Типология женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского.
статья по литературе (10, 11 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

В данной статье предложен один из возможных вариантов классификации женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского. В основе классификации - речевое поведение и характер героинь. Каждому из представленных типов женских образов даѐтся развернутая характеристика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 82-31

 Афанасьева И.С.

г. Новокузнецк (Россия)

ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В  ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Аннотация. В данной статье предложен один из возможных вариантов

классификации женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского. В основе классификации - речевое поведение и характер героинь. Каждому из представленных типов женских образов даѐтся развернутая характеристика.

Ключевые слова: типология, женский образ, речевое поведение героини, характер героини.

Abstract. In this article we propose one of possible variants of the classification of fe-male images in the works of F. M. Dostoevsky. The classification - verbal behaviour and character of the heroines. Each of the types of female images is given in detail.

Key words: typology, female character, speech behavior of the heroine, the character of the heroine.

Как из копеек составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание.

В.И. Даль

Во все времена в честь женщин создавали различные произведения искусства. В музыке, живописи, художественной литературе, архитектуре, кинематографе образ женщины нашѐл своѐ уникальное отражение. В славянской культуре женщина являлась хранительницей домашнего очага, продолжательницей рода, символом жизни и плодородия. Именно поэтому женский образ является одним из самых интересных и при анализе художественных произведений отечественной литературы. В данной статье мы предприняли попытку характеристики женского образа на основе анализа произведений Ф.М. Достоевского. Выбор автора, в первую очередь, был связан с тем, что его произведения входят в школьную программу, а значит, охарактеризованная нами типология женских образов поможет учителю-филологу и учащимся глубже понять авторскую идею и смысл произведения, специфику характеров персонажей, их поступков и речевого поведения.

В научной литературе существуют различные типологии женских образов Ф.М. Достоевского[1]. Мы решили систематизировать все имеющиеся классификации героинь автора и самостоятельно разработали один из вариантов такой типологии. Отметим, что мы рассматриваем не всех героинь автора, которых можно отнести к тому или иному типу, а только некоторых, к анализу которых обращаются при изучении литературы в школьной и вузовской учебной практике. На основании схожих черт характера и речевого поведения мы выделили следующие типы женских образов в произведениях Ф.М. Достоевского:

         1.«Матери ˗ хранительницы домашнего очага»

В этом типе женских образов мы выделяем два подтипа:

А) «Заботливые матери». К этому подтипу мы относим Анну Андреевну Ихменѐву («Униженные и оскорблѐнные»), Пульхерию Александровну Раскольникову («Преступление и наказание»), Софью Андреевну Долгорукую («Подросток»). Это образы женщин-матерей, переживающих о своих детях, нежно их любящих. Это простые, открытые, самоотверженные женщины, беззаветно преданные своим детям и материнскому долгу, что выражается в их поступках и речевом поведении. Также сам автор даѐт им непосредственную оценку, свидетельствующую о высокой нравственности героинь, выделяя в каждом характере какие-либо доминантные черты и качества. Так, описывая А.А. Ихменѐву, автор обращает внимание на такие личностные качества героини, как доброта и простота: «Это была женщина только добрая и ничего больше не умевшая»; «она в свою очередь была с ним (мужем), по простоте своей, даже иногда слишком и неосторожно наружу...» [9].

При описании Пульхерии Раскольниковой Достоевский обращает внимание на такие качества героини, как чувствительность, робость, уступчивость, честность: «Пульхерия Александровна была чувствительна, впрочем не до приторности, робка и уступчива …»; «…но всегда была такая черта честности…, за которую никакие обстоятельства не могли заставить еѐ переступить...» [8].

Описывая Софью Андреевну Долгорукую, Достоевский акцентирует внимание на еѐ постоянной тревожности как следствии переживаний и забот о семье: «Если б она не тревожилась так часто, совсем иногда попусту, пугаясь и схватываясь с места иногда совсем из-за ничего или вслушиваясь испуганно в чей-нибудь новый разговор, пока не уверялась, что все по-прежнему хорошо» [7].

