Рабочие программы
рабочая программа по литературе

Котова Антонина Михайловна

Рабочие программы 2019 -20 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.m._kotova_rp_2019-20.rar357.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

«РАССМОТРЕНО»

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДАЮ»

ШМО  учителей русского языка и литературы

Заместитель директора школы по УВР

Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________ О.П. Курдюкова

____________Е.В. Чудаева

_______________Е.В.Гулькина

Протокол №1    от 26.08.2019 г

29.09.19

Приказ №___  от 01.09.2019г

                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Литература»

в 9 «а» классе

          Составитель:

                                                  Котова Антонина Михайловна,      

                                            учитель     русского языка и

                литературы

2019— 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской программы по литературе В .Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2015) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019).

Предмет «Литература» изучается в 9 «а» классе в объёме 99 часов в год, 3 часа в неделю  Преподавание ведется по учебнику 1.    Литература.   9 кл.:   Учебник для   общеобразовательных учреждений.   В 2-х ч./Авт.-сост. и др. - В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2019.  «Литература», В.Я. Коровина

.

Цели:

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи:

Задачи изучения литературы в  9 классе:

- познакомиться с  такими направлениями русской литературы и их представителями, как: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;

- сформировать знания о  программных произведениях, изучаемых в 9 классе;

- научить самостоятельно анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочиение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;

- развивать общеучебные навыки, такие как: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.

Содержание курса литературы в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, ценностно – ориентационной и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования литературных явлений в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

Ценностно - ориентационная компетенция формируются на основе овладения необходимыми знаниями о литературе как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знаниями о литературе как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; способности к анализу и оценке литературных явлений и фактов; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи; умения пользоваться различными видами литературоведческих словарей.

Культуроведческая компетенция предполагает осознание литературы как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи литературы и истории народа, национально-культурной специфики русской литературы, освоение норм речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.

Общая характеристика учебного предмета

Общая характеристика учебного предмета. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Специфика учебного предмета «Литература» заключается в том, что представляет единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

На занятиях с учащимися 9 класса следует активно работать над умением анализировать текст, умением оформлять результаты этой работы в письменные и устные высказывания.

В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература ХVIII века- литература  первой половины ХIХ века). В 9 классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идёт углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекается критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную направленность получает проектная деятельность.

Содержание курса включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы: (добро и зло, жестокость и сострадание, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя итд.)

Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя. Материалы по истории и теории литературы активно используются при изучении всех разделов. Это необходимая составляющая для изучения произведений.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты:

•  воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•   формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовность и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•   формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•   формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•   осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

•  умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•  умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли-

вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•  умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•  умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•   формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

•  понимать ключевые проблемы изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучания;

•  анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•   формулировать собственного отношения к произведениям литературы оценивать их;

•  интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимать авторскую позиции и свое отношение к ней;

•  воспринимать  на слух литературные произведения разных жанров,

•  пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  писать изложения и сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимать образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимать русское слово и  его эстетические функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ литературы в 9 классе

По окончании изучения курса учащийся научится знать  авторов и содержание изученных художественных произведений;

основные теоретико-литературные понятия:  литература как искусство слова, роды литературы, жанры литературы ( ода, послание, элегия, эпиграмма, повесть, роман, притча, поэма, рассказ, трагедия, драма комедия), литературные ритм, рифма, способы рифмовки, стихотворные размеры , силлабо-тоническая и тоническая система стихосложения,  средства выразительности: аллитерация, звукопись, сравнение, гипербола, эпитет, метафора, композиция произведения, портрет, пейзаж, лирическое отступление литературный герой, герой- повествователь, лирический герой, сюжет,   автобиографичность литературного произведения (развитие представления), фольклоризм литературы, психологизм, литературный тип, художественная деталь, гротеск, ирония, сатира и юмор как виды комического, фантастика в произведении, тема и идея произведения,  публицистика, литературная критика.

