Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.
план-конспект по литературе

Купич Анна Александровна

Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryanyy_vek.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Идеологический и эстетический плюрализм эпохи. Расцвет русской религиозно-философской мысли.

Время рубежа XIX - XX веков называют “Серебряным веком” русской поэзии. Это период небывалого культурного подъёма, расцвета поэзии и философии, литературных и религиозных исканий. В поэзии возникают разные направления и школы.

И сегодня на уроке мы узнаем о феномене “Серебряного века”, раскроем художественную ценность новых направлений в искусстве конца XIX — начала XX вв.

1. Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым миром — “Серебряным веком”. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

Слово “модерн” в переводе с французского означает “новейший”, “современный”. В русском модернизме были представлены разные течения: символизм, акмеизм, футуризм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества.

Название “Серебряный век” прочно закрепилось за периодом развития русского искусства конца XIX — начала XX вв. Это было время поражает обилием имён художников, открывавших в искусстве поистине новые пути: А.А. Ахматова и О.Э.Мандельштам, А.А.Блок и В.Я.Брюсов, Д.С. Мережковский и М.Горький, В.В.Маяковский и В.В. Хлебников. Этот список продолжим именами живописцев (М.А. Врубель, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, В.А. Серов, К.А. Сомов и др.), композиторов (А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, С.В. Рахманинов), философов (Н.А. Бердяев, В.В. Розанов, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский, Л.И. Шестов).

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества... Сегодня “Серебряным веком” русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже XIX — XX вв., отмеченный необыкновенным творческим подъёмом в поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театра. Впервые это название было предложено Н. А. Бердяевым. Ещё этот период называют “русским Ренессансом”. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решён. Эпоха повлияла и на условия бытования культуры в целом и литературы в частности. Появилось много течений, групп, группировок. Параллельно существовали разные эстетические направления. Наряду с реализмом большое распространение получил модернизм.

Реализм оставался самым влиятельным литературным направлением на рубеже XIX — XX вв. Писатели этого направления продолжали традиции великой русской литературы XIX века. Наиболее яркие из них И.Бунин, А.Куприн, И.Шмелёв, Б.Зайцев, В.Вересаев, М.Горький.

К модернистским течениям обычно относят символизм, акмеизм, футуризм.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Начало теоретическому самоопределению русского символизма было положено Д. С. Мережковским. Новому писательскому поколению предстояла “огромная переходная и подготовительная работа”. Основными элементами этой работы Д. С. Мережковский назвал “мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности”. Центральное место в этой триаде понятий было отведено символу. Что же такое “символ”? Это слово-знак, который всегда шире обозначаемого, знак предметный или условный, через который поэт хочет выразить сущность явления.

С самого начала своего существования символизм оказался неоднородным течением: в его недрах оформились несколько самостоятельных групп. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции принято выделять в русском символизме две основные группы поэтов. Приверженцев первой группы, дебютировавших в 1890-е гг., называют “старшими символистами” (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Ф.Сологуб и др.). В 1900-е гг. в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А.А.Блок, Андрей Белый, В.И. Иванов и др.). Принятое обозначение “второй волны” символизма — “младосимволизм”. “Старших” и “младших” символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества (Вяч. Иванов, например, старше В.Брюсова по возрасту, но проявил себя как символист второго поколения).

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился, пройдя мучительный период переоценки ценностей, выработать новое универсальное мировоззрение. Преодолев крайности индивидуализма и субъективизма, символисты на заре XX в. по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали поиск таких форм искусства, постижение которых могло бы вновь объединить людей.

В начале 1910-х гг. возникло новое литературное течение – акмеизм. Оно было генетически связано с символизмом. Поэты Н.Гумилев, С.Городецкий, О.Мандельштам, А.Ахматова объединились в группу “Цех поэтов”. В своем творчестве они противопоставили мистическим устремлениям символизма “стихию естества”; декларировали конкретно-чувственное восприятие “вещного мира”, возврат слову его изначального смысла.

Акмеизм, как считал Н.С. Гумилёв, есть попытка заново открыть ценность человеческой жизни, отказавшись от “целомудренного” стремления символистов познать непознаваемое.

Футуризм, как и символизм, был интернациональным литературным явлением (от лат. futurum — “будущее”) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России.

Временем рождения русского футуризма считается 1910 г., когда увидел свет первый футуристический сборник “Садок Судей”. Наиболее влиятельными поэтами этого течения были Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Маяковский, А.Крученых, В.Каменский.

Существовало несколько футуристических группировок: эгофутуристы (И.Северянин, И.Игнатьев, К.Олимпов и др.); объединение “Центрифуга” (Б.Пастернак, Н.Асеев, К.Большаков и др.).

Футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление, целиком привнесённое с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX в. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. Футуристы писали манифесты, проводили вечера, на которых эти манифесты зачитывались со сцены и лишь затем — публиковались. Вечера эти обычно заканчивались горячими спорами с публикой, переходившими в драки. Так течение получало свою скандальную и очень широкую известность. Поэты-футуристы (В.В. Маяковский, В.В. Хлебников, В.В. Каменский) противопоставляли себя классической поэзии, старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Общие черты поэтов “Серебряного века”

  • Все эти поэты — современники, которых объединяет время, сама эпоха.
  • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии.
  • Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму; они новаторы структуры поэтического произведения.
  • Их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о культурно-исторических традициях в воспитании

Становление и развитие  личности  современного  школьника  происходит на фоне  изменений ценностных ориентаций  российского общества, растущей  в нем  потребнос...

Культурно-исторический аспект изучения русского языка и литературы в урочной деятельности

Разработка уроков по русскому языку в 9 классах.(Подготовка к ГИА) Пояснительная записка. Данная работа по русскому языку для 9 классов создана на основе федерального компонента ...

Религиозно-философская проблематика в литературе.

Презентация к внеклассному занятию по литераттуре....

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА

Пережив в детстве глубокое потрясение в связи со смертью младшей сестры Нади, Бунин начал неистово «молиться, поститься», читать жи­тия святых, часами простаивать перед иконой, мучительно думать «о то...

«Культуры эпохи бронзы степной полосы. Памятники эпохи в астраханском крае», статья.

С древнейших времен Нижнее Поволжье было заселено людьми. На протяжении трех тысяч лет до нашей эры на территории Астраханской области проживали, по мнениям историков, разные племена, названия которых...

История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...