Урок литературы "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон" (5 класс)
презентация к уроку по литературе (5 класс)

Юлия Викторовна Федорова

Уроку литератур "Рассказ Саши Черного "Игорь-Робинзон"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы

в 5  классе

Технологическая карта урока

Тема

Рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон»

Цели деятельности учителя

1. Закрепить навык определения идейного содержания, построения и системы образов рассказа.

2. Отработать навыки работы обучающихся с элементами комплексного анализа, навыков сравнительной характеристики героев.

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки, способности не теряться в экстремальной ситуации, стремления достичь цели.

Цели деятельности обучающихся

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые образовательные результаты

 Предметные:

  • Уметь анализировать произведение.
  • Уметь определять идейное содержание, построение и систему образов рассказа.
  • Уметь сравнивать героев разных произведений.

Личностные:

  • Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
  • Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Методы и формы обучения

анализ произведения с помощью  кластера

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

презентация по теме урока

Основные понятия

юмористический рассказ, система образов

Учебник

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1.Организационный  

Эмоциональное вхождение в урок

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя:

Прозвенел звонок в срок.

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё в порядке?

И учебник, и тетрадки?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Приветствуют учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества.

2. Мотивация к учебной деятельности. Стадия вызова.

Анализ заголовка по особым вопросам.

Актуализация имеющихся знаний.

Побуждение интереса к получению новой информации.

- Назовите антоним слова «белый», и вы сразу догадаетесь,   с произведением какого писателя  мы с вами будем работать.  

- Ну, раз уж начали с Чёрного, то и продолжим Чёрным.

Внимание! Перед Вами Чёрный ящик.  Я буду доставать по одной вещи, а вы попробуйте догадаться, какому человеку эти вещи могли принадлежать. (компас, ракушка, бутылка с запиской)

Загадки

Компас

И в тайге, и в океане 
Он отыщет путь любой. 
Умещается в кармане, 
А ведёт нас за собой.

Бутылка с запиской

Старой мерой,

Была на Руси,

Стеклянный сосуд,

Это что? Подскажи!

Ракушка

Ветру, чайкам тихо вторя,

Волны шепчутся прибоя -

Приложи ее лишь к ушку!

Море спряталось в...

Сундук

Недавно клад мы отыскали,
Еле-еле откопали.
Так приятен монет звук,
Когда целый их ... .

- Что Вы знаете о Робинзоне?

  (Герой романа Даниэля Дефо «Приключения Робинзона Крузо»). 

      Главный герой в результате кораблекрушения попадает на необитаемый остров. Приключения Робинзона Крузо: спас Пятницу, наблюдал за дикарями-каннибалами, боролся с пиратами.

       Главная цель героя романа – выжить.  Роман о моряке из Йорка, выжившем при кораблекрушении и проведшем на необитаемом острове 28 лет, основан на реальных событиях. Считается, что прототипом своего героя английский писатель Даниэль Дефо избрал шотландского моряка Александра Селкирка.

Жизнь так непредсказуема! Никто из нас не застрахован от  случайностей, приводящих к различным экстремальным ситуациям. Вот вы только что плыли на комфортабельном корабле и вдруг оказались на острове (как Робинзон Крузо) в условиях, казалось бы, несовместимых с вашей жизнью. Но разве вам всё равно, сколько лет вы проживёте – пять или пятьдесят? Выжить в экстремальных условиях может любой человек. Ведь все мы способны сделать во сто крат больше, чем предполагаем. Но надо знать, что делать. Умение рождает уверенность. А уверенность поможет выжить в любой, самой экстремальной ситуации.

Так, Робинзон за время жизни на острове овладел множеством ремёсел (специальностей): охотник, строитель, зверолов, пастух, земледелец, пекарь, гончар, портной, рыболов, плотник.

Участвуют в диалоге с учителем.

Отвечают на вопросы.

Строят высказывания.  

Групповая, фронтальная

Личностные: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание.

Коммуникативные: строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные: постановка, формулирование и решение проектной задачи

 

3. Актуализация знаний.

 Работа с литературоведческими терминами.

 

- Назовите, пожалуйста, имя автора и  рассказ, который вы прочитали дома.

Сегодня мы продолжим наш разговор о творчестве Саши Чёрного и поговорим ещё об одном рассказе – «Игорь – Робинзон».

