Педагогический проект «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»
методическая разработка по литературе (10, 11 класс)

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения литературы, интеграции предметов, внеурочной деятельности, научно-исследовательской работы.

На сегодняшний день в преподавании литературы в профессиональных училищах, лицеях, колледжах есть свои некоторые особенности, которые заключаются в ограниченном количестве учебных часов по программе, а так же в том, что все труднее становится увязать нравственные идеалы XIX века с современной действительностью. Ведь ни для кого не секрет, что в век информационно-компьютерных технологий, становится сложнее увлечь современного студента чтением художественных произведений. Сейчас, когда многое совершается в коммерческих целях, молодежь отдает предпочтение власти денег, силы, вседозволенности. А такие категории нравственности как милосердие, доброта, порядочность, справедливость, бескорыстие как-то забываются. В этой связи урок литературы сегодня должен приобретать ещё большую целеустремленность в формировании и развитии положительных качеств человека.

Исходя из сказанного, можно выделить проблему исследования: эффективно использовать занятия литературы, внеурочную деятельность и научно-исследовательскую работу по дисциплине в духовно-нравственном воспитании студентов.

Предмет исследования – литературное произведение как источник познания духовно-нравственного богатства человека.

Цель: создание литературно – образовательного пространства как фактора воспитания нравственных качеств личности посредством реализации данного проекта.

Практическая значимость заключается в том, что материалы, содержащиеся в проекте, могут использоваться в деятельности преподавателей русского языка и литературы средних профессиональных учебных заведений в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию студентов. Использование данного материала позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalacheva_lv.docx107.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Автор: Калачева Лира Владимировна, преподаватель русского языка и литературы

Якутск, 2019

Содержание

Вводная часть

3

Технология реализации проекта

5

Литература

8

Приложения


Вводная часть

Анализ проблем реальной жизни, современной социально-экономической ситуации показывает все большую значимость на сегодня приоритетность воспитания духовно-нравственной культуры личности. Нравственное воспитание - важнейшая задача всех общественных институтов, в учебных заведениях она приобретает особое значение, так как именно здесь закладываются основы духовного развития человека. Образование, подчеркивают исследователи, стало важнейшим фактором возрождения, сохранения и развития духовной культуры, самосознания народа (Е.В.Бондаревская, Т.И.Власова, А.С.Запесоцкий, Н.И.Селиванова, Ф.Т.Михайлов).

В воспитании духовно-нравственных качеств участвуют все дисциплины, но особенно большую роль играет литература, которая призвана не только приобщить студентов к богатствам отечественной и мировой литературы, развить у них способности восприятия и оценки явлений, художественно воплощенных в ней, но и воспитать эстетический вкус и гражданскую позицию.

Актуальность избранной темы исследования заключается в формировании и развитии у студентов общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для воспитания нравственно развитой и духовно богатой личности в процессе изучения литературы, интеграции предметов, внеурочной деятельности, научно-исследовательской работы.

На сегодняшний день в преподавании литературы в профессиональных училищах, лицеях, колледжах есть свои некоторые особенности, которые заключаются в ограниченном количестве учебных часов по программе, а так же в том, что все труднее становится увязать нравственные идеалы XIX века с современной действительностью. Ведь ни для кого не секрет, что в век информационно-компьютерных технологий, становится сложнее увлечь современного студента чтением художественных произведений. Сейчас, когда многое совершается в коммерческих целях, молодежь отдает предпочтение власти денег, силы, вседозволенности. А такие категории нравственности как милосердие, доброта, порядочность, справедливость, бескорыстие как-то забываются. В этой связи урок литературы сегодня должен приобретать ещё большую целеустремленность в формировании и развитии положительных качеств человека.

Исходя из сказанного, можно выделить проблему исследования: эффективно использовать занятия литературы, внеурочную деятельность и научно-исследовательскую работу по дисциплине в духовно-нравственном воспитании студентов.

Предмет исследования – литературное произведение как источник познания духовно-нравственного богатства человека.

Цель: создание литературно – образовательного пространства как фактора воспитания нравственных качеств личности посредством реализации данного проекта.

Практическая значимость заключается в том, что материалы, содержащиеся в проекте, могут использоваться в деятельности преподавателей русского языка и литературы средних профессиональных учебных заведений в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию студентов. Использование данного материала позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса в целом.

Предполагаемый результат: духовно развитый и высоконравственный специалист.

Значительный вклад в раскрытие духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы и культуры внесли работы таких учёных, как: Г.И. Беленький, В.Я. Коровина, Н.Я. Мещерякова и др. Психологические аспекты данной проблемы рассматриваются в трудах К.З.Агатуровой, В.И.Слободчикова, Д.Б.Эльконина и др. В методической литературе раскрываются взаимосвязи урочной, внеурочной и исследовательской работы (Е.Б.Евладова, В.И.Казеренков, З.А.Карчина и др.), представляющей интерес для преподавателей. Именно этим направлениям деятельности в средних профессиональных учебных заведениях уделяется большое внимание, чему посвящен наш проект.

