Рабочая программа по литературе для 5 класса к учебнику В.Я.Коровиной
рабочая программа по литературе (5 класс)

Приставкина Ирина Васильевна

Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений, авторской программы по литературе для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П. Журавлёв, В.И. Коровин,  И.С. Збарский, В.П. Полухина),  Образовательной программы МБОУ «Новокурская ООШ» по реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС  ООО) с учётом типа (общеобразовательное учреждение) и вида (основная общеобразовательная) учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Данная рабочая программа ориентирована на учебник-хрестоматию В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2019 г.).

Согласно учебному плану школы программа в 9 классе рассчитана на 34 учебных недели, поэтому данная рабочая программа по литературе для основного общего образования составлена из расчёта 34 учебных недели. Программа рассчитана на 1 учебный год, 85 часов (2 часа в неделю).

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература»

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осознавать эстетическую ценность русской литературы.

- Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Ученик получит возможность научиться:

- Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Осуществлению контроля в констатирующей и предвосхищающей позиции.

- Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Ученик получит возможность научиться:

- Адекватной оценке трудностей.

- Адекватной оценке своих возможностей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Работать в группе.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра.

Ученик получит возможность научиться:

- Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижений целей в совместной деятельности.

- Осуществлять коммуникативную рефлексию.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (включая электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов,

- устанавливать аналогии.

Ученик получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями

учителя с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- создавать и преобразовывать схемы для решения учебных задач;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.

Предметные результаты обучения

Устное народное творчество

Ученик научится:

- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов, формирования представлений о русском национальном характере;

- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

- выразительно читать произведения устного народного творчества, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

Ученик получит возможность научиться:

- сравнивая произведения, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

- рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении, обосновывая свой выбор;

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и

содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание

автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

- работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

Ученик получит возможность научиться:

- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;

- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

- создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

II. Содержание учебного предмета

   

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, приговорки, скороговорки, загадки)

Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.

Из древнерусской литературы.

Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.

«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.

Теория литературы. Летопись.

Из литературы XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.

«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.

Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.

Из литературы XIX века.

Русские басни.

Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица»,  «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.

Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).

Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.

«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.

Теория литературы. Баллада (начальное представление).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.

Антоний Погорельский. Краткий рассказ о писателе.

«Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.

 Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.

Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.

«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.

Теория литературы. Фантастика. Юмор.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

 «Мороз, Красный нос»(отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.

Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

Теория литературы. Эпитет.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.

Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.

Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

Теория литературы. Сравнение. Сюжет.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.

Теория литературы. Юмор.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»;А.Н. Майков «Ласточки»;  И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений.

Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.

Из литературы XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.

Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.

«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.

Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.

Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.

Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.

 Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе.

И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.

Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.

Теория литературы. Юмор.

Юлий Черсанович Ким. Краткий рассказ о писателе.

«Рыба – кит». Стихотворение-шутка.

Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.

Из зарубежной литературы.

Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.

«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.

Теория литературы. Баллада.

Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.

«Робинзон Крузо» (отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

ХансКристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.

«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.

 Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.

«Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.

Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.

«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.

IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата план

Дата факт

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Характеристика основных видов учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Введение

1 ч.

1

Введение. Книга в жизни человека.

1

Готовить устный ответ. Передавать личное отношение, размышлять.

Л– принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование мотивации к учению

М- организация своего рабочего места под руководством учителя

П- научиться пользоваться учебником, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Устное народное творчество

10 ч.

2

Устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов.

1

Выявлять характерные для устного народного творчества художественные приёмы.

М- организация своего рабочего места под руководством учителя

П - научиться различать произведения малых жанров фольклора

К- уметь ставить вопросы

3

Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки» колыбельные песни.

1

Различать пословицы и поговорки. Использовать загадки, пословицы и поговорки в устных и пись менных высказываниях.

М- организация своего рабочего места под руководством учителя

П -активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

Л – формирование взгляда на мир

4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна-лягушка».

1

Различать сказки волшебные. Бытовые и сказки о животных.

М - формулировать учебную задачу

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

Л - формулировать собственное мнение

5

Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его помощники и противники.

1

Выявлять характерные для народных сказок художественные приёмы(постоянные эпитеты, троекратные повторы)

М - формировать ситуации рефлексии и самодиагностики

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Л – формирование эстетических чувств

6

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки.

1

Пересказывать , отвечать на вопросы.

М – уметь планировать алгоритм ответа

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

Л – формирование отношения к событиям

             7

«Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания.

