Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы
статья по литературе

Подшивалова Светлана Михайловна

Данный материал рассказывает об испольлзовании технологии продуктивного чтения на уроках литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon c7b01.doc21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы технологии продуктивного чтения на уроках литературы

Многие затруднения современных школьников связаны с неумением работать с текстом и нелюбовью к чтению.

Но, что понимает традиционная педагогика под умением работать с текстом?

  • Способность воспроизводить текст;
  • делить его на части;
  • выделять в них главное;
  • определять смысл в целом.

        Это все важно, но этого недостаточно, ведь нам нужен не только умный, но и талантливый  читатель. Идеальный.

Кто же такой идеальный читатель?

Он начинает работать над книгой еще до чтения. Долго выбирает, предвкушая удовольствие. Он не торопится. Читает с наслаждением. Такое чтение похоже на диалог с писателем. Идеальный читатель не прекращает работу и после чтения. Значит, подлинное понимание текста – выход за пределы текста, итогом которого становится обогащение опыта, рождение нового взгляда.

        Современные ученые считают, главное – это полное понимание текста?
А это возможно, если происходит вычитывание трех видов текстовой информации:

  • Фактуальной (о чем в тексте сообщается в явном виде).
  • Подтекстовой (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается "между строк").
  • Концептуальной (основная идея текста, его главные смыслы).

        У фактуальной информации (описание событий, героев, места, времени и т.д.) – двоякая роль, она предъявляет текст, но маскирует мысли автора, создает препятствия.

        Подтекстовая информация возникает благодаря способности слов таить скрытый смысл. Она может содержаться в пропусках, в умолчании, в монтаже. Она скрывается за фактуальной.

        Ни один текст не пишется ради информации, ради фабулы. Автор сочиняет текст ради концептуальной идеи. Концептуальная информация – это система взглядов, мыслей, чувств автора, которые не всегда выражены  словесно.

        Работать с тремя видами информации нам помогает Технология продуктивного чтения.

        Технология формирования типа правильной читательской деятельности разработана профессором Н.Н. Светловской и заявлена в программе «Чтение и литература» в Образовательной системе Е.В. Бунеевой в 1-6 классах.

        Что интересного могут найти в ней учителя среднего и старшего звена? Что меня привлекло в этой технологии? Ситуация в современном литературном образовании. Бесконечная гонка за авторами и их произведениями. К 11 классу ученик набирает 5-10 названий книг, где он знает примерно сюжет, двух-трех героев и примерно основную мысль, надиктованную учителем на уроках подготовки к ЕГЭ или Итоговому сочинению. Где же читатель? Где же работа со словом, наслаждение словом? Самой тканью произведения. Технология продуктивного чтения предлагает нам остановиться и вместе с детьми прочитать текст и задуматься над прочитанным.

        Она работает на:

- эмоциональную сферу;

- воображение;

- осмысление содержания;

- реакцию на художественную форму.

        Где и на каких уроках можно работать? Мы должны доказать детям и самим себе, что читать – это интересно. Эти произведения должны быть очень яркими, с интересной идеей, лучше пусть они будут неизвестными.

        Как любая технология она имеет четкую структуру.

Три этапа.

I этап. Работа до чтения.

Антиципация. (Предвосхищение, предугадывание)

  • Выделение героев по названию
  • Работа с именем автора
  • Работа по иллюстрациям
  • Обращение к ключевым словам

На этом этапе происходит постановка целей урока.

Когда объемное произведение изучается по частям, очень убедительно работает прием предположений в ярких эпизодах:

«Свидание Аси с господином НН.»,

 «Встреча Максим Максимыча с Печориным»,

«Суд Гринева»,

«Акакий Акакиевич на приеме у «значительного лица» и т.д.

Но интереснее всего предполагать по названию неизвестного обучающимся рассказа.

Рэй Брэдбери «Дракон»

В. Пелевин «Зигмунд в кафе»

Л. Петрушевская «Пушинка»

Лорд Дансени «Харон».

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение (самостоятельно, слушание, комбинированное целого произведения или главы, эпизода). Выявление первичного восприятия.

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраски.

2) Перечитывание текста, медленное и вдумчивое повторное чтение (всего текста или фрагмента)

3)Анализ текста

Приемы:

Диалог с автором через текст. (Новый прием для сегодняшней школы). Необходимо находить прямые и скрытые вопросы автору, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом, включать воображение.

Ряд действий:

  • - научить видеть авторские вопросы, прямые и скрытые.
  • - включать воображение: по слову, по детали, иной свернутой информации читатель прогнозирует, как будут развиваться события, чем будет закончен эпизод, часть, все произведение)
  • научить задавать вопросы, ответы на которые содержаться в тексте в скрытой форме.

Пример:

Чем это объяснить?

Почему именно так? Для чего? Кто такой?

Что из этого следует? Что случится?