Какова же тема произведений Саши Черного? О чем или о ком поведал нам автор? (О детях для детей. Детские фантазии, мечты, воплощенные в реальность).

- Какие эмоции они вызвали у вас? (Читать эти рассказы весело, смешно, увлекательно)

- Как называются такие рассказы?  (Юмористические)

- Давайте вспомним, что такое юмор?  (Юмор – добрый смех)

- Ребята, на доске схемы с определениями. Давайте прочитаем, что на них написано. (Определения учащимся знакомы, они сталкивались с ними при изучении творчества А.П. Чехова).

Читают определения «юмор», «ирония».

Юмор - интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комичные, смешные стороны. Чувство юмора связано с умением  обнаруживать противоречия в окружающем мире. В широком смысле - всё, что может вызвать смехулыбку и радость.

Ирония - сатирический приём, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) явному смыслу. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

 

Его стихи читала вся Россия!

Все думали: анекдотист,

Но это ли его стихия,

Хоть и по духу юморист?

Он был серьёзен, погружён в себя.

И не похож на зубоскала,

Тревога, горький смех — его стезя,

Действительность его терзала.

Так печально и смешно

Саши Чёрного перо.

Отвечают на вопросы. Выделяют главное. Работают с понятиями.

Задают вопросы для уточнения информации.

Фронтальная

Регулятивные: ориентирование в ситуации, прогнозирование.

Познавательные: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении,  владение монологической и диалогической

4. Целеполагание.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

  - Я подготовила для вас вот эти рисунки (слайд)

- Посмотрите на них и подумайте, какая история связывает их с прочитанным вами рассказом?

- Подумайте и сформулируйте тему нашего урока.

- Какие цели мы поставим перед собой? (проанализировать содержание произведения и образ главного героя) 

О том, к чему могут привести игры и как вести себя в трудных ситуациях, мы поговорим на уроке.

Сегодня на уроке мы должны будем выстроить схему развития сюжета и сделать выводы.

Выдвигают предположение о теме урока.   Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.

Определяют задачу.

 

   

 Фронтальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

5. Открытие нового знания.  

Получение информации на основе приёма чтение с остановками.

Выявление уровня прочитанности произведения, уровня внимательности к деталям произведения, анализ основных событий и деталей произведения.

1. Проверка первичного восприятия учащимися рассказа.

- Понравился ли вам рассказ?

- Что показалось интересным?

- Почему рассказ называется «Игорь – Робинзон»?

 - Кто дает ему прозвище «Робинзон» и почему? (Автор, т.к. Игорь оказывается один на островке среди озера, и никто не знает, что он там. Игорь оказывается в сходной с Робинзоном ситуации.)

2. Викторина по рассказу Саши Чёрного «Игорь-Робинзон» 

В любой ситуации, в том числе и в экстремальной, человеку необходимо такое важное качество как внимательность. И я проверю вашу внимательность по прочтении книги.

Ответьте мне на вопросы викторины:

  1. С кем мама Игоря ушла «в соседнее местечко за покупками»? (экономка)
  2. Почему мальчика не взяли за покупками? (слабый, устанет)
  3. Куда отправился папа Игоря? (Париж)
  4. Как звали кухарку в доме Игоря? (Настя)
  5. Бюст какого писателя Игорь вылепил из куска теста, выпрошенного у кухарки? (Гоголь)
  6. Что случилось с бюстом Гоголя? (съел индюк)
  7. Какого цвета был галстук у Игоря? (красный)
  8. Что случилось с лодкой, прицепленной к пристани? (цепочка лопнула)
  9. Куда вынесло лодку? (на остров)
  10. Большой ли был остров? (чем меньше мальчик, тем просторнее клочок земли)
  11. Что случилось с лодкой? (уплыла)
  12. Кого Игорь увидел на острове? (кроликов, осу, крысу)
  13. Как он сумел отвязаться от осы? (положил на пень сладкую обёртку)
  14. В кого Игорь запустил камнем? (крыса)
  15. Почему Игорь боялся крысы? (думал, что приплывёт ночью и отгрызёт уши)
  16. Кто приснился Игорю? (крокодил)
  17. Кто приплыл на выручку мальчику? (пудель Цезарь)
  18. Кто спас маленького Робинзона? (садовник)
  19. Что было написано в записке, которую Цезарь отдал садовнику?
  20. На каком языке Игорь написал записку? (французском)
  21. Как звали садовника? (Жибер)
  22. Кем по национальности был Жибер? (бельгиец)
  23. Как он приблизил лодку к берегу? (бросил в лодку привязанный верёвкой камень)
  24. Чем мальчик наградил пуделя? (картонной золотой медалью)

