Технологическая карта урока по литературе в 8 классе
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Суходольская Людмила Юрьевна

Технологическая карта урока внеклассного чтения по литературе в 8 классе «Красота спасет мир?»(по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_4.tehnologicheskaya_karta_uroka_tm.docx69.91 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 4

Технологическая карта

Урок-мастерская построения новых знаний и творческого письма

«Красота спасет мир?»

.

Учебный  предмет: Урок внеклассного чтения по  литературе  

Класс: 8

Тема урока: «Красота спасет мир?»(по рассказу Р.Брэдбери «Улыбка»

Технологии урока: творческая мастерская, проблемное обучение, работа в группах

Тип урока, форма: мастерская построения новых знаний и творческого письма

Цель  работы мастерской: написать мини-сочинение  на основе читательского восприятия.

1.  Деятельностная цель: формирование у учащихся умения построения и реализации новых знаний (понятий, способов действий,) развивать интерес к чтению, аналитические и креативные способности; воспитывать позитивное восприятия себя и окружающих; развивать коммуникативные навыки. Создавать потребность в коммуникативной деятельности на эстетической основе.

  2.Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных этических и философских понятий, проникнуть в художественный мир писателя,совершенствовать умение работать в группах, парах;        

Задачи урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о словесной ткани  произведения; обогащать словарный запас; осмыслить значение слова “красота”, опираясь на лексику  произведений Бредбери.

ΙI. Развивающие: продолжить работу по развитию языковой компетенции учащихся, формированию умения комплексно анализировать средства художественной изобразительности.развивать устную речь учащихся; навыки анализа мира чувств и переживаний и навыки сравнения образов произведения; формировать у учащихся собственное отношение к понятим этики, способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные:  учить бережному отношению к художественному слову, проникновению в его смысловые глубины;воспитывать нравственные качества учащихся, способность вырабатывать определенный взгляд на нравственные понятия, обратить внимание на проблему проявления вандализма, варварства как одну из "вечных тем" литературы; обсудить вопрос о необходимости сохранения культурных ценностей;

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека, душевную чуткость и внимание; развитие мышления, внимания; доброжелательности, соотнесение своей части работы с общим замыслом

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения ,поиск и выделение необходимой информации , осознанное и произвольное построение        речевого высказывания в устной форме

 – коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни..

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности , анализ и синтез, творческое письмо        

Средства обучения: : репродукция картины Леонардо да Винчи "Джоконда", репродукция гравюры А. Дюрера "Апокалипсии",  стихотворение М. Алигер "О красоте" компьютер, тексты, рабочие листы урока, справочный материал с толкованием понятий.

Модель урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (УУД)

   1. Индуктор. Этот этап готовит участников мастерской к работе.

        

Аналитическая работа с цитатами:

«Пришел Хам. Сломал храм. Сказал: «Хлам». В стране Хама и Хлама не стало Храма.

Хам. Хлам. Срам.

А жить Нам и Вам»

              (Янош Гжешик, чешский поэт) )

По всей земле, во все столетья,

великодушна и проста,

всем языкам на белом свете

всегда понятна красота.

Хранят изустные творенья

и рукотворные холсты

неугасимое горенье

желанной людям красоты.

 ( Маргарита Алигер)

Учитель: Здравствуйте, жители нашей прекрасной страны !.Кто скажет, какой прием лежит в основе данной пары цитат?(Контраст, антитеза)

Направляет действия, создает необходимый эмоциональный настрой.

Конструирование высказываний по теме

Этап пробуждения, ребята входят в работу. Конструирование высказываний по теме. самостоятельное определение темы и цели урока.

Постановка исследовательской задачи

Планирование        учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

Действие смыслообразования (Л).

Самоконтроль (Р).

.

   II. Самоконструкция. Задания отвлекают от действительности, готовят подкорку головного мозга к работе.  Задания нестандартные, создают нелепый хаос в мыслях.    

Запишите: а) слово, рисующее картину в первом отрывку

б) ) слово, рисующее картину во 2  отрывке

заполните  кластер

(3 мин) Аналитическая работа по  заполнению кластеров, включающих понятия «порядок, гармония» и «хаос, апокалипсис, беспорядок»»

Задайте вопрос по теме,включив не менее 2 слов из кластера.

Работают на маршрутных листах, записывают слово и. (Работа в группе. Постановка задачи каждой группе). Ребята работают индивидуально, общаются в группах, готовят в группе общий ответ.

Использование основных видов речевой деятельности (слушание,говорение,письмо участие в диалоге - К).

III. Первичная социализация

Прочитайте свои записи всем в группе. Важное для себя

(Почему происходит беспорядок? Как достичь гармонии? Что или кто сможет улучшить жизнь на земле? )

Таким образом вы подошли к теме нашего урока: «Красота спасет мир?» (Открывается запись темы на доске . Дома вы познакомились с рассказом Р. Брэдбери «Улыбка».

Ребята работают сначала самостоятельно, потом общаются в группах, затем каждая группа зачитывает вопросы

Выделение необходимой

информации; использование

своего жизненного опыта

Выделение и осознание того,

что уже изучено (П).

