РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Волшебный мир сказки»
рабочая программа по литературе (5 класс)

Стягова Татьяна Юрьевна

Современное литературное образование,как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплексных воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль. Это рабочая программа внеурочной деятельности по литературе с пояснительной запиской, с предполагаемыми результатами, куда входит календарно- тематический план.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volsh_mir_skazki.docx29.93 КБ
Файл volsh_mir_skazki.docx29.93 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

ГБОУ лицей № 273 им. Л.Ю. Гладышевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Волшебный мир сказки»

для учащихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает

очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни,

практической деятельности. Чтение вершинных произведений  русской литературы и

знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо

осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным

искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных

ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству

словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на

подрастающее поколение, отводится главная роль.

Курс «Волшебный мир сказки» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы

направлен на решение важнейшей задачи современного образования  –  становление

гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.

Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать,

комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сказка  -  это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ

познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир  народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.

Хорошо рассказанная сказка - это ещѐ и начало культурного воспитания.

Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением,

эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения

ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С.

Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения

литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть

свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Но как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.

Назначение курса  –  обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства;

сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения;  содействовать

воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению,

нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи

школьников.

Цели  литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя

возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  1. улавливать основную эмоциональную тональность

художественного текста и динамику авторских чувств;

       2. видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

       3.  соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

    4. анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

    5.  соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи курса:

1.  познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

2. учить детей умению видеть эстетическую сторону текста  и обучить их анализу

произведения;

3.  развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и

устную речь;

4.  прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

1.  оценивать  поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм

и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

2.  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

3.  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

4.  выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов  –  тексты литературных произведений, вопросы и

задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),обеспечивающие

эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами  изучения курса является формирование универсальных

учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться  высказывать  своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

-  учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать

небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

-  оформлять  свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

-  слушать и понимать речь других;

-  выразительно читать и пересказывать текст;

  договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами  изучения курса является сформированностьследующих

умений:

-  воспринимать на слух  художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении

учителя, учащихся;

-  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-  подробно пересказывать текст;

-  составлять устный рассказ по картинке;

-  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-  анализировать художественное произведение;

-  сравнивать произведения разных жанров и авторов;

-  давать характеристику героев.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Сказочные секреты. (5 ч)

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.

Роль сказки в жизни человека,  моральные качества и законы общественной жизни,

“зашифрованные” в сказках.

Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные,

богатырские, авторские.

Истоки народных и авторских сказок: сказители. Собиратели сказок. Герои сказок.

Особенности путешествия героя в "чужой" мир. Миф и сказка.  Связь сказки с

мифологическими представлениями древних славян.  Выражение народного взгляда в

сказках. Понятие сюжета и композиции

Литературоведческие основы сказки: специфика фантастики; характеристика персонажей;

характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.

Законы "сказочного мира": одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание

предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда

обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными

свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные

превращения и обращения; гиперболизация

Раздел 2. Волшебство народных сказок. (12ч)

Особенности русских народных бытовых сказок.  Композиция, сюжет.  «Сбрехал». «Добрый поп».

Сказки о животных.  Особенности русских народных сказок о животных.  Разновидности

сюжетов, особенности вымысла.  Иносказательное выражение человеческого мира.  «Звери в яме», Лиса и дрозд».

Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа, волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы.

Исторические корни русских сказок. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные

особенности жанра.

Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира: общие черты героев: ума,

находчивости, ответственности за принятие решений, силы характера.

Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах,

музыке, в иллюстрациях к сказкам.

Раздел 3. Сказочно-былинный жанр (4ч)

Жанровые особенности былины:  русские народные торжественные песни, жанр устного

народного творчества.  Сказочно  -  былинный жанр. Сказочные приметы: начало сказки,

хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений.

Былина. Мультфильм  «Илья Муромец»: повествование о богатырях, мужественных

защитниках родины, прославление народом силы, смелости, удали, мудрости богатырей, их преданности Родине, картина «Богатыри» М.В. Васнецова.

