КТП по литературе для 7 класса (102 часа)
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс)

Писарева Олеся Олеговна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы по УМК В.Я. Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_literatura_7_klass_102_chasa.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование уроков литературы

в 7 б классе на 2017 – 2018 учебный год (102 часа)

№ урока

Наименование разделов и темы урока

Кол-во  часов

Дата

Примечания

Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

Устное народное творчество (8 ч)

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

1

Понятие о былине. Возникновение и бытование былин. Особенности исполнения.

1

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя былины «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1

Урок внеклассного чтения. Киевский цикл былин. Жанровые и художественные особенности былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Урок внеклассного чтения. Новгородский цикл былин. Своеобразие былины «Садко», поэтичность ее языка.

1

Урок внеклассного чтения. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

1

Французский средневековый героический

эпос. «Песнь о Роланде» (фрагменты)

1

Народная мудрость пословиц и поговорок, особенности их смысла и языка.

1

Из древнерусской литературы (4 ч)

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «Из похвалы князю Ярославу и книгам»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси в «Поучении» Владимира Мономаха.

1

Жанр жития в древнерусской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

1

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

1

Из русской литературы XVIII века (4 ч).

Слово о М.В.Ломоносове. Понятие о жанре оды.

Размышления М.В.Ломоносова о Родине и русской науке в стихотворении «К статуе Петра Великого» и «Оде на день восшествия…»

1

Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества в стихотворениях Г.Р.Державина.

1

 Контрольная  работа по произведениям устного народного творчества и древнерусской литературе

1

Из русской литературы XIX века (44 ч).

Слово об А.С.Пушкине. Интерес поэта к истории России.

1

Историческая основа поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Песнь первая.

1

Образы Марии, Мазепы и Кочубея в поэме А.С.Пушкина «Полтава». Драматургия и лиризм второй песни.

1

Композиция и особенности стиха поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Песнь третья.

1

Подготовка к домашнему сочинению «Образы Петра I и Карла XII в отрывке из поэмы «Полтава»

1

Выражение чувства любви к Родине и прославление деяний Петра I во вступлении к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»

1

«Песнь о вещем Олеге» А.С.Пушкина и её летописный источник. Жанровые и художественные особенности баллады.

1

Урок развития речи. Сцена в Чудовом монастыре из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов». Образ летописца Пимена.

1

Изображение «маленького человека», призыв к уважению его человеческого достоинства в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

1

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Слово о М.Ю.Лермонтове. Сюжет поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

Картины быта XVI века и их роль в понимании в понимании характеров и идеи поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича…»

1

Нравственный поединок Калашникова с Кирибиеевичем и Иваном Грозным.

1

Особенности художественной формы «Песни про царя Ивана Васильевича…», образы гусляров и автора. Фольклорные начала в поэме.

1

Проблема гармонии человека и природы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…»

1

Мастерство М.Ю.Лермонтова в создании художественных образов в стихотворениях «Ангел» и «Молитва»

1

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова.

1

Слово о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас Бульба». Комментированное чтение 1 главы произведения.

1

Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Психологические мотивы предательства.

1

Куренной атаман Остап Бульбенко. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

1

Второй бой под Дубно. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев.

1

Образ Тараса Бульбы. Художественные особенности повести.

1

Урок развития речи. Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

1

Слово об И.С.Тургеневе. Гуманистический пафос цикла рассказов «Записки охотника»

1

Нравственные проблемы, художественные достоинства и герои рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

1

Поэтика рассказа И.С. Тургенева «Бирюк». Мастерство писателя в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

1

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе И.С.Тургенева «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра

1

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению стихотворения в прозе.

1

Слово о Н.А.Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

Величие духа русской женщины в I части поэмы «Княгиня Трубецкая»

1

Урок внеклассного чтения. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день, часу в шестом», «Несжатая полоса» и другие стихи Н.А.Некрасова о судьбе народа.

1

Слово об А.К.Толстом. Правда и вымысел, конфликт «рыцарства» и самовластья в исторических балладах «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

Слово о писателе М.Е.Салтыкове-Щедрине и его «Сказках для детей изрядного возраста»

1

Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение его покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Урок внеклассного чтения. Смысл названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

1

Слово о Л.Н.Толстом. Автобиографический характер повести «Детство». Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1

Чувства, поступки и духовный мир главного героя повести Л.Н.Толстого «Детство»

1

Урок контроля. Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого».

1

Слово об А.П.Чехове. Живая картина нравов, осмеяние душевных пороков в рассказе «Хамелеон», смысл его названия.

1

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

1

Урок внеклассного чтения. Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».

