Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Кочанова Анжела Алексеевна
Урок литературы в 11 классе "Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен" поможет учащимся раскрыть понятие «городской» прозы ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (метафоричность названия, тонкий психологизм)

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

«Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.Трифонова «Обмен»»

Учитель: Кочанова Анжела Алексеевна

квалификационная категория: первая

стаж 22 года

11 класс (Русский язык и литература :  Литература. Базовый уровень. 11 кл. : в 2 ч. : учебник / Т.Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. ; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 253, [113 ] )



Цель урока: дать понятие о «городской» прозе ХХ века; рассмотреть вечные проблемы, поднятые автором на фоне городского быта; определить особенности произведения Трифонова (метафоричность названия, тонкий психологизм).

Задачи: 

1) Обобщить и актуализировать знания об анализе  художественного текста.

2) Создать условия для коммуникативной деятельности учащихся.

3) организовать работу с литературоведческими терминами: эпиграф, городская проза, конфликт, композиция, нравственность.

4) Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.

Ожидаемый результат: 

1)  Учащиеся учатся выделять главное в лекционном тексте, работают с таблицей, заполняют её, делают обобщение.

2) Учащиеся анализируют произведение с опорой на текст.

3)Учащиеся находят и формулируют проблемы текста,  авторскую позицию в тексте.

4) Учащиеся знают средства художественной выразительности и находят их в тесте.

5) учащиеся готовят индивидуальное выступление на заданную тему.

6) Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности.

Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский

Оборудование: Проектор, ЭОР (презентация)

                                                                 Ход занятия.

  1. Слово учителя:

Внимательно прочитайте  эпиграфы – высказывание поэта Иосифа Бродского и критика Ю. М. Оклянского. Как вы понимаете смысл этих слов?

Слайд №3

                                                                        В человеке две бездны, учил Достоевский, и он

                                                                 не выбирает между ними, но мечется, как маятник.
                                                                                                               Иосиф Бродский

                                                                    Испытание бытом, властная  сила  житейских

                                                  обстоятельств  и  герой,  так  или  иначе  романтически  им

                                                     противостоящий… – сквозная и заглавная тема позднего  

                                                      Трифонова…

                                                                                                                         Ю.М Оклянский

                                                                                                                                                     

(Высказывание Иосифа Бродского о сложных душевных метаниях  человека, стоящего перед нравственным выбором. Слова критика Октянского о том, что этот компромисс связан с бытовыми проблемами героя)

Итак, в  тетрадях запишем тему урока: «Нравственно-философская проблематика «городской» прозы.  Повесть Ю. Трифонова «Обмен».

Слайд № 2. (презентация)

Цель нашего урока:

—        знакомство с биографией и творчеством Юрия Валентиновича Трифонова;

—        анализ произведения из «московского» цикла – повесть «Обмен»;

—        сформировать представление о «городской» прозе ⅩⅩ века;

—        определить особенность произведения Ю. Трифонова;

—        обозначить круг проблем, поднятых автором.

Попробуйте в тетрадях сформулировать свою задачу на уроке, которую лично вы будете решать. (несколько обучающихся зачитывают свои задачи и комментируют)

 ⅠⅠ. Индивидуальное выступление учащегося с презентацией и заполнение учащимися таблицы с указанием основных жизненных событий и творчества писателя.

Запись в тетради:

Основные этапы жизненного и творческого пути Юрия Валентиновича Трифонова

(1925-1981)

Слайд №4.

Дата

Факт биографии

Творчество

1925, 28 августа

Родился в Москве.

Родители: отец, Валентин Андреевич, мать, Евгения Абрамовна Лурье – профессиональные революционеры.

1938

Расстреляли отца

Арестовали мать, 8 лет ИТЛ

1941г.

Воспитывался бабушка, Татьяна Александровна Лурье. Эвакуация в Среднюю Азию (Ташкент)

Интерес к литературе (стихи и рассказы), редактировал классные газеты.

