Конспект урока на тему "Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».
план-конспект урока по литературе (5 класс)

ЛюдмилаИвановнаПолитова

В конспекте урока содержится материал, рассширяющий знания детей о Великой Отечественной войне. развивающий речь учащихся, логическое мышление и творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskaz_tankista.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

21 апреля. Тема урока. Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста».

           Цели урока:

           Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне; учить анализировать и

            систематизировать изучаемый материал,  выявить особенности языка в произведении.

   Развивающие:  развивать речь учащихся, логическое мышление, творческие способности.

   Воспитательные:  создавать условия для развития чувства патриотизма, эмоциональной  

    отзывчивости на произведении А. Твардовского “Рассказ танкиста”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Ответьте устно на вопросы.

 Произнесите слово «война». Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

 -  Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?
- Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
-  Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?
      Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
      Михаил Васильевич Исаковский ( «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...», «Враги сожгли родную хату»)
      Алексей Александрович Сурков: песни «Песня смелых»,«Землянка»

      Маргарита Иосифовна Алигер, в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде (поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской, ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами).
      Ольга Федоровна Берггольц всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса.

-  Мы с вами познакомимся со стихотворением  выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста»

3. Слово о писателе. Александр Трифонович Твардовский  родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать… (книги Твардовского – выставка).

4. Прослушайте аудиозапись стихотворения «Рассказ танкиста

5. Беседа по стихотворению.

 – Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение?

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

(Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.)

  - Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

(Мальчику десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только  рубаху пузырем.)

 - Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? (Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.)

 - Найдите и прокомментируйте описание боя.

 (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.)

( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.)

  - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.)

 - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

(Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

(Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.)

 - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.)

 - Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.

6. Работа с лексикой стихотворения. Запишите в тетрадь лексическое значение слов и выражений.

- Всё нынче, как спросонку - спустя много времени кажется, что этот тяжёлый бой приснился во сне.

- Бедовый, из тех, что главарями у детей - озорной, всё время придумывает новые игры, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишеских компаниях.

- А он гвоздит - не выглянуть из башен - он, немец (то есть немецкая пушка) беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.

- ... за каким домишкой он примостился - где находится укрытие, из которого бьёт немецкая пушка.

- Заходим в тыл и полный газ даём

  И эту пушку, заодно с расчётом,

  Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозём

( танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили её.)

 Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста»      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе по стихотворению А. Т. Твардовского "Рассказ танкиста"

Цели урока:           Обучающие: расширить знания детей о Великой Отечественной войне;     учить анализировать и систематизи...

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста».

Разработка урока по литературе в 5 классе по теме «Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т. Твардовский. Баллада «Рассказ танкиста»....

конспект урока для 6 класса "Великая Отечественная война в задачах"

конспект урока для 6 класса "Великая Отечественная война в задачах"...

конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны".

Конспект урока по теме "Начало Великой Отечественной войны" для 9 класса по учебнику А.А.Данилова с опорным конспектом для учащихся и презентацией....

Конспект урока литературы в 5 классе "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский "Рассказ танкиста".

Разработка урока литературе в 5 классе не тему "Поэтическая летопись Великой Отечественной войны". Стихотворение А.Т.Твардовского "Рассказ танкиста". Дан анализ стихотворения. Испо...

План-конспект урока «Культура в годы Великой Отечественной войны»

Урок разработан на основе примерной программы общеобразовательной дисциплины «История» для профессиональных образовательных организаций (ФГАУ ФИРО протокол № 3 от 21.07.2015 г.), в соответ...