"Свеча горела..." (поэтический вечер по поэзии Пастернака)
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Поэтический вечерв 11 классе  к 130 со дня рождения Бориса Пастернака.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поэтический вечер «Свеча горела…» (По поэзии Б.Пастернака)

1.Столы расставлены буквой П. На первом столе на скатерти в подсвечнике зажженная свеча. Стихотворение «Зимняя ночь».

2.Слово о Пастернаке. На доске портрет Пастернака и приколоты листы юбилейной «Литературной газеты» газеты «Век Пастернака» за февраль 1990 года.

Вот такой метелью, яростной, всеохватывающей, жизнеутверждающей, явилась революция для Бориса Леонидовича Пастернака. Сын известного художника и одаренной пианистки, выросший в атмосфере искусства, Пастернак не мог по-иному оценить её. Ведь он был не просто поэтом. Ещё гимназистом, а затем студентом он прошел предметы композиторского факультета консерватории, его композиторские опыты одобрял даже сам Скрябин. В 1913 году Пастернак закончил философское отделение историко-филологического факультета МГУ. Он входит в объединение «Центрифуга», который примыкало к движению футуристов. В 1913 г. Он уже печатался, а в 1914 вышел его первый сборник «Близнец в тучах», в 1917 второй - «Поверх барьеров» и  третий «Сестра моя, жизнь»,

Все, кто знали Пастернака, помнят густой, густой гудящий звук его голоса, его раскатистый, протяжный старомосковский «а», «о», «у», ошеломляюще пылкие его повествования. Весь его облик – смуглое лицо с огромными лучистыми глазами, открытость и доброта, пылкость и впечатлительность, непосредственность его реакции необычайно выделяли его, сразу являя перед вами поэта.

Существовала какая-то глубинная связь между обликом, психологическим складом этого человека и характером его стихов. С первых шагов в поэзии он обнаружил особый почерк, особый строй художественных средств и приемов. К стихам Пастернака надо было привыкнуть, надо было в них вживаться. Многое в них ошеломляло, ставило в тупик. Они были чрезмерно насыщены метафорами. Самая обычная картина рисовалась под совершенно неожиданным углом. Прерывистые, взбудораженные, как бы задыхающиеся строфы, льющиеся большими интонационными периодами, было трудно читать. Иногда он даже не называет предмет повествования, давая ему лишь множество определений, Пастернак ставит перед собой цель уловить и передать в стихах подлинность настроения, захватить событие врасплох, описать его со многих концов сразу.  

3.Стихотворение «Весенний дождь».

4.Синтаксис его стихов свободный. Лирический напор, динамика, порывистость, «строчки рвутся и не могут улечься, как стальные прутья, набегают друг на друга, как выгоны внезапно заторможенного поезда».

Стихотворение «Гроза, моментальная навек».

5.Лучшие стихи Пастернака из ранних его книг несут на себе отблеск редкостной проникновенности, озаренности. С чувством художественной радости ощущаешь и узкие свистки парохода, близ набережной, , и «тяжесть запонок» у капель, «намокшую воробышком сиреневую ветвь». На всю жизнь запоминаются строки о том, «синее оперенья сверкал над Камою рассвет», или как «сыплет жуками сонный сад» и «как со мной, с моей свечою миры расцветшие висят».

Поэзия Пастернака в равной степени живописна и музыкальна. Зоркий глаз поэта улавливает сходство грачей с обугленными грушам и в сумеречном нелюдимом дыме у трубы на крыше видит фигуру филина, а в другом стихотворении «дым на трескучем морозе сравнивает с известным изваянием Лаокоона. Мрак, клубящийся в лесу, напоминает темные углы и приделы церковных кафедральных соборов – поэтому мрак он называет кафедральным, а ветряную мельницу «Костлявой», возду «криками изрыт», Музыкальность Пастернака особенно зрима в его ранних стихах. В них явные аллитерации – подбор звуков, создающих запоминающийся звуковой образ из звуков П. Р и А.

Что почек, что клейких заплывших огарков

Налеплено к веткам. Затеплен апрель.

Возмущенностью тянет из парков,

И реплики леса окрепли.

Лес стянут по горло петлею пернатых

Гортаней, как буйвол арканом,

И стонет в сетях, как стеной в сонатах

Стальной гладиатор органа.

6.У Пастернака много стихов о природе. Удивление перед божьим миром не оставляло Пастернака до самой кончины. Почти четверть века прожил он в подмосковном селе Переделкино, воспев его зазимки и снегопады, весенние ручьи и ранние поезда. Стихи Пастернака не знают деления природы на живую и неживую. Пейзаж и автор действуют ка бы заодно, и часто не поэт рассказывает о дождях и рассветах, а они сами ведут речь о поэте.

Отростки ливня грязнут в гроздьях,

И долго-долго, до зари,

Кропают с кровель свой акростих,

Пуская в рифму пузыри.

Дождик «топчется у порога, скорее забывчивый, чем робкий», другой дождь, вероятно, прямой и ярый, «ходит по просеке, как землемер и метчик», гроза чем-то угрожая - ломится в ворота, а «дом упасть боится» вместе с ослабевшим, выписавшимся из больницы человеком, чей синий узелок в руках окрашивает синью весь воздух. Именно Пастернак сказал нам о сокровенной ценности всего живого:

И через дорогу нельзя пройти,

Не топча мирозданья.

7. Пастернак говорит, что поэзия валяется в траве под ногами, так что надо только нагнуться, чтобы её увидеть и подобрать с земли. Он мог с великим мастерством и пристальностью нарисовать мельчайшие приметы осеннего сада, пропев настоящий гимн деталям, замечая и сурьму листьев рябины, на коврике за дверьми, и страдающие губы обреченных на гибель астр. Это все жизнь.