1942—1945

Работал на авиационном заводе

Редактировал заводскую газету

1944-1949

Поступил на заочное отделение  Литературного института им. Горького

Дипломная работа - повесть «Студенты»

1950

Дипломная работа - повесть «Студенты» опубликована в журнале «Новый мир»

Повесть «Студенты» (1950) – художественный метод соцреализм

1951

Сталинская премия за повесть «Студенты»

1965г.

Документальная книга «Отблеск костра»

1969г.

Повесть «Обмен»- о смерти.

1970г.

Повесть «Предварительные итоги» - о распаде семьи

1971г.

Повесть «Долгое прощание» - о любви.

1975г.

Повесть «Другая жизнь» - о борьбе человека со смертельным горем.

1976г.

Роман «Дом на набережной» - о судьбе жильцов известного московского дома на Берсенёвской набережной.

1978г.

Роман «Старик» - о старом участнике Гражданской войны

1981

Роман «Время и место», автобиографичное произведение.

1981, 28 марта

Умер от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Выступление учащегося:

 Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981) родился 28 августа 1925 года в Москве.

Родители писателя были профессиональными революционерами. Отец, Валентин Андреевич, в 1904 г. вступил в партию, был сослан в административную ссылку в Сибирь, прошел каторгу. В октябре 1917года стал членом Военно-революционного комитета. В 1923–1925 гг. возглавлял Военную коллегию Верховного суда СССР.

Евгения Абрамовна окончила Институт молочного скотоводства, получив специальность инженера-животновода. Работала в подмосковных совхозах, в Наркомате земледелия, во ВНИИ экономики сельского хозяйства.

У Евгении Абрамовны и ее мужа Валентина Андреевича Трифонова было двое детей: сын Юра (1925 года рождения) и дочка Таня (1927 года рождения).

Муж в 30-е годы работал Председателем Главконцесскома СССР. Семья с 1931 г. жила в квартире 137 в 7-м подъезде Дома Правительства, который после опубликования в 1976 году в журнале «Дружба народов» повести Юрия Валентиновича Трифонова стали называть так же, как называлась и его повесть, – «Дом на набережной».

21 июня 1937 г. Валентин Андреевич был арестован. 15 марта 1938 г. В.А. Трифонов был расстрелян.

Из Юриного дневника: 3 апреля 1938 г. – «Сегодня ночью пришли из НКВД и забрали маму. Нас разбудили. Мама держалась бодро и к утру уехала…»

16 мая 1938 года ОСО при НКВД СССР приговорило Евгению Абрамовну как ЧСИР (члена семьи изменника Родине) к 8 годам ИТЛ (исправительно-трудового лагеря). В июне она уже прибыла в Акмолинский лагпункт (Казахстан) – так называемый АЛЖИР (таким экзотическим словом называли место своего заключения его узницы – Акмолинский лагерь жен изменников Родине). (Мать была реабилитирована в 1955г. Работала в школьной библиотеке, писала и ставила пьесы в школьном театре, опубликовала ряд рассказов под псевдонимом Евгения Таюрина (от имен «Таня» и «Юра»). Ее рассказы в разные годы читала со сцены Рина Зеленая).

Дети остались без родителей. Вместе с сестрой Тингой (в замужестве Татьяной Валентиновной Трифоновой) будущий писатель воспитывался бабушкой, Татьяной Александровной Лурье (урожд. Словатинской, 1879—1957), в молодости — профессиональной революционеркой, участницей Гражданской войны.

В годы Великой Отечественной войны дети и бабушка жили  в Ташкенте.

Ещё в школе заинтересовался литературой, был редактором классных газет, сочинял стихи и рассказы.

В 1942—1945 годах работал на авиационном заводе сначала слесарем, затем диспетчером цеха. Там же вступил в ВЛКСМ.

В 1944 году поступил на заочное отделение  Литературного института им. Горького.

Весной-осенью 1945 года редактировал заводскую газету.

В 1950 году написана повесть «Студенты» о послевоенном поколении молодежи. Опубликована в журнале «Новый мир» в 1950г., а в 1951 г. Ю.Трифонов получил за нее Сталинскую премию.

В 1965 году появилась документальная книга Ю. Трифонова «Отблеск костра», в которой он использовал архив отца. Со страниц произведения встает образ человека, который «разжигал огонь и сам погиб в этом пламени». В романе Трифоновым впервые применен как своеобразный художественный прием принцип монтажа времени.