Учащиеся должны понимать

проблему изученного произведения;

связь литературного произведения с эпохой его написания, вневременные нравственные ценности, заложенные в нем;

духовно-нравственные ценности русской литературы и культуры, отличие и общее с духовно-нравственными ценностями других народов;

 образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетически воспринимать произведения литературы;

эстетическую функцию русского слова, роль изобразительно-выразительных средств в создании произведений.

Учащийся получит возможность:

уметь  анализировать произведение: определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать героев произведения, сопоставлять их с героями других произведений;

определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление;

определять авторскую позицию в произведении;

формулировать собственное отношение к изученному произведению, давать оценку;

выразительно читать тексты разных типов;

воспринимать на слух литературные произведения разных жанров, адекватно понимать их;

уметь пересказывать прозаические произведения и их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

отвечать на вопросы по прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

создавать сочинение-рассуждение по изучаемому литературному произведению, создавать собственные сочинения на темы, связанные с тематикой, проблематикой изучаемых произведений, создавать творческие работы разных жанров, рефераты на литературные и общекультурные темы.

Содержание тем учебного курса.

. Введение(1 ч)

Литература и её роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

Из древнерусской литературы

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.Слово о полку Игореве».«Слово…» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова…».

Из литературы XVIII века

Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.«Вечернее размышление о Божием величестве при случае северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности, оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Державина.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

Из русской литературы XIX века

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).«Море». Романтический образ моря.«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка итрудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный, мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).«Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразия конфликта. Система образов. Чацкий как необычный резонер, предшественник «странного человека» в литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно – историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил; любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…».Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах.Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика: В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика: Д. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало«Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм(развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер, Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери, Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно, и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет….», «Есть речи — значенье…», «Предсказание», «Молитва», «Нищий». Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема Родины, поэта и поэзии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюции образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория литературы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представления о жанровых особенностях рассказа.

Из русской литературы XX века 

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Теория литературы. Психологизм литературы. (Развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория литературыПритча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение трёх монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта. Образ Родины в поэзии Блока.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.«Вот уже вечер…», «Не жалею, не зову, не плачу…», Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии. Олицетворение как основной художественный прием. Своеобразие метафор и сравнений.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.«Идёшь, на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.«Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.«Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX — XX веков

А. С. Пушкин. «Певец», М. Ю. Лермонтов. «Отчего», В. Соллогуб. «Серенада»(«Закинув плащ, с гитарой под рукою…»), Н. Некрасов«Тройка» («Что ты жадно Б.» («Я встретил вас — и всё...», А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно…». А. Фет«Я тебе ничего не скажу…», А.А. Сурков «Бьется в тесной печурке огонь…», К. М. Симонов«Жди меня, и я вернусь…», Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

Из зарубежной литературы

Античная лирика

ГорацийСлово о поэте.«Я воздвиг памятник…».Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела) и мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного хотя и сотворённого земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира.Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия.Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.


Распределение учебных часов по четвертям

Курс рассчитан на 99 часов , 3 часа в неделю, 33 учебных недели.

Количество часов в 1-й четверти – 24 ч.

Количество часов во 2-й четверти – 24 ч.

Количество часов в 3-й четверти – 30ч.

Количество часов в 4-й четверти – 24ч.

Отличительные особенности тематического планирования  

По сравнению с примерной программой по предмету «Литература- 9» В .Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019) к учебнику В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2019).

Внесены административные контрольные работы (тесты ) за 1, 2 , 3 четверти и  итоговый тест. По литературе 18 века произведено сжатие тем по творчеству М.В. Ломоносова, исключено творчество А.Радищева.

 По литературе 19 века произведено  увеличение  тем на изучение творчества А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. По литературе 20 века произведено уплотнение тем за счет изучения литературы 18 века. По зарубежной литературе произведено сжатие тем за счет внесения административных контрольных работ                                           

Календарно-тематическое планирование курса  в 9 «А» классе рассчитано на 33 учебных недели при количестве 3 урока в неделю, всего 99 уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 99 уроков.