Раздел 4. Авторские сказки. (19ч)

Отличия и сходства  авторской сказки и народной. Сказка, написанная автором. Вера

сказки в самоценности благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение

Добра, призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Взаимоотношения взрослых и детей, материнская любовь и благодарность детей за нее,

корыстолюбие и наказание за непомерную жадность  ("Сказка о рыбаке и рыбке"  А.С.

Пушкин), умение дружить, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дружишь

(сказка Б.В. Заходера "Серая Звездочка").

Сказки Пушкина бродят по свету. Добрые и злые герои сказок Пушкина.

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского  «Мороз Иванович»  -  чудесные предметы:

пирожок и яблочки,  сказочный персонаж:  Мороз Иванович, говорящий петух,  волшебное место действия:  дом Мороза Ивановича  и народной сказки  «Морозко»,  признаки волшебной сказки: волшебные персонажи  –  Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

Осуждение зависти, злобы и угнетения слабого и беззащитного

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья  –  голова баранья…". Маланья  –

праведница земли Русской…  праведные люди на Руси. Использование автором образов-символов.А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»Анализ и особенности сказки В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»Анализ сказки и характеристика героев.Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей»,«Принцесса Юта и Людоедова бабушка»,«Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Раздел 5. Волшебство сказок зарубежных писателей (14ч)

Сказки братьев Гримм. История жизни братьев Гримм.  «Король  -  Дроздобород».

А.С.Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и  «Белоснежка»  Братьев

Гримм.  Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена. На родине писателя.  «Дикие

лебеди».Знакомый незнакомец. Шарль Перро.

Раздел 6. Моя сказка (14ч)

Календарно – тематическое курса

 «Волшебный мир сказки»

п/п

 Кол-во часов

тема

Что пройдено на уроке

Дата примечание

Сказочные секреты (5)

1

1

Введение. Сказки как вид народной прозы.

Нравоучительный и философский характер

сказок. Роль сказки в жизни человека,

моральные качества и законы общественной

жизни, “зашифрованные” в сказках.

2

Сказочные жанры.

Классификация сказок

(русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские.

Характерные черты каждого вида сказок по классификации.

3

Истоки народных и авторских сказок:

сказители. Собиратели сказок.

4

Миф и сказка. Выражение народного взгляда в

сказках. Понятие сюжета и композиции.

5

Литературоведческие основы сказки.

Законы "сказочного мира".

Волшебство народных сказок (12)

6

Виды народных сказок.

Исторические корни

русских народных сказок, особенности их

построения, языка, героев.

7

Социально-бытовые сказки. Особенности

русских народных бытовых сказок.

Разновидности сюжетов, особенности

вымысла. Скрытый подтекст народной сказки,

еѐ мудрость.

8

Социально-бытовые сказки. «Сбрехал». «Добрый поп».

9

Сказки о животных. Особенности русских

народных сказок о животных.

Разновидности

сюжетов, особенности вымысла.

Иносказательное выражение человеческого

мира.

10

Сказки о животных. «Звери в яме», Лиса и дрозд».

11

Законы волшебной сказки. Мотивы русской

волшебной сказки. Признаки волшебной

сказки:

Признаки волшебной

сказки:борьба добра со злом, волшебные

числа, волшебные события, волшебные

существа, волшебные предметы.

12

13

14

Художественный мир волшебной сказки

«Василиса Прекрасная»

15

Сопоставление и анализ русских сказок и

сказок народов мира: общие черты героев: ума,

находчивости, ответственности за принятие

решений, силы характера.

16

17

Викторина «Такие разные сказки».

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах,

музыке, в иллюстрациях к сказкам.

Сказочно-былинный жанр (4)

18

Сказочно – былинный жанр.

Жанровые особенности былины.

Сравнение богатырской сказки и былины.

19

Богатырская «Сказка про Илью Муромца

20

21

Интегрированный урок по литературному

чтению и изобразительному искусству

по теме «Богатыри».