Литературно-образовательное пространство – это сфера взаимодействия трех направлений: учебных занятий, внеаудиторной работы и исследовательской деятельности как единый процесс целенаправленного формирования нравственных качеств личности. В этом пространстве у студента формируются и развиваются:

  • целостное понимание мира;
  • прочные духовно-нравственные устои;
  • ясное представление о ценностях и смысле жизни;
  • позитивное отношение к обучению, духовному и интеллектуальному развитию;
  • навыки и умения участия в исследовательской деятельности.

Использование материала уроков литературы в духовно-нравственном воспитании возможно в различных направлениях. Во-первых, изучение литературных произведений сквозь призму нравственной проблематики и воспитательных задач. Во-вторых, проведение внеаудиторной работы разных форм. В-третьих, исследовательская деятельность, направленная на формирование нравственных качеств.

Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет формировать мировоззренческую позицию студента, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме (О.Г.Дробницкий). Необходимым условием в работе по духовно-нравственному воспитанию личности студентов является привлечение к ней кураторов групп, родителей, руководителей кружков, секций, организаций студенческого самоуправления и общественных.

Технология реализации проекта

«Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»

Учебные занятия.

Уроки по литературе позволяют решать задачи и эффективно организовать работу по духовно-нравственному воспитанию студентов при соблюдении следующих педагогических условий:

  • общение преподавателя и студента должно быть духовным, а потом на этой основе – деловым, учебным, творческим;
  • сочетание инновационных технологий с традиционными формами обучения при преподавании литературы создает духовную сферу человека;
  • межпредметные связи гуманитарных дисциплин раскрывают воспитательный и образовательный потенциал урока.

При изучении художественных произведений решаются следующие педагогические задачи:

  • подбор художественной литературы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей студентов;
  • развитие способностей обучаемых и воспитание грамотного читателя;
  • умение общаться и быть интересным собеседником.

Предполагаемый результат: интерес к классической литературе как источнику духовного богатства народа, неиссякаемой силы русского слога, красоты и богатства художественной речи способствует воспитанию гармонически развитой личности.

Внеаудиторная работа.

Внеаудиторная работа по литературе – это естественное продолжение учебных занятий, создающее специальные условия для воспитания молодежи. Задачи работы:

  • развивать творческую личность студента через систему мероприятий;
  • активизировать деятельность с целью создания для гармоничного развития личности, саморазвития и самореализации;
  • формировать у студентов мотивацию к познанию окружающего мира через искусство и литературу.

Условие реализации данных задач - воспитательная среда, в которой факторы внеаудиторной деятельности способствуют духовно-нравственному развитию, профессиональному росту студента, где он не объект воздействия педагогов, а активный участник творческой совместной деятельности.

Предполагаемый результат: развитие активности студентов, становление системы нравственных ценностей, воспитание творческой личности.

Исследовательская деятельность.

Исследовательская деятельность расширяет кругозор, вырабатывает навыки самостоятельной работы, формирует личность. Задачи:

  • анализировать произведения различных стилей и жанров, созданных писателями-классиками и современниками;
  • прививать навыки поисковой работы, умение анализировать и обобщать;
  • развивать творческие способности студентов.

Условия, необходимые для претворения этих задач – создание творческой атмосферы, сотрудничества; формирование у студентов мотивации к познанию, самовыражению.

Предполагаемый результат: творческая работа с элементами исследования, создание студенческих проектов, презентаций, докладов и т.д.

Этапы реализации проекта:

I этап – диагностика уровня литературного образования студентов и обучение;

II этап – реализация комплексной программы (чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов по ним и сравнительный анализ, использование картин живописи, музыки);

III этап – самостоятельная работа студента – участие в научно-практических конференциях колледжного, республиканского и всероссийского уровня.

Таким образом, реализация данного педагогического проекта позволит более глубокому восприятию литературных произведений, воспитанию художественного, эстетического вкуса, духовно-нравственных качеств студента при недостаточном количестве часов, предусмотренных учебной программой по дисциплине и в условиях преобладания компьютеризации.


Литература

  1. Донченко Л.М. из опыта использования идей святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании старшеклассника. – Межвузовский сборник научных трудов № 1 «Школа: история, современность». – Липецк: ЛГПУ, 2005. - 219 с., с. 113 – 116.
  2. Набиулина Н.Г. Духовно-нравственные ценностные ориентации как основа становления личности // Экология образования. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: БИСТ (филиал) АТиСО, 2006. – С.63-65.
  3. Петрова Н.Г. Ценностные аспекты духовно-нравственного воспитания молодежи // Аксиологические основы педагогического образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ульяновск: УГПУ, 2004. – C.35-37.