Не все вопросы будут вопросами к автору.

        Кто сделал? Что сделал? не подходят. Они носят фактуальный характер.

На что направлены вопросы?

  • На выяснение причинно-следственных связей
  • На обоснование и аргументацию

Как подтвердить. Как доказать?

  • Они формирование внимания детей к языку, к художественным деталям.

Как понимаете выражение? Почему автор использовал слово?

Рэй Брэдбери «Дракон» (Начало) Вопросы у читателя возникают сразу. Ничто не шелохнется на бескрайней болотистой равнине, лишь дыхание ночи колышет невысокую траву. Уже долгие годы ни одна птица  не  пролетала  под огромным слепым щитом небосвода. (Что это за место?) Теперь в  душе двух людей, что сгорбились у костра, затерянного среди пустыни,  шевелится одна только ночь; тьма тихо струится по жилам, мерно,  неслышно  стучит  в висках. (Кто они? Что они тут делают?

   Наконец один начинает мечом ворошить уголья в костре. (Что это за время?)

   - Перестань, глупец, ты нас выдашь!

   - Что за важность, - отвечает тот, другой. - Дракон (Что это за Дракон?) все равно учует нас издалека. Ну и холодище, Боже милостивый! Сидел бы я лучше у себя в замке.

Комментированное чтение.

Используется во время перечитывания

1. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель.

2. Суждения детей надо вплетать естественно в разговор.

3. Комментарий краткий и динамичный.

4. Нельзя превращать в беседу.

5. Комментарий проходит не в конце! А во время чтения!

Способы:

  • Рефрен (повтор слова за ребенком)
  • Включение воображения
  • Вопросы типа «Догадались? Почему?»

Р. Брэдбери «Дракон»

Видал? - воскликнул кто-то. - Все в точности, как я тебе говорил!

   - То же самое, точь-в-точь! Рыцарь в латах, (Рыцарь в латах) вот лопни мои глаза! Мы его сшибли!(Теперь понятно?)

   - Ты остановишься?

   - Уж пробовал раз. Ничего не нашел. (Такое уже было) Неохота  останавливаться на  этой пустоши. Жуть берет. Что-то тут нечисто. (Тут нечисто)

   - Но ведь кого-то мы сбили! (Они сбили рыцаря)

   - Я свистел вовсю, малый мог бы посторониться, а он и не двинулся!

   Вихрем разорвало пелену тумана. (Вы догадались?)

   - В Стокли (Это современный лондонский район!) прибудем вовремя. Подбрось-ка угля, Фред.

   Новый свисток стряхнул капли росы с пустого неба. Дыша огнем и яростью, ночной скорый (Это поезд!) пронесся  по  глубокой  лощине,  с  разгона  взял  подъем  и скрылся, исчез безвозвратно в  холодной  дали  на  севере,  остались  лишь черный дым и пар - и еще долго таяли в оцепенелом воздухе.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Цель: достижение понимания на уровне смысла (основной мысли, подтекста, между строк)

1) Концептуальная (смысловая беседа, коллективное обсуждение, дискуссия, соотнесение читательских интерпретаций с авторской позицией. Выявление и формулировка основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседа по проблемному вопросу всего текста. Основную мысль автор не высказал, а спрятал.

2) Знакомство с писателем. Рассказ о нем. Беседа о его личности. Работа с материалом учебника, доп. Источниками.

3)Работа с заглавием, иллюстрациями (повторно)

4)Творческие задания (иллюстрирование, устное рисование, составление презентации, инсценирование).

       Технология продуктивного чтения очень хорошо соотносится с Технологией критического мышления.        А именно: формирование личностного отношения к прочитанному. Важно показать детям, что возможны различные интерпретации одного и того же произведения, но они не должны расходиться с авторским смыслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения на уроках математики

«Как научить школьников самостоятельно работать с текстом учебника». Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы с учебником математики на каждом уроке и дома по трем эт...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках географии

Использование технологии продуктивного чтения на уроках георафии...

Технология продуктивного чтения на уроке географии в 8 классе.

Разработка урока "Почва- особое природное тело" с использованием технологии продуктивного чтения....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения.

Статья знакомит с особенностями использования технологии продуктивного чтения на уроках литературы в условиях внедрения ГОС нового поколения....

Технология продуктивного чтения на уроках биологии

Статья содержит приёмы повышения познавательной активности учащихся, используемые на стадии вызова, осмысления и рефлексии урока при применении технологии продуктивного чтения...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках английского как средства формирования читательской компетенции учащихся

Данная  работа содержит теоретический материал по применению данной технологии. включает в себя этапы работы и основные приемы и методы....

Технология продуктивного чтения на уроках русского языка и литературы

Технология продуктивного чтения позволяет учителю более глубоко и серьезно работать с текстом. В выступлении отражаются три этапа работы с текстом, даются комментарии, какие приемы можно использовать ...