- Все ли слова в тексте вы поняли?  Если мы не знаем значение слов, то где мы найдем его? (слайд)

Экономка - нанятая за плату женщина, ведущая домашнее хозяйство; 

Кушак – пояс;

Английская булавка – безопасное приспособление в виде иглы, соединённой со стержнем, имеющим на конце крышку.
-
Докажите, что главный герой читал роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» (инд. сообщение ученика)

Отвечают на вопросы викторины.

Совершенствуют навыки  безошибочного чтения.

Внимательно слушают, дополняют и оценивают работу.

Индивидуальная, групповая

Личностные: развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Коммуникативные: формирование навыков речевой деятельности. Освоение способов совместной деятельности.

 

 6. Беседа по содержанию рассказа и составление схемы.

Фронтальная беседа.

Анализ эпизодов текста. Работа с художественными деталями текста.

Составление кластера.

  Работа со схемой

1. Кто главный герой рассказа?  

- Игорь. Занести в схему

2. Почему он решил идти на пруд? Как это его характеризует?

- Играть было не с кем, а там была лодка.. Он по характеру активный, подвижный, непоседливый, фантазёр Занести в схему

3. В какую игру он играет?

- В адмирала. Занести в схему

4. Какие детали на это указывают?

- Флаг из носового платка, лупа, качает лодку.

5. Как вы думаете, откуда он знает, что должно быть у адмирала?

- Из книг

6. Чем закончилась эта игра?

- Лодку сорвало и унесло на середину пруда. Занести в схему

7. Как ведёт себя Игорь?

- Не растерялся, пытается спасти положение. Занести в схему

8. Что делает Игорь на острове? (Пересказать и прокомментировать)

- Осматривает владения, зовёт на помощь, задумывается, как будет ночевать, придумывает план спасения.

1. Когда осматривает владения, что он себе представляет? (зачитать)

- Когда осматривает владения, фантазирует о кладе, о подземных катакомбах. Занести в схему

2. Когда зовёт на помощь, что при этом слышит?

- Зовёт на помощь, а сам при этом слышит, как мычит корова, лопочет индюк. Занести в схему

3. Когда задумывается о ночлеге, на что при этом обращает внимание?

- Задумывается, как будет ночевать, а сам при этом обращает внимание на кроликов, на осу, на крысу, думает о щуке. Занести в схему

4. Когда придумывает варианты спасения, реальны ли они или игровые?

- Придумывает план спасения нереальный, что к нему прилетит аэроплан и т.д. Занести в схему

9. Почему автор подчёркивает, что глаза были заплаканные?

- Потому что ему было страшно.

10. Как это ещё подчёркивает автор?

Игорь видит страшный сон.

11. Как спасается Игорь? Перескажите от 1-го лица.

(ученик от первого лица пересказывает историю спасения Игоря) Занести в схему

12. Как заканчивается рассказ?

- Игорь мастерит медаль своему спасителю. Занести в схему

13. Вспомните, почему взрослые не взяли Игоря с собой?

- Потому что он слабый, невыносливый.

14. Правы ли были взрослые?

- Нет.

- Какие чувства испытывает Игорь, оказавшись один на островке?

- А почему «тяжело быть Робинзоном»?

- Какие неприятности могут ожидать мальчика?

Пересказывают и комментируют эпизоды.

Находят ответ в тексте и выразительно читают эпизоды.

Применяют полученные знания на практике.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Доказывают, что главный герой читал роман Даниеля Дефо «Робинзон Крузо».

Рассматривают иллюстрации, соотносят с текстом рассказа.

Работают с презентацией.

Ученик от первого лица пересказывает историю спасения Игоря.

В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Развитие мыслительной деятельности. 

Совершенствование устной речи. Формирование нравственных качеств.

Физкультминутка

  • На острове поднялся ветер. (Трут ладони). 
  • Начинает капать дождь. (Щелканье пальцами) 
  • Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
  • Начинается настоящий ливень. (Хлопки по ногам). 
  • Стихает дождь. (Хлопанье ладонями по груди).
  • Редкие капли падают на землю. (Щелканье пальцами). 
  • Солнце! (Руки вверх). 