Для их речи характерно наличие эпитетов, иллюстрирующих отношение к детям: «бесценный мой Родя», «милый Родя», «родной». Также характерно наличие ласковых обращений к детям и другим персонажам: «голубчик», «батюшка», «Дунечка», «Родечка». Кроме того, мы обратили   внимание на обилие в речи героинь слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Вот как говорит о своей дочери Анна Андреевна Ихменѐва: «волосики светленькие у ней были… в рубашечке кисейной, так что и тельце просвечивает, и такая она вышла хорошенькая» [9].

         Б) «Страдающие матери бедных семейств»

Героини, принадлежащие данному подтипу, отличаются от героинь предыдущего подтипа тем, что это не кроткие, незлобивые, нежные мате-ри, а иступленные, экзальтированные, порывистые характеры, тяжело и болезненно переживающие бедственное материальное положение своей семьи. Эти героини страдают физическим недугом, который накладывает негативный отпечаток на их характер. К этому подтипу мы относим Сне-гиреву Арину Петровну («Братья Карамазовы») и Катерину Ивановну Мармеладову («Преступление и наказание»). Порывистый, иступленный, болезненный характер данных героинь ярко проявляется в их речи. Например, для речи Катерны Мармеладовой характерно использование бранных слов в отношении супруга: «А! - закричала она в исступлении,  воротился! Колодник! Изверг!..»; «Не понимаете вы меня! – раздражительно крикнула Катерина Ивановна, махнув рукой» [8]. Снегирѐва так же использует слова и пословицы со сниженной коннотацией: «Ах ты, черная ты, – говорю ей, – шпага, ну и кого ты учить пришла?»; «А ты и мала куча, да вонюча» [3].

 2. «Роковые женщины»

 К этому типу мы относим Настасью Филипповну («Идиот»), Гру-

шеньку Светлову («Братья Крамазовы»), Полину Александровну («Иг

рок»). Это своевольные, пылкие, страстные натуры, в некоторой степени деспотичные, властные «инфернальницы», покорительницы мужских сердец. Герои-мужчины находятся у них в подчинении, в рабской зависимости. Своевольный властный характер героинь данного типа реализуется их поступках и речевом поведении. Ведущим для них является речевой жанр приказа. Например, Настасья Филипповна, чувствуя свою власть, своѐ право повелевать мужчинами, говорит: « …Хочешь, я только ему прикажу, и он тотчас же бросит тебя и останется при мне навсегда, и женится на мне, а ты побежишь домой одна?»; «Уйди, Рогожин, тебя не нужно [6].

Грушенька Светлова в своѐм поведении и речи так же показывает своевольный характер и власть над мужчинами: «Мне что захочется, так я так и поступлю»; «Садись в угол (Ракитин) и молчи, как мой лакей»; «Была такая подлая мысль, что хотела его (А.Карамазова) проглотить»[3].

Полина Александровна, как и выше описанные героини, тоже проявляет власть по отношению к мужчинам: «Я приказываю вам молчать»; «Вы непременно должны продолжать игру со мною вместе пополам, и  разумеется —будете» [5].Героини данного типа «играют» своими возлюбленными, часто несут им несчастье, повергают их в состояние аффекта, пробуждают в них «неистовые страсти»: Настасья Филипповна→ Парфѐн Рогожин; Грушенька → Митя и Фѐдор Крамазовы; Полина Александровна → Алексей Иванович.

Таким образом, вышеприведенные характеристики позволяют нам отнести данных героинь к одному (роковому) типу женских образов.