Авторские сказки (19)

22

Авторские сказки. Сходства и различия авторской сказки и народной.

23

Сказка В.Ф.Одоевского«Мороз Иванович»

24

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского«Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».

25

Сказка Лескова «Маланья – голова баранья…»

26

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской…

27

28

 А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»

Выразительное чтение

29

Анализ и особенности сказки

30

31

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Выразительное чтение

32

Анализ сказки и характеристика героев.

33

Сказка Б.В. Заходера "Серая Звездочка"

34

Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей»

Выразительное чтение

35

«Принцесса Юта и Людоедова бабушка»,

Выразительное чтение

36

«Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Выразительное чтение

37

Анализ сказки.

Пересказ любимого эпизода

38

Сказки Пушкина бродят по свету

39

40

Игра «Волшебный мир пушкинской сказки».

Волшебство сказок зарубежных писателей (14)

41

42

Сказочники мира так прекрасно разны!

Сказки братьев Гримм. «Король -Дроздобород». «Госпожа Метелица».

43

«Белоснежка» Братьев Гримм.

Прочитать любую сказку Братьев Гримм

44

Любимая сказка Братьев Гримм

45

А.С.Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях»  и «Белоснежка» Братьев

Гримм. Сравнительный анализ.

46

Игра КВН. «Волшебная страна братьев

Гримм».

47

Чудесный сказочник. Особенности

литературной сказки Г. Х. Андерсена. На родине писателя.

48

«Дикие лебеди». Сюжет, композиция, главные

герои. Подвиг главной героини.

49

Любимая сказка Андерсена

50

Викторина по сказкам Андерсена

51

Знакомый незнакомец. Шарль Перро.

52

Любимая сказка Шарля Перро

53

Викторина «Волшебные сказки Шарля Перро».

54

Схожесть сказок мира.

Моя сказка (14ч)

55

Особенности волшебной сказки, композиция, сюжет

56

Герои волшебной сказки

57

Выбор сюжета, собирание материалов для волшебной сказки.

58

 Работа над созданием сказки.

59

Работа по тексту

60

Иллюстрации к своей сказке

61-62

Представление и обсуждение сказок.

63

64

Моя сказка на школьную тему: обдумывание сюжета и композиции

65

66

Представление и анализ своего проекта

67

68

Урок – обобщения «До свидания, сказка!»



Предварительный просмотр:

Санкт-Петербург

ГБОУ лицей № 273 им. Л.Ю. Гладышевой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

«Волшебный мир сказки»

для учащихся 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает

очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни,

практической деятельности. Чтение вершинных произведений  русской литературы и

знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо

осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным

искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных

ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству

словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на

подрастающее поколение, отводится главная роль.

Курс «Волшебный мир сказки» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы

направлен на решение важнейшей задачи современного образования  –  становление

гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества.

Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать,

комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Сказка  -  это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ

познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя пятиклассников в народный язык, мы открываем ему мир  народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.

Хорошо рассказанная сказка - это ещѐ и начало культурного воспитания.

Известно, что учащиеся 5 класса отличаются более сильным воображением,

эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно здесь учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения или произведения устного народного творчества, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

Курс литературы уже в 5 классе предоставляет много возможностей для включения

ребят в исследовательскую деятельность. Например, в период изучения сказок А.С.

Пушкина, В.А.Жуковского и других возникает вопрос: «Какова история рождения

литературных и авторских сказок?». Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть

свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. Но как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание.

Назначение курса  –  обучение учащихся пониманию литературы как вида искусства;

сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения;  содействовать

воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению,

нравственных, гуманистических ценностей, расширению кругозора, развитию речи

школьников.

Цели  литературной подготовки заключаются в том, чтобы, используя

возможности данного факультативного курса, способствовать формированию умений:

  1. улавливать основную эмоциональную тональность

художественного текста и динамику авторских чувств;

       2. видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;

       3.  соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;

    4. анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;

    5.  соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Задачи курса:

1.  познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

2. учить детей умению видеть эстетическую сторону текста  и обучить их анализу

произведения;

3.  развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и

устную речь;

4.  прививать интерес к предмету, к различным видам искусств.