4.Романичева Е.С. Методологические аспекты методики преподавания литературы как науки и школьное литературное образование // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып.3. В 2 т. – М.: МГПИ, 2004. с.142146.

5. Романичева Е.С. Обучение пониманию художественного текста как методическая проблема // Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании. Вып.5. Т.1 – М.: МГПИ, 2006. с.80-87.

6. Бережная И.Д. Литература. Уроки-исследования. 9-11 классы. Изд.»Учитель», г.Волгоград, 2008 г.

7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2006 г.


Приложение 1

Сценарий литературного вечера «Нет ничего превыше слова – Мать!»
(Образ женщины-матери в искусстве)

На экране « Нет ничего превыше слова – Мать!» (слайд №1)

Звучит музыка. Выходят ведущие.

Ведущий 1:

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках!

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

От любой напасти заклиная

Ей-то уж добра не занимать!

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Свет любви ей издревле завещан,

Так вот и стоит она в веках-

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

Ведущий 2:

Все на свете метится следами,

Сколько б ты не вышагал путей,

Яблоня украшена плодами,

Женщина - судьбой своих детей.

Пусть ей вечно солнце рукоплещет,

Так она и будет жить в веках-

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках.

Ведущий 1:

Добрый день, уважаемые гости и преподаватели, дорогие студенты! Вновь приветствуем вас в нашей литературной гостиной. Сегодня встречу проведем мы – ведущие.

Ведущий 2:

Самое прекрасное слово на земле - мама. На всех языках оно звучит одинаково нежно, ласково, светло и значительно.

Ведущий 1:

Ийэ!

Ведущий 2:

Мама!

Ведущий 1:

Mother!

Ведущий 2:

Mutter!

Ведущий 1:

Образ женщины-матери вдохновляет поэтов, художников, музыкантов на все времена.

Ведущий 2:

У нас в гостях:

- редактор студии «Сэргэлээх» Национальной вещательной компании Республики Саха (Якутия), отличник образования, отличник телевидения и радиовещания Республики Саха (Якутия) Лена Петровна Керемясова.

Ведущий 1: ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) Петрова Елена Иннокентьевна.

Ведущий 2: студенты Якутского колледжа культуры и искусства Матросова Лена, Татаринова Анна и Федорова Софья.

Ведущий 1:

Есть особые произведения в живописи. Давайте вглядимся в картину «Сикстинская Мадонна» (слайд №2).

Ведущий 2:

Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках, легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы. Мария должна отдать им своего сына – маленького Христа на страдание и муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Ведущий 1: Внизу картины находятся два прекрасных, божественных ангелочка. В Богоматери, идущие по небесам, неприметно никакого движения. Но чем больше смотришь на нее кажется, что она приближается. В ней мы видим спокойствие, чистоту, величие.

Ведущий 2: Она поддерживает младенца. Но руки ее смиренны и свободно служат ему престолом. И он как царь Земли Неба сидит на престоле. Рафаэль славит величие женщины, способный во имя высшего долга пойти на жертву. Мария идеал материнства. Художник воспевает женскую красоту, женственность, нежность, самоутвержденность.

Ведущий 1: Слово предоставляется Петровой Елене Иннокентьевне, ведущему научному сотруднику национального художественного музея Республики Саха (Якутия)

Ведущий 2: В поэзии облик матери наделен самыми светлыми чертами: она хранительница семейного очага, верная жена, защитница своих детей (слайды на тему «Мать»).

(Чтецы: Чукрова Мириана - Б 08 2, Иванова Валерия – Б 08 2, Сысолятин Федя – ТОП 08, Шадрина Кунэйэ - Б-08-1, Слепцов Степа – Б-08-1, Необутова Маша – Б-08-1, Афанасьев Юра - БН – 08, Юрченко Оля – Т-08, Курчатова Настя – Б-08-1).

Ведущий 1: (интервью с Керемясовой Л.П., редактором студии «Сэргэлээх» НВК «Саха»).

Ведущий 2: Образ самого близкого, родного человека вдохновляет на создание прекрасных песен и мелодий. О популярном мелодисте, ведущем музыкальной программы республиканского радио Владимире Петровиче Корякине – Индигирском расскажут студенты Якутского колледжа культуры и искусства.

Ведущий 1: Народная мудрость гласит… При солнце тепло, а при матери добро. Мать кормит детей, как земля людей. Нет лучше дружка, чем родная матушка. А как живем мы? Что нас волнует и радует? Расскажем о своей маме… (слайд «отрывки из сочинений»)

Ведущий 2: Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать. М. Джалиль. Сегодняшнее мероприятие посвящаем Дню матери, который отмечается в России 30 ноября. (слайд №1).

Ведущий 1: Восславим Женщину-Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир. Все прекрасное в человеке – от лучей солнца и от молока Матери, вот, что насыщает нас любовью к жизни. М. Горький.