1

Выразительно читать фрагменты сказки, давать устные ответы на вопросы.

М- организация своего рабочего места под руководством учителя

П - научиться владеть терминологией по теме, навыками устной речи

Л - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

8

Особенности сюжета сказки. Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки.

1

Характеризовать героев сказки, оценивать их поступки.

Р - применять метод информационного поиска

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

Л – формирование навыков исследования текста

9

Сказки о животных. «Журавль и цапля».

1

Читать, отвечать на вопросы по прочитанному.

Л -  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

М - уметь анализировать прочитанный текст

П - научиться составлять пересказы

10

Бытовые сказки. «Солдатская шинель».

1

Характеризовать героев. оценивать их поступки.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

М-организация своего рабочего места под руководством учителя

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

11

Р.р.«Мой любимый герой русской народной сказки». Обучение домашнему сочинению.

1

Готовить развёрнутый письменный ответ, собирать целенаправленно материал, необходимый для  написания сочинения.

М - уметь формулировать и высказывать свою точку зрения

П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Л- формирование внутренней позиции школьника

Из древнерусской литературы

2ч.

12

 «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Выразительно читать фрагменты произведений. Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и и его фрагменты в оригинале.

П - научиться понимать информацию в текстах, составлять тест

М – уметь искать информацию, выполнять действия

Л- формирование навыков исследования текста

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».

1

Характеризовать героя древнерусской литературы.

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

Л- формирование навыков исследования текста

М - уметь читать осознанно.

Из русской литературы XVIII века

2ч.

14

Из русской литературы XVIII века. Роды и жанры литературы.

1

Определять родовую принадлежность литературного произведения, давать жанровую характеристику  изучаемого произведения.

П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М – уметь читать вслух, понимать осознанно

Л- формирование навыков самоанализа

15

М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» как юмористическое нравоучение.

1

Читать осознанно художественное произведение,эмоционально откликаться на прочитанное,выражать личное читательское отношение к прочитанному.

П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М – уметь читать вслух, понимать прочитанное,

анализировать

Л- формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Из литературы 19 века.

43 ч.

16

Басня как литературный жанр. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).

1

 Определять  к какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.

П  - научиться понимать информацию в текстах, составлять тест

М – уметь искать информацию, выполнять действия

Л-формирование навыков исследования текста, мотивации к учению

17

И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в баснях «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

1

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

П - научиться понимать информацию в текстах, выразительно читать басню по ролям

М – уметь искать информацию, выполнять действия

Л- формирование навыков исследования текста

                 18

И. А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Понятие об аллегории и морали.

1

 Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.

П - научиться читать выразительно по ролям, навыкам проектной деятельности

М – уметь искать информацию, выполнять действия

Л- формирование навыков исследования текста

19

Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года.

1

Выявлять темы,образы и приёмы изображения человека.

П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М - уметь конструировать сообщение в устной форме

Л- овладение техникой худпересказа

20

   Р/р Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни.

1

Выразительно читать наизусть произведения, передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию

21

В.А.Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

1

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику,идейно-эмоциональное содержание.

П – научиться выделять черты народной сказки, видеть особенности авторской сказки

М – формирование навыков самоконтроля, самоанализа

Л – овладение техникой худпересказ, выразительного чтения

22

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

1

Давать устный ответ на вопрос по тексту призведения, в том числе с использование цитирования.

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М – уметь синтезировать полученную информацию

Л - овладение техникой худпересказ, выразительного чтения

23

В.А.Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. Нравственно-психологические проблемы баллады.

1

Формулировать вопросы по тексту произведения.

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа

Л - овладение техникой худпересказ, выразительного чтения

24

А.С.Пушкин. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

1

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии А,С.Пушкина.

П – научиться находить изобразительно-выраз.средства

М – учиться слышать ритм стихтекста

Л - формирование навыков исследования текста

25

Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

1

Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

 М – уметь обсуждать разные точки зрения, вырабатывать общее мнение

Л – формирование познават.интереса

 26

Р/р Мир пушкинской сказки. Письменный ответ.

1

Готовить развёрнутый письменный ответ,составлять план ответа.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь производить поиск и выделение нужной информации, сотрудничество в коллективе

Л - формирование навыков исследования текста, навыков саморегуляции

27

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил.

1

Уметь характеризовать  идейно-эмоциональное содержание произведения, определять , что утверждается , а что отрицается писателем.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М – уметь анализировать текст

28

Система образов сказки А. С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

1

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М - уметь производить поиск и выделение нужной информации, сотрудничество в коллективе

29

Сходство и различие литературной и народной сказки. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа.