1

Урок внеклассного чтения. Смех и слёзы в рассказе А.П.Чехова «Размазня».

1

Урок развития речи. Стихи русских поэтов XIX века В.А.Жуковского, А.К.Толстого, И.А.Бунина о родной природе. Обучение анализу лирического текста. Подготовка к домашнему сочинению.

1

Из русской литературы XX века (30 ч).

Слово о писателе И.А.Бунине. Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми, авторское решение этой проблемы в рассказе «Цифры»

1

Урок внеклассного чтения. Нравственный и философский смысл рассказа И.А.Бунина «Лапти». Мастерство Бунина-прозаика.

1

Слово о Максиме Горьком. Автобиографический характер повести «Детство».

1

Семья Кашириных. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести «Детство».

1

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

1

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

1

Художественные особенности повести М.Горького «Детство».

1

Романтический характер «Легенды о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

1

Слово о Л.Н.Андрееве. Гуманистический пафос рассказа «Кусака».

1

Сострадание и бессердечие как критерии нравственности в рассказе «Кусака».

1

Слово о В.В.Маяковском. Своеобразие художественной формы стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя стихотворения В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

1

Слово об А.П.Платонове. Призыв к состраданию и уважению к человеку в рассказе «Юшка». Друзья и враги главного героя, его непохожесть на других.

1

Христианские традиции в рассказе А.П.Платонова «Юшка».

1

Урок внеклассного чтения. Труд как основа вечных нравственных ценностей в рассказе А.П.Платонова «В прекрасном и яростном мире»

1

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по произведениям писателей XX века «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

Слово о поэте Б.Л.Пастернаке. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…»

1

Слово об А.Т.Твардовском. Философские проблемы в стихотворениях «Снега потемнеют синие…», «Июль-макушка лета», «На дне моей жизни…»

1

Урок внеклассного чтения. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др.

1

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Ритмы и образы военной лирики.

1

Слово о Ф.А.Абрамове. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади»

1

Слово о Е.И.Носове. Нравственные проблемы рассказа «Кукла».

1

Взаимосвязь природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.

1

Слово о Ю.П.Казакове. Взаимовыручка как мерило нравственности человека в рассказе «Тихое утро»

1

Проблематика рассказа Ю.П.Казакова «Тихое утро»

1

Слово о писателе, ученом, гражданине Д.С.Лихачёве. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1

Урок внеклассного чтения. Слово о М.М.Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

1

Стихи поэтов XX века В.Я.Брюсова, Ф.К.Сологуба, С.А.Есенина, Н.М.Рубцова, Н.А.Заболоцкого и др. о Родине, родной природе. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени и вечности в стихотворениях А.Н.Вертинского «Доченьки», И.А.Гофф «Русское поле», Б.Окуджавы «По смоленской дороге…»

1

Урок контроля. Контрольная работа по творчеству писателей XX века.

1

Из литературы народов России (1 ч)

Рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Размышление об истоках и основах жизни в стихотворениях «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю», «О моей Родине».

1

Из зарубежной литературы (10 ч).

Слово о шотландском поэте Р.Бёрнсе, народнопоэтическая основа и своеобразие его лирики. Представления поэта о чести и справедливости в стихотворении «Честная бедность»

1

Слово об английском поэте Дж.Г.Байроне. Прославление подвига во имя свободы Родины в стихотворении «Ты кончил жизни путь, герой…», особенности поэтических интонаций в нём

1

Особенности жанра японских хокку

1

Удивительный мир приключений в произведении Дж.Свифта «Путешествие Гулливера»

Слово об американском писателе О.Генри. Преданность и жертвенность во имя любви в рассказе «Дары волхвов»

1

Слово об американском писателе-фантасте Р.Д.Брэдбери. Фантастический рассказ-предупреждение «Каникулы». Мечта о победе добра в рассказе «Вино из одуванчиков».

1

Урок внеклассного чтения. Развитие детективного жанра в литературе и его основные черты.

1

Обобщающий урок «По страницам прочитанных книг»

1

Итоговая контрольная работа. Выявление литературного уровня развития учащихся.

1

Анализ контрольной работы. Итоги года и задание на лето.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Феде...

Рабочая программа по литературе 6 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента  государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по литературе 5-11 классы (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, ...

Рабочая программа по литературе 8 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 год) и Программы по литературе для 5-11 классов (авторы: В.Я. Коровина, В.П. Жу...

Рабочая программа по литературе 9 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы по литературе для 9 класса, рекомендо...

Рабочая программа по литературе 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений 5-11 классы. Под редакцией Ко...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ЛИТЕРАТУРА» 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю)

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднегообщего образования  и Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (Пр...