Приложение 2

Сценарий вечера

«В человеке все должно быть прекрасно …»,

посвященного 150-летию со дня рождения А.П. Чехова

Ведущий 1: - «…Чехов… один из лучших друзей России, друг умный, беспристрастный, правдивый, - друг, любящий её, сострадающий ей во всем, и Россия… долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям…». Максим Горький

Ведущий 2: Антон Павлович Чехов – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца. Формированию всесторонне развитой, талантливой и одаренной личности будущего писателя способствовало прекрасное образование, воспитание, желание изменить жизнь в лучшую сторону.

Медицина не стала его призванием, Благодаря чему русская литература приобрела тонкого, проникновенного писателя, драматурга с тонким юмором, своеобразным пониманием жизни.

Рассказы Чехова были впервые изданы книгой «Сказки Мельпомены» в 1884 году. На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Льва Толстого.

Ведущий 1: Такие известные произведения Чехова как: «В ссылке», «Палата № 6» отражают его впечатления о поездке на остров Сахалин.

Чехов известен как драматург, написавший бессмертные пьесы «Вишневый сад», «Три сестры», «Чайка», «Дядя Ваня», которые по сей день идут в театрах всего мира.

Ведущий 2: Напряженная работа Чехова над искусством слова сопровождалась всю жизнь не менее напряженным трудом самовоспитания.

Мой любимый писатель Чехов (на английском языке):

The world is rich in remarkable authors, but I think that Anton Pavlovich Chekhov was one of the greatest authorities. He is my favourite writer. In my opinion, he is the greatest Russian dramatist and short-story writer. I’m never tired of reading and rereading his plays and humorous stories. (слайды о Чехове и его произведениях).

Ведущий 1: Малый художественный академический театр, основанный великими Станиславским и Немировичем-Данченко, постиг тайну «чеховской драмы», с триумфом поставив «Чайку». Эта постановка ознаменовала рождение нового театра и появление эмблемы чайки на его занавесе.

Ведущий 2: Сегодня у нас в гостях актеры академического русского драматического театра им. А.С. Пушкина: _____________________________. (отрывок из пьесы…………………….)

Ведущий 1: Красота – это не жаждущие уста и не пустая протянутая рука, но пламенное сердце и очарованная душа. Это не образ, что вам хотелось бы видеть, и не песня, что вам хотелось бы слышать, но образ, который вы видите, даже если сомкнете глаза, и песня, которую вы слышите, даже если закроете уши. Демонстрация слайдов.

Вальс в исполнении студентов ( Демонстрация слайдов).

Ведущий 2: Любовь всегда судит о людях с хорошей стороны, она удалена от злых умыслов, коварства и клеветы. Она извиняет слабости и старается укрепить человека в его силах. Она старается сделать добро каждому, всем прощает и всем служит. Она никогда не отказывается дать доброе наставление и всегда готова помочь примирить несогласие, охотнее претерпевает, нежели мстит, далека от присвоения чужого. Она всегда свободна и усердна к добру, постоянно удаляясь от зла.

Сцены из произведений писателей-классиков о любви

 (Шекспир «Ромео и Джульетта», на английском языке: Юрченко Оля

Пушкин. «Письмо Татьяны к Онегину»: Игнатова Юлия

Письма Чехова к О.Книппер: Чирков Саша)

Ведущий 1: Нравственный человек много делает ради своих друзей и ради отечества, даже если бы ему при этом пришлось потерять жизнь. Аристотель

Ведущий 2: Совершенство нравов в том, чтобы проводить каждый день так, как если б он должен был быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства. Марк Аврелий.

Ведущий 1: Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь. Апулей

Ведущий 2: Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение. Лессинг

Стихи на русском и английском языках о красоте человеческой души.

(Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка». Павлов Гаврил

J.Byron. She walks in beauty. ???

Песня «Beautiful»: Курчатова Настя.)

Ведущий 1: Не всегда хорошо то, что красиво. И это я говорю для тех живописцев, которые так влюблены в красоту красок, что с большим сожалением придают им самые слабые и почти неощутимые тени, недооценивая их рельефности. В этой ошибке они подобны тем, кто употребляет красивые, но ничего не говорящие слова. Леонардо да Винчи.

Ведущий 2: Слово художнику __________________________

Ведущий 1: Стремление вперед — вот цель жизни. Пусть же вся жизнь будет стремлением, и тогда в ней будут высоко прекрасные черты. М.Горький

Ведущий 2: Среди нас есть те, кем мы можем гордиться, кто придерживается позиции активной, целеустремленной, развитой личности в наше время, кто старается узнать больше нового, позитивного, полезного. (Курчатова Настя - участник и дипломант всероссийской научно практичной конференции «Интеллектуальное возрождение» в г.Санкт-Петербург, Захаров Игорь, Карманилова Анжелика - призер профессиональных конкурсов)

Ведущий 1: В феврале следующего года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского писателя Антона Павловича Чехова, чье творчество – призыв к духовному развитию, раскрепощению и самосовершенствованию.

