Художник и "страшный" мир в повести Н.В. Гоголя "Невский проспект". Конспект урока.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

В разработке представлен конспект урока по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект", а также презентация к этому урока. В ходе урока учащиеся с помощью анализа образа Невского проспекта в разное время суток смогут постичь идейный замысел художественного произведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                      Ход урока

       Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное вводное слово учителя

Ребята, на втором уроке мы продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя

изучать творчество Н.В.Гоголя. Запишите в тетрадях тему урока.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Слайд с датой и темой урока

2. Изучение нового материала

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее  слово учителя

Вы знаете, что к циклу «Петербургские повести» относятся произведения: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос», «Шинель». Сам писатель не объединял их в особый цикл. Все они написаны в разное время, не имеют общего повествователя или вымышленного издателя, однако, вошли в русскую литературу и культуру как художественное целое, как цикл. Почему же произошло объединение повестей в цикл? Это произошло потому, что повести объединены общностью тематики (жизнь Петербурга), проблематики (отражение общественных противоречий), схожестью основного героя («маленький человек»), целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества) Записывают в тетради.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Сегодня на уроке мы будем работать с одной из повестей петербургского цикла, а именно с повестью «Невский проспект».

 Назовите главных героев повести «Невский проспект».

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Художник Пискарёв, поручик Пирогов, Невский проспект

Верно, невский проспект – это ещё один герой повести и герой, пожалуй, самый главный. Повесть начинается и заканчивается описанием невского проспекта, который в повести олицетворяет весь Петербург.

К этому образу уже обращался Пушкин в «Медном Всаднике», а Гоголь расширяет и углубляет эту тему.

Каким же представлен Невский проспект, а, следовательно, и весь Петербург в повести Гоголя?  Какое место в нём занимает человек, человеческая личность? Как он изображён?

Повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта!»), но постепенно эта мысль у автора развивается и  совершенно меняется в финале произведения.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

Гоголь представляет нам Невский проспект, начиная с раннего утра до позднего вечера. Давайте посмотрим, каким представлен Невский проспект  в разное время суток и сделаем общий вывод о характере этого образа.  Зарисуйте схему в тетрадь.

Работать с текстом будем по частям. Сначала описание утра на Невском проспекте от  слов «начнём с самого раннего утра»  и до «хотя бы воротнички слишком далеко высунулись из вашего галстука - никто не заметит». Прочитайте фрагмент. Подумайте над вопросами:

1.Какое сословие изображает автор?

2.Как эти люди относятся друг к другу?   Есть ли у них какие - то индивидуальные черты? Чем для них является Невский проспект?

Заполните схему.

Спросить устно, потом всем записать со слайда.

Утро

Изображено низшее  социальное сословие. (Дворники, нищие). Каждый занят самим собой,  торопится по своим делам.  У персонажей нет индивидуальных черт, они не видят друг и не замечают друга. Это улей, муравейник. Невский проспект, он является для них только средством.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо. Запись в тетради

Хорошо, теперь прочитайте фрагмент, посвящённый дню на Невском проспекте со слов «всё, что вы не встретите на Невском проспекте исполнено приличия…» и до слов « но бьёт три часа и выставка оканчивается, толпа редеет..»

Подумайте над вопросами:

1.Как изменился Невский проспект?

2.Кто или что его наполняет? Как изображён человек?

3.Какой художественный приём использует автор?

Сначала устно проговариваем, потом записывают в схему.

День

Невский проспект наполнен аристократами, но это  не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии.) Автор вводит приём метонимии. ( Вместо целого изображена часть). Для обозначения человека автор использует неодушевлённые существительные с лексическим значением «часть тела» или «предмет гардероба». Тем самым Гоголь хочет показать, что в этом мире важна не личность, не душа человека, а нечто второстепенное. Человек уподобляется вещи, превращается в вещь.

Хорошо. Теперь вечер. Прочитайте фрагмент текста со слов «но как только сумерки упадут на дома и улицы» до слов «всегда в немецких сюртуках гуляющих целою толпою».

Подумайте над вопросами:

1.Как изменился Невский проспект с наступлением сумерек?

2. Меняется ли авторский подход в изображении человека? Вечерний Невский проспект

Невский проспект изображён как призрачный, иллюзорный, искажающий действительность. У персонажей нет индивидуальных черт. Автор изображает тени, чины, части тела.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: обобщающее

Сначала устно проговариваем, потом записываем.

Хорошо. Мы делаем вывод, что Невский проспект меняется на протяжении суток, но что остаётся неизменным? Изображение человека. Гоголь поднимает проблему  обезличивания человека, который теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Достаточно сказать о мундире, фраке, шинели, усах, бакенбардах, чтобы дать исчерпывающее представление о пёстрой петербургской толпе. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург. Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека.  Какое бы  социальное сословие не изображал Гоголь, человек остаётся  вещью, абстрактным понятием.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо. Запись в тетради

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

После описания Невского проспекта автор знакомит читателя с историей Пирогова и Пискарёва – это 2 главных сюжетных эпизода, 2 части общей картины Невского проспекта и Петербурга.

В.Г. Белинский писал: «Пирогов и Пискарёв – какой контраст. И какое действие производит этот контраст! ».

Сначала устно проговариваем, потом записывают.