1

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных и народных произведений.

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения

М – уметь доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса

30

Р.р. Обучение домашнему сочинению: «В чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина?».

1

Давать письменный ответ на вопрос  по тексту произведения с использованием цитирования.

П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М - уметь обсуждать разные точки зрения и доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса

31

В/ч. Мои любимые сказки Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок.

1

Передавать личное отношение к произведению, характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик.описаний внешности, действий.

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения

М – уметь доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса.

Русская литературная сказка.

32

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

1

Находить отличительные особенности литературных сказок.

П – научиться составлять первичный проект, элпрезентацию

М – уметь объяснять особенности текста литсказки начала 19 века

Л – формирование мотивации к самосовершенствованию

33

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

Выявлять черты фольклорной традиции в литературном произведении.

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач, научиться читать по ролям

М - уметь обсуждать разные точки зрения и доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса, навыков сопоставления

34

В.М.Гаршин «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

1

Формулировать вопросы по тексту произведения.

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач, научиться читать по ролям, подбирать цитаты, выполнять проектную деят. по алгоритму

М - уметь обсуждать разные точки зрения и доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса, навыков сопоставления

35

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино».

Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

Мастерство поэта.

1

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать своеобразие языка писателя.

П - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

М – уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию

36

Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

1

Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка писателя.

П - использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь находить и отбирать нужную информацию

Л–  развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

37

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести.

1

Воспринимать текст литературного произведения. Давать общую характеристику художественного мира писателя.

П - овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения

М – уметь доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса

38

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

1

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

П – научиться понимать сюжет, видеть реальное и фантастическое в повести

М – познакомиться с элементами жизни и быта укр.народа

Л – формирование познават.интереса

39

  Р/р. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

1

Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова и выражения.  

Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

П-научиться обсуждать поступки героев, выражать свое мнение

М – применять метод инф.поиска

40

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге» Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

1

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя.

Л- принятие и освоение социальной роли обучающегося

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план

41

Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

1

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план

42

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети» Речевая характеристика персонажей.

1

        Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план

43

И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Историко-культурный контекст рассказа. Портрет Герасима. Сравнение, гипербола.

1

Соотносить содержание произведений русской литературы второй половины 19 века с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека.

Л- принятие и освоение социальной роли обучающегося

П - активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач, научиться выявлять нравственную тематику произведения

М – познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план

44

История отношений Герасима и Татьяны.

1

Формулировать вопросы по тексту произведения. Сопоставлять сюжеты, персонажей лит-го произведения.

П – научиться объяснять внутренние связи сюжета

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

45

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

1

Пересказывать отдельные эпизоды, эмоционально откликаться на прочитанное , выражать личное отношение.

П – научиться объяснять внутренние связи сюжета

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

46

Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против отношений барства и рабства.

1

Определять тему и идею произведения, Характеризовать образ персонажа через его действия и поступки.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П -- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь строить речевое высказывание

47

Р./р. Тургенев — мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

1

Собирать материал , необходимый для написания сочинения.

П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

48

А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению стихотворения.

1

Воспринимать текст лит-го произведения.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

49

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей.

П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста

М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план

50

Жилин и Костылин. Краткость и выразительность языка рассказа.

1

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа, а также владеть навыками сопоставительной характеристики персонажей.

П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

Л- формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста

М –познакомиться с элементами жизни и быта русского народа, уметь составлять план

51

Р./р. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

Составить план ответа,подобрать цитаты из текста, конспектировать.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

 М –уметь находить и отбирать нужную информацию

Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

52

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ.

1

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов и тематики произведений Чехова.

П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе сравнения

М – уметь доказывать свое мнение

Л - формирование познават.интереса

53

Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

1

Участвовать в инсценировании лит-го произведеня, чтении по ролям.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач -

М –уметь находить и отбирать нужную информацию

Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

54

Юмористические рассказы А. П. Чехова.

1

Читать осознанно художественное произведение,эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

П – научиться выразительно читать и пересказывать текст, видеть средства выразительности

М - уметь проводить исследование

Л– формирование навыков анализа

55

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика Ф. И. Тютчева.

1

Выразительно читать, определять тему и идею произведения.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М –уметь находить и отбирать нужную информацию

Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

56

Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

1

Характеризовать ритмико-метрические особенности произведения, Находить основные признаки стихотворной речи.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, научиться выразительному чтению

М – уметь обосновывать свое мнение

Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

57

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева,  А.Н.Майкова, И.3.Сурикова, А.В.Кольцова

1

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников.