Ведущий 2: По сей день ценны слова писателя, обращенные к современнику: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…»


Приложение 3

Сценарий литературного вечера

«Мин аатым ааттаныа, мин ырыам ылланыа»

Звучит музыка. Выступление студентов колледжа культуры и искусств.

Ведущий 1 Үтүө күнүнэн күндү студеннар, учууталлар уонна ыҥырыылаах ыалдьыттар!

Ведущий 2 Добрый день, уважаемые гости, преподаватели и студенты!

Ведущий 1 Сэтинньи 11 күнүгэр саха биллиилээх суруйааччыта, поэта, драматура, учуонайа, общественнай уонна политическай деятелэ Платон Алексеевич Ойуунускай 120 сааһын туолла. Бу улахан датаны республика общественнаһа киэҥник бэлиэтээтэ. Ол курдук дойдудугар Тааттаҕа киниэхэ аналлаах ыһыах тэрилиннэ, Дьокуускай куоракка төрөөбүт күнүгэр аатын сүгэр Саха театрыгар кини олоҕун, үлэтин өйдөөн-санаан аастылар.

Ведущий 2 Платон Алексеевич Ойунский – выдающийся сын якутского народа, основоположник якутской советской литературы. Сегодня мы отдаем дань памяти его великим творениям и бескорыстному служению своей Родине.

Ведущий 1

Үс саха төрүөҕэр

Үөрүүлээх күнүгэр

Мин аатым ааттаныа

Мин ырыам ылланыа.

Ведущий 2 Родина Ойунского – благодатная Таттинская земля, воспитавшая талантливых, одаренных от природы людей, которые поистину стали гордостью всего народа Саха.

Ведущий 1 Талыы талба Таатта хонуутугар киhи киэнэ килбиэннээхтэрэ, дьон киэнэ үтүөлэрэ үүнэн-үөскээн, ситэн-хотон, үүнэн-сайдан Сахабыт сирин үгүс үйэлэргэ аатырда тураллар. Ол курдук үс реалист-суруйааччы: Алексей Алексеевич Кулаковскай (Өксөкүлээх Өлөксөй), Николай Денисович Неустроев, Анемподист Иванович Софронов, суруйааччылар Николай Егорович Мординов (Амма Аччыгыйа), Дмитрий Кононович Сивцев (Суорун Омоллоон), наука доктора, профессор Авксентий Егорович Мординов уонна да атыттар.

(Выступление. Рассказ об истоках писателя. Никитина Роза студентка гр.БН-11)

Ведущий 2 После потери отца, кормильца, семья испытывала крайнюю нужду. Маленькому Платону приходилось самому добывать пищу. Он с детства был хорошим сказителем, рассказчиком, которому были рады в каждом балагане. Об этом безрадостном периоде жизни Ойунский поведал в автобиографическом рассказе.

(Монолог «Оҕо куйуурдуу турара», ааҕар Сергей Афанасьев Т-12 группа студена)

Ведущий 2 Сегодня у нас в гостях прямой потомок великого писателя Слепцова Елена Васильевна – поэтесса, прозаик, член Союза писателей России.

(Выступление Е.В. Слепцовой-Куорсуннаах)

Ведущий 1. Елена Васильевнаҕа бyгyн биhиги биэчэрбитигэр ыалдьыттаабытыгар махтанан туран бу сэмэй сибэкки дьөрбөтүн туттарарбытыгар көҥүллээҥ.

Ведущий 2 С первых дней февральской революции П.А. Ойунский под руководством большевиков принимает активное участие в общественной и политической жизни Якутии. Он стал одним из главных инициаторов образования у якутов государственности в форме автономии.

(Выступление «П.А. Ойунский – политический и государственный деятель», Кирсанов Е.)

Ведущий 2 Особое место в творчестве Ойунского занимают драматические произведения, в которых разрабатывалась тематика фольклора, они содержали светлый юмор, отражали народную смекалку, социальные и философские проблемы.

(Выступление «П.А.Ойунский – драматург, ученый-лингвист», ст. гр. БН-12-1 Аскерова Лейла).

Ведущий 2 Сегодня в нашем мероприятии принимает участие актер Театра юного зрителя Федот Львов. Монолог из драмы “Красный шаман”.

Ведущий1 Мы благодарим нашего гостя за выступление и желаем дальнейших успехов в творчестве и интересных ролей.

Ведущий 1 Былатыан Ойуунускай ийэ тылын сүмэтин иҥэриммит илбистээх тыллаах талааннах суруйааччы: поэт, кэпсээнньит, драматург, фольклорист, тылбаасчыт. Литература ити салааларыгар саха тылынан саҥа олоҕу уруйдаабыта, искусство уус-уран ньыматынан саха норуотугар саҥа олоҕу, өйү санааны тарҕаппыта.