       Затем появляется ряд произведений, получивших название «городские» или «московские» повести. Городские» или «московские» повести: «Обмен» (1969)- о смерти, повесть «Предварительные итоги» (1970) - о распаде семьи «Долгое прощание» (1971) - о любви, «Другая жизнь» (1975) - о борьбе человека со смертельным горем.

Завершает «московскую симфонию» роман «Дом на набережной» (1976)- о судьбе жильцов известного московского дома на Берсеневской набережной, построенного в 1931г. для высокопоставленных советских руководителей, в котором когда-то  жил с родителями будущий писатель.

Историческая тема находит отражение и в романе «Старик»(1978), а в 1981г. завершен сложный роман «Время и место».

Многие произведения Ю. Трифонова экранизированы: в 1966 году вышел фильм «Утоление жажды», в 1989 году увидела свет драма «Свой крест» по мотивам повести «Другая жизнь», в 2004 году режиссёр Сергей Урсуляк снял  картину «Долгое прощание», а в 2007 году вышел многосерийный фильм Аркадия Кордона «Дом на набережной». Юрий Трифонов был сценаристом нескольких фильмов: «Хоккеисты» (1965), «О чем не узнают трибуны» (1976).

Юрий Трифонов был трижды женат: на оперной певице Нине Алексеевне Нелиной, затем на редакторе «Политиздата» Алле Сергеевне Пастуховой и, наконец, на писательнице Ольге Романовне Мирошниченко, с которой жил до самой смерти. В первом браке родилась дочь Ольга, а в третьем – сын Валентин.

 Умер Ю. Трифонов от тромбоэмболии легочной артерии. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Учитель:  Таблица завершена, осталось обобщить полученные сведения об этом писателе, с именем которого и связывают термин, появившийся в 60-70-е годы в литературной критике,  – городская проза.

Вывод учащихся: Судьба Юрия Валентиновича Трифонова была сложной, как была сложной судьба его поколения. Это был талантливый писатель эпохи 60-70-х годов ⅩⅩ века, родоначальник городской прозы.

Так, что же означает термин городская проза?

Учащиеся записывают термин в тетрадь:

ⅠⅠⅠ. Работа с термином, запись в тетрадь Слайд №5: Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-70-х годах ⅩⅩ века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.

ⅠⅤ. Анализ текста. Проблематика повести Ю. Трифонова «Обмен».

Учитель:

- Где происходит действие повести Ю. Трифонова «Обмен»?

      Ученик:

           - Действие повести «Обмен» происходит в Москве.

      Учитель:

- Кто главный герой повести?

Ученик:

     -Главным героем повести является Виктор Георгиевич Дмитриев.

Учитель:

 – Вспомните сюжет произведения.

Ученик:

-В Москве в стеснённых условиях,  в двадцатиметровой комнате коммуналки на Профсоюзной улице живет семья Виктора Георгиевича Дмитриева, работника одного из НИИ. Дочь Наташка – подросток – ютится за занавеской. Мечта Дмитриева съехаться с матерью не находила поддержки у Лены, его жены. Все изменилось, когда мать прооперировали по поводу рака. Тогда Лена сама заговорила об обмене. Мужчина понимает неоднозначность такого обмена, учитывая, что Лена и свекровь ладят плохо. Житейский вопрос, завершился удачным обменом, а вскоре и смертью Ксении Федоровны. При этом раскрываются чувства и поступки членов двух разных семей.

Учитель:

- Персонажи условно делятся на 2 лагеря. Какие?

Ученики:

- Автор изображает две семьи Дмитриевых и Лукьяновых, породнившиеся благодаря женитьбе своих детей. Эти семьи прямо противопоставлены друг другу. Родители Виктора Дмитриева — потомственные интеллигенты. Семья Лены Лукьяновой противоположна и по происхождению, и по культурному уровню. Для этой семьи чувство любви подменяет чувство долга. Но они практичные люди, «умеющие жить», в отличие от непрактичных, не умеющих приспосабливаться Дмитриевых. У одних «вся обстановка сверкает», другие, хоть и благородные, но живут в бедности. Слайд №6, 7.