Давайте выясним , в чём он проявляется и составим сравнительную характеристику персонажей по плану:

1.Род занятий (Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность).

2.Портрет (Пискарев «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства» Пирогов «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство» )

2.Авторская характеристика героев

(сцена преследования)

(Пискарев «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали» Пирогов «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»

4.Финал преследования

 Пискарева «…нет сил перенести. Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился: глупо, без цели, не видя ничего, не слыша, не чувствуя, бродил он…» 
 Финал преследования
Пирогова «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…» 

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо. Запись в тетради

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: обобщающее

Сделаем вывод.  Что мы можем сказать о характере героев ?

Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков, это романтик, мечтатель идеалист. Реальную жизнь он не видит; не желает видеть, что душа женщины, которая кажется ему прекрасной, опошлилась.  Он беззащитен перед «страшным, пугающим, обезличенным миром», в котором такие возвышенные, творческие люди обречены на гибель. Его мечта о светлой возвышенной любви рушится при столкновении с реальной жизнью. Таким образом, мы видим, что автор затрагивает проблему  столкновения мечты и реальности. Пирогов же лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный, не обременённый поисками каких-либо ценностей. Таким образом, мы видим, что автор затрагивает проблему  столкновения мечты и реальности .  В повести,  с одной стороны, изображена бездуховность Пирогова и и других обитателей проспекта, а с другой стороны, - трагизм положения человека одухотворённого, творческого.

Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная фронтальная

 В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Прочитайте фрагмент со слайда.

Сначала устно проговариваем, потом записывают.

 Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку). Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Письмо. Запись в тетради


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Третье октября Классная работа Художник и «страшный» мир в повести Гоголя «Невский проспект»

Слайд 2

Петербургские повести Гоголя объединены: 1. Тематикой (жизнь Петербурга) 2. Проблематикой ( отражение общественных противоречий) 3.Типом главного героя («маленький человек») 4. Целостностью авторской позиции (сатирическое разоблачение пороков людей и общества).

Слайд 5

1.Какое социальное сословие изображает автор? 2.Как эти люди относятся друг к другу? 3.Есть ли у них какие - то индивидуальные черты? 4.Чем для них является Невский проспект?

Слайд 6

Утро Изображено низшее социальное сословие. (дворники, нищие, рабочие).Каждый занят самим собой, торопится по делам. У персонажей нет индивидуальных черт. Невский проспект похож на улей и является для горожан только средством для достижения определённых целей.

Слайд 7

1.Как изменился Невский проспект? 2.Кто или что его наполняет? 3.Как изображён человек? 4.Какой художественный приём использует автор при его изображении?

Слайд 8

День Невский проспект наполнен аристократами, но это не люди, а маски. Бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки, сюртуки, носы, талии.) Автор вводит приём метонимии. ( Вместо целого изображена часть). Для обозначения человека автор использует неодушевлённые существительные с лексическим значением «часть тела» или «предмет гардероба». Тем самым Гоголь хочет показать, что в этом мире важна не личность, не душа человека, а нечто второстепенное. Человек уподобляется вещи, превращается в вещь.

Слайд 9

1.Как изменился Невский проспект с наступлением сумерек? 2. Меняется ли авторский подход в изображении человека?

Слайд 10

Вечер Невский проспект изображён как призрачный, иллюзорный, искажающий действительность. У персонажей нет индивидуальных черт. Автор изображает тени, чины, части тела.

Слайд 11

Общий вывод Н а протяжении суток Невский проспект меняется, но неизменным остаётся изображение человека. Какое бы социальное сословие и какое бы время суток не изображал Гоголь, человек остаётся вещью, абстрактным понятием. Гоголь поднимает проблему обезличивания человека, который теряя свою индивидуальность , сливается с безликим множеством таких же, как он, людей.

Слайд 12

1. Род занятий 2. Портрет 3.Авторская характеристика героев(эпизод преследования) 4. Финал преследования

Слайд 13

Вывод Автор поднимает проблему столкновения мечты и реальности . Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ пошлого, бездуховного Пирогова противопоставлен трагическому образу романтика и мечтателя Пискарева, который обречён на гибель в «страшном», пугающем его мире.

Слайд 14

«О , не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется… Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Слайд 15

Вывод: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Урок литературы в 8 классе по повести Н.Гоголя "Невский проспект"

Урок построен по традиционной схеме: повторение, анализ эпизодов и содержания, итог. Включены задания творческого характера: литературный диктант, инсценирование, выразительное чтение наизусть....

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести.

8 класс. Конспект урока по теме: «Шинель» - одна из петербургских повестей Н.В.Гоголя. История создания повести....

План-конспект урока литературы на тему "Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин" (разбор 3—5 глав повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

Цели и задачи: проследить путь духовного становления Гринева; разви­вать навыки анализа текста, выразительного чтения и пересказа.Методические приемы: сжатый пересказ, аналитическая бесе­да, в...

Конспект урока в 8 классе по разделу: «Eine Reise durch die Bundesrepublik Deutschland». Тема урока: «Чтение текста из рекламного проспекта «Мюнхен» с извлечением основной информации. Рассказ о Мюнхене». (УМК И. Л. Бим)

Цель урока: расширить представление учащихся о Мюнхене, его достопримечательностях; учить разным видам работы с текстом, привлекать дополнительную информацию (страноведение), использовать изучаемый ма...