Поиск связей между

изученным ранее

теоретическим материалом и

путями применения его при

решении учебной проблемы

(Р).

Умение слушать (К).

IV. Этап конструирования

(деконструкция)

Даны отрывки из рассказа. Выписать в 2 столбика слова или словосочетания, относящиеся к понятиям « красота» и «безобразие».

Создание ассоциативных рядов , умение вычленять информацию из текста

Поиск и выделение необходимой информации , осознанное и произвольное построение        речевого высказывания в устной форме (П).

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать        мысли        в соответствии с задачами и условиями коммуникации(К ).

V. Социализация.

       2.Читаем свои записи сначала в группе, потом всем. ( 2-3 чел.).

Учащиеся читают свои работы в группах. Две-три работы от группы предъявляют всем

осознанное и произвольное построение        речевого высказывания в устной форме (П).

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли        в соответствии с задачами и условиями коммуникации(К ).

VI. Этап конструирования

(реконструкция)

Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике.

Составьте с ними одно-два предложения, добавляя необходимые слова.

Работа с лексическим материалом.

Активность в решении творческой задачи (П).

   VII. Социализация.

   Афиширование.

Прочитайте вслух свои записи (примеры предложений)

Учащиеся читают свои работы в группах. Одну работу от группы предъявляют всем

Осознанное и произвольное построение        речевого высказывания в устной форме (П

III. Физминутка

Упражнение «Вселенная» Потянуться, подняв руки вверх и слегка запрокинув голову назад (над нами звезды). Опускаем голову и руки (Под ногами великолепный ковер из листьев). Обе руки поворачиваем влево (на востоке просыпается солнце), Обе руки поворачиваем вправо (на западе тлеет вечерняя заря. Обнимаем себя за плечи (а мы такие маленькие во всей вселенной).

Выполнение упражнений

Напишите крупно слово «Улыбка», а рядом с ним напишите слова, которые приходят в голову, когда вы произносите это слово.

Создание ассоциативных рядов  

Смыслообразование (уметь находить    ответ    на вопрос

«Какое значение, смысл имеет для меня это слово? »; ценностное      отношение     к человеку.

VI.. Социализация.

Поделитесь своими словами в группе, дополните свои слова понравившимися, дополните друг друга.

Найдите в тексте предложения, в которых есть слово «Улыбка». Когда оно звучит? В какие моменты? Почему спасенный клочок картины вызывает улыбку?

Группа формулирует свои вопросы. Каждая группа читает и заполняет кластер на листке и на доске.

осознанное и произвольное построение        речевого высказывания в устной форме (П).

Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной                полнотой выражать        мысли        в соответствии с задачами и условиями коммуникации

(К ).

VI.        Разрыв.

Учащимся предлагается написать мини-сочинение, поразмышлять над темой урока, над той словесной ассоциацией, которую ребята составили в начале урока.

 Пишут текст на тему «Как красота может спасти мир?»  (10-15 мин)

Перечитайте еще раз ваши слова и обведите самое главное, на ваш взгляд, слово. Оно и будет ключевым словом вашей работы

Соотнесение своей части работы с общим замыслом (Л).

Умение        рационально организовывать

самостоятельную деятельность (Р).

Овладение        логическими

действиями        сравнения, обобщения (П).

  11. Афиширование.

Чтение текстов.

Предлагаю прочитать свои работы (по желанию).

Молодцы, ребята! Это просто здорово!

, умение с достаточной                полнотой выражать        мысли        в соответствии с задачами и условиями коммуникации

(К ).

  12. Рефлексия.

Очень важный этап, где участники оценивают себя сами, иногда открывают в себе что-то новое, анализируют свои возможности

Ребята, вспомните, пожалуйста, наш урок и ответьте себе и мне на вопросы: Что же сегодня открыли для себя? Выскажите  свое мнение о мастерской.
-Как вы себя чувствуете во время работы в мастерской?

- Легко или трудно вам было работать?

- Какой этап показался вам самым сложным?

- На каком этапе вы работали с особым удовольствием?

- Довольны ли вы своей работой?

Продолжите фразу: «Я сегодня понял..»

Рефлексия (Р).

Осознание качества и уровня усвоения учебного материала (Р);

Итог.

Ребята, сегодня мы затронули один из сложнейших вопросов: красота, улыбка,гармония, хаос. Спасибо вам за работу! Вы молодцы! Если возникнет желание, продолжите работу над темой «Красота спасет мир». (Д/з в мастерской не задают, но предложить можно).И еще послушайте продолжение стихотворения, которое прозвучало в начале урока.

Людьми творимая навеки,

она понятным языком

ведет рассказ о человеке,

с тревогой думает о нем

и неуклонно в жизни ищет

его прекрасные черты.

Чем человек сильней и чище,

тем больше в мире красоты

Умение структурировать знания (П).

Волевая        саморегуляция; осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит

усвоению (Р).

                                                                      Маршрутный лист учащегося  ________________

                                                                                                     «Красотой спасем мир?»