Предполагаемые результаты реализации программы.

Личностными результатами являются следующие умения:

1.  оценивать  поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм

и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

2.  эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

3.  понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

4.  выказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов  –  тексты литературных произведений, вопросы и

задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев),обеспечивающие

эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами  изучения курса является формирование универсальных

учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-  определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-  учиться  высказывать  своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

-  учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-  ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-  находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-  преобразовывать  информацию из одной формы в другую: подробно  пересказывать

небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

-  оформлять  свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или

небольшого текста);

-  слушать и понимать речь других;

-  выразительно читать и пересказывать текст;

  договариваться  с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и

общения и следовать им;

-  учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами  изучения курса является сформированностьследующих

умений:

-  воспринимать на слух  художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении

учителя, учащихся;

-  отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-  подробно пересказывать текст;

-  составлять устный рассказ по картинке;

-  соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

-  анализировать художественное произведение;

-  сравнивать произведения разных жанров и авторов;

-  давать характеристику героев.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел 1. Сказочные секреты. (5 ч)

Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок.

Роль сказки в жизни человека,  моральные качества и законы общественной жизни,

“зашифрованные” в сказках.

Классификация сказок: русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные,

богатырские, авторские.

Истоки народных и авторских сказок: сказители. Собиратели сказок. Герои сказок.

Особенности путешествия героя в "чужой" мир. Миф и сказка.  Связь сказки с

мифологическими представлениями древних славян.  Выражение народного взгляда в

сказках. Понятие сюжета и композиции

Литературоведческие основы сказки: специфика фантастики; характеристика персонажей;

характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета.

Законы "сказочного мира": одушевление предметов и явлений природы; очеловечивание

предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы; синтез ряда

обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными

свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи; чудесные

превращения и обращения; гиперболизация

Раздел 2. Волшебство народных сказок. (12ч)

Особенности русских народных бытовых сказок.  Композиция, сюжет.  «Сбрехал». «Добрый поп».

Сказки о животных.  Особенности русских народных сказок о животных.  Разновидности

сюжетов, особенности вымысла.  Иносказательное выражение человеческого мира.  «Звери в яме», Лиса и дрозд».

Признаки волшебной сказки: борьба добра со злом, волшебные числа, волшебные события, волшебные существа, волшебные предметы.

Исторические корни русских сказок. Волшебная сказка как единое целое. Отличительные

особенности жанра.

Сопоставление и анализ русских сказок и сказок народов мира: общие черты героев: ума,

находчивости, ответственности за принятие решений, силы характера.

Художественный мир волшебной сказки «Василиса Прекрасная».

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах,

музыке, в иллюстрациях к сказкам.

Раздел 3. Сказочно-былинный жанр (4ч)

Жанровые особенности былины:  русские народные торжественные песни, жанр устного

народного творчества.  Сказочно  -  былинный жанр. Сказочные приметы: начало сказки,

хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений.

Былина. Мультфильм  «Илья Муромец»: повествование о богатырях, мужественных

защитниках родины, прославление народом силы, смелости, удали, мудрости богатырей, их преданности Родине, картина «Богатыри» М.В. Васнецова.

Раздел 4. Авторские сказки. (19ч)

Отличия и сходства  авторской сказки и народной. Сказка, написанная автором. Вера

сказки в самоценности благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение

Добра, призыв к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Взаимоотношения взрослых и детей, материнская любовь и благодарность детей за нее,

корыстолюбие и наказание за непомерную жадность  ("Сказка о рыбаке и рыбке"  А.С.

Пушкин), умение дружить, заботиться, помогать, приносить пользу всем, с кем дружишь

(сказка Б.В. Заходера "Серая Звездочка").