Если вследствие непредвиденных причин (морозные дни, перенесение государственных праздников, карантин и т.д.) количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

Календарно – тематический план на 2019-20 учебный год

№ п/п

Наименование раздела и тем учебных занятий

Количество часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть - 24 часов

1

Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы

3

2

Общая характеристика древнерусской литературы. Историческая основа «Слова о полку Игореве».

1

3

Герои и  события в «Слове о полку Игореве».

1

4

Образ автора «Слова о полку Игореве».

1

Р./р. Величие и бессмертие древнерусской поэмы.

Из литературы 18 века

5

Литература 18 века (общий обзор). Классицизм в русском и мировом искусстве.

1

6

«Пётр Великий русской литературы»

(В.Г.Белинский). М.В.Ломоносов.

1

7

Ода «На день восшествия …» - типичное произведение в духе классицизма.

1

8

Новая эра русской поэзии. Г.Р.Державин.

1

9

Стихотворения Г.Р.Державина.

1

10

Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Осень» .

1

11

 «Бедная Лиза» как произведение  сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

12

Р./р. Урок-дистпут на проблемный вопрос: «Чем современна литература 18 века?» (На примере 1-2 произведений)

1

Из русской литературы 19 века

13

Русская литература 19 века. «Золотой век» русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму.

1

14

Романтическая лирика начала века. Очерк жизни и творчества В.А.Жуковского.

1

15

В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллады.

1

16

А.С.Грибоедов. Становление личности писателя.

1

17

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ 1 действия.

1

18

2 действие комедии. Обучение анализу монолога.

1

19

3 действие комедии. Анализ сцены бала.

1

20

4 действие комедии. Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра.

1

21

Семинарское занятие. Молодое поколение в комедии. Нравственный идеал Грибоедова.

1

22

РР Сочинение по комедии А.С.  Грибоедова «Горе от ума»

1

23

И.А.Гончаров. «Мильон терзаний».

РР. Конспект статьи

24

Контрольный тест по теме «Литература 18-19 века»

(Админ. Контр раб за 1 четверть)

1

2 четверть – 24 часа

25

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество поэта. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

1

26

Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина.

1

27

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. Обучение анализу одного стихотворения.

1

28

А.С.Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.

1

29

Работа А.С.Пушкина над романом «Е.Онегин». Общая характеристика романа как «энциклопедии русской жизни» 1 трети 19 века.

1

30

Онегин в Петербурге (1 глава)

1

31

Онегин в деревне (2 глава)

1

32

Комментированное чтение 3 гл.  Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души.

1

33

Сюжет и композиция 4 главы. Исповедь Онегина.

1

34

Комментированное чтение 5 гл.  

1

35

Комментированное чтение 6 гл.  Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости. Прощание Онегина с юностью.

1

36

Комментированное чтение 7 гл.  «Без Онегина».

1

37

РР Татьяна и Онегин в 8 главе. Подготовка к  сочинению по роману «Е. Онегин».

1

38

РР Контрольное сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

1

39

А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства.

1

40

М.Ю.Лермонтов.  Судьба и личность поэта. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

41

Образ поэта- пророка в лирике М. Ю. Лермонтова.

1

42

Тема родины  в лирике М.Ю.Лермонтова.

1

43

Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова

1

44

Замысел, смысл названия и проблематика романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

1

45

Контрольная административная  работа по теме «Творчество Лермонтова и  Пушкина»

 (тест за 2 четверть )

1

46

Анализ повести «Бэла».

1

47

Анализ повести «Максим Максимыч».

1

48

Анализ повести «Тамань».

1

3 четверть- 30 часов

49

Анализ повести «Княжна Мери»

1

51

Анализ повести «Фаталист».

1

52

Р./р. Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

52

Р./р. Сочинение по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1

53

Н.В.Гоголь. Судьба писателя. «Мёртвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции.