3.«Благородные сердца»

К  этому типу мы относим Соню Мармеладову  («Преступление и наказание»), Варю Добросёлову («Бедные люди»), Наташу Ихменёву («Униженные и оскорблённые»). Это женщины искренние, открытые, склонные во всём оправдывать своих возлюбленных, способные на самоотверженную, беззаветную любовь и преданность, заботу, даже в ущерб собственным интересам. В рамках творчества Ф.М. Достоевского они входят в категорию  «униженных и оскорблённых». Их нищему материальному состоянию автор противопоставляет внутреннее богатое содержание, свойства характера, которые находят воплощение в речевом поведении. Для героинь данного типа характерны речевые жанры обещания, просьбы, клятвы. Например, Соня Мармеладова так выражает свои чувства к Раскольникову: «За тобой пойду, всюду пойду!»; «В каторгу с тобой вместе пойду!» [8]. Варя Добросѐлова, обращаясь в письменной речи к своему другу, пишет следующее: «Ведь я для вас одного и живу, для вас и остаюсь с вами»; «Еще раз умоляю вас, не тратьте на меня столько денег»[2]. Сходные речевые модели мы наблюдаем и у Наташи Ихменѐвой: «А если он бросит меня, я побегу за ним на край света, хоть и отталкивать, хоть и прогонять меня будет»; «Не вини его, не смейся над ним! Его судить нельзя, как всех других» [9]. Кроме того, общим для героинь данного типа является чрезвычайно важный для Ф.М. Достоевского мотив страдания. Мы можем наблюдать это в авторских ремарках, например, при введении реплик Сони Мармеладовой: «– Ох ,как вы мучаетесь! – с страданием произнесла она»; «Ее? «да ка-а-ак же!  протянула Соня жалобно и с страданием»[8]. Аналогичную ситуацию мы обнаружили и при анализе образа Наташи Ихменѐвой: «Она молчала; наконец, взглянула на меня как будто с упреком, и столько пронзительной боли, столько страдания было в взгляде…» [9]. При анализе образа Вари Добросѐловой мы обнаружили семантически близкое слово, которое включает в себя понятие «страдание»: «Я уверена, вы поймете всю тоску мою»[2]. Таким образом, на основании данных признаков мы делаем вывод о принадлежности названных героинь к одному типу.

   

 

4.  «Мятежницы»

К этому типу мы относим Аглаю Епанчину, Лизавету Прокофьевну Епанчину («Идиот»), Дуню Раскольникову («Преступление и наказание»). Героини данного типа отличаются пылким, порывистым, вспыльчивым, необузданным, резким, искренним, но в то же время гордым, независимым, упрямым характером, который не может не отразиться на их речевом поведении. Мы обратили внимание на авторские ремарки в романах Ф.М. Достоевского, которые характеризуют речевое поведение героинь этого типа. Интонация героинь отличается резкостью, безапелляционностью. Эти женщины не терпят возражений. Например, речь Аглаи автор характеризует следующим образом: «Этот человек уверяет, — резко сказала Аглая, когда князь кончил читать, — что слово ― «разорвите все» меня не скомпрометирует…»; «Аглая вдруг ответила холодно, но заносчиво, точно отрезала» [6].

Такое же поведение характерно и для Лизаветы Прокофьевны: «генеральша спрашивала нетерпеливо, быстро, резко» [6]. Кроме того, героини употребляют в своей речевой практике бранные слова, например, Лизавета Прокофьевна: «А ты, батюшка, не более как дурак, извини меня. Ну, довольно, сам понимаешь, я думаю, — отрезала вдруг Лизавета Прокофьевна»[6].

Аналогичное поведение наблюдается и у Дуни Раскольниковой: «Подлец!  прошептала Дуня в негодовании»; «Так чего ж он будет стоить после того! – резко и презрительно ответила Дунечка» [8]. Веским аргументом для отнесения матери и дочери Епанчиных к типу героинь-мятежниц мы считаем также саму характеристику Лизаветы Прокофьевны, которая одновременно является характеристикой Аглаи: «Совершенно, совершенно как я, мой портрет во всех отношениях <...> самовольный, скверный бесенок! Нигилистка, чудачка, безумная, злая, злая, злая!» [6].Таким образом, все вышеперечисленные наблюдения позволяют нам отнести перечисленных героинь к названному типу.