7. Создание проблемной ситуации.

Сопоставление образов Игоря и Васютки из рассказа «Васюткино озеро».

Обмен  мнениями по проблеме.

Составление кластера

Проблемный вопрос: Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?

Сопоставление образов Игоря и Васютки из рассказа «Васюткино озеро».

- А с каким мужественным юным героем, вашим ровесником, мы познакомились совсем недавно? (Дети отвечают - Васютка из произведения «Васюткино озеро» В.Астафьева.- Можно ли сказать, что Игорь и Васютка - братья по несчастью?)

- Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами сравним двух героев: Игоря и Васютку из рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро».

Мы и прежде с вами делали сравнительную характеристику героев. Только это были герои одного произведения, а сегодня поговорим о героях разных произведений. И снова воспользуемся схемой, т.к. она поможет нам ответить на наш проблемный вопрос и определить основную идею произведения. (Каждый ответ заносится в схему). 

1. Что объединяет этих героев?

Оба оказались в затруднительном положении. Занести в схему

2. Как ведут себя герои, оказавшись в затруднительном положении? Какие качества своего характера проявляют?

- Думают о своём спасении. Непоседливость, любознательность, наблюдательность, страх и отчаяние, желание спастись, вернуться, способность к размышлениям, связь с природой, знания.

3. Кому было труднее?

- Васютке

4. Почему?

- Игорь оказался недалеко от дома, а Васютка один на один с тайгой Занести в схему

5. Сколько времени провёл на острове Игорь, а сколько Васютка в тайге?

Игорь был на острове всего несколько часов, а Васютка в тайге почти пять суток, ему пришлось даже ночевать в тайге, добывать себе еду. Занести в схему

6. Откуда черпает свои знания Игорь, а откуда Васютка?

Игорь скорее всего из книжек, т.к. он хорошо знает, как вёл себя Робинзон Крузо, знает и про Пятницу. А Васютке помогают его воспоминания о том, что говорила ему мать, какие таёжные законы существуют, рассказы старших из жизненного опыта. Занести в схему

7. Как спасается Игорь, а как Васютка?

- Игоря спасает пудель и садовник, а Васютка сам спасается. Занести в схему

Чем было данное происшествие для Игоря, а чем для Васютки?

- Для Игоря это приключение, игра, а для Васютки - жизненное испытание. Занести в схему

Проводят  сопоставительный анализ героев разных произведений.

Отвечают на вопросы.

Составляют схему. 

Выполняют работу в парах.

Индивидуальная, парная

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности;

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы;

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления, выбирают свой уровень задания.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

8. Этап генерации идей  (Фаза «мечтателя»).

Составление плана спасения

Когда человек попадает в экстремальную ситуацию, угрожающую его жизни или здоровью, возникает естественная реакция человека - страх. Страх за своё здоровье, страх за свою жизнь. Иногда страх может перерасти в панику, когда человек начинает необдуманно совершать какие-либо действия и поступки, которые могут наоборот, привести к его гибели, а не спасению! Поэтому, запомните, что в какую бы экстремальную ситуацию вы бы не попали, нужно в первую очередь успокоиться, оценить обстановку, оценить свои силы, составить план своих действий и действовать! Только это поможет вам выжить.

- Какая пословица есть в русском языке, соответствующая этому выражению? (Слезами горю не поможешь)

И я предлагаю вам, ребята, побыть в роли знатока ОБЖ (основ безопасности жизнедеятельности).

План спасения.

-  Придумайте свои планы спасения Игоря  с необитаемого острова. Работаем в парах (или группе по четыре человека), но идею от группы должны выдвинуть одну. Берём фломастер, пишем план спасения на листе. (Учащиеся предлагают свои планы спасения с острова). 

- Какой из этих вариантов вам кажется наиболее реальным?

- Как вы думаете, что произойдёт дальше?  

Любой человек  может в любую минуту оказаться в сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

– Какие черты характера  помогают выжить в экстремальных условиях и пригодятся сегодня каждому современному человеку? (Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм, смелость,

настойчивость).

 Обсуждают и составляют план спасения в экстремальной ситуации.

Работа в группах

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Развитие мыслительной деятельности.

Формирование нравственных качеств.

9. Построение проекта выхода из затруднения.

Коммуникативное взаимодействие на основе анализа произведения.