Сказки Пушкина бродят по свету. Добрые и злые герои сказок Пушкина.

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского  «Мороз Иванович»  -  чудесные предметы:

пирожок и яблочки,  сказочный персонаж:  Мороз Иванович, говорящий петух,  волшебное место действия:  дом Мороза Ивановича  и народной сказки  «Морозко»,  признаки волшебной сказки: волшебные персонажи  –  Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

Осуждение зависти, злобы и угнетения слабого и беззащитного

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова "Маланья  –  голова баранья…". Маланья  –

праведница земли Русской…  праведные люди на Руси. Использование автором образов-символов.А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»Анализ и особенности сказки В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»Анализ сказки и характеристика героев.Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей»,«Принцесса Юта и Людоедова бабушка»,«Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Раздел 5. Волшебство сказок зарубежных писателей (14ч)

Сказки братьев Гримм. История жизни братьев Гримм.  «Король  -  Дроздобород».

А.С.Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и  «Белоснежка»  Братьев

Гримм.  Особенности литературной сказки Г.Х. Андерсена. На родине писателя.  «Дикие

лебеди».Знакомый незнакомец. Шарль Перро.

Раздел 6. Моя сказка (14ч)

Календарно – тематическое курса

 «Волшебный мир сказки»

п/п

 Кол-во часов

тема

Что пройдено на уроке

Дата примечание

Сказочные секреты (5)

1

1

Введение. Сказки как вид народной прозы.

Нравоучительный и философский характер

сказок. Роль сказки в жизни человека,

моральные качества и законы общественной

жизни, “зашифрованные” в сказках.

2

Сказочные жанры.

Классификация сказок

(русские народные сказки о животных, бытовые, волшебные, богатырские, авторские.

Характерные черты каждого вида сказок по классификации.

3

Истоки народных и авторских сказок:

сказители. Собиратели сказок.

4

Миф и сказка. Выражение народного взгляда в

сказках. Понятие сюжета и композиции.

5

Литературоведческие основы сказки.

Законы "сказочного мира".

Волшебство народных сказок (12)

6

Виды народных сказок.

Исторические корни

русских народных сказок, особенности их

построения, языка, героев.

7

Социально-бытовые сказки. Особенности

русских народных бытовых сказок.

Разновидности сюжетов, особенности

вымысла. Скрытый подтекст народной сказки,

еѐ мудрость.

8

Социально-бытовые сказки. «Сбрехал». «Добрый поп».

9

Сказки о животных. Особенности русских

народных сказок о животных.

Разновидности

сюжетов, особенности вымысла.

Иносказательное выражение человеческого

мира.

10

Сказки о животных. «Звери в яме», Лиса и дрозд».

11

Законы волшебной сказки. Мотивы русской

волшебной сказки. Признаки волшебной

сказки:

Признаки волшебной

сказки:борьба добра со злом, волшебные

числа, волшебные события, волшебные

существа, волшебные предметы.

12

13

14

Художественный мир волшебной сказки

«Василиса Прекрасная»

15

Сопоставление и анализ русских сказок и

сказок народов мира: общие черты героев: ума,

находчивости, ответственности за принятие

решений, силы характера.

16

17

Викторина «Такие разные сказки».

Волшебная сказка в разных видах искусства: в мультфильмах, кинофильмах,

музыке, в иллюстрациях к сказкам.

Сказочно-былинный жанр (4)

18

Сказочно – былинный жанр.

Жанровые особенности былины.

Сравнение богатырской сказки и былины.

19

Богатырская «Сказка про Илью Муромца

20

21

Интегрированный урок по литературному

чтению и изобразительному искусству

по теме «Богатыри».

Авторские сказки (19)

22

Авторские сказки. Сходства и различия авторской сказки и народной.

23

Сказка В.Ф.Одоевского«Мороз Иванович»

24

Сравнительный анализ сказок В.Ф.Одоевского«Мороз Иванович» и народной сказки «Морозко».