5.«Блаженные»

К этому типу мы относим Лебядкину Марью Тимофеевну (Хромонож-ку) («Бесы»), Лизавету Смердящую («Братья Карамазовы»), Лизавету Ивановну («Преступление и наказание»). Эти характеры не столь чѐтко прописаны автором, но, тем не менее, обладают рядом схожих черт. Если обратиться к  речевому поведению героинь, то наиболее пространно оно прописано у Марьи Лебядкиной. У Лизаветы Ивановны речь крайне мала по объѐму, что, возможно, тоже связано со своеобразием характера героини; у Лизаветы Смердящей она отсутствует совершенно в силу физических недостатков. Поэтому мы не можем опираться на данный показатель, но в то же время обратили внимание на портрет и характеристику героинь данного типа автором (или другими персонажами). Автор обращает внимание на умственную недостаточность героинь (реальную или мнимую), идиотизм. При описании портрета Лизаветы Смердящей, он пишет следующее: «двадцатилетнее лицо ее, здоровое, широкое и румяное, было вполне идиотское…» [3].В дневнике Ставрогина автор устами этого персонажа называет Марью Лебядкину «восторженной идиоткой» [4], а при характеристике Лизаветы Ивановны называет еѐ «чуть не идиоткой» [8]. Героини данного типа отличаются робким, безответным, забитым характером. И как следствие этого характера мы отметили, что все трое подверглись надругательству от героев-мужчин: Марья Лебядкина → Николай Ставрогин, Лизавета Смердящая → Фѐдор Карамазов, Лизавета Ивановна → «поминутно была беременна…», по выражению Н.Н. Наседкина, «становясь жертвой петербургских «карамазовых» [10]. Эти героини покорны, рабски послушны, молчаливы. «Тихая такая, кроткая, безответная, согласная, на все согласная», - пишет автор о Лизавете Ивановне [8]. Таким образом, мы можем говорить о сходстве характеров героинь данного типа, наличии у них типических, схожих черт.

Подводя итоги, отметим, что всех героинь Ф.М. Достоевского можно разделить на определѐнные группы, объединѐнные набором общих черт. Основания же для классификации могут быть различными.

Библиографический список:

         1.Богданова О.А. Спасѐт ли мир красота? Проблема красоты и женские характе-ры в романном творчестве Ф.М. Достоевского [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/spaset-li-mir-krasota-problema-krasoty-i-zhenskie-haraktery-v-romannom-tvorchestve-f-m-dostoevskogo-statya-pervaya/

        2.Достоевский Ф.М. Бедные люди [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/ Dostoevskiy-bednye-ludi/

        3.Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevskiy-bratja-karamazovy/

         4. Достоевский Ф.М. Бесы [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevskiy-besy

         5. Достоевский Ф.М. Игрок [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevskiy-igrok 

           6. Достоевский Ф.М. Идиот [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevskiy-idiot 

           7. Достоевский Ф.М. Подросток [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevsky-podrostok/ 

          8. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevskiy-prestuplenie-i-nakazanie/

         9. Достоевский Ф.М. Униженные и оскорблѐнные [Электронный ресурс]. URL: http://croquis.ru/Dostoevskiy-unizhennje-i-oskorblennje/ 

        10. Наседкин Н.Н. Энциклопедия Достоевского [Электронный ресурс]. URL: http://niknas.hop.ru/4dost/1dost_enz/dost_enz.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-исследования «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-исследование по литературе для 10 класса на тему «Женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»....

Презентация по литературе "Женские образы в произведениях"Горе от ума" и "Евгений Онегин".

Презентация может быть использована для сравнения двух героинь:Татьяны Лариной и Софьи....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ русских сказок"...

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"

Презентация к уроку Изо "Образ человека. Женский образ"...

Женские образы в произведениях великого поэта

Автор рассказывает о женских образах в творчестве А.С. Пушкина...