Ведущий 2 Платон Алексеевич Ойунский был истинно талантливым поэтом - мастером лирического стиха, прозаиком, драматургом, благодаря ему немецкий поэт Гёте, великий Пушкин, Гоголь, Максим Горький заговорили на якутском языке. Ойунский – певец революции и создатель новой якутской поэзии, который принес в неё политически актуальную и идейно насыщенную тематику.

(Выступление 2. «Ойуунускай – бөдөҥ поэт уонна прозаик». Гр. Б-11 Нюргуяна Юдина)

(Выступление чтецов «Правдой пронизанные строки…»)

Ведущий 2. Писатель большого многогранного таланта, Ойунский, оказал огромное влияние на все последующее развитие якутской литературы, подавляющее большинство якутских писателей 20-40-х годов являются его учениками. Имя Ойунского – крупного писателя, ученого-лингвиста и литературоведа, политического деятеля – навсегда останется в памяти народа.

Ведущий 1 Улуу суруйаччы санаабыт санаата, туруорсубут дьыалата олоххо киирэр. Сахабыт сирэ бүгүн чэлгийэ сайдар - инникигэ эрэллээх, үрдүккэ тардыhыылаах.

Барҕа баай быйаҥнаах кыраайбыт

Киэҥ сырдык аартыгын аhыахпыт.

Көҥүлүн күөрэччи тутаммыт,

Самныбат саргытын айыахпыт.

Тапталлаах Сахабыт дойдута,

Чэчирии, чэлгийэ, үүнэ тур!

Доҕордуу эйэлээх норуота,

Үйэттэн үйэҕэ туругур!


Приложение 4

Сценарий устного журнала

 «Наш Залог – времен связующая нить»,

посвященного 380-летию образования города Якутска

Звучит песня С.Прачева «Над Туймаадой звенит колокольная дрожь...»

Өлүөнэ эбэкэм үргүөрүн үрдүгэр,

Кэрискэ бырааным кэрдиитин иһигэр,

Тунаарар Туймаадам таманын киинигэр,

Туругуран тураҕын, Дьокуускай куоратым!

Күннэри-түүннэри эн үрдээн, тэнийэн,

Эн тутууҥ, собуотуҥ тыаһынан ньиргийэн,

Күлүмэх күүскүнэн өрүтэ күүрэҥҥин,

Күлүмнүү тураҕын Дьокуускай куоратым! (текст за кадром)

I ведущий: Добрый день, уважаемые гости, преподаватели, студенты! В этот торжественный день разрешите поздравить вас с юбилеем родного города. В обширном пространстве Сибири города возникали, складывались и росли, как показали исследования историков и архитекторов, не стихийно. Возведение новых городов, в том числе и Якутска, было делом государственным.

II ведущий: В 1632 году основатель города Петр Бекетов доложил: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа Русси и указу поставил я с служилыми людьми на Лене реке острог…»

I ведущий: Это важное событие стало днем основания города Якутска. Как вы знаете, столица издавна делится на районы по месту жительства горожан. Сайсары, Рабочий городок, поселок Геологов, аэропорт, 17 квартал и микрорайон Залог, где расположен наш колледж.

II ведущий:         Долгуйар Күөх хонуу

                Куораппын угуттуу

                Нэлэмэн күөҕүнэн

                Ыраахтан ыраахха тайана

                Сытаҕын хочону киэргэтэ –

                Туймаадам биир кэрэ көстүүтэ.

Музыка.

I ведущий: Открываем первую страницу устного журнала «Наш Залог – времен связующая нить». Эту страницу мы назвали «Последний заповедник старины». Для каждого поколения прошлое – основание его жизни, фундамент для строительства будущего. Мы тоже звено неразрывной цепи поколений. Без наших родителей, дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, без длинной череды предков не было бы нас и нашей сегодняшней жизни.

Айсен Дойду, отрывок из стихотворения «Поэма о старом Якутске», читает студентка группы Т-10 Васильева Алина.

II ведущий: У нас в гостях заведующая сектором обслуживания библиотеки «Мир приключений» Туяра Николаевна Готовцева (20 мин.)

Музыка.

I ведущий: Следующая страница «Залог сегодня: достопримечательности района». Одним из важных исторических мест является Богородицкая церковь, на территории которой расположена духовная семинария.

II ведущий: Сияют купола церквей,

 Колокола звонят литые

 И над Туймаадою моей

 Разносят звуки золотые.

О своем учебном заведении расскажет семинарист…(7 мин.)

I ведущий: Следующим духовным центром района Залог является Дом Арчы.

Выступление Юдиной Нюргуяны, студентки группы Б-11: (5 мин.)