Заключительная беседа по вопросам.

Серьёзно ли автор называет своего героя Робинзоном?

- С юмором, т.к. то, что случилось с ним нельзя назвать серьёзным приключением.

- Кого можно назвать настоящим Робинзоном?  (Васютку).

Сделаем вывод: какова основная идея этого рассказа?  И вновь нам помогут в этом народные пословицы.

Какие пословицы передают основную идею рассказа?

  1. Где хотенье, там и уменье.
  2. Важна смелость, да нужна и умелость.
  3. Кто идёт вперёд, того страх не берёт.
  4. Кто мечтает о победе, тот не думает о страхе.
  5. Кто смел, то и цел.
  6. Под лежачий камень вода не течёт.
  7. Кто не рискует, тот не выигрывает.
  8. Кто хочет, тот и может.
  9. На баловство то он смел, а как делать, так в лужу сел.
  10. Хорошо то, что хорошо кончается.

Главная мысль рассказа «Игорь-Робинзон»: Никогда не надо отчаиваться и паниковать, выход всегда найдется.

Чему учит рассказ «Игорь-Робинзон»? 

Рассказ учит быть осторожным, предусмотрительным, думать о последствиях своих поступков.

Учит не баловаться на воде.

Учит не терять надежду и находить выход из любой ситуации.

Учит настойчивости и упорству.

Учит быть благодарным к тем, кто тебе помог.

Отвечают на проблемный вопрос

Выбирают пословицы, передающие основную идею рассказа. Объясняют свой выбор.

Фронтальная

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.

Коммуникативные: освоение способов совместной деятельности.

Познавательные: делать выводы, обобщения; осуществлять самоконтроль и самооценку; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

10. Проверка домашнего задания. Творческое задание - создание проекта «Детские игры» и его защита

Знакомство с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.  

         Мы познакомились с творчеством писателя Саши Чёрного и  говорили о том, что он стал преимущественно детским писателем. Самая известная книга – «Детский остров». Это сборник остроумных, озорных и мудрых произведений, написанных с юмором. Своими рассказами он хотел сказать, что важной частью жизни ребёнка является игра, что важно не только хотеть играть, но и уметь играть. Об этом мы говорили, когда читали его рассказ «Кавказский пленник».

- Можно ли сказать, что автор данного произведения, называя своего героя Игорем-Робинзоном, предлагает нам, читателям, как бы поиграть в приключение?  

- Дома  вы  вспомнили  виды детских игр, в какие игры вы любите играть составили интересные истории, придумали, каким образом разместить иллюстрации на листе А4.

 Защита своих творческих работ

Работа в группах 2-4 человека. Фронтальная.

Познавательные: Устанавливают взаимосвязь между объёмом полученных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

11. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация осмысления полученной информации.
Побуждение учащихся к расширению информационного поля.

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Где можно применить новые знания?

Урок
- заставил задуматься…
- навёл меня на размышления…
- Что нового я узнал на уроке?
- Что я считаю нужным запомнить?
- Над чем ещё надо поработать?

Синквейн

Васютка

Самостоятельный, находчивый

Заблудился, отчаялся, нашел выход

Бояться несчастья – счастья не видать

Игорь-Робинзон

Любознательный, благородный

Уплыл, всплакнул, обрадовался

Важна смелость, да нужна и умелость

(прослушивание песни А. Пугачёвой «Робинзон»)

Обмен мнениями по изученной проблеме.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
 Определяют своё эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листы достижений.

Индивидуальная, групповая.

Личностные: способность к самооценке; понимают, в чём значение знаний для человека; приобретают мотивацию процесса образования; стремятся к приобретению новых знаний и умений.

Регулятивные: оценивают свою работу.  

10.  Домашнее задание.

Объяснение  задания на дом.

 Написать памятку о том, какие правила надо соблюдать, когда попадаешь в экстремальную ситуацию.

Ученики слушают учителя и записывают домашнее задание.  

Фронтальная.

Осознание своей учебной деятельности.

Выбирают и записывают домашнее задание.

Личностные: формировать привычку к самоконтролю.

Познавательные: применение полученных знаний на практике.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс.

Внедрение современных технологий на уроке музыки. Открытый урок в форме мастер - класса по внедрению в урок музыки новых технологий в рамках реализации ФГОС. Тема урока: «Вторая жизнь песни» 5 класс....