Не знаю, решена ль

Загадка зги загробной,

Но жизнь, как тишина

Осенняя – подробна.

Жизнь подробна, но может промелькнуть и ярким метеором. Он же, Пастернак, написал стихотворение «Ночь», где всем корпусом на тучу ложится тень крыла», где «в пространствах беспредельных горят материки», Работа летчика, ушедшего в облака, послужила поводом, что в легких летучих строках воплотить свои мысли о пожизненном труде человека, о его мечтах, о его слитности с эпохой. И все это с ощущением вселенной, на фоне озираемой с большой высоты городов, мансард, вокзалов, котельных.

8. Стихотворение «Ночь».

9.У Пастернака нет отдельных стихов о революции, но его стихи пропитаны ей. Стихотворение «Кремль в буран» 1918 года рисует образ красного московского кремля как символ новой жизни, как корабль, безудержно несущийся в будущее. Линия этого стихотворения была в поэзии Пастернака магистральной. Повествование придало стихам особую требовательность. Своей свежестью, богатством чувств и красок, оптимистичностью оно выражало цвет времени. В 1925 году П. написал поэму «Девятьсот пятый год», в 1927 «Лейтенант Шмидт», в 1930 закончил роман «Спекторский», в 1932 книгу стихов «Второе рождение», стихи стали более простыми. Это в основном стихи-размышления - о времени, о правде, о жизни и смерти, о природе искусства, о тайне его рождения.

10. В творчестве Б. Пастернака всегда отражались его личные чувства и переживания. Немало произведений он посвятил своим любовным отношениям. Одним из них является стихотворение «Любить иных – тяжелый крест». Пастернак был женат на Е. Лурье, но его брак нельзя было назвать счастливым. Жена поэта была художницей и хотела посвятить искусству всю свою жизнь. Она практически не занималась домашним хозяйством, взвалив его на плечи мужа. В 1929 г. Пастернак познакомился с женой своего друга – З. Нейгауз. Он увидел в этой женщине идеальный образец хозяйки семейного очага. Буквально сразу же после знакомства поэт посвятил ей стихотворение.

Автор сравнивает свою любовь к жене с несением «тяжелого креста». Занятия творчеством когда-то сблизили их, но оказалось, что для семейной жизни этого недостаточно. Е. Лурье ради написания новой картины пренебрегала своими прямыми женскими обязанностями. Пастернаку приходилось самому готовить и стирать. Он понял, что двум одаренным людям вряд ли удастся создать обычную уютную семью.

Автор противопоставляет жене свою новую знакомую, причем сразу же указывает на ее главное преимущество – «ты прекрасна без извилин». Он намекает, что Е. Лурье хорошо образована, с ней можно на равных поговорить о самых сложных философских темах. Но «ученые» разговоры не принесут счастья в семейной жизни. З. Нейгауз почти сразу же призналась поэту, что ничего не понимает в его стихотворениях. Пастернак был умилен этой простотой и доверчивостью. Он понял, что женщину нужно ценить вовсе не за наличие большого ума и образованности. Любовь – это великая тайна, которая не может быть основана на законах рассудка.

Поэт видит секрет обаяния З. Нейгауз в простоте и бескорыстии ее жизни. Только такая женщина способна создать спокойную семейную атмосферу и принести счастье своему мужу. Пастернак готов спуститься с заоблачных творческих высот ради нее. Он действительно пообещал З. Нейгауз, что расстанется с туманными и неясными символами и станет писать стихотворения простым и доступным языком («словесный сор… вытрясть»). Ведь это – «не большая хитрость», но наградой за нее станет долгожданное семейное счастье.

Пастернак смог отбить жену у своего друга. В дальнейшем супруги все равно испытывали семейные неурядицы, но З. Нейгауз очень сильно повлияла на поэта и на его творчество.

11.Стихотворение «Любить иных – тяжелый крест»

12. Стихотворение «Любимая – волны слащавой»

13. Стихотворение «Никого не будет в доме»

14. Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво».

15. Но известность настигла поэта. В 1958 году ему было присуждена Нобелевская премия за роман «Доктор Живаго». Стихотворение «Нобелевская премия»

16.Прекрасной характеристикой поэтического феномена Пастернака

могут служить слова его современницы, друга, поэтессы Анны Ахматовой.

Он награжден каким-то вечным действом,

Той щедростью и яркостью светил.

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

Когда-то Марина Цветаева в полемическом пылу воскликнула: «Где

человек, до конца понявший Пастернака? Познавать его вы будете на других

уроках да и всю жизнь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Вечер зарубежной поэзии и музыки

Вечер иностранных языков  для студентов 1 и 2 курсов колледжа....

Литературный праздник "Вечер изящной поэзии"

Вечер любителей литературы, где ребята читают поэтические  произведения классиков и своего собственного сочинения, исполняют музыкальные произведения на слова поэтов....

Методическая разработка литературного вечера "Русская поэзия в английских переводах"

Основные цели данного вечера:1.     Активизация творческого и духовного потенциала студентов;2.     Более углубленное изучение произведений русской и английской...

Сценарий вечера советской поэзии "Всё начинается с любви..."

Настоящий сценарий предполагает проведение вечера в Литературной гостиной или Литературном салоне для 9-11 классов. Цель мероприятия - дать участникам представление о советской поэзии, пробудить интер...

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса.

Сценарий литературного вечера, посвящённого поэзии Роберта Бёрнса....

Внеклассное мероприятие по литературе «Вечер нескучной поэзии»

Внеклассное мероприятие по литературе «Вечер нескучной поэзии» ориентирован на учащихся старших классов общеобразовательных школ и студентов учреждений СПО. В разработке указаны цели проведения м...