Арчы дьиэтэ - саха омугун духуобунай култууратын өрө тутуу, кини ураты суолтатын билинии дьиҥнээх туоһута. Бу архитектура өттүнэн ураты көстүүлээх мас тутуу Дьокуускайга 2002 сыллаахха куорат салалтатын өйөбүлүнэн тутуллан үлэҕэ киирбитэ. Бу тутуу тас эрэ көстүүтүнэн буолбакка, баай ис хоһоонунан куорат олохтоохторун болҕомтотун тардар, араас республиканскай тэрээһиннэр манна ыытыллалллар, атын дойдулартан ыалдьыттар кэлэн саха омугун дириҥ ис хоһооннооох култууратын, абыычайдарын кытта билсиһэллэр.

Маны сэргэ Арчы дьиэтигэр араас хайысхалаах түмсүүлэр үлэлииллэр. Ол курдук, сиэр-туом, уруу алгыстарын сэргэ, уус-уран куруһуоктар: «Далбар хотун» дьахталлар народнай ансамбыллара, «Өрөгөй» эр дьон вокальнай ансамбла, «Оһуохай» түмсүү, прикладной искусство көрүҥэ - «Сиэл сэһэнэ», булду таптааччыларга «Байанай», аҕам саастаахтарга «Доруобуйа» кулууптар таһаарыылаахтык үлэлииллэр. Өскөтүн эн Таҥха диэн тугун билиэххин баҕарар буоллаххына, эмиэ Арчы дьиэтигэр тохсунньу ыйга кэлэ сылдьыаххын сөп.

Манна араас сахалыы оонньуулар, сэрибиэйдэр, билгэлэр ыытыллаллар, норуот эмчиттэрэ, көрбүөччүлэр сүбэлэрин амаларын биэрэллэр. Детсад оҕотуттан саҕалаан улахан дьоҥҥо тиийэ ийэ тылбыт сайдыытыгар аналлаах «Уран тыл» конкурс, олоҥхоһуттар күрэхтэһиилэрэ сыл аайы ыытыллаллар. Улуустар күннэрин чэрчитинэн улахан, баай ис хоһоонноох быыстапкалар, концертар, көрсүһүүлэр буолаллар. Саҥа кинигэ сүрэхтэниитэ, мелодистар айар киэһэлэрэ элбэх ыалдьыттары түмэр. Хас чэппиэр аайы эдэр ыччаккка анаан тематическай биэчэрдэр тэриллэллэр. Дириэктэринэн Валентина Ивановна Бочонина айымньылаахтык үлэлиир. Аам-даам ахсынньы ый ортотугар Арчы дьиэтэ бэйэтин 10 сыллаах үбүлүөйүн үрдүк таһымңа бэлиэтиэҕэ.

«Приветственный танец» в исполнении студентов колледжа культуры и искусств.

I ведущий: Кинотеатр «Лена» - один из излюбленных мест отдыха горожан. С историей кинотеатра, будущими планами, репертуаром ознакомят Ким Елена Борисовна, руководитель кадровой службы и Шаталова Юлия Олеговна, специалист по работе с фильмами (7 мин).

I ведущий: В Залоге расположены учебные заведения республики: средняя общеобразовательная школа №3, Якутский гуманитарный лицей, Якутский экономико-правовой институт, Якутский технологический техникум сервиса, Якутский торгово-экономический колледж потребительской кооперации, наш учредитель - Союз потребительских обществ «Холбос».

Музыка.

II ведущий: Следующая страница – «Развивающийся Залог».

                На Зеленый луг в изумрудье трав выйду

                В небе голубом жаворонка песнь слышу

                Как прекрасный стерх предо мной – мой город,

                Древний и седой, вечно ты, Якутск, молодой!

I ведущий: Залог развивается в ногу со временем. Появляются новые объекты, как культурно-досуговый центр «Европа Клуб», отвечающий современным требованиям горожан. Российские звезды эстрады и шоу-бизнеса, парад невест журнала «Космополитен», тематические вечера - неполный перечень деятельности клуба «Европа». Сегодня в гостях Зырянов Василий … (7 мин.)

II ведущий: Перед вами карта нашего района, где отмечены основные изменения в развитии инфраструктуры Залога. Основное внимание уделено территории Дома Арчы. Здесь по утверждению главного специалиста отдела архитектуры и градостроительства мэрии города Владислава Гаврильевича Яковлева будет построен Старый город 2 с сохранением стиля, также самих старинных домов купцов, мастеров деревянного зодчества. Предполагается улучшение и облагораживание местности, где расположена духовная семинария и Богородицкая церковь. Предпочтение дальнейшему расширению Залога отдается частному сектору, малому предпринимательству и строительству жилого комплекса с социальными объектами.