Запишите: а) слово, рисующее картину в первом отрывку

б)  слово, рисующее картину во 2  отрывке

заполните кластер

(3 мин) Аналитическая работа по  заполнению кластеров, включающих понятия «порядок, гармония» и «хаос, апокалипсис, беспорядок»»

Задайте вопрос по теме,включив не менее 2 слов из кластера.

Даны отрывки из рассказа. Выписать в 2 столбика слова или словосочетания, относящиеся к  красоте и безобразию.

                 « красота»

            «безобразие»

3. Подчеркните по 2-3 слова в каждом столбике. Составьте с ними одно-два предложения, добавляя необходимые слова.

                                                                                            «Красота спасет мир!!!»

Напишите крупно слово «Улыбка», а рядом с ним напишите слова, которые приходят в голову, когда вы произносите это слово .

        

Поделитесь своими словами в группе, дополните свои слова понравившимися, дополните друг друга.

Найдите в тексте предложения, в которых есть слово «Улыбка». Когда оно звучит? В какие моменты? Почему спасенный клочок картины вызывает улыбку?

Напишите  текст ( 5-8 предложений) на тему «Как красота может спасти мир?»  

6. Рефлексия.

 - Как вы себя чувствуете во время работы в мастерской?

- Легко или трудно вам было работать?

- Какой этап показался вам самым сложным?

- На каком этапе вы работали с особым удовольствием?

- Довольны ли вы своей работой?

Продолжите фразу: «Я сегодня понял..»

Тексты для учащихся (раздаточный материал)

     1.Мир спал, освещённый луной.  А на его ладони лежала Улыбка. Он смотрел на неё в белом свете, который падал с полуночного неба. И тихо повторял про себя, снова и снова: "Улыбка, чудесная улыбка..."

Час спустя он все ещё видел её, даже после того как осторожно сложил её и спрятал. Он закрыл глаза, и снова во мраке перед ним - Улыбка. Ласковая, добрая, она была Там и тогда, когда он уснул, а мир был объят безмолвием, и луна плыла в холодном небе сперва вверх, потом вниз, навстречу утру.

2. Том устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

- Говорят, она улыбается,- сказал мальчик.

- Ага, улыбается,-ответил Григсби.

- Говорят, она сделана из краски и холста.

- Точно. Потому-то и сдается мне, что она не подлинная. Та, настоящая,я слышал,была на доске нарисована, в незапамятные   времена.

- Говорят, ей четыреста лет.

- Если не больше. Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год.

-Две тысячи шестьдесят первый!

3. Ответь-ка ты мне, как мы дошли до такого состояния? Города - груды развалин, дороги от бомбежек - словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся,радиоактивные... Вот и скажи, Том, что это, если не последняя подлость?

- Да, сэр, конечно.

- То-то и оно... Человек ненавидит то, что его сгубило, что ему жизнь поломало. Так уж он устроен. Неразумно, может быть, но такова человеческая природа.

4. Том мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. Вспомнил, как рвали и жгли книги на площади, и все смеялись, точно пьяные. А праздник науки месяц тому назад, когда притащили в город последний автомобиль, потом бросили жребий, и счастливчики могли по одному разу долбануть машину кувалдой!.. Но лучше всего,-продолжал вспоминать Григсби,-было в тот раз, когда громили завод, который еще пытался выпускать самолеты. И отвели же мы душеньку! А потом нашли типографию и склад боеприпасов - и взорвали их вместе!

- Э,-упорствовал один из очереди,-. Вот увидите: появится. Человек, у которого душа лежит к красивому. Он вернет нам - нет, не старую, а, так сказать, ограниченную цивилизацию, такую, чтобы мы могли жить мирно.

5. Том и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. Резкий звук рвущегося холста... Полицейские бросились наутек. Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. Том почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки и пинки вышибли его из толпы на волю. Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жёсткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья. Один Том стоял притихший в стороне от этой свистопляски. Он глянул на свою руку. Она судорожно притиснула к груди кусок холста, пряча его. Не говоря ни слова, всхлипывая, Том побежал прочь. За город, на испещренную воронками дорогу, через поле, через мелкую речушку, он бежал и бежал, не оглядываясь, и сжатая в кулак рука была спрятана под куртку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературе (9 класс)

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Использованы метапредметные связи в контексте развития творческих и личностных спосбностей учащихся. "Слово о полку Игореве" изучается в контексте с...

Технологическая карта урока по литературе.5 класс.Особенности сказа как литературного жанра. Сказ «Каменный цветок» П.П.Бажов

Технологическая картаУчитель: Михайлова С.ППредмет: литератураКласс:  5Тип урока: урок «открытия» нового знания...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Технологическая карта урока по Литературе, посвященного Году литературы

Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;определить содержательные рамки урока...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

Технологическая карта урока по литературе 6 класс

Планируемые результаты обученияЛичностные УУД:Формирование у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.Развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно ко...

Технологическая карта урока по литературе. 10 класс. Н. А. Островский. Драма «Гроза» («Луч света в темном царстве»)

На уроке можно использовать следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый; проблемный.Разнообразить формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, группов...