Учитель:

-Какова цель жизни Лены?

Ученик:

- Цель жизни Лены, переводчика технических текстов, — организовать свой быт максимально удобно. Она получает работу в хорошем месте, где уже числятся «две идеально устроенные в этой жизни приятельницы». Её отец помогает устроиться на работу и Виктору.

Учитель:

-Какие герои противопоставлены в повести?

Ученик:

- В произведении мы видим противопоставление Лены и матери Виктора Ксении Фёдоровны. Женщину «любят друзья, уважают сослуживцы, ценят соседи по квартире и павлиновской даче, потому что она добродетельна, уступчива, готова прийти на помощь и принять участие». Ксения Фёдоровна привыкла всем помогать. Лена же называет мать Дмитриева «ханжой», считает, что свекровь не умеет жить. Лена гордится связями, практичностью и умением договариваться с людьми отца – Ивана Васильевича, сумевшего починить канализацию в доме (Павлиново). Такая деталь, как удачно купленная тахта - предмет гордости Дмитриевых. Культ вещей, комфорта – жизненное кредо Лукьяновых.

Учитель:

- У кого Дмитриев берет деньги  на лечение матери?

Ученик:

Таня, бывшая возлюбленная Виктора, отдает деньги (200 рублей), которые она копила на пальто,  на лечение матери, делая это бескорыстно.  Её образ воплощает собой искреннюю любовь. Она всё ещё испытывает чувства к Дмитриеву, но понимает, что никакой надежды на ответные чувства нет.

Учитель:

-Что можно сказать о главном герое? Какую оценку дает ему дед?

Ученик:

-Дед Виктора так его охарактеризовал: «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный».

- Виктор Георгиевич Дмитриев попадает под влияние жены, «олукьянивается».

Учитель:

-Что значит «олукьянивается»?

 Ученик:

-«Олукьянивается» - это значит, что Виктор Дмитриев отдаляется от матери и сестры Лоры, происходит «тихое предательство» сына, скатывание его в мир комфорта и душевной черствости. Слайд №8.

Учитель:

– Чем заканчивается наметившийся конфликт с женой по поводу обмена? 

Ученик:

«...Он лег на свое место к стене и повернулся лицом к обоям».

Дмитрий прекращает спор.

Учитель:

– Что выражает эта поза Дмитриева? 

Ученик:

Дмитрий ушел от конфликта, хотя на словах он и не согласился с Леной.

Учитель:

– А вот еще тонкая психологическая зарисовка: засыпающий Дмитриев ощущает на своем плече руку жены, которая сначала «слегка поглаживает его плечо», а потом давит «с немалой тяжестью».

Герой понимает, что рука жены приглашает его повернуться. Он сопротивляется ( автор изображает внутреннюю борьбу). Но… «Дмитриев, ни слова не говоря, повернулся на левый бок».

– Какие еще детали указывают на подчинение героя жене, когда мы понимаем, что он человек ведомый?

Ученик: 

-Утром жена напомнила о необходимости поговорить с матерью.

«Дмитриеву что-то хотелось сказать», но он, «сделав два шага вслед за Леной, постоял в коридоре и вернулся в комнату».

Учитель:

-Эта деталь – «два шага вперед» – «два шага назад» –  невозможность для Дмитриева выйти за рамки, которые навязаны ему внешними обстоятельствами.

- Какую оценку дает жене Дмитриев?

Ученик:

- «Душевная неточность», «умение добиваться своего», «душевный дефект», «какая-то недоразвитость чувств», «что-то недочеловеческое». Понимая  душевную глухоту жены, Дмитриев мирится с этим.

Учитель:

–Каково отношение автора к Лене?

Ученик:

-Отрицательное. Лена со своей жизненной хваткой «…вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть».

Учитель:

-Оксюморон* миловидная женщина-бульдог еще больше подчеркивает отрицательное отношение автора к героине. Слайд №9, 10, 11.

- Каков финал повести? Почему дачу- то место, где прошли лучшие годы Дмитриева, о которых он тепло вспоминает, тоже снесли? Что этим хочет сказать автор?

