) стихотворение.

3. Я внимательно слушал(а) учителя и одноклассников.

4. Я хорошо отвечал(а) на вопросы.

9. Домашнее задание.

- Подготовить выразительное чтение стихотворения.

- Благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе по теме: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Тема урока: Русская народная сказка «Лиса и тетерев»Цель урока:- Систематизировать представление учащихся о жанрах сказки, через работу над текстом, наглядности....

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе на тему: А. Фет «Ласточки пропали»

Конспект урока по чтению и развитию речи в 3 классе  на тему:  А. Фет «Ласточки пропали» предназначен для школ VIII вида...

Конспект урока по чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида. 9 класс

Тема. Ю.И.Коваль «Приключения    Васи Куриленко» (В деревни Сычи)Цель. Знакомить с жизнью и творчеством Ю.И.Коваля и его произведением  «Приключения Васи Куриленк...

Конспект урока по чтению и развитию речи в 9 классе

Тема: «Устное народное творчество»Цель: познакомить детей  с видами устного народного творчестваЗадачи:Образовательные:1. Познакомить детей с такими видами творчества как пословицы, поговорки, на...

Конспект урока по чтению и развитию речи, 5 класс

Конспект урока по чтению и развитию речи в 5 специальном (коррекционном ) классе....