I ведущий: Дорогие друзья, мы надеемся, что вы сегодня узнали много нового, интересного, увлекательного об истории старейшего района города Якутска, расположенного на живописном месте Зеленого луга и Теплого озера с необычным названием – Залог. Ведь не зная свою историю, человек не может создавать будущее. А все, что мы сможем сделать в жизни, мы передадим своим детям и внукам. Значит, мы тоже часть истории, потому что историю творят люди, преобразуя мир и самих себя.

Уважаемые участники сегодняшнего мероприятия, мы рады поздравить вас с днем рождения родного города, столицы северного края необъятной России.

Стихотворение А.Михайлова «Якутску» (Сергучев Афанасий, студент группы ОДЛ-12).

II ведущий: Благодарим всех за внимание, до новых встреч!

Приложение 4 Первый студент: Настал Век ХХI, что изменилось?

На сцену выбегает растерянный абитуриент. Он должен в одежде отличаться от остальных.

Растерянный абитуриент:

У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Первый студент: Все специальности хороши,

                  Они у нас в ЯТЭК ПК.

                  Намотай себе на ус

                   Выбирай себе на вкус!

Второй студент: Хочу считать и рассчитывать, зарплаты начислять!

Из боковой шеренги студентов выходит парень в костюме и очках, в кармане калькулятор.

В кармане калькулятор: Ребята, я бухгалтер могу налоги отсчитать и зарплату посчитать! Работаю по новой системе. Да здравствует 1С Бухгалтерия!

Начинает играть песня «Милый мой бухгалтер» группы «Комбинация». Певица должна быть в одежде, символизирующей ХХ век, костюме «стиляги». Студенты в футболках бухгалтеров танцуют, что-нибудь современное.

Третий студент: У нас у технологов есть и свои мегапроекты: «Предпринимательская деревня», «Карьера в России», «WorldSkills». Если по-простому: вкусная и полезная еда всем важна! Вкусная еда – она всем без исключения нужна!

Четвертый студент: Я шеф-поваром хочу стать, пусть меня научат!

Начинается танец маленьких поварят (в форме поваров).

Пятый студент: Поварам то хорошо, а логистам лучше! Я б в логистику пошел, пусть меня научат!

Первый студент: Суть логистики такая:  нужный товар, нужного количества, нужного качества, в нужное место, в нужное время при минимальных затратах!

Танец «Лабиринт». Студенты в футболках цвета логистов танцуют.

Снова начинается хождение по сцене, вдруг все замирают.

Все вместе: Поступай в ЯТЭК ПК – специальность выбирай!

Хождение продолжается, снова замирают.

Все вместе: Бухгалтеры здесь?

В зале встают ребята с цветным листочком и размахивают им.

Хождение продолжается, снова замирают.

Все вместе: Технологи здесь?

В зале встают ребята с цветным листочком и размахивают им.

Хождение продолжается, снова замирают.

Все вместе: Логисты где вы?

В зале встают ребята с цветным листочком и размахивают им.

Хождение продолжается, ребята отходят назад, в середине остается только ведущий и еще один.

Ведущий: В кооперации – наша сила, мы едины порывом молодости, красоты и креативности!

Ребята все вместе делают одинаковые танцевальные движения. И появляется чтец, который зачитывает стих В.В. Маяковского.

Еще один: Светить всегда,

                  светить везде,

                  до дней последних донца,

                  светить –

                  и никаких гвоздей!

                  Вот лозунг мой –

                  И солнца!

На последней строчке, читающего стихи поднимают на руки. Занавес.

(Выступление студентов по данному сценарию заняло I место на Республиканском смотре агитбригад среди студентов ССУЗ в 2014 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

«Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств личности»

Человек XXI века в лавине обрушивающейся на него информации, в напряженном режиме жизни часто забывает заглянуть в собственную душу, отходит от тех нравственных и моральных устоев, которые он постигал...

Родительское собрание на тему"«Единство семьи и школы в воспитании нравственных качеств личности».

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитания дет...

Воспитание нравственных качеств личности через организацию досуговой деятельности/из опыта работы

Работа по нравственному воспитанию может быть полезна воспитателям, классным руководителям.   В приложениях даны разработки занятий "Делать добро спешите", "Совесть",...

Педагогический проект "Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности"

АННОТАЦИЯ к педагогическому проекту «Литературно-образовательное пространство как фактор воспитания нравственных качеств личности»   Авторы: Калачева Лира Владимировна, Попова Айталина Прокопь...

Воспитание нравственных качеств личности на уроках биологии и во внеклассной деятельности (кустовое методическое объединение)

Биология - наука о жизни. Ее изучение способствует осознанию школьниками того, что сохранение биосферы - непременное условие не только существования, но и развития человечества. Биологическое об...

«Самосовершенствование личности. Воспитание нравственных качеств личности подростка через самопознание и саморазвитие»

Одно из примечательных явлений подросткового возраста — начало процесса сознательного нравственного и эстетического самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на собстве...