Ученик:

- «Квартирный вопрос» становится испытанием для героев произведения. Обмен – сюжетный стержень повести (метафора). В повести совершается «обмен нравственный». Слайд №12.

Учитель:

- Да, Виктор превращается в холодного, чёрствого человека, живущего самообманом. Он с теплотой вспоминает дачу в Павлиново, когда он мечтал о карьере художника. Его юношеские стремления и настоящие, искренние мечты превращаются в недоступные грёзы. Герой деградирует как личность и утрачивает родственные связи. На месте дачи в Павлинове  построен «стадион «Буревестник» и гостиница для спортсменов».

 Всю вину он возлагает на стечение обстоятельств, которые он так и не смог победить. Виктор отступает от «совести»: по отношению к работе, к любимой женщине, к матери. Он «мучился, изумлялся, ломал себе голову, но потом привык. И успокоился на той истине, что нет в жизни ничего более мудрого и ценного, чем покой, и его нужно беречь изо всех сил».

-В чем духовная драма главного героя?

Ученик:

- Духовная драма главного героя связана с бессилием что-либо изменить в жизни, в обществе, где правила игры задаются «умеющими жить»  Лукьяновыми.

Учитель:

-Дмитриев совершил компромисс с собственной совестью. Это связано со спецификой советской жизни. В конфликте Дмитриевых и Лукьяновых победа на стороне последних. Трифонов рисует общество, которое живет не высоконравственными идеалами, что противоречит официальной идеологии.

Трифонов сумел нарисовать типичную картину семейных отношений советской действительности: феминизация семьи, переход инициативы в руки хищниц, торжество потребительства, отсутствие единства в воспитании детей, потеря традиционных семейных ценностей. Стремление к покою как единственной радости заставляет мужчин мириться со своей второстепенностью в семье. Они теряют твердое мужское начало.

Ⅴ. Итог урока.

Учитель:

– Над какими проблемами заставил задуматься автор повести «Обмен»?

Ученик:

-Юрий Трифонов заставил задуматься над проблемами деградации личности под напором мещанства, уничтожающего в человеке духовное начало и человечность.

-Проблема отношения «отцов и детей», когда сын путем духовного предательства матери, добивается материального комфорта.

-Проблема феминизации семьи.

Проблема потери традиционных семейных ценностей.

Учитель:

-Обратимся к эпиграфам к уроку. Главный герой стоит перед выбором: мать или жена. Выбирает душевный и материальный комфорт. Романтические идеалы детства рушатся под напором быта, житейских обстоятельств.

(Вывод учащиеся записывают в тетрадь)

- Решили ли вы задачу, сформулированную в начале урока?

(Учащиеся отвечают на вопрос)

Ⅵ. Домашнее задание.

«Обмен увидел свет в 1969 году. В эту пору автора порицали за воспроизведение «страшной тины мелочей», за то, что в его творчестве «нет просветляющей правды», за то, что в повестях Трифонова бродят духовные мертвецы, притворяющиеся живыми. Идеалов нет, человек измельчал и унижен, раздавлен жизнью и собственным ничтожеством».

– Выразите свое отношение к этим оценкам, ответив на вопросы:

-  Что  в  повести  выходит  на  первый  план  при  восприятии  ее  сейчас нами?

     -  Действительно ли у Трифонова нет идеалов?

-  Актуальны ли сейчас проблемы, поднятые автором?

В 1977 году на Литовской киностудии был создан фильм по мотивам повести «Обмен».

Слайд №13

Литература,  электронные ресурсы:

  1. Патера Т. Обзор творчества и анализ московских повестей Юрия Трифонова. Ардис. https://imwerden.de/pdf/patera_obzor_tvorchestva_i_analiz_moskovskykh_povestej_yuriya_trifonova_ardis_1983__ocr.pdf
  2. Русский язык и литература :  Литература. Базовый уровень. 11 кл. : в 2 ч. : учебник / Т.Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина и др. ; под. ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2018. – 253, [113 ] )
  3. Шитов А. Другая жизнь Ю. Трифонова. 2 ч. https://coollib.com/b/353692/read