П – научиться анализировать стих

по алгоритму

М – уметь обосновывать свое мнение

Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

58

Р/р. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века).

1

Ориентироваться в информационном образовательном пространстве, использовать специальную лит-ру.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач,  научиться анализировать стих по алгоритму

М – уметь обосновывать свое мнение

Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

Из русской литературы XX века

31ч.

59

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

1

Воспринимать текст литературного произведения.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств

60

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе».

1

Подбирать материал о биографии писателя, истории создании произведения.

П – научиться объяснять внутренние связи сюжета

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

61

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе».

1

Уметь выделять этапы развития сюжета, пересказывать сюжет.

П – научиться объяснять внутренние связи сюжета

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л – формирование оценки поступков героев

62

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру.

1

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его образа.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П- овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М – уметь владеть монологич.речью

63

Изображение города и его обитателей. Простота и выразительность языка повести.

1

Характеризовать образ персонажа через чтение.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л – формирование оценки поступков героев

64

Р./р. Обучение домашнему сочинению по повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».

1

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь формулировать тему сочинения, составлять план

Л – формирование выстраивания системы личностных отношений

65

С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях. Своеобразие языка стихотворений.

1

Определять тему и идею произведения, читать выразительно текст.

П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь обосновывать свое мнение

Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

66

Стихотворение «С добрым утром!».

1

Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников,

передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения.

П – научиться выразит. читать, анализировать стих

по алгоритму

М – уметь определять общую цель и пути её достижения

Л -  воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

                 67

П.П.Бажов. Слово о писателе «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

Читать осознанно

произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, характеризовать персонажа.

П -освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М – уметь обосновывать свое мнение

Л – воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

68

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1

Характеризовать отдельный персонаж и средства создания его его образа.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач, , научиться различать жанр сказа и сказки

 М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств

69

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

1

Анализировать различные формы выражения авторской позиции, характеризовать персонаж.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П –научиться определять тему, выделять нравственную проблему

М – уметь ставить вопросы

70

Роль пейзажа в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

1

Выявлять художественные средства создания образов, пересказывать содержание произведения.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – планировать учебное сотрудничество

71

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К.Г.Паустовского

1

Определять тему и идею произведения, передавать личное отношение в процессе выразительного чтения.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л – формирование оценки поступков героев

72

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Я. Маршака. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное.

П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М – уметь работать в группе

Л – формирование способностей к решению моральных дилем

73

Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

1

Владеть навыками сопоставительной характеристики героев.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М – уметь планировать последовательность действий

74

Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе С.Я.Маршака.

1

Участвовать в инсценировании литературного произведения.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л – формирование оценки поступков героев

75

Р./р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Готовить  письменный ответ на поставленный вопрос.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь синтезировать информацию

Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля

76

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

1

Читать осознанно художественное произведение.

П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М – уметь работать в группе

Л – формирование способностей к решению моральных дилем

77

Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова  «Никита» Оптимистическое восприятие окружающего мира

1

Характеризовать персонаж, передавать личное отношение к персонажу.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л- развитие этических чувств

78

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро»

1

Готовить письменный ответ на вопрос.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – уметь синтезировать информацию

Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля

79

В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу

1

Пересказывать сюжет, определять основные этапы развития сюжета,передавать личное отношение к персонажу.

П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков, научиться определять автобиографич. черты

М – научиться понимать в общем, искать и выделять нужную информацию

Л – формирование оценки героев

80

«Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении

1

Соотносить персонаж и прототип, образ автора.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – научиться понимать в общем, искать и выделять нужную информацию

Л – формирование оценки героев

81

Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных испытаний.

1

Характеризовать персонаж,  выражать личное отношение к нему.

П – научиться давать хар-ку героям, определятьзначение картин природы

М – уметь извлекать информацию из разных источников

Л- принятие и освоение социальной роли обучающегося

82

Р./р. Подготовка к домашнему сочинению «Как Васютке удалось выжить в тайге?»

1

Готовить письменный ответ на вопрос.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М– уметь синтезировать информацию

Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Русские поэты XX века о Родине и родной природе

83

Русские поэты 20 века о Родине и о родной природе.

1

Воспринимать текст литературного произведения.

П – научиться выразительно читать, сопоставлять

М – уметь воспринимать стих текст

Л – формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны

84

Русские поэты XX века о Родине и родной природе А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. Образ Родины в стихах о природе

1

Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.