1

54

Галерея образов помещиков  в поэме «Мёртвые души». Способы и приёмы типизации. Образ Манилова.

1

55

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ Коробочки.

1

56

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ Ноздрёва.

1

57

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ Собакевича.

1

58

Н.В.Гоголь. «Мёртвые души». Образ Плюшкина.

1

59

Губернский город в поэме «Мёртвые души».

1

60

Образ Чичикова. Анализ 11 главы.

1

61

Русь «живая» и Русь «мёртвая». Гоголевский комизм.

1

62

Р./р. Контрольное  сочинение  по поэме Гоголя «Мёртвые души».

1

63

Р./р. Контрольное  сочинение  по поэме Гоголя «Мёртвые души».

1

64

Ф.М.Достоевский. Основные этапы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

1

65

Тип петербургского мечтателя. Тема одиночества человека в странном мире ночей.

1

66

Петербург Достоевского.

1

67

Эпоха А.П.Чехова. Художественное мастерство Чехова-рассказчика. «Смерть чиновника».

1

68

А.П.Чехов «Тоска». Тема одиночества человека в мире.

1

69

Р./р. Урок-диспут: проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»

1

Из русской литературы 20 века.

 

70

Русская литература 20 века. Пути русской литературы 20 века.

1

71

И.А.Бунин. Слово о писателе.  «Тёмные аллеи».

1

72

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования.

1

73

История создания и судьба повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

1

74

Проблемы и художественные особенности повести «Собачье сердце».

1

75

Р./р. Сочинение по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

1

76

М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

1

77

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик.

1

78

Контрольная административная работа (тест) за 3 четверть по теме «Литература 19-20  века»

1

4 четверть – 24 часа

79

А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

80

Образ праведницы в рассказе. Трагизм её судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

81

Русская поэзия серебряного века.

1

82

Творчество А.А.Блока.

1

83

Творчество С.А.Есенина.

1

84

Творчество В.В.Маяковского.

1

85

Штрихи к творческому портрету М. Цветаевой.

1

86

Человек и природа в поэзии Н.А.Заболоцкого.

1

87

Творчество А.А.Ахматовой.

1

88

Творчество Б.Л.Пастернака.

1

89

Слово о Твардовском. Лирика поэта.

1

90

Вн. чт. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

1

91

Обобщающий урок  по русской лирике 20 века.

1

Из зарубежной литературы.

92

Вн. чт. Античная лирика. «Я воздвиг памятник…»

1

93

Данте Алигьере. «Божественная комедия» (фрагменты).

1

94

Данте Алигьере. «Божественная комедия» (фрагменты).

95

У.Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

96

Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

1

97

Вн.чт. Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии.

98

И.-В. Гете. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

1

99

Итоговый тест.

1

Содержание учебного материала

№ п/п

                   Раздел, тема

Кол-во часов (общее)

Кол-во уроков

1

Введение

1

1

2

Древнерусская литература

4

3

3

Литература 18 века

11

11

4

Литература 19 века

44

55

5

Литература 20 века

32

21

6

Зарубежная литература

7

8

7

Итого

99

99

                                           

                                         Сетка контрольных работ

Дата

Кол-во уроков контроля

Вид урока контроля и тема контроля

Кол-во часов

1 четверть-

24 часов

       

        3

1. Контрольная работа  (тест)за 1 четверть

2.Контрольное сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

2

2 четверть-

24 час

        3

1. Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

2. Контрольная работа (тест) за 2 четверть

2

1

3 четверть –

30 часов

        5

1 Контрольное сочинение по тво-ву М.Ю. Лермонтова

2. Контрольное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

3. Сочинение по повести М.А.Булгакова «Собачье сердце».

4. Контрольная работа (тест) за 3 четверть.

2

1

1

1

4 четверть –

24 час

        1

1. Итоговая контрольная работа (тест)

1

Итого

       12

                           12

12

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...