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственно-философская проблематика «городской» прозы. Повесть Ю.В.Трифонова «Обмен» Урок литературы 11 класс Учитель: Кочанова Анжела Алексеевна ГБОУ школа №598 Приморского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Цель урока определить особенность произведения Ю. Трифонова . 4 знакомство с биографией и творчеством Юрия Валентиновича Трифонова; 1 анализ произведения из «московского» цикла – повесть «Обмен»; 2 3 обозначить круг проблем, поднятых автором. 5 сформировать представление о «городской» прозе ⅩⅩ века;

Слайд 3

Эпиграфы к уроку В человеке две бездны, учил Достоевский и он не выбирает между ними, но мечется, как маятник. Иосиф Бродский Испытание бытом, властная сила житейских обстоятельств и герой, так или иначе романтически им противостоящий… – сквозная и заглавная тема позднего Трифонова… Ю.М.Оклянский

Слайд 4

Юрий Валентинович Трифонов (1925-1981)

Слайд 5

Городская проза Городская проза – литературное направление, возникшее в 60-70-х годах ⅩⅩ века, где преобладают описание быта, какая-то домашняя повседневность, семейная жизнь, – обычная жизнь обычных людей в обычном городе.

Слайд 6

Конфликт в повести Дмитриевы Лукьяновы

Слайд 7

Характеристика главных героев повести

Слайд 8

Виктор Георгиевич Дмитриев «Мы с Ксеней ожидали, что из тебя получится что-то другое. Ничего страшного, разумеется, не произошло. Ты человек не скверный. Но и не удивительный». « олукьянивается » «Выглядел он неважно. Он как-то сразу сдал, посерел. Еще не старик, но уже пожилой, с обмякшими щечками дяденька. Я ведь помню его мальчишкой по павлиновским дачам. Тогда он был толстяком. Мы звали его « Витучный ».

Слайд 9

Лена Дмитриева «… вгрызалась в свои желания, как бульдог. Такая миловидная женщина-бульдог с короткой стрижкой соломенного цвета и всегда приятно загорелым, слегка смуглым лицом. Она не отпускала до тех пор, пока желания — прямо у неё в зубах — не превращались в плоть». «синие глаза ведьмы» «душевная неточность » « умение добиваться своего » « душевный дефект » «какая-то недоразвитость чувств » «что-то недочеловеческое ».

Слайд 10

Желания Лены Они обменяются квартирами и улучшат жилищные условия Дмитриев станет кандидатом Отношения с семьей Дмитриевых нормализуются

Слайд 11

Отношения Лены со свекровью Неприязнь Непонимание Вражда Раздражение Презрение К онфликт

Слайд 12

Смысл названия повести «Обмен» Обмен – сюжетный стержень повести (метафора). В повести совершается «обмен нравственный », череда предательств Мечте Любимой женщине Сестре, матери.

Слайд 13

Экранизация повести «Обмен» Литовская киностудия, 1977

Слайд 14

Литература Литература Юрий Трифонов. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 2. М: Художественная литература, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы 11класс по теме Проблематика повести В. Распутина "Прощание с Матёрой"

Данный урок был проведён в канун юбилея  писателя В.Распутина. Урок носил воспитательный характер....

Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".

Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...

Методическая разработка урока литературы "Историческая широта и масштабность шолоховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»"

Урок-процесс по теме: «Историческая широта и масштабность шоло­ховской прозы. Сборник М. Шолохова «Донские рассказы»  проводится на основе само­стоятельной работы. Задания для каждой груп...

Урок литературы в 5 классе "Проблематика романа Даниэля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо"

Предлагаю разработку урока литературы в 5 классе. На этом уроке были соединены  несколько видов искусства: литература, скульптура, кино, музыка. Современные ИКТ позволяют  на уроке учащимся...

Урок литературы в 11 классе Повесть Ю. Трифонова "Обмен"

Урок литературы в 11 классе Повесть Ю. Трифонова "Обмен"...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

Урок литературы в 7 классе "Проблематика повести "Дубровский" А.С.Пушкина

представлены ход урока и раздаточный материал к уроку литературы в 7 классе...