П – научиться выразительно читать, владеть элементами монологич. речи

М – уметь воспринимать стих. текст

Л – формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, развитие эстетических чувств

85

Р./р. Анализ лирического стихотворения (на материале стихотворений русских поэтов XX века)

1

Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М– уметь синтезировать информацию

Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Писатели улыбаются

86

Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».

1

Подбирать цитаты из текста лит-го произведения по заданной теме.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь анализировать текст, выявлять важные детали

Л – формирование оценки поступков героев

87

Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.

1

Анализировать литературное произведение, характеризовать персонаж.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М – научиться понимать в общем, искать и выделять нужную информацию

Л – формирование оценки героев

Поэты о Великой Отечественной войне

88

К.М.Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...». Война и дети.

1

Выразительно читать стихотворения. Давать устные ответы, анализировать.

П- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

М – формировать навыки комментированного чтения, формулировать свою точку зрения

Л - формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны, развитие эстетических чувств

89

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны

1

Анализировать литературное произведение,определять тему и идею произведения, передавать личное отношение.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

М – уметь планировать алгоритм ответа

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

Из зарубежной литературы

13 ч.

90

Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

Выразительно читать фрагменты произведений зарубежной литературы.

П – научиться выразительно

читать балладу, характеризовать героев и их поступки

М – овладеть навыком смыслового чтения

Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

91

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

1

Воспринимать текст литературного произведения.

П – научиться выразительно

читать и пересказывать текст, характеризовать героя и его поступки

М – уметь планировать сотрудничество в коллективе

Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

92

Необычайные приключения Робинзона Крузо. Характер главного героя.

1

Характеризовать героя зарубежной литературы.

П – научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки

М - уметь планировать сотрудничество в коллективе , оценивать действия партнера

Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

93

X. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда

1

Пересказывать содержание художественного произведения подробно.

П – научиться выразительно читать балладу, характеризовать героев и их поступки

М –овладеть навыком смыслового чтения

Л - формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

94

В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини

1

Передавать личное отношение к произведению,  характеризовать образ персонажа через чтение.

Л- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М –уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и их обосновывать

95

Наши любимые сказки X. К. Андерсена.

1

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь строить монологич. речь

Л –формирование оценочного отношенияч

96

Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по сказкам X. К. Андерсена.

1

Готовить  письменный ответ на вопрос.

П- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых  объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

М– уметь синтезировать информацию

Л – формирование навыков самоанализа и самоконтроля

97

Ж. Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

1

Выявлять характерные для произведений зарубежной лит-ры темы, образы и приёмы изображения человека.

П – научиться выразительно

читать текст

М – овладеть навыком смыслового чтения

Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

98

М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера»

1

Воспринимать текст литературного произведения.

П – научиться выразительно

читать текст, характеризовать героев и их поступки

М – овладеть навыком смыслового чтения

Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

99

Том Сойер и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена

1

Характеризовать героя литературного произведения.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

М – уметь искать нужную информацию

 Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

100

Том и Гек. Том и Бекки.

1

Сопоставлять персонажей литературного произведения.

П-овладение логическими действиями сравнения, синтеза, обобщения, классификации: а) сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; б) группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

М – уметь искать нужную информацию

 Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

101

Дж. Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Становление его характера.

1

Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей.

М – уметь искать нужную информацию

 Л – формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

П- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных  задач

102

Мастерство Дж.Лондона в изображении жизни северного народа.

1

Подбирать цитаты из текста по заданной теме.

П – научиться пересказывать текст, давать характеристику героям и их поступкам

М – применять метод информационного поиска

Л - формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей

103

Итоговый урок-праздник. «Путешествие по стране Литературии 5 класса».

1

Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, готовить устные ответы.

П – обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

М - уметь искать нужную информацию

Л- формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

104

Итоги года. Задание на лето.

1

Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.

П - обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

М - уметь искать нужную информацию, синтезировать для составления ответа

Л- формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувств других людей.

105

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задания для летнего чтения

1

Развёрнутый устный ответ, подбирать цитаты, убедительные аргументы.

П - обобщить и систематизировать полученные знания, закрепить умения и навыки

М - уметь искать нужную информацию, синтезировать для составления ответа

Л– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина

Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...

Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина

рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной

Рабочая программа по литературе 6 класс к учебнику по ред. Коровиной...

Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на базе примерной программы основного общего образования в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения. Данная рабочая программа...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий 8 разделов: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое пл...

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я. Коровиной

Данная рабочая  учебная программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:...