25

Сказка Лескова «Маланья – голова баранья…»

26

Урок-исследование по сказке Н.С. Лескова «Особенности народной и литературной сказки "Маланья – голова баранья…". Маланья – праведница земли Русской…

27

28

 А.М. Волков «Волшебник изумрудного города»

Выразительное чтение

29

Анализ и особенности сказки

30

31

В.Г. Губарев «Королевство кривых зеркал»

Выразительное чтение

32

Анализ сказки и характеристика героев.

33

Сказка Б.В. Заходера "Серая Звездочка"

34

Крыжановская Е. Сказочная трилогия о принцессе Юте-«Принцесса Юта и суп с каракатицей»

Выразительное чтение

35

«Принцесса Юта и Людоедова бабушка»,

Выразительное чтение

36

«Принцесса Юта и дудочка Крысолова».

Выразительное чтение

37

Анализ сказки.

Пересказ любимого эпизода

38

Сказки Пушкина бродят по свету

39

40

Игра «Волшебный мир пушкинской сказки».

Волшебство сказок зарубежных писателей (14)

41

42

Сказочники мира так прекрасно разны!

Сказки братьев Гримм. «Король -Дроздобород». «Госпожа Метелица».

43

«Белоснежка» Братьев Гримм.

Прочитать любую сказку Братьев Гримм

44

Любимая сказка Братьев Гримм

45

А.С.Пушкин «Сказка о мѐртвой царевне и о семи богатырях»  и «Белоснежка» Братьев

Гримм. Сравнительный анализ.

46

Игра КВН. «Волшебная страна братьев

Гримм».

47

Чудесный сказочник. Особенности

литературной сказки Г. Х. Андерсена. На родине писателя.

48

«Дикие лебеди». Сюжет, композиция, главные

герои. Подвиг главной героини.

49

Любимая сказка Андерсена

50

Викторина по сказкам Андерсена

51

Знакомый незнакомец. Шарль Перро.

52

Любимая сказка Шарля Перро

53

Викторина «Волшебные сказки Шарля Перро».

54

Схожесть сказок мира.

Моя сказка (14ч)

55

Особенности волшебной сказки, композиция, сюжет

56

Герои волшебной сказки

57

Выбор сюжета, собирание материалов для волшебной сказки.

58

 Работа над созданием сказки.

59

Работа по тексту

60

Иллюстрации к своей сказке

61-62

Представление и обсуждение сказок.

63

64

Моя сказка на школьную тему: обдумывание сюжета и композиции

65

66

Представление и анализ своего проекта

67

68

Урок – обобщения «До свидания, сказка!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности основного общего образования художественной направленности «Мастерица» 3-4 класс

Настоящая программа имеет художественную направленность. Содержание данной программы подобрано в соответствии со спецификой ОУ, учетом локальных актов, нормативных документов, требований СанПин. Срок ...

Программа внеурочной деятельности основного общего образования духовно-нравственной направленности «Мой край - Россия» для 5 класса

Данная программа внеурочной деятельности  предназначена для обучающихся 5класса и предполагает реализацию в рамках социального направления, так как предполагает выполнение социально значимых прое...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования социального направления «ПРОДВИЖЕНИЕ» для 7 класса

Основой для современной организации воспитательной работы с учащимися является сама цель обучения и воспитания – общее развитие ребёнка, где важным фактором воспитания является освоение ученикам...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Реальная математика», общеинтеллектуальное направление

Программа конкретизирует содержание предметных тем курса, основные виды учебной деятельности школьника и дает примерное распределение учебных часов на каждую тему курса «Реальная математика&raqu...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования Основы духовно – нравственной культуры народов России –« Как прекрасен этот мир».

В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности основного общего образования «Разговоры о важном» базовый уровень (для 7 класса) на 2022-2023 учебный год...

Рабочая программа внеурочной деятельности основного общего образования #PROприроду для 5-9 классов

Программа #PROприроду задумывалась как внеурочная деятельность для подробного и глубокого изучения родного края. На основании этого интегрировалась связь урочной и внеурочной деятельности программы #P...